Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "ВТОРОЙ ВОЛНЫ" В ЮЖНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В КООРДИНАТАХ "КУБС": ЭКОНОМИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "ВТОРОЙ ВОЛНЫ" В ЮЖНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В КООРДИНАТАХ "КУБС": ЭКОНОМИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ЮЖНЫЙ МАКРОРЕГИОН / ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Алла Эдуардовна, Митрофанова Инна Васильевна, Иванова Татьяна Борисовна

Введение. Исследование посвящено итогам выполнения региональных проектов субъектами ЮФО в 2019 г. в координатах КУБС - конкурентоспособность, устойчивость, безопасность, сбалансированность. Его особенность состоит в анализе взаимосвязей между достигнутым состоянием КУБС, уровнем социально-экономического развития в конкретном регионе и качеством реализации региональных проектов в контексте специфики региональной системы управления, сложившихся отношений между органами власти, хозяйствующими субъектами, институтами гражданского общества, так как наряду с качеством жизни важно достижение политической стабильности и безопасности. Методология и методы. Методология исследования базируется на системной парадигме взаимосвязи инструментов государственного регулирования регионального развития и уровнем КУБС территорий, для чего была сформирована база данных о региональной реализации национальных проектов, а для получения количественных характеристик применен интегральный балльный метод ранжирования с проведением корреляционно-регрессионного анализа. Анализ. Исследование показало: чем выше показатели КУБС, тем лучше качество выполнения региональных проектов. В свою очередь, КУБС выше у регионов, имеющих большие значения ВРП в целом и на душу населения, а также более высокие значения достигнутого уровня жизни. Результаты. Исследована зависимость между уровнем эффективности территориальных экономических систем, оцениваемым на основе показателей КУБС и качества результатов исполнения национальных проектов, позволившая определить, что чем выше уровень регионального развития, тем более полно выполняются национальные проекты. Обоснована идея, что существующая форма реализации региональных проектов становится фактором не сглаживания, а усиления территориальной дифференциации, так как регионы лучшего уровня развития и больших величин ВРП за счет региональных проектов получают дополнительный импульс дальнейших изменений. Сделан вывод об ограниченности подхода, связывающего проблемы территорий преимущественно с недостатком финансовых ресурсов, показана значительная роль в реализации национальных проектов институционального фактора регионального развития, прежде всего, риск-ориентированного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калинина Алла Эдуардовна, Митрофанова Инна Васильевна, Иванова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS OF THE “SECOND WAVE” IN THE SOUTHERN REGIONS OF RUSSIA WITHIN REFERENCE POINTS “COMPETITIVENESS, SUSTAINABILITY, SECURITY, BALANCE”: ECONOMIC AND POLITICAL ANALYSIS

Introduction. The study is devoted to the results of the implementation of regional projects by the federal entities of the Southern Federal District in 2019 within the reference points of competitiveness, sustainability, security, balance. Its peculiarity consists in the analysis of the interrelations between the achieved state ofcompetitiveness, sustainability, security, balance, the level of socio-economic development in a particular region, the quality of the implementation of regional projects in the context of the specifics of the regional management system, the existing relations between authorities, economic entities, civil society institutions. At the same time, along with the qualityoflife, it is important to achieve political stability and security. Methodology and methods. The research methodologyis based on the systemic paradigm of the relationship between the instruments of state regulation of regional development and the results of regional development within the reference points of competitiveness, sustainability, security, balance of regions, for which a databaseon the regional implementation ofnational projects was formed. In order toobtain quantitative characteristics, an integral scoring method of ranking with a correlation and regression analysis was applied. Analysis. The research showed that the higher the indicators of competitiveness, sustainability, security, balance, the better the quality of regional projects’ implementation. In turn, the reference points: competitiveness, sustainability, security, balance are higher in the regions with high values of gross regional product in general and per capita, as well as these federal entities have higher values of the achieved standard of living. Results. The correlation between efficiencylevel of territorial economic systems, assessed on the basis of indicators of competitiveness, sustainability, security, balance and the qualityof the results of national projects’ implementation was studied, which made it possible to determine that the higher the level of regional development, the better national projects are realized. The idea is justified that the existing form of regional projects’ implementation becomes a factor not smoothing, but strengthening the territorial differentiation, since regions with a better level of development and large gross regional product values due to regional projects receive an additional stimulus for further changes. The conclusion about the limited character of the approach that connects the issues of territories mainly with the lack of financial resources is made. Significant role of the institutional factor of regional development, especially risk-oriented management, in the implementation of national projects is shown.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "ВТОРОЙ ВОЛНЫ" В ЮЖНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В КООРДИНАТАХ "КУБС": ЭКОНОМИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2021.5.12

UDC 338.28 LBC 66.3(2Рос)

Submitted: 13.07.2021 Accepted: 07.08.2021

IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS OF THE "SECOND WAVE" IN THE SOUTHERN REGIONS OF RUSSIA WITHIN REFERENCE POINTS "COMPETITIVENESS, SUSTAINABILITY, SECURITY, BALANCE": ECONOMIC AND POLITICAL ANALYSIS1

Alla E. Kalinina

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Inna V. Mitrofanova

Federal Research Centre the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences,

Rostov-on-Don, Russian Federation; Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Tatiana B. Ivanova

Volgograd Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd, Russian Federation

Abstract. Introduction. The study is devoted to the results of the implementation of regional projects by the federal entities of the Southern Federal District in 2019 within the reference points of competitiveness, sustainability, security, balance. Its peculiarity consists in the analysis of the interrelations between the achieved state of competitiveness, sustainability, security, balance, the level of socio-economic development in a particular region, the quality of the implementation of regional projects in the context of the specifics of the regional management system, the existing relations between authorities, economic entities, civil society institutions. At the same time, along with the quality of life, it is important to achieve political stability and security. Methodology and methods. The research methodology is based on the systemic paradigm of the relationship between the instruments of state regulation of regional development and the results of regional development within the reference points of competitiveness, sustainability, security, balance of regions, for which a database on the regional implementation of national projects was formed. In order to obtain quantitative characteristics, an integral scoring method of ranking with a correlation and regression analysis was applied. Analysis. g The research showed that the higher the indicators of competitiveness, sustainability, security, balance, the better the ^ quality of regional projects' implementation. In turn, the reference points: competitiveness, sustainability, security, ^ balance are higher in the regions with high values of gross regional product in general and per capita, as well as these g federal entities have higher values of the achieved standard of living. Results. The correlation between efficiency level of g territorial economic systems, assessed on the basis of indicators of competitiveness, sustainability, security, balance and Jg the quality of the results of national projects' implementation was studied, which made it possible to determine that the r higher the level of regional development, the better national projects are realized. The idea is justified that the existing form of regional projects' implementation becomes a factor not smoothing, but strengthening the territorial differentiation, g since regions with a better level of development and large gross regional product values due to regional projects receive g an additional stimulus for further changes. The conclusion about the limited character of the approach that connects the issues of territories mainly with the lack of financial resources is made. Significant role of the institutional factor of regional development, especially risk-oriented management, in the implementation of national projects is shown.

Key words: regional management systems, political stability, regional asymmetry, national projects, regional . projects, competitiveness, sustainability, balance, Southern macroregion, express assessment.

