Научная статья на тему 'Реализация невербальной агрессии во внутрисемейных отношениях'

Реализация невербальной агрессии во внутрисемейных отношениях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
384
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / NON-VERBAL AGGRESSION / СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА / FAMILY COMMUNITY / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ETHNIC AND CULTURAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кораева Ирина Эдиковна

Данная статья посвящена проблемам проявления невербальной агрессии в конфликтных ситуациях, возникающих в семейных общинах. Анализируются причины возникновения конфликта и средства реализации невербальной агрессии на примере языка персонажей осетинской драматургии второй половины XX начала XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF NON-VERBAL AGGRESSION IN FAMILY RELATIONS

This article deals with the problems of non-verbal manifestations of aggression in conflict situations arising in family communities. The causes of conflict and means of implementing of non-verbal aggression are analyzed on the example of language of Ossetian drama characters of the second half of XX century beginning of XXI century.

Текст научной работы на тему «Реализация невербальной агрессии во внутрисемейных отношениях»

и. э. КОРАЕВА

реализация невербальной implementation of non-verbal

агрессии во внутрисемейных aggression in family relations отношениях

и. Э. КОРАЕВА I. E. KORAEVA

Данная статья посвящена проблемам проявления невербальной агрессии в конфликтных ситуациях, возникающих в семейных общинах. Анализируются причины возникновения конфликта и средства реализации невербальной агрессии на примере языка персонажей осетинской драматургии второй половины XX - начала XXI в.

Ключевые слова: невербальная агрессия, семейная община, конфликт, этнокультурные особенности.

This article deals with the problems of nonverbal manifestations of aggression in conflict situations arising in family communities. The causes of conflict and means of implementing of non-verbal aggression are analyzed on the example of language of Ossetian drama characters of the second half of XX century - beginning of XXI century.

Keywords: non-verbal aggression, family community, conflict, ethnic and cultural peculiarities.

Проявления агрессии, причины ее порождения и способы реализации стали объектом изучения российской и зарубежной науки лишь в последние десятилетия [3; 8; 14; 15; 16; 17; 18; 22]. Однако, несмотря на возрастающую агрессивность поведения, вульгаризацию речи, утрату традиционных норм и стереотипов поведения, присущих тому или иному этносу, агрессия остается неизученной в рамках осетинской лингвокультуры.

Агрессия исследовалась на материале различных языков в русле психолингвистического, педагогического, политического, масс-медийного, художественного и бытового дискурсов. Рассматривалась жанровая реализация вербальной агрессии, разновидности невербальной агрессии, причины их возникновения и способы преодоления [2; 4; 5; 8; 9; 11; 12; 20; 21].

В связи с неблагополучным социокультурным положением в большинстве современных логосфер - ростом асоциальности, общим снижением уровня речевой и поведенческой культуры, вульгаризацией речи, пропагандой насилия в средствах массовой информации, существенным ослаблением коммуникативных механизмов, традиционно сдерживающих проявления агрессии слова, широкое распространение получает и невербальная агрессия.

По мнению Ю. В. Щербининой, «эмоциональное напряжение участников ситуации речевой агрессии, помимо словесного выплеска негативных эмоций, провоцирует раскрепощение пантомимической сферы. Происходит освобождение движений от регулирующего влияния речи» [23].

Многочисленные и разнообразные эмоциональные реакции сопровождают процесс общения и проявляются в виде эмоционально-выразительных, мимических и пантомимических движений, которые, как правило, имеют описательный характер.

Невербальные агрессивные реакции, сопровождающие коммуникацию, представляют собой ее паралингвистический компонент, который, аналогично вербальным средствам общения, полифункционален и обусловлен социально и ситуативно.

Эмоциональные проявления, сопровождающие речевое высказывание, образуют невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию -одну из «важнейших областей функционирования знаков и знаковой информации» [12: 6], которая, наряду с невербальным поведением и взаимодействием людей, является предметом «невербальной семиотики» [там же].

Знаковая система невербальной коммуникации, к которой примыкают жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т. д., формируют средства НК, дополняющие и усиливающие, а иногда и заменяющие вербальную форму коммуникации. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается путем интеграции выражения лица, поз и жестов, а 38% - посредством анализа и оценки интонации и модуляции голоса. И только 7% - через визуальный канал [1].

Частные аспекты невербальной семиотики изучаются в рамках паралингвистики, кинесики, окулесики, аускультации, гаптики, гастики, ольфакции, проксемики, хронемики, системологии [12: 22].

