Научная статья УДК 332
doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_178
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ» НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ
ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Кантемирова Мира Аслангериевна
Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Владикавказ, Россия, [email protected]
Саламова Айна Салмановна
Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, [email protected]
Каллагова Милана Костаевна
Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Владикавказ, Россия
Джагиева Виктория Валериевна
Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Владикавказ, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации Национального проекта «Борьба с бедностью» на примере республики Северная Осетия-Алания. Освещены пути и методы реализации проекта с использованием статистических материалов, а также методов анализа и синтеза социологического опроса в районах Северной Осетии. Рассмотрены содержание, направления развития и дальнейшая реализация проекта в Пригородном районе.
Ключевые слова: малоимущие граждане; национальный проект; борьба с бедностью.
Для цитирования: Кантемирова М. А., Саламова А. С., Каллагова М. К., Джа-гиева В. В. Реализация Национального проекта «Борьба с бедностью» на примере республики Северная Осетия-Алания // Региональная и отраслевая экономика. -2023 - № 2 - С. 178-183. doi: 10.47576/2949-1916_2023_2_178.
Original article
IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "FIGHT AGAINST POVERTY" ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF NORTH
OSSETIA-ALANIA
Kantemirova Mira A.
North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia, [email protected]
Salamova Aina S.
Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, [email protected]
Callagova Milana K.
North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia
Dzhagieva Victoria V.
North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia
Abstract. The article discusses the specifics of the implementation of the National Project "Fighting Poverty" on the example of the Republic of North Ossetia-Alania. The ways and methods of project implementation using statistical materials, as well as methods of analysis and synthesis of a sociological survey in the regions of North Ossetia are highlighted. The content, directions of development and further implementation of the project in the Suburban area are considered.
Keywords: poor citizens; national project; fight against poverty.
For citation: Kantemirova M. A., Salamova A. S.,Callagova M. K., Dzhagieva V. V. Implementation of the National Project "Fight against Poverty" on the example of the Republic of North Ossetia-Alania. Regional and branch economy, 2023, no. 2, pp. 178-183. doi: 10.47576/2949-1916 2023 2 178.
Вехи в эволюции бедности в России неразрывно связаны с различными постпереходными макроэкономическими потрясениями и рецессиями, которые страна пережила с начала 1990-х годов. Действительно, хотя бедность в России не была новым явлением, которое можно объяснить исключительно рыночными реформами, либерализация цен в начале 1990-х годов привела к резкому росту бедности по сравнению с концом 1980-х годов. Переходный спад 1992 года с продолжающейся инфляцией рубля привела к падению доходов, когда, по оценкам, трое из десяти человек жили в бедности. С момента своего пика в 1992 году официальный уровень бедности упал с 33,5 % до 22,4 % в 1994 г., а затем снова увеличились после финансового кризиса 1994 г.
Тенденция к снижению уровня бедности имела место на фоне тенденции к росту ВВП в тот же период. Действительно, после периода сокращения ВВП российская экономика демонстрировала признаки восстановления в 1997 году, но впоследствии снова сократилась. Растущая безработица и задолженность по заработной плате в 1994-1996 годах считались наиболее разрушительными для бедных домохозяйств.
В период после 1998 года бедность неуклонно снижалась по мере восстановления доходов домохозяйств. В отличие от периода до 1998 г. индекс глубины бедности сокращался быстрее, чем индекс численности населения, а индекс остроты бедности снижался еще быстрее. К концу 2003 г. все пока-
затели бедности снизились до уровня 1994 г. Проблемы с ликвидностью в банковском секторе замедлили экономический рост в России в 2004 г., но уровень жизни продолжал расти, а бедность продолжает снижаться после этого года.