<3 Citation. Kalinina A.E., Mitrofanova I.V., Ivanova T.B. Implementation of National Projects of the "Second

S Wave" in the Southern Regions of Russia Within Reference Points "Competitiveness, Sustainability, Security, Balance":

g Economic and Political Analysis. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya.

§ Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies.

@ International Relations], 2021, vol. 26, no. 5, pp. 151-166. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.202L5.12

УДК 338.28 ББК 66.3(2Рос)

Дата поступления статьи: 13.07.2021 Дата принятия статьи: 07.08.2021

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ «ВТОРОЙ ВОЛНЫ» В ЮЖНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В КООРДИНАТАХ «КУБС»: ЭКОНОМИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1

Алла Эдуардовна Калинина

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Инна Васильевна Митрофанова

Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Татьяна Борисовна Иванова

Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Исследование посвящено итогам выполнения региональных проектов субъектами ЮФО в 2019 г. в координатах КУБС - конкурентоспособность, устойчивость, безопасность, сбалансированность. Его особенность состоит в анализе взаимосвязей между достигнутым состоянием КУБС, уровнем социально-экономического развития в конкретном регионе и качеством реализации региональных проектов в контексте специфики региональной системы управления, сложившихся отношений между органами власти, хозяйствующими субъектами, институтами гражданского общества, так как наряду с качеством жизни важно достижение политической стабильности и безопасности. Методология и методы. Методология исследования базируется на системной парадигме взаимосвязи инструментов государственного регулирования регионального развития и уровнем КУБС территорий, для чего была сформирована база данных о региональной реализации национальных проектов, а для получения количественных характеристик применен интегральный балльный метод ранжирования с проведением корреляционно-регрессионного анализа. Анализ. Исследование показало: чем выше показатели КУБС, тем лучше качество выполнения региональных проектов. В свою очередь, КУБС выше у регионов, имеющих большие значения ВРП в целом и на душу населения, а также более высокие значения достигнутого уровня жизни. Результаты. Исследована зависимость между уровнем эффективности территориальных экономических систем, оцениваемым на основе показателей КУБС и качества результатов исполнения национальных проектов, позволившая определить, что чем выше уровень регионального развития, тем более полно выполняются национальные проекты. Обоснована идея, что существующая форма реализации региональных проектов становится фактором не сглаживания, а усиления территориальной дифференциации, так как регионы лучшего уровня развития и больших величин ВРП за счет региональных проектов получают дополнительный импульс дальнейших изменений. Сделан вывод об ограниченности подхода, связывающего проблемы территорий преимущественно с недостатком финансовых ресурсов, показана значительная роль в реализации национальных проектов институционального фактора регионального развития, прежде всего, риск-ориентированного менеджмента.

Ключевые слова: региональные системы управления, политическая стабильность, региональная асимметрия, национальные проекты, региональные проекты, конкурентоспособность, устойчивость, сбалансированность, Южный макрорегион, экспресс-оценка.

Цитирование. Калинина А. Э., Митрофанова И. В., Иванова Т. Б. Реализация национальных проектов «второй волны» в южных регионах России в координатах «КУБС»: экономико-политологический анализ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2021. - Т. 26, № 5. - С. 151-166. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2021.5.12

Введение. Данная статья представля- связанных с региональным развитием в коор-ет собой исследование двух активно рассмат- динатах «КУБС» и оценивающих реализацию риваемых российскими учеными проблем - региональных и национальных проектов. Пер-

вая изучается не одно десятилетие, анализируются конкурентоспособность, устойчивость, безопасность и сбалансированность (КУБС) территориального развития, обсуждаются вопросы региональной дифференциации и возможностей ее нивелирования. Изучение второй проблемы - национальных проектов имеет более короткую историю вследствие незначительного времени существования самого объекта исследования, но число статей по данному направлению исследования постоянно растет. Так, Д. Рубан указывает, что с 2018 г. подобная тематика стала освещаться и в работах, опубликованных в международных базах цитирования - Scopus и WoS [23].

Цель данной статьи - оценить влияние достигнутого состояния регионального развития в координатах КУБС на возможности регионов реализовывать национальные проекты с точки зрения устойчивости государства и дальнейшего развития федеративных отношении по линии Федеральный центр - регионы РФ. Это позволит выявить новые закономерности решения двух существенных направлений исследований российского общества, предложить меры по совершенствованию рассматриваемых процессов, оценку значимости реализации нацпроектов в регионах с точки зрения устойчивости государства, дальнейшего развития федеративных отношении по линии Федеральный центр - регионы РФ. Исследование проведено на основе статистических данных субъектов Южного федерального округа.

Как справедливо отмечает С. Панкратов, разработку и реализацию национальных проектов следует рассматривать как целенаправленную политику постепенной социализации государства с перспективой его трансформации в полноценное социальное государство. Этот процесс согласуется с признанными целями и индикаторами устойчивого развития и реализует базовые принципы Конституции РФ [17, с. 324-325].

Авторы исследования [11], отмечая такие проблемы реализации региональных проектов, как диспропорции развития, отсутствие корреляции нацпроектов и госпрограмм, предлагают продолжать исследования по их реализации, так как это позволит обеспечить горизонтальную и вертикальную согласованность различных видов российских проектов и программ между собой.

Приращение знаний в данной статье состоит в анализе вопроса, который не ставился в исследованиях ни национальных проектов, ни показателей регионального развития, а именно - как связаны между собой состояние регионов в координатах КУБС и реализация национальных и региональных проектов на их территории, то есть корреляция политического развития субъектов РФ и страны в целом с социально-экономической составляющей.

Методология исследования. Методология исследования состоит в применении интегрального балльного метода ранжирования с проведением на основе полученной базы данных корреляционно-регрессионного анализа. За основу взяты результаты исследований регионального развития волгоградской научной школы (О. Иншаков, А. Плякин, О. Ло-мовцева, М. Буянова, Е. Петрова и др.). Конкретизация примененной авторами статьи методологии состоит в следующем:

1. Проведение анализа исполнения тройственного проектного ограничения - по стоимости, срокам и качеству путем сопоставления плановых и фактических показателей региональных проектов, что связано с необходимостью формирования соответствующей базы данных.

2. Разработка экспресс-методики оценки КУБС-региона. В ее основу положено использование существующих рейтинговых оценок регионального развития:

- конкурентоспособности (Ко) - рейтинг конкурентоспособности регионов России АУ RCI (был представлен на Петербургском инвестиционном форуме) [21];

- устойчивости (Ус) - рейтинг Российского экспортного центра по объему и динамике экспорта, так как устойчивость трактуется как сопротивление внешним воздействиям, поэтому чем больше экспорт, тем большие возможности имеет регион для расширения рынков сбыта и получения добавленной стоимости [2];

- безопасности (Без) - есть разные виды безопасности - продовольственная, информационная, экологическая, но наиболее связана с местом проявления дорожная, тем более что ей посвящены и отдельные региональные проекты, поэтому для ее оценки использован рейтинг регионов по безопасности на дорогах [22];

- сбалансированности (Сбал) - ее квинтэссенцией является долговая устойчивость

регионов, рассчитываемая Министерством финансов РФ [13].