Путем декодирования невербальных семиотических знаков в определенных речевых ситуациях происходит осмысление взаимоотношений участников коммуникативного акта, так как особенности агрессивных проявлений определяются в значительной мере средствами невербальной коммуникации.

В процессе речевого общения слишком оживленные, экспансивные жесты, направленные в сторону коммуниканта, часто воспринимаются им как способы проявления агрессии. Так, например, руки сжатые в кулак, втянутая в плечи голова, нахмуренные брови, применение физического насилия, замахивание с целью ударить служат яркой демонстрацией враждебности [6: 227].

Важнейшее преимущество невербальных средств коммуникации в этнокультуре заключается в их универсальности, поскольку их восприятие «не требует ни внешних средств, ни высокой степени абстрактного мышления» [7: 24].

Однако средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Так, для традиционной осетинской культуры не свойственно активное использование невербальных средств общения, особенно агрессивных. Подобно многим другим народам Кавказа у осетин веками вырабатывались традиционные обычаи и нормы поведения, часть которых, изжив себя, стали достоянием истории, а другая, выдержав испытание временем, сохранилась в нашем быту [19].

В данной работе анализируются разновидности агрессивных невербальных реализаций в языке персонажей осетинской драматургии второй половины XX - начала XXI в. в рамках семейной общины.

Пережитки патриархально-родового быта особенно ярко проявлялись во взаимоотношениях между супругами, а также между родителями и детьми. Особенностью традиционной линии поведения осетина, предписаний, проявлявшихся в семье и обществе, является эмоциональная сдержанность. Большим позором считалось рукоприкладство по отношению к женщине, оскорбление и унижение ее в какой бы то ни было форме.

В осетинских адатах XVШ в. говорится: «Муж имеет право наказать жену свою за провинности и словами, и побоями, даже до увечья, и никто в таком случае не вправе вступиться за жену его, ни даже отец или брат ее» [10; 19]. Однако этнографические данные, а также сведения многих дореволюционных авторов говорят

И. э. КОРАЕВА

совершенно противоположное. Оскорблять жену, а тем более бить ее, считалось у осетин недопустимым. От такого человека отказывалось все общество.

Наиболее тяжкой формой физического оскорбления считалось нанесение удара палкой и плетью. По понятиям осетина палка существует только для нанесения удара собаке [19].

В настоящее время взаимоотношения мужа и жены изменились. В результате исчезновения старых патриархально-родовых порядков во многом изменились в семье отношения между родителями и детьми, между старшим и младшим поколением, следствием чего стало расширение экспрессивного репертуара невербальной агрессивной коммуникации осетин, включающего в себя недопустимые ранее средства.

В рамках нашего исследования мы разделили средства проявления невербальной агрессии в зависимости от степени причинения физического вреда:

- невербальные проявления агрессии без причинения или угрозы причинения физического вреда;

- угроза совершения физического насилия;

- совершение физического насилия.

Невербальные проявления агрессии без причинения физического вреда или угрозы причинения физического вреда:

Ниффж: Кжджм?

Сжлимжт: Хъжумж, ног рынчындон дзы байтом кодтой. (Райста чумждан). Ниффж: Жфсжнттж? (Ратыдта йын йа къу-хжй йж чумждан). Мж удыгасжй «нж» загъ-тон, кжмжн нж балжгъстж кодтон, цжмжй горжты баззайай. «Нж» зжгъын, жмж та «нж».

Нифа: Куда?

Салимат: В село, там открыли новую больницу. (Взяла чемодан). Нифа: Предлоги? (Вырвала у нее из рук чемодан). Пока я жива - нет, кого я только не умоляла, чтобы ты осталась в городе. «Нет» говорю, и еще раз «нет».

Взаимоотношения в женской половине семьи так же, как и в мужской, строились со строгим соблюдением иерархии как статусной, так и возрастной. Во главе стояла жфсин, чей авторитет был непререкаем.

После распада семейной общины на малые семьи главенствующее положение стала занимать старшая женщина, преимущественно мать. Ее мнение, решения не подвергаются сомнению.

Конфликтная ситуация возникает из-за несовпадения взглядов матери (Нифа) и дочери (Салимат) о счастливом благополучном будущем: мать видит его лишь в условиях города, тогда как для дочери неважно, где заниматься любимым делом.

