Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП)'

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники среднего возраста / физическая культура / модель / школьники / проблемное обучение / корреляционные связи / middle-aged schoolchildren / phy-siccal culture / model / schoolchildren / problem learning / correlations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неклюдова Анастасия Андреевна, Туревский Илья Маркович, Трубникова Екатерина Валентиновна

Разработана методическая модель проблемного обучения физической куль-туре, представляющая длительный преемственный процесс воспитания физически образованной личности. Предложены критерии эффективности реализации модели проблемного обучения физическому воспитанию в школьном возрасте, отражающие показатели личностного, мотивационно-ценностного и физического развития. Пред-ставлены сравнительные данные о количестве достоверных корреляционных связей между показателями тестирования у девочек и мальчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неклюдова Анастасия Андреевна, Туревский Илья Маркович, Трубникова Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF THE PROBLEM TEACHING OF PHYSICAL CULTURE AT SECONDARY SCHOOL (STATING STAGE)

A methodical model of problematic teaching of physical culture has been developed, which represents a long-term successive process of upbringing a physically educated person. Cri-teria for the effectiveness of the implementa-tion of the model of problem teaching in physical education at school age are proposed, reflecting the indicators of personal, motiva-tional, value and physical development. Com-parative data on the number of reliable corre-lations between test indicators in girls and boys are presented.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП)»

УДК 796.011 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11006

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП)

А.А. Неклюдова, И.М. Туревский, Е.В. Трубникова

Разработана методическая модель проблемного обучения физической культуре, представляющая длительный преемственный процесс воспитания физически образованной личности. Предложены критерии эффективности реализации модели проблемного обучения физическому воспитанию в школьном возрасте, отражающие показатели личностного, мотивационно-ценностного и физического развития. Представлены сравнительные данные о количестве достоверных корреляционных связей между показателями тестирования у девочек и мальчиков.

Ключевые слова: школьники среднего возраста, физическая культура, модель, школьники, проблемное обучение, корреляционные связи.

IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF THE PROBLEM TEACHING OF PHYSICAL CULTURE AT SECONDARY SCHOOL (STATING STAGE)

Neklyudova A.A., graduate student, zweru6-ka@mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Turevsky I.M., doctor of pedagogical sciences, prof., turima@gmail.com, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy,

Trubnikova E.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, e.trubnikova@ tvei.ru, Russia, Taganrog, Taganrog Institute of Management and Law

A methodical model of problematic teaching of physical culture has been developed, which represents a long-term successive process of upbringing a physically educated person. Criteria for the effectiveness of the implementation of the model of problem teaching in physical education at school age are proposed, reflecting the indicators of personal, motivational, value and physical development. Comparative data on the number of reliable correlations between test indicators in girls and boys are presented.

Key words: middle-aged schoolchildren, phy-siccal culture, model, schoolchildren, problem learning, correlations.

Неклюдова Анастасия Андреевна, аспирант, zwe-ru6ka@mail.ru, Тула, Россия, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Туревский Илья Маркович, д-р пед. наук, проф., turima@gmail.com, Тула, Россия, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Трубникова Екатерина Валентиновна, канд. пед. наук, доц., e.trubnikova@tvei.ru, Россия, Таганрог, Таганрогский институт управления и права

Проблемное обучение представляет собой методику развития творческого мышления и адаптации обучающихся в социально-разнообразном мире, подготовку к самостоятельной жизни. Сущность организации проблемного обучения И.Я. Лернер определяет как самостоятельный поиск под руководством учителя решения познавательных и практических проблемных вопросов в системе образовательного процесса [1, 6-8].

В рамках исследовательской деятельности была разработана методическая модель проблемного обучения физической культуре (рисунок), представляющая собой длительный преемственный процесс воспитания физически образованной личности [3, 10].

ТРИ ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ

Модель проблемного обучения физической культуре

Модель проблемного урока физической культуры будет строиться на трех основополагающих факторах:

1) физиологический (возрастные особенности обучающихся);

2) психологический (осознание обучающимся своей роли в процессе физического воспитания на разных возрастных этапах, а также складывание соответствующих положительных мотивов деятельности в области физической культуры);

3) методический (организация деятельности учащихся в рамках использования приемов проблемного обучения).

С 2017/18 уч. г. проводится экспериментальная часть исследования, нацеленного на разработку и научное обоснование эффективной модели методики проблемного обучения в процессе физического воспитания в школьном возрасте, а также на разработку педагогических требований к реализации модели проблемного обучения на разных возрастных этапах в образовательном пространстве школы.

Актуальность исследования заключается в разрешении следующих противоречий в области реализации методики проблемного обучения:

- предполагаемыми путями моделирования проблемной деятельно -сти для трех возрастных категорий (младший, средний, старший школьный возраст) и отсутствием разработанности и конкретизации эффективности подходов к применению проблемного обучения в области физической культуры, базирующихся на формировании индивидуальных когнитивных стилей учащихся и раскрытие через мыслительно-эмоциональную сферу физических качеств обучающихся;

- информационно-образной передачей учителем знаний в области физической культуры и неразработанностью технологий проблемного обучения на этапах возрастного становления обучающихся в соответствии с потребностями сенситивных периодов развития, опирающихся на инфор -мационно-образные модели формирования двигательного качества в опре -деленном возрастном периоде;

- потребности общества в физически здоровых, созидательно мыслящих личностях и современного консерватизма педагогического сообщества в содержании методов физического воспитания в школе.

Критерии оценивания эффективности реализации модели проблемного обучения физической культуре в школьном возрасте, представленые в табл. 1, отражают показатели личностного, мотивационно-ценностного и физического развития.

Педагогический эксперимент включает в себя два этапа.

1. Этап констатирующего эксперимента. Цель - выявить особенности контрольной и экспериментальной групп по критериям оценивания эффективности реализации модели проблемного обучения физической культуре.

Таблица 1

Критерии оценивания эффективности реализации модели проблемного обучения физической культуре

Показатели (тесты) № Единица Направение

теста измерения лучшего показателя

Тест М. Люшера (самооценка своего внутреннего

состояния в процессе физического воспитания в

школе) с использованием методики расчета интер- 1 ед. <

претационных коэффициентов по Г.А. Аминеву: по-

казатель стандартного отклонения от эталонной вы-

борки цветов Вальнеффера-Люшера (СО)

Социометрическое исследование Дж. Морено (опре-

деление степени сплоченности и успешности взаи-

модействия ученического коллектива в процессе фи- 2 ед. >

зического воспитания): коэффициент удовлетворен-

ности социометрическим статусом в ученическом

коллективе

Учебная мотивация по Н. Лускановой (5 уровней мотивации) 3 балл >

Средний балл по физической культуре (данные на конец 2016/17 уч. г. и на конец 2017/18 уч. г.) 4 балл >

Уровень развития физических качеств по Ю.Н. Ва- 5 ед. >

вилову (общий уровень физических кондиций)

2. Этап формирующего эксперимента. Цель - разработать и внедрить комплексную методику проблемного обучения физической культуре, охватывающую три возрастные ступени (младший, средний и стар -ший школьный возраст).

Формирующий этап также включает в себя дополнительный ком -понент, цель которого определение результативности методики проблемного обучения физической культуре через анализ успешности освоения проектной деятельности на трех возрастных этапах. Этот компонент при -меняется в экспериментальной группе и позволяет непосредственно оценить со стороны методического процесса результативность приемов методики проблемного обучения в процессе физического воспитания [2].

Проект выполняется совместно в группе из трех-четырех человек, для младшего школьного возраста допускается помощь учителя, средний и старший школьный возраст - выполнение самостоятельно, старшеклассники могут разрабатывать проект не только для своего возраста, но также и для младшего и среднего возрастов. Учитель обязан обеспечить обучающихся списком рекомендуемой литературы (табл. 2).

Таблица 2

Шкала оценивания

№ п/п Критерий Балл

1 Готовность:

- проект выполнен; 5

- проект не выполнен или выполнен неверно 0

2 Правильность выполнения: - определены обязательные положения: тема, задачи, требуемый

результат (учитываются недочеты в формулировке); - отсутствует одно из обязательных положений; 5-3 2

- отсутствует несколько из обязательных положений; 1

- не определены 0

3 Содержание:

- грамотный и полный подбор подводящих упражнений (учитываются недочеты в формулировке); 5-3

- неполный подбор подводящих упражнений; 2

- неправильное определение упражнений; 1

- не выполнено 0

4 Практическое объяснение на уроке:

- выполнено самостоятельно и успешно (учитываются недочеты в формулировке и при проведении); 5-3

- выполнено с помощью учителя; 2

- не выполнено 0

Интерпретация результатов:

от 20 до 14 баллов - высокий уровень освоения;

от 13 до 8 баллов - средний уровень освоения;

от 7 до 0 баллов - низкий уровень освоения

Контрольная (КГ, 8б класс) и экспериментальная (ЭГ, 8а класс) группы имели следующий состав: 19 девочек и 10 мальчиков и 17 девочек и 11 мальчиков соответственно. В состав групп входили обучающиеся в возрасте 14-15 лет. Все статистические данные обрабатывались отдельно для девочек и мальчиков.

Проведенное тестирование позволило определить уровень развития физических качеств в каждой группе, оценить и определить уровень проявления мотивационно-ценностного отношения к физической культуре средними школьниками, а также охарактеризовать состояние психологиче -ского климата в группе и уровень психологического комфорта в условиях урока физической культуры.

Статистическая обработка и последующий анализ данных тестиро -вания по показателю физического развития по Ю.Н. Вавилову (общий уровень развития физических качеств - ОУФК), тесту М. Люшера (самооценка своего внутреннего состояния в процессе физического воспитания в школе) с использованием методики расчета интерпретационных коэффи-

циентов по Г.А. Аминеву, учебной мотивации по отношению к занятиям физической культурой по Н. Лускановой и среднему баллу по физической культуре (данные на конец 2016/17 уч. г.), коэффициенту удовлетворенности по методике Дж. Морено в среднем школьном возрасте позволили выявить ряд общих особенностей у опытных групп (табл. 3).

Таблица 3

Средние показатели и достоверность различий тестирования в среднем школьном возрасте (констатирующий этап)

№ теста Показатели КГ М±м ЭГ М±м t-критерий

Девочки

1 Среднее отклонение от эталонной выборки цветов СО, ед. 20,4±7,9 20±7,5 0,89

2 Учебная мотивация по Н. Лускановой, ед 13,2±2,4 12±3,06 0,93

3 Средний балл по физической культуре по каждому обучающемуся на конец 2016/17 уч. г. 4,04±0,6 3,8±0,6 0,25

4 Уровень развития физических качеств по ЮН. Вавилову (ОУФК), ед. 0,45±0,2 0,06±0,4 0,16

5 Коэффициент удовлетворенности по Дж. Морено, ед 0,19±0,23 0,36±0,26 0,11

Мальчики

1 Среднее отклонение от эталонной выборки цветов СО, ед. 25,2±4,16 22,5±5,6 0,32

2 Учебная мотивация по Н. Лускановой, ед 12,2±1,8 12,1±2,8 0,9

3 Средний балл по физической культуре по каждому обучающемуся на конец 2016/17 уч. г. 4,45±0,4 4,2±0,5 0,25

4 Уровень развития физических качеств по ЮН. Вавилову (ОУФК), ед. 0,41±0,23 0,17±0,37 0,17

5 Коэффициент удовлетворенности по Дж. Морено, ед 0,26±0,31 0,24± 0,22 0,9

Примечание: уровни значимости ^критерия Стьюдента: для девочек - Р < 0,05 при t > 2,03, Р < 0,01 при t > 2,72, Р < 0,001 при t > 3,58; для мальчиков: Р < 0,05 при t > 2,07, Р < 0,01 при t > 2,8, Р < 0,001 при t > 3,8.

Анализ статистических параметров констатирующего эксперимента в возрастной группе у средних школьников дал основание заключить, что показатели тестирования подростков контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий как у мальчиков, так и у девочек.

Статистическая обработка и последующий анализ данных тестирования различных показателей успешности применения методики проблемного обучения на уроках физической культуры в среднем школь -

ном возрасте позволил выявить общие и частные характеристики кон -трольной и экспериментальной групп по оцениваемым критериям.

Как видно из табл. 3, достоверной разницы между показателями средних значений школьников обеих групп не наблюдается. Стоит отме -тить, что просматриваются общие особенности:

1. Средний показатель суммарного отклонения по Юрьевой-Ши-поши (СО) от эталонного индикатора нервно-психического благополучия (критерий психологического настроя на занятия физической культурой по цветовому тесту М. Люшера) указывает на то, что в среднем в обеих груп -пах девочек и мальчиков преобладает негативное настроение на занятиях физической культуры. Показатели говорят о том, что во время занятий у мальчиков и девочек происходят спады и подъемы настроения при возникновении трудностей, на что в процессе проведения эксперимента нужно обратить внимание [5, 11].

