Научная статья на тему 'Реализация основных направлений сотрудничества Новосибирской обл. С зарубежными государствами в начале 1990-х гг'

Реализация основных направлений сотрудничества Новосибирской обл. С зарубежными государствами в начале 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / СТРАНЫ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ / INTERNATIONAL COLLABORATION / NOVOSIBIRSK REGION / NEIGHBORING AND REMOTE STATES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернобай Ольга Леонидовна

В статье рассматриваются внешнеэкономические, научно-технические и гуманитарные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, которые осуществлялись Новосибирской обл. в начале 90-х гг. ХХ в., несмотря на слабую разработанность правового поля в сфере международных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The external economic, scientific and technical, humanitarian relations, which were being carried out by the Novosibirsk region at the beginning of the 1990-s, are considered in the article. Despite on weak readiness of legal field in the international relations sphere, the Novosibirsk region had been taken an active part in international collaboration with both neighboring and remote states.

Текст научной работы на тему «Реализация основных направлений сотрудничества Новосибирской обл. С зарубежными государствами в начале 1990-х гг»

Геополитика

Ольга ЧЕРНОБАЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛ. С ЗАРУБЕЖНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

В статье рассматриваются внешнеэкономические, научно-технические и гуманитарные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, которые осуществлялись Новосибирской обл. в начале 90-х гг. XX в., несмотря на слабую разработанность правового поля в сфере международных связей.

The external economic, scientific and technical, humanitarian relations, which were being carried out by the Novosibirsk region at the beginning of the 1990s, are considered in the article. In spite of weak readiness of legal field in the international relations sphere, the Novosibirsk region had been taken an active part in international collaboration with both neighboring and remote states.

Ключевые слова:

международное сотрудничество, Новосибирская область, страны ближнего и дальнего зарубежья; international collaboration, Novosibirsk region, neighboring and remote states.

Мировая тенденция к расширению числа участников международных отношений за счет субъектов, которые не являются государствами, диктует необходимость внимательного анализа их роли в изменениях, происходящих на мировой арене.

В конце ХХ в. активными участниками международного общения стали регионы России, в т.ч. и Новосибирская обл. Международные связи субъектов Российской Федерации развивались весьма динамично, изменялись их количественные и качественные параметры, менялась география их международного общения. Существенно вырос объем сотрудничества, углублялось его содержание. Шло формирование системы международных связей регионов, совершенствовался механизм сотрудничества.

Проблемность и противоречивость этого процесса не могли не сказаться на осуществлении международных связей субъектов РФ, что хорошо видно на примере Новосибирской обл.

География и пространство для Новосибирского региона — это его судьба, основа его многогранного развития. Исходя из геополитического положения области, можно прогнозировать ее будущее развитие, принимать решения1. С точки зрения геополитики самым выгодным географическим положением является срединное, центральное положение. Новосибирская обл. находится в самом центре России. В ней проживают почти 3 млн чел. Новосибирск — третий по величине город в стране и крупнейший город за Уралом. Он расположен на пересечении транспортных магистралей страны, связывающих богатые природными ресурсами северные и восточные территории с индустриальными южными и западными районами России.

Это — крупный центр железнодорожных, водных, автомобильных и авиационных грузовых и пассажирских перевозок. Новосибирск является индустриальным городом, промышленность которого представлена предприятиями черной и цветной металлургии,

1Плотникова О. В. Новосибирск в системе международных отношений. Перспективы развития // Сибирский международный, 2001, № 3, с. 14.

ЧЕРНОБАЙ

Ольга

Леонидовна —

к.и.н., доцент

Сибирского

института

международных

отношений

ирегионоведения,

г. Новосибирск

о^аскетоЬа]@

yandex.ru

металлообработки и машиностроения, станкостроения, приборостроения, электротехники и электроники, а также легкой и пищевой промышленности. Необходимо отметить, что промышленная структура города сформировалась в результате перебазирования заводов и фабрик из западных регионов СССР в центр страны во время Великой Отечественной войны. После войны созданная структура была сохранена и приумножена. На момент распада Советского Союза Новосибирск являлся крупным промышленным, транспортным и финансовым центром. В годы советской власти он также стал основным культурным, образовательным и научным центром Сибири. Научный потенциал города представлен институтами Сибирского отделения Российской академии наук, институтами Всероссийской сельскохозяйственной академии наук, а также институтами Сибирского отделения Академии медицинских наук.

Международные связи Новосибирской обл. в первой половине 90-х гг. осуществлялись по самым разным направлениям с использованием всевозможных форм международного взаимодействия. Основные направления и формы международных связей регионов РФ определялись такими факторами, как экономический интерес, геополитическое положение страны и региона, региональная структура производства, наличие кадров, опыта, международного, государственного и регионального правового поля, в рамках которого осуществляли свою деятельность субъекты, и т. д.

Помимо традиционных форм, в 1990-х гг. появились новые формы сотрудничества: были открыты представительства регионов РФ в зарубежных странах, представительства зарубежных государств в регионах России, представительства зарубежных фирм, предприятий и учреждений в регионах России и наоборот; организовывались промышленные выставки и торговые ярмарки в регионах с участием зарубежных представителей; российские регионы участвовали в международных выставках и ярмарках, например, в Ганновере и Харбине; осуществлялась презентация регионов России за рубежом1.

В этот период первоочередное внима-

1 Новосибирский городской государственный архив (НГГА), ф. 774, оп. 1, д. 452, 1995, л. 4.

