Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ ВИРУСА COVID-19'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ ВИРУСА COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
472
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ПАНДЕМИЯ ВИРУСА COVID-19 / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MEANS OF CORRECTION OF CONVICTS / RESTRICTIVE MEASURES / COVID-19 / DISTANCE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутенко Татьяна Павловна

В статье рассматриваются возможности применения средств исправления осужденных в условиях введения ограничительных мер в связи с угрозой возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Изучены проблемы применения названных в законе средств исправления в отношении осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества и в исправительных учреждениях. Сделан вывод о необходимости дополнительного правового регулирования процесса исполнения наказания и применения средств исправления осужденных в случае введения режима повышенной готовности, ограничительных мер, введения чрезвычайного положения на территории всей Российской Федерации или в отдельных ее субъектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бутенко Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF BASIC MEANS OF CONVICTS’ CORRECTION UNDER CONDITIONS OF THE COVID-19

The article is devoted to the possibilities of applying means of convicts’ correction in the context of the introduction of restrictive measures in connection with the threat of the emergence and spread of a new coronavirus infection (COVID-19). The problems of applying the means of convicts’ correction, mentioned in the law, serving sentences without isolation from society in correctional institutions are studied. The conclusion about the need for additional legal regulation of the process of punishment execution and application of means of convicts’correction in the case of the introduction of high alert mode, restrictive measures, the imposition of emergency on the territory of the Russian Federation or in its separate regions.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ ВИРУСА COVID-19»

УДК 343.847:616-036.22

DOI 10.33463/2072-2427.2020.15(1-4).2.151-157

ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА БУТЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой уголовного права, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Российская Федерация, e-mail: butanyal [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ ВИРУСА COVID-19

Для цитирования

Бутенко, Т. П. Реализация основных средств исправления осужденных в условиях пандемии вируса COVID-19 / Т. П. Бутенко // Уголовно-исполнительное право. - 2020. -Т. 15(1-4), № 2. - С. 151-157. - DOI : 10.33463/2072-2427.2020.15(1-4).2.151-157.

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения средств исправления осужденных в условиях введения ограничительных мер в связи с угрозой возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Изучены проблемы применения названных в законе средств исправления в отношении осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества и в исправительных учреждениях. Сделан вывод о необходимости дополнительного правового регулирования процесса исполнения наказания и применения средств исправления осужденных в случае введения режима повышенной готовности, ограничительных мер, введения чрезвычайного положения на территории всей Российской Федерации или в отдельных ее субъектах.

Ключевые слова: средства исправления осужденных, ограничительные меры, пандемия вируса COVID-19, дистанционные технологии.

Конец 2019 - начало 2020 г. заставил весь мир содрогнуться в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Российская Федерация по аналогии с другими странами была вынуждена реагировать на возникшую угрозу и предпринимать меры, направленные на защиту своих граждан. Некоторые меры в силу сложившейся ситуации коснулись ограничения прав граждан (в том числе осужденных к различным видам наказаний). Федеральная служба исполнения наказаний как орган исполнительной власти руководствовалась в данной ситуации как общими для всех нормативными актами, так и специальными. Так, главным государственным санитарным врачом ФСИН России вынесено постановление «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических

© Бутенко Т. П., 2020

/Й)®®® Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

(профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVЮ-19)». В соответствии с данным постановлением с 16 марта 2020 г. и до особого указания в учреждениях территориальных органов ФСИН России и следственных изоляторах ФСИН России приостановлено предоставление длительных и краткосрочных свиданий. Кроме того, в целях недопущения случаев заноса вируса и распространения заболеваний, вызванных новым коронавирусом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации организуется и реализуется комплекс других санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=502612, дата обращения: 15.04.2020).

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, могут выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

Как же должен решаться вопрос о применении средств исправления осужденных в это период? Можно ли достигнуть такой цели наказания, как исправление осужденных, с учетом введения ограничительных мероприятий?