2. Средний показатель мотивации по Н. Лускановой среди групп находится на низком уровне мотивации к изучению предмета физической культуры, что говорит о незаинтересованности подростками в изучении предмета в урочной форме, наибольший интерес сосредоточен на внеурочной деятельности. Для подростков контрольной и экспериментальной групп приоритетом в занятиях физической культурой будет не результат и самосовершенствование, а общение с друзьями (ведущий вид деятельности в этом возрасте), что дает возможность успешной реализации групповой деятельности на занятиях физической культурой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Средний балл по физической культуре на конец 2016/17 уч. г. говорит о том, что показатели успеваемости внутри контрольных и экспериментальных групп девочек и мальчиков находится на одном уровне. Стоит заметить, что у мальчиков средний балл по предмету выше, чем у девочек.

4. Уровень развития физических качеств по Ю.Н. Вавилову (ОУФК) в среднем у девочек в обеих группах ниже, чем у мальчиков. Процент девочек из обеих групп с высоким показателем ОУФК составляет 3,6 %, у мальчиков - 52,4 %. В контрольной группе у девочек только 31 % имеют высокий ОУФК, в экспериментальной группе - 23,5 %, у мальчиков в контрольной группе оценке «отлично» соответствует 70 %, в экспериментальной - 36,3 %, но следует заметить, что показатели в обеих группах у мальчиков находятся на нижней границе значений, входящих в параметр «отлично».

5. Средний показатель коэффициента удовлетворенности межличностными отношениями в обеих группах находится на низком уровне. У девочек в обеих группа складывается следующая ситуация: в контрольной группе - 68,4 % имеют нулевой коэффициент удовлетворенности, в экспе -

риментальной группе - 35,3 %. У мальчиков в контрольной группе нуле -вой коэффициент удовлетворенности определяется показателем 60 %, в экспериментальной группе - 45,5 %. Данный личностный показатель дает возможность оценить общую картину складывающихся межличностных отношений в каждом из классов. Следует указать на то, что в контрольной и экспериментальной группах средних школьников имеется низкий уро -вень сплоченности и соответственно выявляются трудности в работе в группах и в общение, что нарушает психологический климат межличностных отношений и приводит к ситуации неуспешности в подростковом возрасте.

Обобщая все вышеизложенное, необходимо констатировать, что отобранные нами группы мальчиков и девочек 8а и 8б классов в целом однородны. Некоторые различия в показателях тестирования можно объяснить индивидуальными возрастными особенностями и различным социальным контекстом семей [4].

Закономерность успешной реализации методики проблемного обучения физической культуре складывается под влиянием определенных факторов, которые действуют одновременно и во взаимосвязи.

С помощью корреляционного анализа данных, полученных при тестировании, имеем возможность оценить взаимосвязь показателей успеш -ности применения методики, проследить динамику. При анализе получен -ных корреляционных взаимосвязей мы придерживались следующей педа -гогической взаимосвязи:

- г = 0,43-0,54 для выборки мальчиков, г = 0,33-0,41 для выборки девочек (5-процентный уровень значимости): наблюдаются средние значе -ния между изученными свойствами. Требуется использование в процессе обучения разнообразных методических приемов проблемного обучения;

- г = 0,55-0,65 для выборки мальчиков, г = 0,42-0,51 для выборки девочек (1-процентный уровень значимости): умеренная взаимосвязь. Пограничное взаимодействие показателей между средней и высокой корреляцией. В большей степени используются конкретные методические приемы на протяжении всего периода обучения;

- г > 0,66 для выборки мальчиков, г > 0,52 для выборки девочек (0,1-процентный уровень значимости): между свойствами взаимосвязь высокая. В этом случае требуется использование только определенного методического приема с целью развития личностного качества [12].

Анализ сравнительных данных о количестве достоверных корреля -ционных связей между контрольными показателями успешности примене -ния методики проблемного обучения подтверждает наше предположение об однотипности подростков контрольной и экспериментальной групп (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительные данные о количестве достоверных корреляционных связей между показателями тестирования у девочек (Д) и мальчиков (М) в среднем школьном возрасте (констатирующий эксперимент), %

Группа Пол Общее количество Умеренные и высокие

достоверных связей достоверные связи

Контрольная Д 70 71,4

М 50 42,8

Экспериментальная Д 60 66,7

М 60 83,3

Примечание: уровни значимости 1-критерия Стьюдента: для девочек - г >0,33 при Р < 0,05, г > 0,42 при Р < 0,01, г > 0,52 при Р < 0,001, для мальчиков -г > 0,43 при Р < 0,05, г > 0,55 при Р < 0,01, г > 0,66 при Р < 0,001.

Наиболее значимые связи для выборок представлены в корреляционных матрицах (табл. 5).

Таблица 5

Матрица коэффициентов корреляции (констатирующий этап)

Контрольная группа Экспериментальная группа

Мальчики

Показатели СО Мотивация Средний балл ОУФК Коэф. удовлетор.

СО - 44 -58 -74

Мотивация 93 91

Средний балл 63 93

ОУФК 46 86

Коэф. удовлетор. 47 54

Девочки

Показатели СО Мотивация Средний балл ОУФК Коэф. удовлетор.

СО -53 -37

Мотивация 62 86 77

Средний балл 49 86

ОУФК 60 80

Коэф. удовлетор. 34 57 42

Примечание: СО - средний показатель суммарного отклонения по Юрьевой-Шипоши,

ОУФК - общий уровень физических кондиций, показатели среднего балла по физической культуре и уровня мотивации по Н Лускановой имеют высокие показатели прямой взаимосвязи (г > 0,52) с показателем ОУФК по Ю.Н. Вавилову, показатель уровня удовлетворенности по Дж. Морено коррелирует в высокой степени с показателями среднего балла по физической культуре, в умеренной степени показывает взаимосвязь с ОУФК по Вавилову и уровнем мотивации по Н. Лускановой в прямой взаимосвязи.

Анализ корреляционных взаимосвязей показателей контрольной и экспериментальной групп мальчиков выявил следующие особенности:

• высокая обратная взаимосвязь характерна для показателя, определяющего стандартное отклонение Юрьева-Шипоша от выбора цветов по тесту М. Люшера. Данный тест показывает высокую обратную взаимосвязь с уровнем ОУФК по Вавилову (г > 0,66), а также следует отметить, что проявляется умеренная взаимосвязь СО с показателями уровня мотивации и среднего балла по физической культуре;

• показатели среднего балла по физической культуре и уровня мо -тивации по Н. Лускановой имеют высокие показатели прямой взаимосвязи (г > 0,66) с показателем ОУФК по Вавилову;

• показатель уровня удовлетворенности по Дж. Морено коррелирует в умеренной степени с показателями среднего балла по физической культуре и показателем ОУФК по Вавилову в прямой взаимосвязи.

Анализ корреляционных взаимосвязей показателей контрольной и экспериментальной групп девочек выявил, что стандартное отклонение Юрьева-Шипоша от выборки цветов по тесту М. Люшера показывает высокую обратную взаимосвязь с уровнем мотивации по Н. Лускановой (г > 0,52), а также следует отметить, что проявляется умеренная обратная взаимосвязь СО с показателем среднего балла по физической культуре.

Все предложенные тесты коррелируют между собой в двух выборках у мальчиков и девочек. Общей особенностью является наличие высокой корреляции показателей у мальчиков и девочек (г > 0,52 и г > 0,66 соответственно) в прямой взаимосвязи для межкомпонентного взаимодействия показателей уровня мотивации, среднего балла по физической культуре (уровень успеваемости), уровня развития физической подготовленности, уровня удовлетворенности своим социальным статусом в ученическом коллективе по Дж. Морено, в обратной взаимосвязи всех показателей с показателями среднего стандартного отклонения Юрьева-Шипоша.

