Научная статья на тему 'Реализация педагогических идей С. Т. Шацкого в экспериментальном учебном воспитательном комплексе "Школа будущего" в г. Ялте'

Реализация педагогических идей С. Т. Шацкого в экспериментальном учебном воспитательном комплексе "Школа будущего" в г. Ялте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / SELF-GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокеева Лилия Николаевна

В статье рассматриваются реализация педагогических идей С. Т. Шацкого на примере экспериментального учебного воспитательного комплекса «Школа будущего» в Ялте. Автор приходит к выводу, что проблема самоуправления школьников, воспитание как организация жизнедеятельности детей в социальной среде становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of teaching ideas by S. T. Shatskiy at the experimental educational institution “School of Future” in Yalta

This article discusses the implementation of pedagogical ideas of S. T. Shatsky on example of experimental educational complex «School of the Future» in Yalta. The author concludes that the problem of pupils self-government, education as an organization of life of children in the social environment is becoming a major source of cognitive and value-emotional sphere of the child.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических идей С. Т. Шацкого в экспериментальном учебном воспитательном комплексе "Школа будущего" в г. Ялте»

specialists in the field of primary education in the Republic of Crimea on example of Academy of the Humanities and Pedagogics (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta.

Key words: modernization of education, training of future professionals, future primary school teachers, higher education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкатов И. П., Сергеева Т. А. Механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы // Профессиональное образование. Столица (прил. «Научные исследования в образовании»). -2011. - № 9. - С. 13-18.

2. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник. - М.: Просвещение, 2006. - С. 195.

3. Об образовании в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: в редакции от 21 июля 2014 г. - URL: http://минобрнауки.рф.

4. Государственная программа российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. - URL: http://xn--80abucjiibh v9a.xnp 1 ai/%D0%B45D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/4106.

5. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года: постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790. - URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/7 0614732/.

Н. Н. Мокеева

УДК [371.4:37.018.58](470—13)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ С. Т. ШАЦКОГО В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ «ШКОЛА БУДУЩЕГО» В ЯЛТЕ

Оопрос об индивидуальности и человеческих возможностях уже на протяжении нескольких десятилетий продолжает оставаться предметом научных исследований. Эта проблема рассматривается в трудах таких учёных и мыслителей, как Макаренко А. С., Блонский П. П., Толстой Л. Н.

Цель работы - теоретическое обоснование реализации педагогических идей С. Т. Шацкого на примере экспериментального учебного воспитательного комплекса «Школа будущего» в Ялте.

Стержневая задача общества - гармоничное развитие личности - приобретает новое содержание: не простое формирование разных сфер деятельности человека (умственной, нравственной, эстетической и др.), а развитие потенциала каждого человека в соответствии с его индивидуальностью.

Станислав Теофилович Шацкий (18781934 гг.) - один из ярких российских педагогов, внесший новые идеи в создание и распространение социальной педагогики. Заслуга Шацкого С. Т. заключалась в том, что он одним из первых исследовал влияние микро-средовых условий на социализацию ребёнка. Ему принадлежит первенство в разработке в России таких важных для педагогики проблем, как самоуправление школьников, воспитание как организация жизнедеятельности детей, лидерства в детском сообществе. В его концепции школы - центра воспитания в со-

циальной среде - преобразовательная деятельность становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребёнка. Главную задачу школы он видел в приобщении ребёнка к культурным достижениям человечества. Образование, утверждал учёный, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, кооперировать свои усилия для достижения цели.

В создании педагогики, которая принимает во внимание все социализирующие факторы и использует положительные в проектировании и организации образовательного процесса, Шацкий видел важнейшую задачу своей работы. «Источник развития ребёнка не в генетических задатках, а в социальной и экономической среде» [9].

Выдвигая этот тезис, С. Т. Шацкий выступает против широко распространённых в его время идей о первичности биологических источников развития ребёнка. Шацкий утверждает, что главным детерминирующим фактором поведения является «социальная наследственность», под которой он понимает нормы, традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. «Мы не должны рассматривать ребёнка самого по себе, как педологический аппарат, а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые на нём обнаружились как идущие от окружающей среды» [8].

Школа, по мнению С. Т. Шацкого, должна научить детей координировать свои усилия для достижения совместно поставленной цели. В процесс обучения входило умение формулировать цель, находить и планировать средства её достижения, рефлексировать над трудностями, которые помешали выполнить поставленные задачи, и успешно преодолевать их. Особое внимание Шацкий уделяет проблемам детского самоуправления, выступавшего важным инструментом создания условий для самоактуализации, саморегулирования жизнедеятельности детей [2].

Сотрудничество взрослых и детей, их доверие друг к другу, открытость сообщества инновациям, критике, росту, преодоление неизбежно возникающих трудностей создавали благоприятный морально-психологический настрой сообщества детей и педагогов.

Новой школе требуется учитель, обученный процедурам и методам исследования ребёнка и окружающей среды.

