п
I I
ТЕМА 1.
СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
►
V
РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ МОДЕЛИ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Шаруненко Юрий Михайлович кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «<Приокский государственный университет»
г. Орел
DEVELOPMENT OF STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODELS TRANSFORMATION OF REGIONAL ACTIVITIES SPORTS ORGANIZATIONS
Sharunenko Yuпу Mihailovich Ph.D., associate professor of «Tourism, recreation and sport» Federal public budgetary educational institution of the higher education
«(Prioksky state university», Orel
Аннотация. Острая конкуренция, возникшая с другими учреждениями спортивного профиля г. Орла, потребовала поиска новых подходов эффективного использования своих внутренних ценностей и дополнительных ресурсов, денежных средств для существования, возможностей материальной базы, поиска дополнительных источников получения дохода.
Summary. Intense competition occurs with other institutions sporting profile of the Eagle, demanded new approaches effective use of their internal values and additional resources, funds for the existence of material base of opportunities, finding additional sources of income.
Чтобы «выжить» в такой жесткой конкуренции необходимо было разработать такую модель подготовки спортсменов, которая позволила привлечь талантливых спортсменов к учебно-тренировочным занятиям в центре. В основу управления региональной физкультурно-спортивной организацией «Олимп» заложены такие понятия, как интегрированность всех ступеней и этапов образования с акцентированием на главный приоритет -личность.
Модель физкультурно-спортивной организации по подготовке спортсменов высокой квалификации СУСЦ «Олимп» позволяет создать целостную систему не только спортивной подготовки и оказания услуг населению, но и непрерывного образования. Такая модель рассматривается нами как сложная открытая система, целью которой является создание возможности профессионального развития спортсмена как студента, обеспечения профессионального и карьерного роста педагогов, тренеров и персонала. Взаимодействие микро и макросреды в рыночном пространстве современности способствует также повышению привлекательности центра по оказанию услуг в сфере «спорт для всех», сохранению материально-технического и финансового благополучия центра. Структурно-функциональная модель подготовки спортсменов высокой квалификации представлена на рис. 1.
Предполагается, что деятельность центра построена на базе системных принципов, на которые ориентируется и которыми он руководствуется при выполнении своих управленческих функций и полномочий.
Принцип интеграции содержания методов и организационных структур объединяет определенными правилами и различными способами множества исходных компонентов структуры, локальных целей подсистем, деятельности персонала центра с помощью функциональных связей в единую систему. Этот принцип распространяется на архитектуру и программное обеспечение информационной системы управления, формирование оперативных групп персонала, требуемых для решения какой-либо сложной комплексной задачи, структурируется в целостные технологии усвоения профессиональных функций, ролей и позиций на основе интеграции интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных, волевых элементов личности.
Принцип непрерывности и многоуровневости отражают временную, пространственную и содержательную связь этапов и уровней подготовки спортсменов высокой квалификации в сочетании с получением профессиональной подготовки на этапах допрофессиональной, средней и высшей профессиональной школы, повышения квалификации;
обеспечивают взаимосвязь между разными системами, звеньями и структурными компонентами в процессе трансформации деятельности физкультурно-спортивной организации.
Блок пелен и направление деятельности
Блок обеспечения и реализации целен
ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫС ОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Направления деятельности
Технологическое
1
Органиэационно-эиочомнчеткое
ы
Стратегическое
Функциональные сферы подготовки
(Кршпшш
Соревновательвдя
~ЧГ [
ЛОСШ
Ьг
УОР
Этапы подготовки
И
Профессиональная
инот
ькпк
Рис. 1. Структурно-функциональная модель подготовки спортсменов высокой квалификации в СУЦС «Олимп»
Принцип гибкости и динамичности способствует развитию динамичности и открытости спортивных и образовательных компонентов системы в стремительно меняющемся облике современного социума, стимулирует поиск новых стратегий в реально сложившихся условиях, направленных на достижение единой цели - формирование личности спортсмена как специалиста в области физической культуры и спорта.
