Научная статья на тему 'ИСЛАМ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ: СОЦИАЛЬНОЕ АКТОРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ'

ИСЛАМ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ: СОЦИАЛЬНОЕ АКТОРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
220
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ / ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН / РЕИСЛАМИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АКТОР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бирагова Бэла Маирбековна

В статье представлен политологический анализ мобилизационного потенциала Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания в контексте процессов религиозного и этнического «ренессанса», реисламизации и политизации ислама, охвативших национальные республики Северного Кавказа с конца 20 - начала 21 вв. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения стремительно меняющейся мобилизационной роли ислама в государственно-конфессиональной, межконфессиональной и межэтнической коммуникации в регионе. Мобилизационный потенциал Духовного управления мусульман РСО-Алания в обеспечении межрелигиозного и государственно-конфессионального диалога рассмотрен с позиций коммуникативного и акторного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAM IN THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA: SOCIAL ACTING AND POLITICAL TRANSFORMATION

The article presents a political analysis of the mobilization potential of the Spiritual Administration of Muslims of the Republic of North Ossetia-Alania in the context of the processes of religious and ethnic “renaissance”, re-Islamization and politicization of Islam that have engulfed the national republics of the North Caucasus since the late 20th and early 21st centuries. The relevance of the study is due to the need to study the rapidly changing mobilization role of Islam in the state-confessional, inter-confessional and inter-ethnic communication in the region. The mobilization potential of the Spiritual Administration of Muslims of North Ossetia-Alania in ensuring interreligious and interethnic dialogue is considered from the standpoint of communicative and actor approaches.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ: СОЦИАЛЬНОЕ АКТОРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ, ТЕХНОЛОГИИ

Ислам в Республике Северная Осетия-Алания: социальное акторство и политическая трансформация

Бирагова Бэла Маирбековна,

к.п.н., старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра Владикавказский научный центр РАН E-mail: [email protected]

В статье представлен политологический анализ мобилизационного потенциала Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания в контексте процессов религиозного и этнического «ренессанса», реисламизации и политизации ислама, охвативших национальные республики Северного Кавказа с конца 20 - начала 21 вв. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения стремительно меняющейся мобилизационной роли ислама в государственно-конфессиональной, межконфессиональной и межэтнической коммуникации в регионе. Мобилизационный потенциал Духовного управления мусульман РСО-Алания в обеспечении межрелигиозного и государственно-конфессионального диалога рассмотрен с позиций коммуникативного и акторного подходов.

Ключевые слова: ислам, Республика Северная Осетия-Алания, Духовное управление мусульман, реисламизация, культурно-сложное общество, межконфессиональные отношения, актор.

F7

U

см

см

см

Z

84

Процессы религиозного и этнического «ренессанса», охватившие постперестроечную Российскую Федерацию в конце 20 - начале 21 вв., имеют общие и частные проявления в республиках Северного Кавказа, которые являются культурно-сложными обществами с многоуровневой идентичностью, что, с одной стороны, делает регион уникальным с точки зрения культурной самобытности и туристической привлекательности, с другой -создает латентные риски межэтнической, межконфессиональной и этнополитической дестабилизации.

Не является исключением Республика Северная Осетия-Алания - полинациональный и поликонфессиональный субъект Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации с населением 696837 человек (на 01 января 2020 г.) [1]. На территории республики исторически проживают представители около ста национальностей, функционируют 33 национально-культурных объединения и 110 религиозных организаций [2].

Исторически Осетия позиционируется как форпост православия на преимущественно мусульманском юге России, чему способствуют несколько факторов. Осетия является наследницей древней апостольской православной традиции - в 2022 году, согласно Указу Президента Российской Федерации от 14.10.2017 № 480, отмечается 1100-летие крещения Алании [3], 48,6% населения республики исповедуют православие [4], Владикавказская и Аланская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат) является наиболее многочисленной религиозной структурой в республике и включает 41 организацию. Ислам исповедуют 12,2% населения Республики Северная Осетия-Алания. Менее 1% населения составляют: евангелистские христиане-баптисты, христиане веры евангельской-пятидесятники, христиане веры евангельской, евангельские христиане, духовные христиане-молокане, христиане адвентисты седьмого дня, католики латинского обряда, Евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, Армянская апостольская церковь, Общество сознания Кришны. Традиционных верований осетин придерживаются 22,5% населения, атеистами себя считают 6,5%. Духовное управление мусульман представляют 27 подведомственных организаций, традиционные верования осетин - 6 организаций, иудаизм, католицизм, Армянскую апостольскую церковь - по 2 организации, баптисты, евангелисты, адвентисты, пятидесятники и др. - всего 30 протестантских организаций [5].

Таким образом, согласно статистическим данным, православие (48,6%) и ислам (12,2%) сохраняют позиции основных религиозных систем в Республике Северная Осетия-Алания, что вызывает научный интерес к вопросу роли мобилизационного потенциала православных и мусульманских организаций в обеспечении межрелигиозного диалога в Республике Северная Осетия-Алания как ключевых религиозных акторов государственно-конфессиональных и межконфессиональных коммуникаций.

Генезис христианства у алан-осетин достаточно хорошо исследован в осетинской историографии. Ислам в Осетии, его место и роль в процессах этнической самоидентификации и этнокультурного развития осетин является наименее изученным в современном осети-новедении. Однако уже сейчас можно говорить о наметившейся тенденции трансформации как собственно религиозной, так и социально-политической роли ислама в рамках культурно-сложного североосетинского общества.

Фронтальный контент-анализ региональных СМИ отражает тенденции медиатизации и политизации ислама в регионе, более активное вовлечение Духовного управления мусульман РСО-Алания в процессы политической коммуникации на региональном, федеральном и международном уровнях.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения стремительно меняющейся мобилизационной роли ислама в государственно-конфессиональной, межконфессиональной и межэтнической коммуникации в регионе. Мобилизационный потенциал Духовного управления мусульман РСО-Алания в обеспечении межрелигиозного и межэтнического диалога наиболее конструктивно рассматривать с позиций коммуникативного и акторного подходов.

Началом процесса реисламизации в Осетии следует считать февраль 1988 г., когда в исторически мусульманском селении Чикола по решению Совета по делам религий при Совете Министров СССР была зарегистрирована община из 62 человек во главе с председателем Дзанхотом Хекилаевым, впоследствии ставшим и первым муфтием образованного в 1991 году Духовного управления мусульман. В 1994 году был проведен первый съезд мусульман республики.

Религиозная и социально-политическая трансформация мусульманской уммы в Осетии проходила на фоне осложняясь серьезными испытаниями, которые имели как внешние, так и внутренние причины. К внешним следует отнести: социально-экономический коллапс «кризисных» 90-х годов в связи с развалом СССР; глобальное противостояние христианского запада мусульманскому Востоку; так называемое столкновение цивилизаций, проявившее себя в виде международного терроризма, возникновение на религиозно-политической карте мира ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), рост атак радикально настроенных мусульман в странах ЕС и охвативший Европу кризис мультикультурализма и т.д. Среди внутренних причин: война в Чечне (1994-1996), ингушско-осетинский (1992) и грузино-югоосетинский конфликты (1991-1992), расползание радикального исламского экстремизма и терроризма по всему Северному Кавказу, институциональный раскол в умме, террористический акт в Школе № 1 г. Беслана, убийство имамов Владикавказской Соборной мечети И. Дударова и Р. Гамзатова, убийство народного поэта и общественного деятеля Ш. Джикаева членом ум-мы Д. Мурашевым, ряд скандалов в связи со вскрывшимися фактами иностранного финансирования деятельности ДУМ РСО-Алания, усиление роли православной церкви в рамках парадигмы 1100-летия принятия Алания христианства, а также нарастающего информационного давления со стороны адептов традиционной осетинской религии «Уацдин».

Новая эпоха началась для ДУМ РСО-Алания с избранием на V Съезде мусульман Северной Осетии 17 марта 2011 г. муфтия Хаджимурата Гацалова. Среди управленческих заслуг нового духовного лидера мусульман Осетии следует считать: консолидацию уммы под знаменами традиционного ислама, оформление общественно-

политического статуса ДУМ РСО-Алания как важного социального актора внутриконфессиональной, межконфессиональной и государственно-конфессиональной (политической) коммуникации в регионе.

ДУМ РСО-Алания осуществляет активную духовно-просветительскую (конференции, круглые столы) и социально-ориентированную деятельность (спортивные соревнования, субботники, благотворительные акции). В целях профилактики распространения экстремизма в молодежной среде на регулярной основе проводятся просветительские встречи с учащимися вузов и ссузов, адресно-профилактическая работа ведется с родственниками и членами семей лиц, принимающих участие в боевых действиях на стороне международных террористических организаций.

