Научная статья на тему 'Реализация национального проекта "Образование" в Санкт-Петербурге: правовой аспект'

Реализация национального проекта "Образование" в Санкт-Петербурге: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный проект / правовой аспект / санктпетербург / национальный проект "образование"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогова Д. С.

Современные процессы модернизации системы образования Российской Федерации затрагивают различные аспекты жизни общества. С одной стороны, динамика развития системы образования необходима, так как от ее состояния во многом зависят экономические показатели, социальное развитие страны. С другой субъекты образовательного процесса пока с трудом адаптируются к инновационным требованиям в связи с вхождением Российской Федерации в единое европейское пространство высшего образования. В тоже время положительный опыт реализации национального проекта «Образование» в Санкт-Петербурге показывает, что позитивная динамика по реализации национального проекта непосредственно связана с обеспечением процесса модернизации эффективными нормативно-правовыми регуляторами, обусловливается инновационным и системным подходом к решению задач в сфере образования, с учетом мировых образовательных стандартов, а также позитивного отечественного опыта. Задача в конечном итоге заключается в том, как обеспечить качественную подготовку специалистов различных областей деятельности и гарантии конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на современное качественное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern modernisation processes of the Russian education system touch upon different aspects of society"s life. On the one hand, the dynamics of the education system"s development is necessary as its condition influences very much the economic indices and social development of the country. On the other hand, now the subjects of educational process are hardly adapting to the innovative requirements in connection with Russia"s entry into the integrated European space of higher education At the same time the favourable experience of realization of the national project «Education» in St. Petersburg shows that positive dynamics in realization of the national project is directly connected with provision of effective legal regulators for the modernisation process. It also depends on the innovation and system approaches to problem solving in the educational sphere in the context of the world educational standards and Russian positive experience. Eventually, the task consists in finding ways to ensure high-grade training of specialists in different fields of activity and guarantees of a Russian citizen"s constitutional right to modern high-quality education.

Текст научной работы на тему «Реализация национального проекта "Образование" в Санкт-Петербурге: правовой аспект»

Д. С. Рогова

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Работа представлена кафедрой государственного и международного права Северо-Западной академии государственной службы.

Научный руководитель - доктор политических наук, профессор Т. М. Полякова

Современные процессы модернизации системы образования Российской Федерации затрагивают различные аспекты жизни общества. С одной стороны, динамика развития системы образования необходима, так как от ее состояния во многом зависят экономические показатели, социальное развитие страны. С другой - субъекты образовательного процесса пока с трудом адаптируются к инновационным требованиям в связи с вхождением Российской Федерации в единое европейское пространство высшего образования.

В тоже время положительный опыт реализации национального проекта «Образование» в Санкт-Петербурге показывает, что позитивная динамика по реализации национального проекта непосредственно связана с обеспечением процесса модернизации эффективными нормативно-правовыми ре -гуляторами, обусловливается инновационным и системным подходом к решению задач в сфере об-

разования, с учетом мировых образовательных стандартов, а также позитивного отечественного опыта. Задача в конечном итоге заключается в том, как обеспечить качественную подготовку специалистов различных областей деятельности и гарантии конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на современное качественное образование.

The modern modernisation processes of the Russian education system touch upon different aspects of society’s life. On the one hand, the dynamics of the education system’s development is necessary as its condition influences very much the economic indices and social development of the country. On the other hand, now the subjects of educational process are hardly adapting to the innovative requirements in connection with Russia’s entry into the integrated European space of higher education.

At the same time the favourable experience of realisation of the national project «Education» in St. Petersburg shows that positive dynamics in realisation of the national project is directly connected with provision of effective legal regulators for the modernisation process. It also depends on the innovation and system approaches to problem solving in the educational sphere in the context of the world educational standards and Russian positive experience. Eventually, the task consists in finding ways to ensure highgrade training of specialists in different fields of activity and guarantees of a Russian citizen’s constitutional right to modern high-quality education.

