Научная статья на тему 'Реализация непрерывного образовательного процесса специалистов в области физической культуры и спорта (на примере курсов повышения квалификации)'

Реализация непрерывного образовательного процесса специалистов в области физической культуры и спорта (на примере курсов повышения квалификации) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / LEVEL SYSTEM / ADDITIONAL EDUCATION / ADVANCED TRAINING COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтюгина Алена Александровна, Деркач Ирина Олеговна

Рассмотрена возможность применения уровневой системы в дополнительном профессиональном образовании преподавателей с целью решения описанных проблем. Охарактеризованы основные направления использования уровневости в системе непрерывного образования. Обоснована разумность использования современных технологий с целью улучшения качества курсов повышения квалификации педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтюгина Алена Александровна, Деркач Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF CONTINUOUS EDUCATIONAL PROCESS OF EXPERTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT (ON THE EXAMPLE OF ADVANCED TRAINING COURSES)

The possibility of use of-level system in additional professional education of teachers for the purpose of the solution of the described problems is considered. The main directions of use of an urovnevost in system of continuous education are characterized. Rationality of use of modern technologies for the purpose of improvement of quality of training of qualification of pedagogical shots is proved.

Текст научной работы на тему «Реализация непрерывного образовательного процесса специалистов в области физической культуры и спорта (на примере курсов повышения квалификации)»

УДК 378.046.4

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

© Алена Александровна Евтюгина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и культуры речи

Российского государственного профессионально-педагогического университета. E-mail: alena.seven@mail.ru

© Ирина Олеговна Деркач, соискатель кафедры педагогики

Российского государственного профессионально-педагогического университета.

E-mail: ioderkach@mail.ru

Рассмотрена возможность применения уровневой системы в дополнительном профессиональном образовании преподавателей с целью решения описанных проблем. Охарактеризованы основные направления использования уровневости в системе непрерывного образования. Обоснована разумность использования современных технологий с целью улучшения качества курсов повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: уровневая система, дополнительное образование, курсы повышения квалификации.

В 1972 году в докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию была выдвинута социально-образовательная концепция непрерывного образования «Учиться существовать: мир образования сегодня и завтра». Во многих странах, в том числе и России, ее активно поддерживают. На основе данной концепции строилось современное российское законодательство в области образования. Первая Концепция непрерывного образования в нашей стране была утверждена Государственным комитетом СССР по народному образованию еще в марте 1989 года. В настоящее время законодательство в области образования подверглось существенным изменениям, но идея непрерывности образования остается ключевой, меняются лишь подходы. Российская академия народного хозяйства государственной службы при Президенте РФ, в структуре которой действует центр экономики непрерывного образования, участвует в разработке Концепции непрерывного корпоративного обучения и развития персонала. Данная концепция затрагивает очень важную составляющую непрерывного образования, которая в последние годы активно развивается и имеет большие перспективы. В основе действующего федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лежит принцип непрерывности образования. С 1 сентября 2013 года педагогические работники получили право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [6, п. 2 ч. 5 ст. 47]. При этом дополнительное образование трактуется как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [6, п. 2 ч. 5 ст. 47]. Впервые

указано, что «система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» [6, п. 2 ч. 5 ст. 47].

Одним из способов реализации непрерывного образования педагогов являются курсы повышения квалификации, которые зародились еще в середине XIX в. (Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, Д. И. Тихомиров).

Исследованию различных аспектов и проблем самообразования в ходе повышения квалификации посвящено большое количество исследований: раскрыто его положительное влияние на совершенствование профессиональных умений педагогов (Е. Ч. Козырева, В. Л. Малашенкова, Е. П. Тонконогая), значимость в системе непрерывного образования (А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский), роль в организации самостоятельной деятельности обучающихся (А. Ю. Панасюк) и самоорганизации в процессе познания (И. С. Кон). С. Т. Шацкий подчеркивал необходимость неразрывной взаимосвязи школы и повышения квалификации, он писал, что «педагог должен вызывать явление роста...» [1, с. 37].

Исследованы закономерности и основные тенденции развития образовательного процесса в российской школе, пути качественного преобразования профессионального роста педагога и повышения квалификации педагогических кадров.

Повышение квалификации — это наиболее гибкая система непрерывного образования, которая способна оперативно реагировать на запросы общества, которая призвана решать как общегосударственные задачи, такие как: инновационное развитие сферы науки, качественное обновление и модернизация процесса обучения, поддержание международного уровня российского образования; так и задачи развития профессиональной личности педагога на весь период трудовой деятельности.