Принцип развития образовательной потребности как форма самоорганизации и самореализации, выраженная в деятельности по добыванию нужной информации, вычленению проблем, поиску пути их рационального решения, умении критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач, стимулирует проявление познавательной активности обучающихся, в числе наиболее важных стимулов выступают активные методы обучения.
Принцип взаимосвязи фундаментального знания и практической деятельности в развитии управленческого опыта ориентирует всех
участников учебно-тренировочного процесса на перспективу поиска собственных вариантов реализации спортивных и профессиональных проблем на основе фундаментальных знаний и опыта практической деятельности.
Принцип саморазвития нацеливает на построение системы, способной самостоятельно планировать стратегическое развитие и целенаправленно накапливать потенциал (ресурсы), оптимальным образом его распределять и расходовать с целью обеспечения желаемого процесса развития. Для реализации этого принципа в информационно-управляемой системе реализуется компьютерная интеграция знаний о прошлых, настоящих и будущих изменениях центра, а также знания о законах развития динамических систем, отражающих закономерности качественных изменений в системах в процессе реализации их жизненного цикла.
Пространственно-временные аспекты содержания и функционирования физкультурно-спортивной организации СУЦС «Олимп» находятся в области интересов профессиональной педагогики. Согласно системным принципам, принимаемые управленческие решения относятся к трем направлениям управления центром: организационно-экономическому, технологическому (образовательному) и направлению стратегического развития. Исполняют эти решения соответствующие функциональные агенты (персонал). Итогом их действий (поведения) является результат, приближающий организацию к его глобальным и локальным целям: достижение высоких спортивных результатов, профессиональная компетентность всех участников образовательного процесса.
Исходя из собственной многолетней деятельности по руководству организацией и многочисленных подтверждений в педагогической практике ряда авторов эффективная трансформация деятельности физкультурно-спортивной организации в современных рыночных отношениях возможна при решении ряда составляющих:
- вовлечения в занятия «спорт для всех», досуговую деятельность различных категорий граждан (дети, подростки и юноши, взрослые, пожилые и пр.) с целью обеспечения двигательной активности населения, развитие спорта и получения дополнительных источников финансирования из всех возможных источников (государственного, частного, общественного, спонсорской помощи и пр.);
- создания условий для карьерного роста персонала учреждения, создание условий для повышения квалификации тренеров и педагогов [7, 8,
9, 11];
- в стремлении к получению достижений высокого уровня, обеспечивать создание социальной защищенности спортсменов путем получения профессии в той области, где они оказываются по отношению к другим категориям людей наиболее компетентными - в области физической культуры и спорта[2, 5, 9].
Модель трансформации деятельности центра в общей структуре управления спортивной подготовкой представлена в логической взаимосвязи допрофессиональной подготовки, овладения профессией на уровне
среднего и высшего профессионального образования для спортсменов, а также создания курсов краткосрочного повышения квалификации для тренеров и преподавателей. В целом учреждение составляет в совокупности учебно-спортивную сеть: детские спортивные школы по видам спорта (ДЮСШ) - училище олимпийского резерва (УОР) - институт новых образовательных технологий (ИНОТ) - краткосрочные курсы повышения квалификации (ККПК).
В теории организации существуют, по крайней мере, две различные, не связанные между собой точки зрения на развитие и функционирование организации. Первая - подчеркивающая структурные аспекты, процедуры, системы, планы и законы. Вторая - уделяющая основное внимание поведению, процессам власти и общения.
Система трансформации физкультурно-спортивной организации СУЦС «Олимп» по обеспечению единого непрерывного образовательного пространства нами рассматривается по следующим параметрам: структура, функции в статике (описание и моделирование строения системы) и в динамике (функционирование и развитие, в значительной степени, отражающие активное взаимодействие и поведение всех участников управленческого процесса).
