Научная статья на тему 'Реализация национального проекта «Развитие АПК» как фактор преодоления кризисного состояния отрасли'

Реализация национального проекта «Развитие АПК» как фактор преодоления кризисного состояния отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
127
13
Поделиться

Текст научной работы на тему «Реализация национального проекта «Развитие АПК» как фактор преодоления кризисного состояния отрасли»

познания носителем языка, а процесс категоризации рассматривается как способ упорядочивания информации о воспринимаемых объектах.

Таким образом, библиотека рассматривается нами как знаковый феномен континуума культуры и как коммуникативно-когнитивно-социокультурный институт. Библиотека - это место циркуляции, в которой библиотекарь и читатель соединены в едином коммуникативном пространстве. Библиотеку следует также рассматривать и как дисциплинарное пространство,

т. е. место, в котором существует особый порядок, вырабатываются правила, способствующие умению читать и мыслить, складывается специфический библиотечный этнос, в основе которого лежит уважение к книге.

список литературы

1. Суконкина О. Н. Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации: Автореферат дисс... канд. культуролог. наук. Саранск, 2006. С. 8.

экономические науки

УДК 333.013.6

реализация национального проекта «развитие апк» как фактор преодоления кризисного состояния отрасли

В. Е. АФОНИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра финансов, налогообложения и бухгалтерского учета

От агропромышленного комплекса, являющегося реальной составляющей национальной экономики, зависит не только продовольственная безопасность страны, но и ее экономическая безопасность в целом. Но сельскохозяйственное производство капиталоемкое, а фондоотдача в силу биологической природы производства, территориальной разбросанности, зависимости от погодных условий - низкая. Поэтому сельскохозяйственное производство не может успешно функционировать без постоянной финансовой и кредитной поддержки государства.

Не случайно высокоразвитые страны тратят на поддержку сельских товаропроизводителей значительные финансовые ресурсы. Так, например, в США размер трансфертов сельскому хозяйству составлял 94 млрд долл., в Японии - 89 млрд долл., в Европейском Союзе - 134 млрд долл. [4].

В нашей стране аграрный сектор экономики с большими трудностями преодолевает последствия аграрного кризиса. Наряду с положительными тенденциями - сохранение в течение последних семи лет положительной динамики в развитии агропромышленного комплекса (по данным Росстата в 2005 г. общий объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий вырос на 2%) - положение стабилизировалось только в свиноводстве и птицеводстве. А по сравнению с 2004 г. поголовье крупного скота уменьшилось на 6,1 %, свиней - на 1,2%, птицы -на 1,7 %. В растениеводстве положительные тенденции произошли лишь за счет увеличения производства семян подсолнечника - на 33 %, а также картофеля и овощей - на 4 % [3].

Следовательно, в развитии сельского хозяйства сохраняются системные проблемы. Происходит отста-

вание темпов развития сельского хозяйства от общих темпов роста экономики страны в целом. Так, производство сельскохозяйственной продукции в 2005 г. составляло лишь 73 % уровня 1990 г. и 86 % уровня 1980 г. Подобная ситуация наблюдается и по производству мяса на душу населения. В 2005 г. в России было произведено 34 кг, в то время как в мире в 2004 г. -41 кг, а в США - 132 кг [8].

Растут тарифы на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, потребляемые сельскохозяйственными товаропроизводителями. Не снижается, а, наоборот, усиливается неэквивалентный обмен между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством при усугублении диспаритета цен не в пользу сельского хозяйства, что подтверждается данными таблицы.

Данные таблицы подтверждают, что в целом цены на ресурсы и услуги для села, а также на продовольственные товары изменились значительнее по сравнению с заготовительными ценами на закупаемую сельскохозяйственную продукцию. Следовательно, сельские товаропроизводители оказались под давлением двух монополистов-смежников - поставляющих селу средства производства и услуги и использующих произведенную крестьянами продукцию. В результате неэквивалентного обмена резко снижается доля доходов сельского хозяйства в конечной розничной цене продовольственных товаров.

Снижается также уровень технической оснащенности сельского хозяйства. Доля инвестиций в основной капитал составляет всего 4 % от общего объема инвестиций в экономику. Это в 4,5 раза меньше по сравнению с 1991 г. и недостаточно для устойчивого развития отрасли.

