Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Дьяков И.И., Асатрян Г.Р., Косиенко Р.С. — Реализация модели формирования предпринимательских компетенций в современном педагогическом образовании: теоретические и практические аспекты // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0676.2020.1.32268 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=32268
Реализация модели формирования предпринимательских компетенций в современном педагогическом образовании: теоретические и практические аспекты
Дьяков Иван Иванович
преподаватель, Уссурийский агропромышленный колледж 692519, Россия, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Советская, 33
И vano_vano75@mail.ru
Асатрян Гоар Робертовна
учитель начальных классов, МОБУ Покровская НОШ 692561, Россия, Приморский край, село Покровка, ул. Октябрьская, 8 А
И goar-asatryan@mail.ru
Косиенко Роман Сергеевич
учитель истории и общзствознания, МБОУ СОШ с. Корсаковка 692543, Россия, Приморский край, село Корсаковка, ул. Ленина, 10
И alter_ego15@mail.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.7256/2454-0676.2020.1.32268
Дата направления статьи в редакцию:
25-02-2020
Дата публикации:
27-02-2020
Аннотация.
Предметом настоящего исследования является формирование предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений подготовки. Цель работы
заключается в развитии теоретических положений и анализе организационно-педагогических условий реализации модели формирования предпринимательских компетенций в образовательном процессе филиала Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в г. Уссурийске (Школы педагогики). В настоящее время развитие предпринимательской культуры общества становится одной из главных задач образования как социального института. Её решение, по мнению авторов, заключается, в первую очередь, в формировании предпринимательских компетенций будущих педагогов, как центрального звена системы образования. Методология исследования основана на системном подходе и включает методы теоретического анализа состояния проблемы в научной литературе, изучение и обобщение подходов к построению модели формирования предпринимательских компетенций, анализ документации образовательных организаций. Новизна заключается в том, что в статье авторами актуализирована необходимость формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений подготовки, предложена структурно-содержательная модель данного образовательного процесса и выделены её ключевые организационно-педагогические условия, а также проведена оценка реализации предлагаемой модели на практике.
Ключевые слова: педагогическое образование, развитие предпринимательства, предпринимательские компетенции, формирование предпринимательских компетенций, м оде ль, организационно-педагогические условия, педагогический процесс, сфера образования, вуз, молодёжное предпринимательство
Одним из целевых ориентиров современного инновационного вектора социально-экономического развития России является активизация предпринимательства. Развитие предпринимательской культуры общества становится одной из главных задач
государства -Ш. По словам В. В. Путина «Государство, все уровни власти должны сделать всё возможное, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и
престижным»
Особая роль при этом отводится системе образования как важнейшему фактору становления нового качества экономики и общества. По мнению большинства учёных, образование как социальный институт способно и должно обеспечить повышение предпринимательской активности граждан. Как отмечают Р. Ферейра и др. «в условиях рыночной экономики у каждого гражданина и, тем более, у специалиста с высшим образованием должны быть сформированы устойчивые компетенции в области
предпринимательства» Для этого необходимо создание условий для эффективного формирования предпринимательских компетенций в процессе получения человеком как общего, так и профессионального образования, а также в системе дополнительного образования, обеспечивая реализацию концепции «образование в течение всей жизни».
По мнению авторов, одним из важнейших направлений успешного решения обозначенных проблем является, в первую очередь, формирование предпринимательских компетенций учителей, педагогов, как центрального звена системы образования. При этом готовность педагогов к предпринимательской деятельности как таковой не является основной целью, так как лишь небольшая доля обучающихся педагогических направлений связывает своё будущее с предпринимательством. В то же время современный педагог должен обладать инициативностью, способностью принимать решения и налаживать деловые коммуникации, проектным и стратегическим мышлением, профессиональной мобильностью. Предпринимательские компетенций педагогов должны
стать важной составляющей их профессиональной компетентности и обеспечить эффективную интеграцию в инновационное образовательное пространство как с точки зрения реализации профессионального, так и предпринимательского потенциалов.
