Научная статья на тему 'Роль религии в Северной Осетии'

Роль религии в Северной Осетии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1361
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ РЕЛИГИИ / ДУХОВНАЯ СИЛА / ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОЦЕРКОВЛЕННОСТЬ / THE ROLE OF RELIGION / SPIRITUAL POWER / TRADITIONAL BELIEFS / MORALITY / CHURCHED

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козенова Диана Владимировна

В данной работе представлены краткие сведения о самой республике Северная Осетия-Алания, а также некоторый обзор роли религии в Северной Осетии, где, по мнению наших респондентов, религия выступает в качестве важной духовной силы. Северная Осетия-Алания одна из древнейших колыбелей Христианства. Предки осетин скифы, сарматы, аланы – были одними из первых, услышавших благую весть. Учение Христа на аланскую землю принесли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Вместе с тем мусульманская религия была известна предкам осетин еще в монгольскую эпоху. Хотя осетины числятся христианами и мусульманами, но до сих пор они держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу. Целью данной работы является определение роли религии в Северной Осетии. Методология проведения работы: заключается в сборе и обработке и информации, документов, анализе анкетных данных. Результаты исследования: На сегодняшний день, очевидно, что религия играет существенную роль в жизни республики, способствует духовному развитию. Область применения результатов: представленный материал может быть использован в учебных курсах «Социология» и «Социология религии» для студентов гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RELIGION IN NORTH OSSETIA

This work presents a summary information of the republic of North Ossetia, and some overview of the role of religion in North Ossetia where in the opinion of our respondents, religion acts as a spiritual force. North Ossetia one of the oldest cradles of Christianity. The ancestors of Ossetians, Scythians, Sarmatians, Alans were among the first who heard the good news Good News. The teaching of Christ to Alans earth brought the apostles Andrew and Simon the Zealot. However the Muslim religion was known ancestors of Ossetians are the Mongolian era. Although the Ossetians are registered Christians and Muslims, but still they keep religion of their ancestors, according to which believe in one God, the Creator of the World, in the existence of a soul and the dead, and in the spirit world, submission to God The purpose of this work is to determine the role of religion in North Ossetia. The methodology of the work: is the processing and analysis of personal data. Results: Today it is obvious that religion plays a significant role in the life of the Republic contributes to spiritual development. The scope of the results: The material presented can be used in training courses sociology and the sociology of religion for students of humanitarian specialties.

Текст научной работы на тему «Роль религии в Северной Осетии»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-26 УДК 1

РОЛЬ РЕЛИГИИ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Козенова Д.В

В данной работе представлены краткие сведения о самой республике Северная Осетия-Алания, а также некоторый обзор роли религии в Северной Осетии, где, по мнению наших респондентов, религия выступает в качестве важной духовной силы. Северная Осетия-Алания - одна из древнейших колыбелей Христианства. Предки осетин скифы, сарматы, аланы - были одними из первых, услышавших благую весть. Учение Христа на аланскую землю принесли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Вместе с тем мусульманская религия была известна предкам осетин еще в монгольскую эпоху. Хотя осетины числятся христианами и мусульманами, но до сих пор они держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу.

Целью данной работы является определение роли религии в Северной Осетии. Методология проведения работы: заключается в сборе и обработке и информации, документов, анализе анкетных данных. Результаты исследования: На сегодняшний день, очевидно, что религия играет существенную роль в жизни республики, способствует духовному развитию. Область применения результатов: представленный материал может быть использован в учебных курсах «Социология» и «Социология религии» для студентов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: роль религии, духовная сила, традиционные верования, нравственность, воцерковленность.

THE ROLE OF RELIGION IN NORTH OSSETIA

Kozenova D.V.

This work presents a summary information of the republic of North Ossetia, and some overview of the role of religion in North Ossetia where in the opinion of our respondents, religion acts as a spiritual force. North Ossetia - one of the oldest cradles of Christianity. The ancestors of Ossetians, Scythians, Sarmatians, Alans were among the first who heard the good news Good News. The teaching of Christ to Alans earth brought the apostles Andrew and Simon the Zealot. However the Muslim religion was known ancestors of Ossetians are the Mongolian era. Although the Ossetians are registered Christians and Muslims, but still they keep religion of their ancestors, according to which believe in one God, the Creator of the World, in the existence of a soul and the dead, and in the spirit world, submission to God

The purpose of this work is to determine the role of religion in North Ossetia. The methodology of the work: is the processing and analysis of personal data. Results: Today it is obvious that religion plays a significant role in the life of the Republic contributes to spiritual development. The scope of the results: The material presented can be used in training courses sociology and the sociology of religion for students of humanitarian specialties.

