20. По ходатайству г. Директора народных училищ Симбирской губернии, об ассигновании Губернским Земством 150 р. на 1897 г. на содержание при дирекции библиотеки учебных пособий и руководств // Вестник Симбирского земства. 1897. № 1, 2. С. 537-539.
21. По ходатайству директора народных училищ Симбирской губернии об отпуске 1500 руб., на расширение и приспособление Карсунского уездного училища под будущее городское трехклассное // Вестник Симбирского земства. 1899. № 10. С. 190-191.
МАКАРОВА РОЗА ВЛАДИМИРОВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MAKAROVA ROZA VLADIMIROVNA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate of Records Management, Information Resources and Auxiliary Historical Subjects Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MIKHAYLOVA SVETLANA YURIEVNA - doctor of historical sciences, professor of Records Management, Information Resources and Auxiliary Historical Subjects Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 394 ББК 63.5
А.Б. МЯСНИКОВА
МЕСТО ФИННО-УГОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ключевые слова: Международное финно-угорское движение, финно-угорские народы.
На конкретных примерах рассмотрены механизмы взаимодействия Международного финно-угорского движения с ведущими мировыми и европейскими организациями и объединениями в системе международных отношений (с Европейским Союзом, Европарламентом, ПАСЕ, ООН и др.).
A.B. MYASNIKOVA
PLACE OF THE FINNO-UGRIC MOVEMENT IN SYSTEM OF THE INTERNATIONAL RELATIONS Key words: International Finno-Ugric movement, Finno-Ugric people.
In the article on case studies examined the mechanisms of interaction of the International Finno-Ugric movement with leading international and European organizations and associations in the international system (the European Union, European Parliament, PACE, UN, etc.).
В конце XX в. Россия оказалась перед необходимостью выстраивать отношения с новым транснациональным субъектом политики - Европейским Союзом (ЕС). Европейская интеграция берет свое начало в 1950-е гг., однако только Маастрихтский договор 1992 г. юридически оформил новое образование на территории Европы. Он наделил ЕС не только экономическими инструментами, но и полномочиями в политической сфере. Изначально эти полномочия были весьма ограниченны и требовали консенсуса всех стран-участниц для принятия реальных решений. Однако каждый новый договор между членами ЕС фиксировал все более высокую степень интеграции, постепенно передавая часть функций наднациональному образованию. К началу XXI в. ситуация сложилась таким образом, что Россия больше не может строить отношения с европейскими странами только на двусторонней основе. Деятельность институтов ЕС приобретает все большую важность для понимания процессов, происходящих на Европейском континенте. Европейский Союз сегодня также является инициатором и спонсором многих программ сотрудничества, в которых России отведена важная роль.
Членами ЕС являются три финно-угорские страны: Финляндия вошла в Европейский Союз в январе 1995 г., а Венгрия и Эстония - в мае 2004 г. Поговаривали и о возможности включения финно-угров России в ЕС, но не о России в
целом, что привело к обвинению движения в попытках развала страны. Вступление в ЕС Эстонии и Венгрии высоко оценила президент Финляндии Т. Хало-нен: «Важным и отрадным событием в начале мая стало расширение Европейского Союза за счет присоединения к нему десяти новых государств-членов. Эстония и Венгрия теперь - полномочные члены Евросоюза. Сегодня большая часть нас, говорящих на финно-угорских языках - граждане ЕС, и общение между нами будет постоянно расширяться» [3].
Интеграция западных финно-угорских государств в Европейский Союз вывела проблемы российских финно-угров, связанные с вопросами демографии, сохранения языков и самобытных культур, на европейский уровень. Причем явно ощутимо желание, особенно со стороны Эстонии, превратить «проблему восточно-финских народов России» в козырную карту во внешнеполитических отношениях с РФ, апеллируя при этом к авторитету Евросоюза. Необходимо отметить, что на конгрессах финно-угорских народов эти вопросы предметом открытого разговора не становились, хотя попытки «раздуть» их уже ощущались на IV конгрессе. «В Европейском Союзе, в этом трансгосударственном сообществе, в которое входят Эстония, Финляндия и Венгрия, множественность языков, защита языков и обеспечение возможностей их применения были абсолютно на всех официальных уровнях и останутся в будущем политической темой, за рассмотрением которой все народы бдительно следят. Эстонскому, финскому и венгерскому языку зонт Евросоюза предложил новые гарантии, которых у них никогда раньше в истории не было. Ни на одном другом континенте языковое обилие так не рассматривается, и гарантий не предлагают» [1].
