Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН НА МЕСТНОМ УРОВНЕ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, КОНТРОЛЬ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН НА МЕСТНОМ УРОВНЕ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, КОНТРОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / ЕЖЕГОДНЫЕ ПОСЛАНИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ / УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будаев А. М.

В современной отечественной модели развития федеративных отношений и местного самоуправления вопросы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи - особенно в условиях новых вызовов, связанных с распространением коронавирусной инфекции, - становятся сферой интересов всех уровней публичной власти, функционирующих в нашей стране как единая система. Особо опасные и сложные заболевания, требующие повышенного внимания и квалификации от медицинских работников и всей системы здравоохранения, являются сферой ответственности федеральных и региональных органов власти. Роль местного самоуправления в этой системе - это оказание медицинской помощи в пределах своей компетенции. С сентября 2005 г. по инициативе Президента России начата реализация приоритетных национальных проектов, среди которых есть проект «Здравоохранение». Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для последующей модернизации всей системы медицинского обеспечения. В настоящее время в Российской Федерации в рамках данного национального проекта выделяются значительные бюджетные средства на обновление и поддержание отечественной медицины. В связи с этим особую актуальность приобретают такие вопросы, как публичный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ресурсов, а также формирование команд управленцев, способных обеспечить реализацию принятых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Будаев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE RIGHT TO HEALTH PROTECTION AT THE LOCAL LEVEL: THEORY, PRACTICE, CONTROL

In the modern domestic model of the development of federal relations and local self-government, the issues of protecting citizens’ health and providing medical care - especially in the face of new challenges associated with the spread of coronavirus infection - are becoming the sphere of interests of all levels of public authority ctioning in our country as a single system. Federal and regional authorities are responsible for particularly dangerous and complex diseases that require increased attention and qualifications from medical professionals and the entire healthcare system. The role of local government in this system is to provide medical care within its competence. Since September 2005, at the initiative of the President of Russia, priority national projects has been launched, including the Healthcare project. The main objective of the project is to improve the situation in healthcare and create conditions for the subsequent modernization of the entire medical support system. Currently, in the Russian Federation, within the framework of this national project, significant budgetary funds are allocated for the renewal and maintenance of domestic medicine. In this regard, issues such as public control over the targeted and effective use of budgetary resources, as well as the formation of management teams capable of ensuring the implementation of decisions taken, are of particular relevance.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН НА МЕСТНОМ УРОВНЕ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, КОНТРОЛЬ»

001: 10.17803/1994-1471.2022.143.10.064-071

А. М. Будаев*

Реализация права на охрану здоровья граждан на местном уровне: теория, практика, контроль

Аннотация. В современной отечественной модели развития федеративных отношений и местного самоуправления вопросы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи — особенно в условиях новых вызовов, связанных с распространением коронавирусной инфекции, — становятся сферой интересов всех уровней публичной власти, функционирующих в нашей стране как единая система. Особо опасные и сложные заболевания, требующие повышенного внимания и квалификации от медицинских работников и всей системы здравоохранения, являются сферой ответственности федеральных и региональных органов власти. Роль местного самоуправления в этой системе — это оказание медицинской помощи в пределах своей компетенции. С сентября 2005 г. по инициативе Президента России начата реализация приоритетных национальных проектов, среди которых есть проект «Здравоохранение». Основная задача проекта — улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для последующей модернизации всей системы медицинского обеспечения. В настоящее время в Российской Федерации в рамках данного национального проекта выделяются значительные бюджетные средства на обновление и поддержание отечественной медицины. В связи с этим особую актуальность приобретают такие вопросы, как публичный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ресурсов, а также формирование команд управленцев, способных обеспечить реализацию принятых решений.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; права человека; Президент РФ; местное самоуправление; право на охрану здоровья; ежегодные послания главы государства Федеральному Собранию; указы Президента РФ; взаимодействие; публичное управление; эффективность деятельности. Для цитирования: Будаев А. М. Реализация права на охрану здоровья граждан на местном уровне: теория, практика, контроль // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 10. — С. 64-71. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.143.10.064-071.