Keywords: the role of religion, spiritual power, traditional beliefs, morality, churched.

Республика Северная Осетия-Алания по своему географическому положению располагается от южных областей России до главного кавказского хребта и значительно открыта к Северу.

В настоящее время в Северной Осетии активно обсуждается вопрос о месте и роли религии и религиозного мировоззрения в общественной и частной жизни. Спектр мнений необычайно широк. Одни утверждают, что религия -

источник добра, нравственный воспитатель, важнейший ориентир и идеал духовности. Другие, наоборот, отрицательно характеризуют церковь и даже предлагают привлечь к судебной ответственности религиозных деятелей за обман огромных масс людей. При этом оба полярных мнения, доказательности не имеют.

Северная Осетия - Алания является одной из самых маленьких по территории республикой Российской Федерации. При этом она самая густонаселенная и одна из самых многонациональных. Здесь проживают представители более 100 национальностей.

Северная Осетия является той северокавказской республикой, о которой принято судить как о христианской республике. Однако, как показали наши исследования, здесь проживает большое количество людей склонных придерживаться языческих представлений, которые могут быть отнесены к традиционным верованиям осетин (титульного населения республики). Результаты последней переписи населения (2010г.) показывают, что в республике Северная Осетия - Алания проживает 459 688 осетин (63,7% всего населения), 147 090 русских (22,5%), 28 336 ингушей (5%), 16 235 армян (2,7%), 16 092 кумыков (2,3%), 9 095 грузин (1,2%) и. т. д., где молодежь, а именно мужчины в возрасте от 16 до 35 лет составляют - 32,5%, женщины - 28,5%. [6]. Пеструю картину также представляет и конфессиональное пространство республики. По данным управления Министерства юстиции РСО-Алании на 2012 году в Северной Осетии зарегистрировано 83 религиозных организаций из которых 27 православных, 18 - исламских, 12 - баптистские, 13 - христиане веры евангельской (ХВЕ), 4 - «Свидетели Иеговы», 2 - католические, 2 -традиционных верований осетин (ассов) и другие.

Как отмечает Ф.М. Таказов, отличительной особенностью Северной Осетии является поликонфессиональность единого народа - осетин. К примеру, если славянские народы, армяне и грузины относят себя только к христианской

конфессии, ингуши, чеченцы, кумыки и азербайджанцы - к исламу, то осетины - к 3 конфессиям: христианству, исламу и традиционным верованиям.[8].

В этом направлении высказываются также Т.Е. Дзеранов и О.Л. Олейникова, которые подчеркивают, что основой разнообразия исповедуемых форм религии является этническое многообразие края, культурные и политические связи жителей Северного Кавказа с народами Востока и Запада. Проходящая здесь граница двух культурных миров - христианского и мусульманского и сталкивающиеся геополитические интересы лидировавших держав Азии и Европы, отражаются на конфессиональной ситуации в регионе. В Северной Осетии полиэтничность населения характерна для единого народа -осетин так, как конфессиональные различия отражают полиэтничность населения всего северокавказского региона.

Осетины исповедуют как христианскую, так и мусульманскую веру. Вместе с тем в осетинском народе сохраняются «языческие» национальные верования в древних богов (Хуыцаутта), «святых» (дзуартта) и духов (дауджита), которые стали частью местного менталитета. В последнее время, среди осетин стали активно действовать последователи протестантских направлений и таких экзотических для кавказа религиозных общин как кришнаиты и бахаи.

Множественность конфессий в рамках одного народа, при наличии других народностей с их вероисповеданиями, создает своеобразный феномен общественной жизни, который проявляется в совместном проживании осетин и представителей других народов. Население Северной Осетии представлено мирным сосуществованием представителей разных народов и религий. Особо подчеркивается, тот факт, что после нашествия Тимура в Осетии не было столкновений на религиозной почве[1].

