РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ СВОЙСТВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ
IMPLEMENTATION OF THE MAIN PROVISIONS FOR RESTORING THE NATURAL PROPERTIES OF AGRICULTURAL LAND
Колпакова Ольга Павловна, кандидат сельскохозяйственных наук, заместитель директора по научной работе, доцент кафедры землеустройства и кадастров.
ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет (ул. Мира, 90, Красноярск, 660049, Российская Федерация) Софья Анатольевна Мамонтова, кандидат экономических наук, доцент кафедры землеустройства и кадастров.
ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет (ул. Мира, 90, Красноярск, 660049, Российская Федерация) Ковалева Юлия Петровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры землеустройства и кадастров.
ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет
(ул. Мира, 90, Красноярск, 660049, Российская Федерация)
Иванова Ольга Игоревна, кандидат географических наук, доцент кафедры
природообустройства.
ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет (ул. Мира, 90, Красноярск, 660049, Российская Федерация)
Olga P. Kolpakova, candidate of agricultural sciences, deputy director on scientific work, assistant professor of the chair of land use planning and cadaster. Krasnoyarsk state agrarian university (90 Mira st., Krasnoyarsk, 660049 Russia); [email protected].
УДК 504.062 DOI:10.24411/2588-0209-2020-10149
Sofya A. Mamontova, candidate of economic sciences, assistant professor of the chair of land use planning and cadaster.
Krasnoyarsk state agrarian university (90 Mira st., Krasnoyarsk, 660049 Russia); sophie_mamontova@mail .ru.
Yulia P. Kovaleva, candidate of biological sciences, assistant professor of the chair of land use planning and cadaster.
Krasnoyarsk state agrarian university (90 Mira st., Krasnoyarsk, 660049 Russia); [email protected].
Olga I. Ivanova, candidate of geographical sciences, assistant professor of the chair of environmental management.
Krasnoyarsk state agrarian university (90 Mira st., Krasnoyarsk, 660049 Russia); [email protected].
Аннотация: В статье представлен анализ проблем использования земель сельскохозяйственного назначения, на примере Емельяновского района Красноярского края. Рассмотрена роль экономического стимулирования и экономической ответственности за нарушения установленных режимов охраны и использования земель. Предложена схема определения экологического ущерба за загрязнение сельскохозяйственных угодий. Разработан комплекс мероприятий по использованию загрязненных земель и восстановлению их почвенного плодородия. Произведен суммарный расчет экологического ущерба сельскохозяйственному производству от загрязнения земель в Емельяновском районе Красноярского края.
Summary: The article deals with the problems of using agricultural land through the example of the Emelyanovsky district of the Krasnoyarsk territory. The role of economic incentives and economic responsibility for violations of established land protection and use regimes is considered. A scheme for determining the environmental damage caused by pollution of agricultural land is proposed. A set of measures for the use of polluted lands and restoration of their soil fertility was developed. The total calculation of environmental damage to agricultural production from land pollution in the Emelyanovsky district of the Krasnoyarsk territory was made.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, землеустройство, деградация, загрязнение, экологический ущерб, экономическая ответственность, экономическое стимулирование. Keywords: agricultural land, land use planning, degradation, pollution, environmental damage, economic responsibility, economic incentives.
Земля является основой жизнедеятельности людей. Поэтому при ее использовании необходимо учитывать не только современные потребности, но и отдаленные перспективы. Решение этих задач обеспечивается в процессе землеустройства путем изучения земель, планирования и прогнозирования их использования, разработки землеустроительной проектной документации. Таким образом, к основным рычагам механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации и загрязнения относится землеустройство [1].
Деградация земель сельскохозяйственного назначения в Красноярском крае является серьезной экологической проблемой. В связи с этим дальнейшее функционирование сельскохозяйственного производства возможно только на основе новой эколого-экономической политики, направленной на снижение нагрузки на природные ресурсы путем внедрения новых технологий и использования экономических механизмов регулирования отрицательного воздействия на земельные и другие ресурсы.
Для использования нарушенных и загрязненных земель необходимы дополнительные затраты на ликвидацию негативных последствий, поэтому для организации рационального использования данной категории земель необходима личная заинтересованность землепользователей, основу которой составляет механизм стимулирования предотвращения негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности или восстановления и улучшения земель, подверженных вредному воздействию [2, 3].
Комплексное решение проблемы совершенствования механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации призвано способствовать стимулированию рационального землевладения и землепользования, повышению эффективности использования сельскохозяйственных угодий и аграрного производства, обеспечению устойчивого повышения плодородия почв.