Современные процессы модернизации системы образования Российской Федерации затрагивают различные аспекты жизни общества. С одной стороны, динамика развития системы образования необходима, так как от ее состояния во многом зависят экономические показатели, социальное развитие страны. С другой - субъекты образовательного процесса пока с трудом адаптируются к инновационным требованиям в связи с вхождением Российской Федерации в единое европейское пространство высшего образования. Среди проблем - недостаточное обеспечение правовыми меха -низмами реализации задач реформирования сферы образования, инерция привычных подходов к регулированию образовательной сферы, чаще авторитарных методов. Общие подходы повышения эффективности системы образования определены Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1756-р. от 29 декабря 2001 г. Среди важных задач приоритетного национального проекта «Образование» - участие государства в вопросах поддержки инновационных технологий образовательного процесса, повышение уровня кадрового потенциала, развитие научных исследований и др.

На наш взгляд, в настоящее время далеко не все вопросы решены в сфере конституционно-правового регулирования сферы образования, взаимодействия субъектов системы образования, финансирования, управления сферой образования и создания условий для гармоничного развития человеческой личности, возможностей реализации потенциала каждого гражданина с помощью системы образования, а также реализации конституционного права гражданина Российской Федерации на качественное образование. Тем не менее в отечествен -ной науке недостаточно разрабатываются проблемы качества образования, пока не определены критерии качественного образования. Переход на инновационный путь развития предполагает соответствующее нормативно-правовое обеспечение функционирования системы образования, дополнительные организационные мероприятия на всех уровнях образовательного процесса. Предпочтителен творческий подход к управ -лению сферой образования, подготовке кадров, развитию инфраструктуры системы образования, качества образования. На эти и другие задачи ориентирован приоритетный национальный проект в сфере образования (2005), в рамках которого возможны инновации развивающего характера науки и образования.

Реализация национального проекта в сфере образования предполагает два взаимосвязанных подхода. Во-первых, в процессе реализации проекта выявляются возможные «точки роста», предполагается финансовое стимулирование инновационных программ, научно-исследовательской работы. Ставятся задачи поддерживать наиболее эффективные и успешные образовательные практики, нацеленные на качественное образование, создание условий для формирования лидеров педагогического процесса, инновационных практик. Это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей.

Во-вторых, одна из приоритетных задач национального проекта - внедрение новых управленческих механизмов с целью сделать образовательную систему более восприимчивой к запросам общества. В школах должны быть попечительские и управляющие советы, включающие общественные организации. Наконец, изменяются механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию инновационных программ на конкурсной основе уже в настоящее время направляются непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Среди основных направлений реализации национального проекта «Образование» - стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы; информатизация образования; поддержка инициативной и талантливой молодежи; организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту; формирование сети национальных университетов и бизнес-школ, обеспечение комплексного кадрового и научного потенциала в целях перспективного социально-экономического развития регионов. Растет число студентов,

обучающихся по программе образовательного кредита. В программе образовательного кредитования участвуют ведущие вузы стра-ны, такие как Санкт-Петербургский университет, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московская сельскохозяйственная академия им. К. Т. Тимирязева, Московский государственный горный институт и др.

Справедливо высказывание о том, что «новая парадигма отечественного высшего образования рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были ориентированы на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности». Как показывают данные социологических исследований среди студентов, значимость ценностей качественного образования, интересной работы, возможности реализовать себя возрастает1 . В то же время общие показатели среднего уровня как кадрового потенциала, так и профессионализма связаны не только с удовлетворительным уровнем методического и технического обеспечения качества обучения в вузах, но и с вопросами осознания субъектами правоотношений в сфере образования необходимости внедрения новых управленческих технологий. Достаточно много примеров, когда педагоги демонстрируют средние знания о предмете своей деятельности, но должны разрабатывать методические материалы, они также мало знакомы с новейшими технологиями кадрового менеджмента: лишь 52% респондентов, подвергавшихся социологическому исследованию, осведомлены о профессиональных стандартах на среднем уровне и еще 31% - на низком уровне осведомлен-

ности. Становится ясно, почему такие технологии, как оценка эффективности обучения, оценка и аттестация сотрудников, оценка качества служебной деятельности, используют 24% участников этого процесса. Технологиями управления качеством кадрового потенциала владеют только 3% персонала учебных заведений2.

