МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ*
Логинов C.B.
В статье рассмотрены итоги реализации национальных проектов в Уральском федеральном округе (УрФО). Сделан анализ выполнения данных проектов на первоначальном этапе с учетом специфики отдельных субъектов Федерации УрФО, показаны проблемы и недостатки, выявленные в результате их реализации, влияние политики национальных приоритетов на экономику и социальную сферу.
Появление дополнительных ресурсов для развития экономики и социальной сферы позволило сосредоточить усилия государства на ряде стратегически важных направлений с целью достижения позитивных подвижек в развитии страны. Особенно существенное влияние на ситуацию оказала реализация приоритетных национальных проектов - комплексов мер в сферах, которые были определены как приоритетные (развитие здравоохранения, образования, жилищного и агропромышленного комплексов, создание на основе их качественного изменения условий для перелома в демографической ситуации). Причем их влияние было комплексным, оказывалось как каждым из проектов в отдельности, так и сочетанием действий в приоритетных направлениях, позволивших добиться синергетического эффекта.
Положительные результаты, которых удалось добиться, во многом были достигнуты за счет эффективного взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях, привлечения к программам реализации национальных проектов бизнеса и общественных организаций.
Политика федерального центра предусматривала возможность для региональных властей проявить инициативу, активизировать деятельность на приоритетных направлениях в соответствии с региональными особенностями.
На финансирование мероприятий приоритетных национальных проектов и дополнительных мероприятий по сохранению ранее существовавших мер поддержки здравоохранения, образования, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, активизации демографических процессов за 2006-2007 гг. из бюджетов всех уровней было выделено 128,6 млрд. руб. (из них в 2007 г. - 63,8 млрд. руб.). В 2007 г. на реализацию мероприятий приоритетных проектов было выделено 33,9 млрд. руб., на дополнительные мероприятия - 29,9 млрд. руб. Объемы софинансирования мероприятий проектов со стороны региональных и местных бюджетов в 2,4 раза превышают средства, выделяемые федеральным бюджетом, с учетом дополнительных мероприятий - в 5,2 раза.
В то же время необходимо отметить, что ряд территорий демонстрировал формальный подход, декларируя под видом софинансирования мероприятий национальных проектов финансирование традиционных мер поддержки, которые теоретически могли быть отнесены к сферам национальных приоритетов, выделяя на эти цели объе-
*Статья подготовлена в рамках Целевой программы УрО РАН поддержки междисциплинарных проектов, выполняемых в содружестве с учеными СО и ДВО РАН.
мы средств, не превышавшие уровень 2005 г. Однако в масштабах федерального округа это явление не имело значительного распространения.
Реализация проектов потребовала серьезной нормотворческой деятельности. За два года субъектами Российской Федерации, входящими в УрФО, было принято 1070 нормативно-правовых актов, затрагивающих отношения в сфере реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики, устранены ранее отмеченные недостатки в региональном законодательстве. Были разработаны проекты региональных программно-концептуальных документов в сфере демографической политики.
Значимость реализации проектов для общественной жизни подтвердило активное участие в этом процессе институтов гражданского общества и имевший место широкий общественный резонанс. Общественные советы по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов и государственной демографической политики действовали во всех субъектах Федерации и в 103 муниципальных образованиях. В 2006-2007 гг. проведены почти 150 общественных слушаний в субъектах Российской Федерации, на которых рассматривались вопросы организации и общественного контроля важнейших общегосударственных мероприятий. Эти действия облегчили работу по основным направлениям реализации национальных проектов и позволили выдержать сетевые графики мероприятий, исполнить соответствующие соглашения с федеральными министерствами и выйти на результаты, порой превышающие контрольные параметры, которые устанавливались перед началом реализации приоритетных национальных проектов.
Вместе с тем предварительные итоги реализации национальных проектов выявили и проблемы несовершенства применяемых механизмов, диспропорций при оказании поддержки отдельным категориям работников или видам деятельности при недостаточном внимании к другим. Проведем их краткий анализ.
