Научная статья на тему 'Реализация права на жилищное обеспечение лиц из категории социально незащищенных граждан'

Реализация права на жилищное обеспечение лиц из категории социально незащищенных граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гарантии / право на жилище / жилищное обеспечение / социально незащищенные граждане / дети-сироты / guarantees / the right to housing / housing provision / socially unprotected citizens / orphans

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловых С. Ж.

в статье рассматриваются вопросы правового регулирования и обеспечения права лиц из категории социально незащищенных граждан, на жилье, в частности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отмечается, что в Российской Федерации сформировался широкий массив законодательства, регулирующего механизм обеспечения лиц указанной категории. Усложненная структура данного механизма (передача определенных полномочий и компетенций на уровень правотворчества субъектов РФ) не позволяет утверждать о надлежащем обеспечении государством функций по социальному обеспечению лиц, указанной категории. Данные обстоятельства предопределяют необходимость повышенного внимания со стороны государства к указанной проблеме. В связи с вышеизложенным данная проблема требует научного осмысления с современных правовых и социально-экономических позиций, в том числе с целью определения направлений развития данной сферы общественных отношений, улучшения качества ее правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the right for housing provision of persons from the category socially unprotected citizens

the article deals with the issues of legal regulation and ensuring the right of persons from the category of socially unprotected citizens to housing, in particular orphans and children left without parental care. It is noted that a wide array of legislation has been formed in the Russian Federation regulating the mechanism for providing persons of this category. The complicated structure of this mechanism (the transfer of certain powers and competencies to the level of law-making of the subjects of the Russian Federation) does not allow us to assert the proper provision by the state of social security functions for persons of this category. These circumstances determine the need for increased attention from the state to this problem. In connection with the above, this problem requires scientific understanding from modern legal and socio-economic positions, including with the aim of determining the directions of development of this sphere of public relations, improving the quality of its legal regulation.

Текст научной работы на тему «Реализация права на жилищное обеспечение лиц из категории социально незащищенных граждан»

• ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ •

С.Ж. Соловых,

доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права Саратовской государственной юридической академии

S.Zh. Solovykh,

Doctor of Law, Associate Professor Head of the Department of Civil Law Saratov State Law Academy, Saratov swetlanasolo@yandex.ru

DOI:

I

99

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ ИЗ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ГРАЖДАН

ЗС Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулирования и обе-

$2 спечения права лиц из категории социально незащищенных граждан, на жилье, в част-^ ности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отмечается, что в Российской Федерации сформировался широкий массив законодательства, регулирующего механизм обеспечения лиц указанной категории. Усложненная структура

0 данного механизма (передача определенных полномочий и компетенций на уровень ^ правотворчества субъектов РФ) не позволяет утверждать о надлежащем обеспе-С; чении государством функций по социальному обеспечению лиц, указанной категории. jj Данные обстоятельства предопределяют необходимость повышенного внимания

со стороны государства к указанной проблеме. В связи с вышеизложенным данная g проблема требует научного осмысления с современных правовых и социально-эконо-I— мических позиций, в том числе с целью определения направлений развития данной сферы общественных отношений, улучшения качества ее правового регулирования. § Ключевые слова: гарантии, право на жилище, жилищное обеспечение, социально

Се незащищенные граждане, дети-сироты.

1

g IMPLEMENTATION OF THE RIGHT

С FOR HOUSING PROVISION OF PERSONS

114

О

FROM THE CATEGORY SOCIALLY UNPROTECTED CITIZENS

Abstract: the article deals with the issues of legal regulation and ensuring the right q of persons from the category of socially unprotected citizens to housing, in particular orphans Cy and children left without parental care. It is noted that a wide array of legislation has been

formed in the Russian Federation regulating the mechanism for providing persons of this category. The complicated structure of this mechanism (the transfer of certain powers and competencies to the level of law-making of the subjects of the Russian Federation) does not allow us to assert the proper provision by the state of social security functions for persons of this category.

These circumstances determine the need for increased attention from the state to this problem. In connection with the above, this problem requires scientific understanding from modern legal and .socio-economic positions, including with the aim of determining the directions of development of this sphere ofpublic relations, improving the quality of its legal regulation.