Как справедливо отмечает Е. И. Агашков, «исправление осужденного - проблема, имеющая сложный комплексный характер, разрешение которой представляется возможным только при взаимодействии личности с общественностью, семьей, учреждениями социальной защиты, образовательными организациями, органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний в социокультурном, психологическом, правосознательном совершенствовании» [1, с. 35].

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) предусматривает шесть основных средств исправления: режим, воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

Следует рассмотреть применение данных средств в отношении лиц, отбывающих наказание без изоляции от общества, и тех, кто находится в исправительных учреждениях.

Исходя из положений Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, которая утверждена приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142, «инспекция организует проведение с осужденными воспитательной работы». Однако в целях предупреждения распространения заражения новой коронавирусной инфекцией среди осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, временно до особого распоряжения ограничено проведение мероприятий (в том числе воспитательного и профилактического характера), связанных с массовым нахождением осужденных без изоляции от общества и иных лиц в одном помещении (http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=502612, дата обращения: 15.04.2020). Если проводить такую работу с конкретным осужденным (адресно), соблюдая санитарно-эпидемиологические правила, никаких ограничений нет.

Главный посыл, который заложен в ограничительных мерах, - предупредить распространение вируса и возможное заражение осужденных. С учетом того что угроза заражения людей связана с наличием их контактов с другими лицами, надо определить, какие средства исправления могут быть применены к осужденным, исключая или минимизируя их встречи с сотрудниками уголовно-исполнительной системы и иными лицами.

Для лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции и отбывающих наказания без изоляции от общества, применимы общие правила, которые касаются всех граждан с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Сложности могут возникнуть при введении ограничительных мер (карантина), которые и были осуществлены в большинстве субъектов РФ в связи с предупреждением возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» введение карантина подразумевает ограничение передвижения населения, что, в свою очередь, исключает явку осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для проведения беседы с сотрудником и применения такого средства исправления, как воспитательная работа. Однако это возможно сделать дистанционно (например, провести беседу с осужденным посредством использования телефонной связи, сети Интернет, через различные мессенджеры).

Остальные средства исправления (общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие) для осужденных без изоляции от общества в условиях ограничительных мер использовать проблематично, а с учетом сущности отдельных видов наказаний, исполнение и контроль за которыми осуществляет уголовно-исполнительная инспекция, нецелесообразно. Что касается таких видов наказаний, как исправительные и обязательные работы, то труд составляет сущность этих видов, поэтому в данном случае надо говорить не о возможности применения этого средства исправления к таким осужденным, а вообще о возможности исполнения этих видов наказания. Кроме того, законом не регламентированы общее образование и профессиональное обучение осужденных при исполнении (отбывании) исправительных и обязательных работ.

Как исполнять приговор суда в отношении осужденных, к которым применено условное осуждение? В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ суд возлагает на них исполнение определенных обязанностей, среди которых могут быть такие, как «трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в образовательной организации». Кроме того, возможно возложение на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению. По факту суд при назначении наказания с применением ст. 73 УК РФ сам определяет в данном случае конкретные средства исправления.

Если при назначении наказания несовершеннолетнему суд определил испытательный срок на 6 месяцев и обязал его продолжить обучение в образовательной организации, то в условиях введения ограничительных мер это создает проблемы.

Общественное воздействие, как утверждают А. В. Бриллиантов и С. И. Курганов, призвано способствовать приобретению или восстановлению осужденным социально полезных связей, привитию навыков участия в жизни общества [2]. Реализуется оно в соответствии со ст. 23 УИК РФ, закрепляющей содействие общественных объединений в исправлении осужденных, в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществление общественного контроля за их деятельностью. Данное средство исправления больше применяется в отношении осужденных к лишению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части и принудительным работам. С целью сокращения физических контактов между людьми в условиях введения ограничительных мер общественное воздействие не осуществляется.

Таким образом, следует констатировать отсутствие правового регулирования порядка исполнения наказаний и применения средств исправления к осужденным без изоляции от общества в условиях введения ограничительных мер, связанных с угрозой

возникновения и распространения опасных инфекций, к которым относится и COVID-19. К сожалению, такие нормы отсутствуют и в УИК РФ, и в приказе Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», что создает разное понимание действий в подобных ситуациях среди сотрудников уголовно-исполнительной системы и самих осужденных.