Realization of the Right to Health Protection at the Local Level: Theory, Practice, Control

Andrey M. Budaev, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 ambudaev@msal.ru

Abstract. In the modern domestic model of the development of federal relations and local self-government, the issues of protecting citizens' health and providing medical care — especially in the face of new challenges associated with the spread of coronavirus infection — are becoming the sphere of interests of all levels of public authority

© Будаев А. М., 2022

* Будаев Андрей Михайлович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 ambudaev@msal.ru

functioning in our country as a single system. Federal and regional authorities are responsible for particularly dangerous and complex diseases that require increased attention and qualifications from medical professionals and the entire healthcare system. The role of local government in this system is to provide medical care within its competence. Since September 2005, at the initiative of the President of Russia, priority national projects has been launched, including the Healthcare project. The main objective of the project is to improve the situation in healthcare and create conditions for the subsequent modernization of the entire medical support system. Currently, in the Russian Federation, within the framework of this national project, significant budgetary funds are allocated for the renewal and maintenance of domestic medicine. In this regard, issues such as public control over the targeted and effective use of budgetary resources, as well as the formation of management teams capable of ensuring the implementation of decisions taken, are of particular relevance.

Keywords: Constitution of the Russian Federation; human rights; President of the Russian Federation; local self-government; right to health protection; annual messages of the Head of state to the Federal Assembly; decrees of the President of the Russian Federation; interaction; public administration; efficiency.

Cite as: Budaev AM. Realizatsiya prava na okhranu zdorovya grazhdan na mestnom urovne: teoriya, praktika, kontrol [Realization of the Right to Health Protection at the Local Level: Theory, Practice, Control]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(10):64-71. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.143.10.064-071. (In Russ., abstract in Eng.).

В современном мире основополагающим документом, определяющим правовое положение человека, является Всеобщая декларация прав человека1, выступающая своеобразным эталоном для любого государства. В статье 25 она закрепляет необходимость обеспечения каждому человеку такого жизненного уровня, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Спустя 20 лет после принятия Декларации данные нормы были дополнены и конкретизированы в соответствующих положениях Международного пакта о экономических, социальных и культурных правах, среди которых можно отметить такие, как необходимость государств — участников Пакта осуществлять меры, направленные на создание условий, обеспечивающих медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни; предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними и др.2

Российская Федерация как правопреемник Союза ССР взяла на себя обязательства по соблюдению положений данных международных документов. Принятие в 1993 г. Конституции страны, закрепившей принцип социального государства, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, свидетельствует, что наша конституционная доктрина и практика соответствует самым высоким стандартам цивилизованного демократического государства. Анализируя смысл и значение конституционных положений в своей монографии «Российский конституционализм», академик О. Е. Кутафин формулирует великолепную мысль о том, что «конституционные нормы закрепляют важнейшие демократические ценности и создают необходимые условия для активного использования их гражданами... Конституция рассматривает основные права и обязанности не только в правовом аспекте, но и в плане их нравственного долга»3. Приоритет

Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 дек.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291. Кутафин О. Е. Избранные труды : в 7 т. М. : Проспект, 2014. Т. 7 : Российский конституционализм : монография. С. 187.

2

3

человека, его прав и свобод, помимо конституционных норм, находит свое закрепление и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Согласно Стратегии, первыми в перечне национальных интересов государства являются сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан4.

Особенностью современной России является федеративная природа ее государственности, что означает необходимость вдумчивого и органичного распределения полномочий и финансовых и материальных ресурсов между всеми уровнями публичной власти. В своем ставшем уже классическим и выдержавшем несколько редакций учебнике «Конституционное право России» О. Е. Кутафин и Е. И. Козлова отмечают, что «в России федерализм — это прежде всего государственная организация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса в республике, для осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской Федерации... Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам — важная гарантия демократизма в управлении государством. Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создается единство в разнообразии, что и составляет высшую цель общественного развития»5.

После проведения в 2020 г. конституционной реформы были значительно расширены и конкретизированы направления деятельности государства в сфере оказания медицинской помощи и охраны здоровья граждан. Так, в ст. 72

появились такие направления совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни и др. В свою очередь, в ч. 1 ст. 132 за органами местного самоуправления было также закреплено полномочие по обеспечению в пределах своей компетенции доступности медицинской помощи. Более того, обязанность органов местного самоуправления выступать в едином ключе государственной политики в сфере оказания медицинской помощи и охраны здоровья граждан была закреплена конституционной нормой о единстве системы публичной власти в нашей стране.