Keywords: guarantees, the right to housing, housing provision, socially unprotected citizens, orphans.

J= §

■o §

Право на жилище §

г

Конституционное право каждого гражданина РФ на жи- | лище обладает своим собственным содержанием, которое представ- £ ляет ряд возможностей. К таким возможностям относятся: §

о

■ возможность иметь жилище на основаниях, предусмотренных ^ российским законодательством, §

■ возможность использовать жилище, находящееся в его владе- |

нии, в соответствии с его целевым назначением, 1

|

■ возможность использовать средства охраны и защиты, которые | позволяют владеть жилищем в режиме неприкосновенности. ^

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что осно- а| вания и порядок приобретения гражданами, нуждающимися в жилище, права пользования жилым помещением непосредственно Конституцией РФ не закреплены [1-4]. Статья 72 Конституции РФ определяет, что именно федеральный законодатель должен определить с учетом финансово-экономических возможностей государства категории граждан, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем.

Применительно к конституционным правам в любом случае, когда требуется конкретизация, она должна проводиться путем детализации правомочий субъектов, установления процессуальной формы и средств их осуществления [5, с. 13]. Во всех случаях, когда отсутствуют средства обеспечения в виде обязанности государства по созданию условий реализации данного права, как в целях обеспечения 115 жильем, так и в целях улучшения жилищных условий утверждать, что п право на жилище реализуемо, не представляется возможным.

Именно отраслевое законодательство должно содержать средства О реализации конституционных прав, в ином случае конституционное § право на жилище будет декларативным, а система гарантий права 5 на жилище не будет полноценной.

В юридической науке отмечается, что, исходя из необходимости реализации принципа всемерного обеспечения и охраны имуще-

I

ственных потребностей граждан сформировалась новая функция государства, а именно удовлетворение имущественных потребностей [6, с. 31].

Конституционное толкование содержания права на жилище определяет, что такое право является одним из элементов комплексного права на достаточный жизненный уровень и потребность в жилье - это одна из основных потребностей человека [7].

Правовая природа права на жилище обладает двойственным характером, который обусловлен тем обстоятельством, что жилье как объект гражданского оборота представляет собой средство удовлетворения различных благ у субъектов жилищных правоотношений: управомоченного лица (гражданина) жилье — это социальное благо, а у обязанного лица (органа публичной власти) - это экономическое благо. В юридической литературе отмечается [8, с. 3-4; 9, с. 29], что реализация права на жилище возможна теми способами, которые за-§ креплены в жилищном законодательстве на основе конституционных положений. В этом смысле осуществление гражданами жилищных ^ прав возможно с использованием различных способов, предусмо-§ тренных действующим законодательством [10; 11], и предполагает ® инициативную и самостоятельную форму, а исполнение государством С обязанности по созданию условий для реализации права на жилище ^ зависит в том числе и от факторов экономического характера, к кото-2 рым относятся инфляция, политическая ситуация, политика ценообразования, потребительское поведение и др.

Такое установление определяет, что граждане самостоятельно С решают вопрос о необходимости осуществления права на жилище,

5 а вот способы его реализации устанавливает государство. Причем эти § '

^ в улучшении жилищных условий и т.п

Как следствие, при формировании системы правового регулиро-116 вания все субъекты (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления), обладающие право-су творческими функциями, должны определять объем, размер и порядок

О

«V

со

способы должны быть дифференцированы в зависимости от статуса гражданина: малоимущие; иные категории граждан; нуждающиеся

предоставления гражданам мер социального обеспечения.

В России, как и в большинстве стран, жилищная политика является частью социальной государственной политики, указывающей основные направления, в целях реализации которых государство будет предпринимать различные меры в части выполнения своих конституционных обязанностей.