Следует сделать вывод, что в результате корреляционного анализа была выявлена закономерность в используемых экспериментальных пока -зателях. Уровень мотивации, средний балл по физической культуре (уровень успеваемости), уровень здоровья, уровень развития физической подготовленности обучающихся, коэффициент удовлетворенности по Дж. Морено имеют положительную связь между собой, в то время как происходит обратный эффект - все показатели имеют отрицательную связь с показателем стандартного отклонения от идеальной выборки цветов по тесту Люшера. Данная связь говорит о том, что отклоняющаяся негативная цветовая ассоциация с позиционированием себя на уроке физической культуры связывается с пониженным уровнем всех остальных показателей. Показатели уровня мотивации, среднего балла по физической культуре (уровень успеваемости), уровня здоровья, уровня развития физической подготовленности, коэффициента удовлетворенности по Дж. Морено

имеют прямо пропорциональную связь между собой, которая выражается в том, что при росте или снижении одного из показателей, будет, осуществятся одновременное повышение или снижение всех остальных показате -лей соответственно.

Успешным эксперимент окажется при получении одновременной положительной динамики по показателям уровня мотивации, среднего балла по физической культуре (уровень успеваемости), уровня здоровья, уровня развития физической подготовленности, коэффициента удовлетворенности по Дж. Морено и при этом одновременной динамике снижения степени стандартного отклонения Юрьева-Шипоша от эталонного индикатора нервно-психологического благополучия (выборки цветов Вальнеф-фера-Люшера).

Для успешной реализации методики проблемного обучения в среднем школьном возрасте требуется обширное применение в процессе решения проблемных задач методического приема работы в группах. Показателями эффективности эксперимента будет наличие на заключи -тельном этапе сформированного психологически устойчивого коллектива обучающихся с преобладанием положительных эмоциональных связей. Социометрическое исследование Дж. Морено направлено в рамках прово -димого исследования на определение степени сплоченности и успешности взаимодействия ученического коллектива в процессе физического воспитания [9].

На констатирующем этапе педагогического эксперимента социо -метрическое исследование по методике Дж. Морено показало, что подро -стки контрольной и экспериментальной групп имеют низкий уровень сплоченности и соответственно выявляются трудности в работе в группах:

1) индекс эмоциональной экспансивности А в контрольной группе составляет 6,52 и в экспериментальной - 6,86, что говорит о низкой активности обеих групп по отношению к взаимодействию в коллективной работе;

2) индекс групповой сплоченности G в контрольной группе составляет 0,02, в экспериментальной - 0,03, что говорит о низком уровне групповой сплоченности в обеих группах.

3) индекс конфликтности 1к в контрольной группе составляет 7,81, в экспериментальной - 4,31. Оба показателя являются превышающими средние допустимые значения нормы, что говорит о наличии скрытых конфликтов и непонимании внутри групп.

Следует сделать вывод о том, что эксперимент по реализации мето -дики проблемного обучения на уроках физической культуры будет удачным при положительной динамике социометрических показателей, ре -зультатом чего будет являться образование целостного эмоционально -устойчивого коллектива школьников, стремящихся и умеющих взаимодейст -вовать и успешно реализовывать проблемную деятельность в группах.

Стоит отметить, что методика проблемного обучения представляет собой эффективный способ реализации задач, отраженных в ФГОС нового поколения, через характеристику основных механизмов деятельности субъектов педагогического процесса:

- деятельность учащихся должна выражаться через поиск и поста -новку задач;

- обучающиеся должны осуществлять рефлексию своих поступков и поступков своих товарищей в процессе образовательной деятельности [13].

Модель проблемного обучения должна быть направлена на психоэмоциональный подъем, что позволит сделать самостоятельную исследо -вательскую и проектную деятельность на разных возрастных этапах, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с после -дующим обучением, осуществляющимся со страховкой учителя, но с обсуждением методической основы выполнения двигательного действия, обсуждением тактических действий при выполнении командных действий.

Применение методики проблемного обучения в области физиче-ского воспитания может рассматриваться как один из способов, дающих возможность повысить качество и эффективность образовательного про -цесса.

Список литературы

1. Баксанский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. 2000. №1. С. 19-25.

2. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2-7.

3. Водолагина И.Ю. Проблемное обучение на уроках физической культуры. Саратов: Изд-во СГУ, 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/541/3347.php (дата обращения: 28.02.2017).

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического, экспериментального психологического исследования. М.: Педаго -гика, 1986. 240 с.

5. Ершова С.К. Обработка теста цветовых выборов М. Люшера. СПб.: ВЕИП, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://psychologist.n1-v-spb.ru/Default.aspx?tabid=314. (дата обращения: 17.03.2017).