Важная роль, по мнению Шацкого С. Т., принадлежит подготовке учителя с качественно отличными от традиционного педагога характеристиками. Учитель, заявлял он, должен научиться «пропускать материал через себя». Взгляд на учителя как на «передатчика» знаний, умений и навыков детям ограничен и вреден. Педагог обязан уметь изучать конкретные условия жизни ребёнка в семье, в детском сообществе, исследовать опыт детей, их мотивы и потребности. Не менее важным является помощь учителю в овладении такой функцией социального педагога, как работа в микросреде и совместно с микросредой работа над решением учебно-воспитательных задач.

Разработанные Шацким С. Т. идеи показали одну из первых попыток в отечественной науке отойти от логики формального мышления и прийти к необходимости существования науки, изучающей ребёнка как некое целое, его жизнь как органические природные связи и функции, попытаться найти нечто такое в развитии ребёнка, что возможно изучать как целое [5; 6].

В этом плане опыт С. Т. Шацкого представляет собой ценный источник педагогических, психологических и философских идей, оригинальных методик и форм их практического осуществления. Внимательно изученные, заново осмысленные в аспекте современных проблем воспитания, они приняты на вооружение в экспериментальном учебном воспитательном комплексе (ЭУВК) «Школа будущего» в Ялте. Реализуя педагогические идеи С. Т. Шацкого, коллектив ЭУВК «Школа будущего» в рамках Государственной социальной целевой программы «Школа будущего» на основе результатов ре-

ализации программы эксперимента разработал модель качественного образования.

Эта модель базируется на принципе информационной поддержки и внедрения новых идей, педагогических технологий, передового педагогического опыта, которые будут способствовать достижению цели экспериментальной работы [7].

Модель воспитательной системы «Школы будущего» можно условно назвать «Школа школ». Она включает десять школ, которые охватывают все основные направления развития личности молодого человека и способствуют осуществлению поставленных школой воспитательных целей: художественно -эстетическая школа; школа спортивного мастерства; школа СМИ; школа интеллектуального развития; школа толерантности; школа «Цицерон»; школа милосердия; школа для родителей; школа умелых рук; школа лидеров.

Школьное самоуправление осуществляется Советом школы. Это выборный орган, в который входят учителя, родители, ученики. Совет школы функционирует как общественная организация, имеет свой счёт в банке, координирует работу всех классных органов самоуправления, решает насущные вопросы школьной жизни.

Ученический, педагогический и родительский коллективы школы совместно работают над выполнением заданий Государственной программы, нацелены на достижение успеха и значительных результатов.

Научно обоснована структура инновационной программы физкультурно-оздоровительной работы, содержащей цель, проект будущей системы физкультурно-оздоровительной работы. Система физического воспитания школьников в условиях современного учебного заведения построена таким образом, чтобы физические упражнения были целесообразными не только с физиологической и функциональной, но и с воспитательной и эстетической точки зрения.

Инновационные технологии и конкретные пути повышения эффективности системы физического воспитания школьников,

осуществляются в таких направлениях: совершенствование нормативной базы, пересмотр критериев эффективности физического воспитания, разработка концепции системы физического воспитания, совершенствование системы оценки физической подготовленности, обоснование содержания физкультурно-оздоровительных занятий, организационное обеспечение физкультурно-оздоровительных занятий [1; 3; 4].

В школе работает программа «Интел. Путь к успеху» для учеников 4 класса, создателями и реализаторами которой являются тренеры, учителя школы. Цель программы -обучение детей работать в команде, развитие у них критического мышления. Дети совершенствуют компьютерную грамоту, учатся проектной деятельности.

Создана и успешно работает программа «Школа - вуз». Программа носит системный характер и включает ряд направлений совместной деятельности школы и высших учебных заведений. Она была создана на основе изучения нужд города и образовательных потребностей учащихся.

Целью данной программы является подготовка учащихся старших классов к обучению в вузе, получение базовых знаний по выбранной ими специализации, реализация психологической адаптации к вузовской системе образования. Созданы все условия для всестороннего развития личности ребёнка: спортивные секции, разнообразные спецкурсы и курсы по выбору, руководителями которых являются преподаватели ялтинских вузов.

Результативно работает школьное отделение Малой академии наук «Искатель». В школе 35 кандидатов в действительные члены МАН, 14 действительных членов, которые работают в 20 секциях. Лучшие учащиеся школы являются стипендиатами Верховного Совета Республики Крым и Ялтинского городского совета.

Педагогический коллектив Экспериментального учебно-воспитательного комплекса «Школа будущего» в Ялте бережно хранит традиции воспитания молодого поколения,

построенные на принципах гуманизма, признании ценности личности и здоровья ребёнка. Главная задача учителей ЭУВК «Школа будущего» - содействовать этому процессу, предоставляя в распоряжение учеников самые современные решения и педагогические методики. В школе ребёнок - активный участник собственного обучения. Учитель не занимает жёсткой позиции, его задача - не трансформировать готовые знания, а научить учиться, самим добывать информацию, находить ответы на возникающие вопросы, позволить ребёнку совершить собственные открытия [4, с. 76-77].