Демографическая политика. С целью усиления благоприятных тенденций помимо применения общеизвестных механизмов по использованию материнского капитала, мероприятий поддержки материнства и детства, предусмотренных проектом «Здоровье», акцент в работе на региональном уровне был сделан на укрепление институтов государственной поддержки семьи. Увеличилось число детей, передаваемых на семейные формы устройства, до 12266 чел., или 113,1% к 2006 г. Заметно выросли показатели передачи детей в приемные семьи - 1735 детей, или 254,6% к 2006 г. Доля детей, возвращаемых в родные семьи из социальных учреждений, увеличилась до 25% от общей численности устроенных детей. Количество замещающих семей для детей-сирот превысило 30 тысяч, или 115% к 2006 г. Это произошло в значительной мере благодаря тому, что удалось стабилизировать социальный статус и финансовое положение замещающих семей. Величина единовременного пособия при всех формах устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, была увеличена до 8-12 тыс. руб. Осуществляемые в регионах ежемесячные выплаты на содержание детей в приемных семьях стали в 1,1-5,5 раза выше установленных на федеральном уровне. За счет региональных бюджетов были установлены доплаты до 1700 руб. в месяц при приеме на воспитание детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Другим проблемным моментом мероприятий по реализации демографической политики стало выпадение из ее поля зрения важных категорий детей, забота о которых не нашла достаточного отражения в мероприятиях национальных проектов, в первую очередь речь идет о детях-инвалидах, которые не всегда получают возможность
посещать детские сады соответствующего профиля, а сеть оздоровительных услуг семейного отдыха, загородных лагерей, санаторно-курортного лечения для детей-инвалидов недостаточно развита.
Приоритетный Национальный проект «Здоровье». Отмечается приток медицинских кадров в первичное звено и повышение их профессионализма. Число врачей участковой службы и общей практики увеличилось по сравнению с началом 2006 г. на 23,2%, медицинских сестер — на 17,4%. Одной из основных причин этого стал тот факт, что дополнительные выплаты медработникам первичного звена, определенные нацпроектом, стабильно производятся в полном объеме. Средняя заработная плата работников отрасли за 2006-2007 гг. увеличилась более чем в 1,5 раза. Благодаря притоку кадров снизился коэффициент совместительства медицинских работников первичного звена здравоохранения: в Тюменской и Челябинской областях он достиг 1,1, а максимальным остался в Ямало-Ненецком автономном округе — 1,5.
В 2006-2007 гг. прошли профессиональную подготовку и переподготовку в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования 1630 врачей по специальностям терапия, педиатрия и общая врачебная практика.
Удалось добиться снижения младенческой смертности на 3,6% по сравнению с 2006 г. (в 2006 по сравнению с 2005 г. — на 8%).
Полностью выполнен план поставки в регионы санитарного автотранспорта. В 2006-2007 гг. поставлено 992 автомобиля скорой медицинской помощи, благодаря чему обновлено около 70% имеющегося в субъектах парка машин санитарного автотранспорта.
Благодаря расширению процесса вакцинации произошло сокращение заболеваемости инфекционными болезнями. За 2006-2007 гг. прошли дополнительную диспансеризацию более 1 млн чел., углубленный медицинский осмотр — около 1,2 млн работающих во вредных и опасных условиях труда.
Расширилось применение высокотехнологичной медицинской помощи. За счет средств федерального бюджета она была предоставлена 10367 жителям УрФО , а за счет средств региональных бюджетов — более чем 22 тысячам больных.
Важным следствием реализации национального проекта стало строительство новейших медицинских центров:
• Центра высокотехнологичной помощи «Минимальноинвазивная нейрохирургия» в Тюменской области;
• межрегионального ПЭТ-центра в г.Снежинске (Челябинская область).
Говоря о недостатках проекта, следует остановиться на нареканиях на условия
эксплуатации и качество поставляемого медицинского оборудования (при невозможности софинансирования медицинскими учреждениями приобретения медицинского оборудования лучшего качества), неохваченность мероприятиями проекта жителей закрытых территориальных образований (ЗАТО) (в ведомственные поликлиники в ЗАТО не поступает диагностическое оборудование, медицинские работники первичного звена не получают выплаты из федерального бюджета, их население не подлежит дополнительной диспансеризации в рамках проекта), отсутствие ответственности работодателей за обеспечение работающих медицинским наблюдением и помощью.