Интегральный показатель КУБС - ИОРкубс рассчитывается по формуле 1:

ИОРКУБС = ((А1 - Ко) л 2 + (А2 - Ус) л 2 + + (А3 - Без) л 2 + (А4 - Сбал) л 2) л 0,5, (1)

где А (А1, А2, А3, А4) - значения лучших показателей по рассматриваемым регионам для конкурентоспособности, устойчивости, безопасности и сбалансированности.

3. Оценка взаимосвязи между степенью исполнения региональных проектов и территориальными значениями КУБС проводится на основе корреляционного анализа.

Результаты исследования. Специфика формирования информационной базы, достаточной для исследования, определила необходимость использования данных 2019 г., так как получить их по итогам 2020 г. в необходимом объеме пока не представляется возможным. Вся последующая информация дана в оценках 2019 года.

Для анализа выполнения тройственного ограничения региональных проектов в субъектах ЮФО авторами была сформирована собственная база данных, которая позволяет сделать следующие выводы: не у всех регионов есть единая отдельная страница с перечнем региональных проектов, принятых в соответствии с национальными; однотипен перечень проектов, принятых в социальной сфере (демография, образование, здравоохранение, развитие МСП, дорожной и транспортной сфер); отличия между регионами по развиваемым направлениям связаны с созданием условий для решения производственных вопросов (производительность труда, поддержка занятости, экспорт товаров и услуг) и экологии.

Основным общедоступным документом по каждому проекту является его паспорт. Регионы разместили свои паспорта, которые в ряде случаев по результатам 2019 г. были скорректированы (например, в Ростовской области). В 2020 г. они вновь корректировались.

По отчету об исполнении региональных проектов существует два направления представления информации: описание проводимых мероприятий, итоговые характеристики выполнения отдельных проектов.

Сводным документом об исполнении национальных проектов является «Аналити-

ческий отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года» Счетной палаты РФ [1]. В нем указано, что для анализа были использованы данные ГИИС «Электронный бюджет» по отчетам о выполнении федеральных проектов отдельными территориями. Эта информация имеет закрытый доступ, поэтому можно получить только обобщенные по всем регионам сведения в приложении 7 к цитируемой записке «Информация о недостатках в рамках реализации национальных проектов (программ) и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Непосредственно к ЮФО в ней относятся позиции по следующим национальным проектам:

- «Демография»: для минимизации рисков Минспорт РФ предложил сформировать дорожную карту завершения строительства объектов спорта - «Центра водных и гребных видов спорта» по адресу: Астраханская область Приволжского района, с. Яксатово, I этап;

- «Жилье и городская среда»: не заключены соглашения с Республикой Крым, Астраханской областью о реализации регионального проекта «Жилье» сроком до 31.12.2024 г. для установления целевых и дополнительных показателей, в соответствии с паспортом указанного федерального проекта;

- «Экология»: уровень исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федерального проекта «Сохранение биоразнообразия» составил 31,2 % в связи с не завершением процедуры государственной регистрации в ЕГРЮЛ ФГБУ «Объединенная дирекция ООПТ "Заповедный Крым"» и не заключением соглашения о доведении субсидии учреждению на проведение мероприятий по внесению в ЕГРН сведений о границах ООПТ (КБК 051 0603 12Ш942200 600);

- «Культура»: в рамках федерального проекта «Культурная среда» (98,5 %) сложилась экономия средств при строительстве дворца культуры в п. Волжский Астраханской области (остаток - 8,1 млн руб.) [6].

В связи с отсутствием обобщенного отчета об исполнении национальных проектов в региональном разрезе был проведен сбор соответствующих данных по региональным сай-

там. В Краснодарском крае информацию по итогам 2019 г. предоставляет региональный портал национальных проектов [18]. Он является подробным и позволяет увидеть не только выполнение показателей национальных проектов за 2019 г., но и планы по их дальнейшим изменениям. Аккумулированная информация за 2019 г. представлена в таблице 1 (по каждому проекту приведено число показателей и характеристика их выполнения, например, для оценки выполнения проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» установлено 3 показателя и все они выполнены). Строительство объектов к ЧМ-2018, значительный туристический потенциал, особенно на фоне закрытых из-за пандемии границ, привлекательные природные условия обусловливают в край значительные миграционные потоки. Это усиливает нагрузку на инфраструктуру, и нац-проекты становятся одним из существенных инструментов, способных обеспечить политическую стабильность на территории.

Как видно из данных таблицы 1, основная часть показателей выполнена и перевыполнена. Из 137-ми показателей оказались не выполненными 19, что составляет 13,8 %, то есть выполнение более 86 %.

В Республике Адыгея на официальном сайте исполнительных органов государственной власти сформирован раздел «Национальные проекты» [14], но преимущественно на нем представлены плановые материалы - паспорта региональных проектов, отдельные сведения об объемах освоенных средств. В отчетных данных указано, что по итогам 2019 г. общее освоение средств, предусмотренных на реализацию мероприятий проекта «Спорт - норма жизни», составляет 100 %. Ранее, до 1990 г., Республика Адыгея являлась частью Краснодарского края как Адыгейская автономная область. Это влияние ощущается и сейчас, например, в схожих подходах к стратегическому планированию социально-экономического развития. Близость характеристик развития этих двух регионов приводит к тому, что политическая роль реализации нацпроектов здесь оказывается не меньше и связана, как и в Краснодарском крае, с отстаиванием интересов России в Закавказье, Среднем и Ближнем Востоке.

В Республике Калмыкия информация о выполнении отдельных показателей регио-

нальных проектов в 2019 г. не представлена, опубликованы лишь данные о том, что на 27.12.2019 г. общее исполнение нацпроектов в Республике составило 84 % [4]. Историко-политическое развитие этого региона (депортация в годы Великой Отечественной войны, передача части территорий Черных земель Астраханской области, войны политической элиты прошлых десятилетий рыночных преобразований, преобладание сельскохозяйственного производства при оттоке населения за пределы Республики) делает реализацию национальных проектов не просто важным инструментом социально-экономического развития, а возможностью сохранения территориальной целостности России при обеспечении достаточного уровня защиты ее границ.

По Республике Крым итоговые показатели по итогам года отсутствуют. В сети размещены итоги экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации национальных проектов на территории Республики Крым», в котором приводятся данные на 01.12.2019 г. [7]. Систематизированная информация на основе этого материала представлена в таблице 2.

Проблемы реализации региональных проектов связаны в Республике Крым в основном с институциональными факторами начальной стадии реализации «дорожной карты». Например, смещение сроков процедур закупки, нарушение сроков принятия документов, затраты времени на оформление отношений собственности, неучастие в подаче грантовых заявок. Всего приведена информация по 24-м региональным проектам из 5-ти национальных, принятых к реализации, то есть около 50 %, из них по 6-ти проектам указано на 100%-е исполнение бюджета. Это отражает сложности процессов воссоединения Крыма не только с политической, но и социально-экономической стороны, предполагая необходимость проведения существенной перестройки региональной системы управления в соответствии с российскими реалиями, затрагивая интересы всего гражданского общества и вызывая тем самым необходимость активного формирования инструментов, позволяющих эффективно отслеживать степень гармонизации отношений между органами власти, хозяйствующими субъектами, населением [8].