Программные документы, принятые в последнее время, указывают на то, что обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан является основным приоритетом государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере. И последние изменения законодательства подтверждают, что правовое регулирование § направлено на создание механизма гарантий защиты прав граждан | на жилище. Следует отметить, законодатель учитывает, тот аспект, что 1 первостепенным для обеспечения жилищем является строительство ^ комфортного жилья, которое осуществляется как за счет средств бюд- § жетов различного уровня, а также за счет средств граждан, желающих £ улучшить свои жилищные условия. В этом смысле повышение уровня | защиты граждан как непрофессиональных инвесторов (участников £ строительства) как цель законодательных изменений находит отра- §

о

жение не только в правовых актах, регулирующих инвестиционную 5

сферу [12; 13], но и в иных правовых актах, например, в Федеральном §

законе от 26.10.2002 N° 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». |

Закрепленные в нем меры, направленные на приоритетное удовлет- |

ворение в режиме требований участника строительства (подпункт |

2 пункта 1 статьи 201.1, пункт 3 статьи 201.4, подпункт 3 пункта 1 §

статьи 201.9 Закона о банкротстве), обеспечивают интерес граждан ¡3

в обеспечении личной потребности в жилище [14]. 1

Следует отметит, что за последние пять лет в Российской о

Федерации (по данным Росстата) отмечается рост жилищного §

строительства [15], в том числе и за счет средств, привлекаемых £

от населения. 5

¡

I

117

Такая статистика подтверждает, что в целом государство нацелено на выполнение своих обязательств перед гражданами и последовательно решает существующую социальную проблему по обеспечению жильем населения с учетом тех способов осуществления права, которые установлены для определенной категории лиц.

Потребность в жилом помещении, как отмечают некоторые исследователи, может быть удовлетворена в том случае, когда все граждане будут иметь жилье на праве собственности или на ином законном основании [16, с. 48].

Социально незащищенные категории граждан

Следует отметить, что понятие «социально незащищенные слои населения» не является законодательно установленным определением и не рассматривается законодателем как категория лиц, объединенная „о каким-либо единым признаком.

В контексте п. 1 ст. 39 Конституции РФ меры социальной поддержки гарантируются гражданам по возрасту, в случае болезни, № инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных § случаях, установленных законом.

§ В научной литературе данный термин используется для обобщен-2 ного определения нетрудоспособных либо временно нетрудоспособ-^ ных, либо пенсионеров, либо лиц, располагающих доходом ниже про— житочного минимума и имеющих неотъемлемое и конституционное

§ право на социальную поддержку государства на условиях и в порядке, с

§ устанавливаемых законодательством в соответствии и соразмерно § личному вкладу каждого из них в социально-экономическое развитие с государства [17].

То есть государство, исходя из своих экономических возможно-

99

о стей, определяет круг лиц на временном промежутке, которые могут ^ получить социальные преференции от государства в целях повышения С своего благополучия.

Правовой статус лиц, объединенных в категорию социально незащищенных, различен и, как следствие, основания для возможности рассмотрение конкретного лица в качестве социально незащищенного СЧ лица будет определяться, исходя из специального указания закона. ® Например, ст. 217 Налогового кодекса РФ, предусматривает налоговые льготы, определяя доходы, не подлежащие налогообложению различных групп лиц.

В пункте 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин, который признан нуждающимся в социаль-

118

со

го

ном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги признается получателем социальной услуги. Основаниями же признания граждан, в качестве нуждающихся в социальном обслуживании, являются различные жизненные ситуации,

при наличии которых государство берет на себя обязательства. §

В качестве таких обстоятельств указываются как имущественные §

основания (отсутствие работы и средств к существованию), так и осно- §

вания социального характера (наличие внутрисемейного конфликта), §

а также и проблемы, связанные со здоровьем (например, частичная £

утрата способности осуществлять самообслуживание, самостоятель- *

но передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности |

в силу заболевания). Данные основания для получения социального £

обслуживания не являются закрытыми, законодатель определяет, что О субъект Российской Федерации самостоятельно может определить

обстоятельства, при наличии которых лицо будет получать социальное 5

обслуживание. 5

Например, на территории Волгоградской области к таким обсто- Ц

ятельствам относят еще и лиц, оказавшиеся в трудной жизненной §

ситуации, которая объективно нарушает жизнедеятельность в связи »]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со стихийными бедствиями, пожарами, террористическими актами .5

и которую они не могут преодолеть самостоятельно. §

О

Фактически приведенные примеры — это только небольшой пласт 1

законодательства, который своим содержанием реализует социальную |

политику государства. |

Конституционный Суд Российской Федерации уже высказы- §

„ с

вался относительно целей социальной политики, провозглашенных 1

Конституцией Российской Федерации, которая обязывает принимать £ меры к обеспечению благополучия граждан, их социальной защи- 5 щенности и нормальных условий существования, как это следует § из Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определения § от 15 февраля 2005 года № 17-О и многих других его решений. При 1 этом человек, если он в силу объективных причин не может само- 119 стоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни, вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства и общества. ^

Из правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным о

Судом Российской Федерации, также следует, что Конституция |

Российской Федерации требует охранять достоинство личности как 5 важную предпосылку и основу других неотчуждаемых прав и свобод, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности [18].

