х
<
m О
со
из О
3 и
О
ш Я" О о. С ш -а X X
о
X
X
<
из
о
X X
М.М. Уаисова,
преподаватель специальных дисциплин, магистр, КГКП «Костанайский строительный колледж»
Негпг! свздер: ацпаратыц технологиялар, жобалар, ацпа-раттьщ-коммуникацияльщ технологиялар (АКТ), жобалыц эд\с, жобалыц эо/спама
Ключевые слова: информационная технология, проект, ин-формационно-коммуникацион-ные технологии (ИКТ), метод проектов, проектная методика.
Keywords: information technology, project, information and communication technologies (ICT), project method, project methodology.
ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОЕКТАМ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Ацдатпа
Жобаларды жузеге асыру уппн Ka3ipri замангы акпараттык технологияларды кещнен пайдалану студенттердщ дагдылары мен шыгармашылык, элеуетш дамытудын, тшмд1 куралы болып табы-лады.
Студенттердщ оку процесшде жобалыц icma-ралар енпзу аркылы 6i3 орта oiлi ivi беру жуйесш-деп кептеген мэселелерге жацаша караймыз.
Максаттар мен м1ндеттер жуйес1 багдарла-малау нег1здер1мен студенттерд^ компьютер-лж графика, компьютерлш эксперименттер мен зерттеулер таныстыру уппн цолжет1мд1 нысанда кызыкты тэж1рибе уйымдастыруга мумюндш бе-редг Жоба непзделген окыту объектшер1мен информатика пэнаралык байланыстарды орнатуга комектеседг
Аннотация
Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.
Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.
Система задач и заданий позволяет организовать интересные, увлекательные занятия и в доступной форме познакомить учащихся с основами программирования, компьютерной графикой, компьютерным экспериментом и исследованием. Метод проектов способствует установлению межпредметных связей информатики с предметами.
Annotation
The wide use of modern information technologies for project performance is an effective tool to develop abilities and to realize the creative potential of students.
Due to project activities in the process of teaching students, we fundamentally change the approach to the system of education, to the solution of many general educational tasks dictated by time.
The system of tasks allows to organize interesting amusing lessons and in an accessible form to introduce students to programming, computer graphics, computer experiment and research. The project method promotes intersubject communications of informatics with other subjects.
Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Эта тенденция соответствует изменившимся целям технического и профессионального образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Перед образованием в новом тысячелетии стоит задача перехода на более качественный уровень, соответствующий современным требованиям не только по своим целям, но и по своей структуре.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов, компьютерная или новая информационная технология обучения.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций [1,с. 3].
Новые информационные (или компьютерные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся [2,с. 10].
Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет интенсифицировать ^ процесс обучения, реализовать идеи < развивающего обучения, повысить темп О занятия, увеличить объем самостоятель- 2: ной работы учащихся.
Особенностями компьютерного об- и учения являются пошагово сть в организации учебного процесса, наличие 9 оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуа- ^ лизация и дифференциация обучения, § обеспечивается беспрерывный контроль
<
за деятельностью учащегося на каждом ш этапе. I
Управление образованием с помощью -
х
<
т О
го
из О
3 и
О
ш Я" О о. С ш из X X
о
X
X
<
оа О т х
компьютера приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения - организация работы учащихся с помощью программно - педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.
Поэтому преподаватель и ставит перед собой цель - поддерживать интерес студентов к обучению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.
В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. В производственном аспекте ИКТ - это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов, интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей [3].
Таким образом, учащиеся могут осваивать технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий. При этом обучение будет носить активно - деятельност-ный, пр о ектный хар актер. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
• осваивает модели учебной дея-
тельности;
• приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представление о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);
• получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий;
• развивает навыки общения.
Метод проектов - это такая технология, по которой учащийся или малая учебная группа (2-3 человека) выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.
Как известно, технология организации проектной деятельности состоит из следующих этапов: подготовительного или вводного, поисково-исследовательского. Поисково-исследовательский этап сменяется трансляционно - оформительским. На этом этапе происходит анализ полученной информации и формулируются выводы [4].
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления проекта можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание человека.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных
образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность ученику самостоятельно скомпоновать собранный материал исходя из особенностей конкретного проекта. При разработке презентации учитывается, что она:
• быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
• вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
• усиливает воздействие выступления.
Последний этап работы над проектом - заключительный. Учащиеся публично защищают свой проект, подводят итоги. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры - важнейший социальный навык. За 7-10 минут необходимо рассказать о работе, её самых сложных моментах, особенностях, сделанных авторами открытиях. Чаще всего защита проекта не укладывается в регламент, поэтому к ней следует тщательно готовиться и заранее отрепетировать. Мультимедийные презентации PowerPoint в этом случае помогают оптимизировать данный этап.
Целью моей исследовательской работы является изучение влияния идей метода проектов на познавательное, творческое и личностное развитие учащихся, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов в курсе изучения дисциплин по программированию в Костанайском строительном колледже.
Итак, для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если учащийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Проект - это «пять П».
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы - нет деятельности.
2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы преподаватель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение реше- 2 ния задачи.
3. Поиск информации - обязатель- § ное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет о - ресурсы. Найденная информация, об- £ рабатывается, осмысливается. После Й совместного обсуждения выбирается 5
базовый вариант. Преподаватель кор- =
ш
ректирует последовательность техноло- 15 гических операций в каждой работе.
4. Результат работы - продукт. Учащи- 5 еся, выбрав посильные технологии для < создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную ин- 5 формацию, формулируют выводы. Пре-
подаватель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию, как стартап в конкурсах.
5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно проводить в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности.
В чем преимущества использования метода проектов?
• Наглядность.
• Возможность обрабатывать большой объем информации.
• Возможность предоставить разную информацию каждому учащемуся.
• Широкие возможности оформления.
• Возможность обеспечить индивидуальный режим работы.
• Оптимизация работы преподавате-
го
£ ля-
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превра-
а.
щается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов. Изменяется и психологиче-
^ ский климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности
учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера [5].
Проектное мышление необходимо преподавателям и студентам. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.
Как показывает мой опыт, применение проектного обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий.
Так студентам Костанайского строительного колледжа данный вид обучения позволил принять участие в областном конкурсе бизнес проектов Startup Weekend Kostanay 2017, где призерами стали Каримов Шафаис и Кана-пьянов Максат, 3 курс ВТиПО.
Составной частью метода проектов, который использует педагог, является руководство научно-исследовательской работой обучающегося. Например, работа на тему «Искусственный интеллект МАРК-3» со студентом 2 курса Рюминым М. показала много интересных фактов, которые вывели работу (10 декабря 2017 г) на призовое 2 место в Startup Weekend 2017 учебного года.
Работа с проектами дала возможность принять участие в республиканском конкурсе при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан в рамках развития предпринимательского образования и популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи STARTUPBOLASHAK
«Менщ Арманым».
С самого начала старта конкурса (^агШрВо^зИак - Менщ арманым» учащиеся с интересом и азартом принялись воплощать свои идеи. На протяжении всего года ребята прошли все отборочные туры и их проекты были отобраны в четверть финал конкурса, полуфинал и финал конкурса, который состоится в декабре 2018 года.
В заключении, хочется сказать, что использование метода проектов действительно является средством формирования и развития личности, готовит учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий по программированию делаю следующие выводы:
1. Необходимость применения проектной методики в современном образовании ТиПО обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития. Прежде всего, это обусловлено:
• проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
• неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем пере страивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
ЛИТЕРАТУРА
1.Всемирный доклад ЮНЕСКО. К обществам знания [Электронный ре-cypcJdocplayer.ru/26040459-Vsemirnyy-doklad-yunesko.html
2.Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии-М.: Наука, 1999,- 191с.
3.Тихонова В.П. Открытое образова- <
со
ние - объективная парадигма XXI века О
Под общ. ред. В.П. Тихоновой. - М.: 2: МЭСИ, 2000. - 288с.
4.Горлицкая С.И. О мето- и де проектов [Электронный ресурс] Щ https://wwweduherald.ru/ru/article/ 9 view?id=18167
5.Селевко Г.К. Современные образо- ^
вательные технологии / Г.К. Селевко - 5
Москва, // Народное образование. 1998,- §
124с. £
о
ЭС
ас з: