Научная статья на тему 'К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в области оказания медицинской помощи населению'

К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в области оказания медицинской помощи населению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
739
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СОБСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / MEDICAL AID / COMPETENCE / LOCAL SELF-GOVERNMENT AUTHORITIES / OWN POWERS / DELEGATED POWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вичева Алена Андреевна

В статье рассмотрены полномочия органов местного самоуправления в области оказания медицинской помощи населению. Установлено, что они относятся к социально-экономическим полномочиям. Определено, что данный вид полномочий включает в себя создание условий для оказания медицинской помощи населению и обеспечение организации оказания медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вичева Алена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AUTHORITIES IN PROVIDING MEDICAL AID TO THE POPULATION

The powers of local self-government authorities in the field of providing medical aid to the population are considered. They are treated as socio-economic powers. It is determined that this type of powers involves the creation of conditions for providing medical aid to the population and ensuring the organization of medical aid in the institutions of the municipal health care system in the event of transferring appropriate powers.

Текст научной работы на тему «К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в области оказания медицинской помощи населению»

УДК: 342.25

Вичева Алена Андреевна

преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин КФ КрУ МВД России, г. Симферополь, [email protected]

К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

В статье рассмотрены полномочия органов местного самоуправления в области оказания медицинской помощи населению. Установлено, что они относятся к социально-экономическим полномочиям. Определено, что данный вид полномочий включает в себя создание условий для оказания медицинской помощи населению и обеспечение организации оказания медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий.

Ключевые слова: медицинская помощь, компетенция, органы местного самоуправления, собственные полномочия, делегированные полномочия.

Vicheva Alyona

Lecturer in Crimean subsidiary of the Krasnodar University of Internal Affairs of the Russian Federation

TO THE QUESTION OF THE POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AUTHORITIES IN PROVIDING MEDICAL AID TO THE POPULATION

The powers of local self-government authorities in the field of providing medical aid to the population are considered. They are treated as socio-economic powers. It is determined that this type of powers involves the creation of conditions for providing medical aid to the population and ensuring the organization of medical aid in the institutions of the municipal health care system in the event of transferring appropriate powers.

Keywords: medical aid, competence, local self-government authorities, own powers, delegated powers.

Оказание медицинской помощи в современной России является не только обязанностью государства, но и важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, что органически вытекает из положений Конституции Российской Федерации 1993 года и Стратегии национальной безопасности РФ, утверждённой Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683. Повышение доступности и качества медицинской помощи в стране является одной из задач, закрепленных в Стратегии развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030 гг.

Необходимо отметить, что фрагментарно вопросы полномочий российских органов местного самоуправления в медицинской сфере рассматривались в научных работах Корсаковой С. В., Кутафина О. Е., Нанбы С. Б., Новиченко О. В., Русановой С. Ю. [12], Фадеева В. И., Шугриной Е. С., Шайхуллина М. С. [13], Демаковой А. С., Дикиновой З. А., Живловой О. В.

Таким образом, в современной науке российского муниципального права полномочия муниципальных органов в области оказания медицинской помощи не подвергались комплексной научно-теоретической разработке, что говорит о необходимости проведения дальнейших исследований в этой сфере.

Для углубленного исследования указанных полномочий местных органов, важно проанализировать и уточнить категориальный аппарат законодательных дефиниций, связанных с медицинской сферой. Для этого рассмотрим такой термин как «медицинская помощь». Так, в соответствии с пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг [10]. Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги» устанавливает, что медицинская помощь — комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на

удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья [3]. Отдельно следует отметить, что медицинская помощь является одной из ключевых составляющих системы охраны здоровья граждан.

Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» являются субъектами осуществления мер по охране здоровья населения, а следовательно, наделяются определенными полномочиями в сфере оказания медицинской помощи населению. В целом, как отмечает О. В. Новиченко, полномочия органов местного самоуправления есть «совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, реализуемых ими самостоятельно посредством совершения властных действий по кругу вопросов, определённых конкретной сферой политико-правовых отношений» [11, с. 10].

Вместе с тем необходимо отметить, что полномочия органов местного самоуправления по оказанию медицинской помощи населению являются социально-экономическими, т. к. органы муниципальной власти призваны осуществлять полномочия по вопросам местного значения прежде всего в целях удовлетворения основных жизненных потребностей населения, а конституционной природой и назначением местного самоуправления предопределяется требование к его органам обеспечивать в конкретно-специфических местных условиях — с учетом географических, природно-климатических, социокультурных, экономических, экологических и иных объективных значимых факторов — наиболее комфортную среду и инфраструктурные возможности для максимально полной самореализации человека, создавать условия для бесперебойного предоставления широкого спектра необходимых для нормальной жизнедеятельности социальных благ [2, с. 205], одним из которых является медицинская помощь. Также следует отметить, что именно на муниципальном уровне реализуется большая часть прав личности, поэтому органы местного самоуправления осуществляют указанные

полномочия путем реализации всего комплекса муниципальных мероприятий, направленных на охрану здоровья [1, с. 47].