ние уделялось внешнеэкономической деятельности, которую осуществляли более тысячи предприятий и организаций области. В первой половине 90-х гг. областью было подписано около 300 соглашений об экономическом сотрудничестве с регионами зарубежных государств. Ведущее место во внешних связях Новосибирской обл. в этот период занимал Китай. Область сотрудничала с китайскими провинциями Хэйлунцзян, Чжэцзян и Ляонин. Было открыто более 100 совместных предприятий, уставной капитал которых в суммарном объеме составлял более 1 млрд руб.

Еще одной формой международных связей стало приграничное сотрудничество. После распада Советского Союза Новосибирская обл. стала пограничной — новое качественное состояние, к которому надо было привыкнуть. Предстояло научиться осуществлению приграничных связей. Государственная граница еще не была обустроена, отсутствовали пограничные пункты пропуска и т.д. На этом фоне приходилось интегрировать торговоэкономические комплексы приграничных районов в процесс сотрудничества на международном уровне, создавать механизм регулирования двусторонних контактов в формате местных властей и хозяйствующих субъектов.

Международное научно-техническое и гуманитарное сотрудничество Новосибирской обл. осуществлялось с использованием самых разных форм и методов: проводились международные конгрессы, семинары, симпозиумы по всевозможным проблемам фундаментальной и прикладной науки; осуществлялись совместные разработки ученых и научных организаций, купля-продажа патентов, лицензий, технологий; координировались исследования в решении глобальных проблем современности и социального развития; разрабатывались совместные планы деятельности в области науки и техники на региональном уровне, комплексные программы научно-технического сотрудничества; осуществлялась международная научнотехническая специализация; передавались новейшие технологии; создавались учебные центры, оказывалось содействие в подготовке научно-технических кадров; осуществлялись научно-технические проекты; проходил обмен учеными и специалистами и т.д. Новосибирск являлся

одним из приоритетных регионов в рамках программы «Техническое содействие государствам СНГ» (7X575), осуществляемой Европейским союзом.

Сотрудничество в области образования было тесно связано с другим направлением — подготовкой кадров, которое осуществлялось в таких формах, как обучение иностранных студентов в высших и средних профессиональных учебных заведениях области; направление ученых и специалистов для работы за рубежом; обмен опытом; проведение выставок в области образования; организация практики и стажировки российских студентов; выделение грантов на бесплатное обучение за рубежом для преподавателей и студентов; повышение квалификации и переподготовка кадров; проведение научных симпозиумов, конференций, совместные научно-исследовательские работы студентов и т.д.

Сотрудничество в области культуры осуществлялось, прежде всего, с учебными заведениями и организациями культуры. В этот период активно проходили гастроли деятелей культуры Новосибирской обл. за рубежом и наоборот, организовывались кинофестивали, выставки и т.д. Развивалось научно-техническое и гуманитарное сотрудничество с такими странами, как США, Франция, Япония, Дания, Нидерланды, Великобритания, Чехия, Словакия, Польша, Республика Корея, почти со всеми странами СНГ 1.

В начале 90-х гг. в международных связях регионов России стала просматриваться политическая составляющая, которая подтверждается такой новой для регионов России формой сотрудничества, как переговоры и визиты на дипломатическом уровне, встречи руководителей регионов с послами и консулами зарубежных государств.

Однако, наряду с позитивными, были выявлены и негативные стороны сотрудничества. После распада Советского Союза экономика страны была практически парализована, остановились многие заводы и фабрики, началось сокращение кадров, промышленное производство фактически остановилось. Отсутствие правового пространства и какого-либо кон-

1 Плотникова О.В. Теория, система и практика международных связей регионов. — Новосибирск, 2004, с. 203.

троля со стороны государства негативно сказывалось на развитии отечественного производства. В результате приватизации уже к середине 90-х гг. практически все заводы в Новосибирске перешли в частные руки. Начался процесс обогащения тех, кто приватизировал предприятия, с одной стороны, и процесс уничтожения единого производственного комплекса Новосибирской обл. — с другой, что негативно отразилось на международном сотрудничестве с зарубежными странами.

Регионы Российской Федерации, открывая свои представительства за рубежом, не согласовывали свои действия с правительством России и, как результат, не имели официального разрешения. Открывая представительства, регионы РФ стремились выйти на самый высокий уровень политических контактов, что противоречило законодательству иностранных государств, которое запрещало открывать представительства регионов при правительствах государств. Их можно было открывать только в регионах зарубежных стран2.

Зачастую зарубежное сотрудничество осуществлялось без согласования и координации с деятельностью других субъектов России и с федеральным центром, что приводило к конкуренции российских регионов друг с другом за рубежом. Это подрывало престиж России на международной арене и было недопустимо с точки зрения соблюдения общегосударственных и региональных интересов.

Представители Новосибирской обл. не всегда хорошо ориентировались в законодательстве стран, с которыми осуществляли связи, в их экономике, традициях и обычаях, что наносило ущерб не только региону, но и России в целом.

Соглашения, подписанные с регионами зарубежных стран, не всегда выполнялись. Российская необязательность раздражала зарубежных партнеров.

При заключении контрактов на поставку товаров из России цены часто занижались, а при поставке в Россию — завышались. Все это негативно сказывалось на экономических показателях и ухудшало общие показатели сотрудничества регионов в 1990-х гг.

2 НГГА, ф. 703, оп. 1, д. 7, 1993, л. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.