Несмотря на весь потенциал и возможности системы непрерывного образования педагогов, результат эффективности их деятельности остается не самым высоким.

Для изучения предпочтений тренеров-педагогов в отношении курсов повышения квалификации нами была разработана анкета-опросник, задачей которой являлось выявление у специалистов удовлетворенности работой по проведению курсов повышения квалификации, сложившимися в регионе. Целью опроса был анализ взаимосвязи или ее отсутствия в восприятии качества получаемых образовательных услуг на курсах повышения квалификации с различными факторами, выявление оценки эффективности работы программ курсов, определение области интересов и пожеланий специалистов.

Анкетирование проводилось в период с марта по май 2015 года. Опрос проводился с тренерами-педагогами ДЮСШ, ДЮСШОР Свердловской области. Респонденты представляли города: Екатеринбург, В. Пышма, Н. Тагил, Асбест, Алапаевск, Верхотурье, Каменск-Уральский, Серов, Лесной и поселки городского типа: Восточный, Сосьва, Рефтинский, Кошай, Арамиль. В опросе приняли участие 100 человек, из них 24 женщины и 12 мужчин со стажем менее 6 лет, а также 39 женщин и 25 мужчин со стажем более 6 лет.

Таблица 1

Итоги опроса тренеров-преподавателей об эффективности курсов повышения квалификации

Стаж менее Стаж более

6 лет 6 лет

Женщины Мужчины Женщины Мужчины Итого

Понравилась программа курсов повышения квалифика- 38 % 42 % 28 % 32 % 33 %

ции

Тема курсов повышения квалификации была актуальной 79 % 83 % 85 % 80 % 82 %

Планируют прохождение курсов к ближайшему вре- 50 % 33 % 41 % 40 % 42 %

мени

Анализ полученных результатов показал, что всего лишь 33 % респондентов удовлетворены реализацией программ курсов повышения квалификации, при том, что выбранные программы считают для себя актуальными 82 %, мотивированы к прохождению курсов в ближайшем будущем 42 %. В результате обработки данных не было выявлено статистически значимых различий между категориями опрашиваемых.

Также были проанализированы пожелания тренеров-педагогов Свердловской области по темам курсов повышения квалификации необходимым для увеличения эффективности их работы: более всего специалистов интересуют передовые технологии построения спортивной тренировки — 44 %, теория и методика видов спорта — 31 %, психология спорта — 12 %, менее всего менеджмент, организация спорта — 9 %, судейство, правила — 4 %.

Оценка уровня удовлетворенности качеством полученных дополнительных образовательных услуг тренеров-педагогов в 67 % была отрицательна. К основным наиболее часто указанным негативным параметрам были отнесены такие, как невысокий профессиональный уровень специалистов, проводящих курсы, низкое качество подачи материала, темы семинаров не актуальны, недостаточное количество материала по узкой специализации, недостаточное количество практических часов, отсутствие современных информационных технологий в реализации программы курсов, низкое качество реализации дистанционной формы обучения.

Реализация программ дополнительного образования, на наш взгляд, осложнена и тем, что контингент слушателей курсов повышения квалификации, как правило, имеет разный уровень подготовки, опыта, специализацию, таким образом, все находятся в неодинаковых условиях, что усложняет процесс, снижая мотивацию участников. Поэтому мы считаем, что необходимо проработать вопрос о создании системы повышения квалификации и аттестации специалистов, используя уровневую систему, которая позволит учитывать специфику спортивной отрасли и эффективно реализовывать идею непрерывного образования тренеров-педагогов.

Разрешить эти проблемы, на наш взгляд, можно, формируя единые образовательные программы по базисным направлениям профессионального совершенствования, классифицируя программы по уровням с отражением их содержания и раскрывая полный спектр возможностей перехода от одной образовательной единицы к другой. К измерителям классификации содержания образовательных единиц можно применить косвенные (опосредованные) критерии, которые помогут отнести каждую образовательную программу к соответствующему уровню.

Предлагаемая нами система уровней, на наш взгляд, способна решить многие проблемы реализации системы повышения квалификации педагогических кадров. Образование педагогов на протяжении всей трудовой деятельности может стать более результативным. С введением данной системы мы видим возможности:

• увеличения мотивации специалистов к прохождению планового повышения квалификации на протяжении всей профессиональной деятельности;

• добиться системности и последовательности в построении и освоении нового материала;

• комплектации однородных по интересам и уровням профессиональной компетенций групп слушателей;

• подбора лекторов узкой специальности на курс;

• исключения повторов лекционных материалов;

• увеличения результативности курса;

• мониторинга уровня профессиональной компетенции тренеров и педагогов.