Сегодня исследование проблем развития предпринимательского образования находит широкое отражение в научных публикациях. Инновационные подходы и практики формирования предпринимательских компетенций обучающихся представлены в работах
Ю. Б. Рубина А. Ю. Чепуренко А. В. Любаненко А. К. Клюева и А. А. Яшина
Е. Б. Гончаровой и А. В. Шеиной-8!, Т. С. Сальниковой ^ Е. А. Серебренниковой
[10], Ю. М. Гавриленко, А. В. Дудко-11^ и др. При этом, основной вектор исследований направлен на сферы экономического и технического образования. В то время как проблемы формирования предпринимательских компетенций будущих педагогов в настоящее время остаются мало изученными. Следует отметить ограниченность количества публикаций данной тематики, среди которых авторы выделяют работы Т. А.
Волошиной [12], Т. А. Потенко, Д. В. Мухиной и др. 13], направленные на актуализацию и развитие теоретико-методологических основ формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений. В то же время недостаточно исследованными остаются практические аспекты реализации предлагаемых в теории положений, в публикациях практически отсутствует анализ реальных организационно-педагогических условий, опыта и эффективных практик обучения предпринимательству в педагогических вузах.
Цель данного исследования: развитие теоретических положений и анализ организационно-педагогических условий реализации модели формирования предпринимательских компетенций в образовательном процессе филиала Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в г. Уссурийске (Школы педагогики).
Формирование предпринимательских компетенций будущего педагога как образовательный процесс представляет собой целенаправленный, последовательный, систематизированный, содержательно насыщенный комплекс компонентов, объединённых в логически увязанные блоки, что позволяет представить его как структурно-содержательную модель (рис. 1).
Ело КГ! К0ЦП0Н5НТЫ
Содержа ннг
Цель
ШЮЕДН урСЛШЬ сфоХЫИрОЕЭЕБВСТИ
прЁЕ[ГЕ1ши!\гатэ:ь;:мс^ кем пгт=нцит£
*
Задачи — 1) форЛ НрСЕ1КК5 ШНШЖит =Л Ь нсгс стнсп1=ккя к ПД*; 2) ферыжре-ванне системы знании основ ПД 3)выработка умений., навыков., способностей ПД.
.......*........
Подходы .............. - КОМИ2Г5КГНОС.ТЫЫЙ. СИСТеМЫЫИ. Д еЯТЗГЬНОСТНЫК. личносгнык
Пршшгшы ккдиБ-кдузлпш гтнтг ооучзии; дшжратшащ-ск обучения; активности о^гчающ гтоса: научной объективности; прсфасснональнои цзгасообразности;. целостности педагогия зек ого процесса и др.
Ь 1оГИВаЩ£ОЕШЫ и раскрытие раш к значимости, возможностей я перспектив ПД
+
кОГЕШШЕНЬШ L передача знаний основ ПД
................*........................
Дея тзгьностнын выражткауманкй. нзеыксв. спосоён сстен ПД
...............♦.......................
Р^йпгкслвный
ЕЫЛЕЛгНИг н тстрангнн; □хпфйтаогашвЁыхдефицгтта
нЕгг^>актиыть[Е фермы м МЕГСЕЫ с-сучЕкшс;
НЛ.\"ЧНЫ= ЬС^ЗГЕЕСЫКИЛ
пр^Егтрккны аггпьгкей
ТЕЛ[1ТЬ£КК;
прскзхсдстьгкнал гтракт:о<а;
участие I кс ккураах 5к5яэс-гтрсэ<тоБ к
Оцгнка эфЕгЕшвнссш иодглн
>рСБЕНЬ
^ фррмирсЕ анкссш
ГТрЕЛПр КККМаТЕЛЬСЮО!
Естшгегевинн
.-тагь: ; ормгршакпя ко>,гг1=г?к11ке£: кргтгрнн н
ГТСК 1ЛТ31 Н ОИЕНК П. М ^ТСД ККЯ СЦЕНКИ. СЦЕНСЧКЫз ^ -Г-ГТТ. ?
Корректировка подели
р=4я=КСИЯ. уГОЧНЭНИг Г{
керр Ектнрстка эпеметгоя
ражнхкЕТЕср?гика-м ггоданжнч эскиз: сскс е. ф: рм. .чэгсдсб. — : г:
СОУЧЕЯКЯ
* ПД - предпринимательская деятельность Источник: составлено авторами.
Рис.1 - Структурно-содержательная модель формирования предпринимательских
компетенций будущих педагогов
Опираясь на результаты исследований Д. В. Мухиной с соавторами-Ш, можно заключить, что при выстраивании такого рода модели необходимо определение целевых ориентиров, задач и методологической основы рассматриваемого образовательного процесса (целевой блок), его содержания (содержательный блок) и эффективности (результативный блок).
Целевой блок предлагаемой модели представлен единством цели и задач, ориентирующих разработчиков на достижение необходимого уровня сформированности предпринимательских компетенций. Методологической основой модели стали компетентностный, системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. В педагогическом процессе формирования предпринимательских компетенций будущих педагогов в качестве основополагающих предлагается использовать следующие принципы: индивидуализации обучения, демократизации обучения, активности обучающегося, научной объективности, профессиональной целесообразности, целостности педагогического процесса. При этом не исключается возможность применения и других общеизвестных педагогических принципов, способствующих построению эффективной модели данного процесса в конкретных условиях места и времени.
В структуре предпринимательской компетенции как интегрального качества личности педагога авторы выделяют следующие компоненты, положенные в основу содержательного блока рассматриваемой модели:
- мотивационный - выражается в сформированности ценностно-смысловых установок, устойчивого интереса к предпринимательской деятельности и мотивов формирования предпринимательских компетенций; реализуется через раскрытие роли и значимости
предпринимательства в развитии инновационного образовательного пространства, возможностей и перспектив саморазвития и самореализации как в профессиональной, педагогической деятельности, так и в сфере образовательного предпринимательства;
- когнитивный - предполагает освоение обучающимися специального корпуса знаний основ предпринимательства, в том числе в сфере получаемого базового профессионального образования; успешно реализуется при использовании активных и интерактивных форм и методов обучения (лекция-беседа, проблемная дискуссия, деловая игра, совместная деятельность, круглый стол, конференция и др.), способствующих обмену знаниями, опытом, проблемами, путями поиска их разрешения, развитию специальных умений;
- деятельностный - предполагает выработку обучающимися способов деятельности, характерных для предпринимательства, в том числе образовательного; реализуется посредством обеспечения возможности практического применения приобретённых знаний, умений и навыков в реальных (приближенных к реальным) условиях профессиональной и (или) предпринимательской деятельности в процессе прохождения разного вида учебных и производственных практик, участия в конкурсах бизнес-проектов, грантов и т.п.;
- рефлексивный - выражается в способности выявлять и устранять имеющиеся профессиональные дефициты, определять собственную образовательную и профессиональную траекторию.
Результативный блок предполагает наличие в модели оценочного и корректирующего компонентов. При этом оценке подлежит уровень сформированности предпринимательских компетенций обучающихся как основной результат реализации рассматриваемой модели, определённый целью. Полученная оценка, как и рефлексия всех этапов данного педагогического процесса должны быть положены в основу последующего уточнения и корректировки элементов модели, её адаптации к изменению условий и повышения эффективности.
Названные блоки модели и их компоненты ориентируют разработчиков основных образовательных программ, а также программ дополнительного профессионального образования на определение соответствующего содержания, педагогических технологий и диагностического инструментария формирования предпринимательских компетенций в процессе профессиональной подготовки обучающихся педагогических направлений на основе интегративного подхода.
Формирование предпринимательских компетенций обучающихся как образовательный процесс предполагает наличие необходимых организационно-педагогических условий, определяющих возможность его протекания, результативность и эффективность. В данном исследовании под организационно-педагогическими условиями авторы понимают «характеристику педагогической системы, отражающую комплекс внешних и внутренних возможностей (предпосылок, обстоятельств, требований), обеспечивающих целеполагание, среду протекания, управление развитием и эффективность процесса формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений» -13, с 21].
Исследование существующих в научных публикациях подходов к обоснованию значимости тех или иных условий эффективности формирования предпринимательских компетенций, позволило авторам в качестве ключевых определить следующие организационно-педагогические условия, определяющие реализацию представленной
модели в соответствии с выделенными блоками и их компонентами:
- определение и закрепление формирования предпринимательских компетенций как одной из ключевых задач образовательной деятельности вуза, обеспечивающей достижение цели всестороннего развития личности, социализации и самореализации обучающихся педагогических направлений в современных условиях;
- наличие в содержании основных образовательных программ педагогических направлений подготовки дисциплин/модулей, разделов практик, тематики научно-исследовательской работы, обеспечивающих формирование основных компонент предпринимательских компетенций;
- наличие дополнительных образовательных программ, факультативов, семинаров, тренингов, мастер-классов предпринимательской направленности, обеспечивающих возможность построения обучающимися индивидуального образовательного маршрута;
- обеспечение необходимого уровня квалификации, экономической и предпринимательской компетентности профессорско-преподавательского состава, предпринимателей-практиков, работников образовательных организаций, участвующих в реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- обеспечение и поддержка участия обучающихся в конкурсах бизнес-проектов в сфере образования и конкурсах грантов на их реализацию.
Степень развития перечисленных условий позволяет определить уровень интегрированности модели формирования предпринимательских компетенций в образовательный процесс конкретного вуза. При этом нам представляется целесообразным выделение следующих трёх уровней:
- высший - развитие предпринимательской культуры общества заложено в миссии педагогического вуза; целевые установки образовательной деятельности направлены на формирование предпринимательских компетенций как важной составляющей профессиональной подготовки педагога; организационно-педагогические условия в полной мере обеспечивают возможность и необходимый уровень формирования предпринимательских компетенций обучающихся;
- средний - одной из задач образовательного процесса по педагогическим направлениям подготовки является формирование общей экономической грамотности обучающихся; формирование предпринимательских компетенций рассматривается в качестве одной из возможных образовательных траекторий; обучающимся предоставляется возможность изучения основ предпринимательской деятельности в рамках факультативов, программ дополнительного образования, семинаров, тренингов и других мероприятий предпринимательской направленности; организационно-педагогические условия обеспечивают, в лучшем случае, возможность получения базовых знаний и умений в области предпринимательства;
- низший - отсутствуют целевые установки на формирование экономической грамотности и предпринимательской культуры обучающихся; сочетание и степень развития организационно-педагогических условий не обеспечивают возможности формирования даже минимального порогового уровня предпринимательских компетенций.
Анализ практики обучения предпринимательству в системе современного педагогического образования, представленный в публикациях, указывает на существенную дифференциацию в уровне интегрированности модели формирования
предпринимательских компетенций в образовательный процесс отдельных образовательных организаций. По нашему мнению, в большей мере это обусловлено различным отношением руководства педагогических вузов к предпринимательству, степенью осознания его стратегической роли в становлении инновационной экономики и развитии человеческого капитала общества.