Единство системы публичной власти в государстве немыслимо без соблюдения на каждом уровне управления принципа законности, который находит практическое воплощение в законодательной регламентации полномочий органов местного самоуправления. В своих работах Олег Емельянович Кутафин неоднократно обращался к данному вопросу. Еще в работе «Советы и законность» (1985 г.) он указывал, что «Советские Конституции, законодательные акты о местных Советах, Закон СССР "О статусе народных депутатов в СССР" укрепляют систему гарантий последовательного осуществления принципа законности во всей работе Советов. Этот принцип проявляется прежде всего в том, что сами Советы и их органы в своей деятельности опираются на закон, строго следуют его предписаниям. Иначе говоря, чтобы Советы могли успешно вести борьбу за строжайшее соблюдение законности, они сами должны быть безупречны в отношении неукоснительного исполнения законов»6.

Действующее российское законодательство подробно определяет права и обязанности органов местного самоуправления в сфере охраны

4 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

5 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2014. С. 134.

6 Кутафин О. Е. Избранные труды / сост. В. В. Комарова. М. : Проспект, 2021. Т. 3. С. 266.

здоровья и оказания медицинской помощи населению. Отдельные положения, затрагивающие данную сферу, закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.7 К примеру, создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов медицинских средств и др.

Более детально данные вопросы регламентируются Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 2011 г.8; Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.9; Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1994 г.10 К полномочиям органов местного самоуправления относятся такие, как обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения; участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов; реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта РФ; введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории муниципального образования в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний; участие в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и др.

Помимо законодательного регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи гражданам, большое значение для выработки общих ориентиров развития данной сферы имеют ежегодные послания главы государства Федеральному Собранию. Являясь программными документами, ежегодные послания становятся основой для формирования новых общегосударственных целей, прорывных идей, совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики.

Выступая с посланиями в 2004-2005 гг., глава государства подчеркнул, что «главный конкурентный капитал, главный источник развития страны — это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека. Человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну.

Для раскрытия такого потенциала мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране. Необходимо улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности»11.

Уже в сентябре 2005 г. по инициативе Президента России было объявлено о начале реализации приоритетных национальных проектов, среди которых был проект «Здравоохранение». Основная его задача — улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для последующей модернизации всей системы медицинского обеспечения. В рамках реализации ПНП «Здравоохранение» можно выделить три

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 // Российская газета. 2004. 27 мая ; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 // Российская газета. 2005. 26 апр.

7

8

9

11

основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

В целях координации действий органов публичной власти, общественных объединений, научных и иных организаций, направленных на рассмотрение вопросов, связанных со стратегическим развитием Российской Федерации, в том числе реализации национальных проектов, был сформирован и действует Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам12. В конце 2018 г. президиумом Совета был утвержден паспорт национального проекта «Здравоохранение», целями которого обозначены: снижение смертности населения; ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечение охвата всех граждан профилактическими осмотрами не реже одного раза в год; обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; оптимизация работы организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; увеличение объема экспорта медицинских услуг13.

Дополнительным направлением развития оказания медицинской помощи и охраны здоровья граждан в муниципальных образованиях стала программа «Земский доктор», идея реализации которой была также предложена главой государства. Для реализации данной программы Правительством страны была утверждена программа «Развитие здравоохранения». Со-

гласно данной программе определены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на единовременные выплаты медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, поселки, города с населением до 50 тыс. человек. В текущих условиях размер единовременной выплаты для переехавших врачей составляет до 2 млн руб., для фельдшеров до 1 млн руб.14

Выступая 30 мая 2022 г. на оперативном совещании со своими заместителями, Председатель Правительства РФ М. В. Мишустин отметил, что «по поручению Президента Правительство совместно с региональными властями реализует масштабную программу модернизации первичного звена здравоохранения. Задача — привести наши больницы и поликлиники в достойное состояние, чтобы там было все необходимое для обследования и лечения пациентов. Причем так должно быть по всей стране — в каждом городе и населенном пункте, даже если речь идет о совсем небольших поселках. Всё это востребовано гражданами. И мы вместе с российскими субъектами продолжим работать над решением задач, которые стоят перед нашим здравоохранением, чтобы повысить качество и доступность медицинской помощи по всей стране»15.

Основной объем подготовительной работы для реализации данной части государственной программы ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые определяют населенные пункты, расположенные в границах субъекта, где существует потребность в медицинских работниках; определяют перечень вакантных должностей

12 Указ Президента РФ от 19.07.2018 № 444 «Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ» (вместе с Положением о Совете при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам) // СЗ РФ. 2018. № 30. Ст. 4717.

13 Паспорт национального проекта «Здравоохранение». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Протокол от 24.12.2018 № 16 // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209/ (дата обращения: 25.08.2022).

14 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"» // СЗ РФ. 2018. № 1 (ч. II). Ст. 373.