Обеспечение жильем детей-сирот

К лицам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, относятся и лица, обладающие статусом «дети-сироты». Правовой статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и его реализация определяется теми условиями и возможностями, которые адекватны взятыми на себя социальными обязательствами со стороны государства. С точки зрения юридической конструкции, правовой статус лиц указанной категории не отличается от иных моделей правового статуса личности. Это утверждение строится на доктринальном понятии, сложившемся в юридической науке. Как следствие, структурными элементами, т.е. теми правовыми явлениями, с помощью которых законодатель фиксирует правовое положение лиц указанной категории, следует признать: права и обязанности, законные интересы, правосубъектность, юридические гарантии.

Государство, признавая статус лиц, указанной категории, указы-§ вает и на наличие жилищных прав, которые имманентно вытекают из конституционного права, установленного ст. 40 Конституции РФ. ^ Субъективные права, являющиеся элементами правового статуса, § выступают средством удовлетворения потребности лиц указанной ® категории в жилом помещении. Причем смысл существования субъек-С тивного права детей-сирот на жилое помещение определяется целью ^ его реализации, которая раскрывается как в общественном интересе, 2 так и личном интереса лица, представляя тем самым баланс таких разнообразных интересов.

Как гарантированная мера возможного поведения, субъективное С право всегда определяется нормами объективного права, которые кон-^ кретизируют его различными правовыми средствами, позволяющими § удовлетворить собственные потребности и интересы. ^ Например, право на получение однократного благоустроенного с; помещения установлено нормами федерального законодательства, однако средства его конкретизации находятся в сфере ведения законо-120 дательства субъектов РФ. Нормативные правовые акты субъектов РФ содержат достаточно широкий спектр таких средств. К ним следует

го

су относить:

® ■ порядок формирования списка и включения в него лиц указан-^ ной категории;

■ закрепление факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях;

■ определение порядка закрепления и обеспечения сохранности ранее занимаемых жилых помещений;

■ порядок и основания исключения из списка лиц, указанной категории и т.д.

Законодательство субъектов РФ также конкретизирует право на жилое помещение учитывая определенные условия, например:

■ вопросы формирования специализированного жилищного фон- 2 да (строительство; участие в долевом строительстве; приобретение 5 жилых помещений у застройщика; приобретение жилых помещений | на вторичном рынке жилья); 5

■ установление критериев признания жилого помещения 5 благоустроенным. *

Следует отметить, что исполнение возложенной на себя обязан- |

ности со стороны государства в удовлетворении потребности на жилье £

,, " о

лиц, указанной категории, производится с учетом того, что данные О субъекты входят в группу социально незащищенной категории.

Эти факторы указывают на необходимость более акцентированно- |

го внимания со стороны государства и его органов, осуществляющих | управленческие функции, к проблеме социальной обеспеченности |

лиц, указанной категории. 5

Вопросы обеспеченности жильем детей-сирот, как, собственно, и иные вопросы, касающиеся социальной защиты, входят в предмет .3

совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской 5

О

Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации). |

При такой системе правового регулирования, когда Российской |

Федерацией принимаются федеральные законы, а на их основе субъ- °

ектами РФ принимаются законодательные акты, которые, по идее, 5

не должны входить в противоречие с федеральным законом. |

Анализ состояния правового регулирования в сфере обеспечен- £

ности жильем детей-сирот показывает отсутствие системности изло- 5

жения и правовой определенности реализации правового статуса лиц, 5

указанной категории в различных субъекта Российской Федерации. 2

Это объяснимо по ряду рядом объективных причин:

■ организационно-территориальным устройством РФ, которое 121 включает в себя множественность субъектов РФ;

■ отсутствием единообразной системы нормативно-правовых ^ актов, принятых субъектами РФ, регулирующими указанную сферу; о

■ низкой юридической техникой оформления нормативных | правовых актов; 5

■ невысоким уровнем исполнительной активности органов публичной власти, обладающими теми или иными полномочиями по реализации жилищных прав лиц, указанной категории.

