Научная статья на тему 'Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»: региональное измерение'

Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»: региональное измерение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Елена Ивановна, Пешая Надежда Алексеевна, Путивец Галина Эриковна

В статье рассматривается (на примере субъекта Российской Федерации Хабаровского края) роль органов государственной власти по реализации национального проекта «доступное и комфортное жилье гражданам России». Анализируется состояние рынка жилья в крае, его доступность для населения края в целом, а также для населения, занятого в различных отраслях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the national project "Available and comfortable living accommodation - to the citizens of Russia" - regional aspect

The article considers the role of state bodies of authority in the realization of the national project "Available and comfortable living accommodation to the citizens of Russia" in the Khabarovsk Territory. The authors analyze the housing market in the territory, its availability for the population of the Territory in general as well as for people engaged in different branches of industry.

Текст научной работы на тему «Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»: региональное измерение»

Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»: региональное измерение

Е.И. Волкова Н.А. Пешая Г.Э. Путивец

В статье рассматривается (на примере субъекта Российской Федерации - Хабаровского края) роль органов государственной власти по реализации национального проекта «доступное и комфортное жилье - гражданам России». Анализируется состояние рынка жилья в крае, его доступность для населения края в целом, а также для населения, занятого в различных отраслях.

The article considers the role of state bodies of authority in the realization of the national project “Available and comfortable living accommodation - to the citizens of Russia” in the Khabarovsk Territory. The authors analyze the housing market in the territory, its availability for the population of the Territory in general as well as for people engaged in different branches of industry.

Е.И. Волкова

Н.А. Пешая

Г.Э. Путивец

В

' настоящее время перед государством и обществом стоит целый ряд острейших проблем, носящих фундаментальный характер и требующих безотлагательного разрешения. Среди них - повышение жизненного уровня граждан, преодоление бедности, демографических диспропорций,

социальной дискриминации, формирование социального оптимизма.

Возможность решения этих и других проблем, определяющих самочувствие граждан России, во многом зависит от бытовой обустроенности граждан. Вот почему доступность жилья, комфортность жи-

Волкова Елена Ивановна - начальник отдела инвестиций жилищных программ министерства строительства Хабаровского края (г. Хабаровск)

Пешая Надежда Алексеевна - к.э.н., доцент, декан факультета государственного и муниципального управления Дальневосточной академии государственной службы (г. Хабаровск)

Путивец Галина Эриковна - к.э.н., доцент, зав. кафедрой государственного управления Дальневосточной академии государственной службы (г. Хабаровск)

лищных условий и высокое качество коммунальных услуг сегодня приобрели статус приоритетного Национального проекта. Улучшение бытового обустройства жизни (так же как и реальная возможность заработать на достойное жилье) для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенчес ких настроений у значительной части общества.

Этот вывод целиком и полностью COOT ветствует задачам, поставленным Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Проблемы обеспеченности жильем в современной России получили новый механизм реализации после принятия Правительством Российской Федерации обновленной редакции Федеральной целевой программы «Жилище» на период 2006-2010 гг. в рамках приоритетного национального проекта «Доступное комфортное жилье

- гражданам России». При этом, успешная реализация национального проекта стала возможной лишь при комплексном подходе к решению проблем, финансовой и организационной поддержке на федеральном уровне.

Федеральная целевая программа «Жилище» и входящие в ее состав подпрограммы предполагают эффективное и целенаправленное использование средств федерального бюджета в интересах стимулирования сбалансированного спроса и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания граждан России в число приоритетных национальных проектов (наряду с развитием образования, здравоохранения) определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.

Национальный проект - это система правовых, организационных и финансовых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по масштабной модернизации жилищно-

коммунальной сферы как непременного условия запуска в ней рыночных отношений и активизации собственных мотиваций граждан на комфортное обустройство жилья, а также развития городской и сельской инфраструктуры.

В соответствии с задачами Национального проекта стратегической целью государственной жилищной политики в России становится создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения, а также создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом, повышение доступа на него определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке. Одновременно необходимо обеспечить условия для удовлетворения жилищных потребностей малоимущих групп населения, которые не имеют возможности участвовать в рыночных отношениях, через бесплатное предоставление им социального жилья.

На состоявшемся в сентябре 2006 года совещании с парламентариями, министрами и членами Госсовета Президент поставил задачу к 2007 году обеспечить рост объемов жилищного строительства по отношению к уровню 2004 года не менее чем на треть.

Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом конституционного права граждан на жилище.

По исследованиям современных ученых под рынком жилья понимается одна из разновидностей рынка товаров и услуг, как такового. Рынок товаров и услуг можно определить как систему сбалансированных экономических отношений, возникающих между основными субъектами рынка в ходе реализации собственных интересов и выражающихся, с одной стороны, в стремлении удовлетворить потребности на приобретение ресурсов, товаров и услуг (спрос рынка), а, с другой, - обеспечить удовлетворение этих потребностей (предложение рынка) по определенной цене, являющейся компромиссной для обеих сторон.

В свете приведенного определения можно охарактеризовать и рынок жилья, который включается в рынок товаров и услуг. Однако рынок жилья имеет ряд особенностей, существенно отличающих его от рынков других товаров и услуг. Во-первых, рынок жилья организован таким образом, что одновременно представляет собой два отдельных рынка: рынок жилищного фонда и рынок жилищных услуг. Эти рынки взаимодействуют между собой, но зависят от разных переменных, тенденции движения цен на них зачастую имеют разнонаправленный характер, однако оба этих рынка не могут существовать друг без друга. Таким образом, рынок жилья сочетает в себе одновременно и товар, и услугу, где последняя (услуга) производится товаром, продуктом этого рынка. Во-вторых, объекты жилищного фонда - строения, которые являются товаром или предметом потребления на рынке жилья долговременны по срокам эксплуатации, немобильны, долговечны, однако быстро морально устаревают, но при этом продолжают иметь высокую стоимость, и, в то же время, тесно связаны со стремительно развивающимся рынком новых строительных материалов и технологий.

Конечными потребителями на рынке жилья и источниками спроса вне зависимости от предмета потребления (недвижимость или услуги) являются домашние хозяйства. Источниками предложения на рынке жилья (в зависимости от предмета предложения) выступают либо фирмы-производители со строительного рынка (первичный рынок жилья), либо фирмы-инвесторы (продавцы) с рынка недвижимости (вторичный рынок жилья).

Рынки жилищного фонда и жилищных услуг сливаются в единый рынок жилья, когда домашние хозяйства становятся собственниками при покупке жилья и далее проживают в собственных квартирах или домах, потребляя, тем самым, жилищные услуги от собственной недвижимости. В этом случае предметом спроса будет являться жилищная собственность, объектом спроса - набор конкретных жилищных услуг, обеспечиваемых ею, источником спроса и потребителем - домашнее хозяйство. В то же время, рынок жилья получает ресурсное обеспечение с рынка факторов производства через посредничество

фирм-производителей жилья и с финансового рынка ~ через посредничество домашних хозяйств.

Таким образом, рынок жилья - сложная взаимосвязанная структура, включающая в себя комплекс механизмов перераспределения жилищного фонда и создаваемых ими жилищных услуг, основанных на сочетании интересов всех его участников и конкуренции эффективного землепользования.

Государственная жилищная политика, прежде всего, направлена на реализацию гражданами прав на жилище. Статья 673 ГК РФ определяет, что объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Под жилищем можно понимать избранное место, адресно-географические координаты которого определяют помещение, специально предназначенное для свободного проживания человека.

В настоящее время в России есть все необходимые условия для формирования новой государственной жилищной политики, закрепленные в ст. 1 Жилищного кодекса РФ, принятого Федеральным законом №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года и вступившего в силу с 01 марта 2005 года. Сформированы также основные принципы реализации государственной жилищной политики, основными из которых являются:

- реализация права граждан на жилище обеспечивается с учетом уровня их дохода, а также специальных обязательств государства в отношении отдельных категорий граждан:

а) для граждан с достаточным платежеспособным спросом - через содействие развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилья на рынке;

б) для малоимущих граждан - через систему социальной защиты обеспечения жилищных условий в соответствии с установленными социальными стандартами за счет средств местных бюджетов;

в) для граждан, имеющих право на жилье в соответствии с законодательством, -через обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;

- защита права частной собственности на недвижимость в жилищной сфере, сво-

бодное владение, пользование и распоряжение этой собственностью, ограниченные лишь запретом ущемления законных прав других граждан;

- защита прав потребителей товаров и услуг в жилищной сфере;

- обеспечение равных конкурентных условий для всех объектов хозяйствования в предоставлении жилищных услуг и жилищном строительстве;

- регулирование деятельности естественных монополий в жилищно-коммунальном секторе;

- бюджетная поддержка потребителей в жилищном секторе;

- обеспечение равных условий для развития первичного и вторичного рынков жилья, поддержания состояния существующего жилищного фонда.

Новая жилищная политика Российской Федерации нацелена на опережающие темпы роста объёмов и качества жилищного строительства по отношению к платежеспособному спросу населения и реализуется в рамках Национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России». Национальным проектом определены четыре приоритета:

- увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования;

- повышение доступности жилья;

- увеличение объёмов жилищного строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры.

Повышение доступности жилья для всех слоев населения требует увеличения предложения, т.е. объемов строительства, в целом, и дешевого жилья, в частности, а также повышения платежеспособного спроса малообеспеченных семей. Таким образом, доступность жилья определяется как факторами со стороны спроса, так и факторами со стороны предложения. Федеральная целевая программа «Жилище» реализует указанные приоритеты, воздействуя, как на спрос на рынке жилья через увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования, выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством, так и на предложение путем увеличения объемов жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Остановимся подробней на реализации

в Хабаровском крае приоритетов, определенных Национальным проектом.

Приоритет «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» предполагает решение следующих задач:

- обеспечение условий для адекватного развития предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения на жилье;

- повышение качества предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры как в новом жилищном фонде, так и в существующей застройке.

Для реализации данных мер приняты Законы Хабаровского края от 27 декабря 2006 г. №98 «Об отборе инвестиционных проектов и муниципальных образований Хабаровского края в целях реализации Закона Хабаровского края о Краевой целевой программе «Жилище» на 2007-2010 годы» и от 20.12.2006 №84 «О методике распределения средств краевого бюджета между муниципальными образованиями Хабаровского края, участвующими в реализации Краевой целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы, для предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуальных жилых домов».

В развитие указанных краевых законов приняты ряд постановлений, определяющих порядок реализации законов. В том числе Постановления Правительства Хабаровского края: О краевой целевой программе «Жилище» на 2007-2010 годы (Закон Хабаровского края от 29.11.2006 г. №74); Об отборе инвестиционных проектов и муниципальных образований Хабаровского края в целях реализации Закона Хабаровского края «О Краевой целевой программе «Жилище» на 2007-2010 годы (закон Хабаровского края от 27.12.2006 г. №98); О мерах по обеспечению реализации на территории Хабаровского края подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём граждан, установленных федеральным законодательством (Постановление правительства Хабаровского края от 15.09.2006 г. №146-пр); О мерах по реализации Закона Хабаровского края от 29 ноября 2006 г. №74 «О Краевой целевой программе «Жилище» на

2007-2010 годы» (Распоряжение правительства Хабаровского края от 29.01. 2007 г. №21-р); Об утверждении Правил предоставления застройщикам субсидий из краевого бюджета на полное или частичное возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (Постановление правительства Хабаровского края от 23.03.2007 г. №62-пр.).

Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Хабаровском крае осуществляется в соответствии с планом мероприятий, утвержденным Распоряжением губернатора края от 28 августа 2006 года №515-р.

В целях нормативного правового обеспечения градостроительной деятельности в крае в соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ (№190-ФЗ от 29.12.2004 г.) ведётся разработка нормативной базы, регулирующей градостроительную деятельность в крае. Министерством строительства края за 2005-2007 годы разработано и принято 12 законов Хабаровского края, 11 постановлений правительства Хабаровского края, 23 постановления губернатора Хабаровского края.

Невозможно говорить о формировании платежеспособного спроса населения на рынке жилья, впрочем, как и на других рынках, в отрыве от предложения. Так, предложение на рынке жилья Хабаровского края ограничено рамками его жилищного фонда, который на начало 2006 года составил 28,1 млн. кв. м. общей площади, из которых 23,3 млн. кв. м. (83,3%) сосредоточено в городах, 4,8 млн. кв. м. (16, 7%) - в сельской местности. Жилищный фонд края, в основном, включает здания, возведённые на основе технических и архитектурно-планировочных решений 60-80-х годов.

Причем, в отдельных квартирах, в целом, в крае проживает 81,8% , в индивидуальных домах - 9,4%, остальная часть населения проживает в коммунальных квартирах - 0,68%, в общежитиях - 3,9% и других институциональных учреждениях.

Уровень обеспеченности жильем в крае (в расчёте на душу населения) составляет 19,9 кв. метров общей площади жилья, что на 5,2% ниже показателя в среднем по России (21

кв. м.) и на 3% выше уровня 2002 года.

Однако рост жилищной обеспеченности вызван не столько объемами ввода жилья, сколько сокращением численности населения. За этот же период времени отток населения в крае составил более 100 тыс. человек.

Третья часть всех семей имеет менее 9 кв. м. на человека. Полностью благоустроенным является 87% жилищного фонда края в городах и 30% жилья, расположенного в сельской местности.

Жилищная проблема усугубляется также процессом старения жилого фонда, так, 1,2 млн. кв. метров размещено в ветхих и аварийных строениях. В них проживают более 84 тыс. граждан или 5% населения края, в том числе 16 тысяч человек - в аварийном жилье.

К началу 2006 года доля приватизированного жилья составила 56,2% по сравнению с 0,01% в 1990 году, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 88,1% до 36,2%. Угроза прекращения бесплатной приватизации стимулировала всплеск приватизационной активности населения. Однако продление этого процесса практически ликвидировало категорию социального жилья, каковым являлся весь построенный за счет государства жилищный фонд.

Снятие ограничений на самостоятельное решение гражданами жилищной проблемы сопровождалось резким сокращением бюджетного финансирования на строительство и ремонт жилья. Что привело к существенному падению объемов ввода жилья.

Государство перестало быть доминирующим участником данного сектора, основным инвестором в настоящее время является население края.

Уменьшение финансирования жилищного строительства привело к существенному падению объемов ввода жилья. Если в 1990 году было введено 804,3 тыс. кв. м., в 1995 - 307,8 тыс. кв. м., то в 2000 г.

- 148,8 тыс. кв. м. В последние годы наметилась тенденция ежегодного увеличения объемов жилищного строительства при этом на одного жителя края приходится 0,141 кв. метра, что составляет только 28% от уровня жилья, введенного на душу населения в 1990 году. Предусмотренный на 2010 год ввод 270,5 тыс. кв. метров (около

0,190 кв. м. на человека) также не решит проблему повышения доступности и ком-

фортности жилья. Перспективным является ввод не менее 300 тыс. кв. м. в год.

Основные объемы жилищного строительства приходятся на города Хабаровск (68% от общего объема) и Комсомольск-на-Аму-ре (13,1%). В отдаленных северных районах (Охотский, Тугуро-Чумиканский) строительство жилья практически не ведется.

Наблюдается рост объемов индивидуального жилищного строительства. В 2006 году населением за свой счет и с помощью кредитов введено 279 собственных жилых домов общей площадью 31,3 тыс. кв. метров, что составило 101% к уровню 2005 года.

Наряду с положительной динамикой объемов ввода жилья улучшаются и его потребительские качества. Так, в 2002 году средний размер строящихся квартир составлял 48,8 кв. метра общей площади, в 2006 году - 75 кв. метра. Средняя площадь строящихся индивидуальных жилых домов составляет 130 кв. метров.

В очереди на улучшение жилищных условий на начало 2006 года в крае состояло 20,7 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые признаны таковыми в соответствии с веденным в действие с 1 марта 2005 года Жилищным кодексом. Жилищный кодекс в настоящее время предоставляет возможность воспользоваться социальным наймом только одной категории граждан - малоимущим. Для признания лица малоимущим орган местного самоуправления должен учесть 2 фактора: доход, приходящийся на каждого члена семьи того или иного лица, а также стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Другой причиной сокращения «очередников» явилось снятие с начала рыночных реформ правовых ограничений, появление легальных альтернативных путей решения жи-Приведенные статистические данные показывают существенное опережение цен вторичного жилья и все увеличивающийся с годами разрыв с ценами первичного рынка жилья. И, что не менее важно, опережение цен на жилье индекса потребительских цен.

Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов продолжает расти. При этом она зависит от многих факторов. Это и применяемые конструктивные решения, распо-

лищной проблемы.

В 2005 году из числа очередников получили жилье 1,5 тыс. семей (7,2% от общего числа). В то время как для обеспечения жильем только нуждающихся граждан необходимо 1,2 млн. кв. м. жилья, что в стоимостном выражении требует более 39,1 млрд. рублей инвестиций в текущих ценах.

Рынок жилья существенно разбалансирован. Анализ показывает, что потребность в жилье только очередников превышала фактический ввод жилья в 1990 году в 12 раз, в настоящее время имеет место 6-кратное превышение. К 2010 году можно ожидать сбалансированного спроса и предложения жилья и спроса очередников. Это не означает полного баланса спроса и предложения на рынке жилья (жилье покупают не очередники), но характеризует его общую динамику.

Доступность жилья определяется приемлемой долей оплаты за его приобретение в совокупном доходе семьи, выраженной в процентах. На доступность жилья оказывает влияние соотношение стоимости жилья и доходов семьи. При рыночной экономике важными факторами формирования спроса на жилье являются обеспеченность населения жильем на данный период, демографические процессы в стране, уровень доходов населения.

В настоящее время на рынке жилья края даже существующий ограниченный платежеспособный спрос населения превышает предложение. Это подтверждается ростом реальных цен как на первичном, так и на вторичном рынках жилья, а также увеличением разрыва между средней ценой жилья на первичном рынке и средней стоимостью строительства нового жилья. В таблице 1 представлена динамика индексов цен на жилье на первичном и вторичном рынках, а также индексы потребительских цен. ложение поставщиков-изготовителей строительной продукции, материала ограждающих стен, этажности и применяемых ограждающих несущих конструкций и др.

Существенно снижает доступность жилья удорожание, возникающее в результате различных «обременений» стоимости жилья (как легальных - стоимость подключения к инфраструктуре, развитие дорожной сети, социальных объектов, доля квартир для города, так и нелегальных - коррупционной составляющей стоимости жи-

Таблица 1

Индекс цен на рынке жилья и индекс потребительских цен в Хабаровском крае, %

Показатели Годы

2002 2003 2004 2005 2006

Индекс цен на первичном рынке жилья 141,94 130,38 122,1 112,1 111,72

Индекс цен на вторичном рынке жилья 139,28 127,09 127,63 116,3 124,6

Индекс потребительских цен 117,64 115,28 113,8 113,6 109,4

Источник: Ценовая ситуация на рынке жилья Хабаровского края. Аналитическая записка / Отв. за выпуск Т.В.Комягина. - Хабаровск: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной

статистики по Хабаровскому краю, 2006.