Безусловно, в актуализации и политизации проблем финно-угорских народов России кроются геополитические интересы европейских стран, связанные с северными территориями России.
25 сентября 1998 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла Резолюцию 1171 - «Культуры угорских меньшинств под угрозой», касающуюся финно-угорских народов, проживающих, в первую очередь, в Российской Федерации. Вскоре эстонская делегация в ПАСЕ инициировала процесс составления специального рапорта по вопросу о положении финно-угорских народов в России. Глава эстонской делегации М. Микельсон заявил по этому поводу: «Во время конгресса представители финно-угорских этносов констатировали, что их этносы из-за действий российских властей находятся в России на грани вымирания или потери национального идентитета. В связи с этим задача ПАСЕ - выявить конкретные факты нарушения прав финно-угорских народов в России и через составление специального рапорта оказать влияние на власти РФ с целью улучшения положения в этой сфере» [6. С. 28].
В ходе встречи депутата Европарламента от Эстонии И. Таранда с делегацией Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН), состоявшейся в Таллине в Национальной библиотеке Эстонии 24 ноября 2011 г., были представлены ключевые проекты международной финно-угорской организации. Представители МАФУН поделились планами на ближайшие два года. И. Таранд высоко оценил достижения финно-угорской молодежи и предложил Ассоциации свою поддержку. Участники встречи говорили не только о возможностях взаимодействия МАФУН и европейских институтов, но и обсуждали конкретные проекты. Депутат, ставший на прошлых выборах в Европарламент настоящим рекордсменом по числу собранных голосов, высказал интерес к поддержке финно-угорских культурных проектов на уровне европейского представительного органа.
Огромным достижением в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 г. «Декларации прав коренных народов», которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. Свой вклад в подго-
товку этого исторического документа внес и Консультативный комитет финноугорских народов, участвуя с 1993 г. в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и с 1996 г. в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта «Декларации прав коренных народов» (Женева).
В мае 2012 г. МАФУН впервые провела в штаб-квартире ООН открытую презентацию финно-угорских народов и финно-угорского движения. Специальное мероприятие «Финно-угорские народы Евразии - вместе спустя тысячи лет» прошло в рамках XI сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов [5].
Важно отметить выступление члена МАФУН А. Цыкарева в поддержку русского языка в работе ООН. На сегодня страница форума коренных народов работает на английском, испанском и французском языках, тогда как должны использоваться все официальные языки ООН, включая русский, китайский и арабский. Такое положение дел ограничивает доступ к информации ООН представителей многих народов, в том числе коренных народов России [2].
Также Ассоциация предложила России инициировать на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (далее - АТЭС) в 2012 г. переговорную площадку по вопросам коренных народов. Президент МАФУН В. Немечкин в своем заявлении говорил о важности социально-экономических вопросов для коренных народов, поэтому важно учитывать их интересы на таких крупных региональных форумах, как саммит АТЭС. МАФУН считает, что такая инициатива России может стать серьезным шагом навстречу защиты интересов коренных народов и будет подхвачена другими странами - организаторами форумов.
Постоянный Форум по вопросам коренных народов является вспомогательным органом и подотчетен Экономическому и Социальному Совету (далее -ЭКОСОС). Форум дает экспертные консультации и рекомендации по социальноэкономическому развитию, культуре, образованию, здравоохранению и по другим вопросам коренных народов вышестоящему органу, а также программам и учреждениям ООН через ЭКОСОС. В его задачи входит содействие координации в рамках системы ООН деятельности, относящейся к вопросам коренных народов, подготовка и распространение информации по проблемам коренных народов.
Дипломатам, членам форума и представителям коренных народов мира были представлены история и предпосылки создания Международного финно-угорского движения, а также образцы современной культуры коренных финно-угорских народов.
Большинство участников заседания Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, которое состоялось 11 мая 2012 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, призвали Россию публично признать Декларацию ООН о правах коренных народов.
В ответном слове представитель российского правительства, заместитель министра регионального развития М. Травников заявил, что Россия не намерена принимать документ, так как некоторые его положения не удовлетворяют российскую сторону. При этом он подчеркнул, что в целом Декларация соответствует духу российской политики. М. Травников также сообщил экспертам форума и наблюдателям от коренных народов, что российское правительство стремится «проводить взвешенную политику устойчивого развития по отношению к коренным народам». Особыми государственными гарантиями пользуются, по его словам, коренные малочисленные народы Севера. В частности, отметил замминистра, в некоторых регионах России практикуются обеспечение гарантированного присутствия коренных народов в процессе принятия решений и участие в работе органов власти. Также он отметил высокий уровень международного сотрудничества России с соседними странами и агентствами ООН.
