МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(на примере финно-угорских народов)
В. Н. НЕМЕЧКИН,
кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
По данным Организации Объединенных Наций, сегодня в мире насчитывается около 370 млн лиц, принадлежащих к коренным народам. Они образуют более 5 000 различных групп, проживающих в более чем 70 странах. Коренные народы объединяет их историческая потомственная связь с определенной территорией со времен, предшествовавших колонизации, а также прочная связь с их землями. Они сохраняют по меньшей мере некоторые из своих особых социальных, экономических и политических устоев, имеют свои языки, традиции, убеждения и системы знаний. Коренные народы твердо намерены сохранять свою самобытность и развивать свои собственные институты. Они относятся к недоминирующим группам общества [2].
Декларация ООН о правах коренных народов не включает определения понятия «коренные народы». Согласно Декларации, основополагающим критерием является собственное осознание себя как коренного народа. В Декларации сказано, что коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.
Реализация прав коренных народов как составной части системы прав человека является вопросом международной повестки дня, безусловно, важным для любого государства. Для Российской Федерации вопрос поддержки коренных
народов связан также с сохранением ее государственности и территориальной целостности. Обладая уникальным опытом, традиционными знаниями жизнеобеспечения и выживания в суровых климатических условиях, коренные народы в основном проживают на территориях Севера, Сибири, Дальнего Востока и сохраняют, оберегают земли предков, их исконные места обитания, окраины, приграничные территории самой большой страны в мире. Для любого государства поддержка коренных народов всегда должна быть стратегически важным делом.
Среди коренных народов мира выделяется такая группа, как финно-угорские народы. Эта языковая общность народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе, насчитывает в мире более 20 млн чел. Все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях. Их предки жили в Восточной Европе и на Урале еще со времен неолита. От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного ледовитого океана - исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов [11].
Необходимо отметить, что формулировка понятия «коренной народ» является довольно сложной. Существует определенная проблема в соотноше-
© Немечкин В. Н., 2015
нии понятий «национальное меньшинство», «коренной народ», «коренной малочисленный народ». В настоящее время в юридической науке нет четкого определения данных понятий. Вопрос, кого относить к национальному меньшинству или коренному народу, важен, так как предопределяет различный объем прав [8].
И. Ю. Пешперова считает, что различие коренных народов и национальных меньшинств проявляется в следующем: во-первых, национальные меньшинства могут проживать дисперсно (некомпактно), быть «вкраплены» в среду доминирующей части населения страны, а коренные народы - это целостные этнические общности, имеющие собственную сферу обитания; во-вторых, у коренных народов в основе образа жизни и способа хозяйствования на земле лежит традиционность; в-третьих, отличие правового статуса коренных народов и национальных меньшинств хорошо проявляется, если рассмотреть их с точки зрения права на самоопределение. Коренной народ обладает указанным правом, а национальные меньшинства, согласно доктрине международного права, не могут считаться субъектом права на самоопределение. Различие их заключается также в том, что защитниками прав и интересов национальных меньшинств могут выступать суверенные государства, являющиеся их исторической родиной. Например, Российская Федерация взяла на себя обязательства защиты прав и интересов русских, проживающих в странах Балтии и СНГ; Германия в течение длительного времени оказывает содействие в политическом и экономическом плане российским немцам. А защитниками прав коренных народов могут выступать только сами коренные народы, их общественные организации и политические институты [10, 187-194].
Безусловно, основным критерием при проведении различия между коренными народами и национальными меньшинствами является сохранение своей культуры, связанной с особым способом
использования земельных и природных ресурсов. Между коренными народами и их землей существует особая связь. Главный фактор, позволяющий сохранить свою самобытность, у коренных народов - это привязанность к исконной среде обитания, в то время как национальным меньшинствам присущ экстерриториальный принцип.
Обладая уникальным опытом, традиционными знаниями жизнеобеспечения и выживания в суровых климатических условиях, коренные народы в основном проживают на территориях Севера, Сибири, Дальнего Востока и сохраняют, оберегают земли предков, их исконные места обитания, окраины, приграничные территории самой большой страны в мире.
Впервые международно признанное определение понятия «коренной народ» предложила Международная организация труда (МОТ) в Конвенции № 107 от 1957 г. Впоследствии Конвенция № 169 развила данное понятие. Эта конвенция распространяется на: 1) народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; 2) народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные или политические институты.
