Научная статья на тему 'Реализация прав национальных меньшинств в сфере образования в условиях полиэтничности Российской Федерации'

Реализация прав национальных меньшинств в сфере образования в условиях полиэтничности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1698
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Немечкин В. Н.

В статье рассматриваются теоретические аспекты регулирования и защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации; на основе анализа нормативно-правовых актов выделяются основные проблемы реализации прав национальных меньшинств в сфере образования и перспективы развития законодательства в указанной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация прав национальных меньшинств в сфере образования в условиях полиэтничности Российской Федерации»

№ 2, 2007

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. Н. Немечкин, аспирант кафедры правовых дисциплин МГУ им. Н. П. Огарева

В статье рассматриваются теоретические аспекты регулирования и защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации; на основе анализа нормативно-правовых актов выделяются основные проблемы реализации прав национальных меньшинств в сфере образования и перспективы развития законодательства в указанной области.

Российская Федерация — уникальное государство, которое обладает самым большим в Европе этнокультурным разнообразием населения. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Российской Федерации проживают представители более 160 этнических общностей. Среди них достаточно много таких, основная часть которых находится за пределами России. Наиболее крупные диаспоры образовались после распада СССР. Помимо них здесь исторически проживали и проживают этнические группы, имеющие свою государственность за пределами России и стран СНГ, — это немцы, финны, болгары, корейцы, поляки и др., а также группы, основная часть которых не имеет своей государственности: саамы, ассирийцы, курды, цыгане и др.

К этническим группам, оказавшимся в ситуации национального меньшинства, можно отнести и группы, состоящие из представителей народов, у которых на территории Российской Федерации имеются республики и автономные округа, в чьих наименованиях отражено этническое самоназвание указанных народов, однако компактно или дисперсно они проживают вне государственных образований. Это, например, мордва в Пензенской области или марийцы в Республике Башкортостан.

Таким образом, в совокупности речь идет о более чем 16 млн российских граждан, оказавшихся в ситуации национального меньшинства1.

Термин «национальные меньшинства» в Российской Федерации не полу-

чил однозначного и сколько-нибудь определенного, в том числе законодательного, толкования. В российском законодательстве отсутствует официальное определение понятия «национальное меньшинство», хотя попытки дать такое определение неоднократно предпринимались, например, при разработке проектов Федерального закона «О национальных меньшинствах в Российской Федерации» (1995 и 1998 гг.), Федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» (2003 г.). Следует отметить бесспорную теоретическую сложность универсального определения понятия «национальное меньшинство». Оно относится к политико-правовому роду понятий, существование которых зависит от признания политической системой государства.

Отдельные нормы, регулирующие права национальных меньшинств, содержатся в Федеральных законах «О национально-культурной автономии Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «О противодействии экстремистской деятельности» и других нормативно-правовых актах.

Одной из наиболее распространенных сфер поддержки государствами нацио-

© В. Н. Немечкин, 2007

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нальных меньшинств является образование. В настоящее время нормы, закрепляющие права национальных меньшинств в сфере образования, содержатся в таких международно-правовых документах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995), Декларация о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992), Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1978 г.) и др.

В настоящее время уже достаточно много стран приняли законодательные акты, направленные на развитие определенных ступеней образования на национальном языке, а также на всестороннюю (научно-методическую, информационную, финансовую) поддержку национальных меньшинств в развитии образования на национальном языке. Наиболее развернутым в этом плане представляется законодательство Бельгии, Финляндии, Испании, Венгрии, Австрии, Швейцарии, Норвегии и ряда других стран. Так, например, в Конституции Испании заложен принцип уважения прав языковых меньшинств. За автономными сообществами также сохраняется право устанавливать официальный язык области. В Канаде имеются школы, которые находятся на содержании религиозных или этнических групп и обществ: немецкие, итальянские, украинские, еврейские, где преподавание ведется на языках этих групп. В Финляндии язык финляндских шведов возводится в ранг одного из действующих государственных языков, государство обязуется охранять «на одинаковых началах» права финского и шведского населения.

В других странах, например в Великобритании, преподавание общеобразовательных предметов на языках национальных меньшинств не предусматривается в основных учебных программах

школ. Считается, что ученик получит больше пользы, если преподавание будет вестись на официальном, английском, языке. Однако, если родным языком ребенка не является английский, на первых порах ему может оказываться помощь на двух языках2.

По мнению некоторых ученых, лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, должны пользоваться не только всеми правами человека, но и, совместно с другими членами данной общности, специальными (дополнительными, особыми) правами, которые вытекают из их уникальной самобытности. Так, М. В. Пучкова полагает, что под специальными правами следует понимать те права национальных меньшинств, которые отражают специфику их жизненных потребностей, обусловленных историческими, географическими, экономическими, политическими, культурными, религиозными, этническими и другими законами3.