таблица

рост диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и смежных сфер Апк

в годы реформ (в разах) [2]

1990 г. 1998 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

1. Индекс цен на ресурсы и услуги для села 1,0 9,7 36,5 48,8 64,4

2. Индекс заготовительных цен на продукцию сельского хозяйства 1,0 2,2 8,5 10,0 10,3

3. Индекс потребительских цен на продовольственные товары 1,0 9,9 22,7 27,9 30,6

Соотношение индексов цен:

на ресурсы для села и заготовительных (1:2) потребительских и заготовительных (3:2) 1,0 1,0 4.4 4.5 4,3 2,7 4,9 2,8 6,3 3,0

динамики удельного веса заготовительной цены в конечной потребительской цене (2:3) 1,0 0,22 0,37 0,36 0,34

Импортная продукция теснит отечественного товаропроизводителя. В 2005 г. в Россию импортировано важнейших продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 18 % больше, чем в предыдущем году, на сумму 16,5 млрд. долл. [3] Эти факторы оказывают негативное влияние на ситуацию в аграрном секторе страны.

Следует отметить, что основная отрасль АПК -сельское хозяйство - является системообразующей отраслью в экономике и социальной жизни общества. Ее функционирование обеспечивает не менее шести рабочих мест в других сферах экономики. В то же время около 50 % сельского населения находится за чертой бедности. В 2005 г. средняя зарплата в АПк составила всего лишь 3576 руб. (43 % от общероссийского уровня). Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве составляет 6,7 млн человек, что соответствует уровню занятости сельского населения (в трудоспособном возрасте) лишь на 68 %. [1]

Поэтому приоритетный национальный проект «Развитие АПК» с главной его целью - повышение качества жизни селян - является одной из главных задач настоящего времени. Что касается программ, то следует отметить, что в стране при формировании новой системы планирования особое место стали отводить государственным целевым программам как инструменту решения сложнейших проблем общества. В процессе их разработки и реализации учитываются взаимосвязи и взаимодействие участников, обеспечивается взаимоувязка социальных и экономических параметров функционирования регионов и центра.

Термин «программа» употребляется не реже термина «план», но, несмотря на выпуск в большом количестве программной документации на всех уровнях, эффект от реализации программных документов зачастую минимален. Достижение результативности от реализации программно-целевого метода в отечественной практике сдерживается рядом нерешенных проблем экономического, правового, организационного и социального характера.

интенсивный и по большей части бессистемный рост числа федеральных целевых программ всех направлений начался после принятия закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», а также «Порядка

разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ». При этом игнорирование экономических условий привело к низкой эффективности целевых программ. К тому же рост их количества оказал отрицательное влияние на качество исполнения каждой из программ в отдельности.

К тому же их финансирование происходило не в полном объеме. Например, в 2000 г. для финансирования всех заявленных программ требовалось более 500 млрд руб. из средств федерального бюджета, а фактический объем финансирования составил 50,5 млрд руб. Проверка, проведенная Счетной палатой в конце 2005 г. Показала, что только 30 программ из 54 были профинансированы в полном объеме. [5]

На начало 2006 г. в стране функционировало 53 федеральные целевые программы (с учетом подпрограмм - 137). На финансирование мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами «Повышение плодородия почв» и «Социальное развитие села» было направлено около 5 млрд руб.

Принятый недавно приоритетный национальный проект «Развитие АПК» рассчитан на два года. Реализация данного проекта основывается на трех основных направлениях: ускоренное развитие животноводства, стимулирование становления малых форм хозяйствования и обеспечение жильем молодых специалистов на селе.

Пример стран с развитой экономикой констатирует, что на долю животноводства приходится большая часть сельскохозяйственного производства. Так, в Германии на долю животноводства приходится 52 %. В России этот показатель составил 45 %, что ниже соответствующего показателя 1991 г. на 15 %.

Следует отметить, что снижение производственных показателей животноводства, а также покупательной способности населения вследствие низких доходов приводит к снижению уровня потребления продовольствия жителями и замене наиболее ценных продуктов питания на биологически менее ценные (хлеб, картофель и др.). Например, потребление мяса на душу населения в России составляет 53 кг (по рекомендуемой норме - 78 кг), а в экономически развитых странах - 80-100 кг. Энергетическая ценность пищевого рациона в 2004 г. равнялась 2458 ккал/сутки

при рациональной норме 2950 ккал, в то время как в развитых странах она составляет 3428 ккал/сутки. Поэтому России необходимо, во-первых, повышать покупательную способность населения, во-вторых, ориентировать бизнес относительно перспектив развития данного сектора экономики.

Вследствие этого первым мероприятием в плане реализации проекта определены меры по расширению доступности кредитных ресурсов для ускоренного развития животноводства. Это решается созданием условий для выдачи долгосрочных кредитов на льготных условиях. Процентная ставка по кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, будет на две трети субсидироваться из бюджета. На реализацию данного мероприятия предполагается выделить из средств федерального бюджета 6 млрд 630 млн руб., в том числе 3 млрд 450 млн руб. в 2006 г.

