Научная статья УДК 331.52
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-356-360 NIION: 2003-0059-1/22-199 MOSURED: 77/27-003-2022-01-398
Проблемы безработицы и занятости населения на примере Республики Северная Осетия — Алания
Мира Аслангериевна Кантемирова1, Агунда Радиславовна Плиева2, Георгий Робертович Кобесов3, Зарина Радиславовна Плиева4
14 Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Владикавказ, Россия
2 Кабардино-балкарский научный центр Российской академии наук, Нальчик, Россия
3 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия 1 [email protected]
Аннотация. Рассматривается безработица и занятость в Республике Северная Осетия — Алания, проблемы и методы их минимизации. Указываются ключевые направления мероприятий в области развития рынка труда, а также пути развития государственной политики занятости населения РСО — Алания.
Ключевые слова: безработица, занятость, социально-экономическое развитие, теневая экономика, рабочая сила
Для цитирования: Кантемирова М. А., Плиева А. Р., Кобесов Г. Р., Плиева З. Р. Проблемы безработицы и занятости населения на примере Республики Северная Осетия — Алания // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 356-360. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-356-360.
Original article
Problems of unemployment and employment of the population on the example of Republic of North Ossetia — Alania
Mira A. Kantemirova1, Agunda R. Plieva2, Georgy R. Kobesov3, Zarina R. Plieva4
14 North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia
2 Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia
3 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia 1 [email protected]
Abstract. Unemployment and employment of the Republic of North Ossetia—Alania, problems and methods of their minimization are considered. Indicated key areas of low activities in labor market, ways of development of the state policy of employment of the population of the RNO — Alania.
Keywords: unemployment, employment, social economic development, shadow economy, labor force For citation: Kantemirova M. A., Plieva A. R., Kobesov G. R., Plieva Z. R. Problems of unemployment and employment of the population on the example of Republic of North Ossetia — Alania. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):356-360. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-356-360.
Безработица как негативное социально-экономическое явление отражает уровень макроэкономической нестабильности в обществе, определяет жизненный уровень граждан страны и как следствие — масштабы миграционных процессов.
Безработица приносит большие проблемы как самому человеку, оставшемуся без работы и стремящемуся ее получить, так обществу и экономике в целом. Проблемы, связанные оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при
© Кантемирова М. А., Плиева А. Р., Кобесов Г. Р., Плиева З. Р., 2022
jjiiL.
-^pr-
ECONOMIC SCIENCE
^jiiL.
полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие издержки. Издержки безработицы — это то, во что она обходится, что является платой за нее. Плата может быть экономической, социальной, морально-психологической и т. д.
Рассмотрим численность безработных по субъектам Российской Федерации в период с 20192021 гг.по Федеральным округам (табл.1).
С 2020 г.по III квартал 2021 г. уровень безработицы в Северной Осетии сократился на 1,9 %. Положительная динамика объяснима; отчасти это результаты эффективности государственных программ, в частности программы «Борьба с бедностью» с бюджетом в 151 млн руб. В текущем году ситуация на рынке труда следующая:
• 13 727 граждан обратились в службу занятости населения;
• 10 410 граждан признаны безработными;
• 3505 граждан получают пособие по безработице;
• 1263 вакансии в базе службы занятости по РСО — Алания;
• с начала года работу нашли 2145 жителя Северной Осетии.
Уровень занятости с 2019 по 2020 гг. в СевероКавказском Федеральном округе снизился на 3,2 %. В Республике Севернеая Осетия — Алания уровень занятости снизился на 5,5 %. Из табл. 2 также видно, что в трех округах РФ уровень занятости превысил 60 % — это Центральный Федеральный округ, Северо-Западный Федеральный округ и Дальневосточный Федеральный округ.
В Северной Осетии во II квартале 2021 г. численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составила 298,9 тыс. человек. Из 298,9 тыс. человек — 251,2 тыс. или 84 % рабочей силы были заняты в экономике и 47,7 тыс. человек или 16 % не имели занятости. Численность штатных работников (без учета совместителей) организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, средняя числен-
Таблица 1
Уровень безработицы в Российской Федерации за 2019-2021 гг. по округам, %
2019 2020 2021 (III квартал)
Российская Федерация 4,6 5,8 4,4
Центральный Федеральный округ 2,9 3,9 3.2
Северо-Западный Федеральный округ 3,6 5,0 3,5
Южный Федеральный округ 5,3 6,1 4,8
Северо-Кавказский Федеральный округ 11,0 13,9 11,4
Республика Дагестан 13,0 15,7 14,5
Республика Ингушетия 26,4 30,0 30,4
Кабардино-Балкарская Республика 10,7 14,8 9,8
Карачаево-Черкесская Республика 11,7 14,8 11,5
Республика Северная Осетия-Алания 12,1 15,5 12,8
Чеченская Республика 13,5 18,5 11,5
Ставропольский край 4,8 6,2 4,7
Приволжский Федеральный округ 4,2 5,2 3,7
Уральский Федеральный округ 4,3 5,5 3,8
Сибирский Федеральный округ 5,9 7,3 5,3
Дальневосточный Федеральный округ 6,0 6,5 5,5
Таблица 2
Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской Федерации, %
2018 2019 2020
Российская Федерация 59,8 59,4 58,4
Центральный Федеральный округ 62,4 62,3 61,3
Северо-Западный Федеральный округ 61,7 61,6 60,3
Южный Федеральный округ 56,9 56,5 56,2
Северо-Кавказский Федеральный округ 55,5 54,3 51,1
Республика Дагестан 53,5 52,0 46,4
Республика Ингушетия 53,7 53,7 50,4
Кабардино-Балкарская Республика 58,8 57,9 56,1
Карачаево-Черкесская Республика 50,5 47,9 46,4
Республика Северная Осетия — Алания 56,3 48,6 43,1
Чеченская Республика 56,9 56,4 53,7
Ставропольский край 56,7 57,2 56,0
Приволжский Федеральный округ 58,9 58,1 57,4
Уральский Федеральный округ 60,8 60,7 59,7
Сибирский Федеральный округ 57,8 57,5 56,2
Дальневосточный Федеральный округ 61,0 60,0 60,2
ность работников которых превышает 15 человек, составила 95,6 тыс. человек. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 4,6 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости).
Во II квартале 2021 г. численность граждан, обратившихся за предоставлением государственной услуги в содействии в поиске подходящей работы, составила 8683 человека (АППГ — 16 569 человек), из них признано безработными — 6535 человек / 75,3 % (АППГ — 14 940 — 90,2 %).
Заявленная работодателями потребность в работниках составила 1501 ед. (АППГ — 960 ед.), из них: 62 % — для замещения рабочих профессий, 36,6 % — с оплатой труда выше прожиточного минимума, 1,4 % — на квотируемые рабочие места для трудоустройства инвалидов. Средняя заработная плата по предоставленным вакансиям составила 16 562 руб., средняя заработная плата по республике в мае 2021 г. — 32 916,2 руб.
По состоянию на 1 июля 2021 г. профессионально-квалификационному составу безработных,
осуществлявших трудовую деятельность — 7450 человек, характерен высокий уровень работавших по профессии рабочего — 3769 человек / 68 %; работавших на должности служащего — 3681 человек / 49 %. Наибольший удельный вес составляют неквалифицированные рабочие — 1334 человека / 18 %, а также руководители — 1326 человек / 18 %; специалисты высшего уровня квалификации — 1079 человек / 14%; операторы производственных установок — 1027 человек / 14 %; квалифицированные рабочие промышленности — 9 %; работники сферы обслуживания и торговли, охраны — 955 человек / 13 %; специалисты среднего уровня квалификации — 633 человека / 8,4 %, квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта — 586 человек / 8 %.
Главным критерием, на который опираются соискатели при поиске работы, остается размер заработной платы, который в частности, остается низким.
В целом проблема подбора кадров и трудоустройства зачастую основана не только на склонности работодателей отсеивать неподходящих работников. Сегодня и соискатели выбирают работодателя,
ECONOMIC SCIENCE
соответствующего их требованиям, не менее тщательно, предъявляя высокие требования к качеству предлагаемых вакансий.
При содействии органов службы занятости в рамках Государственной программы РСО — Алания «Содействие занятости населения Республики Северная Осетия — Алания» на 2014-2020 годы (далее — Программа) за II квартал 2021 г. удалось трудоустроить 2232 человека / 26 % от общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (АППГ — 422 человека / 2,5 %).
Принимаемые меры способствуют улучшению ситуации на рынке труда Республики Северная Осетия — Алания. Численность зарегистрированных безработных граждан по состоянию на 1 июля 2021 г. составила 12 962 человека, что ниже аналогичного показателя прошлого года (15 353) на 2391 человек. Соответственно уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода — 4,6 %, что на 0,3 п. п. ниже АППГ (4,9 %). Заявленная работодателями потребность в работниках составила 1501 ед., что превысило АППГ (960) на 541 ед. Коэффициент напряженности на рынке труда на конец отчетного периода — 8,8 ед., что ниже АППГ (16,6) на 7,8 ед.
Таким образом, безработица на сегодняшний день является глобальной проблемой, которая охватывает все сферы жизни общества. Борьба с безработицей длится на протяжении многих лет. Государству необходимо при росте уровня безработицы принимать меры по ее уменьшению вплоть до минимизации. Нужна единая Федеральная политика регионального развития, разработанная с учетом всех аспектов данной системы. Причем она должна основываться не просто на вытягивании менее развитых, дотационных регионов за счет формирования на местах условий и стимулов устойчивого социально-экономического развития на основе собственных ресурсов.
Библиографический список
1. Республика Северная Осетия — Алания в цифрах, 2021: краткий статистический сборник / ОП Северо-Кавказстата по РСО — Алания, 2021.
2. Республика Северная Осетия — Алания в цифрах, 2021: краткий статистический сборник / ОП Северо-Кавказстата по РСО-Алания, 2020.
3. Федеральная служба государственной статистики // URL://http://www.gks.ru.
4. Саутиев А. А., Плиева А. Р. Система и совершенствование управления государственными финансами в России на современном этапе развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 6. № 2. С. 72-75.
5. Цораев З. О., Плиева А. Р. Привлечение квалифицированного персонала как фактор социально-экономического развития экономики России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 6. № 2. С. 132-135.
6. Кантемирова М. А., Дзугаева Э. К., Кахаро-ва М. В. Состояние рынка труда в период пандемии «COVID-19» в Республике Северная Осетия — Алания. В сб.: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сб. статей 10-й междунар. науч.-практ. конф., посвященной 255-летию Вольного экономического общества России. В 2 т. Курск, 2020. С. 252-256.
7. Кантемирова М. А., Макеева Т. В., Газацев Д. Р. Демография Республики Северная Осетия-Алания. В сб.: Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: сб. науч. статей Все-рос. науч. конф. перспективных разработок. В 2 т. Курск, 2020. С. 265-269.
Bibliographic list
1. Republic of North Ossetia — Alania in numbers, 2021 : short statistical collection / OP North Kavkazchat po RSO — Alania, 2021.
2. Republic of North Ossetia — Alania in numbers, 2021 : short statistical collection / OP North Kavkazchat po RSO-Alania, 2020.
3. The Federal government's case, GBA States an integrated hundred tistica // URL://http://www.gks.ru.
4. Sautiev A. A., Plieva A. R. System and improvement of state and financial management in Russia at the present stage of development // Economics and Management: Problems, re shen iya. 2019. Vol. 6. No. 2. Р. 72-75.
5. Tsoraev Z. O., Plieva A. R. Attracting qualified personnel as a fact of the socio-economic development of the economy of Russia // Economics and Management: problems, problems. 2019. Vol. 6. No. 2. Р. 132-135.
6. Kantemirova M. A., Dzugaeva E. K., Kakharo-va M. V. The state of the labor market during the COVID-19 pandemic in the Republic of North Ossetia —
Alania. In the collection: Institutes and mechanisms of Innovative Development: world experience and Russian practice: collection of articles of the 10th International Scientific and Practical Conference dedicated to the 255th anniversary of the Free Economic Society of Russia. In 2 vol. Kursk, 2020. P. 252-256.
7. Kantemirova M. A., Makeeva T. V., Gazatsev D. R. Demography of the Republic of North Ossetia — Alania. In the collection: Innovative potential of society development: the view of young scientists: collection of scientific. articles of the All-Russian Scientific Conference of promising developments. In 2 vol. Kursk, 2020. P. 265-269.
Информация об авторах
М. А. Кантемирова — профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социально-экономических наук Северо-Осетинской государственной медицинской академии;
А. Р. Плиева — аспирантка 2 курса Кабардино-балкарского научного центра Российской академии наук;
Г. Р. Кобесов — студент 1 курса Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова;
З. Р. Плиева — студентка 1 курса Северо-Осетинской государственной медицинской академии.
Information about the authors
M. A. Kantemirova — Professor of the Department of Public Health, Health and Social and Economic Sciences of the North Ossetian State Medical Academy;
A. R. Plieva — 2nd Year Postgraduate Student of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences;
G. R. Kobesov — 1st Year Student of the Higher School of State Auditing of the Lomonosov Moscow State University;
Z. R. Plieva — 1st Year Student of the North Ossetian State Medical Academy.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 07.02.2022.
The article was submitted 18.12.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 07.02.2022.