Пытаясь остановить дочь Нифа ратыдта йын йж къухжй йж чумждан - «вырвала у нее из рук чемодан», то есть дернула, выхватила, отобрала силою, показывая свое нежелание отпускать дочь.

Невербальная агрессия сопровождается вербальными проявлениями в виде категоричного отрицания, выраженного многократным повторением н№ - «нет».

Стратегия подчинения реализуется посредством тактики несогласия с действиями адресата.

Ниффж: Гъема хорз, кжд уый нж хъжуы, Нифа: Ну, хорошо, если ей не надо, то и мне

ужд мжн джр ницжмжн хъжуы. А-гъа, ни к чему. Вот так вот! (Бросила тарелку

уждж! (Къус зжххыл фжкодта). на пол).

Мурат: Уый дын лжджы ми! Мурат: Вот это мужской поступок!

Конфликт получает динамическое развитие, так как дочь, несмотря на уговоры матери, все же уезжает: желая показать, что несогласие с ее решением может привести к отрицательным последствиям, Нифа къус зжххыл фжкодта - «бросила тарелку на пол», разбила ее.

Подобная форма проявления агрессии свидетельствует о крайнем эмоциональном возбуждении, вызванном отказом следовать укоренившимся нормам поведения между старшими и младшими, родителями и детьми.

Угроза совершения физического насилия:

Абысал (йж цжст ахаста аджмыл, ныккаст Залиханмж): Мжнжн та мж сжр разылд, кжм и ... У-у, дзжгъжлдзу, цы лекка кжныс ам?! Жз дын куыд загътон?! (Ехс фжхъил кодта).

Абисал (окинул взглядом людей, уставился на Залихан): А у меня голова кругом пошла, где эта ... У-у, бездельница, что ты здесь шатаешься?! (Замахнулся плетью).

Как показывают этнографические данные [10; 19], мужчина вмешивался в решение проблем, связанных с представительницами женской половины семьи, лишь в крайних случаях. Влияние на поведение дочери, как в данной ситуации, осуществляется посредством старшей в семье женщины - жфсин.

Данный текстовый фрагмент иллюстрирует агрессивное отношение адресанта (отец Абисал) к адресату (дочь Залихан), вызванное осуждением действий второго: отец не одобряет образ мыслей некоторых представителей молодежи села, к которым примыкает его дочь вопреки его мнению.

Агрессия в данной ситуации реализуется посредством невербального средства -жестового движения Абисала - «фахъил кодта» - замахнулся, поднял резко, то есть «размахнувшись, поднять руку (для нанесения удара)».

Кроме того, очевидно, что проявление невербальной агрессии не является спонтанным, а заранее предполагалось, так как, не найдя дочь дома, Абисал допускает мысль об угрозе причинения физического насилия, о чем свидетельствует наличие «ехс» - плети у него, несмотря на то, что он пеший и необходимости в ней нет: «ехс» - лыстжг лждзжгыл фидаргонд даргъ быд гжрз бжх скъжрынжн [24] (плеть - закрепленный на тонкой палке длинный плетеный ремешок для понукания лошадью).

Стратегия подчинения в данном случае выражается тактикой угрозы физического насилия, а также ложного обвинения, сопровождаясь высказываниями, несущими отрицательную коннотацию: «дз№гъ№лдзу» - бездельник (1. дзжгъжлы, жнжхъуаджы рацу-бацу чи кжны, уынгты дзжгъжлы чи хъеллау кжны [24] - тот, кто напрасно, бесполезно слоняется по улицам); «лекка канын» - шататься / слоняться без дела.

И. э. КОРАЕвА

Зжржда: Ныууадз-ма мж, цжй. Зарада: Ну оставь меня.

Астархан: У-у, джлджр ныххауай! Абыр Астархан: У-у, провалиться тебе еще ниже /

миджмж! (Лждзжг фжхъил кждта.) глубже! Уползай внутрь! (Замахнулся палкой).

Фыдынд (къжсжрыл фжзынд): Мж фыд! Урод (появился на пороге): Отец! (<...>

(<...> Йж маст фыцы.) Хъус-ма, ды! Йед Злоба в нем кипит) Послушай-ка, ты!

у... •Жгыъжд фжужд! Это... Достаточно!

Как уже говорилось выше, с исчезновением старых патриархально-родовых порядков изменились взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. Однако проявление физического насилия или угроза причинения его, способность перечить старшим, родителям по-прежнему остаются одной из крайних форм проявления агрессии.