Такая же проблема существует и при исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества. Законодатель в УИК РФ лишь в ст. 85 закрепляет возможность введения режима особых условий в исправительных учреждениях. Однако такой режим может быть установлен только в случае «стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных. Про угрозу возникновения и распространения различных инфекций, к сожалению, ни в названном законе, ни в приказе Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» ничего не сказано [3].

Если говорить об осужденных, отбывающих наказание в условиях изоляции от общества, то режим как основное средство исправления является оптимальным с точки зрения исключения каких-либо ограничений. Понятие режима дано в ст. 82 УИК РФ и сводится к тому, что это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания. Р. З. Усеев рассматривает режим как среду, в которой функционирует исправительное учреждение. Эта среда обладает специальными правилами и укладом. Она распространяется на всех лиц, постоянно и временно находящихся в исправительном учреждении. Режим в исправительных учреждениях - это порядок реализации условий отбывания осужденными наказания, а также кары [4, с. 66].

Исключить контакт между осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, где существует отрядная система, не представляется возможным. Однако на время превентивных мероприятий в рамках соблюдения санитарно-эпидемических требований ограничить или исключить встречи с иными лицами вполне можно.

В конце марта ФСИН России сообщалось, что уже принят ряд мер для недопущения распространения вируса, но затем появились данные о его проникновении в систему исполнения наказаний. Так, 13 апреля 2020 г. стало известно о заражении пяти сотрудников службы в Бурятии (https://www.kommersant.ru/doc/4322813, дата обращения: 19.04.2020). Сотрудники уголовно-исполнительной системы находятся в постоянном контакте с осужденными, в связи с чем увеличивается риск заражения последних. В случае фактического заражения коронавирусной инфекцией хотя бы одного осужденного в исправительном учреждении избежать опасности заражения всех остальных практически невозможно.

Больше вопросов возникает по поводу получения общего профессионального образования осужденных. Не все исправительные учреждения имеют возможность обучать осужденных дистанционно в период ограничительных мер.

Образовательная деятельность в исправительном учреждении организуется в соответствии с УИК РФ (ст. 108, 112), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 80), Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 16), приказами Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от 6 декабря 2016 г. «Об утверждении Порядка организации получения началь-

ного общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы», приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» (разд. XXI, XXII), приказом Минюста России от 21 ноября 2005 г. № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы», приказом Минюста России от 24 марта 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

Общим для всех названных нормативных актов является то, что образование в период отбывания наказания может быть получено с использованием разных форм, что не должно создавать проблем. Однако de jure и de facto не совпадают. Проблема сводится к отсутствию во многих исправительных учреждениях технических возможностей, использование которых способствовало бы применению данных средств исправления даже при ограничительных мерах.

Кроме того, с учетом угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в России Министерство просвещения Российской Федерации 19 марта 2020 г. издало методические рекомендации, в которых отмечено, что «образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов». Так как учителя являются вольнонаемными гражданами, контактируют за пределами исправительного учреждения с иными лицами, не представляется возможным организовать учебный процесс в очном формате. Обучение по различным программам в этот период должно быть только дистанционным. При наличии технических возможностей в исправительном учреждении в полном объеме можно использовать такие средства исправления (получение общего образования, профессиональное обучение), но как быть в том случае, если информационно-электронные технологии недоступны?

Не стоит забывать о том, что в ч. 1 ст. 112 УИК РФ сказано об обязательности получения осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. В силу этого обязанность осужденных получать названный вид образования сохраняется.

В соответствии с п. 9 приказа Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от 6 декабря 2016 г. «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы» общеобразовательная организация «совершенствует методы обучения и воспитания, внедряет современные образовательные технологии».