В рамках землеустройства организационные мероприятия по регулированию охраны земель носят восстановительный и предупредительный характер, которые направлены на стимулирование сохранения и повышения плодородия почв и производства экологически чистой продукции; стимулирование использования загрязненных и нарушенных земель и восстановление земельных угодий. Источником реализации первого направления являются собственные средства землепользователей, а также платежи за землю как за природный ресурс. Второго направления - платежи за загрязнение земельных ресурсов.
Побудительными мотивами функционирования механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации являются экономическое стимулирование и экономическая ответственность за нарушения установленных режимов охраны и использования земель. [4]
Экономическую ответственность необходимо устанавливать в рамках осуществления государственного надзора за использованием и охраной земель виде: наложения штрафных санкций за использование земли не по назначению, снижение почвенного плодородия, развитие эрозионных процессов, нарушения земельного законодательства; возмещения ущерба, компенсации потерь, а также пени за несвоевременное внесение платы за землю. [5]
Важной задачей совершенствования системы экологических платежей является обоснованное повышение их общего уровня, то есть переход к полной финансовой ответственности землепользователей за нарушение и загрязнение земель в размерах, сопоставимых с размерами их доходов, на основе достоверной независимой информации о масштабах нарушений. При этом обязательным условием действенности экономического регулирования техногенного воздействия на качественное состояние земель является неотвратимость санкций за допущенные нарушения, что требует координации действий всех систем управления в отношении нарушителей установленных правил землепользования.
В структуре механизма защиты земель от деградации ведущее место занимает система экологических платежей. Эта система ориентирована на реализацию принципа «нарушитель платит» и означает, что нарушитель должен нести все расходы по предотвращению загрязнения и мерам борьбы с деградацией.
По существу, принцип «нарушитель платит» отражает полную экономическую цену производства с учетом экологических затрат и предполагает, что загрязнители должны оплачивать полную стоимость их собственной деятельности по уменьшению загрязнения и нарушения земель, в то время как государственные расходы должны ограничиваться такими общественными мерами, как экологический мониторинг, научные исследования, экологическое образование и т.п. Этим также решается задача по созданию дополнительного источника финансирования мероприятий по реабилитации загрязненных земель и возмещению убытков сельскохозяйственным предприятиям.
Платежи за загрязнение земель как регулятор природоохранной деятельности выражаются в установлении платы за выбросы, сбросы и другие виды вредного воздействия. Уровень платежа должен соответствовать социально-экономическому ущербу, причиняемому деградацией земель.
Существующая система оценки ущерба от загрязнения и деградации земель, основанная на нормативном методе, когда размер ущерба увязывается с законодательно установленными нормативами стоимости земель сельскохозяйственного назначения, является субъективной и приводит к практически полному несоответствию установленного ущерба реальным размерам причиненного вреда.
Экологический ущерб от техногенного воздействия в сельском хозяйстве проявляется как в виде прямых потерь сельскохозяйственной продукции и снижения экономических результатов производства, так и в виде издержек компенсационного характера, направляемых на восстановление нарушенного плодородия. Поэтому его стоимостное измерение должно включать кроме расходов на восстановление нарушенного состояния земель еще и стоимость утраченного ими плодородия, а также упущенной выгоды (недополучения).
Это обуславливает необходимость комплексного подхода к определению величины причиненного агропромышленному производству ущерба, позволяющего осуществить наиболее полную и последовательную реализацию принципов компенсации ущерба при техногенном загрязнении земель. В сельскохозяйственном производстве ущерб должен определяться как суммарный показатель всех потерь и дополнительных затрат на восстановление природных свойств земли. Схема определения ущерба представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема определения экологического ущерба за загрязнение сельскохозяйственных угодий.
В нынешних условиях при резком возрастании площадей деградированных и загрязненных земель особое внимание следует уделить экономическому стимулированию предотвращения негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности восстановления и улучшения земель, подверженных вредному воздействию.
Низкий уровень доходности сельскохозяйственных организаций, который даже не покрывает полученные убытки, не позволяет большинству из них проводить мероприятия по улучшению почвенного плодородия. Выполнение всех необходимых восстановительных агрокультуртехнических мероприятий и мер по защите земель собственными силами землепользователей является слишком обременительным для них и требует государственного участия в финансировании этих работ. Даже при относительно дешевом мероприятии - при залужении, необходимы дополнительные средства на приобретение семян многолетних трав и техники. По Емельяновскому району Красноярского края восстановительные мероприятия необходимо провести на площади 12976 га, на что потребуется 115,04 млн. руб. (табл. 1) [6]
Таблица 1
Стоимость мероприятий по восстановлению почвенного плодородия
Вид угодий Площадь, г< Восстановительные мероприятия Стоимость, млн. руб.