Для России данное определение неприемлемо, так как в нашей стране в настоящее время практически все народы перешагнули период племенного образа жизни и Россию вряд ли можно признать колониальной державой по отношению к населявшим ее территорию народам, как это было в государствах Северной Америки.
Среди коренных народов мира выделяется такая группа, как финно-угорские народы. Эта языковая общность народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе, насчитывает в мире более 20 млн чел. Все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях.
В Российской Федерации понятие «коренной народ» не определено на законодательном уровне, однако есть близкий по значению термин «коренной малочисленный народ».
Согласно российскому законодательству [12], коренные малочисленные народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. чел. и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Следует согласиться с Л. В. Ан-дриченко, которая считает, что коренные малочисленные народы - это частный случай определения статуса коренных народов вообще [1, 60].
В Методических рекомендациях для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий, утвержденных приказом Министерства
регионального развития РФ от 14 октября 2013 г. № 444, дается следующее определение: «коренные народы Российской Федерации - народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности».
На открытии VI Всемирного конгресса финно-угорских народов в венгерском городе Шиофоке 5 сентября 2012 г. в своем приветствии министр культуры РФ Владимир Мединский подчеркнул: «В России проживают 193 народа... И каждый народ рассматривается как коренной народ РФ. В полной мере это относится и к финно-угорским и самодийским народам - это коренные народы.» [6].
Особое внимание коренным народам уделяется в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), которая была основана в 1945 г. для достижения следующих основных целей: обеспечение мира и безопасности, содействие социальному и экономическому развитию и обеспечение уважения к правам человека во всем мире. В интересах достижения этих целей ООН учредила широкую сеть организаций, механизмов, специальных процедур, охватывающих практически все сферы деятельности человека.
Российская Федерация - член практически всех специализированных учреждений ООН, постоянный член Совета Безопасности ООН, член Совета по правам человека и т. д.
Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 12 февраля 2013 г., отводит центральную координирующую роль ООН как основной организации, регулирующей международные отношения. Так, в п. 29 Концепции закреплено: «Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью. Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной и координирующей роли».
В п. 32 Концепции отмечено, что Российская Федерация как многонациональное и многоконфессиональное государство, имеющее многовековой опыт гармоничного сосуществования представителей различных народов, этнических групп и вероисповеданий, способствует диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями, в том числе в рамках ООН.
П. 65 Концепции гласит: «Россия развивает поступательное практическое взаимодействие со странами Северной Европы, включая реализацию в рамках многосторонних структур совместных проектов по сотрудничеству в Баренце-вом/Евроарктическом регионе и Арктике в целом, учитывая при этом интересы коренных народов» (курсив наш. - В. Н).
В п. «б» ст. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» отмечено, что в целях последовательной реализации внешнеполитического курса Российской Федерации необходимо добиваться утверждения верховенства права в международных отношениях, твердо отстаивать центральную роль ООН в мировых делах.
В п. 21 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666, среди задач в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации закреплена следующая - налаживание партнерских отношений в рамках ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.
В резолюции 59/174 от 20 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила второе Международное десятилетие коренных народов мира (2005-2014 гг.). При этом преследуется цель дальнейшего укрепления международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как культура, образование, здравоохране-
ние, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие. Российская Федерация одной из первых сформировала национальный оргкомитет по проведению второго Международного десятилетия коренных народов мира; в регионах традиционного проживания коренных народов были также созданы региональные оргкомитеты.
Благодаря усилиям представителей коренных народов за последние 40 лет правам коренных народов в рамках Организации Объединенных Наций сейчас уделяется больше внимания. В 1971 г. Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств назначила г-на Хосе Мартинеса Кобо из Эквадора в качестве Специального докладчика. В его задачи входили подготовка всеобъемлющего исследования по вопросам дискриминации коренного населения и рекомендация национальных и международных мер для ликвидации такой дискриминации. Исследование Хосе Мартинеса Кобо касалось широкого круга вопросов прав человека, затрагивающих коренные народы [9, 14-18]. В 1982 г. Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) учредил Рабочую группу по коренным народам, которая представляла собой координационное звено в системе ООН по поощрению прав коренных народов. Одно из важных достижений Рабочей группы - разработка проекта Декларации ООН о правах коренных народов, которая была впоследствии принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 2007 г.