Проведенное автором исследование показало, что полномочия органов местного самоуправления в области оказания медицинской помощи населению возможно разделять на два больших блока, а именно собственные и делегированные полномочия муниципальных органов в указанной сфере.

В частности, к собственным полномочиям в исследуемой сфере, в соответствии с нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №1Э1-ФЗ [9], относится исключительно создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Но указанными полномочием наделяются только органы муниципальной власти городского округа и муниципального района, что напрямую ограничивает местную власть сельских поселений в реализации мер по охране здоровья населения, а, следовательно, может привести и к нарушению конституционного права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленного в части 1 ст. 41 Конституции РФ 1993 года.

Согласно части 2 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления. К таким полномочиям относится обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения. При этом, субъекты Федерации могут на своё усмотрение передавать органам местного самоуправления разный объем полномочия по оказанию медицинской помощи населению как бессрочно (Ростовская область [5], Свердловская область [7]), так и на определённый срок (Сахалинская область [6], городской округ город Уфа Республики Башкортостан [4], Республика Бурятия [8]) и др.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в области оказания медицинской помощи относятся к социально-экономическим компетенциям, поскольку направлены на удовлетворение жизненных потребностей населения в сфере охраны здоровья.

Анализируемые полномочия включают в себя собственную компетенцию, а именно создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и делегированные полномочия — обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий.

Исследования в этой области общественных отношений показывают, что местные органы недостаточно, не в полном объеме задействованы в реализации государственных мер по охране здоровья населения. К тому же, полномочиями по созданию условий оказания медицинской помощи населению закон наделяет исключительно органы городских округов и муниципальных районов, выводя за рамки исследуемой компетенции органы местного самоуправления сельских поселений. Думается, что в данном вопросе следовало бы внести соответствующие поправки в статью 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 № 131 в редакции от 29.07.2017 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с целью закрепления отдельного вопроса местного значения городских и сельских поселений с области создания условий для оказания медицинской помощи населению.

Литература

1. Вичева А. А. Органы местного самоуправления как субъекты обеспечения права на медицинскую помощь// Права и свободы человека в контексте развития современного государства: материалы Всерос. науч.-практич. конф., 9 декабря 2016 г./ редкол. С. А. Буткевич, О. А. Миронова, Н. А. Кравченко, Н. И. Костюченко, В. В. Прохоров, С. Ю. Русанова. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017. С.47-49.

71

2. Джагарян А. А. Местное самоуправление в системе социальной государственности Российской Федерации: дис. ... докт. юр. наук : 12.00.02. — Ростов-на-Дону, 2012. 432 с.

3. О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги»: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. №113. URL: http://www.rspor.ru/mods/norm_doc/mz113_2001.pdf (дата обращения 16.07.2017).

4. О наделении органов местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан по организации оказания медицинской помощи: Закон Республики Башкортостан от 05.12.2011 №459. URL: http://docs.cntd.ru/document/935123425 (дата обращения 17.07.2017).

5. О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по организации оказания медицинской помощи: Закона Ростовской области от 07.09.2011 №660-зс.URL:http://docs.cntd.ru/document/800002679 (дата обращения 16.07.2017).

6. О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи: Закон Сахалинской области от 22.11.2011 №115-ЗО. URL: http://docs.cntd.ru/document/453112466 (дата обращения 17.07.2017).

7. О наделении органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" государственными полномочиями Свердловской области по организации оказания медицинской помощи: Закон Свердловской области от 09.11.2011 №12-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/453113135 (дата обращения 17.07.2017).

8. О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи: Закон Республики Бурятия от 23 декабря 2011 года N 2470-IV. URL: http://docs.cntd.ru/document/453114615 (дата обращения 16.07.2017).

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131 -ФЗ //

Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — 6 октября. — №40. — ст.3822.

10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — 28 ноября. — №48. — ст.6724.

11. Новиченко О. В. Политико-правовой механизм реализации полномочий органов местного самоуправления на примере городских округов: автореф. дис. ... канд. юр. наук : 23.00.02. Чита, 2006. 26 с.

12. Русанова С. Ю. Муниципальные образования в Республике Крым: особенности создания и тенденции развития // Крымский научный вестник. 2016. №3 (9). С.185-198.

