Придвижкин
Кандидат физико-математических наук, директор по предпроектной подготовке и проектированию ЗАО «РЕНОВА-Стройгруп»
Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в регионах Уральского федерального округа
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» призван решить одну из насущных для современного россиянина проблем - жилищную. По данным Института экономики города, в 2003 г. впервые с начала экономических реформ жилищно-коммунальные проблемы опередили бессменного лидера рейтинга - проблемы финансовые и материальные. По состоянию на конец 2003 г. 61% россиян были не удовлетворены своими жилищными условиями. При этом степень неудовлетворенности населения имеет ярко выраженную пространственную специфику. И для этого у людей есть все основания. Как видно из табл. 1, в Уральском федеральном округе, объединяющем преимущественно высокоразвитые субъекты Федерации, на одном полюсе находится Тюменская область, в которой с учетом автономных округов в 2004 г. было введено в эксплуатацию 43,3% всего объема нового жилья, а на другом - Курганская область, в которой доля в объеме ввода нового жилья почти в 3 раза меньше доли регионов в численности населения округа. Промежуточную позицию занимают Свердловская и Челябинская области, где доля в объеме ввода нового жилья незначительно меньше доли регионов в численности населения округа.
Таблица 1
Доля субъектов Федерации в объеме ввода нового жилья и численности населения УрФО в 2004 г., % [1]
Субъект Доля в объеме ввода нового жилья в УрФО Доля в численности населения УрФО
Курганская область 3,1 8,1
Свердловская область 28,1 36,1
Тюменская область: 43,3 26,9
Ханты-Мансийский автономный округ 22,2 12,0
Ямало-Ненецкий автономный округ 4,8 4,3
Челябинская область 25,5 28,9
Примечательно, что с позиции типологии регионов субъекты Федерации с наиболее высокими темпами жилищного строительства относятся к ресурсным регионам нового освоения, Свердловская и Челябинская области - высокоурбанизированные старопромышленные территории, Курганская область - депрессивный аграрно-индустриальный регион.
Столь же существенно дифференцируются и показатели динамики ввода нового жилья. Причем зависимость между степенью и темпами экономического развития региона и динамическими показателями жилищного строительства уже не носит прежнего прямолинейного характера (табл. 2).
Таблица 2
Темпы роста объемов введения нового жилья в субъектах Федерации УрФО [1]
Субъект Введено общей площади, % Введено на душу населения, м2
2003 к 2002 2004 к 2003 2005 к 2004 2005
РФ, всего 107,7 112,5 106,3 0,30
Уральский федеральный округ 99,0 104,7 106,8 0,27
Курганская область 101,0 71,5 128,5 0,12
Свердловская область 110,6 114,7 123,6 0,25
Тюменская область: 89,7 99,7 84,2 0,35
Ханты-Мансийский АО 85,3 95,2 73,5 0,35
Ямало-Ненецкий АО 70,2 92,5 77,1 0,23
Челябинская область 104,7 106,7 124,2 0,28
Вопреки первоначальным ожиданиям лидирующие позиции по темпам строительства жилья занимает именно депрессивная Курганская область, в то время как в ХМАО и ЯНАО в 2005 г. этот показатель сократился в среднем на 25%.
В условиях столь резкой пространственной дифференциации особое значение приобретает государственная жилищная политика, способная смягчить социальное и экономическое неравенство. Однако, как показал российский опыт, развитие рыночных отношений в жилищной сфере не было обеспечено необходимыми кредитно-финансовыми механизмами, которые могли бы восполнить сокращение бюджетных ассигнований в строительство. В условиях резкого сокращения бюджетных расходов в жилищном секторе государство сосредоточило внимание в основном на проблемах отдельных категорий
и групп населения. Именно поэтому представляется столь своевременным возвращение государства в сферу жилищного финансирования, но уже на качественно новой основе. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 2001 г., когда постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг. На первом этапе ее реализации основной акцент был сделан на продолжении практики выполнения обязательств государства перед определенными категориями граждан, а также на развертывании в общенациональном масштабе системы государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования. С новой остротой вопросы, связанные с повышением
эффективности политики государства в сфере обеспечения населения жильем, были поставлены в 2004 г. Свидетельством высокого значения, которое придают высшие органы государственной власти проблемам обеспечения граждан жильем, является то, что программа обеспечения граждан доступным жильем получила статус национального проекта. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на первом этапе реализации (2006-2007 гг.) включает в себя четыре направления: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов
ипотечного жилищного кредитования», «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством».
К существенным особенностям второго этапа реализации программы «Жилище» следует отнести:
1) резкое увеличение объема выделяемых из федерального бюджета средств. В общем объеме федеральных финансовых ресурсов, выделенных за 2002-2010 гг., на реализацию задач второго этапа выделяется свыше 80% общего объема финансирования;
2) выделение государственных средств для прямого стимулирования жилищного строительства, что предусмотрено впервые. Речь идет о подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»;
3) в рамках внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат, разработана система оценки степени достижения целей, поставленных программой, предложены целевые индикаторы по каждому ее направлению (всего 16 индикаторов) и методика их расчета;
4) формируется система взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в рамках реализации национальных проектов, в том числе ее организационные механизмы, что позволяет создать систему непрерывного мониторинга;
5) качественно меняется механизм государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования. Он ориентирован на создание унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
Подробнее сведения об основных направлениях и структуре финансирования программы представлены ниже (табл. 3).
Таблица 3
Структура финансирования Федеральной целевой программы «Жилище»
на 2002-2010 гг., % [2]
Источники и направления финансирования 2006-2010 По годам
2006 2007 2008 2009 2010
Из общего объема финансирования: Обеспечение жильем молодых семей 18,3 18,9 20,5 16,5 15,1 22,6
Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства 31,5 28,9 34,9 40,5 39,5 5,0
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры 10,7 10,2 8,2 8,6 9,7 18,1
Выполнение государственных обязательств по обеспечению 14,8 16,0 13,6 11,5 12,1 23,6
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Мероприятия по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России 22,2 22,5 20,2 20,5 21,6 27,6
Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан 2,6 3,4 2,6 2,2 2,1 3,1
Реализуя поставленные на федеральном уровне задачи, субъекты УрФО активно включились в реализацию национального жилищного проекта. Однако конкретные формы реализации существенно различаются региональной спецификой с точки зрения как организационно-нормативного, так и финансового обеспечения проекта. Например, Правительство Курганской области зафиксировало свои обязательства, приняв постановление от 30 декабря 2005 г. № 536 «О целевой программе Курганской области по реализации национальный проекта “Доступное и комфортное жилье -гражданам России” на период 2006-2010 гг.». Заслуживает положительной оценки комплексный подход к выделению основных направлений программы, к которым относятся: разработка схемы территориального планирования Курганской области, развитие ипотечного строительства, выполнение обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, совершенствование механизма предоставления субсидий на строительство (приобретение) жилья молодым семьям, молодым специалистам в сельской местности, развитие строительства социального жилья, сокращение ветхого и аварийного жилищного фонда, реформирование ЖКХ, развитие газификации, развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Сразу на пятилетний срок запланирован объем финансирования программы: в 2006-2010 гг. за счет средств областного бюджета он составит 2 833,46 млн р.; предполагаемые средства местных бюджетов - 1 963,61 млн р.; иные источники, в том числе средства индивидуальных застройщиков, - 26 758,84 млн р.
Существенно различаются подходы к планированию реализации национального проекта в субъектах, входящих в состав Тюменской области. Так, распоряжением Правительства области от 19 декабря 2005 г. № 1133-рп утверждена «Отраслевая программа по реализации национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России” на территории Тюменской области». Объемы финансирования мероприятий по реализации национального проекта зафиксированы на один год (табл. 4).
Таблица 4
Направления реализации национального жилищного проекта в Тюменской области в 2006 г.
Направление реализации Млн р. %
Инженерная подготовка территорий под жилищное строительство 422,8 7,1
Предоставление субсидий и займов гражданам на строительство жилья Строительство (приобретение) жилья для предоставления льготным 93,7 1,6
категориям граждан по договорам социального найма Строительство (приобретение) жилья для переселения граждан из 166,4 2,8
аварийного и ветхого жилья 451,2 7,6
Модернизация коммунальной инфраструктуры, в том числе субвенции, 4 427,9 74,3
переданные муниципальным образованиям из областного бюджета Предоставление жилищных субсидий гражданам для переселения из северных округов на юг Тюменской области 235,0 3,9
Градостроительная деятельность, в том числе субвенции, переданные муниципальным образованиям из областного бюджета 161,1 2,7
Итого: 5 958,1 100,0
Естественно, возникает вопрос: каким образом будут обеспечиваться доступным жильем нуждающиеся граждане, если почти % объема финансирования направляется на модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры ?
В Ханты-Мансийском автономном округе участие региона в реализации национального проекта закреплено документом наиболее высокого уровня: 29 декабря 2005 г. принят закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России” в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Органы государственной власти автономного округа участвуют в реализации национального проекта путем осуществления двух целевых программ (табл. 5).
Таблица 5
Целевые программы по реализации Национального жилищного проекта в Ханты-Мансийском автономном округе
Целевые программы
Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры на 2005-2012 гг. Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005-2015 гг.
Подпрограммы
Реконструкция и модернизация жилищного фонда Обеспечение жилыми помещениями граждан, жилье которых не пригодно для проживания
Обеспечение качественной питьевой водой Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов
Реконструкция и развитие объектов теплоснабжения Жилищные субсидии на строительство и (или) приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из ХМАО в субъекты РФ, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям
Развитие и модернизация системы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов Строительство и (или) приобретение жилых помещений для предоставления на условиях социального найма, формирование маневренного жилищного фонда. Молодой семье - доступное жилье. Ипотечное жилищное кредитование. Проектирование и строительство инженерных сетей
Финансирование осуществляется за счет средств консолидированного бюджета автономного округа, бюджета автономного округа, средств целевой областной программы «Сотрудничество», реализуемой в рамках Договора между органами государственной власти Тюменской области, ХМАО и ЯНАО от 16 августа 2004 г. № 150, внебюджетных источников. Общий объем финансирования национального проекта на 2006-2010 гг. составляет
179 030 281 тыс. р., из них средства бюджета автономного округа -67 896 133 тыс. р., в том числе на 2006 г. - 10 244 117; на 2007 г. - 10 514 163; на 2008-2010 гг. - 47 137 853 тыс. р.