Таблица 1. Выполнение региональных проектов в Краснодарском крае в 2019 году

Table 1. Implementation of regional projects in Krasnodar Krai in 2019

Наименование проекта Показатель *

Финансовая поддержка семей при рождении детей в в в

Содействие занятости женщин (условия дошкольного образования для детей в возрасте нв пв пв в

до трех лет)

Старшее поколение пв пв пв пв нв

ЗОЖ, укрепление общественного здоровья нв нв нв нв в

Массовые спорт, спортивные объекты, спортивный резерв, спорт - норма жизни в в в в в

Оказание первичной медико-санитарной помощи в в

Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в в

Борьба с онкологическими заболеваниями в в в

Современная инфраструктура оказания медицинской помощи детям в в

Медицинские квалифицированные кадры нв нв нв

Единая государственная информационная система здравоохранения (цифровой контур) в в

Развитие экспорта медицинских услуг пв

Современная школа в в в

Успех каждого ребенка в в в пв

Социальная активность в в в пв

Цифровая образовательная среда в в в

Учитель будущего не запл.

Молодые профессионалы в в в

Поддержка семей, имеющих детей пв

Новые возможности для каждого в

Комфортная городская среда в в в в в в

Сокращение непригодного фонда пв пв

Жилье нв в

Чистая вода нв в

Сохранение лесов нв в

Дорожная сеть в в в в

Развитие дорожного хозяйства в в в

Безопасное движение пв

Информационная инфраструктура в в в в

Кадры для ЦЭ не запл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационная безопасность пв

Цифровые технологии не запл.

Цифровое госуправление и

Системные меры по повышению производительности труда в в

Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях в в в

Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда в в в в

Культурная среда в

Творческие люди пв в

Цифровая культура не запл.

Экспорт продукции АПК в в в в в в нв

Системные меры международной кооперации и экспорта не запл.

Экспорт услуг нв нв нв нв нв

Акселерация МСП в в в в нв

Популяризация МСП пв пв пв пв

Расширение доступа к финансовым ресурсам пв пв пв пв

Улучшение условий ведения МСП в в в нв

Поддержка фермеров и сельской кооперации в в в в

Примечание. Составлено по: [18]. * - буквами отмечено выполнение показателей региональных проектов, приведенных на региональном портале: пв - перевыполнено; в - выполнено; нв - недовыполнено. Количество отмеченных позиций (число сочетаний букв) показывает количество показателей, установленных по конкретному проекту, и качество их выполнения.

Таблица 2. Выполнение региональных проектов в Республике Крым (данные на 01.12.2019)

Table 2. Implementation of regional projects in Republic of Crimea (data as of December 1, 2019)

Наименование Показатель *

Содействие занятости женщин (условия дошкольного образования для детей в возрасте К

до трех лет)

Оказание первичной медико-санитарной помощи 100 % расходов

Медицинские квалифицированные кадры P, к

Единая государственная информационная система здравоохранения (цифровой контур) 100 % расходов

Социальная активность 100 % расходов

Поддержка семей, имеющих детей К

Комфортная городская среда р, к, рез

Сокращение непригодного фонда К

Чистая вода р, б, к

Сохранение лесов 100 % расходов

Сохранение уникальных водных объектов не исп.

Дорожная сеть P, к

Развитие дорожного хозяйства P, к

Безопасное движение не реал.

Информационная инфраструктура не реал.

Информационная безопасность не реал.

Цифровые технологии не реал.

Цифровое госуправление не реал.

Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях не исп.

Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда не реал.

Цифровая культура 100 % расходов

Экспорт услуг К

Промышленный экспорт не исп.

Акселерация МСП нет данных

Популяризация МСП 100 % расходов

Примечание. Составлено по: [7]. * - буквами показано выполнение показателей региональных проектов, приведенных на региональном портале: р - риски; б - бюджет; к - контрольные точки; рез - результаты.

На официальном портале органов государственной власти Правительства г. Севастополя приводится информация о национальных проектах, размещены их региональные паспорта, но реализация показана в виде новостной строки, описывающей отдельные мероприятия реализации программ, например, продолжается серия образовательных веби-наров для молодежи Севастополя [15]. Приведены лишь отчетные данные о том, что перевыполнены показатели по региональному проекту «Культура». Акцент внимания общества именно на выделенных направлениях реализации нацпроектов имеет существенную политическую подоплеку. Работа с молодежью обеспечивает формирование неприятия антироссийских санкций, патриотических чувств по отношению к России, показывает открывающиеся для них перспективы. Культурные мероприятия расширяют подобное воздействие и на другие слои населения.

На сайте Правительства Астраханской области размещены только паспорта региональных проектов. Информация об их выполнении представлена в прессе [19], из которой можно сделать вывод, что область отстает по выполнению нацпроектов по сравнению со среднероссийскими показателями (85,6 %) на 17 %, то есть выполнение составляет 68,2 % (см. табл. 3). Такой уровень реализации нацпроектов может считаться серьезной политической ошибкой в контексте динамичного взаимодействия Астраханской области, наряду с Республикой Калмыкия, прикаспийскими государствами.

Объекты, выполненные менее чем на 50 % (образование и демография), будут теперь реализовываться за счет средств собственного бюджета. Основные проблемы были связаны с невыполнением проектных и строительных работ.

Таблица 3. Показатели выполнения нацпроектов по Астраханской области и в среднем по России за 2019 г., %

Table 3. Indicators of national projects' implementation in Astrakhan region and in average in Russia for 2019, %

Название проекта % выполнения

по Астраханской области по РФ

Здравоохранение (не выполнены показатели по детской смертности, инсультам, онкологии) 95,9 96,3

Культура 89,9 98,1

Безопасные и качественные автомобильные дороги 89,9 93,8

Жилье и городская среда 84,7 92,1

Экология 57,6 61,7

Демография 49,1 94,5

Образование 44,6 88,7

Международная кооперация и экспорт 100 85,8

МСП 100 92,0

Цифровая экономика (позднее перечисление (только в ноябре) средств из федерального бюджета) 0 53,6

Примечание. Составлено по: [5; 19].

В Волгоградской области информация о реализации национальных проектов представлена материалами ГКУ ВО «Аналитический центр» [20] (см. табл. 4). Обращают на себя внимание низкие показатели выполнения проектов, связанных с цифровой экономикой, хотя цифровое госуправление, цифровая культура сами имеют политологическую окраску, то есть существует значительный потенциал роста взаимосвязей гражданского общества.

По проектам «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт» задачи на 2019 г. полностью выполнены [3]. На 96 % выполнен нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на 83 % - здравоохранение, 73 % - образование, 70 % - демография, 63 % - жилье и городская среда. Область, по предварительным итогам выполнения нацпроектов в 2019 г., смогла даже опередить ряд регионов страны [24].

На сайте Правительства Ростовской области приведены только паспорта реализуемых региональных проектов, которые были в начале 2020 г. актуализированы, дано описание, что получит от их реализации население к 2024 году. Данных об их выполнении не опубликовано. На сайте Правительства Ростовской области есть упоминания, что О. Го-

лодец отметила эффективную работу субъекта по реализации проектов «Спорт - норма жизни», а Т. Голикова - по организации первичной санитарно-медицинской помощи [16]. Такой подход показывает меньшую политическую заинтересованность, по крайней мере в 2019 г., в популяризации нацпроектов в Ростовской области по сравнению с Краснодарским краем. Это может быть связано и с особой ролью, которую город играет в ЮФО, являясь его столицей.