С начала 1990-х годов уровень бедности в России сократился примерно на две трети, с 34 процентов в 1994 году до 12 процентов в 2019 году. Последняя цифра эквивалентна более чем 18 миллионам человек с доходом ниже черты бедности. Интересно, что большинство бедняков были временными бедняками, а не хронически бедными. Кроме того, экономический рост в течение последних 25 лет носил ярко выраженный характер в пользу бедных слоев населения. Нижние 20 процентов распределения доходов росли на 5 процентов в год, что выгодно отличается от среднегодового темпа роста в 3,3 процента для всего населения. Мы сделали вывод, что рост доходов был самым важным фактором для сокращения бедности в России, но политика социальной защиты, включая государственные трансферты, была эффективной в оказании помощи самым бедным слоям населения.
Политика перераспределения также может быть более полезной, особенно в периоды снижения доходов.
В Российской Федерации установлены годовые цели на сокращение уровня бедности до 2030 года. Республика Северная Осетия -Алания представляет собой один из первых регионов, начавших реализовывать програм-
мы государственной социальной помощи на основе социального контракта.
После десятилетия устойчивого роста в 2008 году Россия пострадала от глобального экономического кризиса. В результате в 2009 году экономика сократилась почти на 8 процентов. В 2014 г. экономика России испытала два потрясения. Во-первых, цены на нефть значительно упали. Во-вторых, Россия стала объектом экономических санкций со стороны развитых экономик в результате российско-украинского геополитического конфликта.
В данный момент в Северной Осетии проживает около 100 тыс. человек, относящихся к категории малоимущих, особенно находятся в уязвимом положении семьи с детьми, которые составляют 32,6 % всего бедного населения республики по данным Министерства социального развития и труда.
Для решения проблемы бедности республика запустила программу, которая позволит к 2024 году снизить уровень бедности на 50 % до 7,1 %. Особое внимание акцентируется на сельской местности, где уровень бедности наиболее высокий и составляет более 27 %. В рамках программы предусматривается выдача коров малоимущим семьям. Это позволит не только обеспечить себя нужны -ми продуктами, но и получить доход от продажи продуктов.
Согласно определению, социальный контракт - это договоренность, заключенная между гражданином, который был признан малоимущим в соответствии с установленными правилами, и социальным учреждением на территории страны, которое находится под ведомством Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания. К таким учреждениям относится комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН). Согласно этому контракту, КЦСОН обязуется оказать малоимущим гражданам государственную социальную помощь, а граждане должны выполнить программу социальной адаптации, которая была определена в соответствии с этим контрактом.
В настоящее время реализация государственной социальной помощи основывается на нескольких принципах. Важным аспектом является добровольность участия в данной программе и обязательность исполнения условий контракта для обеих сторон. Кроме
того, учитывается индивидуальная ситуация каждого участника контракта, что позволяет создать более эффективные программы социальной адаптации [1-3].
Программы социальной адаптации разрабатываются КЦЦСОН совместно с малоимущими гражданами, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Цель этих программ - помочь гражданам преодолеть сложности и встретить новые возможности. К таким мероприятиям относятся поиск работы, создание личного подсобного хозяйства или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Конечная цель программ социальной адаптации - помочь гражданам не только справиться с текущими проблемами, но и получить дополнительную поддержку. КЦСОН организует получение мер социальной поддержки, направляет несовершеннолетних членов семьи гражданина в дошкольную образовательную организацию и организует уход за нетрудоспособными лицами.
Таким образом, реализация государственной социальной помощи на основе социального контракта является важным инструментом помощи малоимущим гражданам и разработка программ социальной адаптации, учитывающих индивидуальную ситуацию каждого участника, может обеспечить более эффективную поддержку малоимущих граждан.Конец формы
Малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане, чей среднедушевой доход ниже установленного прожиточного минимума, считаются правообладателями государственной социальной помощи. В соответствии с правилами, Комитет по социальному обеспечению населения (КЦСОН) генерирует отчет об эффективности реализации социального контракта до конца 4-ого месяца после окончания его срока действия. Отчет представляет результаты:
- Сравнения доходов гражданина за три месяца, последующих за месяцем окончания срока действия контракта, с доходами, которые гражданин указывал при подаче заявления на получение государственной социальной помощи на основании контракта;
- Оценки условий жизни гражданина по окончании срока действия социального контракта.