15 Оперативное совещание с вице-премьерами от 30.05.2022 // URL: http://government.ru/news/45558/ #mode3005 (дата обращения: 25.08.2022).

медицинских работников в данных населенных пунктах; принимают и оформляют необходимые документы от лиц, изъявивших желание стать участниками профильных программ16.

Помимо федеральной поддержки, субъекты РФ выдвигают свои идеи по привлечению медицинских работников в муниципальные образования. По инициативе губернатора Московской области реализуется социальный проект «Поселки для врачей». По словам А. Ю. Воробьева, «чтобы привлекать и сохранять лучших специалистов, нужна забота, постоянная поддержка. По новой областной программе в Богородском округе 185 медиков получат земельные участки и смогут начать строить свои дома. Собственный дом, земля — это новое качество жизни для людей благородной профессии»17.

Безусловно, создание комфортных и благоприятных условий проживания, реализация конституционных прав жителей муниципальных образований в итоге зависят от ежедневной, кропотливой, добросовестной работы органов и должностных лиц местного самоуправления. Важным направлением становится долгосрочное планирование, включающее различные направления жизнедеятельности муниципального образования, в том числе в сфере оказания медицинской помощи и охраны здоровья граждан.

Без планирования и четкого понимания целей развития населенных пунктов, выявления потребностей и нужд местного населения, реальной оценки своих финансовых и материальных ресурсов невозможно обеспечить функционирование и совершенствование демократических институтов на местном уровне. Только единство интересов муниципальной власти и местного сообщества способно сформировать основу для диалога, гражданского мира и согласия.

Академик О. Е. Кутафин в своих работах неоднократно подчеркивал значимость планирования, а также контроля за реализацией намеченных целей и показателей в деятельности Советов всех уровней. Так, в работе «Организация и проверка выполнения Советами планов развития местного хозяйства и социально-культурного строительства» (1975 г.) он писал, что «проверка выполнения планов развития местного хозяйства и социально-культурного строительства способствует наиболее эффективному их осуществлению. В результате проверки выполнения планов выявляются также неиспользованные резервы производственных мощностей, материалов, сырья, трудовых и других ресурсов. Это позволяет оперативно обеспечить корректировку планов, своевременно учесть в них те новые задачи и возможности, которые возникают в процессе их выполнения. Вместе с тем проверка выполнения планов помогает улучшить качество подготовки новых планов, учесть в них вновь выявленные потребности и возможности их удовлетворения»18.

Действующий закон об общих принципах местного самоуправления 2003 г. относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования, под которым понимается документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.

Рассмотрим Стратегию социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года, утвержденную решением Пермской городской Думы Пермского края в 2014 г.19 Согласно данному документу

16 Постановление Правительства Ленинградской области от 26.02.2018 № 52 «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/4700201803050008?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 25.08.2022).

17 Линия жизни : Поселок для медиков появится в Богородском округе // URL: https://inpushkino.ru/novosti/ vlast/liniya-zhizni-poselok-dlya-medikov-poyavitsya-v-bogorodskom-okruge (дата обращения: 25.08.2022).

18 Кутафин О. Е. Избранные труды. Т. 3. С. 382.

19 Решение Пермской городской Думы Пермского края от 22.04.2014 № 85 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года» // Офи-

здоровье жителей города — это важнейшее базовое условие для формирования человеческого потенциала; здоровый образ жизни должен стать сознательным выбором каждого жителя города; город должен стать одним из лучших по уровню квалификации медицинского персонала, его ориентированности на запросы жителей города, организации оказания медицинской помощи.

Особую актуальность эти цели приобрели в 2020 г. — в начале распространения новой коронавирусной инфекции. Профильное медицинское учреждение, расположенное на территории муниципального образования город Пермь, — краевая инфекционная больница — уже не отвечала современным требованиям, предъявляемым к подобным учреждениям. Больничный комплекс размещен в центральной части города в деревянных корпусах 18761917 годов постройки без механической вентиляции и очистных сооружений. Техническое состояние инфекционной больницы не соответствует нормам и требованиям, в том числе Сан-ПиН, противопожарным, а также требованиям по оказанию медицинской помощи.

В настоящее время на территории Перми уже идет строительство новой краевой инфекционной больницы за счет средств федерального и краевого бюджетов. При посещении в 2021 г. действующей инфекционной больницы и обсуждения хода строительства новых зданий Председатель Правительства РФ М. В. Мишу-стин подчеркнул, что «совместными усилиями всё сделаем для того, чтобы эта замечательно спроектированная больница была построена и помогала оказывать людям на высоком уровне медицинские услуги. Старые корпуса, которые

мы видели, от царя Гороха — через 15 лет после отмены крепостного права первые строения начали на соседней улице строиться. И конечно, на это просто нельзя уже смотреть. Убежден, что мы общими усилиями добьемся того, чтобы ковид из нашей жизни уходил, чтобы он не влиял, не забирал жизни наших людей»20.

В 2020 г. городская Дума Краснодара своим решением утвердила Стратегию социально-экономического развития город Краснодар до 2030 года21. Цель Стратегии в сфере здравоохранения — сформировать условия для повышения продолжительности жизни населения города, ее качества и повышения эффективности медицинских услуг. В перспективном для застройки микрорайоне Краснодара (район поселка Но-вознаменский на восточной окраине города) к 2024 г. появится медицинский кластер, куда войдут пять медучреждений региона. Согласно планам, это будут медицинские центры мирового уровня с самым передовым оборудованием22.

Важной составляющей реализации всех задуманных планов развития муниципальных образований в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи становится контроль при принятии решений, а также в процессе их исполнения. Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает, что проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования выносится на публичные слушания, необходимые для информирования жителей о разрабатываемом документе и его всестороннего обсуждения.

Внутри муниципального образования контроль также осуществляется представительным органом, который может формировать в своем

циальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 2014. № 31.

20 Михаил Мишустин посетил Пермскую краевую инфекционную больницу // URL: http://government.ru/ news/44055/ (дата обращения: 25.08.2022).

21 Решение городской Думы города Краснодара от 19.11.2020 № 4 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года», п. 10 // URL: https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-gorodskoy-dumy/document-23112020141321/ (дата обращения: 25.08.2022).

22 Медицине готовят кластер. В поселке Новознаменский создадут объединенное медицинское образование // Коммерсантъ. Кубань-Черноморье. Приложение «Здравоохранение». 2021. 17 июня. С. 14.

составе профильные комитеты или комиссии, курирующие вопросы социального развития, здравоохранения и медицинской помощи жителям.

Дополнительное внимание федеральных и региональных властей к качеству работы должностных лиц и органов местного самоуправления привлекается через механизм оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, особенно если на территории муниципального образования реализуются проекты в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи за счет привлечения федеральных и региональных бюджетных средств. Еще в 2008 г. главой государства был принят указ, установивший перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, который включает результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в том числе в сфере охраны здоровья и иными организациями, расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований и оказывающими услуги в указанной сфере за счет бюджетных ассигнований бюджетов муниципальных образований23.

Подводя итог проведенному исследованию, сформулируем следующий вывод.

В современной отечественной модели развития федеративных отношений и местного самоуправления вопросы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, особенно в условиях новых вызовов, связанных с распространением коронавирусной инфекции, становятся сферой интересов всех уровней публичной власти, функционирующих в нашей стране как единая система. Роль местного самоуправления в этой системе — это оказание медицинской помощи в пределах своей компетенции. Особо опасные и сложные заболевания, требующие повышенного внимания и квалификации от медицинских работников и всей системы здравоохранения, являются сферой ответственности федеральных и региональных органов власти.

В настоящее время в Российской Федерации в рамках национального проекта «Здравоохранение» выделяются значительные бюджетные средства на обновление и поддержание отечественной медицины. В связи с этим особую актуальность приобретают такие вопросы, как публичный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ресурсов, а также формирование команд управленцев, способных обеспечить реализацию принятых решений.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2014. — 592 с.

2. Кутафин О. Е. Избранные труды / сост. В. В. Комарова. Т. 3. — М. : Проспект, 2021. — 416 с.

3. Кутафин О. Е. Избранные труды : в 7 т. Т. 7 : Российский конституционализм : монография. — М. : Проспект, 2014. — 541 с.

Материал поступил в редакцию 1 сентября 2022 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Kozlova E. I., Kutafin O. E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik. — 5-e izd., pererab. i dop. — M.: Prospekt, 2014. — 592 s.

2. Kutafin O. E. Izbrannye trudy / sost. V. V. Komarova. T. 3. — M.: Prospekt, 2021. — 416 s.

3. Kutafin O. E. Izbrannye trudy: v 7 t. T. 7: Rossiyskiy konstitutsionalizm: monografiya. — M.: Prospekt, 2014. — 541 s.

23 Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов» // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.