Целью уровневой системы, на наш взгляд является:

- удовлетворение образовательных потребностей педагогов в получении необходимого объема знаний и навыков, содействие готовности специалистов к непрерывному профессиональному развитию в условиях динамично меняющегося мира;

- осуществление поддержки инновационных процессов в образовании, обеспечивающих эффективность методической работы;

- обеспечение педагогов знаниями и практической готовностью к организации тренировочного процесса и процесса обучения, способствующего достижению высокого уровня результативности на всемирном уровне; успешному функционированию людей в современном мире.

Задачи предлагаемой уровневой системы:

- создание системы реализации программ повышения квалификации педагогов в контексте уровневости;

- обеспечение успешной практической реализации концепции непрерывности образования в условиях курсов повышения квалификации педагогов.

Примерный вид уровневой системы повышения квалификации тренеров-педагогов

Уровень УровеньI Уровень II Уровень III УровеньIV Уровень V

Звание Молодой тре- Ассистент Тренер Старший Тренер

нер-педагог тренера тренер, высшей

менеджер категории,

команды менеджер

Длитель- 108 и более 108 и более 108 и более 108 и бо- 72 и более

ность лее

(академи-

ческих

часов)

Приобретение Приобретение Приобретение Приобре- Приобре-

Цели общепрофес- общепрофес- общепрофес- тение про- тение про-

сиональных и сиональных и сиональных и фессио- фессио-

профессио- профессио- профессио- нальных нальных

нальных ком- нальных ком- нальных ком- компетен- компетен-

петенций, петенций, петенций, ций, необ- ций, необ-

необходимых необходимых необходимых ходимых ходимых

для работы с для работы с для работы с для работы для работы

детьми млад- начинающими одаренными со спорт- со спорт-

шего школь- спортсменами детьми в из- сменами сменами

ного и сред- и детьми бранном виде высокой высокой

него школь- старшего спорта квалифи- квалифи-

ного возраста школьного кации или кации или

возраста сборными сборными

командами командами

области и области,

управления страны;

управления

Целевая Педагоги Педагоги Тренеры Тренеры Тренеры

аудитория школ и трене- школ и трене- ДЮСШ, ДЮСШ, ДЮСШ,

ры ДЮСШ ры ДЮСШ ДЮСШОР ДЮСШОР, ДЮСШОР,

тренеры тренеры

сборных сборных

команд, команд,

тренеры Тренеры

спортив- спортив-

ных клу- ных клу-

бов, ме- бов, ме-

неджеры в неджеры в

сфере ФК сфере ФК

Требова- Возраст не Прохождение Успешное Не менее 5 Не менее 5

ния к менее 20 лет и 1 уровня, стаж прохождение лет стажа лет стажа

прохож- наличие ди- не менее 3 лет 2 уровня, не по специ- по специ-

дению плома средне- менее 3 лет альности и альности и

образова- го профессио- стажа по спе- успешное успешное

тельной нального об- циальности, прохожде- прохожде-

програм- разования или наличие выс- ние 3 ние 4

мы высшего про-фессиональ-ного образования по специальности шей категории уровня, прохождение вступительных испытаний уровня, прохождение вступительных испытаний

Квалификация Удостоверение о прохождения КПК и сертификат 1 уровня (в соответствии с требованиями ФГОС) Удостоверение о прохождения КПК и сертификат 2 уровня (в соответствии с требованиями ФГОС) Удостоверение о прохождении КПК и сертификат 3 уровня (в соответствии с требованиями ФГОС) Удостоверение о прохождения КПК и сертификат 4 уровня(в соответствии с требованиями ФГОС) Удостоверение о прохождения КПК и сертификат 5 уровня (в соответствии с требованиями ФГОС)

Стоимость обучения Средняя по области Скидка при отличном окончании предыдущего курса Скидка при отличном окончании предыдущего курса Скидка при отличном окончании предыдущего курса Скидка при отличном окончании предыдущего курса

Область применения приобретенных компетенций Педагог школы, тренер клуба, тренер ДЮСШ и пр. Педагог школы, тренер клуба, тренер ДЮСШ и пр. Тренер клуба, тренер ДЮСШ и ДЮСШОР, школ олимпийского резерва Тренер ДЮСШ и ДЮСШОР, тренер спортивного клуба, управление в сфере ФК и С Тренер клуба, тренер ДЮСШ и ДЮСШОР, управление в сфере ФК и С