6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, пер -спективы // Педагогика и психология. 1999. № 4. С. 201-208.

7. Кудрявцев Т.В. Создание проблемных ситуаций - средство активизации учащихся // Профессионально-техническое обучение. 1965. № 7.

8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педагогика, 1977. 156 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2015. 656 с.

10. Неклюдова А.А. Моделирование проблемного обучения физи -ческой культуре в школьном возрасте // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 3. С. 32, 49-50.

11. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера. Диагностика нервно-психического состояния. СПб.: ИМАТОН, 2006. 40 с.

12. Туревский И.М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика: монография. Тула: Изд-во ТГПУ, 2012. 365 с.

13. Утемов В.В., Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. Современные научные исследования. 2013. Вып. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm (дата обращения: 05.12.2016).

References

1. Baksanskij O.E. Problemnoe obuchenie: obosnovanie i realizaciya [Problematic learning: justification and implementation] // Nauka i shkola [Science and school]. 2000. No. 1. P. 19-25.

2. Vilenskij M.Ya., Solov'ev G.M. Osnovnye sushchnostnye harakteristiki pedagogi-cheskoj tekhnologii formirovaniya fizicheskoj kul'tury lichnosti [The main essential characteristics of the pedagogical technology of personal physical culture formation] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2001. No. 3. P. 2-7.

3. Vodolagina I.Yu. Problemnoe obuchenie na urokah fizicheskoj kul'tury [Problematic teaching at physical education lessons]. Saratov: SSU Publishing House, 2010 [Electronic resource]. URL: http://pandia.ru/text/78/541/3347.php (date of access: 28.02.2017).

4. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoreticheskogo, eksperimental'nogo psihologicheskogo issledovaniya [Problems of developmental learning: the experience of theoretical, experimental psychological research]. M.: Pedagogika, 1986. 240 p.

5. Ershova S.K. Obrabotka testa cvetovyh vyborov M. Lyushera [Processing of M. Luscher's color choices test]. St. Petersburg: VEIP, 2016 [Electronic resource]. URL: http://psychologist.n1-v-spb.ru/Default.aspx?tabid=314 (date of access: 17.03.2017).

6. Kudryavcev V.T. Problemnoe obuchenie: istoki, sushchnost', perspektivy [Problematic learning: origins, essence, perspectives] // Pedagogika i psihologiya [Pedagogy and psychology]. 1999. No. 4. P. 201-208.

7. Kudryavcev T.V. Sozdanie problemnyh situacij - sredstvo aktivizacii uchashchih-sya [Creating problem situations - a means of activating students] // Professional'no-tekhni-cheskoe obuchenie [Vocational training]. 1965. No. 7.

8. Mahmutov M.I. Organizaciya problemnogo obucheniya v shkole [Organization of problem learning at school]. M .: Pedagogika, 1977. 156 p.

9. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Fenomenologiya razvitiya [Age-related psychology. Phenomenology of development]: a textbook for students. higher. study. institutions. M.: Academy, 2015. 656 p.

10. Neklyudova A.A. Modelirovanie problemnogo obucheniya fizicheskoj kul'ture v shkol'nom vozraste [Simulation of problem teaching of physical culture at school age] // Fizi-cheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2017. No. 3. P. 32, 49-50.

11. Timofeev V.I., Filimonenko Yu.I. Cvetovoj test Lyushera. Diagnostika nervno-psihicheskogo sostoyaniya [Luscher color test. Diagnostics of the neuropsychic state]. St. Petersburg: IMATON, 2006. 40 p.

12. Turevskij I.M. Psihomotornaya podgotovlennost' cheloveka: struktura, ontoge-nez, praktika [Psychomotor readiness of a person: structure, ontogenesis, practice]: monograph. Tula: Publishing house of TSPU, 2012. 365 p.

13. Utemov V.V., Zinovkina M.M. Struktura kreativnogo uroka po razvitiyu tvor-cheskoj lichnosti uchashchihsya v pedagogicheskoj sisteme NFTM-TRIZ [The structure of a creative lesson on the development of the creative personality of students in the pedagogical system NFTM-TRIZ] // Koncept. Sovremennye nauchnye issledovaniya [Concept. Modern scientific research]. 2013. Issue 1 [Electronic resource]. URL: http://e-kon-cept.ru/2013/53572.htm (date of access: 05.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.