Анализ сформированной базы данных о реализации региональных проектов в 2019 г. показал следующее:

1. Ни один регион ЮФО в полной мере не справился с выполнением паспорта региональных проектов на 2019 г.; причинами этого стали недостаточность проработки институциональных вопросов (оформлений отношений собственности, длительные сроки проведения закупок), нехватка проектных, строительных мощностей.

2. С учетом корректировок региональных проектов по итогам 2019 г., можно говорить, что регионы, получив не соответствующие планам показатели реализации, стали их менять, изменяя сроки выполнения работ.

3. Не сложилась практика оценки выполнения проектов через проектную триаду - сроки, стоимость, результат (качество). Субъекты РФ рапортуют о своих мероприятиях бе-

Таблица 4. Выполнение ряда региональных проектов в Волгоградской области (данные на сентябрь 2019 г.)

Table 4. Implementation of a number of regional projects in Volgograd region (data as of September 2019)

Наименование проекта План Факт Доля бюджета, % *

Экология в целом 55

Чистая вода (доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %) 83,7 83,7 0

Системы обращения с ТКО 32

- ликвидация несанкционированных свалок, шт. 1 1

- доля ТБО, направленных на переработку, % 9,84 0

Сохранение лесов (отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %) 100 0 92

Чистая страна (показатели не приведены) 100

Сохранение уникальных водных объектов (протяженность расчищенных участков русел рек, тыс. м) 0 0 0

Оздоровление Волги (протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, тыс. м) 4,72 0 48

Цифровая экономика в целом 71

Информационная инфраструктура (доля муниципальных образований, имеющих возможность подключения фиксированного шлюза ШПД в Интернет, %) <64 38

Кадры для ЦЭ (количество человек, прошедших обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных сертификатов, тыс. чел.) 1,2 99

Информационная безопасность (средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак, часов) 48 — 80

Нормативное регулирование цифровой среды (показатели не приведены) 38

Цифровое госуправление (доля заявлений на предоставление услуг из числа подлежащих очередной оптимизации, определенных распоряжением Правительства РФ от 25.12.13 г. № 2516-р, поданных в электронной форме, %) 33 78

Культура в целом 6

Культурная среда (количество организаций культуры, получивших современное оборудование, ед.) 7 0 4

Творческие люди 0

Цифровая культура (количество созданных виртуальных концертных залов) 2 0 100

Примечание. Составлено по: [3; 20; 24]. * - доля бюджета - доля освоенных и законтрактованных средств в общем объеме расходов, запланированных по всем источникам финансирования, - не выполнено, прочерк - не запланировано или нет данных.

зотносительно к тому, как они соотносятся с паспортами региональных проектов. Упор при оценке делается на объем освоенных средств. Именно эти цифры были использованы и Счетной палатой РФ как характеристика уровня выполнения проектов. В определенной степени это оправдано - если финансовые ресурсы освоены, то с большой вероятностью можно считать, что получены запланированные результаты и в физическом плане.

4. На уровне плановых показателей (ин-фографика, паспорта проектов, информация по

выполнению отдельных мероприятий, участие в совещаниях, конференциях) данные по проектам доступны по всем регионам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Характеристика выполнения проектов среди регионов ЮФО наиболее качественно осуществляется в Краснодарском крае.

6. Наибольшее число негативной информации о выполнении региональных проектов опубликовано по Астраханской области и Республике Крым.

7. По Волгоградской области можно через анализ презентаций органов исполнитель-

ной власти провести анализ выполнения отдельных показателей проектов, из которого вытекает, что, как и по другим регионам, не все оказалось выполнено.

8. Материалы Республик Калмыкия и Адыгея, Ростовской области лаконичны, но создают впечатление о проведении работы по выполнению региональных проектов на достаточно высоком уровне, превышающем результаты по Астраханской области и Республике Крым.

9. Информация по г. Севастополю настолько ограничена и не обобщена, что оценить реализацию в нем региональных проектов чрезвычайно сложно - судя по сведениям по отдельным мероприятиям, процесс идет, но насколько он соответствует плану сказать сложно.

В целом ни один из южных регионов по итогам 2019 г. не показал 100%-го выполнения плановых значений. Обобщенная оценка выполнения региональных проектов по

субъектам ЮФО в 2019 г. приведена в таблице 7 [9; 10; 12].

Агрегированные данные по рейтингам, отражающим конкурентоспособность, устойчивость, безопасность и стабильность регионального развития, представлены в таблице 5.

В таблице 6 приведены расчеты корреляции между показателями КУБС, если отдельные составляющие измерять по месту региона в общероссийском рейтинге. Данные таблицы 6 показывают, что наибольшее значение коэффициента корреляции между конкурентоспособностью и устойчивостью региона. Несколько ниже, но тоже достаточно высок, между безопасностью и сбалансированностью. Между остальными параметрами взаимосвязь менее 0,5, то есть связь чрезвычайно низкая. То есть взаимообусловливают друг друга две пары показателей КУБС: 1) региональные конкурентоспособность и устойчивость; 2) безопасность и сбалансированность. Первая отражает динамику региональ-

Таблица 5. Рейтинги регионов ЮФО в координатах КУБС

Table 5. Ranking of the regions of the Southern Federal District within the reference points of competitiveness, sustainability, security, balance

Наименование КК * РА * РК * Крым * Сев * АО * ВО * РО *

Конкурентоспособность, 2019

Место среди регионов РФ 5 77 83 70 81 45 28 9

Баллы 3,42 0,63 0,28 0,84 0,31 1,52 2,18 2,96

Устойчивость, 2019

Место по РФ, 2019 10 77 80 74 82 56 32 14

Прирост за январь - февраль -13,41 -39,62 32,28 133,39 66,4 12,93 -16,8 -20,0

2020 г., %

Безопасность, 2019

Место среди регионов РФ (с насе- 57 16 63 70 67 61 15 5

лением более 1 млн чел.)

Количество ДТП с пострадавшими на 100 тыс. автомобилей 357 212 384 408 399 373 212 183

Изменение количества ДТП с по- 5,0 -6,4 -5,9 -7,2 14,4 6,4 2,8 -21,9

страдавшими по сравнению с 2018 г., %

Число пострадавших (погибших и 185 159 275 145 177 177 152 102

раненых) на 100 тыс. чел. в 2019 г.

Число погибших на 1 000 постра- 90 123 107 101 23 47 75 103

давших в 2019 г.

Сбалансированность, 2018

Место среди регионов РФ 24 7 47 81 49 51 30 14

Баллы 93,68 97,16 88,97 84,65 88,82 88,23 91,60 95,33

Группа долговой устойчивости 1 1 2 2 2 2 2 1

Примечание. Составлено по: [2; 13; 21; 22]. * - условные обозначения: КК - Краснодарский край; Крым - Республика Крым; РА - Республика Адыгея; РК - Республика Калмыкия; Сев - г. Севастополь; АО -Астраханская область; ВО - Волгоградская область; РО - Ростовская область.