Пашня 5977 Окультуривание: увеличение пахотного слоя, внесение удобрений, мелиорантов на кислых почвах 54,07
Сенокосы 895 Внесение удобрений, мелкое рыхление, расчистка от кустарников и мелколесья 8,04
Пашня 300 Осушительная мелиорация 2,79
Пастбища 1954 18,06
Пашня 2870 Залужение с последующим использованием под сенокосы 23,92
Пастбища 980 8,16
ИТОГО 12976 х 115,04
Возврат вложенных средств возможен в результате увеличения кормовых угодий, постепенного увеличения поголовья скота и получения дополнительных доходов за счет производства молока, мяса.
Оценка экологического состояния сельскохозяйственных угодий по уровню загрязнения и их пригодность к использованию в сельскохозяйственном производстве по Емельяновскому району представлена в табл. 2.
Таблица 2
Оценка экологического состояния сельскохозяйственных угодий в
Емельяновском районе
Вид угодий Степень загрязнения
допустимо е низкое среднее высокое Очень высокое Итого
Площадь, всего, га 5812 6128 3557 2352 796 18645
В том числе: пашня 3698 3884 2354 1265 558 11759
сенокосы 259 511 259 176 45 1250
пастбища 1855 1733 944 911 193 5636
Исходя из фактического состояния земель сельскохозяйственного назначения и действующим нормам организации использования земель, предлагаем следующий комплекс мероприятий по использованию и восстановлению загрязненных земель Емельяновского района (табл. 3).
Таблица 3
Комплекс мероприятий по использованию загрязненных земель и восстановлению
их почвенного плодородия
Степень загрязнения Площ адь Возможное использование Мероприятия по восстановлению и использованию
Очень высокая 796 Трансформация в земли запаса Лесонасаждения
Высокое 2352
Среднее 3557 Ограниченное использование под кормовые угодья для производства зернофуражных и трав на сено с последующим регулированием выпаса скота Производство зернофуражных культур и многолетних трав на сено с углубленной вспашкой, внесением минеральных удобрений
Низкое 6128 Под все культуры с применением зональных агротехнологий и дополнительных мер по восстановлению почвенного плодородия Производство районированных сортов культур с применением более углубленных вспашки и рыхления и внесением повышенных доз органических удобрений в соответствии с характеристикой агрогрупп почв
Допустимое 5812
Итого 18645 х х
С учетом сложившейся структуры посевных площадей и пашни определены потери от недобора продукции с выводимых из сельскохозяйственного оборота земель - 27,73 млн. руб., (таблица 4), от ограниченного использования земель - 7,12 млн. руб. (таблица
5).
Таблица 4
Расчет потерь продукции с выводимых из сельскохозяйственного оборота земель по причине загрязнения
Культуры Площа Урожайно Количеств Стоимость Сумма,
дь, сть, ц/га о, единицы тыс. руб
га тонн продукции, руб./т
Зерновые 1058 19,4 2053 8489 17428
Картофеля и кормовые корнеплод 12 100,9 121 10219 1235
Овощей открытого грунта 10 108,5 109 9835 1072
Многолетние травы на зеленый 208 44,5 926 988 915
корм, силос и сенаж
Многолетние травы на сено 121 16,3 197 1356 267
Однолетние травы на зеленый корм, 180 120,7 2173 988 2147
сенаж и травяную муку
Однолетние травы на сено 63 12,4 78 1356 106
Пары 328 - - - -
Сено сенокосов 196 8 157 1356 - 213
Зеленый корм пастбищ 972 50 4860 895 4350
Итого 3148 х х х 27733
Таблица 5
Расчет потерь продукции на землях с ограничением в использовании
Культуры Площадь, Урожайност Количество Стоимость единицы Сумма,
га ь, ц/га , тонн продукции, руб./т тыс. руб.
Зерновые до 1055 19 2005 8489 17020,4
после 1560 14 2184 18540,0
Многолетние травы на
зеленый корм до 505 41 2071 988 2016,1
после - -
Однолетние травы на зеленый корм до 245 121 2965 988 2929,4
после - -
Сено сенокосов до после 259 1448 8 6 207 869 800 165,6 695,2
Зеленый корм с пастбищ до 944 50 4720 895 4224,4
после - -
Пары до после 549 549 - - - -
Итого до после 3557 3557 х х 26355,9 19235,2
Потери продукции 7120,7
Стимулирование выполнения всего перечня мероприятий по использованию загрязненных земель сводится к выплате полной компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям за причиненный им ущерб, величина которого по Емельяновскому району представлена в табл. 6
Таблица 6
Суммарный расчет экологического ущерба сельскохозяйственному производству
от загрязнения земель в Емельяновском районе
Вид экологического ущерба Сумма ущерба, млн. руб.
Потери от недобора продукции 27,73
Потери продукции на землях с ограничением в использовании 7,12
Стоимость мероприятий по восстановлению почвенного 115,04
плодородия
Итого 149,89
Таким образом, разработка мер по экономическому стимулированию базируется на учете затрат на выполнение необходимого комплекса мероприятий восстановительного и предупредительного характера и величины нанесенного сельскому хозяйству ущерба загрязнением, нарушением или изъятием земель. Только полная компенсация этого ущерба позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществить восстановить природные характеристики земельных ресурсов и производить качественную сельскохозяйственную продукцию.
Для более полного определения экологического ущерба наносимого сельскохозяйственному производству необходимо осуществление мер по:
- совершенствованию нормативов платы за загрязнение земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с реальным размером причиненного им вреда;
- совершенствованию методологии и методик оценки экологического ущерба адекватно причиненного сельскому хозяйству вреда;
- совершенствованию учета экологических правонарушений и персонализации ответственности за загрязнение земель сельскохозяйственного назначения;
- усилению ответственности предприятий-загрязнителей за наносимый сельскохозяйственному производству вред отнесением экологических издержек на результаты их деятельности;
- экологическому стимулированию сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности использования для производства продукции на загрязненных землях путем гарантии возмещения ущерба и компенсации затрат на восстановление почвенного плодородия [7].
Перечисленные меры должны осуществляться в рамках федеральных и региональных программ по охране окружающей природной среды. Все эти меры тесно связаны и каждая из них требует серьезного научно методического обоснования. Но уже сейчас на базе имеющейся информации может быть реализован комплексный подход к определению величины экономического ущерба сельскохозяйственному производству от загрязнения земель, как основе стимулирования их использования в дальнейшем.
Литература
1. Колпакова О.П. Организационно-экологические основы использования земель сельскохозяйственного назначения (на примере Красноярского края) / диссертация на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук / Омский государственный аграрный университет. Красноярск, 2009.
2. Андрюшенко С. Основная подсистема экономического механизма рационального землепользования и охраны земель. // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999. №2. с. 41-43.
3. Бобылев С.Н., Смолин А.А. Экономические регуляторы в проведении земельной реформы: Материалы консультант. эксперт. совета по проблемам эконом. реформы. М. 1994. 56 с.
4. Кутлияров Д.Н., Кутлияров А.Н. О проблемах повышения качества земель в республике Башкортостан и пути их решения // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2012. С. 59-62.
5. Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н. Модель организационно-экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации // Достижения науки и техники АПК. Москва. 2009. С. 5-6.
6. Громова Т.А Организационно-экономический механизм использования нарушенных и загрязненных земель / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве РАСХН. Москва, 2003.
7. Сорокина Н.Н. Предотвращение загрязнения окружающей среды как элемент управления земельными ресурсами // Современные проблемы землеустройства, кадастров и природообустройства: материалы Национальной научной конференции. 2019. С. 248-251.
Literatura
1. Kolpakova O.P. Organizatsionno-ehkologicheskie osnovy ispol'zovaniya zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya (na primere Krasnoyarskogo kraya) / dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata sel'skokhozyaistvennykh nauk / Omskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet. Krasnoyarsk, 2009.
2. Andryushenko S. Osnovnaya podsistema ehkonomicheskogo mekhanizma ratsional'nogo zemlepol'zovaniya i okhrany zemel'. // Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal. 1999. №2. s. 41-43.
3. Bobylev S.N., Smolin A.A. Ehkonomicheskie regulyatory v provedenii zemel'noi reformy: Materialy konsul'tant. ehkspert. soveta po problemam ehkonom. reformy. M. 1994. 56 s.
4. Kutliyarov D.N., Kutliyarov A.N. O problemakh povysheniya kachestva zemel' v respublike Bashkortostan i puti ikh resheniya // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. S. 59-62.
5. Kutliyarov A.N., Kutliyarov D.N. Model' organizatsionno-ehkonomicheskogo mekhanizma zashchity zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya ot degradatsii // Dostizheniya nauki i tekhniki APK. Moskva. 2009. S. 5-6.
6. Gromova T.A Organizatsionno-ehkonomicheskii mekhanizm ispol'zovaniya narushennykh i zagryaznennykh zemel' / dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ehkonomicheskikh nauk / Vserossiiskii nauchno-issledovatel'skii institut organizatsii proizvodstva, truda i upravleniya v sel'skom khozyaistve RASKHN. Moskva, 2003.
7. Sorokina N.N. Predotvrashchenie zagryazneniya okruzhayushchei sredy kak ehlement upravleniya zemel'nymi resursami // Sovremennye problemy zemleustroistva, kadastrov i prirodoobustroistva: materialy Natsional'noi nauchnoi konferentsii. 2019. S. 248-251.