Непрерывная спортивная подготовка и образование видятся глубоко интегрированными в многоуровневые системы, что дает возможность обеспечить органичную преемственность довузовской и вузовской подготовки спортсменов высокой квалификации, а также послевузовской подготовки тренеров и преподавателей через: предоставление каждому в соответствии с индивидуальными запросами и профессиональными интересами возможности реализовать себя в образовательной деятельности; содействие в реализации жизненных планов с учетом способностей и интересов обучающегося и обеспечение, таким образом, социальной защищенности спортсмена по окончанию спортивной карьеры, карьерного роста тренеров и преподавателей.
Наряду со спортивной подготовкой, каждому должны быть предоставлены необходимые условия для систематического образования и самообразования, повышения профессиональной квалификации, приобщения ко всем ценностям общечеловеческой культуры. Предполагается, что обеспечение профессионального развития спортсмена по наиболее продуктивному пути будет проходить в качестве будущего специалиста сферы физической культуры и спорта. Высокий уровень сформированности личности будущего специалиста выступает в качестве компонента и цели педагогического процесса, это одновременно проблема результативности и эффективности процесса профессионального образования в целом.
Структура. Непрерывная спортивная подготовка и образование в организации спортивного профиля располагается в трехмерном пространстве, формирующем личность. Его координаты фиксируют векторы, которые являются результатом стихийного и целенаправленного взаимодействия трех функциональных сфер: образовательной,
профессиональной и спортивной, каждая из которых выступает как метод формирования личности.
Образовательная сфера составляет часть социальной среды, используемой для целей образования: школы, училища, вуза и пр. Спортивная сфера - одна из ведущих подсистем социального пространства, основная функция, которой - способствовать развитию личности путем решения достиженческих функций с одной стороны и использования специфических методов расширения доступности социокультурной сферы и развитию личности, с другой стороны.
Профессиональная сфера характеризует профессионально-квалификационный континуум и отражает потребности различных субъектов спортивной деятельности в кадровых ресурсах.
Структура управления физкультурно-спортивной организации СУЦС «Олимп» показывает его место в системе государственных отношений. Внутри центра синтезируется профессионально-спортивно-образовательное пространство, представляющее собой сеть спортивно-образовательного пространства с ядрами - учреждениями и подразделениями различного целевого уровня и учебно-методическими связями (рис. 2).
Рис. 2. Схема управления СУСЦ «Олимп» в общей иерархии управления в сфере физической культуры и спорта России
Она включает образовательные учреждения: детские спортивные школы, училище олимпийского резерва, институт новых образовательных
технологий, курсы повышения квалификации и подразделения: техническая база, медико-восстановительный центр и др.
Уникальный по своей структуре и направленности специализированный учебно-спортивный центр «Олимп» ДЮСШ - УОР - ИНОТ - ККПК сориентирован на непрерывный и многоуровневый характер обучения, который позволяет обеспечить систему образования и профессионального роста кадров - от допрофессионального, начального до среднего педагогического образования и степеней бакалавра и специалиста в области физической культуры и спорта, повышение квалификации и переподготовки для педагогов и тренеров, дополнительного образования, ограничивающееся рамками «Спорта для всех» и оказания услуг населению.
Работа всех подразделений направлена в первую очередь на максимальное удовлетворение образовательных и спортивных интересов студентов-спортсменов, тренеров и преподавателей, сотрудников, обеспечивающих качество учебного процесса и экономию времени и средств. Организация сама определяет порядок использования средств, получаемый от этой деятельности доход является не целью, а условием возмещения всех необходимых затрат по обеспечению образовательного процесса.
ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы) осуществляют профориентационную деятельность среди учеников, а также реализует обучение по специальным программам дополнительного образования. Дополнительное образование выступает как важнейший социальный институт, способствующий развитию демократии и формированию социально-экономического статуса государства. Оно выполняет ряд важных функций в обществе:
- развивает творческие способности человека, углубляя его участие в социальных, экономических, культурных преобразованиях в обществе;
- обеспечивает уровень индивидуального соответствия современным требованиям развития рациональности социального и профессионального самоопределения молодежи;
- осуществляет избирательную передачу и трансформацию культуры, выполняет социальную функцию «выделки более одаренного и разнообразного человеческого капитала улучшает взаимоотношения между человеком, соцумом и окружающей средой посредством оздоровительных, досуговых, рекреационных услуг.