Следует отметить, что указанные причины не являются специфическими для исследуемой области, они представляют собой отражение общих факторов, оказывающие негативное влияние на общественные отношения.

Сравнительный анализ законодательства субъектов РФ, обеспечивающий реализацию механизма обеспечения жилищных прав лиц указанной категории, позволяет выявить наиболее эффективную модель его построения. Однако, исследуя систему правового регулирования отношений по обеспечению жильем детей-сирот, можно отметить следующие факторы, которые могут оказывать негативное воздействие на эффективность действующего механизма предоставления жилья лицам, указанной категории.

Например, положительным можно считать тот факт, что во всех субъектах РФ законодательная система, регулирующая сферу обеспечения жилыми помещениями, соответствует рекомендациями § Правительства Российской Федерации, которые были сформулированы в Постановлении № 397 от 4 апреля 2019 года [19]. ^ Отрицательными факторами можно назвать отсутствие еди-§ нообразной системы правового регулирования в субъектах РФ. ® Право на получение жилого помещения может быть закреплено как С в Законе субъекта РФ, регулирующем общие вопросы социальной ^ поддержки всех категорий лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми 2 помещениями, в Законе субъекта РФ, регулирующем вопросы социальной поддержки детей-сирот, в специальном Законе субъекта РФ, регулирующем вопросы порядка представления жилых помещений С детям-сиротам.

^ Наиболее предпочтительным следует отметить вариант правового § регулирования, когда существует правовой акт, закрепляющий правовое положение детей-сирот и содержащий условия представления тех с; или иных мер социальной поддержки, включая порядок обеспечения жилыми помещениями и меры, предпринимаемые для сохранности 122 имеющегося недвижимого имущества, на которое имеются права лиц указанной категории. су По общему правилу, обязанность представления жилого помеще-

О

«V

со

ния детям-сиротам у региональных органов возникает в связи с достижением 18-летнего возраста конкретным субъектом. Некоторые субъекты РФ устанавливают дополнительные гарантии, понижая возраст наступления права на жилое помещение и связывая его с определенным жизненными ситуациями, например окончанием образовательного учреждения.

Следует отметить, что в качестве дополнительной гарантии реализации права на жилое помещение можно отметить такие меры, как постановка на учет лиц указанной категории при достижении ими 14-летнего возраста. Введение таких мер позволяет региональным

властям оптимально планировать средства финансирования различ- Ш

ных мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, |

ш

что в целом следует рассматривать как ответственное отношение |

к исполнению своих обязанностей. д

о

Законодательное закрепление обязанностей органов опеки и по- » печительства осуществлять контроль за постановкой на учет несо- 5 вершеннолетнего лица в качестве нуждающегося в жилом помещении | также является дополнительной мерой, направленной на создание £ условий по обеспечению жилым помещением. Данное положение 5 установлено в федеральном законодательстве и субъекты РФ без изменения содержания данной нормы закрепляют в соответствующих § региональных правовых актах. |

В то же время в законодательстве субъектов РФ имеется вариа- 1

|

тивность решения некоторых вопросов, которые не соответствуют |

принципам правового положения личности (ст. 19 Конституции РФ), 5

а именно определение площади предоставляемого жилого помещения. ¡3

Несмотря на то, что федеральный законодатель определил ее конкрет- 1

ный размер, некоторые субъекты РФ, все-таки тем или иным образом §

вносят коррективы, прибегая к различного рода установлением. 5

Второй случай вариативности, когда жилое помещение предо- £

ставляется на территории субъекта РФ в целом; по месту жительства; ®

в границах соответствующего муниципального округа или городского Ц

округа; в границе соответствующего муниципального образования; |

®

или по месту нахождения в границах соответствующего муниципаль- £ ного образования; по месту: первичного выявления или устройства; 3 окончания пребывания в образовательном учреждении или учреж- * дении социального обслуживания населения; регистрация; в других £ муниципальных образований субъекта РФ с согласия либо по желанию выбора места в случае невозможности предоставления жилого 123 помещения или невозможности проживания по месту его жительства п в границе соответствующего муниципального образования; другого муниципального образования; по месту трудоустройства по получен- § ной профессии (специальности) или проживания родственников; иных §

О"

населенных пунктах; в границах соответствующего муниципального 5 округа, городского округа, муниципального района; ином сельском или городском поселении муниципального района; в границах автономного округа либо на территории другого субъекта РФ.