13. Шайхуллин М. С. К вопросу о конституционных гарантиях местного самоуправления в России // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XIII Международной научно-практической конференции: в 5-и томах. 2016. С.130-133.

References

1. Vicheva A.A. Organy mestnogo samoupravlenija kak sub#ekty obespechenija prava na medicinskuju pomoshh'// Prava i svobody cheloveka v kontekste razvitija sovremennogo gosudarstva: materialy Vseros. nauch.-praktich. konf., 9 dekabrja 2016 g./ redkol. S.A. Butkevich, O.A. Mironova, N.A. Kravchenko, N.I. Kostjuchenko, V.V. Prohorov, S.Ju. Rusanova. — Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2017. S.47-49. (in Russian)

2. Dzhagarjan A.A. Mestnoe samoupravlenie v sisteme social'noj gosudarstvennosti Rossijskoj Federacii: dis. ... dokt. jur. nauk : 12.00.02. — Rostov-na-Donu, 2012.432 s. (in Russian)

3. O vvedenii v dejstvie otraslevogo klassifikatora «Prostye medicinskie uslugi»: Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii ot 10 aprelja 2001 g. №113. URL: http://www.rspor.ru/mods/norm_doc/mz113_2001.pdf (data obrashhenija 16.07.2017). (in Russian)

4. O nadelenii organov mestnogo samoupravlenija gorodskogo okruga gorod Ufa Respubliki Bashkortostan otdel'nymi gosudarstvennymi polnomochijami Respubliki Bashkortostan po organizacii okazanija medicinskoj pomoshhi: Zakon Respubliki Bashkortostan ot 05.12.2011 №459. URL: http://docs.cntd.ru/document/935123425 (data obrashhenija 17.07.2017). (in Russian)

5. O nadelenii organov mestnogo samoupravlenija gosudarstvennymi polnomochijami Rostovskoj oblasti po organizacii okazanija medicinskoj pomoshhi:

Zakona Rostovskoj oblasti ot 07.09.2011 №660-

zs.URL:http://docs.cntd.ru/document/800002679 (data obrashhenija 16.07.2017). (in

Russian)

6. O nadelenii organov mestnogo samoupravlenija gosudarstvennymi polnomochijami Sahalinskoj oblasti po organizacii okazanija medicinskoj pomoshhi v sootvetstvii s territorial'noj programmoj gosudarstvennyh garantij okazanija grazhdanam Rossijskoj Federacii besplatnoj medicinskoj pomoshhi: Zakon Sahalinskoj oblasti ot 22.11.2011 №115-ZO. URL: http://docs.cntd.ru/document/453112466 (data obrashhenija 17.07.2017). (in Russian)

7. O nadelenii organov mestnogo samoupravlenija municipal'nogo obrazovanija "gorod Ekaterinburg" gosudarstvennymi polnomochijami Sverdlovskoj oblasti po organizacii okazanija medicinskoj pomoshhi: Zakon Sverdlovskoj oblasti ot 09.11.2011 №12-OZ. URL: http://docs.cntd.ru/document/453113135 (data obrashhenija 17.07.2017). (in Russian)

8. O nadelenii organov mestnogo samoupravlenija municipal'nyh rajonov i gorodskih okrugov v Respublike Burjatija otdel'nymi gosudarstvennymi polnomochijami po organizacii okazanija medicinskoj pomoshhi: Zakon Respubliki Burjatija ot 23 dekabrja 2011 goda N 2470-IV. URL: http://docs.cntd.ru/document/453114615 (data obrashhenija 16.07.2017). (in Russian)

9. Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 06 oktjabrja 2003 g. №131-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 2003. — 6 oktjabrja. — №40. — st.3822. (in Russian)

10. Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21 nojabrja 2011 g. №323-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 2011. — 28 nojabrja. — №48. — st.6724. (in Russian)

11. Novichenko O.V. Politiko-pravovoj mehanizm realizacii polnomochij organov mestnogo samoupravlenija na primere gorodskih okrugov: avtoref. dis. ... kand. jur. nauk : 23.00.02. Chita, 2006. 26 s. (in Russian)

12. Rusanova S.Ju. Municipal'nye obrazovanija v Respublike Krym: osobennosti sozdanija i tendencii razvitija // Krymskij nauchnyj vestnik. 2016. №3 (9). S.185-198. (in Russian)

13. Shajhullin M.S. K voprosu o konstitucionnyh garantijah mestnogo samoupravlenija v Rossii // Tatishhevskie chtenija: aktual'nye problemy nauki i praktiki. Materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 5-i tomah. 2016. S.130-133. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.