Согласно Л. В. Андриченко, национальные, или специальные, права — это те права человека, которые определяют его общее положение в обществе и государстве. Лицам, относящим себя к этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства на определенной территории, труднее реализовать свою национальную самобытность (в области языка, культуры, традиций и пр.), чем лицам, принадлежащим к этническому большинству. Это и предопределяет тот набор дополнительных гарантий для реализации первыми своих прав, которые государство закрепляет за ними в своих законах4. При выделении так называемых специальных прав национальных меньшинств речь идет не о привилегиях лиц, относящихся к национальным меньшинствам, а о создании необходимых условий, в которых их права не оказались бы ущемленными.

По результатам анализа ряда международно-правовых актов и российского законодательства можно выделить ос-

№ 2,2007

новные права национальных меньшинств в сфере образования:

1) право на получение образования на всех его уровнях на основе принципа равенства с другими гражданами;

2) право изучать родной язык и получать образование на родном языке;

3) право на распространение знаний о родном языке, национальной культуре и истории;

4) право национальных меньшинств создавать свои собственные образовательные учреждения и др.

Развитие этнически ориентированного образования является одной из основных потребностей национальных меньшинств и условием сохранения их как этнических общностей.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют около

6.5 тыс. общеобразовательных учреждений с родными языками обучения (10 % от общего количества школ) и в

10.5 тыс. школ родные (нерусские) языки преподаются как учебный предмет (16,4 %).

В школах Российской Федерации в роли языков обучения выступают более 30 языков. Еще 45 родных языков преподаются в качестве учебного предмета. В совокупности сегодня в системе образования Российской Федерации в учебный процесс включены в обеих формах более 75 языков народов России.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.06. утверждены Концепция национальной образовательной политики РФ и план реализации приоритетных направлений образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации до 2010 г.5

Федеральный закон «Об образовании» (1992 г.) гарантировал всем гражданам Российской Федерации право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Закон зафиксировал защиту и развитие школой национальных культур и региональных культурных традиций, с

одной стороны, и обеспечение единства культурного и образовательного пространства — с другой; поставил задачу интеграции личности как в национальную, так и в мировую культуру.

Для реализации вышеназванных разновекторных культурно-образовательных задач закон ввел компонентный принцип структурирования содержания образования, а также сделал компоненты зонами независимого ведения и ответственности центра и регионов6. При этом федеральный компонент един для всех общеобразовательных учреждений, а региональный (национально-региональный) содержательно выстраивается субъектом Российской Федерации и является вариативным.

С одной стороны, реализация национально-регионального компонента предоставила национальным меньшинствам новые возможности удовлетворения своих языковых и культурных потребностей. С другой — компонентный принцип структурирования содержания образования оказался не в состоянии полноценно обеспечить единство образовательного пространства страны.

В России в системе современной государственной власти на федеральном уровне нужен орган, который бы являлся знаковым для защиты прав национальных меньшинств, в том числе и в сфере образования.

Одним из решений проблемы могло бы также стать учреждение должности уполномоченного (омбудсмена) по вопросам национальных меньшинств. Эпоха огосударствления межнациональных отношений уходит в прошлое. Но реализацию прав человека, в том числе и на этническое развитие, государство обязано гарантировать. Все большую силу будут набирать институты гражданского общества. Одной из площадок для диалога может стать Общественная палата РФ, в структуру которой входит комиссия по вопросам толерантности и свободе совести, а также комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации. Такое решение будет способство-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

вать дальнейшей гармонизации этнокультурной и образовательной политики государства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.:Хабриева Т. Я. Проблемы совершенствования законодательства о национально-культурной автономии в Российской Федерации / Т. Я. Хабриева // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. М., 2001. С. 145.

2 См.: Андриченко Л. В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации / Л. В. Андриченко. М., 2005. С. 262.

3 См.: Пучкова М. В. О проблеме прав малочисленных народов и национальных групп / М. В. Пучкова // Права человека: время трудных решений. М., 1991. С. 130.

4 См.: Андриченко Л. В. Указ. соч. С. 103.

5 См.: Журавский А. В. Опыт России в области поддержки и защиты прав национальных меньшинств / А. В. Журавский // Государственная и национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации : справочные и итоговые материалы Международного семинара «Международные правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их соблюдения». М., 2006. Т. 1. С. 196.

6 См.: Артеменко О. И. Организация образования в условиях полиэтничности России / О. И. Артеменко, М. Н. Кузьмин // Там же. С. 211.

Поступила 20.11.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.