лья при получении согласовании и разрешений). Также снижает доступность жилья и существующая практика возложения на застройщиков жилых домов затрат, связанных с дополнительными нагрузками по развитию и обустройству магистральных и внутриквартальных инженерных сетей, иных объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры. Доля расходов на строительство инженерных сетей составляет от 7 до 30% сметной стоимости жилого объекта. Таким образом, именно ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой является существенным препятствием развития жилищного строительства.

Прибыль строительных организаций от продажи жилья наиболее значительна (в среднем 30%) для элитных квартир и квартир улучшенной планировки, которые пользуются наибольшим спросом у населения с высоким уровнем доходов. При строительстве типовых квартир прибыль от продаж незначительна (до 10%) и поэтому такое жилье, в основном, строится с участием бюджетных средств для отдельных категорий граждан (молодые семьи, работники бюджетных отраслей, военнослужащие и др.).

Основную долю в стоимости жилья занимают материальные затраты. За период 2002 - 2006 гг. стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций возросла в среднем на 55%.

Кроме того, предприятия края, обреме-

ненные высокими железнодорожными и энерготарифами, а также отдаленностью от сырьевых и комплектующих источников, вынуждены поднимать отпускные цены на выпускаемую продукцию, что делает ее по отдельным позициям неконкурентоспособной (при равных показателях по качеству цены на аналогичную продукцию на 20-40% превышают средние цены по России).

На высокий уровень отпускных цен на строительную продукцию краевых производителей в определенной мере влияют и завышенные размеры косвенных расходов, которые по отдельным крупным предприятиям составляют до 600% от основной заработной платы производственных рабочих. Это обусловлено низкой загрузкой существующих производственных мощностей, нерациональным их использованием, нарушением оптимального соотношения численности основных и вспомогательных рабочих и инженерно-технического персонала.

Динамика и структура доходов населения имеют важное значение как для банков - для оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков, так и для строительных организаций, поскольку принятие управленческих решений в области жилищного строительства во многом определяется дифференциацией спроса, предполагающей такое разделение рынка, когда каждый покупатель находит свою ценовую нишу, где характерны соответствие цены и покупательской способности каждой группы населения.

Таким образом, уровень доходов населения и степень их дифференциации между группами являются определяющими факторами формирования платежеспособ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика денежных доходов нас

за 2004 -

позволило домашним хозяйствам приостановить повышение доли текущего потребления в денежных расходах и стабилизировать ее. У населения появилась реальная

Таблица 2

;ления России и Хабаровского края 2006 гг., руб.

Денежные доходы в расчете на душу населения (рублей в месяц) 2004 2004 % к 2003 2005 2005 % к 2004 2006

Россия 6457 122.4 8023 124 9435

Хабаровский край 7476,2 120,1 9179 122,7 10833,7

ного спроса на жилье.

В таблице 2 представлена динамика изменения благосостояния населения Хабаровского края за 2000-2006 гг. в сравнении с российскими показателями.

В рассматриваемый период четко прослеживается тенденция к повышению уровня доходов населения. Показатель среднедушевых доходов населения не дает полной картины платежеспособного спроса населения и должен быть дополнен показателем распределения реальных доходов населения. В таблице 3 представлена динамика распределения реальных доходов населения Хабаровского края по груп-

возможность создания сбережений, а у банков - их мобилизации.

В соответствии с Основными направлениями экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года среднедушевые доходы на душу населения в месяц к 2010 году возрастут по сравнению с уровнем 2004 года в 2,1 раза и составят 15739 рублей при пессимистическом варианте развития и 15962 рубля -при оптимистическом варианте.

При этом, согласно Концепции стратегического развития Хабаровского края доля среднего класса к 2010 году составит до 40% от общей численности населения.

Распределение

Таблица 3

денежных доходов населения по группам населения Хабаровского края, %

Величина среднедушевых денежных Распределение реальных доходов

доходов населения Хабаровского населения

края 2004 2005 2006

Все население, в % 100 100 100

До 1000 рублей 0,6 0,2 0,3

1000,0-1500,0 2,0 1,0 и

1500,1-2000,0 3,6 2,1 1,9

2000,1-3000,0 10,7 7,3 6,3

3000,1-4000,0 12,3 9,6 8,3

4000,01-5000,0 11,7 10,2 8,8

5000,1-7000,0 19,0 18,4 16,5

Свыше 7000 40,1 51,2 56,9

Источник: Состояние социальной сферы и уровень жизни населения Хабаровского края (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). -Аналитическая записка. - Хабаровск: Хабаровскстат-г., 2006.

пам.

По данным статистики, реальные располагаемые доходы населения вплотную приблизились к уровню начала 1998 года, начиная со второй половины 2000 г., что

Ежегодные сбережения среднего класса будут составлять 45,7 млрд. руб., что позволит (при прогнозируемой стоимости 1 кв. метра жилья 27,7 тыс. руб.) построить за счет средств граждан 884,6 тыс. кв. мет-

ров и обеспечить жильем 18,2 тыс. семей.

Ситуацию на жилищном рынке характеризует коэффициент доступности жилья (КДЖ), который показывает за сколько лет среднестатистическая семья может приобрести квартиру, аккумулируя все свои доходы и не тратясь более ни на что. При этом, чем выше значение коэффициента доступности, тем ниже доступность самого жилья.

тиры для семьи из трех человек. Расчет показателя доступности жилья приведен в таблице 4.

Далее, рассчитаем коэффициент доступности жилья (КЖД) для населения края, занятого в различных отраслях экономики.

Приведенные расчёты показывают, что средний уровень доступности жилья не очень высок, и изменить ситуацию может:

Таблица 4

Расчет коэффициента доступности жилья в Хабаровском крае

Расчетные показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2010 г. (прогноз)

Исходные данные:

-Среднемесячные душевые доходы, руб. 7476,2 9179 10760 15739

-средняя рыночная стоимость 1 кв. м. жилья, руб. * 24630 27605 30740 33040

-средняя площадь 2-х комнатной квартиры, кв.м. 54 54 1 54 54

Коэффициент доступности жилья 4,8 4,4 4,2 3,1

Примечание: *по данным регионального центра ценообразования в строительстве министерства строительства Хабаровского края

КЖД = средняя стоимость жилья ПО социальной корме, руб. - снижение СТОИМОСТИ ВНОВЬ ВВОДИМОГО средний годовой доход семьи, руб. жилья за счёт внедрения новых материа-

Таблица 5

Коэффициент доступности жилья для населения, занятого в различных отраслях экономики Хабаровского края в 2006 году

Отрасли экономики КЖД при покупке жилья на первичном рынке КЖД при покупке жилья на вторичном рынке

Промышленность 5,56 4,21

Сельское хозяйство 5,67 4,5

Лесное хозяйство 5,51 5,35

Связь 4,69 3,72

Транспорт 5,0 5,81

Строительство 5,6 4,5

Здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение 7,5 5,96

Образование 8,13 7,25

Управление 6,1 5,1

Рассмотрим динамику показателя доступности жилья на условном примере семьи из трёх человек, принимая для расчета среднемесячные душевые доходы населения Хабаровского края за ряд лет, среднюю стоимость квадратного метра жилья и среднюю площадь 2-х комнатной квар-

лов и технологии;

- государственная поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий виде субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам либо за счёт предоставления субсидии на оплату первоначального взноса.

При этом, наиболее нуждаются в государственной поддержке при приобретении жилья работники бюджетной и социальной сфер, а также молодые семьи.

Экономические преобразования последних лет способствуют развитию некоторых положительных тенденций на рынке

Новоселье в Хабаровске

жилья в формировании платежеспособного спроса на жилье: происходит постоянный рост доходов населения в денежной форме на фоне стабильного темпа инфляции, вследствие чего высвобождаются ресурсы для создания сбережений. Более того, быстро растет прослойка населения со средними доходами. Эти люди не могут позволить себе купить квартиру, непосредственно оплатив всю стоимость, но они вполне могут стать собственниками жилья при помощи различных финансовых механизмов.

Российские регионы находятся в неравных условиях с точки зрения возможностей развития рынка жилья. Если в экономически развитых регионах с активными рынками жилья уже сегодня созрели предпосылки для резкого увеличения числа граждан, которые могут решать свои жилищные проблемы рыночными методами, то для большинства регионов России характерны явно недостаточные темпы жилищного строительства и модернизации в жилищно-коммунальном комплексе, недостаточный платежеспособный спрос населения на жилье, высокие риски на рынке жилья и ипотечного кредитования.

Наиболее сложная ситуация сложилась в менее развитых регионах со значимой

остротой основных проблем в жилищной сфере. В регионах данной группы острота основных проблем в жилищной сфере сочетается с ограниченностью возможностей по их решению. Поэтому при реализации Национального проекта в Хабаровском крае формирование полноценной инфраструктуры рынка жилья и демонополизация в жилищно-коммунальной сфере могут занять более длительный период времени.

Литература и источники:

1. 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 г. №51 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 673, 3301.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.2004 г. №188 - ФЗ // Собр. законодательства РФ.

- 2005. - №1 (часть 1). - Ст. 1, 14,

3. О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы: Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. №°675// Собр. законодательства РФ. - 2001.

- №39. - Ст. 3770.

4. О Краевой целевой программе «Жилище» на 2007-2010 годы: Закон

5. Хабаровского края от 29.11.2006 г. №s74 // Собр. законодательства Хабаровского края . - 2006. - №181.

6. О ходе реализации приоритетных национальных проектов в Хабаровском крае: Постановление правительства Хабаровского края от 20.11.2006 г. №176-пр // Собр. законодательства Хабаровского края. -2006 . - №11 (52).

7. О порядке реализации Краевой целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы в части предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуальных жилых домов: Постановление правительства Хабаровского края от 10.03.2007г. №49-пр // Собр. законодательства Хабаровского края. -2007. - №3 (56).

8. 7. О мерах по реализации Закона Хабаровского края от 29 ноября 2006 г. №74 «О Краевой Целевой программе «Жилище» на 2007-2010 годы»: Распоряжение правительства Хабаровского края от 29.01.2007г. № 21-р // Собр. законодательства Хабаровского края. - 2007 . - №1 (54).

9. Жилищный фонд Хабаровского края за 2005 год: Статистический бюллетень. №89. - Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. - Хабаровск., 2006.

- 59 с.

10. Доходы и расходы домашних хозяйств Хабаровского края в III квартале 2006 года (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств: Статистический бюллетень №168). - Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. - г. Хабаровск. - 2006. - 17 с.

11. Баронин, С.А. Оценка и прогнозирование рынка жилья в России / С. А. Баронин, В.А. Ступин // Имущественные отношения в РФ. - 2005. - №4 (43). - С. 30.

12. Данилов, Д.А. Доступность - понятие рыночное / Д.А.Данилов // Доступное жилье в России. - 2006. - №3. - С. 26-27.

13. Лисица, В.Н. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»: пробле-

мы правореализации / В.Н.Лисица // Жилищное право. - 2007. - №1.

14. Постановление правительства Хабаровского края от 29.07.2005. №90-пр «Об основных направлениях экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года».

15. Постановление правительства Хабаровского края от 11.11.2004 №88-пр «О концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года».

16. Состояние социальной сферы и уровень жизни населения Хабаровского края (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). Аналитическая записка. - Хабаровск: Хабаровск-стат, 2006.

17. Ценовая ситуация на рынке жилья Хабаровского края. Аналитическая записка / Отв. за выпуск Т.В.Комягина. - Хабаровск: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.