Важным шагом в деле повышения роли представителей коренных народов в деятельности ООН стало создание Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Он был основан в соответствии с резолюцией 2000/22 ЭКОСОС от 28 июля 2000 г. В этой резолюции форуму были даны полномочия «обсуждать вопросы коренных народов в рамках мандата Совета в том, что касается экономического и социального развития, культуры, окружающей среды, образования, здравоохранения и прав человека».
Традиционно уже несколько лет подряд активисты Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) принимают участие в работе сессий Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, выступая с докладами и проводя мероприятия на «полях» форума. X Конгресс МАФУН в 2011 г. принял решение о системном участии в работе механизмов ООН. Организованное в 2012 г. в штаб-квартире ООН специальное мероприятие «Финно-угорские народы Евразии -вместе спустя тысячи лет» стало первым шагом в этом направлении работы. Оно проводилось с целью популяризации финно-угорских народов в ООН, межгосударственных и неправительственных организациях и среди коренных народов мира [4].
Российская Федерация -член практически всех специализированных учреждений ООН, постоянный член Совета Безопасности ООН, член Совета по правам человека и т. д.
В рамках 13-й сессии Постоянного форума МАФУН провела специальное мероприятие «Сельские культурные центры коренных народов». В рамках мероприятия был презентован инициированный МАФУН проект «Культурные столицы финно-угорского мира», направленный на поддержку и развитие сельских поселений, в которых проживают финно-угорские народы [5].
В 2014 г. Министерство регионального развития России совместно с Ассоциацией финно-угорских народов Российской Федерации и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в рамках 13-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов в Нью-Йорке приняло участие в организации и проведении круглого стола «Подходы по сохранению и развитию языков коренных народов». Цель мероприятия -демонстрация и обсуждение наиболее
успешных и востребованных подходов, практик и методов по сохранению, реви-тализации и развитию языков коренных народов. Успешный опыт Российской Федерации и других стран мира, позволяющий языкам народов развиваться, переходить из положения бесписьменных языков в письменные, применять нестандартные методики преподавания (кочевая школа, дистанционное образование и т. д.), вызывает значительный интерес среди официальных делегаций и неправительственных организаций коренных народов. В рамках круглого стола состоялись презентации существующих образовательных программ по обучению ненецкому языку в Ненецком автономном округе, финно-угорским языкам в Республике Мордовия, чукотскому, эскимосскому и эвенкийскому языкам в Чукотском автономном округе [7].
В системе защиты прав коренных народов необходимо также выделить такой институт, как Экспертный механизм ООН по правам коренных народов (ЭМПКН). Он был учрежден Советом ООН по правам человека в 2007 г. В него входят пять экспертов, включая экспертов из числа коренных народов. В марте 2013 г. членом Экспертного механизма от группы восточноевропейских государств был избран экс-президент Молодежной ассоциации финно-угорских народов А. В. Цыкарев, в 2014 г. он был избран заместителем председателя Экспертного механизма.
Экспертный механизм является консультативным органом Совета по правам человека, которому он предоставляет тематическую экспертизу по правам коренных народов, в основном путем проведения исследований по его запросу. Он может также вносить свои предложения на рассмотрение Совета.
Экспертный механизм ежегодно собирается на пятидневное совещание, в ходе которого проводятся встречи с различными заинтересованными сторонами в целях удовлетворения запросов Совета по правам человека о предоставлении экспертных заключений, обсуждается,
каким образом Декларация ООН о правах коренных народов может улучшить жизнь коренных народов.
В сфере поощрения прав коренных народов большую работу проводит Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), в структуре которого действует секция по вопросам коренных народов и национальных меньшинств.
УВКПЧ осуществляет ряд мероприятий, касающихся конкретных стран или регионов, с целью продвижения прав коренных народов. Оно поддерживает законодательные инициативы и выполняет тематическую работу по вопросам, касающимся добывающей промышленности, а также по правам изолированных коренных народов [3]. УВКПЧ обслуживает и обеспечивает Экспертный механизм технической и финансовой поддержкой.
По инициативе УВКПЧ ежегодно проходит программа стажировок для коренных народов. Цель программы заключается в том, чтобы предоставить участникам возможность приобрести знания о системе ООН и механизмах, имеющих отношение к правам человека в общем и к вопросам коренных народов в частности.