Таблица 6. Коэффициенты корреляции между рейтингами регионов по показателям КУБС

Table 6. Correlation coefficients between the ratings of the regions according to indicators of competitiveness, sustainability, security, balance

Показатели Ко Ус Без

Ко - 0,99 0,43

Ус 0,99 - 0,46

Без 0,43 0,46 -

Сбал 0,44 0,49 0,79

Примечание. Рассчитано авторами.

ного развития - быть более привлекательной территорией по сравнению с иными. Вторая -статику - поддерживать установившиеся пропорции и за счет этого стабильность развития.

Результаты расчета интегрального показателя КУБС - ИОРкубс, исходя из лучших значений показателей А1, А2, А3, А4, получены по формуле (2) и приведены в таблице 7:

ИОРкубс = ((5 - Ко) Л 2 + (10 - Ус) л 2 + + (5 - Без) л 2 + (7 - Сбал) л 2) л 0,5. (2)

По величине баллов резко выделяется незначительной величиной показателя ИОРкубс Ростовская область, являющаяся регионом - лидером. Во вторую группу по схожести полученного показателя входят Вол-

гоградская область и Краснодарский край, третья группа - Астраханская область и Республика Адыгея, последняя, четвертая -Республика Калмыкия, Республика Крым, г. Севастополь. Разрыв между 1-й и 4-й группой (по наибольшим показателям) составляет 14,9 раза.

В целом очевиден следующий вывод: чем выше показатели КУБС, тем лучше качество выполнения региональных проектов. Это означает, что регионы лучшего уровня развития за счет региональных проектов получают дополнительный импульс дальнейших изменений; эффект от реализации региональных проектов получают все территории, но его величина зависит от качества территориального менеджмента, что может при-

Таблица 7. Результаты расчета интегральной оценки регионов в показателях КУБС и оценки исполнения региональных проектов по сравнению с плановыми показателями, упорядоченные по снижению качества результата

Table 7. Calculation results of integral assessment of regions within the reference points of competitiveness, sustainability, security, balance and implementation assessment of regional projects in comparison with planned indicators, arranged by the decrease in the quality of results

Регион Баллы Рейтинг Оценка выполнения региональных проектов за 2019 г.

Ростовская область 9,0 1 Негативная информация отсутствует, обобщенные данные не опубликованы

Волгоградская область 40,5 2 Большая часть показателей выполнена

Краснодарский край 54,7 3 Большая часть показателей выполнена

Республика Адыгея 99,0 5 Негативная информация отсутствует, обобщенные данные не опубликованы

Астраханская область 93,7 4 Выполнение 68,2 %

Республика Калмыкия 126,3 6 Выполнение 84 %

г. Севастополь 128,7 7 Негативная информация отсутствует, обобщенные данные не опубликованы

Республика Крым 134,2 8 Не реализуется 9 программ, по 6 расходы выполнены на 100 %

Примечание. Рассчитано авторами.

водить к наращиванию уже существующей дифференциации.

В свою очередь, КУБС выше у регионов, имеющих большие значения ВРП как в целом, так и на душу населения, более высокие значения достигнутого уровня жизни.

Выводы. Разработка и реализация национальных и региональных проектов являются в целом эффективным инструментом перехода от управления расходами к управлению результатами, который был встроен в принятую ранее систему государственных программ, обеспечивая их расширение и в ряде случаев новое прочтение. Тем не менее пока еще не достигнуто использование их потенциала в полном объеме, что связано с недостаточным качеством принимаемых нормативно-правовых актов и подготовкой проектов, невысоким доверием населения к информации о нацпроектах, отставанием фактических результатов от плановых показателей, отсутствием системы мониторинга выполнения проектов, доступной бизнесу и гражданскому обществу, низкой преемственностью принимаемых решений. Сформированная авторами база данных о результатах исполнения региональных проектов по итогам 2019 г. показала, что сформулированные в научной литературе проблемы планирования региональных проектов проявляются и при подведении итогов их выполнения. Фактически в открытом доступе слабо представлена оценка проектной триады - сроков, стоимости, результата (качества). В большинстве регионов ЮФО (исключение составляет Краснодарский край) отсутствует системное изложение достигнутых фактических значений, что не позволяет осуществлять общественный контроль за их реализацией. Чем больше отставание фактических результатов от плановых, что определялось по общим опубликованным в печати сведениям о результатах реализации проектов, тем более ограниченной является опубликованная по ним информация. Вместо обобщающих показателей исполнения того или иного регионального проекта преобладают сведения о выполнении отдельных мероприятий, как правило, вырванных из общего контекста реализации регионального проекта.

Проведенная экспресс-оценка КУБС на основании существующих в научной литерату-

ре рейтингов конкурентоспособности, устойчивости, безопасности и сбалансированности подтвердила гипотезу, что существующая форма реализации региональных проектов становится фактором не сглаживания, а усиления территориальной дифференциации, так как регионы лучшего уровня развития, больших величин ВРП за счет региональных проектов получают дополнительный импульс дальнейших изменений. И хотя эффект от реализации региональных проектов получают все территории, но его величина зависит от качества территориального менеджмента, что может приводить к наращиванию уже существующей дифференциации.

Решению таких проблем будет способствовать риск-ориентированный мониторинг -усиление контроля за реализацией региональных проектов в регионах с низким развитием показателей КУБС. В рамках этого вывода выглядит логичным принятое в Правительстве РФ решение о назначении вице-премьеров кураторами социально-экономического развития конкретных округов, в том числе дальнейшей реализации национальных проектов. Конкретные результаты введения данной меры еще предстоит исследовать, но сам этот факт изменения конфигурации управления, усиления ответственности Федерального центра за улучшение как качества жизни, так и обусловленной им политической стабильности в отдельных регионах позволяет говорить о высокой степени заинтересованности и готовности принять все возможные меры для достижения запланированных результатов.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Публикация подготовлена в рамках реализации Государственного задания Южного научного центра РАН, № государственной регистрации проекта АААА-А19-119011190184-2.

The publication was prepared as part of the implementation of the State Assignment of the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, No. of state registration of the project AAAA-A19-119011190184-2.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государствен-

ных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://audit.gov.ru/promo/ analytical-report-federal-budget-2019-4/index.html (дата обращения: 15.03.2020). - Загл. с экрана.

2. АО «Российский экспортный центр». -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.exportcenter.ru/ (дата обращения: 20.04.2020). -Загл. с экрана.

3. В Волгоградской области подведены итоги года по проектам развития МСП, 2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://riac34.ru/ news/110908/ (дата обращения: 22.02.2021). - Загл. с экрана.

4. В Калмыкии подведены предварительные итоги реализации нацроектов, 2019. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mk-kalm. ru/politics/2019/12/30/v-kalmykii-podvedeny-predvaritelnye-itogi-realizacii-nacproektov. html (дата обращения: 21.06.2020). - Загл. с экрана.

5. Губернатор с сожалением подвел итоги реализации нацпроекгов в Астраханской области, 2020. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ast-news.ru/node/gubernator-s-sozhaleniem-podvel-itogi-realizatsii-natsproektov-v-astrakhanskoy-oblasti/ (дата обращения: 19.03.2021). - Загл. с экрана.