Еще не все проблемы решены в обеспечении качества учебной литературы, несмотря на то что организована широкомасштабная экспертиза совместными усилиями ведомств: федерального экспертного совета Минобрнауки, Российской академии образования, экспертной комиссии РАН.

Положительный опыт реализации национального проекта «Образование» можно рассмотреть на примере деятельности культурного центра страны - города федерального значения Санкт-Петербурга, где этот процесс с самого начала был обеспечен нормативно-правовой базой, регулирующей сложные взаимодействия субъектов образовательного процесса, новыми решениями в области финансирования сферы образования, с учетом задач национального проекта3. Достаточно сказать, что по результатам научно-исследовательской деятельности в 2005 г. городу Петергофу присвоен статус наукограда Российской Федерации, создано государственное учреждение Санкт-Петербурга «Дирекция наукограда Российской Федерации г. Петергофа».

С 2005 г. реализуется план мероприятий по внедрению в учебный процесс современных технологий обучения, информатизации системы образования Санкт-Петербурга, одобренный Правительством Санкт-Петербурга, согласно которому оснащение школ компьютерами в соответствии с европейскими нормами, подключение всех образовательных учреждений города к быстрому Интернету завершится к 2008 г.

В Санкт-Петербурге образовательные учреждения уже с 1 января 2006 г. сориентированы на новую систему оплаты труда

и условия работы на принципах финансово-хозяйственной самостоятельности.

В целях повышения эффективности работы, достижения межведомственного взаимодействия и обеспечения комплексного подхода к решению задач модернизации сферы образования создан Координационный совет по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования в Санкт-Петербурге4. Совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, который решает вопросы обеспечения согласованных действий всех заинтересованных органов и структур в эффективной реализации национального проекта «Образование» в Санкт-Петербурге. В состав совета входят представители органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций города. Совет вправе вносить в установленном порядке на рассмотрение губернатора Санкт-Петербурга и правительства Санкт-Петербурга предложения по вопросам реализации национального проекта в сфере образования.

Общеобразовательным учреждениям, работающим на основе инновационных образовательных программ, предусмотрена государственная финансовая поддержка в размере 1 млн руб. на основе конкурсного отбора, проводимого в Санкт-Петербурге в соответствии с решениями Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга5 .

Несмотря на то что государственная поддержка в рамках национального проекта «Образование» направлена только на общеобразовательные учреждения, в Санкт-Петербурге нашли возможным охватить мероприятиями в рамках национального проекта в сфере образования сеть дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования. Реализуются меры по финансовой поддер-

37 1

жке в пользовании общественным транспортом детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных семей, а также тех, кто получает пенсию по потере кормильца. Сохранены льготы на оплату проездных билетов для школьников, студентов вузов и средних специальных учебных заведений. Правительство оказывает адресную поддержку особо нуждающимся семьям, что является важной социальной мерой защиты молодежи Петербурга, принимаются меры по социальной поддержке педагогов в решении жилищных проблем, осуществляется финансовая поддержка молодых специалистов, что способствует притоку педагогов в образовательные учреждения.

Осуществляются программа модернизации материально-технической учебной базы по оснащению лабораторным оборудованием, программным и методическим обеспечением. Динамична работа по строительству и реконструкции образовательных учреждений. Особое внимание - системе переподготовки педагогических ра-ботников общеобразовательных учреждений; учебных заведений Санкт-Петербурга, оснащения лабораторным оборудованием, программным и методическим обеспечением. В целях внедрения в учебный процесс инновационных технологий, повышения качества преподавания учебных предметов лучшие учителя поощряются денежной премией (100 тыс. руб.) по конкурсному отбору6. В рамках мер по внедрению в учебный процесс инновационных технологий, повышению качества преподавания проводятся конкурсы среди преподавателей, и лучшие учителя поощряются денежной премией (100 тыс. руб.). В целях совершенствования системы на -чального и среднего профессионального образования также проводятся конкурсы педагогических работников, предусмотрены денежные вознаграждения победителям7 . Учреждаются премии победителям международных, всероссийских, региональных олимпиад.

