Научная статья на тему 'Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» на территории Кемеровской области: проблемы и результаты'

Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» на территории Кемеровской области: проблемы и результаты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков А.И.

Отражена специфика и определены основные принципы государственного регулирования жилищной сферы в России. Подведены итоги реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» за 2008 г. в Кемеровской области. Выявлены проблемы, сдерживающие ход его реализации. Определена роль малоэтажного строительства как существенного фактора повышения эффективности выполнения национального проекта. национальный проект, государственное управление, экономика региона, жилищная сфера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» на территории Кемеровской области: проблемы и результаты»

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ -ГРАЖДАНАМ РОССИИ» НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

А. И. рыбаков,

аспирант

Кемеровский государственный университет

Отражена специфика и определены основные принципы государственного регулирования жилищной сферы в России. Подведены итоги реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» за 2008 г. в Кемеровской области. Выявлены проблемы, сдерживающие ход его реализации. Определена роль малоэтажного строительства как существенного фактора повышения эффективности выполнения национального проекта.

Ключевые слова: национальный проект, государственное управление, экономика региона, жилищная сфера.

История развития государственного управления жилищной сферой в СССР и современной России. В

советское время, несмотря на предпринимаемые усилия, остались нерешенными социальные проблемы, в их числе — жилищная и продовольственная.

В дореволюционной России почти 85 % населения жили в сельской местности, крестьяне имели свою избу, жилищной проблемы практически не возникало [1, с. 45]. Сама проблема имеет «городское» происхождение и возникает в годы Революции и Гражданской войны, когда миллионы людей переселяются в города. Огромное количество реквизированных у богатых людей многокомнатных квартир превратились в так называемые «коммуналки».

Рассматривая жилищный вопрос, Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП (б), состоявшийся в июле 1926 г., обязал Госплан СССР при составлении пятилетнего плана развития промышленности учесть перспективный план рабочего жилищного

строительства с таким расчетом, чтобы «... жилищное строительство соответствовало бы плану восстановления промышленности по крупнейшим центрам и районам.». Строительство жилья привязывалось к восстановлению промышленности и, тем самым, имело отношение только к строительству жилья для рабочих. Об индивидуальном строительстве тогда никто не думал.

Коренной перелом в темпах жилищного строительства наступил после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР» в июле 1957 г. В июне 1962 г. выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве». В ноябре 1964 г. — «О дальнейшем развитии кооперативного жилищного строительства».

Если за пятилетку с 1946 по 1950 гг. в СССР было введено в эксплуатацию 200 млн м2 жилья, то с 1956 по 1960 гг. уже 474 млн м2, достигнув в последнюю пятилетку (с 1986 по 1990 гг.) 630 млн м2 [1, с. 50].

Таким образом, жилищная проблема решалась, но не такими темпами, которые бы могли обеспечить всех граждан доступным и комфортным жильем.

Сама жилищная система, функционировавшая в дореформенный период, характеризовалась жестким государственным регулированием всех жилищных отношений и доминированием государственной собственности.

В результате проведенных преобразований кардинальным образом изменилась структура собственности жилищного фонда страны. В 1999 г.

после приватизации 45 % квартир доля частного жилищного фонда составила 59 % по сравнению с 33 % в 1990 г.

Современное состояние рынка жилья в Российской Федерации обусловлено итогами реформирования жилищной отрасли, которое проводилось в период 1992 — 2006 гг. Реформирование жилищной сферы проходило в несколько этапов.

С 1989 по 1992 г. процесс реформирования осуществлялся фрагментарно. Меры, предпринимаемые в то время, носили подготовительный характер, не затрагивали основных проблем как в сфере строительства, так и в сфере управления жилищным фондом. Обеспечение доступным жильем граждан в качестве отдельного направления государственной жилищной политики не рассматривалось. По мнению автора, это объясняется тем, что свободный рынок жилья, по сути, отсутствовал.

Реальным началом реформирования жилищной сферы Российской Федерации можно считать декабрь 1992 г., когда был принят Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».

На базе этого законодательного акта была разработана Государственная целевая программа «Жилище», утвержденная в июне 1993 г., в которой были определены основные направления реформирования жилищной сферы. В качестве основных целей Государственной целевой программы «Жилище» были определены:

• создание полноценного рынка жилья, на котором для жилищного строительства используются частные капиталы и средства населения, кредиты государства, предоставляемые нуждающимся в жилище гражданам на льготных условиях;

• создание широкого слоя собственников жилья путем приватизации существующего жилищного фонда проживающими в них семьями и отдельными гражданами;

• развитие конкуренции в сфере эксплуатации жилья путем демонополизации систем коммунального обслуживания;

• переход на оплату жилищно-коммунальных услуг потребителями по стоимости, обеспечивающей полное возмещение затрат на обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг [1, с. 56].

Достижение указанных целей, в конечном счете, должно было привести к освобождению государства от функции бюджетного обеспечения жилищной сферы и переводу ее на самоокупаемость и самофинансирование.

Переход строительных организаций, занятых в жилищном строительстве, и предприятий промышленности строительных материалов на рыночные формы произошел очень быстро путем приватизации и создания новых частных строительных фирм. Все это позволило в достаточно короткий срок (в течение 1993 — 1994 гг.) создать рынок нового жилья во многих регионах страны.

Очень активно происходила в этот период приватизация существующего жилищного фонда. Уже к концу 1995 г. более 50 % жилья находилось в частной собственности. Приватизация жилья осуществлялась бесплатно, добровольно и один раз для каждого гражданина.

Сложно проходило реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Мероприятия, предусмотренные государственной целевой программой «Жилище», не привели к ожидаемым результатам. В связи с этим в последующие годы основные усилия были направлены на реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Августовский экономический кризис 1998 г. еще более усложнил проведение жилищной реформы. Вплоть до весны 2001 г. серьезных действий по реформированию жилищной сферы не проводилось.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 — 2010 гг.

С принятием этой программы начался второй этап жилищной реформы в России. В ходе реализации ФЦП «Жилище» были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

За период 2002—2005 гг. в результате реализации ФЦП «Жилище» и ее подпрограмм было усовершенствовано законодательство Российской Федерации, направленное на создание правовых условий развития рынка доступного жилья. Были приняты новые Жилищный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, являющиеся ключевыми нормативными правовыми актами в пакете принятых в декабре 2004 г. федеральных законов, формирующих законодательную основу рынка доступного жилья.

Однако ввод жилья в эксплуатацию по-прежнему характеризовался крайне низкими показателями.

Выявленные проблемы обусловили необходимость разработки нового подхода к реформированию жилищной сферы, который нашел свое

отражение в приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», стартовавшем в 2006 г. и реализуемом по сей день.

Основной целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию механизма реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» как существенного фактора реформирования жилищной сферы Кемеровской области.

Основные направления реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на региональном уровне. Кемеровская область относится к числу наиболее развитых регионов Сибири, имеющих ярко выраженную сырьевую специализацию. На территории области детально разведано и учтено Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации около 500 месторождений различных полезных ископаемых.

В отраслевой структуре экономики региона преобладают отрасли традиционной индустрии, развернутые преимущественно к середине XX в.: черная металлургия, угольная промышленность, химия. Сегодня Кемеровская область добывает 56 % российского угля, в том числе 76 % — коксующегося. Доля Кемеровской области в общероссийском производстве стали и проката черных металлов составляет 14 %, ферросилиция — 53 %, железнодорожных магистральных рельсов — 80 %, трамвайных рельсов — 100 % [3, с. 15].

Следует ожидать, что данная специализация сохранится на длительную перспективу. Это видно по структуре и объемам инвестиций в регионе, характеру наиболее амбициозных производственных проектов, реализуемых в Кемеровской области.

Главным направлением в решении социальных задач по улучшению качества жизни населения Кемеровской области, по мнению автора, является решение жилищной проблемы.

В целях реализации задач национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Кемеровской области приняты постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 26.06.2007 № 165 «Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы «Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения населения Кемеровской области» на 2008—2011 годы», постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 26.06.2007 № 170 «Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы «Жилище» на 2008—2011 годы»,

программа «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы», а также Стратегия развития строительного комплекса Кемеровской области, утвержденная постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.12.2005 № 182.

За 2008 г. на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» было направлено в целом 36,6 млрд руб., что на 40 % выше уровня 2007 г. (26,2 млрд руб. в 2007 г.), в том числе:

• из федерального бюджета — 4,1 млрд руб.,

• из областного бюджета — 4,5 млрд руб.,

• из местного бюджета — 0,5 млрд руб.,

• из внебюджетных источников — 27,5 млрд руб.

[2, с. 15].

За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 1 063,1 тыс. м2 жилья, что на 5,2 % больше уровня 2007 г. (1 010,4 тыс. м2), из них индивидуальными застройщиками построено 395 тыс. м2 жилья, что составляет 37 % в общем вводе жилья по области [3, с. 16].

Ввод жилья на одного человека увеличился по сравнению со значением показателя 2007 г. до 0,38 м2/чел. (уровень 2007 г. — 0,36 м2/чел.).

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя на 01.01.2009, составила 21,1 м2 (на 01.01.2008 — 20,7 м2).

В 2008 г. новоселье справили 21 тысяча кузбасских семей за счет получения квартир в новых домах и приобретения квартир на вторичном рынке, а также за счет повторного заселения муниципальных квартир.

На реализацию региональной целевой программы «Жилище» из областного бюджета в 2008 г. направлено 4,15 млрд руб., что на 30 % больше, чем в 2007 г., в том числе: инвестиций — 1,06 млрд руб.; субсидий — 0,19 млрд руб.; бюджетных кредитов — 2,9 млрд руб. [3, с. 16].

На обеспечение жильем социально незащищенных категорий граждан в рамках программы направлено 420,0 млн руб. Жилищные условия улучшили 400 чел., в том числе при заселении жилых домов бесплатные квартиры получили 73 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в новых домах предоставлены квартиры 7 детям-инвалидам.

В результате предоставления льготных бюджетных займов на строительство и приобретение жилья улучшили свои жилищные условия 3 100 семей работников бюджетной сферы на общую сумму 2,56 млрд руб., в том числе 1 805 молодых

семей (1,7 млрд руб.), что на 55 % больше, чем в прошлом году [3, с. 16].

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Из федерального бюджета на предоставление безвозмездных жилищных субсидий молодым семьям направлено 98,6 млн руб., освоено 60 % (приобретены квартиры молодыми семьями). Для софинансирования из областного бюджета перечислено 45 млн руб., из местного бюджета муниципальных образований 62,5 млн руб. Свидетельства получили 350 молодых семей, из них 200 семей приобрели жилье в 2008 г. Оставшиеся семьи (свидетельства получили в декабре 2008 г., срок реализации свидетельств — 9 месяцев) приобретут жилье в течение 2009 г.

На 01.01.2008 ветхий и аварийный жилищный фонд области насчитывал 3, 3 млн м2 (5,6 % от общего жилищного фонда). По подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» за прошедший год было выделено 4,5 млрд руб., переселено 4 500 семей, снесено 500 домов и бараков. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда снизилась на 0,2 % и составляет 5,4 % [3, с. 17].

По программе Минэнерго фактически за 10 лет — с 1998 по 2007 гг. было освоено 2 млрд руб., что позволило снести 1332 непригодных для проживания дома и улучшить жилищные условия 6100 семьям (в среднем 610 семей в год). В течение трех лет (2008 — 2010 гг.) на эти цели поступят 8,4 млрд руб. из федерального бюджета. Это позволит улучшить жилищные условия 8600 семей. В 2008 г. в Кузбасс уже поступили 3,2 млрд руб. из предусмотренного трехлетнего лимита, из которых 50 % средств вложено в строительство нового жилья в Кемеровской области. Переселено 3000 семей.

В рамках поддержки государственной корпорации Фонда содействия реформирования ЖКХ за 4 года (2008 — 2011 гг.) будет выделено 3,24 млрд руб. (в том числе доля федерального бюджета 1,96 млрд руб.), снесено 107,5 тыс. м2 аварийного жилья и переселено 2 570 семей. В 2008 г. в рамках программы выделено 955,6 млн руб. [3, с. 17].

Вместе с тем, в рамках реализации мер по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 г. в область поступили от Фонда дополнительные федеральные средства в объеме 163 млн руб. на переселение жителей из аварийных бараков. В порядке софинансирования из областного бюджета к этим средствам будет выделено дополнительно 106 млн руб. В целом, это позволит в 2009 г. расселить 31 аварийный многоквартирный дом, жилищные условия улучшат 195 семей.

С помощью государственных жилищных сертификатов улучшили свои жилищные условия 35 семей, из них:

• 11 участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф,

• 6 семей, выехавших из районов Крайнего Севера,

• 14 семей граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку,

• 4 семьи — вынужденные переселенцы.

На эти цели из федерального бюджета направлено 62,79 млн руб. Кроме того, в 2008 г. из областного бюджета выделено 11,0 млн руб. на предоставление субсидий ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС [3, с. 18].

На 2009 г. в рамках реализации национального проекта намечено ввести более 1000 тыс. м2 жилья, улучшить жилищные условия 21 тыс. семей, освоить 40 млрд руб.

Строительство объектов социальной сферы. В 2008 г. из областного бюджета для реализации программы «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной сферы» было направлено 1 926,6 млн руб., что вдвое больше финансирования прошлого года (981,2 млн руб. в 2007 г.). На строительство и реконструкцию было израсходовано 1440,5 млн руб., капитальный ремонт — 408,6 млн руб., проектно-изыскательские работы — 77,5 млн руб. [3, с. 20].

Основными направлениями в реализации бюджетных средств являлись:

• строительство объектов социальной инфраструктуры в новых застраиваемых микрорайонах городов области;

• строительство новых, современных учреждений социального назначения в уже застроенных микрорайонах с нехваткой ученических мест в учреждениях образования, объектов здравоохранения в развивающихся районах и городах;

• замена аварийных объектов социального назначения на новые.

Развитие базы стройиндустрии и производства строительных материалов Кемеровской области.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в строительном комплексе области в 2008 г., составил 79,2 млрд руб., или 112 % к уровню 2007 г.

Объем инвестиций, направленных строительными организациями Кузбасса в основной капитал, в 2008 г. составил 901,5 млн руб. (140 % к уровню прошлого года) [3, с. 22].

В настоящее время в отрасли действует свыше 2 000 организаций, 157 (8 %) из них — это специализированные дорожно-строительные организации, 126 (6 %) — организации, занимающиеся преимущественно установкой опор ЛЭП, линий промышленного и городского транспорта, 22 (1 %) — организации, специализирующиеся на возведении подземных сооружений.

Численность работников, занятых в строительных организациях области, составляет 61,2 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата за отчетный период — 15 302 руб. (122 % к соответствующему периоду 2007 г.). На предприятиях строительной индустрии Кузбасса заняты 11,7 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата за отчетный период — 15 149 руб. (116 % к уровню 2007 г.). Индекс промышленного производства по промышленности строительных материалов в 2008 г. составил около 120 % (к 2007 г.). Объем отгруженных товаров собственного производства — 21 300 млн руб. (121 % к прошлому году) [3, с. 22].

По мнению автора, в последнее время строительные компании Кемеровской области стали более мобильными, начали учитывать изменения конъюнктуры рынка и предоставлять конкурентоспособные услуги. Так, позитивным примером строительной деятельности является работа крупных строительных компаний: Ассоциация строительных организаций «Промстрой», ЗАО «Строительная компания «Южкузбасстрой», ООО «Новокузнецкий домостроительный комбинат», ООО «Жилищник — 2», которые строят дома как в монолитном, так и в панельном исполнении по энергосберегающим технологиям.

Инвестиции в промышленность строительных материалов составили 2,2 млрд руб., что в 3,5 раза превышает показатель предыдущего года. Столь значительное увеличение объема капитальных вложений в отрасль достигнуто благодаря реализации крупных инвестиционных проектов по созданию новых и модернизации существующих производств.

Следует отметить, что в настоящее время строительный комплекс области обеспечен основными строительными материалами для реализации поставленных перед ним задач.

Рост объемов строительства жилых домов из деталей крупнопанельного домостроения за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств Минэнерго России, позволил за последние 2 года (2007 — 2008 гг.) увеличить выпуск деталей на 62 %. В 2008 г. заводы практически вышли на проектную мощность.

Так, ЗАО «ТУ ЗЖБК», имея 100 % загрузку производственных мощностей под бюджетное строительство, увеличил выпуск продукции в 3 раза (с 1,5 — 2 тыс. м3/мес. в 2007 г. до 5,5 тыс. м3/мес. в 2008 г.).

В 2008 г. реализованы следующие инвестиционные проекты по созданию новых и модернизации существующих производств. Во исполнение постановления Коллегии Администрации Кемеровской области была предоставлена госгарантия Кемеровской области по кредиту на сумму 50 млн руб. ООО «Пиллон» для организации домостроительного комбината «ДСК-ХХ1 века» производственной мощностью 30 тыс. м2 жилья в год. В результате в 2008 г. завершены работы по запуску производства сборного железобетонного каркаса для многоэтажных зданий.

На ООО «Топкинский цемент» завершено строительство пятой технологической линии (печь № 5), которая позволит в перспективе увеличить выпуск цемента до 3,5 млн т в год. Объем капитальных вложений за 2 года составил около 1 млрд руб.

В Промышленновском районе введен в эксплуатацию завод по производству кирпича ООО «Зодчий» годовой мощностью 5 млн шт. кирпича.

В 4 кв. 2008 г. на Мазуровском кирпичном заводе начат выпуск полнотелого кирпича без существенного изменения производственной мощности завода.

Завершена реконструкция Тисульского кирпичного завода. Закуплено и смонтировано новое оборудование, проведен ремонт производственных цехов. В результате чего мощность завода была увеличена до 7 млн шт. кирпича в год, повышена марка выпускаемого кирпича.

В октябре 2008 г. ООО «Берег» начата добыча ПГС на Южном участке Верхотомского месторождения, что позволило компании увеличить производство щебня на 100 тыс. т., песка на 75 тыс. т.

В результате развития данных производств было создано 330 новых рабочих мест.

Градостроительная политика и проектирование. В целях дальнейшего развития строительного комплекса Кемеровской области в мае 2008 г. завершена разработка проекта схемы территориального планирования Кемеровской области. Проект направлен на согласование в Министерство регионального развития РФ. Утверждение проекта схемы территориального планирования Кемеровской области Коллегией АКО запланировано на третий квартал 2009 г. В 2008 г. институтом ООО ИТП «ГРАД» г. Омск разработаны областные нор-

мативы градостроительного проектирования. Их утверждение намечено на третий квартал 2009 г.

Всего на разработку документов территориального планирования в 2008 г. было направлено более 150 млн руб. [3, с. 25].

В 2009 г. продолжается разработка и согласование градостроительной документации муниципальных образований.

Также продолжается работа в рамках реализации подпрограммы «Сейсмобезопасность территории Кемеровской области», по результатам которой будут разработаны превентивные мероприятия по снижению сейсмического риска и даны рекомендации по корректировке генеральных планов городов, расположенных на сейсмоопасной территории. Продолжится работа по созданию региональной информационной системы территориального планирования, внедрение которой позволит значительно увеличить уровень информационной доступности и инвестиционной привлекательности.

Итоги работы инспекции государственного строительного надзора. В 2008 г. за счет увеличения объемов и темпов работы строительного комплекса Кузбасса количество объектов, поднадзорных инспекции, увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 15,4 % (2007 г. — 759 объектов; 2008 г. — 876 объектов, в т. ч.: строительство — 728; реконструкция — 136; капитальный ремонт — 12) [3, с. 27].

Количество проверок по обращениям и жалобам граждан сократилось с 470 (2007 г.) до 353 (2008 г.). Это свидетельствует о том, что объекты стали сдаваться в более полной готовности и с хорошим качеством.

За счет ужесточения со стороны инспекции спроса за качество выполнения работ увеличилось количество принятых административных мер по ст. 9.4. КоАП со 104 (2007 г.) до 130 (2008 г.), тогда как по ст. 9.5 КоАП (строительство без разрешения) уменьшилось на 47,2 % — с 286 (2007 г.) до 151 (2008 г.), что сказалось и на сумме штрафов: 2007 г. — 13,4 млн руб., 2008 г. — 9,3 млн руб. [3, с. 27].

Данные факты говорят о том, что заказчики-застройщики стали более оперативно реагировать на замечания инспекции еще на стадии выдачи им предписания.

Наиболее активно осуществлялась работа инспекции по надзору в сфере долевого строительства: в течение 2008 г. было принято 16 административных мер, по которым выписаны штрафы на сумму 1,93 млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании проведенного анализа выполнения задач национального проекта «Доступное и

комфортное жилье — гражданам России» на территории Кемеровской области в 2008 г. автором были выявлены основные проблемы, сдерживающие ход его реализации:

1. Недостаточное предложение земельных участков для жилищного строительства по причине отсутствия разработанных и согласованных проектов планировки территории.

2. Длительные сроки оформления земельных участков.

3. Отсутствие инженерных коммуникаций к выделенным площадкам комплексной жилищной застройки.

4. Износ инженерных сооружений и сетей до 60 %, затрудняющий подключение новых объектов.

5. Отсутствие свободных мощностей у энерго-снабжающих организаций, значительная степень зависимости от цен на продукцию и услуги естественных монополий.

В рамках улучшения реализации национального проекта на уровне региона автором была сформирована база «пилотных» площадок, которым будет оказана поддержка на областном уровне. С этой целью проведено аналитическое исследование «Формирование и развитие рынка доступного жилья в Кемеровской области», утверждены Планы первоочередных мероприятий по реализации региональных пилотных проектов, выработан механизм частно-государственного партнерства.

В настоящее время на постоянной основе организован мониторинг выполнения Плана первоочередных мероприятий с помощью программного средства «Primavera PM» для обеспечения выполнения и выявления невыполнения (задержки выполнения) работ, последующего их обобщения, анализа и выработки предложений нормативно-правового характера.

Создание такой базы привело к увеличению предложения земельных участков под жилищное строительство в регионе.

В настоящее время для решения возникших проблем, по мнению автора, необходимо:

• наладить должный контроль за подготовкой земельных участков к аукционам, сократить сроки прохождения процедур по оформлению документов на выделение земельных участков под жилищное строительство;

• ускорить процедуру оформления документов по сдаваемому жилью в Управлении Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области;

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

43

• на уровне заместителя Губернатора области по строительству создать Комиссию по оперативному контролю за ходом реализации программ строительства жилья в муниципальных образованиях;

• разработать и утвердить областную программу строительства инженерных сетей к площадкам комплексной застройки.

Роль малоэтажного строительства как существенного фактора реализации национального проекта. Решение задачи по увеличению темпов жилищного строительства невозможно без создания реальных финансовых, организационных, технических условий для массового развития малоэтажного строительства (многоквартирных домов до трех этажей и индивидуальных жилых домов), в первую очередь, в сельских территориях.

Доля ввода малоэтажного жилья в Кемеровской области увеличилась, начиная с 2005 г., с 200 до 490 тыс. м2 в 2008 г. (43 % общего объема введенного в эксплуатацию жилья), а к 2010 г. составит 500 тыс. м2 [2, с. 45].

На сегодняшний день малоэтажное строительство является, к сожалению, самым слабым и неподготовленным звеном во всей системе жилищного строительства и характеризуется отсутствием строительных организаций на селе, отдаленностью заводов-поставщиков кирпича, сборного железобетона, низким платежеспособным спросом населения.

В настоящее время на селе в Кемеровской области в очереди на улучшение жилищных условий стоят около 10 000 семей, большинство которых — льготные категории граждан и малоимущие семьи. Основу платежеспособного спроса на селе составляют работники бюджетной сферы, агропромышленного комплекса, молодые семьи, доля которых в общей очередности — 15 %.

Практика показывает, что если в начале ввод жилья в сельских территориях Кемеровской области осуществлялся, в основном, за счет ранее построенного, но юридически не оформленного жилья, то сейчас эта доля в большей степени реализуется за счет сдачи многоквартирных домов (в 2008 г. — 17 % от всего ввода жилья на селе), строительства коттеджей подрядным способом и по программе «Сельский дом» (9 %) [2, с. 46].

Основная проблема массового развития строительства жилья на селе в настоящее время заключается в том, что традиционные технологии и материалы строительства (кирпич, сборный железобетон) оказались затратными по стоимости квадратного

метра ввиду больших организационных затрат. Себестоимость строительства такими способами составляет 25—28 тыс. руб. за квадратный метр, в то время как покупательная способность кузбассовцев — не более 22 тыс. руб.

Одним из первых проектов масштабной комплексной малоэтажной застройки в Российской Федерации является кемеровский город-спутник «Лесная поляна», разработанный в соответствии с общемировыми тенденциями градостроительного планирования и архитектуры. Расчетная численность населения составляет 25 тыс. человек (1 150 тыс. м2 жилья).

Общая площадь участка города-спутника — 1 615 гектаров, из них 41 % отводится по застройку, на остальной территории (59 %) создаются спортивно-рекреационные зоны с особыми градостроительными регламентами по охране окружающей среды.

Расчетная численность населения на 2008 г. составляет 25 тыс. чел. Проект предполагает малоэтажную комплексную застройку территории разнообразными типами жилых домов (многоквартирные 2—3-этажные дома, блокированные дома и односемейные коттеджи), а также образовательными и медицинскими учреждениями; торгово-развлекательными комплексами и спортивными сооружениями.

Ключевыми особенностями планировочной структуры являются создание узнаваемого центра города-спутника; чередование районов средней и низкой плотности застройки; развитие системы открытых парков, скверов, двориков; обеспечение транспортной доступности. Каждый район города-спутника имеет свой локальный центр, в котором в пятиминутной доступности располагаются парковые зоны, магазины, спортивные и детские игровые площадки. Все районы города-спутника объединены в единое целое посредством сети дорог, велосипедных и пешеходных дорожек, коридорами дикой природы.

Общий объем инвестиций (в период 2007 — 2016 гг.) составит 52,092 млрд руб. Из них 1,434 млрд руб. (3 %) — из федерального бюджета, 4,658 млрд руб. (9 %) — из регионального бюджета, 46,0 млрд руб. (88 %) — из частных источников (заказчик — застройщик) [3, с. 42].

Основная цель проекта города-спутника Кемерово «Лесная поляна» — сформировать рынок доступного и комфортного жилья для семей с разным уровнем доходов. Для этого разработана отдельная комплексная программа. С использованием организационных и финансовых мер государственной

поддержки нижняя граница стоимости квадратного метра в городе-спутнике составит 20 тыс. руб. (в ценах на 01.01.2007).

В рамках проекта запланировано создание ряда уникальных объектов, имеющих региональное и местное значение (центр спорта, центр знаний, технопарк и т. д.), что позволит системно реализовать все национальные проекты, а также региональный проект «Культура». Создание комфортных и доступных условий для жизни и работы обеспечит привлекательность технопарка «Лесной поляны» и позволит привлекать сюда лучших отечественных и зарубежных специалистов для развития новых направлений экономики Кузбасса. Решение о создании технопарка Кемеровской области принято в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 12.2007 № 904.

В настоящее время введено в эксплуатацию 50 тыс. м2 жилья.

В 2008 г. заселено 400 молодых семей, а также состоялось официальное открытие общей врачебной практики, детского и торгового центров, опорного пункта милиции, пункта вневедомственной охраны, единого диспетчерского центра, территориального управления, отделения Сбербанка РФ, почтового отделения [3, с. 44].

В 2007—2008 гг. завершены строительно-монтажные работы по подведению внешних инженерных сетей к городу-спутнику (электро-, водо-, газоснабжение, канализация). Ведется строительство внутриквартальной инженерно-транспортной инфраструктуры. Объем выполненных работ по прокладке внешних и внутриквартальных сетей составил: газоснабжение (15 км), водоснабжение и канализация (36 км), связь (21,5 км), улично-до-рожная сеть (4,5 км). Введена в эксплуатацию первая очередь центральной электроподстанции «Спутник» мощностью 2 х 18 мВт, а также линии электроснабжения на первую очередь. Всего на строительство инженерных сетей из областного бюджета в 2008 г. поступило 177,6 млн руб. [3, с. 44].

Запущена в эксплуатацию первая очередь автомобильной дороги первой категории «Лесная поляна — ул. Терешковой» протяженностью 4,2 км, строящейся в рамках постановления Правительства РФ от 19.04. 2007 № 242.

Проектом комплексной застройки предусмотрено строительство 3 школ, 9 детских садов, 5 медицинских учреждений, спортивных сооружений общей стоимостью более 5 млрд руб.

В 2008 г. начато строительство школы с бассейном на 432 учащихся, детского сада на 220 мест и

проектирование второй площадки Кузбасского технопарка.

18.11.2008 администрацией Кемеровской области с Министерством регионального развития подписано соглашение № 470 о предоставлении в 2008 г. субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, согласно которому на строительство детского сада на 220 мест и школы с бассейном на 432 учащихся поступят средства из федерального бюджета.

На основании изученного опыта реализации проекта строительства города-спутника Кемерово «Лесная поляна» автором сделан следующий вывод: скорейшее решение проблемы развития малоэтажного строительства возможно только при активной работе в двух направлениях:

1. Поиск финансовых механизмов поддержки желающих строить и жить на селе.

2. Изучение применения новых технологий строительства, позволяющих уменьшить стоимость квадратного метра, но в то же время отвечающих всем нормам безопасности и комфортности проживания.

В настоящее время на уровне Президента РФ, Правительства РФ все активнее ставится вопрос о развитии малоэтажного строительства. Создаются различные центры по изучению имеющегося опыта и его распространению.

С целью развития малоэтажного строительства в Кемеровской области путем совершенствования производственной базы, возрождения и создания современных производственных мощностей на основе местных строительных материалов, обобщения имеющегося в России и за рубежом опыта малоэтажной застройки, автором предлагается создание Центра внедрения и развития малоэтажного строительства в Кемеровской области.

Еще одна причина массового развития малоэтажного строительства на территории Кемеровской области — скорейшее решение проблемы аварийного жилья. «Малоэтажку» отличают короткий цикл возведения зданий, низкая себестоимость, высокая конкуренция в этом сегменте, возможность адаптации проектов под местные материалы. Кроме того, переориентация на малоэтажное строительство создаст новые рабочие места.

В настоящее время на уровне Правительства РФ разрабатывается ряд мер по поддержке развития малоэтажного строительства. Например, утверждены и переданы в АИЖК стандарты земельной ипотеки, что является наиболее эффективным

механизмом стимулирования спроса на жилье в условиях кризиса.

Основное требование заключается в том, что ипотека должна выдаваться для строительства малоэтажных домов эконом-класса. Для домов в поселениях до 300 тыс. чел. площадь дома должна составлять 74—120 м2, для поселений свыше 300 тыс. чел. площадь варьируется от 90 до 150 м2. При этом площадь земельного участка при индивидуальном доме может составлять 8—10 соток, при дублированном — 4—6 соток. Стоимость дома, включая землю и инфраструктуру, не должна превышать 5 млн руб.

Земельная ипотека подразумевает поэтапность выделения средств. Сначала застройщик получает сумму на инженерную подготовку участка и строительство фундамента под залог земли. Потом участок с уже возведенными объектами переоценивается, и он получает следующую сумму уже под более ликвидный залог, потом еще раз. Это

позволит человеку вовремя получать деньги, достаточные для строительства. А банку — распределить и уменьшить свои риски.

Таким образом, системный подход к развитию малоэтажного строительства на территории Кемеровской области позволит достичь целей национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверченко В. А. , Царев И. Г. Жилищное строительство — старая песня о главном // Эко. 2005. № 7. С. 44 - 60.

2. Коган А. «Малоэтажку» запрограммировали: комплексный подход, новые решения // Строительный Кузбасс. 2007. № 11. С. 40 - 43.

3. Нацпроект: итоги года // Строительный Кузбасс. 2008. № 11. С. 15 - 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.