Образовательный уровень и статус лекторов Кандидаты наук, доктора наук, тренеры и спортсмены высокой квалификации Кандидаты наук, доктора наук, тренеры и спортсмены высокой квалификации Кандидаты наук, доктора наук, тренеры и спортсмены высокой квалификации Кандидаты наук, доктора наук, тренеры и спортсмены высокой квалификации Кандидаты наук, доктора наук, тренеры и спортсмены высокой квалификации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбор специализации и образовательной программы Нет специализации, для всех тренеров и педагогов Специализация по виду спорта Специализация по виду спорта Специализация по виду спорта Нет спе- циализа- ции

Форма обучения Дистантная или на месте проведения На усмотрение слушателя (дистантно или на месте проведения) Требует личного присутствия на месте проведения Требует личного присутствия на месте проведения Требует личного присутствия на месте проведения

К успешным примерам реализации уровневого дополнительного профессионального образования педагогов можно отнести ВШТ (Высшую школу тренеров) существовавшую в СССР и международную федерацию по легкой атлетике IAFF.

На наш взгляд, уровневая система повышения квалификации педагога любой специализации поможет стать системе дополнительного образования более целостной, предложить человеку просматриваемую траекторию профессионального и личностного развития.

Кроме того, подобная система может быть рассмотрена не только как прекрасный механизм мотивации к постоянному профессиональному и личностному совершенствованию, но и как привлекательная сфера для инвестиций образовательных организаций, предоставляющих услуги курсов повышения квалификации, так как, на сегодняшний день, интенсивно развивается рынок подобных услуг, сервисов образования (образовательные онлайн-ресурсы, мобильные приложения и др.), для которого характерен высокий уровень инновационной активности. Растет число компаний, разрабатывающих и реализующих собственные проекты дополнительного образования специалистов на предприятиях, таким образом поддерживая высочайший профессиональный уровень своих сотрудников (такие как УГМК, Яндексдирект, СКБ-контур и пр).

Литература

1. Горский В. А. Живое образование: монография. — М., 2007. — 339 с.

2. Избранные педагогические сочинения / под ред. Н. П. Кузьминой: в 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 414 с.

3. Информационные технологии в образовании и науке // Информационные технологии в образовании и науке «ИТО — Самара — 2011»: материалы международной научно-практической конференции. — Самара; М.: Самарский филиал МГПУ, МГПУ, 2011.

4. Новые подходы и формы повышения квалификации тренеров спорта высших достижений и спортивного резерва: итоговый сборник всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс] / Федеральный научный центр физической культуры и спорта [Офиц. сайт]. URL: http://www.vniifk.ru/content/files/konf/2013/ SBORNIK_FNTs_VNIIFK__Pov_kvalif_trenerov_16.04.2013.pdf (Дата обращения 19.03.2015 г.)

5. Леднев B. C. Непрерывное образование: структура и содержание. — М.: Педагогика, 1988. — 282 с.

6. Солдунова Л. Ю. Становление и развитие дополнительного профессионального образования учителей в России (середина XIX-XX веков): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. — Саратов, 2008. — 22 с.

7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г.

8. Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.). — М.: Педагогика, 1986. — 184 с.

9. Юрасова М. В. Разработка критериев эффективности программ дополнительного профессионального образования в вузах России // Вестник МУ. Педагогическое образование: журнал. — 2015 — № 2. — 92 с.

10. International Association of Athletics Federations [Офиц. сайт]. URL: http://www.iaaf.org/ (Дата обращения: 18 марта 2015 г.)

REALIZATION OF CONTINUOUS EDUCATIONAL PROCESS OF EXPERTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT (ON THE EXAMPLE OF ADVANCED TRAINING COURSES)

Evtyugina Alena A., doctor of pedagogical sciences, professor, manager of department of Russian and standard of speech Russian State Vocational Pedagogical University E-mail: alena.seven@mail.ru

Derkach Irina O., applicant of department of pedagogics Russian State Vocational Pedagogical University E-mail: ioderkach@mail.ru

The possibility of use of-level system in additional professional education of teachers for the purpose of the solution of the described problems is considered. The main directions of use of an urovnevost in system of continuous education are characterized. Rationality of use of modern technologies for the purpose of improvement of quality of training of qualification of pedagogical shots is proved.

Keywords: level system, additional education, advanced training courses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.