Особое внимание уделяется повышению квалификации управленческих кадров образовательных учреждений, педагогических работников общеобразовательных школ, воспитателей детских садов.

В рамках реализации региональной модели модернизации и развития высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга сформирована и развивается система отбора талантливой профессионально ориентированной молодежи Санкт-Петербурга с целью решения вопросов кадрового обеспечения отраслей экономики города. Осуществляются мероприятия по оптимизации структуры системы профессионального образования и разви-тию научной сферы, а также инновационной деятельности в науке и образовании города. Ведется работа по созданию трех университетских комплексов, а также образовательных комплексов с включением учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Санкт-Петербурга.

Принимаемые меры в области повышения эффективности системы образования в Санкт-Петербурге позволяют городу прочно удерживать ведущие позиции в стране в этой сфере. В городе стабильно один из самых высоких показателей по ЕГЭ в России. Итоговая аттестация выпускников в формате ЕГЭ проходит по пяти общеобразовательным предметам, где русский язык обязателен и один из предметов по выбору ученика - английский язык, биология, информатика, история России. Специфика проведения ЕГЭ в городе в том, что на добровольной основе экзамены могут еда -вать выпускники с ограниченными возможностями.

Учитывая важную роль Санкт-Петербургского государственного университета как крупнейшего образовательного и научного центра, а также его градообразующую роль, в 2005 г. Правительством Санкт-Петербурга принято решение о финансовой поддержке Университета на пе-

риод с 2005 по 2009 г. В рамках мероприятий национального проекта «Образование» на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета создана бизнес-школа для подготовки специалистов согласно мировым стандартам.

Как нам представляется, эффективность работы в рамках национального проекта в сфере образования во многом будет зависеть от того, насколько своевременными и адекватными будут меры, принимающиеся в субъектах Российской Федерации, с учетом их компетенции, определенной российским законодательством. Важна ответственность субъектов образовательного процесса, инновацион-

ный подход в соответствии с мировыми стандартами в образовании.

Однако не должны быть отвергнуты уже сложившиеся в России эффективные образовательные модели, они могли бы рассматриваться в качестве основы для дальнейшего динамичного развития системы образования России, ее взаимодействия с мировой культурой.

Задача в конечном итоге заключается в том, как обеспечить качественную подготовку специалистов различных областей деятельности и гарантии конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на современное качественное образование.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кижеватова В. А. Молодежь - интеллектуальный, профессиональный и нравственный потенциал нации // Бюллетень научной программы: Особенности российской культуры и менталитета как фактор социально-экономического развития страны. Фонд модернизации и развития «Общество». 2007. № 2. С. 350, 351.

2 Гарантии качества образования: Информационные и методические материалы (для участников международного форума) / Под общ. ред. Ф. Д. Демидова, М. Ф. Королева. М.: РАГС. 2006. С. 14.

3 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.01.2007 № 11. О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 28.12.2006 № 814 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2007. № 2.

4 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2006 № 293 (ред. от 24.08.2006). О составе координационного совета по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования в Санкт-Петербурге // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2006. № 4, 9.

5 Приказ Минобрнауки РФ от 07.03.2006 № 46. (ред. от 01.02.2007). Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.03.2006 № 7590) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 13; 2007. № 13; Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2007 № 97-р. О проведении в Санкт-Петербурге в 2007 году конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы.

6 Приказ Минобрнауки РФ от 10.05.2006 ; 102. Об утверждении правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.05.2006 № 7834) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 21; Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2007 № 96-р. О проведении в Санкт-Петербурге в 2007 году конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей

7 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2006 № 124. Об учреждении премий Правительства Санкт-Петербурга «Лучший учитель Санкт-Петербурга», «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга», «Лучший мастер производственного обучения Санкт-Петербурга» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2006. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.