Также необходимо обновлять основные фонды в животноводстве, т. е. повысить генетический потенциал пород животных и улучшить условия их содержания. В данный период времени лишь 5% коров соответствует современным генетическим требованиям. А от этого зависит уровень надоя, который в России в 2005 г. достиг лишь 3250 кг на одну корову, в то время как в США и Западной Европе - 8000 кг.

Данную проблему предусматривается решать через закупку племенного скота и современного технологического оборудования по системе государственного лизинга. Планируется закупить до 100 тыс. голов высокопродуктивного скота, ввести в эксплуатацию 130 тыс. скотомест. Расширению лизинга будет способствовать снижение величины дохода от инвестированных в уставный капитал компании «Росагролизинг» средств федерального бюджета с 4 до 2 %, а по договорам лизинга племенной продукции молочного животноводства - до 0 %. Это удешевит поставляемую по лизингу технику для конечного потребителя на 5-6 % за весь период лизинговых операций.

Важным ориентиром президентского проекта является стимулирование развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. на долю личных подсобных (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) в последние годы приходится производство 93 % картофеля, 80 % овощей, 51 % мяса и 55 % молока. Однако в связи с отсутствием у этих хозяйств необходимой инфраструктуры, в частности товарного и кредитного обеспечения, их доступ на рынки весьма органичен.

Поэтому назрела необходимость решать вопрос о доступности кредитных ресурсов для этих хозяйств. Впервые предполагается осуществить полное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам: 95 % ставки субсидируется из российского бюджета и 5 % - из бюджета субъектов Федерации, в котором находится хозяйство. Размер кредита предполагается установить следующий: для личных подсобных хозяйств - до 300 тыс. руб., крестьянских (фермерских) хозяйств - до 3 млн руб., создаваемых сель-

скохозяйственных потребительских кооперативов -до 10 млн руб.

на реализацию этого мероприятия предполагается выделить 6 млрд 570 млн руб., причем в 2006 г. -2 млрд 9 млн руб. и в 2007 г. - 3 млрд 670 млн руб. Порядок и условия предоставления субсидий будут ежегодно определяться постановлениями Правительства России.

Важной составляющей этого проекта является стимулирование создания заготовительных и снаб-женческо-сбытовых структур, развитие кредитной кооперации, производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой лПХ и кФХ. Основным исполнителем является «Российский сельскохозяйственный банк» с его развитой филиальной сетью. Банк будет предоставлять льготные кредиты потребительским кооперативам по заготовке, снабжению, сбыту, переработке сельскохозяйственной продукции. Если в кооперативах отсутствует залоговое обеспечение, то банк может выступать ассоциированным членом данного кооператива. Создание системы сельской кредитной кооперации должно обеспечить создание и развитие сельских кредитных кооперативов (1000 заготовительных снабженческо-сбытовых и более 500 перерабатывающих).

В настоящее время ОАО «Россельхозбанк» уже кредитует население на развитие лПХ сроком на 2 года на приобретение молодняка скота и птиц, горюче-смазочных материалов, запасных частей, семян, сельскохозяйственного инвентаря и т. д. с отсрочкой погашения основного долга до 12 месяцев; от 2 до 5 лет -на покупку скота, оборудования для животноводства, реконструкцию, модернизацию, строительство животноводческих помещений с отсрочкой погашения кредита до 24 месяцев под 14 % годовых. Кредит до 30 тыс. руб. предоставляется по рекомендации сельской администрации, до 150 тыс. руб. - под поручительство одного физического лица, до 300 тыс. руб. -двух физических лиц.

кредиты по упрощенной программе для субъектов малого предпринимательства, КФХ на расширение производства, внедрение новых технологий, приобретение и модернизацию основных средств, пополнение оборотных средств предоставляются сроком от 6 месяцев до 5 лет. Максимальная сумма кредита - 3 млн руб. с отсрочкой платежа до 12 месяцев под 14 % годовых. Кредит выдается под залог недвижимости, сельскохозяйственных животных, техники, сельскохозяйственной продукции. С учетом компенсации банковских процентных ставок по привлекаемым кредитам сельские товаропроизводители будут платить за него 2 % годовых.

В Пензенской области действуют 30 целевых программ, охватывающих практически все сферы деятельности. В 2005 г. на реализацию региональных программ из бюджета области было направлено 2160,7 млн руб. (в 2004 г. финансирование по этой статье составило 1982 млн руб.). Что касается сельского хозяйства, то в области идет реализация девяти целевых программ. В 2005 г. большая часть профинанси-

рованной суммы - 508,8 млн руб. была затрачена на приобретение новой техники. В рамках программы «Создание сети машинно-технологических станций» было приобретено 92 комбайна, 46 культиваторов, 22 трактора.