Изучив данный материал нами был допол-
нительно проведен опрос среди 113 респон- 1. Какую поддержку оказывает районная дентов. Результаты онлайн опроса следую- администрация в решении вопроса безрабо-щие: тицы?
Наглядно видно, что больше всего голосов было отдано то, что районная администрация помогает в частичной реализации данного вопроса.
2. Оказывают ли адресную поддержку малоимущим и недееспособным гражданам в Пригородном районе?
Согласно опросу большая часть населения удовлетворена адресной поддержкой, оказываемой районной администрацией. 3. Пользуются ли правилами назначения
и выплатами государственной и социальной помощи на основании социального контракта жители Пригородного района?
На диаграмме видно, что поддержка была оказана людям не только в натуральной форме, но и тем гражданам, которые не знают своих прав и не могут пользоваться льготами, которые государство им предоставляет. Поэтому для малоимущих семей мы предлагаем районной администрации проводить беседы, создавать школы, для получения определенных знаний в этой области.
Таким образом, изучив на примере Пригородного района исполнение программы «Об утверждении Правил назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта», за 2022 года заключено 112 социальных контрактов, из них:
- по поиску работы - 12;
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности- 49; (открытие цеха по изготовлению мебели в стиле лофт и металлокаркасных изделий, открытие столярного цеха, создание и нанесение логотипов на одежду, открытие школы ораторского искусства);
- ведение личного подсобного хозяйства -28;
- иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации иные - 21.
Мы считаем, что данный проект может внести ценный вкладом в будущее развитие Пригородного района. Рост минимальной оплаты труда должен стать целью для сокращения бедности.
Список источников
1. Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, программа «Борьба с бедностью» 26.03.2021. URL: minsotc.alania.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023).
2. Управление Федеральной Службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу. URL: stavstat.gks.ru (дата обращения: 01.02.2023).
3. Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 30.08.2022 № 396 «Об утверждении Правил назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1500202209020015 (дата обращения: 01.02.2023).
References
1. Ministry of Labor and Social Development of the Republic of North Ossetia-Alania, program "Fight against poverty" 26.03.2021. URL: minsotc.alania.gov.ru (date of application: 01.02.2023).
2. Department of the Federal State Statistics Service for the North Caucasus Federal District. URL: stavstat. gks.ru (accessed: 01.02.2023).
3. Resolution of the Government of the Republic of North Ossetia - Alania dated 30.08.2022 No. 396 "On approval of the Rules for the Appointment and payment of state social assistance on the basis of a social contract". URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1500202209020015 (accessed: 01.02.2023).
Сведения об авторах
КАНТЕМИРОВА МИРА АСЛАНГЕРИЕВНА - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социально-экономических наук, СевероОсетинская государственная медицинская академия, Владикавказ, Россия, kantemirova.mira@ mail.ru
САЛАМОВА АЙНА САЛМАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономиче -ской теории и предпринимательства, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, [email protected]
КАЛЛАГОВА МИЛАНА КОСТАЕВНА - студент 2 курса лечебного факультета, Северо-Осетин-ская государственная медицинская академия, Владикавказ, Россия
ДЖАГИЕВА ВИКТОРИЯ ВАЛЕРИЕВНА - студент 1 курса педиатрического факультета, СевероОсетинская государственная медицинская академия, Владикавказ, Россия
Information about the authors
KANTEMIROVA MIRA A. - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Public Health, Public Health and Socio-Economic Sciences, North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia, [email protected]
SALAMOVA AINA S. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, salamova@ mail.ru
KALLAGOVA MILANA K. - 2nd year student of the Faculty of Medicine, North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia
DZHAGIEVA VICTORIA V. - 1st year student of the Pediatric Faculty, North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia