Научная статья на тему 'Модель организационно-экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации'

Модель организационно-экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
336
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬ / ДЕГРАДАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / LAND MANAGEMENT / PROTECTION OF THE GROUNDS / DEGRADATION OF THE GROUNDS / PROVISION OF ECONOMIC INCENTIVES / THE ECONOMIC RESPONSIBILITY / CRITERIA OF EFFECTIVE FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кутлияров А. Н., Кутлияров Д. Н.

На основе обобщения результатов исследований разработана модель организационно-экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации. Предложены конкретные рекомендации по повышению качества земель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кутлияров А. Н., Кутлияров Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF BUSINESS MECHANISM OF AGRICULTURE LANDS PROTECTION AGAINST DEGRADATION

On the basis of generalization of results of researches the model of formation of the organizational-economic mechanism of protection of the grounds of agricultural purpose from degradation is developed. Concrete recommendations on improvement of qualify of the grounds are offered.

Текст научной работы на тему «Модель организационно-экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации»

УЛК 338.43:332

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОТ ДЕГРАДАЦИИ

А. II. КУІ.’ІИЯРОІІ, кандидат >к</комических наук, доцент

ЛИ КУП1ИЯР01І, кандидат технических наук, старший преподаватели башкирский /АУ І-'-таіІ: Кигііагоу-А&пшИ.т

Резюме. На основе обобщения результатов исследований разработана модель организационно-экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации. Предложены конкретные рекомендации по повышению качества земель. Ключевые слова: организационно-экономичсский механизм, землеустройство, защи!а земель, де/рада-ция земель, экономическое стимулирование, экономическая ОТВОТС.ТБСННОСТЬ, критерии эффективною функционирования.

Площадь эрозионно-опасных сельскохозяйственных угодий в Республике Башкортостан составляет более 5.6 млн га, и:) них пашни — 3.7 млн га {более 65 % ее площади), дефляционно-опасных ! .6 млн га. из них пашни 0.9 млн га.

Наибольшее распространение в Башкортостане получила водная эрозия. Ей подвержено 3,8 млн га сельхозугодий. из них 2.4 млн га пашни [1|. Ветровой эрозии подвержено соответственно 144.9 и 59,8 тыс. га |2|.

Сильноэродированные почвы. 1у.муеовый горизонт которых снижен на 50 % к более, снимают 319 тыс. га. среднеэродированные 630 тыс. га. Кроме того, в Рес-ггуйлике выявлено более 2 тыс. растущих оврагов, которыми запето 16.6 тыс. га. Основная часть оврагов расположена на землях сельскохозяйственного назначения.

В России созданы научно-методическая и организационная основы защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации, накоплен определенны!) опыт по их реализации в условиях централизованного планирования, государственной собственности и бесплатного пользования на землю.

Цель наших исследований — дальнейшее совершенствование организационно-экономический механизм защиты земель от деградации в условиях рыночных отношений.

Организационная основа защиты сельскохозяйственных угодий от деградации — профаммы, схемы и проекты землеустройства. В целом по Российской Федерации разработано более 70 схем и программ по защите земель от деградации [31. До 90-х гг. прошлого столетия их разрабатывали специализированные институты с участием различных НИИ, министерств и ведомств.

В Республике Башкортостан мероприятия по организации раиионачьного использования земель и за-

щиты их от деградации получили развитие в целевых программах сохранения и повышения плодородия почв на 1990-1995 гг., 1996-2000 гг.. 2001-2005 тт., программах социально-экономического развития на 1996-2005 гг. и на период до 2015 г.

Основу экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации в условиях формирующихся рыночных отношений составляют экономическое стимулирование и ответственность за нарушения установленных режимов охраны и использования земель.

Главные направления экономического стимулирования: возмещение убытков собственников, землевладельцев. землепользователей и арендаторов земельных участков при изъятии сельскохозяйственных и лесных угодий дія иных целей или переводе пашни в менее продуктивные угодья;

обязательная компенсация ущерба за загрязнение земель, уграгу плодородия и других полезных качеств почвы;

предоставление льют по налоговым и арек-идгьтм платежам. а также финансовая и кредитная поддержка собственников и пользователей, осуществляющих инвестиции в сохранение и повышение плодородия почв.

Размеры налоговых и арендных платежей за землю необходимо установить такими, чтобы они препятствовали созданию латифундий и одновременно не мешали развитию сельскохозяйственных товаропроизводителей. Порядок взимания и поступления платежей за землю в бюджет, а также использования этих средств должны находится под постоянным и жестким контролем.

Предоставлять льготные кредиты в размерах, обеспечивающих приобретение дополнительной техники и семян многолетних трав, целесообразно сроком на 5... 10 лет. Это позволит расширить площадь пашни, улучшить кормовые угодья и тем самым увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции. Кредиты можно выделять в виде прямых поставок техники, семян и удобрений под согласованную программу улучшения использования земель.

Перечисленные мероприятия должны осуществляться в рамках федеральных и региональных программ по охране окружающей природной среды. Однако существующие нормативные документы такой направленности практически не учитывают интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в части компенсации затрат на внедрение почвозащитных и поч-вовосстановительных технологий.

Еще одна составляющая организационно-экономического механизма защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации — ответственность за нарушение режимов охраны и использования зе-

Достижония науки и техники АПК, №9-2009

5

мель. Ее необходимо устанавливать в рамках государственного контроля в виде:

наложения штрафных санкций (за использование земель не по назначению, снижение почвенного плодородия, развитие эрозионных процессов, нарушение земельного законодательства);

возмещения ущерба, компенсации убытков землеата-дельцев и землепользователей, а также взыскания пени за несвоевременное внесение платы за землю.

Законодательством предусмотрена экономическая запцгга сельскохозяйственных угодий отих изъятия в виде компенсационньгх платежей, которые должны обеспечивать возмещение потер!» общества в целом и землевладельцев и землепользователей в частности.

Платежи за загрязнение земель, как регулятор природоохранной деятельности, выражаются в установлении платы за выбросы, сбросы и другие виды вредного воздействия. Их уровень должен соответствовать социально-экономическому ущербу, причиняемому деградацией земель.

Критерии эффектггвной работы органи зационно-экономического механизма зашиты земель от деградации: сохранение площади сельскохозяйственных угодий; снижение и предотвращение потерь почвы от эрозии и дефляции;

обеспечение положительного баланса гумуса и питательных веществ в почве;

устранение антропогенных факторов деградации сельскохозяйственных угодий (загрязнение промышленными отходами и выбросами, переувлажнение и подтопление почв, засоление и др.);

формирование оптимальной структуры хмельных угодий и организация их рационатьного использования.

В процессе разработки механизма защиты земель от деградации необходимо проводить следующие мероприятия;

уточнить виды, степень, площадь, состав, местоположение деград ированных сельскохозяйственных угодий и выявить факторы, обусловившие эти процессы;

проанализировать состояние работ по защите земель от деградации;

разработать комплекс необходимых мер. определить объемы работ, состав исполнителей и очередность осуществления мероприятий по предотвращению деградации и восстановлению деградированных угодий:

рассчитать потребность в финансовых и материальных ресурсах, определить источники финансирования;

состави л» обзорные карты с отображением на них массивов деградироканньсх сельскохозяйственных угодий и планов по их защите и восстановлению.

Для прогнозирования развития деградационных процессов в перспективе и разработки мер по их предотвращению необходимо:

проанализировать природные условия региона (климат, рельеф, гидрография);

оценить качественные показатели почвенного и растительного покрова;

изучить алияние сельскохозяйственного и промышленного произгюдства на развитие процессов деградации земель;

выявить случаи аварийньгх выбросов и нарушения технологических режимов промышленных предприятий;

оценить наличие трудовых, материальных и финан-совьгх ресурсов для выполнения работ.

Совершенствование организационно-экономического механизма зашиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации направлено на стимулирование рационального землепользования, повышение плодородия почв и обеспечение устойчивого развития всего сельскохозяйственного производства.

Выводы. Использование земель с учетом не только современных потребностей, но и отдаленной перспективы возможно лишь в процессе землеустройства на основе соответствующих программ, схем и проектов.

Экономическое стимулирование защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации должно базироваться на предоставлении льгот по налоговым и арендным платежам, финансовой и кредитной поддержке, возмещении ущерба от стихийных бедствий, государственной поддержке землепользователей и землевладельцев, использующих нарушенные и загрязненные земли.

Механизм экономической ответственности за нарушение режимов охраны и использования земель должен быть основан на штрафных санкциях, компенсации убытков и упущенной выгоды, пенях за несвоевременное внесение платы за землю. Полученные при этом денежные средства нужно использовать на устранение конкретньгх последствий нерационального использования земли.

Литература.

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании іемель в Республике Башкортостан в 2008 году. — Уфа: Управление Федерального агентства кадастри объектов недвижимости па Республике Башкортостан, 2009. — 184 с.

2. Отчет о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Республики Башкортостан за 2008год. — Уфа: Управление по зешеустройству при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, 2009. — 71 с.

.1. Стафийчук ИЛ., Янбухтин Н.Р. Правовые и оргатпационио-жономические основы упра&гених земельными ресурсами. — Уфа, 2006. — 252 с.

MODEL OF BUSINESS MECHANISM OF AGRICULTURE LANDS PROTECTION AGAINST DEGRADATION

A.N. Kutliyarov, D.N. Kutliyarov

Summary. On the basis of generalization of results of researches the model of formation of the organizational-economic mechanism of protection of the grounds of agricultural purpose from degradation is developed. Concrete recommendations on improvement of quality of the grounds are offered.

Keywords: the organizational-economic mechanism, land management, protection of the grounds, degradation of the grounds, provision of economic incentives, the economic responsibility, criteria of effective functioning.

6

Достижения науки и техники АПК, N59-2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.