Научная статья на тему 'Применение BIM технологий в подготовке специалистов строительного профиля'

Применение BIM технологий в подготовке специалистов строительного профиля Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
453
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖОБАЛАУ / САНДЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / АВТОМАТТАНДЫРЫЛГАН ЖОБАЛАУ ЖүЙЕЛЕРі (АЖЖ) / АВТОМАТТАНДЫРУ / BIM ТЕХНОЛОГИЯ-СЫ / 3D ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (САПР) / АВТОМАТИЗАЦИЯ / BIM ТЕХНОЛОГИИ / 3D-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / DESIGNING / DIGITAL TECHNOLOGY / COMPUTER-AIDED DESIGN SYSTEMS (CADS) / AUTOMATION / BIM TECHNOLOGIES / 3D-VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Смолева Н. В.

В данной статье рассматривается актуальность подготовки специалистов строительного профиля для работы в системе автоматизированного проектирования (САПР). А также анализируется необходимость использования в полной мере возможностей BIM технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIM technologies for construction profile specialists training

The article considers the relevance of construction profile specialists training to work with the computer-aided design systems (CADS). It also analyzes using the capabilities of BIM technologies.

Текст научной работы на тему «Применение BIM технологий в подготовке специалистов строительного профиля»

Н.В. Смолева,

преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Костанайский строительный колледж»

He2i32i свздер: жобалау, сандык технологиялар, автоматтанды-рылган жобалау жуйелерi (АЖЖ), автоматтандыру, В1М технология-сы, 3D визуализация

Ключевые слова: проектирование, цифровые технологии, системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизация, BIM технологии, 31)-визуализагшя.

Keywords: designing, digital technology, computer-aided design systems (CADS), automation, BIM technologies, 3D-visualization.

ПРИМЕНЕНИЕ BIM ТЕХНОЛОГИИ

В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Ацдатпа

Осы баяндамада жумыстыц езектшп куры лыс саласындагы мамандардыц жуй-есшде автоматтандырылган жобалау (АЖЖ) карастырылады. Сондай-ак, BIM технологи-яларды тольщ цажети мумкшдштерш пай-далану талданады.

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальность подготовки специалистов строительного профиля для работы в системе автоматизированного проектирования (САПР). А также анализируется необходимость использования в полной мере возможностей BIM технологий.

Annotation

The article considers the relevance of construction profile specialists training to work with the computer-aided design systems (CADS). It also analyzes using the capabilities of BIM technologies.

Цифровой Казахстан - это сокращение расходов, повышение производительности труда, высокое качество продукции.

H.A. Назарбаев

Ещё лет двадцать назад инженеры -проектировщики выполняли чертежи «от руки» с помощью графических карандашей и на чертёжной доске. Сейчас такую картину даже трудно представить. Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Компьютеры, ноутбуки получили постоянную прописку и в жилых и в офисных зданиях. Без этой техники мы уже не можем представить свою жизнь. И когда в начале века появились системы ав-

х <

m О

го £

из О ÖS

О

§

X

X Щ

н

а. О ш н

о;

х

<

m О

го

£ из О в;

О §

л:

X ш

CL

о

ш Н

томатизированного проектирования (САПР), они сразу подняли на новый уровень работу проектировщиков. Изучать программы приходилось самостоятельно, часто методом «тыка», так как не было специалистов по изучению программ, не было учебников и обучающих видео уроков. Но результаты оправдывали затраченные усилия. И на сегодняшний день системы автоматизированного проектирования стали главным инструментом в работе проектировщиков. Но по-прежнему САПР - это не просто, поэтому ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний [1,п.7]. Особенно сложно изучать системы автоматизированного проектирования самостоятельно, учитывая увеличивающуюся сложность решаемых задач и многообразие возможностей. Тем не менее, хороший результат изучения программ достигается именно при самостоятельном обучении, но при участии наставника или учителя. Повсеместное внедрение цифровых технологий придаст импульс развитию традиционных базовых отраслей путем обеспечения роста производительности, повышения их конкурентоспособности, в том числе на международном рынке [2,п.5.1].

Работая инженером - строителем в проектной организации ранее, и работая, сейчас преподавателем в Коста-найском строительном колледже, мне довелось поработать с разными продуктами САПР -AutoCAD, ArchiCAD, 3ds Мах, Компас. Одни инструменты я использую постоянно, другие время от времени при необходимости провести проверку или анализ. Знание инструмента проектирования - это в первую

очередь понимание логического языка программы и если вы владеете одной программой, то изучить остальные не представляет сложности, так как по факту меняются только иконки и их расположение. Чем больше программ вы знаете, тем больше специфических задач вы можете решить [3,с.1].