В данном коммуникативной акте представлено проявление агрессии в кругу семьи: между мужем и женой, где муж (Астархан) является адресантом, а жена (Зарада) - адресатом, а также между отцом (Астархан) и сыном (Урод), где Астархан выступает уже в роли адресата, а его сын - адресанта. При этом проявление агрессии со стороны сына является ответной реакцией на угрозу совершения физического насилия над матерью: «фжхъил кодта» - замахнулся, поднял резко, то есть «размахнувшись, поднять руку (для нанесения удара)».

Усугубляет ситуацию использование «ладзаг» - палки, так как, как уже отмечалось, палка существует лишь для нанесения удара собаке, и применение ее с такой целью по отношению к человеку является тяжкой формой физического оскорбления.

Невербальная агрессия сопровождается вербальными проявлениями в виде проклятий - «далдар ныххауай» - провалиться тебе еще глубже, то есть «провалиться сквозь землю, исчезнуть», а также императивом «абыр» - уползай, что можно рассматривать как уничижительное сравнение с мелкими ползающими представителями фауны.

Стратегия подчинения представлена тактикой угрозы физического насилия и уничижения социальной значимости.

Второй конфликт в данной ситуации (между отцом и сыном) получает динамическое развитие из первого. Степень агрессивного напряжения становится очевидной благодаря авторской ремарке «йа маст фыцы» - его злоба кипит, что является показателем сильного агрессивного эмоционального возбуждения.

Кроме того, о сильном агрессивном напряжении говорит большое количество императивов: «ма фыд!» - отец!, «хъус-ма, ды» - послушай-ка, ты!, «агъгъад фауад!» - достаточно!, что, несмотря на упрощение внутрисемейных отношений, является недопустимым по отношению к отцу (как в данной ситуации) со стороны сына.

Стратегия остановки агрессии реализуется тактикой создания новой конфликтной ситуации.

Совершение физического насилия:

Мысырби: Кжс джхимж, куыдзы хъжвдын. Мысырби: Посмотри на себя, щенок. (Схва-

(Йж къух ын ацахста, нылвжста йж). тил его руку, вывернул ее). Смотрите-ка на

Кжс-ма ацы жнаккагмж. Нж йж фжнды... этого негодяя. Не хочет он.

Дайран: Оу, мж цонг. Дайран: Ой, моя рука.

Конфликт между отцом и сыном может достичь кульминации, когда проявление агрессии не ограничивается невербальными угрозами причинения физического насилия, но таковое причиняется.

Причина проявления агрессии - недовольство отца (Мысырби) физической подготовкой сына (Дайрана) и нежелание второго учиться различным приемам борьбы, противостояние требованиям отца.

Совершение физического насилия реализуется посредством таких невербальных действий, как йж къух ын ацахста, нылвжста йж - «схватил его руку, вывернул ее». То есть неестественно выкрутил руку с целью причинения физического вреда, боли.

Невербальная агрессия сопровождается вербальными компонентами в виде отрицательно маркированной лексики - жнаккаг - «негодяй» и зооморфных сравнений - куыдзы хъжвдын - «щенок».

Стратегия подчинения реализована тактикой причинения физической боли и уничижения посредством зооморфных сравнений.

Однако невербальная агрессия имеет место не только среди близких родственников - отец - сын, отец - дочь, мать - дочь, как было показано в предыдущих примерах, но может распространяться и на племянников.

Астархан: <.. > Цауылна у баст уыцы гал? Габыла: Баст уыди, фала. на зонын, куыд та раирвазт.

Астархан: На зоныс, на? Ныртакка йа ба-зондзына, уада! (Намы йа).

Астархан: <.. > Почему этот бык не привязан? Габила: Он был привязан, но. не знаю, как он вырвался..

Астархан: Не знаешь, да? Ну, сейчас узнаешь! (Бьет его).

В данном фрагменте адресантом невербальной агрессии является Астархан, которому адресат - Габила - приходится племянником.

Мальчик - сирота проживает в доме у дяди и выполняет разнообразную работу по хозяйству. Причиной проявления невербальной агрессии явилось недовольство дяди качеством исполнения работы. Астархан н№мы - «бьет» Габила за то, что тот не уследил за скотиной.

Причинение физического вреда сопровождается агрессивными вербальными высказываниями в виде риторических вопросов - Нж зоныс, нж? - «Не знаешь, да?» и угроз - Ныртжккж йж базондзынж, уждж! - «Ну, сейчас узнаешь!».