6. Единый портал бюджетной системы РФ в разделе «Бюджет. Расходы. Оперативное исполнение бюджета по расходам», 2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://budget.gov.ru/ epbs/faces/p/Бюджет/Расходы/Оперативное%20 исполнение%20бюджета%20по%20расходам?_ adf.ctrl-state=laq5fuyfw_4&regionId=45 (дата обращения: 20.04.2021). - Загл. с экрана.

7. Информация об основных итогах эксперт-но-аналитического мероприятия, 2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://sp-rc.ru/wp-content/uploads/2020/01/ЭАМ-! .pdf (дата обращения: 12.04.2021) - Загл. с экрана.

8. Кирсанова, Е. Г. Воссоединение Крыма с Россией в контексте тенденций и противоречий развития современного политического процесса / Е. Г. Кирсанова, С. А. Панкратов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2016. - Т. 21, № 6. - С. 76-82. - DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.6.8.

9. Митрофанова, И. В. Приоритетные национальные проекты как инструмент социально-экономической и политической модернизации старопромышленных регионов Юга России / И. В. Митрофанова, О. А. Чернова, О. Ю. Патракеева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2020. - Т. 25, № 5. - С. 213233. - DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.5.17.

10. Митрофанова, И. В. Национальные проекты России: дайджест изменений, ожидаемых с 2021 года / И. В. Митрофанова, К. Г. Юрченко // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2021. - Т. 23, № 1. - С. 6-26. -DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2021.1.1.

11. Национальные проекты 2019-2024 гг.: анализ и ключевые риски их реализации. Экономический блок : науч.-аналит. изд. / кол. авт.; под науч. рук. В. А. Ильина, Т. В. Усковой. - Вологда : ВолНЦ РАН, 2019. - 93 с.

12. Национальные проекты: открытость власти и информированность общества : аналит. докл. Центра полит. технологий. 11.10.2019. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://politcom.ru/ 23582.html (дата обращения: 12.02.2021). - Загл. с экрана.

13. Открытое Правительство Новосибирской области, 2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://openbudget. mfnso.ru/novosibirskaya-oblast-i-regioni-rossii/stranitsa-rejting-sub-ektov-rf-po-rezultatam-otsenki-kachestva-upravleniya-finansami (дата обращения: 12.04.2021). - Загл. с экрана.

14. Официальный сайт органов исполнительной власти Республики Адыгея, 2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. adygheya.ru/prioritetnye-natsionalnye-proekty-v-respublike-adygeya/ (дата обращения: 21.04.2021). -Загл. с экрана.

15. Официальный портал органов государственной власти Правительства Севастополя, 2020. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// sev.gov.ru/goverment/national-projects/ (дата обращения: 11.04.2021). - Загл. с экрана.

16. Официальный портал Правительства Ростовской области, 2020. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.donland.ru/activity/2505/ (дата обращения: 22.04.2021). - Загл. с экрана.

17. Панкратов, С. А. Политическая модернизация России в контексте устойчивого развития (теоретический аспект) : дис. ... д-ра полит. наук / Панкратов Сергей Анатольевич. - Волгоград, 2006. -395 с.

18. Портал национальных проектов Краснодарского края, 2020. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://np.krasnodar.ru/ (дата обращения: 20.04.2021). - Загл. с экрана.

19. Реализация нацпроектов в Астраханской области (от 24.01.2020). - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://punkt-a.info/news/glavnoe/ realizatsiya-natsproe ktov-v-astrakhanskoy-oblasti-chto-sdelano-a-chto-provaleno (дата обращения: 01.04.2021). - Загл. с экрана.

20. Реализация национальных проектов Волгоградской области, 2019. Цели и основные результаты. Сентябрь 2019 года. - Электрон. текстовые дан. -

Режим доступа: http://www.volgograd.ru/vo-project/ biblioteka/ !2019_Реализация%20НП%20в%20Вол-гоградской%20области,0сновные%20 цели%20и %20результаты%20на%202019.pdf (дата обращения:

12.12.2020). - Загл. с экрана.

21. Рейтинг конкурентоспособности регионов России AV RCI, 2019. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://lc-av.ru/wp-content/uploads/ 2019/11/AV_RCI_2019_beta.pdf (дата обращения:

25.04.2021). - Загл. с экрана.

22. Рейтинг российских регионов по аварийности на дорогах, 2020. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://ria.ru/20200224/1564977090. html (дата обращения: 20.04.2021). - Загл. с экрана.

23. Рубан, Д. А. Национальные проекты России как объект международных научных исследований / Д. А. Рубан // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2020. - J№ 2. - С. 50-53.

24. Удачи и неудачи в продвижении национальных проектов в 2019 году, 2020 // Портал «Новости Волгограда. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://novostivolgograda.ru/article/ general/10-01-2020/udachi-i-neudachi-v-prodvizhenii-natsionalnyh-proektov-v-2019-godu) (дата обращения: 22.04.2021). - Загл. с экрана.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Analiticheskiy otchet o khode ispolneniya federal 'nogo byudzheta i byudzhetov gosudarstvennykh vnebyudzhetnykh fondov Rossiyskoy Federatsii za yanvar' - dekabr' 2019 goda [Analytical Report on the Implementation of the Federal Budget and the Budgets of State Extra-Budgetary Funds of the Russian Federation for January-December 2019]. URL: http://audit.gov.ru/ promo/analytical-report-federal-budget-2019-4/ index.html (accessed 15 March 2020).

2. AO «Rossiyskiyeksportnyy tsentr» [JSC Russian Export Center]. URL: http://www.exportcenter.ru (accessed 20 April 2020).

3. V Volgogradskoy oblasti podvedeny itogi goda po proyektam razvitiya MSP, 2020 [In the Volgograd Region, the Results of the Year on Projects for the Development of SMEs are in]. URL: http:// riac34.ru/news/110908 (accessed 22 February 2021).

4. V Kalmykii podvedenypredvaritel 'nyye itogi realizatsii natsroyektov, 2019 [In Kalmykia, the Preliminary Results of the Implementation of National Projects Have Been Summed up]. URL: http://www.mk-kalm. ru/politics/2019/12/30/v-kalmykii-podvedeny-predvaritelnye-itogi-realizacii-nacproektov.html (accessed 21 June 2020).

5. Gubernator s sozhaleniyem podvel itogi realizatsii natsproyektov v Astrakhanskoy oblasti,

2020 [The Governor Summed up the Results of the Implementation of National Projects in the Astrakhan Region with Regret]. URL: http://ast-news.ru/node/ gubernator-s-sozhaleniem-podvel-itogi-realizatsii-natsproektov-v-astrakhanskoy-oblasti (accessed 19 March 2021).

6. Yedinyy portal byudzhetnoy sistemy RF v razdele «Byudzhet. Raskhody. Operativnoye ispolneniye byudzheta po raskhodam», 2020 [The Unified Portal of the Budgetary System of the Russian Federation in the Section "Budget. Costs. Operational Execution of the Budget for Expenditures"]. URL: http://budget. gov. ru/epbs/faces/p/Budget/Expenses/ 0perational%20execution%20budget%20% 20expenses?_adf.ctrl-state=laq5fuyfw_4&regionId=45 (accessed 20 April 2021).