Вместе с тем в последние годы в республике Северная Осетия наблюдается заметный рост влияния религии на жизнь граждан. Восстанавливаются и открываются церкви, православные школы и приходы.

Широко отмечаются религиозные праздники, церковные службы транслируются по телевидению. Ведется также работа с молодёжью: развиваются православные школы при храмах с целью создания здоровой молодежной среды общения, проводятся миссионерские, образовательные и социальные программы, издаются газеты, развиваются православные и исламские интернет-сайты и другие информационные проекты; всё это непосредственно укореняет религиозные ценности личности, которые являются составляющей религиозной идентификации.

Для того чтобы понять неоднородную роль религии в жизни конкретных людей и обществ, необходимо сравнить как минимум две личности: одну -живущую по строгим законам какой-либо отдельной религии, а другую -ведущую светский образ жизни, при этом абсолютно индифферентного к религии. Тоже самое происходит и с обществами, и с государствами: одни являются религиозными, другие вообще не вмешиваются в сферу деятельности конфессий. Неодинаковы в требованиях, предъявляемых к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали и конфессии. В итоге религии объединяют либо разъединяют людей, вдохновляют на созидательный труд, на подвиги, или призывают к бездействию и покою, способствуют развитию искусства и распространению книжности, при этом ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Из вышеизложенного следует, что роль религии необходимо рассматривать только с ее привязкой к конкретному обществу в какой-то определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна. Однако трудность заключается в том, что посещение церкви, например, нельзя автоматически интерпретировать как свидетельство религиозности индивида.

Число людей в республике, считающих себя православными заметно выросло за пять лет (71% в 2012году против 51% пять лет назад) [3]. Также выросло и количество людей, относящих себя к традиционным верованиям, а

количество исповедующих ислам остается на прежнем уровне (около 12%). Католики, протестанты, иудеи и буддисты составляют незначительное количество (по 1%). Атеистами считают себя 2% из числа опрошенных.

Высказывается мнение, что трагические события, произошедшие в Беслане в 2004 году и августовская война в Южной Осетии, оказали влияние на тенденцию увеличения осетин, принимающих православие, в том числе переходящих из ислама.

Рассматривая качественность религиозности необходимо отметить тот простор, который открывается для различных толкований. Если говорить о качестве религиозности, то здесь открывается простор для самых различных толкований. Лишь небольшой процент респондентов тверд в своей вере в Бога, а остальные в своих ответах на соответствующий вопрос представили всю гамму оттенков маловерия и сомнений в существовании Всевышнего - вплоть до полного неверия. Как отмечено у М.П. Мчедлова, «большинство верующих в Бога молятся лишь иногда, исполняют лишь некоторые религиозные обряды и отмечают лишь некоторые религиозные праздники»[7]. Наше исследование это подтверждает. К примеру, на вопрос «Как часто Вы посещаете богослужения своей церкви?» почти 45% респондентов ответили от случая к случаю и только 3,5% ответивших ходят несколько раз в неделю, не посещают церковь вообще 15%респондентов. Можно предположить, что кому-то не хватает времени, у кого-то проблемы с транспортом или храм находится далеко от дома, но скорее всего, дело именно в воцерковленности каждого отдельно взятого индивида. Такая же неоднородная картина и с вопросом «Как часто Вы молитесь?» практически 35% респондентов отметили ответ «от случая к случаю» и 25% ответивших ежедневно. При этом верующими себя считают половина опрошенных, а также 35% респондентов ответили, что считают себя скорее верующими, чем не верующими, т.е. находятся на стадии самоопределения.

Индекс воцерковленности - это количественно-качественная характеристика, базирующаяся на степени важности для респондента того или

иного аспекта церковной жизни. Для сбора и анализа данных о респондентах используются пять параметров: ритмичность посещения храма, частота причащения, соблюдение постов, регулярность чтения молитв и священных текстов. Затем по методике Чесноковой каждый респондент соотносится с одной из пяти качественных групп, отражающих степень воцерквленности[2].

Впрочем, при всех своих сомнениях практически все жители республики признают определенное значение религии в своей жизни. 32% респондентов считают, что религия воспитывает нравственность; 24 процентам ответивших религия приносит успокоение и помогает быть терпимым к недостаткам других людей; 15% респондентов считают, что религия духовно обогащает человека; а 29% респондентов считает, что религия способствует сохранению национальной культуры, что тоже немаловажно. С моральными и нравственными нормами связывают религию около трети жителей республики. Как видно, картина общественного мнения пестра и неоднозначна.

При этом противоречие, на которое российские социологи указывали уже неоднократно, обнаруживается и у нас в республике. При 73% считающих себя православными в Северной Осетии лишь около 14,% респондентов так или иначе, соблюдают, к примеру, Великий пост. Это как раз те люди, для которых религия определяет не только образ мыслей, но и действия. Естественно, что около 76% опрошенных не собираются менять свой рацион в связи с православным постом. Получается, что население республики, как и впрочем, все россияне - при своей склонности к дискуссиям о вере - в реальности не хотят брать на себя особых обязательств, связанных с религией. Все респонденты ценят стабильность и не хотят каких-либо изменений во взаимоотношениях государства и религиозных организаций: 45% ответивших считают, что религиозная организация должна быть отделена от государства, и 31% респондентов положительно относится к участию религиозных организаций в решении государственных вопросов.

Неожиданное мнение высказали респонденты на вопрос «Как Вы относитесь к созданию специального школьного курса религии?» 50% респондентов ответили, что такой курс необходим, 25% опрошенных затруднились ответить. В то время как в России 60% опрошенных сочли, что «по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности», а 20% респондентов считают, что в школе религии не место[5]. При ближайшем рассмотрении становится понятным, что все-таки история религии и уроки нравственного поведения -существенно разные вещи. И здесь налицо недопонимание людей сути вводимого предмета. Вот, к примеру, выдержка из интервью Архиепископа Феофана «На самом деле модуль «Основы православной культуры» имеет только познавательный культурологический характер. Его цель - дать возможность детям познакомиться с традиционной духовной культурой русского народа. И в этом смысле он точно такой же, как любые другие школьные предметы - география, литература, краеведение...»[4]. Можно много дискутировать о положении религии в нашей республике, однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы просто невозможно. Весь предыдущий опыт показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. На данный момент, очевидно, что религия играет существенную роль в жизни республики и что она претерпевает изменения. Так абсолютное большинство опрашиваемых (80%) согласились с тем, что религия способствует духовному развитию, 45% респондентов считают, что изучение религиозных культур способствует формированию у детей общечеловеческих ценностей.

Эволюция науки и политики, которые оказывают определяющее воздействие на религию в современном обществе, ведут к неоднозначным для нее последствиям: разрушая традиционные установки, правда они подчас и открывают для нее новые возможности. На религиозное сознание мощное

воздействие оказали успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые на основе гигантского приращения научных знаний. Наука вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - понимании Бога, мира, человека. Религия в качестве нравственной духовной силы сегодня вступает в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, которые разделяют большинство религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. И эти вечные человеческие ценности неразрывно связаны с религиозным мировосприятием и мироощущением. В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентирует церковь на повышение нравственного потенциала человека.

Рассматривая религию как основу стабильности и порядка в жизни государства, как сферу обретения человеком высшей духовности и нравственности, можно утверждать что религия, как и культура, воспитывает нравственность и духовность человека. В этом случае такие понятия культуры, как «нравственный», «духовный», ассоциируются с понятием «религиозный». Этим самым религия объявляется источником и хранительницей общечеловеческих ценностей, гуманизма, единственным путем и средством обретения человеком истинной свободы и достижения истинного бытия. Определенно можно сказать одно, нельзя давать какую-либо однозначную оценку социальной роли религии в истории человечества в целом и в судьбах отдельных народов в частности. Но, исходя из проведенного нами исследования, я считаю, что роль религии в жизни общества нашей республики определяется исключительно как прогрессивная и положительная.

Многие люди нуждаются в религии, поскольку она предлагает им пусть иллюзорное, но целостное мировоззрение; придает смысл их жизни порождает

обманчивые надежды на счастье в потустороннем мире способствует общению с другими людьми и их единению. Социальная роль религии крайне противоречива: религия может содействовать совершенствованию человеческой духовности и нравственному укреплению: существующих общественных отношений, но в то же время она вносит в общество настроения покорности и повиновения, фанатизма и нетерпимости Религия может поддерживать человека в минуты его слабости и страданий быть для верующих своеобразной психологической защитой.

Надежное функционирование общества предполагает непрерывность и устойчивость его жизнедеятельности, и социально целесообразное поведение его членов. Это достигается системой табу, норм, ценностей, которые способны придать совершенный вид социальным процессам «восполнить» разрывы в общей ориентации людей, обеспечивая тем самым условия для предельной интенсификации «внутреннего» мира человека: целеустремленности, уверенности, последовательности. В обстановке когда такие механизмы не могут быть сконструированы из реальных элементов жизни, из наличных, очевидных фактов, предельно надежные ценности и регуляторы предполагают соотнесенность со сверхъестественными силами. Именно в этом случае религия усиливает выживаемость общественного организма и его стабильность. Наше общество испытывает потребность в решении фундаментальных смысловых проблем, которые являются вечными и поиск идет в разных направлениях, в том числе и в русле религии. Поэтому некоторые специалисты считают, что будущее религии в нашем обществе зависит от того, насколько скоро будут созданы условия для решения подобных проблем светским путем, не требующим обращения к идее Бога, к религиозной мотивации нравственных норм и ценностей.

Список литературы

1. Дзеранов Т.Е, Олейникова О.Л. Религиозная ситуация в Республике Северная Осетия-Алания // Центр арабских и исламских исследований. URL: http://islamica.ru/index/articles/?uid=104

2. Анохин Д. Насколько православны наши православные // ЖМП. №8 август 2012. URL: http://e-vestnik.ru/interviews/sociology_vocercovlenie/ (дата обращения 20.08. 2012)

3. Рощин М. Религиозная жизнь современной Северной Осетии. 2009. URL: http ://krotov. info/spravki/history_bio/21 _bio/1952roschin.htm (дата обращения 30.09.2012)

4. Окорокова Н. Архиепископ Феофан: «Не хочу войн с системой образования...» URL: http://uralpress.ru/reviews/arhiepiskop-feofan-ne-hochu-voyn-s-sistemoy-obrazovaniya (дата обращения 12.11.2012)

5. Шмырев А. Истина где-то рядом // НГ-религии. 2008. URL: http://www.atheism.ru/library/shmyr_1.phtml (дата обращения 12.11.2012)

6. Материалы Всероссийской переписи населения 2010 г. http://www.perepis-2010.ru (дата обращения 20.11.2012)

7. Мчедлов М.П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия // Исторический вестник, 2000. № 9-10. URL: http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_30.htm

8. Таказов Ф.М. Религиозные предпочтения молодежи РСО-Алания // Бюллетень Владикавказского института управления. №26. 2008. С. 293-304.

References

1. http://islamica.ru/index/articles/?uid=104

2. http://e-vestnik.ru/interviews/sociology_vocercovlenie/

3. http ://krotov. info/spravki/history_bio/21_bio/1952roschin.htm

4. http://uralpress.ru/reviews/arhiepiskop-feofan-ne-hochu-voyn-s-sistemoy-obrazovaniya

5. http://www.atheism.ru/library/shmyr_1.phtml

6. http://www.perepis-2010.ru

7. Mchedlov M.P. Istoricheskiy vestnik, no. 9-10 (2000). http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_30.htm

8. Takazov F.M. Byulleten Vladikavkazskogo instituta upravleniya, no. 26 (2008): 293-304.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Козенова Диана Владимировна, соискатель кафедры социологии и политологии

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственного технологического университета)

ул. Николаева, 44, г. Владикавказ, РСО-Алания, 362021, Россия _dianna_86@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kozenova Diana Vladimirovna, Competitor of the Department of Sociology and Political Science

North-Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technical University) 44, Nikolayev Str., Vladikavkaz, North Ossetia-Alania, 362021, Russia _dianna_86@mail. ru

Рецензент:

Гасиев Виталий Ирбекович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии, ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский горнометаллургический институт (государственный технологический университет)»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.