Приоритетный Национальный проект «Образование». Улучшилось материальное положение педагогов. Средняя заработная плата работников отрасли увеличилась в 1,5 раза и составила от 4,7 тыс. руб. (Курганская область) до 19 тыс. руб. (Хан-ты-Мансийский автономный округ - Югра).
Удалось добиться существенного улучшения материальной базы системы образования. Во всех субъектах Российской Федерации была достигнута 100%-ная обеспеченность компьютерной техникой средних школ. Доступность Интернета для школ за время реализации проекта увеличилась с 29,6 до 100%. 4208 школ получили бесплатный и безлимитный Интернет-трафик на 2 года. Количество учащихся в расчете на один компьютер снизилось с 35 до 15 человек, а численность педагогов, работающих на основе новых информационно-коммуникационных технологий, выросла до 70%. Активно внедряются дистанционные формы обучения. Организованы межрегиональные конкурсы школьных Интернет-сайтов, Интернет-олимпиады и т.д. В 2007 г. только в конкурсе сайтов участвовало 128 школ УрФО.
Удалось активизировать работу субъектов Федерации по расширению возможностей участия в конкурсах инновационных образовательных учреждений, а также лучших педагогов, работающих в них.
Как и в ситуации с другими национальными проектами, реализация проекта «Образование» сдерживалась рядом организационных проблем. В частности, в результате разграничения полномочий, предусмотренного ФЗ №131 оказалось, что финансовая поддержка вузов и ряда колледжей, являющихся учреждениями федерального подчинения, за счет региональных и местных властей не имеет единой правовой основы, отсутствуют действенные, в том числе финансово-экономические, стимулы привлечения работодателей к реализации ПНИ «Образование», а оборудование, приобретаемое для образовательных учреждений, облагается дополнительными налогами (НДС, налог на прибыль и прочее).
Приоритетный Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Достигнуто стабильное ускорение роста объемов строительства жилья. В 2007 г. темпы роста ввода составили 124,4% к 2006 г. (в 2006 г. к 2005 г. - 117,3%). За 2006 - 2007 гг. в целом по УрФО введено жилья общей площадью 9825,5 тыс. кв.м, в том числе 5446,5 тыс.кв.м в 2007 г. За 2006 и 2007 гг. на территории федерального округа построено более 124 тыс. квартир.
Увеличились объемы ввода индивидуального жилья, с начала реализации национального проекта его было введено 3261,2 тыс.кв.м, в том числе в 2007 г. - 1885,3 тыс.кв.м, что по отношению к 2006 г. составило 134,9%.
Ипотечное жилищное кредитование населения вышло на принципиально новый уровень. Создана необходимая инфраструктура, обеспечивающая работу по выдаче ипотечных кредитов. Сроки кредитования возросли до 30 лет. До 65 лет увеличен возраст граждан, которым предоставляется кредит. Сегодня при максимально возможном сроке ипотеки в 30 лет средняя длительность кредита составляет 22-23 года. На этих условиях объем ипотечных жилищных кредитов в УрФО за 2007 г. составил более 65,4 млрд. руб. (в 2006 г. — 30,1 млрд. руб.), увеличившись по сравнению с 2005 г. в 6 раз.
Реализация национального проекта в сочетании с ростом уровня жизни населения и работой по совершенствованию условий кредитования увеличили долю семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, с 24,8 до 28%. Органами местного самоуправления в субъектах Российской Федерации молодым семьям выдано 7856 свидетельств на получение субсидий (в 2006 г.-2519).
На модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с целью снижения уровня ее износа из бюджетов всех уровней поступило 16,8 млрд.руб. Объемы вы-
полненных работ позволили снизить средний уровень изношенности коммунальной инфраструктуры до 41% в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 50% в Ямало-Ненецком автономном округе и до 60% в Свердловской и Челябинской областях.