7. Informatsiya ob osnovnykh itogakh ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya, 2020 [Information About the Main Results of the Expert-Analytical Event]. URL: http://sp-rc.ru/wp-content/ uploads/2020/01^AM- 1.pdf (accessed 12 April 2021).

8. Kirsanova E.G., Pankratov S.A. Vossoyedineniye Kryma s Rossiyey v kontekste tendentsiy i protivorechiy razvitiya sovremennogo politicheskogo protsessa [Reunion of Crimea and Russia in the Context of Trends and Contradictions of Contemporary Policy-Making]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2016, vol. 21, no. 6, pp. 76-82. DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2016.6.8.

9. Mitrofanova I.V., Chernova O.A., Patrakeeva O.Yu. Prioritetnyye natsional'nyye proyekty kak instrument sotsial'no-ekonomicheskoy i politicheskoy modernizatsii staropromyshlennykh regionov Yuga Rossii [Priority National Projects as a Tool of Social, Economic and Political Modernization of Old Industrial Regions of the South of Russia]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2020, vol. 25, no. 5, pp. 213-233. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.5.17.

10. Mitrofanova I.V., Yurchenko K.G. Nacional'nye proekty Rossii: dajdzhest izmenenij, ozhidaemyh s 2021 goda [National Projects of Russia: A Digest of Changes Expected from 2021]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University. Economics], 2021, vol. 23, no. 1, pp. 6-26. DOI: https:// doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2021.1.1.

11. Il'in V.A., Uskova T.V., eds. Natsional'nye proekty 2019-2024 gg.: analiz i klyuchevye riski ikh realizatsii. Ekonomicheskii blok: nauch.-analit. izd.

[National Projects 2019-2024: Analysis and Key Risks of Their Implementation. Economic Block. Scientific and Analytical Edition]. Vologda, VolNTs RAN, 2019. 93 p.

12. Natsional'nye proekty: otkrytost' vlasti i informirovannost' obshchestva: analit. dokl. Tsentra polit. tekhnologii. 11.10.2019 [National Projects: Government Openness and Public Awareness. Analytical Report of the Center for Political Technologies. October 11, 2019]. URL: http:// politcom.ru/23582.html (accessed 12 February 2021).

13. Otkrytoye Pravitel'stvo Novosibirskoy oblasti, 2020 [Open Government of Novosibirsk Region, 2020]. URL: http://openbudget.mfnso.ru/ novosibirskaya-oblast-i-regioni-rossii/stranitsa-rejting-sub-ektov-rf-po-rezultatam-otsenki-kachestva-upravleniya-finansami (accessed 12 April 2021).

14. Ofitsial 'nyy sayt organov ispolnitel 'noy vlasti Respubliki Adygeya, 2020 [Official Website of the Executive Authorities of the Republic of Adygea]. URL: http://www. adygheya. ru/prioritetnye-natsionalnye-proekty-v-respublike-adygeya (accessed 21 April 2021).

15. Ofitsial 'nyy portal organov gosudarstvennoy vlasti Pravitel 'stva Sevastopolya, 2020 [The Official Portal of the Government Bodies of the Government of Sevastopol]. URL: http://sev.gov.ru/ goverment/national-projects (accessed 11 April 2021).

16. Ofitsial 'nyy portal Pravitel 'stva Rostovskoy oblasti, 2020 [Official Portal of the Government of Rostov Region]. URL: http://www.donland.ru/activity/ 2505 (accessed 22 April 2021).

17. Pankratov S.A. Politicheskaya modernizatsiya Rossii v kontekste ustoychivogo razvitiya (teoreticheskiy aspekt): dis. ... d-rapolit. nauk[Political Modernization of Russia in the Context of Sustainable Development (Theoretical Aspect). Dr. polit. sci. dis.]. Volgograd, 2006. 395 p.

18. Portal natsional 'nykh proyektov Krasnodarskogo kraya, 2020 [Portal of National Projects of the Krasnodar Territory]. URL: https:// np.krasnodar.ru (accessed 20 April 2021).

19. Realizatsiya natsproyektov v Astrakhanskoy oblasti (ot 24.01.2020) [Implementation of National Projects in Astrakhan Region (As of January 24, 2020)]. URL: http://punkt-a.info/news/glavnoe/realizatsiya-natsproe ktov-v-astrakhanskoy-oblasti-chto-sdelano-a-chto-provaleno (accessed 1 April 2021).

20. Realizatsiya natsional'nykh proyektov Volgogradskoy oblasti, 2019. Tseli i osnovnyye rezul'taty. Sentyabr'2019 goda [Implementation of National Projects of Volgograd region, 2019. Objectives and Main Results. September 2019]. URL: http:// www.volgograd.ru/vo-project/biblioteka/!2019_ Realization of% 20NP% 20 in% 20 of the Volgograd Region, Main% 20 goals% 20 and% 20 results0/« 20 for %202019.pdf (accessed 12 December 2020).

21. Reiting konkurentosposobnosti regionov Rossii AVRCI, 2019 [AV RCI Regional Competitiveness Rating]. URL: http://lc-av.ru/wp-content/uploads/ 2019/11 /AV_RCI_2019_beta.pdf (accessed 25 April 2021).

22. Reiting rossiiskikh regionov po avariinosti na dorogakh, 2020 [The Rating of Russian Regions According to the Accident Rate on the Roads]. URL: https://ria.ru/20200224/1564977090.html (accessed 25 April 2021).

23. Ruban D.A. Nacional'nye proekty Rossii kak obyekt mezhdunarodnyh nauchnyh issledovanij [National Projects of Russia As an Object of International Scientific Research]. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki [Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics], 2020, no. 2, pp. 50-53.

24. Udachi i neudachi v prodvizhenii natsional'nykh proyektov v 2019 godu, 2020 [Luck and Failure in Promoting National Projects in 2019, 2020]. Portal «Novosti Volgograda» [Portal "News of Volgograd"]. URL: http://novostivolgograda.ru/ article/general/10-01-2020/udachi-i-neudachi-v-prodvizhenii-natsionalnyh-proektov-v-2019-godu (accessed 22 April 2021).

Information About the Authors

Alla E. Kalinina, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Rector, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, rector@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-1354-2015

Inna V. Mitrofanova, Doctor of Sciences (Economics), Chief Researcher, Laboratory of Regional Economics, Federal Research Centre the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Chekhova St, 41, 344006 Rostov-on-Don, Russian Federation; Professor, Department of Economic Theory, World and Regional Economy, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, mitrofanova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1685-250X

Tatiana B. Ivanova, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of Public Administration and Management, Volgograd Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Gagarina St, 8, 400066 Volgograd, Russian Federation, nika20021960@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-1103-8210

Информация об авторах

Алла Эдуардовна Калинина, доктор экономических наук, профессор, ректор, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, rector@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-1354-2015

Инна Васильевна Митрофанова, доктор экономических наук, главный научный сотрудник, лаборатория региональной экономики, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН, просп. Чехова, 41, 344006 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; профессор кафедры экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, mitrofanova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1685-250X

Татьяна Борисовна Иванова, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ул. Гагарина, 8, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация, nika20021960@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-1103-8210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.