Программа стажировки включает в себя два компонента: первый проходит в Москве на базе Российского университета дружбы народов, второй - в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека в Женеве (Швейцария). С 2010 г. несколько активистов финно-угорских общественных организаций смогли принять участие в данной стажировке в системе ООН. Стажировка предоставляет отличный опыт и экспертные знания ее участникам, позволяющие ориентироваться в своей работе на международно-правовые акты и активно использовать в своей деятельности международные инструменты.
Специальный докладчик по правам коренных народов. Комиссия ООН по правам человека в 2001 г. постановила назначить Специального докладчика по правам коренных народов как часть си-
стемы специальных процедур. Мандат Специального докладчика был продлен Комиссией по правам человека в 2004 г. и Советом по правам человека в 2007 г. Мандат заключается в сборе, получении и обмене информацией о нарушениях прав коренных народов, полученной из всевозможных источников, включая правительства, сами коренные народы, их общины и организации.
Основным критерием при проведении различия между коренными народами и национальными меньшинствами является сохранение своей культуры, связанной с особым способом использования земельных и природных ресурсов.
Во исполнение своего мандата Специальный докладчик по правам коренных народов:
- способствует продвижению передового опыта, включая новые законы, государственные программы и конструктивные соглашения между коренными народами и государствами, а также способствует внедрению международных стандартов, касающихся прав коренных народов;
- составляет доклады о ситуации в области прав коренных народов в отдельных странах;
- проводит или участвует в тематических исследованиях по темам, которые касаются поощрения и защиты прав коренных народов.
Специальный докладчик ежегодно отчитывается о своей деятельности перед Советом ООН по правам человека. С 2001 по 2008 г. пост Специального докладчика занимал Родольфо Ставен-хаген (Мексика), с 2008 по 2014 г. -Джеймс Анайя (США). В марте 2014 г. на 25-й сессии Совета по правам человека в Женеве в качестве Специального докладчика ООН по правам коренных народов была утверждена кандидатура Виктории Таули-Корпус (Филиппины).
В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 65/198 и 66/296 22-23 сентября 2014 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось Пленарное заседание высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН, известное как Всемирная конференция по коренным народам. Главы государств и правительств стран - членов ООН, специализированные учреждения ООН и представители коренных народов обсудили меры соблюдения и поощрения прав коренных народов, закрепленных Декларацией ООН о правах коренных народов. В соответствии с модальностями Всемирной конференции прошли два пленарных заседания и тематические круглые столы. В подготовке, проведении и мониторинге результатов конференции были использованы наработки всех трех мандатов ООН по коренным народам: Постоянного форума по вопросам коренных народов, Экспертно-
го механизма по правам коренных народов и Специального докладчика [13].
Непросто проходила борьба коренных народов за право быть услышанным, за право участия в принятии решений. Тем не менее финно-угорские народы Российской Федерации смогли органично влиться, эффективно и дипломатично работать в системе такой авторитетной организации, как ООН. Безусловно, использование подобных механизмов не решит всех проблем финно-угорских народов России, но содействует признанию, поощрению, реализации и защите прав коренных народов, помогает находить точки конструктивного сотрудничества в сфере общественной дипломатии с различными международными организациями, государственными органами, неправительственными организациями, принося действительно немалую пользу финно-угорским народам.
Поступила 14.10.2014
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Андриченко, Л. В. Регулирование и защи-
та прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации / Л. В. Андриченко. -М. : Городец, 2005. - 384 с.
2. Коренные народы [Электронный ресурс]. - Интернет-сайт Организации Объединенных Наций (ООН). - Режим доступа: http: //www.un.org/ru/letsfightra-cism/indigenous.shtml.
3. Коренные народы [Электронный ресурс]. -Интернет-сайт Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. -Режим доступа: http://www.ohchr.org/RU/ Issues/IPeoples/Pages/IndigenousPeoplesIn-dex.aspx.
4. МАФУН приблизила финно-угорские народы к ООН [Электронный ресурс]. -Интернет-сайт Молодежной ассоциации ф инно - у го рс ких народо в. - Ре жим до ступа: http://www. mafun. mol-rm.ru/in-dex.php/ru/2011-08-29-08-39-37/29-2012-05-11-19-42-37.
1. Andrichenko, L. (2005) Regulation and pro-
tection of the rights of national minorities and indigenous small peoples in the Russian Federation, Moscow: Gorodets.