Большая часть программ в аграрном секторе области имеет социальную направленность. На их реализацию в 2005 г. было направлено 237,3 млн руб. В частности на финансирование программы «Социальное развитие села до 2010 года» было направлено 80,4 млн руб.

В Пензенской области реализуется новая программа - конкурс социальных и культурных проектов «Возрождение». Цель проекта - благоустройство сельских населенных пунктов, развитие инфраструктуры, оснащение социальных объектов современным оборудованием. На эти цели в 2003 г. из бюджета области выделено 27 млн руб., из которых на 7,5 млн руб. было приобретено физиотерапевтическое и диагностическое оборудование, наборы для оказания экстренной и неотложной помощи для лечебно-профилактических учреждений сел - победителей в конкурсе. [7]

В области также открываются и действуют в сельской местности социокультурные центры. Эти центры становятся координаторами деятельности всех учреждений социальной сферы сел по организации и предоставлению социальных и культурно-досуговых услуг. Происходят значительные изменения в твор-ческо-организационной деятельности сельских домов культуры, увеличивается количество досуговых формирований (танцевальные, художественного чтения, сольного пения и др.). Следует отметить, что только за 2005 г. было восстановлена социальная инфраструктура в 61 селе Пензенской области.

Еще до принятия приоритетного федерального проекта «Развитие АПК» в Пензенской области были приняты программы развития личных подсобных хозяйств на 2002-2005 гг. и крестьянских (фермерских) хозяйств на 2003-2005 гг. Реализация данных программ способствовала появлению в 2005 г. 635 крестьянских (фермерских) хозяйств. Через районные средства поддержки и развития малого предпринимательства аграрного сектора экономики в 2005 г. было закуплено 1800 голов крупного рогатого скота, 5400 свиней, 16 тыс. овец и 28 тыс. голов птиц.

По статистическим данным Пензенская область является одним из лидеров по реализации программы

кредитования крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств. За первый квартал 2006 г. сельским жителям было выдано свыше 800 кредитов на общую сумму более 100 млн руб. Но эта цифра распределяется по районам не равномерно. Так, в Неверкинском районе выдано сельскохозяйственных кредитов на сумму 15 млн руб., а на остальные 25 - только 85 млн руб. За первый квартал 2006 г. по областным целевым программам было закуплено 93 головы крупного рогатого скота, 270 свиней и 308 овец на общую сумму 5 млн руб.

Таким образом, реализация национального проекта - это начало системно построенной работы на всех уровнях управления с весомым участием государства. Для того чтобы проект дал весомые результаты, мероприятия по его реализации, как и стратегия развития АПк в целом, должны иметь соответствующие научные обоснования, учитывать региональные особенности и, решая задачи текущего времени, формировать основы устойчивого развития АПк в будущем.

список литературы

1. Абрамов Д., Зуйкова М. Российскому агробизнесу -реальную поддержку // Сфера влияния. 2006. № 3-4. С. 8-12.

2. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления // Экономист. 2006. № 8. С. 87-93.

3. Митин С. Сельское хозяйство в 2005 г. // Экономист. 2006. № 4. С. 32-36.

4. Назаренко В. Агрореформа и антикризисные задачи государств // Российский экономический журнал. 1995. № 11. С. 45-55.

5. Паникарова С. Факторы выполнимости государственных целевых программ // Экономист. 2006. № 8. С. 36-41.

6. Петриков А. Устойчивость сельского развития // Экономист. 2006. № 7. С. 86-93.

7. Столярова Е. А. Системный подход в социальном развитии сельских территорий Пензенской области / Материалы Всероссийского совещания «О мерах по развитию государственной политики социального развития сельских территорий на примере Чувашской республики». М.: Энциклопения российских деревень, ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2003. С. 40-47.

8. Ушачев И. Агропродовольственный сектор: основные направления и проблемы // Экономист. 2006. № 5. С. 86-93.

УДК 334:757:69

анализ развития крупнейших жилищных инвестиционно-строительных корпораций России

С. А. БАРОНИН, А. С. КОРШУНОВ, Н. К. ГОГУА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра менеджмента и экономической теории

Статья посвящается актуальной теме реализации национального жилищного проекта через призму анализа развития крупнейших корпорации России в инвестиционно-строительной жилищной сфере. Приведен анализ их развития по показателям выручки и прибыли, в том числе в ретроспективном аналитическом аспекте. Показан отраслевой