Научная статья на тему 'Реализация практико-ориентированного под-хода в процессе обучения в колледже'

Реализация практико-ориентированного под-хода в процессе обучения в колледже Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / проектная деятельность / студенты / профессиональные компетенции / высококвалифицированные специалисты / информационное моделирование / innovative technologies / project activities / students / professional competencies / highly qualified specialists / information modeling инновациялық технологиялар / жобалық қызмет / студенттер / кәсіби құзыреттер / жоғары білікті мамандар / ақпараттық модельдеу

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Смолева Н.В.

В статье рассматриваются вопросы внедрения в Костанайском строительном колледже инновационной технологии проектной деятельности в учебный процесс студентов, обучающихся специальностям строительного профиля. Проводится анализ внедрения данной технологии, приводятся примеры из практики. Также статья содержит описание методов и приёмов, применение которых возможно в дистанционном формате с целью вовлечения обучающихся на каждом этапе урока в активное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"The implementation of a practice-oriented approach in the college "Колледждегі оқу процесінде практикалық-бағытталған тәсілді іске асыру

The article deals with introducing innovative project technology in the educational process of students training construction specialties in Kostanay Construction College. The analysis of the implementation of the technology is carried out, examples from the practice are given. The article also contains a description of methods and techniques, the use of which is possible in a distance format in order to involve students in active learning at each stage of the lesson. Мақалада Қостанай құрылыс колледжінде құрылыс бейіні мамандықтарында оқитын студенттердің оқу процесіне жобалық қызметтің инновациялық технологиясын енгізу мәселелері қарастырылады. Осы технологияны енгізуге талдау жасалады, практикадан мысалдар келтіріледі. Сондай-ақ, мақалада сабақтың әр кезеңінде студенттерді белсенді оқытуға тарту мақсатында қашықтықтан форматта қолдануға болатын әдістер мен әдістердің сипаттамасы берілген.

Текст научной работы на тему «Реализация практико-ориентированного под-хода в процессе обучения в колледже»

ü

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

*

s х

<С m о

го £

W

О *

S

1-ч

О

ч о

X X ш tS *

s

рц

о

ш t-

УДК 377.5 ГРНТИ 14.33.07

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Андатпа

Мацалада Крстанай ц^рылыс колледжiнде ц^рылыс бешт мамандыцтарында оцитын сту-денттердщ оцу процесiне жобалыц цызметтщ инновациялыц технологиясын eHri3y мэселе-лерi царастырылады. Осы технологияны ен-ri3yre талдау жасалады, практикадан мысалдар келтiрiледi. Сондай-ац, мацалада сабацтын, эр кезещнде стyденттердi белсендi оцытуга тарту мацсатында цашыцтыцтан форматта цолдануга болатын эдiстер мен эдштердщ сипаттамасы берiлген.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы внедрения в Костанайском строительном колледже инновационной технологии проектной деятельности в учебный процесс студентов, обучающихся специальностям строительного профиля. Проводится анализ внедрения данной технологии, приводятся примеры из практики. Также статья содержит описание методов и приёмов, применение которых возможно в дистанционном формате с целью вовлечения обучающихся на каждом этапе урока в активное обучение.

Annotation

The article deals with introducing innovative project technology in the educational process of students training construction specialties in Kostanay Construction College. The analysis of the implementation of the technology is carried out, examples from the practice are given. The article also contains a description of methods and techniques, the use of which is possible in a distance format in order to involve students in active learning at each stage of the lesson.

Смолева Н. В.,

преподаватель специальных дисциплин, Костанайский строительный колледж, г.Костанай

Нег1зг1 свздер: инновациялыц технологиялар, жобалыц цызмет, студенттер, кэаби ц^зыреттер, жогары бтктi мамандар, ацпа-раттыц модельдеу.

Ключевые слова: инновационные технологии, проектная деятельность, студенты, профессиональные компетенции, высококвалифицированные специалисты, информационное моделирование.

Keywords: innovative technologies, project activities, students, professional competencies, highly qualified specialists, information modeling.

Ш

Качество знаний выпускников колледжей во многом определяет будущее страны, поэтому в эпоху информационных технологий главным фактором конкурентоспособности наших студентов являются развитие профессиональных компетенций, креативность, логическое и техническое мышление. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности овладения новыми знаниями и способности постоянной адаптации к изменениям требований современных условий[1]. Достигнуть этого можно через введение новых организационных форм в образовательный процесс, в частности через организацию проектной деятельности.

Совместно с социальными партнерами, преподавателями специальных дисциплин колледжа актуализирована модель выпускника «техника-строителя», в которую внесены изменения и дополнения в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования, потребностями работодателей, а также образовательные программы колледжа актуализированы с учётом стандартов WorldSkills.

Перед педагогами колледжа поставлена основная задача - формирование профессиональных компетенций студентов через проектную деятельность.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя и определяется принципом педагогической поддержки развития студента в ходе проектной или исследовательской работы - из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности [2].

Работая над проектами, тематика которых согласовывается и утверждается

социальными партнёрами, студенты сотрудничают с проектными группами компании БК-строй, ТОО «Костанай Жобакурылыс», отделом архитектуры города, которые направляют ребят и делятся ценным опытом работы. В рамках проектной деятельности в колледже практикуется разработка междисциплинарных проектов, которые требуют углубленных знаний по всем специальным дисциплинам.