2. The United Nations, Indigenous peoples [online], available: http://www.un.org/ru/ letsfightracism/indigenous.shtml.
3. Office of the UN High Commissioner for Human Rights, Indigenous peoples [online], available: http://www.ohchr.org/ RU/Issues/IPeoples/Pages/IndigenousPeo-pleslndex.aspx.
4. Youth Association of Finno-Ugric peoples, MAFUN hastened the Finno-Ugric peoples in the United Nations [online], available: http://www.mafun.mol-rm.ru/index.php/ ru/2011-08-29-08-39-37/29-2012-05-1119-42-37.
5. Youth Association of Finno-Ugric peoples, MAFUN held an event at the UN headquarters [online], available: http://www.mafun. mol-rm.ru/index.php/ru/2011-08-29-08-39-37/64-2014-05-31-14-26-08.
5. МАФУН провела мероприятие в штаб-квартире ООН [Электронный ресурс]. -Интернет-сайт Молодежной ассоциации финно-угорских народов. - Режим доступа: http: //www. mafun. mol-rm.ru/in-dex.php/ru/2011-08-29-08-39-37/64-2014-05-31-14-26-08.
6. Министр культуры РФ: «Финно-угорские народы России - это часть русского мира» [Электронный ресурс]. - Информационный центр финно-угорских народов FINUGOR. - Режим доступа: http:// finugor.ru/node/24548.
7. Минрегион России провел круглый стол «Подходы по сохранению и развитию языков коренных народов» в рамках 13-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов в Нью-Йорке [Электронный ресурс]. - Интернет-сайт Министерства регионального развития России. - Режим доступа: http://www. minregion.ru/news_items/4484?locale=ru.
8. Немечкин, В. Н. Теоретико-правовые основы реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2007. - № 2 (5). - С. 47-52.
9. Обзор деятельности специализированных агентств Организации Объединенных Наций по коренным народам. - М., 2005. -С. 14-18. - (Сер.: Библиотека коренных народов Севера, вып. 7).
10. Пешперова, И. Ю. Международно-правовая регламентация прав коренных народов // Правоведение. - 1998. - № 1. -С. 187-194.
11. Финно-угорские народы [Электронный ресурс]. - Информационный портал финно-угорских народов. - Режим доступа: http://finugor.komiinform.ru.
12. Худойкина, Т. В. Стабильность закона или законодательства? (теоретические и практические аспекты) // Журн. рос. права. - 2000. - № 9. - С. 20-27.
13. Цыкарев, А. В. Всемирная конференция по коренным народам 22-23 сентября 2014 года, штаб-квартира ООН, г. Нью-Йорк [Электронный ресурс]. - Интернет-сайт информационно-образовательной сети коренных народов «Льыоравэтльан». -Режим доступа: http://www.indigenous.ru/ modules.php?name=News&file=article&s id=2551.
6. Information Center of Finno-Ugric Peoples FINUGOR, The Minister of Culture of the RF, Finno-Ugric peoples of Russia is the part of the Russian world [online], available: http://finugor.ru/node/24548.
7. Ministry of Regional Development of Russia, Round table discussion of the Ministry of Regional Development of Russia "Approaches to conservation and development of indigenous languages", 13 th session of the UN Permanent Forum on Indigenous Issues in New York [online], available: http://www.minregion.ru/news_ items/4484?locale=ru.
8. Nemechkin, V. (2007) Theoretical and legal foundations of the rights of national minorities in the Russian Federation, Actual problems of Russian law, 2 (5), pp. 47-52.
9. Review of activities of the specialized agen-
cies of the United Nations on Indigenous Populations (2005), Vol. 7, Library of Indigenous Peoples of the North, Moscow, pp. 14-18.
10. Peshperova, I. (1998) International legal regulation of the rights of indigenous peoples, Jurisprudence, 1, pp. 187-194.
11. The Finno-Ugric peoples. Information Portal of the Finno-Ugric peoples [online], available: http://finugor.komiinform.ru.
12. Hudoykina, T. (2000) Stability of the law or the law? (Theoretical and practical aspects), Journal of Russian Law, (9), pp. 20-27.
13. Tsykarev, A. World Conference on Indigenous Peoples on September 22-23, 2014, UN Headquarters, New York, Information and educational network of indigenous peoples "Lyoravetlan" [online], available: http: //www. indigenous. ru/mo dules.php?na me=News&file=article&sid=2551.