Инновационная работа в школе ориентирована на обеспечение равного доступа к качественному образованию. В связи с этим были проведены реконструкция и переоснащение школы. В настоящий момент ученикам ЭУВК «Школа будущего» доступны новейшие компьютерные технологии: в школе установлено 38 мультимедийных комплексов, подключённых к Интернету, интернет-библиотека, 3 передвижных мультимедийных комплекса.

Учебно-воспитательный процесс в ЭУВК «Школа будущего» построен не так, как в обычных школах. Учебный день школьника состоит из трёх уроков по 30 минут (с перерывом между ними по 5, 10 или 15 минут), а не по 45 минут, как было раньше. Это даёт возможность ученику подготовиться к 3 урокам в день, а не к 5 или 6 урокам. Учитель опрашивает учеников, рассказывает новый материал и показывает с помощью современного оборудования информацию по новой или пройдённой теме. Наблюдается положительный результат в освоении учащимися пройдённого материала.

В рекреациях школы учащимся предоставляется возможность полноценно отдыхать. В коридорах и классах оборудованы зелёные зоны отдыха. На переменах педагоги, учитывая различные возрастные категории, предлагают детям соответствующие физические нагрузки: музыкальные телепрограммы, телевизионные спортивные мероприятия; аэробику, подвижные игры. В школе рабо-

тают более двадцати кружков и спортивных секций, в которых занимаются учащиеся.

В распоряжении школьников четыре спортивных зала - игровой, с тремя площадками (баскетбольная, волейбольная и площадка для бадминтона); зал атлетики с тренажёрами для юношей и девушек; танцевальный зал с зеркалами для младших школьников и проведения гимнастики в старших классах и зал ЛФК для проведения занятий с детьми, имеющими отклонения в здоровье.

В школе созданы специальные медицинские и подготовительные группы по заболеваниям, в которых занимаются 150 учащихся под руководством опытного методиста по лечебной физической культуре.

В выводах необходимо отметить, что следует рассматривать значимость педагогического наследия С. Т. Шацкого, в котором заключён колоссальный потенциал для пополнения общечеловеческих и национальных традиций важными разработками в области воспитания и образования.

Постановка задачи формирования единой концепции развития ребёнка и рассмотрение с её позиций проблем воспитания и обучения учащихся является несомненной заслугой современной педагогики. В экспериментальном учебно-воспитательном комплексе «Школа будущего» в г. Ялте представлены современные технологии, процесс обучения построен как влияние микросредовых условий на социализацию ребёнка. Основной в концепции школы - центра воспитания в социальной среде является преобразовательная деятельность, которая становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребёнка.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются реализация педагогических идей С. Т. Шацкого на примере экспериментального учебного воспитательного комплекса «Школа будущего» в Ялте. Автор приходит к выводу, что проблема самоуправления школьников, воспитание как организация жизнедеятельности детей в социальной среде становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребёнка.

Ключевые слова: личность, инновации, самоуправление, здоровье, самоактуализация.

SUMMARY

This article discusses the implementation of pedagogical ideas of S. T. Shatsky on example of experimental educational complex «School of the Future» in Yalta. The author concludes that the problem of pupils self-government, education as an organization of life of children in the social environment is becoming a major source of cognitive and value-emotional sphere of the child.

Key words: personality, innovation, self-governance, health, self-actualization.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова Т. А. C днем рождения, школа! // Дорога в будущее. - Ялта: Филантроп, 2011. - С. 6.

2. Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. -М.: МНЭПУ, 1999.

3. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.

4. Лях В. Н. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реализации // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9. - С. 240.

5. Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. - М.: Прометей, 1993. - 176 с.

6. Опыт С. Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения): сборник статей. - Обнинск, 2003. - 124 с.

7. Селиванова Н. В. Что такое школа будущего? // «Дорога в будущее». - Ялта: Филантроп, 2011. - С. 76-80.

8. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 416 с.

9. Шацкий С. Т. Работа для будущего / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.

Э. А. Сейтмеметова

УДК 398

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К РАБОТЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О настоящее время, когда в России идёт процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня. Необходимо преодолеть духовную разобщённость общества, сохранить духовное целомудрие. И большая роль в этом отводится педагогам, которые должны наметить правильные ориентиры, подвести своих воспитанников к истинному пути, на котором личность человека может развиваться, достигать зрелости и совершенства. Сохранилась традиция качества образования, которое всегда являлось основой российского учительства. В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» подчёркивается, что «образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным». Требования к качеству образования представлены его основными задачами: подготовка квалифицированных работников, формирование сознательных и активных граждан, принимающих общественные ценности; формирование и обогащение творческого потенциала и духовного мира человека; гармонизация интересов личности и общества [2]. Музыкальное воспитание подрастающего поколения во многом зависит от того, насколько полноценно оно протекает в школе, что, в свою очередь, обусловлено качеством подготовки работающих в ней учителей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.