Стратегия достижения желаемого результата реализуется тактикой применения физического насилия и угроз.

На основе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что невербальная агрессия в современной осетинской семье - частое явление, что противоречит традиционным представлениям о взаимоотношениях в семейной общине. Наиболее частую реализацию получают невербальные проявления агрессии без причинения или угрозы причинения физического вреда.

Конфликтные ситуации с использованием средств невербальной агрессии возникают в отношениях между старшими и младшими, родителями и детьми, что объясняется изменениями, коснувшимися строя семьи, семейных отношений, не соблюдением младшими в полной мере традиционных норм поведения.

и. э. КОРАЕВА

Невербальная агрессия, как правило, сопровождает вербальные проявления в виде риторических вопросов, проклятий, императивов, зооморфных сравнений, высказываниями с отрицательной коннотацией и служит для усиления агрессивности ситуации, декодирования реальных намерений коммуникантов и является кульминацией конфликта.

Литература

1. http://www.it-med.ru/library/v/verbalne.htm.

2. БерковицЛ. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст]: учебное пособие. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 512 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1999. 352 с.

4. Власть и речь в средствах массовой информации: Науч. докл. Вып. 3. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. 176 с.

5. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: Вторжение в коммуникативное пространство. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2006. 252 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник. М.: Инфра-М, 2007. 272 с.

7. Горелов А. А. Индивидуальность и эволюция. М., 2006. 162 с.

8. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. 2-е изд. М.: Ладомир, 2001. 349 с.

9. Изард К. Э. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 552 с.

10. Калоев Б. А. Осетины http://osetins.com/2007/10/02/osetinskaja-semja.html

11. Костяев А. П. Агрессивный дискурс в профессиональной коммуникации [Текст]. М.: ИЯ РАН, ТвГУ, 2011. 312 с.

12. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

13. Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации: эмоциональный аспект // Эмоции в языке и речи: сборник статей / [Рос. гос. гумм. ун-т, Ин-т лингв-ки; сост. и отв. ред. И. А. ШШаронов]. М.: [Рос. гос. гумм. ун-т], 2005. 336 с.

14. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1974. 352 с.

15. Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло». М.: Прогресс, 1994. 297 с.

16. Тамерьян Т. Ю. Культурные различия как причина коммуникативных неудач // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4-2. С. 739-741.

17. Тамерьян Т. Ю. Типажные разновидности концепта «пожилой человек» в русской и осетинской лингвокультурах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. № 1. С. 83-89.

18. Тамерьян Т. Ю., Качмазова А. У. Стереотипы коммуникативного поведения в осетинской лингвокультуре (на материале этнических анекдотов) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2013. Т. 15. С. 97-102.

19. Чибиров Л. А. Традиционная духовная культура осетин: Владик. науч. центр РАН и Правительство РСО-А; Северо-Осетинский ин-т гуманит. и соц. исслед. им. В. И. Абаева. Владикавказ: Ир, 2008. 599 с.

20. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. М.: Наука, 2007. 254 с.

21. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 416 с.

22. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006. 360 с.

23. Щербинина Ю. В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления / Ю. В. Щербинина. М.: Флинта: Наука, 2004. 224 с.

Словари

24. Толковы словарь осетинского языка: в 4 т. / под общ. ред. Н. Я. Габараева; Владикавказский науч. центр РАН и РСО-А; Юго-Осетинский науч.-исслед. ин-т им. З. Н. Ванеева. М.: Наука, 2007; 2010. 510 с.; 486 с.

Источники

25. Темыраты Д. И. Фадис: Пьесжтж. Дзжуджыхъжу: Ир, 1995. 258 ф. «Чи у ма туджджын?» С. 99.

26. Темыраты Д. Чи у мж туджджын?: пьесжтж. Дзжуджыхъжу: Ир, 1991. 419 ф. «Чи у мж туджджын?» С. 12.

27. Хуыбецты Р. В. Сызгъарин чындзахсав. Пьесжтж. Дзжуджыхъжу: Ир, 1977. 172 ф. «Сызгъарин чындзахсав». С. 39.

28. Хуыгаты Г. Жрдхорд жфсымжртж: (Драмжтж, комедитж). Дзжуджыхъжу: Ир, 1995. 527 ф. «Жрдхорд жфсымжртж». С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.