В итоге ряд проектов рекомендованы к производству: «Проект 9-этажного жилого дома с квартирами 2 класса», «Проект каркасного жилого дома с заполнением стен из керамического кирпича», «Проект 5-этажного жилого дома с мансардным этажом», «Жилой дом в рамках программы «Доступное жилье», «Общежитие на 300 мест», «Таунхаус».

В это время происходит укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов [3, с.1]

Внедрение и развитие технологии информационного моделирования строительных объектов в колледже осуществляется через разработку проектов в BIM-лаборатории, которая укомплек- ^

¡V

тована компьютерами с параметрами, g

соответствующими требованиям к про- m

граммам на основе технологии BIM. ^

Программное обеспечение лаборато- g

рии включает в себя системы автомати- g

зированного проектирования Автокад, g

Архикад, Компас и Autodesk Revit. Та- §

ни

ким образом, работая в BIM-лаборато- х рии и занимаясь проектной деятельно- н стью, студенты знакомятся и изучают t* несколько продуктов для создания и g разработки информационной модели строительных объектов.

В период дистанционного обучения

s

X

<с m о

го

W

О *

S

1-4

о

4 о

X X ш Е-

5 *

S

рц

о

ш Е-

студенты колледжа активно изучали теоретические вопросы САПР, изучали методы и приёмы работы, смотрели обучающие видео, участвовали в форумах по изучению BIM-технологий.

Педагогическое наблюдение за каждым студентом в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля» [4, с.121].

При подготовке к занятиям в условиях дистанционного обучения мною также использовались технологии информационного моделирования. Так, например, свои уроки я проводила с использованием виртуальной доски Miro. Каждая доска является бесконечной. Вы можете ее растягивать и добавлять необходимое количество материалов, и все они будут сохранены на доске автоматически. Также, при помощи панели справа вы можете передвигать файлы на доске, рисовать, добавлять стикеры, текст, комментарии и рамки, с помощью скриншеринга можно управлять вниманием студентов. Также можно пригласить друзей и коллег, чтобы поработать вместе.

Независимо от формы обучения преподаватель обязан на каждом этапе урока вовлекать всех обучающихся в активное обучение. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Исходя из выше сказанного, предпочтительно тему урока студенты должны обозначить сами, но преподаватель всеми возможными способами должен подвести

студентов к правильным формулировкам. Так, например, можно заранее подготовить слайды, по которым студенты, применив логическое мышление, сами сформулируют тему урока.

Запоминание новых предметов, явлений, событий и фактов происходит на основе существующего у нас опыта. Применение метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления студентов, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Так, например, при изучении темы «Части зданий, их назначение» данный метод эффективен и при изучении материала, и при закреплении знаний, так как он помогает студентам легче запоминать строительные термины и пополнять словарный запас профессиональными словами. Например, часть здания - фундамент. Можно дать задание: выписать в ряд ассоциации, сравнить их со словарным вариантом, при необходимости добавить слова и на основании ассоциативного ряда слов студенты должны составить определение данного термина.

Следующий приём - раскадровка. Студентам предлагаются кадры, рисунки или фото, которые нужно составить последовательно в соответствии с технологией строительного процесса. Например, вы видите на слайде картинки, которые нужно расставить в соответствии с технологическим процессом выполнения земляных работ. Студенты выполняют задание и визуально представляют последовательность их выполнения. Задание по раскадровке можно усложнить, дополнив составлением краткого сочинения или описания процесса - это даёт возможность студентам развивать мышление и речевую культу-

П 23

Педагогическая наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^

ру, что особенно актуально для студентов технических специальностей.

Ещё один приём педагогической техники - это использование графических органайзеров. Графические органайзеры могут быть заданы преподавателем, а могут быть разработаны самими студентами. Самый простой пример - это составление таблиц. Также удобно составление органайзеров в виде схем. Информацию в органайзер можно добавлять насколько это необходимо, такой способ обучения удобно применять при работе в виртуальной доске Miro.

Анализируя результаты обучения студентов с применением инновационных педагогических приёмов и технологий, можно сделать вывод о том, что реализация практико - ориентированного подхода в процессе обучения в колледже способствует повышению качества образовательных компетенций и приобретению профессиональных навыков, что является основной задачей каждого образовательного учреждения.

razlichnyh_kursah (дата обращения: 12.10.2021)

4.Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник для студ. Учреждений сред. проф. Образования / М.Н.Гуслова.-6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 320 с.

5.Статья «Особенности развития личности студента» [Электронный ресурс] https://cyberleninka.rU/article/v/ osobennosti-razvitiya-lichnosti-studenta (дата обращения: 12.10.2021)

ЛИТЕРАТУРА:

1.Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г. [Электронный ресурс] http://www.akorda. ^ kz/ru/addresses/addresses_of_president/ ® poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan- т n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yan-

varya-2018-g (дата обращения: 12.10. м

2021) §

2.Статья «Инновационные методы

преподавания» [Электронный ресурс] §

ни

https://portal.tpu.ru/fond/download_ X

docZ9060ZMethod.pdf (дата обращения: н

12.10.2021) §

3.Статья «Развитие студента на раз- £ личных курсах» [Электронный ресурс] https://vuzlit.ru/560591/razvitie_studenta_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.