Характерной чертой современного общества является ускоренное развитие, усложнение, если можно так сказать «классических» электронных программ и появление качественно новых информационных технологий, проникающих во все сферы человеческой жизни. Цифровые технологии сопровождают нас не только в работе, но и в быту. И не смотря на это, всё ещё продолжаются споры об автоматизации инженерного труда.

Суждения об автоматизации сводятся к трем утверждениям.

Мнение первое. Автоматизация — это волшебная «красная кнопка». Нажал — и вот он, готовый результат. Уверяю вас, это не так! О «красной кнопке» чего только не написано: вспомните хотя бы огромное количество научной и околонаучной фантастики, а заодно ученые труды на темы искусственного интеллекта. Но истина в том, что способностью накапливать знания, опыт и на их основе принимать решения обладает только человек.

Мнение второе. Автоматизация — это миф, который продают за огромные деньги. Точка зрения людей, мягко говоря, не самых информированных. Темп современной жизни таков, что без электронного помощника не обойтись. Конечно, всё создается человеком, но при этом намного эффективнее работает тот, кто все рутинные и шаблонные задачи переложил

<sn

на САПР. Два примера из множества возможных: часто встречающаяся пространственная задача по размещению мебели в комнате; необходимость разместить на ограниченной площадке технологическую установку с обвязкой. САПР позволяет найти решения еще до выноса решений в натуру.

Мнение третье. Автоматизация - это средства, облегчающие производство работ. Автоматизация проектирования позволяет не обременять высококвалифицированных специалистов рутинными задачами, и незаменима при создании «виртуальных макетов» проектируемых объектов. Она способствует воплощению творческой инженерной мысли, но, что не менее важно, решает такие задачи, как экономическое обоснование исполнения проектных решений, прогноз и контроль процессов производства [4,с.1].

На сегодняшний день будоражит умы проектировщиков качественно новая технология проектирования: технология BIM.

Технологии BIM в проектировании основываются на создании трёхмерной модели здания и позволяют спроектировать здание ещё до начала строительства, полностью просчитать и определить все процессы, которые будут в нём происходить.

Самое первое и очевидное преимущество - ЗБ-визуализация. Именно визуализация является самым распространенным способом использования технологии BIM. Это не только позволяет красиво подать проект заказчику, но и найти лучшие проектные решения взамен старых.

Второе преимущество - централизованное хранение данных в модели, что позволяет эффективно и просто управлять изменениями. При внесении

определенного изменения в проект, оно сразу отображается во всех представлениях: на планах этажей, фасаде или разрезах. Это также сильно повышает скорость создания проектной документации и снижает вероятность возникновения ошибки.

Самое популярное решение на основе технологии BIM - программа для архитекторов «ArchiCAD». И так как содержательность обучения должна гармонично дополняться современным техническим сопровождением [1,с.1], то при изучении дисциплин «Архитектурное проектирование», «Конструкции зданий и сооружений» студенты, обучающиеся по специальностям «Архитектура» и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» - это будущие «Техники - проектировщики» и «Техники - строители», учатся разрабатывать архитектурно - строительные чертежи в программе «ArchiCAD», выполняя курсовые и дипломные работы, реально приближенные к рабочим проектам и при определенной доработке работы студентов можно использовать в строительстве.

Программа «ArchiCAD» является системой автоматизированного проектирования в строительстве и архитектуре. В настоящее время эта программа стала наиболее популярным инструментом разработки архитектурных проектов, и на то есть особые причины. Главная из них - это ориентация программы на разработку строительных конструкций. С её помощью разработчик проекта здания может не просто начертить на экране компьютера все контуры и линии проекта, например, стен, крыши, окон, дверей и прочих частей здания, а конструировать дом из уже готовых компонентов [5,с.7].

х <

m О

го £

из О ÖS

О

§

X

X Щ

н

а. О ш н

о; х

I

<

m О

го

£ из О

О

S

ГЕ

X ш

CL

О ш H

Многие считают, что работать в САПР легко и базовые знания по математике, черчению, инженерной графике и другим предметам не нужны, думают, что при выполнении нужной операции чертежи построятся сами собой, но это не так. Программа «АгсЫСАБ» облегчает труд проектировщика, но проектные решения принимает инженер и многочисленные параметры конструкции настраивает самостоятельно. А настройка параметров должна быть выполнена в соответствии с нормативными документами: ГОСТами и СНиПами, которые тоже должны быть предварительно изучены.