Следующий случай вариативности касается определения наймо-дателя по договору найма специализированных жилых помещений. В качестве такового могут выступать различные органы публичной власти, как, например, государственное учреждение по делам семьи, демографической и социальной политике; областное бюджетное учреждение, созданное в целях осуществления эксплуатации жилищного фонда; орган исполнительной власти по управлению жилищным фондом.

Вариативность нормативного регулирования касается и вопросов уполномоченного органа, который обладает принимать заявление (органы опеки и попечительства; региональный орган исполнительной власти (министерство) по труду и социальной защите; организация социального обслуживания; государственное казенное учреждение центр социальной поддержки населения и т.п.) „о и уполномоченного органа, который принимает решение по итогам го рассмотрения заявления (городской департамент труда и социальной защиты населения; территориальный орган опеки и попечительства № в течение пятнадцати дней со дня получения заключения соответ-§ ствующей комиссии; департамент образования, науки и молодежной § политики и т.п.). Собственно, и сроки рассмотрения решения, и на-2 правления итогов такого рассмотрения могут существенно разли-^ чаться по субъектам РФ.

— Выявлены случаи, касающиеся определения размера социальной § выплаты, который рассчитывается на дату выдачи именного свиде-^ тельства и является неизменным. Однако установление исчисления § срока единовременной денежной суммы не учитывает:

■ цели правового регулирования (социальной направленности законодательства данной сферы), т.е. нивелирует гарантии получения

о соответствующего жилья у лиц, получивших право на данную еди-^ новременную выплату, в условиях роста или снижения цен на рынке С недвижимости;

■ ценовые изменения на рынке недвижимости.

124 Поэтому целесообразно установить окончание исполнения госу-^ дарственных обязательств на дату перечисления средств продавцу (V жилого помещения или застройщику.

® Интересно решается и вопрос в установлении дополнительных ^ правовых средств гарантированности правового статуса. Например, в ситуациях, когда местонахождение лиц указанной категории невозможно определить либо когда происходит отказ от заключения найма специализированного жилого помещения, включая случае неявки для заключения такого договора.

5

Также представляется возможность неоднократного предоставления жилых помещений при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия лицам, указанной категории, например заключение на новый срок, предоставление благоустроенных жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Устанавливаются иные обстоятельства различного характера, при наличии которых невозможно проживание в ранее занимаемых жилых помещениях лиц указанной категории, по отношению к требованиям федерального законодательства. ||

Условно такие обстоятельства можно разделить по следующим критериям: 5

а) по субъекту с деструктивными характеристиками (бывшие усыновители; отстраненные от исполнения обязанностей опекуна; § асоциальные личности и т.д.); |

б) по лицу указанной категории (наличие хронической формы | заболевания и т.д.); 1

в) по требованиям к жилому помещению (жилое помещение рас- 5 положено в населенном пункте, не имеющем социально значимых ¡3 объектов и др.; жилое помещение находится в общей собственности 1 лиц указанной категории и родителей, лишенных родительских прав § в отношении этих лиц; общая площадь жилого помещения, которая 5 приходится на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, £ менее 14.2 общей площади жилого помещения, в том числе, если ® такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое Ц помещение лиц, указанной категории; |

г) по социально-экономическим требованиям условия нахождения £ предоставляемого жилого помещения (значение коэффициента напря- й женности на рынке труда сельского поселения, к которому относится * населенный пункт, равно или более 2,0; отсутствие рабочих мест £ по специальности; отсутствуют регулярные перевозки пассажиров, которые обеспечивают транспортные связи между населенным пунктом 125 места нахождения жилого помещения и административным центром п соответствующего сельского поселения муниципального района; со- ; кращение численности населения населенного пункта в процентах §

к предыдущему году равно или более 5,0; отсутствие в сельском по- § селении, к которому относится населенный пункт, основных объектов 5 социальной инфраструктуры: общеобразовательной организации, фельдшерско-акушерского пункта или общей врачебной практики, учреждения культурно-досугового типа и т.д.).