Другая российская организация, обладающая консультативным статусом при Экономическом и социальном совете ООН, - Центр коренных народов
«Лыораветльан» - представляет интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, выступила в поддержку правительства России. По их мнению, правительство в лице министерства регионального развития работает в правильном направлении. Руководитель организации Г. Куценко в своем выступлении также поддержала создание Совета по межнациональным отношениям при Президенте России [4].
Проблемы финно-угорских народов были обсуждены на 76-м Международном конгрессе в Токио (Япония 25.09.2010 - 01.10.20l0). В докладе Международного ПЕН-клуба подчеркнуто доминирующее положение русского языка во всех сторонах жизни населения, что приводит к ущемлению прав национальных меньшинств [7].
Проходивший в Саранске с 19 по 21 июля 2007 г. первый в мире и истории финно-угорских народов Международный фестиваль национальных культур стал событием беспрецедентным и поистине историческим. Мордовия в те дни, без преувеличения, была на устах у всей России и Европы. О международной значимости фестиваля говорит, прежде всего, факт участия в нем одновременно трех лидеров европейских государств - Финляндии, Венгрии и России. Саммит лидеров трех держав и крупнейший международный фестиваль такого уровня и масштаба проходили в Саранске впервые. Данные события показывают развитие национальной культуры, конструктивного диалога между народами. Мордовия в последние годы стала одним из центров финно-угорского сообщества.
Важным событием стал также саммит «Россия - Евросоюз», впервые проводившийся за Уралом в столице Югры г. Ханты-Мансийск накануне V Всемирного конгресса финно-угорских народов в 2008 г. Многие из участников данного мероприятия впервые побывали так далеко на востоке России, оценив масштабность и многообразие этнического, природного богатства страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что судьба финно-угорских народов, благодаря активным действиям членов Международного финно-угорского движения, становится предметом обсуждения на самых значительных форумах мира, проблемы финно-угров России являются теперь не просто внутрирос-сийскими, а общеевропейскими. Консультативный комитет, МАФУн и другие организации Международного финно-угорского движения участвуют в подготовке и реализации проектов международных организаций, проявляя себя тем самым как институты гражданского общества, как инструменты народной дипломатии.
Литература
1. Выступление Президента Эстонской Республики Тоомаса Хендрика на церемонии открытия V Всемирного конгресса финно-угорских народов [Электронный ресурс]. URL: http://fucongress.org/congress/V-kongress/privetstviya/vystuplenie-prezidenta-estonskoy-respubliki-too-masa-xendrika-na-ceremonii-otkrytiya-V-vsemirnogo-kongressa-finno-ugorskix-narodo.
2. МАФУН предложила ООН проводить Интернет-трансляции заседаний форума коренных народов [Электронный ресурс]. URL: http://finugor.ru/node/23706.
3. Приветственная речь Президента Финляндской Республики Т. Халонен на Всемирном конгрессе финно-угорских народов. Таллин, 16 августа 2004 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fucongress.org/congress/VI-kongress/privetstviya/prezident-finlyandskoy-respubliki-tarya-xa-lonen-IV-vsemirnyy-kongress-finno-ugorskix-narodov-g.-tallinn-16-avgusta-2004-g.
4. Травников: Россия не пересмотрит свое отношение к Декларации ООН о правах коренных народов [Электронный ресурс]. URL: http://finugor.ru/node/23510.
5. Цыкарев А. МАФУН приблизила финно-угорские народы к ООН [Электронный ресурс]. URL: http://finugor.ru/node/23489.
6. Чекушкин А.Н. Понимание финно-угорского мира в современной этнополитической литературе // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 3. С. 27-34.
7. Volokitina N. Many of the Finno-Ugrian peoples within Russia are in danger of extinction or becoming absorbed by the Russians [Электронный ресурс]. URL: http://finugor.ru/node/15059.
МЯСНИКОВА АЛЛА БОРИСОВНА - аспирантка, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, Россия, Ижевск ([email protected]).
MYASNIKOVA ALLA BORISOVNA - post-graduate student, Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Russia, Izhevsk.