Свой первый курсовой проект студенты выполняют «от руки» карандашами на бумаге формата А1 и параллельно изучают программу «АгсЫСАБ» на уроках «Компьютерной графики». Все последующие курсовые работы, а также и дипломный проект студенты выполняют в САПР. По содержанию чертежей первый проект меньше всех последующих работ, но время, выделяемое на выполнение каждого курсового и дипломного проекта одинаковое, так как выполнение чертежей в САПР значительно сокращает время на выполнение задания.

Построение чертежей в программе «АгсЫСАБ», выполняемое конструкциями, является преимуществом данной автоматизированной системы, но чтобы чертежи были правильными необходимо выполнить настройки параметров, выбранных элементов. Правильно и грамотно выполненные в САПР архитектурно - строительные чертежи выглядят гораздо качественнее чертежей, выполненных карандашами, потому что изменения, внесённые в электронный вариант работы, не

отражаются при распечатке готового проекта, а карандашные графические исправления на бумаге видны всегда.

Ну и, конечно же, главное преимущество данной программы - 3D Визуализация. Используя данный инструмент программы «ArchiCAD» можно на любом этапе проектирования увидеть объёмную модель создаваемого здания или сооружения.

Другие инженерные программы «Компас» и «AutoCAD» также изучаются студентами, но в ознакомительном варианте, и если студент научился работать в любой из САПР, изучить другую программу не составит сложности, что важно для работодателей, которые сами определяют программу для работы.

Изучение систем автоматизированного проектирования очень важно для современных студентов. Зная САПР, они востребованы на рынке труда. Но никакие автоматизированные системы не помогут выполнить чертежи без элементарных знаний по математике, инженерной графике, начертательной геометрии и черчению, а так же без знания предметов по своей специальности: архитектуры, строительных конструкций, технологии строительного производства и прочих. При наличии этих знаний программы САПР становятся незаменимыми помощницами в работе, значительно сокращая затраты времени и улучшая качество «готовой продукции», так как качество уже не зависит от индивидуальных особенностей почерка проектировщика.

Сегодня большой интерес для проектировщиков представляет новая программа: Autodesk Revit, которая даёт возможность архитектурного проектирования, проектирования инженерных систем и строительных конструкций, а

так же моделирования строительства. Эта программа обеспечивает высокую точность выполняемых проектов и основана на технологии информационного моделирования зданий - BIM. Данная система обеспечивает высокий уровень совместной работы специалистов различных дисциплин и значительно сокращает количество ошибок, позволяет создавать строительные конструкции и инженерные системы любой сложности. На основе проектируемых моделей специалисты имеют возможность выработать эффективную технологию строительства и точно определить требуемое количество материалов.

В настоящее время в Костанайском строительном колледже прорабатывается вопрос о возможности внедрения программы Autodesk Revit и обучения проектированию в этой программе студентов. Такое решение принято, исходя из желания дать своим студентам лучшее, что предлагается на рынке программ для проектировщиков.

Обучая молодое поколение современным цифровым технологиям, и обеспечивая масштабное внедрение цифровых технологий [1,п.4], мы растим поколение, которое будет обладать необходимой компьютерной грамотностью для решения всех задач по цифровизации страны, поставленных в Государственной программе «Циф-

ровой Казахстан».

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев H.A. Послание Президента Республики Казахстан Новые возможности в условиях четвёртой промышленной революции [Электронный ресурс] http://www. akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_ pre sident/po slanie-prezidenta-re spubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g

2.Государственная программа «Цифровой Казахстан» Утверждена Постановлением Правительства PK №827 от 12.12.2017 [Электронный ресурс] http:// adilet.zan.kz/rus/docs/P 1700000827

3.Развитие САПР, до чего дойдем? [Электронный ресурс] https://habr.com/ post/410699/

4.0рельяна И. О.Электронный ресурс] / И.О.Орельяна - Статья "САПР" из журнала CADmaster №5(10) 2001, http: //www. cadmaster. ru/mag azin/ articles/cm_l 0_cad.html

5.Жадаев, А.Г. ArchiCAD 11:само-учитель / А.Г. Жадаев,- М.:НТ Пресс, 2010.-224с.

6.Шулика Н. А. Современные тенденции развития информационной культуры личности студента: [монография] / Н. А. Шулика, Н. П. Табачук, В. А. Казинец; [науч. ред. И. А. Дедовских] . - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. - 160 с.

х <

m О

го

£ из О ÖS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О §

X

X Щ

H

а. О ш н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.