В некоторых случаях законодательство содержит и меры ограничительного характера в виде запрета на обмен и сдачу в поднаем жилого помещения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несомненным является факт срока реализации права на жилое помещение лиц указанной категории, т.к. временные сроки предоставления социального обеспечения всегда рассматриваются как существенная гарантия любого права.

Данный вопрос является наиболее проблемным, так как зависит от факторов различного характера как экономического, так и организационного характера.

Экономический фактор оказывает деструктивное влияние, т.к. по различным официальным данным обусловлен недостаточностью финансирования.

Но здесь следует указать на тот аспект, что, в соответствии „о с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ го от 15 апреля 2014 г. № 296, государство в виде субсидий из федерального бюджета представляет достаточно существенные суммы для а создания роста благосостояния лиц, указанной категории, «в том числе § для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской § Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений 2 специализированного жилищного фонда по договорам найма специ-^ ализированных жилых помещений» .

— Конечно же, есть официальные статистические данные, кото-§ рые раскрывают суммы денежных средств из консолидированных 5 бюджетов субъектов РФ, направленные на реализацию мероприятий § по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанной категории.

Как следствие, исполнение взятых на себя обязательств в разумные сроки следует рассматривать в системе юридических гарантий как га-о рантий , которые определяют пределы реализации субъективных прав. ^ Фактически такие пределы устанавливаются следующими право-С выми средствами, закрепленными в законодательстве субъектов РФ:

■ наделение соответствующих органов публичной власти полно-126 мочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанной

категории;

СЧ ■ наделение соответствующих органов публичной власти пра-® вами и обязанностями по обеспечению жилыми помещениями лиц, ^ указанной категории;

■ разграничение полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления;

■ объем субвенций на реализацию полномочий органами по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанной категории;

■ принятие программ по ликвидации задолженностей по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанной категории.

Вне всякого сомнения, можно сказать, что механизм обеспечения правового статуса лиц указанной категории включает в большинстве

своем не только гарантии реализации прав, но и надлежащую охрану Ш

и эффективную защиту в качестве установленных законом способов |

5

и средств. 1

Однако есть необходимость остановиться на некоторых вопросах, ^

которые оказывают влияние на эффективность данного механизма, »

и относятся к юридической технике нормативных правовых актов, 5

принятых субъектами РФ. |

При разработке нормативных правовых актов не всегда соблюда- £

ются содержательные правила, а именно однородность правового регу- 5 лирования, что является фактором снижения эффективности действия

нормативно-правового акта. Данные случаи мы встречаем в системе §

нормативных правовых актах тех субъектов РФ, которые использую |

такой прием, когда вопросы обеспечения жилыми помещениями 1

|

включаются и в нормы жилищного законодательства, и в нормы за- |

конодательства о социальном обеспечении, и в нормы, регулирующие 5

деятельность органов, осуществляющих образовательные функции. ¡3

Конечно же, достаточно сложно определить принадлежность 1

исследуемой сферы общественных отношений к какой-либо одной §

■с

отрасли права, но в данном случае системность изложения основ- §

ных положений в специальном законе, посвященном обеспечению £

жилыми помещениями лиц указанной категории, является наиболее ®

рациональным подходом в правовом регулировании, т.к. позволяет Ц

единообразно принимать нормативные правовые акты в данной сфере |

по отдельным вопросам, касающимся данной проблематики. £

Как следствие, блок нормативной базы, объединенной единой й

целью правового регулирования, позволит и исключить проблемы *

правоприменительного характера. £

Такой подход по своей сущности будет строиться на принципе

правовой определенности, т.к. будет ясно и логично излагать правовой 127

материал и в своей системности будет согласован с целями и принци- п пами законодательного регулирования.