Во всех субъектах Российской Федерации была осуществлена корректировка ранее принятых программ и планов по увеличению объемов выпускаемых строительных материалов. В 2007 г. предприятия строительной индустрии УрФО обеспечили потребности строительных организаций по большинству основных позиций. По сравнению с 2006 г. увеличено производство цемента на 6,5%, строительного кирпича на 11,6%, стеновых материалов на 12,7%, крупных стеновых блоков на 11,3%, сборных железобетонных конструкций и деталей на 18,5%.
Основные проблемы реализации проекта:
1. Существующий порядок разработки градостроительной документации требует слишком больших затрат со стороны муниципальных образований.
2.Специфика территорий нового хозяйственного освоения, при котором упор делался на быстровозводимое, низкокачественное жилье (так, в Ямало-Ненецком автономном округе около 75% жилых домов — деревянные), привела к тому, что современный объем перехода жилых помещений в категорию ветхих не позволяет справиться с проблемой имеющимися методами.
3.Участие крупных частных промышленных компаний в развитии жилищного строительства на принципах социального партнерства сдерживается двойным налогообложением предприятий-застройщиков.
Приоритетный Национальный проект «Развитие АПК». Во всех субъектах Федерации УрФО за период реализации национального проекта отмечается увеличение продуктивности дойного стада. Производство молока за 2006-2007 гг. увеличилось на 3,1% (за 2007 г.—2,4%).
После многолетнего спада достигнут стабильный рост поголовья скота. В среднем по УрФО поголовье свиней увеличилось на 28% по сравнению с 2005 г. Поголовье крупного рогатого скота — на 0,4%. Объем производства сельскохозяйственной продукции в текущих ценах вырос на 47,4%, или на 46457,1 млн руб.
Расширились возможности развития малых форм хозяйствования. За 2006-2007 гг. филиалами ОАО «Россельхозбанк» и прочими кредитными организациями выдано 11,4 тыс. кредитов личным подсобным (ЛПХ), крестьянским (фермерским) хозяйствам (КФХ) и сельскохозяйственным кооперативам на сумму около 2,7 млрд.руб. (в
2006 г. на 1 млрд.руб., в 2007 г. на 1,6 млрд.руб.), С учетом кредитов, выданных сельскохозяйственными кредитными кооперативами, эти цифры составляют соответственно 22 тыс. кредитов на сумму около 3,3 млрд. руб.
Активно формировалась база для закрепления на селе молодых специалистов. В целом по УрФО на 01.01.2008 г. в рамках приоритетного Национального проекта «Развитие АПК» для молодых специалистов построено и приобретено 62 тыс. кв.м жилья, благодаря чему 1040 специалистов и их семей получили жилье или улучшили свои жилищные условия (из них в 2007 г. — 43068,8 кв.м и 716 специалистов). В
2007 г. все субъекты Российской Федерации перевыполнили плановые задания.
Основные проблемы при реализации проекта:
1. Сохранение низких закупочных цен на мясо и молоко и поставки более дешевой и низкокачественной продукции импортного продовольствия делает животноводство низкорентабельным либо нерентабельным.
2. Непродуманность вопросов закупок племенного скота по импорту, спрос на который существенно превысил предложение.
Оценивая итоги реализации приоритетных национальных проектов, можно констатировать, что они несомненно оказали позитивное влияние на экономику и социальную сферу региона. Достигнутые результаты достаточно дифференцированы по субъектам Российской Федерации УрФО, но в целом совпадают с общероссийскими тенденциями.
Большинство проблем, которые проявили себя в ходе реализации проектов, носили технический и организационный характер и в дальнейшем могут быть устранены в ходе реализации более локальных программ развития.
Тот факт, что предпринятые шаги уже дали результаты через столь короткий временной промежуток, показывает оправданность и перспективность национальных приоритетов. Проблемы, решение которых было целью реализации национальных проектов, слишком масштабны, поэтому их решение оказалось возможным лишь при системном подходе.