Репутационно-знаковым событием в деятельности ДУМ РСО-Алания стало принятие 25 мая 2013 года во Владикавказе имамами 29 мусульманских общин фетвы о неприменимости к Северной Осетии термина «дар аль-харб» («территория войны») и о недопустимости участия североосетинских мусульман в войне в Сирии на стороне запрещенной в России террористической организации ИГИЛ [6]. В дополнение 24 августа 2015 года на специальной конференции «ИГИЛ на весах шариата» в г. Моздоке Религиозным советом мусульман Северной Осетии принята фетва, в которой было обозначено, что так называемое «Исламское государство» «не является праведным исламским халифатом», а стоящий во главе него Абу Бакр аль-Багдади - не является халифом мусульман и «никому не дозволено присягать на верность ИГИЛ, отправляться туда или поддерживать их каким-либо образом» [7].

В 2014 году впервые в истории североосетинской уммы по инициативе ДУМ РСО-Алания состоялся Съезд мусульманок РСО-Алания, делегаты которого акцентировали свое внимание на проблемах современной семьи, прав и обязанностей женщин, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и т.д. [8]. 13 июля 2022 года во Владикавказе состоялась первая женская межконфессиональная (совместно с Владикавказской и Аланской епархией Русской православной церкви) конференция на тему «Роль женщины-матери в формировании гражданской идентичности молодежи».

Муфтий ДУМ РСО-Алания демонстрирует открытость и готовность к коммуникации с научным и медийным сообществом, органами государственной власти, различными конфессиями республики. Х. Гацалов входит в состав Общественной палаты РСО-Алания, Общественного Совета при Министерстве РСО-Алания по национальной политике и внешним связям, Общественного совета г. Владикавказа, Совета по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений при Главе РСО-Алания и др. Х. Гацалов также является сопредседателем Совета муфтиев России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа, входит в Группу стратегического видения «Россия - исламский мир».

Мобилизационный потенциал ДУМ РСО-А под руководством Х. Гацалова эффективно проявил себя и в межрегиональном и международном этнокультурном взаимодействии, о чем свидетельствуют следующие знаковые мероприятия: Фестиваль молодежи «Мир Кавказу -мы вместе» (с. Эльхотово, 2017), Конференция исламских социальных проектов (Владикавказ, 2018), визит министра по делам религии Кувейта доктора Адель аль-Фаляха и видного российского мусульманского деятеля Али Вячеслава Полосина (Владикавказ, 2013), Всероссийская научно-практическая конференция «Духовное служение и социальная миссия религиозных организаций в контексте формирования общероссийской граж-

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

данской идентичности» (Владикавказ, 2022), Международная научно-практическая конференция «Межрелигиозный диалог как основа мира на Балканах» (Владикавказ, 2022) и др.

ДУМ РСО-Алания уделяет пристальное внимание формированию позитивного медийного образа ислама в информационном пространстве республики. Официальными средствами массовой информации ДУМ РСО-Алания являются: сайт islamosetia.ru, религиозное, культурно-просветительское независимое издание «Дар-уль-Ислам» (предыдущее название - «Минарет», основано в сентябре 2002 года), газета «Осетия-Голос Ислама» (основана в 2014 году). Информацию о жизни мусульманской уммы республики также транслирует ряд Телеграм-каналов и аккаунтов в социальных сетях.

Таким образом, рассмотрение мобилизационного потенциала ислама в Северной Осетии, его институционального и политического становления в постперестроечное время, а также политологический анализ и мониторинг деятельности Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания показывают четкую тенденцию реисламизации в регионе в парадигме «традиционного», российского ислама, нацеленность на конструктивную внутреннюю - государственно-конфессиональную и межконфессиональную - коммуникацию в целях обеспечения межрелигиозного диалога и социально-политической стабильности в регионе, и внешнюю коммуникацию - с исламским миром в целом. Ключевой стратегией реализации мобилизационного потенциала Духовного управления мусульман РСО-Алания является активное вовлечение в массово-коммуникационную деятельность и политическую коммуникацию на региональном, федеральном и международном уровнях.

6. Обращение к участникам конференции, к мусульманам Республики Северная Осетия-Алания// ДУМ РСО-Алания. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://islamosetia.ru/2013/05/28/2013-05-28-18-41-54/.

7. Решение религиозного совета мусульман РСО-А-лания // ДУМ РСО-Алания. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://islamosetia. ru/2015/08/27/2015-08-27-18-44-32/.

8. Обращение I Съезда мусульманок РСО-Алания // Голос Ислама. 2014. № 3(03).

ISLAM IN THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA: SOCIAL ACTING AND POLITICAL TRANSFORMATION

Biragova B.M.

North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Research named after V.I. Abaev - a branch of the Federal State Budgetary Institution of Science of the Federal Scientific Center Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

The article presents a political analysis of the mobilization potential of the Spiritual Administration of Muslims of the Republic of North Ossetia-Alania in the context of the processes of religious and ethnic "renaissance", re-Islamization and politicization of Islam that have engulfed the national republics of the North Caucasus since the late 20th and early 21st centuries. The relevance of the study is due to the need to study the rapidly changing mobilization role of Islam in the state-confessional, inter-confessional and inter-ethnic communication in the region. The mobilization potential of the Spiritual Administration of Muslims of North Ossetia-Alania in ensuring interreli-gious and interethnic dialogue is considered from the standpoint of communicative and actor approaches.

Keywords: Islam, Republic of North Ossetia-Alania, Spiritual Administration of Muslims, re-Islamization, culturally complex society, interfaith relations, actor.

CO I_

u

CM

Литература

1. Республика Северная Осетия-Алания в цифрах, 2020: краткий статистический сборник. ОП Северо-Кавказстата по РСО-Алания, 2020. - 237 с. - С. 29. [Электронный ресурс]. URL: https://stavstat.gks.ru/ storage/mediabank/OSET_2020.pdf.

2. Религия. Министерство Республики Северная Осетия-Алания по национальной политике и внешним связям. [Электронный ресурс]. URL: http://min-nats.alania.gov.ru/activity/religion.

3. Указ Президента Российской Федерации от 14.10.2017 № 480 «О праздновании 1100-летия крещения Алании». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42372.

4. Данные приведены по итогам социологического исследования «Мониторинг государственно-конфессиональных отношений и отношение населения к экстремистским проявлениям в Республике Северная Осетия-Алания», проведенного СевероОсетинским центром исследований Института социально-политических исследований РАН (при финансовой поддержке Министерства РСО-Алания по вопросам национальных отношений) в 2013 году. [Электронный ресурс]. URL: http://minnats.alania.gov. ru/activity/religion.

5. Религия. Министерство Республики Северная Осетия-Алания по национальной политике и внешним связям. [Электронный ресурс]. URL: http://min-nats.alania.gov.ru/activity/religion.

References

1. The Republic of North Ossetia-Alania in numbers, 2020: a brief statistical compendium. OP of the North Caucasus Statistical Office for North Ossetia-Alania, 2020. - 237 p. - P. 29. URL: https://stavstat.gks.ru/storage/mediabank/OSET_2020.pdf.

2. Religion. Ministry of the Republic of North Ossetia-Alania for national policy and external relations. URL: http://minnats.alania. gov.ru/activity/religion.

3. Decree of the President of the Russian Federation of October 14, 2017 No. 480 "On the celebration of the 1100th anniversary of the Christening of Alania". URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/42372

4. The data are based on the results of the sociological study "Monitoring of state-confessional relations and the attitude of the population towards extremist manifestations in the Republic of North Ossetia-Alania", conducted by the North Ossetian Research Center of the Institute for Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences (with financial support from the Ministry of North Ossetia-Alania for national relations) in 2013. URL: http://minnats.alania.gov.ru/activity/religion.

5. Religion. Ministry of the Republic of North Ossetia-Alania for national policy and external relations. URL: http://minnats.alania. gov.ru/activity/religion.

6. Appeal to the participants of the conference, to the Muslims of the Republic of North Ossetia-Alania // DUM RNO-Alania. Official web-site. URL: http://islamosetia.ru/2013/05/28/2013-05-28-18-41-54/

7. The decision of the religious council of Muslims of RNO-Ala-nia // DUM RNO-Alania. Official site. URL: http://islamosetia. ru/2015/08/27/2015-08-27-18-44-32/

8. Appeal of the I Congress of Muslim Women of North Ossetia-Alania // Voice of Islam. 2014. No. 3 (03).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.