Существуют определенные проблемы и в доступности норматив- §

ных правовых актов, под которой в юридической технике понимается §

О"

такое языковое правило, которое указывает на использование мак- 5 симально простых терминов, доступных лицам, которым адресован нормативный правовой акт. Так, в некоторых случаях процедурные правила не отвечают этим требованиям, что фактически нарушает

право на получение информации о процессе осуществления лицами указанной категории, права на обеспечение жилого помещения.

Как следствие, можно сделать выводы, что не во всех субъектах РФ нормативные правовые акты, составляющие законодательство в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории, отвечают требованиям:

■ целесообразности, т.к. не отвечают соответствующим интересам как государства, так и собственно лиц указанной категории. Соответствующий интерес у государства проявляется в выполнении взятых на себя социальных обязательств, интересы личного характера связаны с получением жилья, пригодного для проживания.

■ эффективности, т.к. цели издания не всегда могут быть реализованы с наименьшим ущербом для выше указанных интересов;

■ экономичности, т.к. соотношение достигнутого результата

£ вследствие введения и действия системы нормативных правовых £

¡^ актов и произведенными для создания такого результата затратами

чаще всего находятся в отрицательной динамике; ^ ■ реальности, т.к. в наличие не рационное использование мате-§ риальных, финансовых и трудовых ресурсами по обеспеченности Э реализации положений нормативных правовых актов.

1

5 Список литературы:

« 1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 509-О-О // Доступ из справ.-правовой системы

25 «КонсультантПлюс».

§ 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации

С от 24 декабря 2012 г. № 2280-О// Доступ из справ.-правовой системы

^ «КонсультантПлюс».

^ 3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации

оа от 23 декабря 2014 г. № 2960-О// Доступ из справ.-правовой системы

2 «КонсультантПлюс».

С 128

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 187-О// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе (у Российской Федерации / Б. С. Эбзеев. - М., 2005.

О 6. Баринов, Н.А. Категория «имущественные потребности» - инновация

¡^ в гражданском праве / Н.А. Баринов // Вестник Нижегородского университета О Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3 (2).

7. По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 310, пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 1 статьи 450, пункта 2 статьи 450.1 и абзаца второго пункта 2 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т. В. Пыкиной: постановление

с

Конституционного Суда РФ от 2 июня 2022 г. № 23-П // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Крашенинников, П. В. Жилищное право: учебник / П. В. Крашенинников.

- 12-е изд., пер. и доп. - М., 2020.

9. Скрипко, В.Р. Право граждан Российской Федерации на жилище / В.Р. Скрипко // Государство и право. - 1996. - № 2.

10. По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в свя- § зи с жалобой гражданина А. М. Богатырева: постановление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. № 5-П // Доступ из справ.-правовой системы 5 «КонсультантПлюс». 5

11. По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8 Закона 1 Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на тер- Л ритории Алтайского края» в связи с жалобой гражданки Г. А. Пенкиной: § постановление Конституционного Суда РФ от 25 октября 2016 г. № 21-П // о Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осущест- § вляемой в форме капитальных вложений: федеральный закон от 25 февраля 1 1999 г. № 39-Ф3 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 1

13. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных -1 объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодатель- £ ные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2004 г. з № 214-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». ^

14. О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом I строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости С и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской | Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», § подпунктов 3 и 3-1 пункта 1 статьи 201-1, пункта 5 статьи 201-10, абзаца * второго пункта 2 статьи 201-15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201-15-1, Л пункта 11 статьи 201-15-2 Федерального закона «О несостоятельности Л (банкротстве)» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации £ и жалобой гражданки А.Н. Шалимовой: постановление Конституционного 5 Суда Российской Федерации от 21 марта 2022 г. № 34-П по делу о проверке -3 конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона // Доступ || из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». £

15. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14458.

16. Суслова, С.И. Жилищные права: понятие и система / С.И. Суслова.

- М., 2014.

17. Байматов, П.Н. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / П.Н. Байматов. - Тюмень, 2016. - 33 с.

18. По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и части третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов

129

в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Г.: постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2021 г. № 3-П // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства: постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397. - URL: http://deti.egov66.ru>.. .postanovlenie.. ,04.04.2019-№-397.doc

f

I §

OQ

I

§ С

I §

OQ

I

130

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со «v о «v

го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.