Социально-этическая концепция дополнительного образования базируется на философии, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей граждан. Допрофессиональная подготовка не уступает по своей значимости периодам профессиональной подготовки, т.к. именно здесь выявляются индивидуально значимые особенности личности, формируется устойчивый интерес к спорту, будущей профессии. Дети, посещающие данные учреждения, часто свою будущую профессию связывают именно с деятельностью выбранного ими дополнительного образования. Они стремятся не только удовлетворить свои интересы, но и
добиться успеха, реализовать себя сначала как исполнитель, а затем уже и как педагог, менеджер этой сферы.
В задачи допрофессиональной (в спортивной деятельности -начальной) подготовки входит:
- формирование мотивационно-ценностного отношения к виду спорта и будущей профессии;
- воспитание культуры учебно-тренировочного процесса и двигательных действий;
- расширение общекультурного кругозора и эрудиции будущих абитуриентов.
Оптимальное сочетание (равновесие) интересов детей, педагогов, родителей способствует развитию материальной базы организации и разрешению финансово-экономических интересов центра, сотрудников, работающих в нем. Оказание услуг для детей, подростков и взрослых, а также спортсменов массовых разрядов с целью оздоровительных, досуговых, рекреационных задач обеспечивает дополнительное финансирования для эффективного решения экономических вопросов.
В научно-методическом подчинении центра находится училище олимпийского резерва - среднее профессиональное учебное заведение (УОР), осуществляющее подготовку педагогических работников спортивных объединений в соответствии с региональной спецификой профессионально-квалификационной структуры спорта. Этап базового профессионального образования, а в спорте - это период завершения этапа специализации и вхождение в этап совершенствования спортивного мастерства, становится своеобразной контрольной зоной. Проходя этот этап жизни, спортсмен с одной стороны попадает в высшую элиту спорта, где в условиях острой конкуренции он должен доказывать, что готов к борьбе физически и психически, а с другой - для себя определяет: совпадают ли его интересы и возможности с требованиями дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи базового образования включают:
- обеспечение единства идейно-нравственного развития (формирование общесоревновательной мотивации, соответствующей нормам и требованиям общественной и спортивной этики, развитие волевых качеств на фоне всевозрастающих психофизических нагрузок, чемпионских черт характера и любви к Родине);
- общекультурное развитие (обучение правилам корректного поведения в перерывах между выполнением соревновательных действий);
- овладения методами контроля и самоконтроля, сопряженного развития и совершенствования двигательных и психических функций в целях эффективного роста спортивного мастерства;
- профессиональное развитие на основе получения фундаментальных знаний и их интеграции с практическим опытом, использования их в педагогической практике.
Контингент обучающихся училища олимпийского резерва формируется из представителей детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ),
осуществляющих подготовку спортсменов массовых разрядов в соответствии со спортивной специальностью.
Институт новых образовательных технологий (ИНОТ) ведет подготовку специалистов по фундаментальным аспектам спортивной деятельности, а также специалистов, необходимых для межотраслевой интеграции спорта.
Период выхода на максимальные результаты в спорте нередко совпадает с периодом получения высшего образования. Естественно, что у спортсмена, успешно выступающего в соревнованиях, мотивированного на активное продолжение спортивной деятельности, на достижение высоких результатов, просто не хватает достаточного времени на освоение будущей профессиональной деятельности в рамках классического высшего образования очного обучения (посещения лекций, занятий и пр.). Такие студенты выпадают из общего ритма образовательного процесса, поскольку обучаются по индивидуальному графику и вынуждены пропускать значительную часть занятий. Редкое появление на занятиях и нечастые контакты с преподавателями далеко не в лучшую сторону сказываются на качестве профессиональной подготовки будущих специалистов физкультуры и спорта. Соответственно необходимы поиски способов обучения такой категории студентов.
Одной из ведущих идей нашего подхода остается убежденность в необходимости одновременной работы над системой знаний, умений и навыков и формирования личностных качеств будущего специалиста физической культуры и спорта, повороту к культуре и личности как ее творцу и субъекту, способному к культурному творческому саморазвитию. Считаем, что фокусировка лишь на достиженческих направлениях в спорте в значительной степени суживает кругозор спортсмена, приводит к однообразию поведения, аномии, затрудняет переход спортсмена из спорта высших достижений в обыденную жизнь в период окончания спортивной карьеры. В то же время, получение фундаментальных знаний о виде спорта и собственная соревновательная деятельность способствуют эффективному сохранению самобытности и индивидуальности каждого спортсмена, является благоприятным периодом качественного анализа соревновательной деятельности, позволяет применять в синтезированном и обобщенном виде результаты собственного опыта в будущей профессиональной деятельности.
Задача вузовского этапа - совершенствование профессиональной компетентности за счет обогащения всех компонентов профессиональной готовности:
- мотивационно-ценностного отношения к виду спорта и будущей профессии (развертывание установок на достижение рекордных и максимальных результатов в конкретном виде спорта);
- корректного управления рядом альтернативных мотиваций по выбору того или иного способа действия и поведения, (овладение приемами мобилизации себя на проявление максимальных усилий, ответственности за принятое решение и др.);
- разработкой содержания курсов педагогических дисциплин с учетом самопознания, развитие способности к самоанализу, построение системы жизненных и профессиональных перспектив;
- разработкой теоретических, технологических и методических основ обучения;
- накопления теоретического и практического опыта, опыта творческой деятельности.
ККПК (кратковременные курсы повышения квалификации) с точки зрения компетентностного подхода к образованию выступают как одно из средств обеспечения целостного познания мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач, развиваться.
В последние годы резко возрос интерес к проблемам профессионального развития. Это обусловлено не только извечной значимостью профессионализма и его развитием, но и специфическими закономерностями прохождения пути к высшим достижениям человека, как в рамках профессиональной жизни, так и в рамках целостности жизни, созданием исследовательских коллективов, увеличивающимся количеством диссертационных разработок, которые посвящены выявлению подобных закономерностей (О.А. Анисимов). В этом плане непрерывное образование справедливо рассматривается как один из существенных факторов, обеспечивающих достижение человеком «акме», которое отражается в социальном «значении» переподготовки и повышения квалификации.
Курсы повышения квалификации для преподавательского и тренерского состава рассматриваются нами как социально-педагогическое явление, которое выступает как процесс взаимодействия субъектов, направленный на реализацию целей обучения взрослых в системе непрерывного профессионального образования и обеспечивающий их мотивационную, содержательную и технологическую готовность к реализации образовательного процесса в своей педагогической практике. Наполнение структурных компонентов повышения квалификации определяется спецификой совершенствуемой профессионально-педагогической деятельности. При этом готовность (мотивационная, содержательная, технологическая) рассматривается как результат повышения квалификации в данной области, как длительное устойчивое образование личности, которое в свою очередь является существенным условием дальнейшего профессионального совершенствования.
Прежде всего, необходимо предполагать уровневую форму «лестницы развития» внутренних качеств человека, в том числе как специалиста, и траекторию жизни, имеющую подъемы и спады по тем или иным критериям и показателям. Подъемы демонстрируют приход к вершинам («акме»), а спады — отход от них, а также подготовку к новому подъему и достижению более высокой вершины. Обращенность на коррекцию себя как условие дальнейшего успеха в действии выступает «материей», необходимым условием саморазвития. Каждый качественный шаг в изменении себя, в развитии, каждый переход на иную ступень развитости меняет потребностные и мотивационные предпосылки организации поведения.
Происходят более или менее заметные трансформации образа жизни. При этом каждый этап обучения может выступать в качестве своеобразной «передышки», необходимой для самоопределения личности или выхода из субъективно кризисной ситуации. Задачи последипломного этапа:
- сохранение и переосмысление мотивационно-ценностного отношения к избранному виду спорта;
- корректное управление собой, выбор иного способа действия и поведения;
- переосмысление теоретического и практического опыта, получение опыта творческой деятельности.
Цель управления физкультурно-спортивной организации СУЦС «Олимп» - это создание условий для подготовки спортсменов высокой квалификации благодаря осознанному выбору эффективной стратегии, становления направлений деятельности в контексте корректировки старых и усвоение новых подходов, формирования ценностей, знаний на этапах развития.
Социальный заказ в виде требований к подготовке спортсменов высокой квалификации, способных к саморазвитию, полной самореализации своих возможностей, способных самостоятельно ориентироваться в современном сложном мире, обращен к интегральным характеристикам их личности как специалиста, включая «профессиональная компетентность в области физической культуры и спорта».
Однако современные образовательные системы подготовки в сфере физической культуры и спорта не в полной мере реализуют требования спортивной и профессиональной адаптации спортсменов. Так студенты-спортсмены в силу специфики соревновательной деятельности часто пропускают учебные занятия, учатся «урывками», что не обеспечивает их высокой мотивации к обучению в вузе. Кроме того, особенности конкретного региона со свойственными этому региону запросами рынка труда и условиями, накладываемыми рыночной экономикой, приводит к тому, что многие спортсмены уезжают в другие области или за границу. В формировании профессиональной компетентности спортсмена к доминирующей роли спортивной подготовки, которая обеспечивает в основном «двигательную компетентность» добавляется профессиональная подготовка для решения содружественных задач, добавляя к «двигательной» «знаниевую» компетентность.
Возможность получения среднего и высшего специального профессионального образования без прекращения учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях, придает уверенности спортсменам в том, что после завершения своей спортивной карьеры они принесут пользу обществу, работая в будущем по специальности «Менеджер физической культуры».
_с
Список литературы
1. Багов Р. Н. Физическая культура в системе обеспечения индивидуальной социальной защищенности / Р. Н. Багов. - Майкоп, 2000. -44 с.
2. Бауэр В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В. Г. Бауэр // Спорт для всех. -2000. - № 1.-56 с.
3. Братановский С. Н. Организационно-правовые проблемы управления физической культурой и спортом в условиях рынка / С. Н. Братановский // Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1996. — 220 с.
4. Булгакова Н. Ж. Влияние многолетней тренировки в спортивном плавании на физическое развитие школьников 11-16 лет / Н. Ж. Булгакова, И. В. Чеботарева // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - Москва: 1998. - Т. 4. - С. 152-157.
5. Вартазарова Л. С. Актуальные проблемы политики и совершенствования социальных технологий / Л. С. Вартазарова // Материалы научно-практической конференции. - Москва. - 1998. - С. 205.
6. Вернгагора Е. Е. Менеджмент / Е. Е. Венгагора. - Москва : Финансы и статистика, 1998. - 356 с.
7. Губина Е. М. Комплексная методика подготовки будущих менеджеров в вузах физической культуры на основе личностно ориентированного подхода автор дисс. канд. пед. наук.- 13.00.04.- 29 апреля 2008 г.
8. Гулидов И. Н. Педагогический контроль и его обеспечение : учебное пособие / И. Н. Гулидов. - Москва : ФОРУМ, 2005. - 240 с.
9. Исаев А. А. Спортивная политика России / А. А. Исаев. - Москва : Советский спорт. - 2002. - 512 с.
10. Литвиненко С. Н. Спорт для всех: социально-педагогические технологии / С. Н. Литвтненко. - Москва : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2005. - 368 е., ил. - ISBN 5-93512-028-3.
11. Махов, С. Ю. Проект развития национального туризма «Сокровища России» : научно-практический проект [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орел : МАБИВ, 2012. - Электр. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321201891.
12. Махов, С. Ю. Национальный социальный проект «Здоровая Нация» [Текст] / С. Ю. Махов // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по материалам II международного научного симпозиума. (24 - 25 апреля 2014г., г. Орел) / Под ред. д-ра пед. наук, профессора В. С. Макеевой. -Орел : ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Т. 1. - 2014. - С. 66 - 71. -ISBN 978-5-93932-716-9
13. Махов, С. Ю. Дистанционное электронное обучение в сфере физической культуры и спорта [Текст] / С. Ю. Махов // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики:
сборник статей по материалам II международного научного симпозиума. (24 - 25 апреля 2014г., г. Орел) / Под ред. д-ра пед. наук, профессора В. С. Макеевой. - Орел : ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Т. 2. -2014. - С. 106 - 116. - ISBN 978-5-93932-716-9.
14. Хохлов А. А. Основы социологии государственной власти и кадровой деятельности: Курс лекций. Текст. / А. А. Хохлов. - Орел : Изд. «Образование и общество», 2005. - 336 с.
__£
References
1. Bugs R. N. Physical culture in the system of social protection of the individual / R. N. Bugs. - Maikop, 2000. - 44 p.
2. Bauer V. G. The social importance of physical education and sport in modern conditions of development of Russian / V. G. Bauer // Sport for All. - 2000. - № 1.56 p.
3. Bratanovsky S. N. Organization-legal problems of management of physical culture and sports in the conditions of the market / S. N. Bratanovsky // Saratov : Publishing house Sarat. Univ. - 1996. - 220 p.
4. Bulgakov N. J. Effect of long-term training in sports swimming the physical development of schoolchildren 11-16 years / N. Z. Bulgakov, I. V. Chebotarev // Jubilee Proceedings RGAFK scientists dedicated to the 80th anniversary of the Academy. - Moscow: 1998. - T. 4. - P. 152-157.
5. Vartazarova L. S. Actual problems of improving social policy and technology / L. S. Vartazarova // Proceedings of the scientific-practical conference. - Moscow. - 1998. - P. 205.
6. Verngagora E. E. Management / E. E. Verngagora. - Moscow : Finance and statistics, 1998. - 356 p.
7. Gubin E. M. Kompleksnaya method of preparation of the future managers in high schools of physical training on the basis of personality-oriented approach author Diss. cand. ped. nauk.-13.00.04.- April 29, 2008
8. Gulidov I. N . Pedagogical control and security /1. N. Gulidov. - Moscow: FORUM, 2005. - 240 p.
9. Isaev A. A. Sport Russian policy text. /A. A. Isaev. - Moscow: Soviet Sport. -2002. - 512 p.
10. Litvinenko S. N. Sport for all: social and pedagogical technologies of text. / S. N. Litvtnenko. - Moscow : Publishing. "Theory and Practice of Physical Culture", 2005. - 368 p., il.. - ISBN 5-93512-028-3.
11. Makhov, S. Y. The Project of development of national tourism «Treasures of Russia» : research project [Electronic resource] / S. Y. Makhov. - Orel: MABIV, 2012. - Electr. opt. disk (CD-ROM). - State registration 0321201891.
12. Makhov, S. Y. National social project «Healthy Nation» [Text] / S. Y. Makhov // Physical culture, sports and tourism. Processes of integration of science and practice: collection of articles on materials of the II international scientific Symposium. (24 - 25 April 2014 Orel) / Under the editorship of Dr. Ped. Sciences, Professor V. S. Makeeva. - Orel : FGBOU VPO «State university-
UNPK», Vol. 1. - 2014. - P 66 - 71. - ISBN 978-5-93932-716-9.
13. Makhov, S. Y. E-learning in the sphere of physical culture and sports [Text] / S. Y. Makhov // Physical culture, sports and tourism. Processes of integration of science and practice: collection of articles on materials of the II international scientific Symposium. (24 - 25 April 2014 Orel) / Under the editorship of Dr. Ped. Sciences, Professor V. S. Makeeva. - Orel : FGBOU VPO «State university-UNPK», Vol. 2. - 2014. - P. 106 - 116. - ISBN 978-5-93932-716-9.
14. Khokhlov A. A. Fundamentals of sociology of the government and human resources activities: Lectures. Text. / A. A Khokhlov. - Orel Univ : "Education and Society", 2005. - 336 p.