ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 332.146.2
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-266-268 NIION: 2015-0066-5/22-508 MOSURED: 77/27-011-2022-05-707
Реализация Национального проекта «Борьба с бедностью» на примере РСО - Алания
Мира Аслангериевна Кантемирова1, Карина Мавриковна Багаева2, Георгий Робертович Кобесов3
1 2 Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Владикавказ, Россия 3 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Аннотация. Рассмотрено содержание, направление развития, перспектива реализации в регионах Национального проекта «Борьба с бедностью». Изучены направления его развития на примере РСО-Алания.
Ключевые слова: национальный проект, борьба с бедностью, экономическая поддержка государства, малоимущие граждане
Для цитирования: Кантемирова М. А., Багаева К. М., Кобесов Г. Р. Реализация Национального проекта «Борьба с бедностью» на примере РСО - Алания // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 266-268. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-5-266-268.
Original article
Implementation of the National Project «Poverty Reduction» by the example of the Republic ofNorth Ossetia - Alania
Mira A. Kantemirova1, Karma M. Bagaeva2, Georgy R. Kobesov3
1 2 North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia
3 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Abstract. The content, direction of development, and prospects for the implementation of the National Project «Fighting Poverty» in the regions are considered. The directions of its development are studied on the example of RSO-Alania. Keywords: national project, fight against poverty, economic support of the state, poor citizens For citation: Kantemirova M. A., Bagaeva K. M., Kobesov G. R. Implementation of the National Project «Poverty Reduction» by the example of the Republic of North Ossetia - Alania. Bulletin of economic security. 2022;(5):266-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-266-268.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, вызовами, которые ставит перед государством нынешнее время. Институт государственной машины на современном этапе его развития должен уметь быстро реагировать на те изменения экономического, политического, правового характера, которые происходят в стране каждый день. Именно поэтому очень важно развивать и поддерживать экономически жителей своей страны. В современном мире такая форма поддержки социально-экономического развития государства как национальные проекты используется достаточно часто. Особенностью данного вида поддержки государства является тот факт, что в разработке их принимают непосредственное участие как Президент РФ, так и Правительство РФ. Национальные проекты, которые продолжают реали-
© Кантемирова М. А., Багаева К. М., Кобесов Г. Р., 2022
зовываться сегодня были приняты и подписаны указом Президента РФ В. В. Путиным в день его инаугурации. Также в качестве особенности можно выделить масштаб проектов. Как правило они реализуются на федеральном уровне, и основной целью является выведение на новый перспективный уровень важнейших отраслей экономики.
Одним из приоритетных проектов, направленных на ликвидацию бедности, обеспечение роста пенсий, увеличение дохода граждан, проживающих в Российской Федерации, является проект, который был разработан Правительством РФ, с привлечение Счетной Палаты РФ и лично Алексея Кудрина, направленный на снижение бедности и ускорение экономики. План реализации данного проекта разработан до 2024 года.
ECONOMIC SCIENCE
На наш взгляд, на сегодняшний момент данный национальный проект - один из наиболее амбициозных. Основным моментом проекта является борьба с высоким процентом малоимущих граждан. Надо сказать, что с 2018 года, данный процент сократился на две трети. В одном из последних своих выступлений Президент РФ поставил перед Правительством ряд задач: достижение устойчивого роста реальных доходов, а также роста пенсий выше инфляции, снижение в два раза уровня бедности. Курировать проект было поручено федеральным министерствам в лице соответствующих министров.
В программе национального проекта четко прописаны инструменты, с помощью которых все цели и задачи, стоящие перед Правительством - в частности и государством - в общем, по отношению к своим гражданам - будут достигнуты. Во-первых, речь идет о некоторой субъектной идентичности процесса реализации данного проекта. Поскольку каждый из регионов входящих в состав РФ имеет свои особенности экономического развития и финансовые перспективы по отношению к центру. Во-вторых, поскольку мы наблюдаем рост прожиточного минимума, необходимо повышать минимальный размер оплаты труда. Также, необходимо уделить внимание вопросу повышения страховых пенсий, это повышение должно быть эффективнее инфляции прошлого года, только тогда будет иметь место результат. Далее, возникает необходимость увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, индексирование социальных выплат и пособий. Начиная с 2020 года Министерству Труда поручено предоставлять ежегодный доклад с результатами мониторинга регионов по данным направлениям.
Уже сейчас вся работа по реализации данного проекта разделена на ряд блоков или этапов. Первый этап заключается в том, чтобы провести анализ как на региональных, так и на муниципальных уровнях причин бедности. Выявить семьи, с низким уровнем доходов, проанализировать периоды нахождения таких граждан или семей в состоянии бедности (постоянно или при наличии каких - либо обстоятельств чрезвычайного характера).
В соответствии с данными Росстата на 2020 год на примере РСО - Алания: соотношение денежных доходов населения - 23 928 рублей и величины прожиточного минимума - 9 834 рубля. На 2020 год 13,9 % от общей численности жителей РСО - Алания проживает с доходами в 9 834 рубля в месяц.
Если анализировать в целом всю ситуацию по стране, то по данным Росстата, наиболее обеспеченными являются семьи с детьми, уровень бедности у них 23 %. Такая ситуация, к сожалению, логична. В связи с рождением детей, увеличиваются расходы на питание, содержание, развитие ребенка. Плюс ко всему, один из членов семьи остается без работы и соответственно, без зарплаты. Нельзя не упомянуть систему пособий в дан-
ном случае, но она все же не покрывает все расходы на 100 процентов.
Итогом такого рода мониторинга должны стать реестры по всем регионам Российской Федерации, в которых бы отражалось реальное положение дел в каждом регионе.
Вторым этапом проекта является поддержка населения с помощью социальных контрактов. Руководителем данной программы в РСО - Алания является Константин Абаев. В одном из своих интервью он отметил, целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является улучшение материального положения малоимущих граждан, а также снижение уровня безработицы. Содержание помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта заключается в поиске подходящей работы, консультирование и помощь при реализации деятельности по ведению личного подсобного хозяйства, при начале деятельности по индивидуальному предпринимательству. Данный проект был запущен при В. Битарове еще в 2019 году. По предварительным данным общая численность граждан, заключивших социальный контракт в 2021 году должна составить порядка 1 077 человек. На эти цели из федерального и республиканского бюджетов выделено в общей сумме 151 млн рублей.
В целях реализации данного проекта в республике были созданы Комплексные центры социального обслуживания. В Алагирском районе, например, создан отдел, в котором трудятся 4 специалиста и руководитель Людмила Касаева. Такие комиссии и центры тесно сотрудничают с Фондом поддержки предпринимательства. Планируется, что только в Алагире и в районе поддержкой данных центров воспользуются около 70 человек. Приходя в такой центр, гражданин может не только заключить социальный контракт, но и получить консультации по всем интересующим вопросам. Также, при центрах работают межведомственные комиссии, которые осуществляют мониторинг и изучают обращения граждан, которые хотели бы заключить социальный контракт. Немаловажным является тот факт, что в рамках проекта на осуществление предпринимательской деятельности выплачивается до 250 тыс. рублей; на ведение личного подсобного хозяйства - 100 тыс. рублей; на поиск работы - выплаты в размере 10 499 рублей (в течении 4 месяцев).
По нашему мнению, для того, чтобы данный проект реализовывался еще более эффективно, необходимо тесное сотрудничество с Комитетом республики Северная Осетия - Алания по занятости населения. Причем, такого рода сотрудничество не должно ограничиваться только заключением социальных контрактов. Необходимо совместно с Комплексными Центрами разработать программу для переобучения граждан, профессии которых на сегодняшний день не является востребованными в нашем регионе. Также необходимо уделить особое внимание гражданам с ограниченными возможностями здоровья, поскольку иногда, физически они не могут
№ 5/2022
Bulletin of economic security
267
воспользоваться данной программой. Но при переобучении и с направлением от Комитета могут стать рабочей единицей у индивидуального предпринимателя, или у гражданина, занимающегося личным подсобным хозяйством, конечно, если специфика работы подходит. В свою очередь, для поддержки таких работодателей могут быть предусмотрены некоторые льготы. Например, получение субсидий от государства или льготного беспроцентного кредита.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время в Северной Осетии, где за последние несколько лет выросли доходы от трудовой деятельности почти на четверть, около 100 тыс. человек относятся к категории малоимущих, это почти каждый седьмой житель северокавказской республики. По данным Минсоцразвития республики, наиболее уязвимыми являются семьи с детьми, в регионе дети до 16 лет составляют 32,6 % всего бедного населения республики.
Россия каждым днем шаг за шагом стремится к улучшению качества жизни своих граждан. Внутри страны реализуются программы и проекты, которые направлены на укрепление стабильности в плане экономическом, правовом, социальном. Проект «Борьба с бедностью» дает возможность гражданам государства не выживать, а развиваться. Что непременно приведет
и к улучшению социально-экономических показателей в каждом регионе.
Библиографический список
1. Сайт мультимедийных холдингов России «РБК».
2. Управление Федеральной Службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу - stavstat.gks.ru.
3. Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, программа «Борьба с бедностью» 26.03.2021.
4. Главная-Администрация местного самоуправления Алагирского района - сайт алаг-ир.рф.
5. Медийно-сервисный интернет-портал rambler.ru.
Bibliographic list
1. Website of multimedia holdings of Russia «RBC».
2. Department of the Federal State Statistics Service for the North Caucasus Federal District - stavstat.gks.ru.
3. Ministry of Labor and Social Development of the Republic of North Ossetia - Alania, program «Fight against poverty» 26.03.2021.
4. Home-Administration of local self-government of Alagirsky district - website алаг-ир.рф.
5. Media and service Internet portal rambler.ru.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
М. А. Кантемирова - профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социально-экономических наук Северо-Осетинской государственной медицинской академии;
К. М. Багаева - студентка 1 курса Северо-Осетинской государственной медицинской академии;
Г. Р. Кобесов - студент 1 курса Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Information about the authors
M. A. Kantemirova - Professor of the Department of Public Health, Public Health and Socio-Economic Sciences of the North Ossetian State Medical Academy;
K. M. Bagaeva - 1st year student of the North Ossetian State Medical Academy;
G. R. Kobesov - 1st year student of the Higher School of State Audit of the Lomonosov Moscow State University.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 13.07.2022; одобрена после рецензирования 15.08.2022; принята к публикации 22.09.2022.
The article was submitted 13.07.2022; approved after reviewing 15.08.2022; accepted for publication 22.09.2022.