Например, осужденные в КП-3 УФСИН России по Республике Бурятия перешли на дистанционное обучение благодаря совместным усилиям образовательных учреждений и администрации колонии. Теоретический материал педагоги излагают на бумаге и передают через сотрудников исправительного учреждения отбывающим наказание. Контроль осуществляется посредством решения тестов. Сейчас учителя готовят видеоуроки для просмотра обучающимися (http://fkurf.ru/news/103742/0suzhdennye_v_KP-3_ UFSIN_Rossii_po_Respublike_Buryatiya_pereshli_na_distancionnoe_obuchenie.html, дата

обращения: 21.04.2020). Вряд ли «изложение материала на бумаге» можно отнести к современным образовательным технологиям, но физический контакт учителя и осужденного исключен, что уже хорошо.

По состоянию на 1 апреля 2020 г. при исправительных учреждениях в России имеется 267 общеобразовательных организаций и 510 их филиалов, 285 профессиональных образовательных учреждений ФСИН России и 442 их структурных подразделения (hüp://фсин.рф/stmcture/mspector/iao/statistika/Kratkaya0/o20har-ka0/o20UIS/, дата обращения: 21.04.2020).

Представляется, что сложившаяся в настоящее время ситуация в период ограничительных мер исключила в некоторых исправительных учреждениях возможность применения названных средств исправления из-за отсутствия технических возможностей, что негативно отразилось на достижении такой цели наказания, как исправление осужденного.

Не стоит забывать, что минимальный срок наказания в виде лишения свободы составляет два месяца (ч. 2 ст. 56 УК РФ). Если осужденному либо сразу назначили, либо в порядке замены одного вида наказания на другой определили отбывать лишение свободы два или даже три-четыре месяца, достигнуть цели исправления без получения общего образования или профессионального обучения будет крайне затруднительно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что назрела острая необходимость в повсеместном внедрении информационно-телекоммуникационных и технических устройств в уголовно-исполнительной системе, а также во внесении изменений в нормативные акты, регламентирующие порядок получения общего образования и профессионального обучения в части обязательного использования дистанционной формы при введении ограничительных мер в период отбывания наказания.

Еще одно средство исправления, которое закреплено в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, - общественно полезный труд. В гл. 14 УИК РФ регламентируется порядок привлечения к труду и его оплата. Следует разделять труд, за который осужденные получают заработную плату, и труд, который организуется на территории исправительного учреждения без оплаты. Осужденные привлекаются к труду не по собственному волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.

Общественно полезный труд выступает и средством исправления (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), и обязанностью осужденных (ст. 11, 103 УИК РФ). Можно ли применять труд в период эпидемии коронавирусной инфекции? Возможность такая не исключается при условии соблюдения общих санитарно-эпидемиологических правил. В письме Роспотребнад-зора от 10 марта 2020 г. № 02/3853-2020-27 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» закреплены рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции, которые распространяются на всех работодателей, в том числе в местах лишения свободы. Проведя мониторинг информации с официальных сайтов территориальных органов уголовно-исполнительной системы, можно увидеть, что в марте-апреле 2020 г. некоторые исправительные учреждения не только не ограничили трудовую деятельность осужденных, а, наоборот, увеличили объемы производства различной продукции, что говорит о применении такого средства исправления, как труд, без каких-либо ограничений.

Ограниченный выбор средств исправления осужденных, закрепленный в положениях УИК РФ, в условиях введения карантина фактически не позволяет достигать заявленной цели наказания - исправления осужденных. В силу этого возникла потребность в дополнительном регулировании порядка исполнения (отбывания) уголовных наказаний

в случае введения режима повышенной готовности, ограничительных мер, чрезвычайного положения на территории всей Российской Федерации или в отдельных субъектах.

Библиографический список

1. Агашков Е. И. Исправление осужденного как цель уголовного наказания в виде принудительных работ // Безопасность бизнеса. 2018. № 2. С. 35-39.

2. Бриллиантов А. В., Курганов С. И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. В. Бриллиантова. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М. : Проспект, 2016. 576 с.

3. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения : монография / под общ. ред. А. А. Кры-мова ; науч. ред. А. П. Скибы. 2-е изд., испр. и доп. М. : Криминол. б-ка, 2018. 296 с.

4. Усеев Р. З. Обеспечение безопасности исправительных учреждений : учеб. пособие. Самара : Самар. юрид. ин-т ФСИН России, 2015. 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.