Наименее активно формирование нормативной базы реализации национальных проектов пока идет в Ямало-Ненецком автономном округе, где в настоящее время осуществляется разработка программы «Развитие и модернизация сферы жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа до 2010 г.», направленной на реконструкцию
(модернизацию) действующих и строительство новых систем коммунальной инфраструктуры с целью повышения уровня благоустройства существующего жилищного фонда, обеспечения инженерными коммуникациями площадок нового жилищного строительства, строительства сетей и головных сооружений, соответствующих новым технологиям, повышающим качество предоставляемых услуг и ресурсную эффективность. Принятие указанной программы планируется в июле 2006 г., а реализация программных мероприятий начнется с 2007 г. Действует окружная целевая программа «Жилище» на 2005-2010 гг., в рамках которой, например, на финансирование подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2005 г. было направлено всего 60 млн р.
Очень скупо освещается ход реализации национального жилищного проекта в Челябинской области. Представление о приоритетах региона можно составить, например, на основе доклада первого заместителя Губернатора Челябинской области В.Н. Дятлова на VII Южно-Уральском экономическом форуме «Эффективная реализация приоритетных национальных проектов -основа для повышения качества жизни населения» (Челябинск, 11 апреля 2006 г.). В частности, он говорил о необходимости построить в 2006 г. 1 150 тыс. м2 жилья. Для достижения этой цели направляется 4,2 млрд р. из консолидированного бюджета области, а из федерального бюджета планируется получить 540 млн р. К 2010 г. планируется: достичь ежегодной сдачи жилья в объеме 1,6—1,8 млн м2; на 20%, т.е. до 6,8 тыс., увеличить выдачу ипотечных кредитов; ежегодно сносить 60 тыс. м2 ветхого жилья и взамен вводить столько же нового, чтобы в течение пяти лет сократить его фонд на треть.
В Свердловской области принято постановление Правительства от 12 декабря 2005 г. № 1056-ПП «Об утверждении сетевых планов-графиков по реализации приоритетных национальных проектов в Свердловской области». Еще до придания жилищным программам статуса национального проекта постановлением Правительства Свердловской области от 26 октября 2005 г. № 922-1III одобрена «Программа действий по увеличению объемов строительства доступного жилья на период до 2010 г.». Мероприятия программы конкретизированы и сведены в сетевой план-график реализации в Свердловской области национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Реализация национального проекта по формированию рынка доступного жилья в области будет осуществляться по двум направлениям:
1) увеличение годового объема ввода жилья к 2010 г. в 2 раза (до 2 млн 170 тыс. м2 в год). За 5 лет намечается построить 8,6 млн м2 жилья,
в том числе индивидуального - 1,92 млн м2, что составляет более 22%. В целом для претворения программы в жизнь необходимо направить за 5 лет на инженерно-коммунальную подготовку земельных участков для массового жилищного строительства в виде субсидий муниципалитетам 11 900 млн р.;
2) увеличение объемов долгосрочного жилищного кредитования граждан. За 5 лет жителям Среднего Урала планируется предоставить возможность получить порядка 90 тыс. долгосрочных жилищных кредитов, выдаваемых учреждениями банковского и небанковского сектора, и довести их количество в 2010 г. до 30 тыс. Развивая региональную систему ипотечного жилищного кредитования и жилищных кредитов для населения, Правительство области планирует наращивать уставной капитал Свердловского агентства ипотечного жилищного кредитования - к 2010 г. до 1 млрд р., что позволит увеличить лимит на рефинансирование ипотечных жилищных кредитов до 24 млрд р. Заслуживает положительной оценки тот факт, что Правительство Свердловской области заявляет о необходимости территориальной дифференциации жилищной политики на основе кластерного анализа территорий по индикаторам основных проблем в жилищной сфере.
Проведенный анализ позволяет судить о том, что наступает тот критический момент, от которого будет зависеть успех реализации национальных проектов России. От успешности их реализации в регионах в конечном счете зависит достижение целей, поставленных Президентом страны на общероссийском уровне. И в этой связи особую значимость приобретают постоянный мониторинг, сопоставление и критический анализ ситуации в сфере реализации национальных проектов не только на уровне субъектов Федерации, но и на уровне муниципальных образований. Выражаем надежду, что существующие на начальных этапах реализации недостатки будут преодолены и идея национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в каждом субъекте РФ получит свое достойное воплощение в рамках серьезной региональной жилищной программы, в которой проекты создания коммунальной инфраструктуры увязываются с развитием рынка земли, жилищным строительством, производством строительных материалов и ипотечным кредитованием.
Литература
1. Строительство жилья в 2005 г. по субъектам РФ // Официальный сайт Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству: www.gosstroy.gov.ru
2. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., с изм., утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865.
■к -к -к -к -к