Филиал ДВФУ в г. Уссурийске (Школа педагогики) занимает третье место по доле рынка образовательных услуг в Дальневосточном федеральном округе по отрасли наук
«Образование и педагогические науки» и является важнейшим на территории Дальневосточного региона центром гуманитарно-педагогического образования, научно-образовательная деятельность которого направлена на создание благоприятного социального климата для обеспечения жизнедеятельности населения, его творческой активности и развития способностей через формирование системы образования. О с но в ным по ло ж е ние м мис сии филиа ла я в л я е тс я обе с пе ч е ние ра з в ития ч е ло в е ч е с ко г о потенциала образовательного пространства Дальневосточного региона. Ключевая стратегическая цель развития филиала заключается в непрерывной и системной подготовке высококвалифицированных педагогических кадров - педагогов новой формации, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда как в Дальневосточном регионе, так и в целом по стране [15].
Следует сразу отметить, что подобные формулировки стратегического целеполагания деятельности педагогического вуза в современных условиях являются актуальными и предполагают решение сложных задач формирования не только высокого уровня профессиональной, педагогической компетентности обучающихся, но и способностей личности к самоопределению, саморазвитию и самореализации, определяющих уровень профессиональной и социальной мобильности выпускников. В то же время анализ основных профессиональных образовательных программ высшего образования, а также программ дополнительного образования, реализуемых в Филиале ДВФУ в г. Уссурийске (Школе педагогики) показал отсутствие в образовательном процессе целей и задач, определяющих необходимость формирования предпринимательских компетенций обучающихся, что, по нашему мнению, противоречит миссии и стратегическим целям данной образовательной организации.
В ходе дальнейшего исследования организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций обучающихся авторами было проа на лиз иро в а но с о де рж а ние о снов ных об р а з о в а те л ьных програ мм - програ мм бакалавриата 2018 и 2019 годов набора по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, реализуемых в филиале ДВФУ в г. Уссурийске (Школе педагогики). Анализ программ бакалавриата 26 различных профилей подготовки показал отсутствие в учебных планах не только дисциплин (модулей), обеспечивающих формирование основных компонент предпринимательских компетенций, но и дисциплин, направленных на формирование элементарной экономической грамотности обучающихся. Выборочный анализ программ всех видов практик, научно-исследовательской работы и государственной итоговой аттестации по тем же профилям подготовки также показал отсутствие в них элементов (разделов, заданий, тематики исследований, оценочных средств и т. п.), направленных на формирование и оценку предпринимательских компетенций.
Анализ наличия дополнительных образовательных программ, обеспечивающих возможность построения обучающимися индивидуального образовательного маршрута
показал, что в филиале ДВФУ в г. Уссурийске (Школе педагогики) реализуется только одна программа профессиональной переподготовки с правом ведения профессиональной деятельности в сфере экономики и управления - «Экономика и управление на
предприятии» I16!, позволяющая слушателям сформировать компетенции, необходимые для ведения собственного бизнеса, а также для профессиональной деятельности в качестве руководителей и специалистов финансово-экономических подразделений предприятий малого и среднего бизнеса. Возможность освоения данной дополнительной программы - это, несомненно, расширение потенциала выпускников для их будущего трудоустройства. В то же время заявленная цель программы - формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере экономики, управления и бухгалтерского учета, а также её содержание, имеющее значительную долю управленческих и финансово-учётных дисциплин (модулей), не в полной мере соответствуют представленной здесь модели формирования предпринимательских компетенций.
В 2016 году кафедрой экономики филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики) была открыта магистерская программа «Предпринимательская деятельность в системе образования» по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Успешный набор и сравнительно высокий конкурс на данную магистерскую программу подтвердили её актуальность и востребованность, а высокая активность и достижения магистрантов в учебной и научно-исследовательской деятельности - заинтересованность в изучении предпринимательской деятельности и формировании предпринимательских компетенций. Такая программа могла бы стать органичной частью предлагаемой авторами модели, обеспечивая преемственность уровней образования и предоставляя выпускникам педагогических направлений бакалавриата возможность достижения наиболее высокого уровня сформированности предпринимательских компетенций. Однако, руководством филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики) в 2019 году был прекращён набор обучающихся на данную магистерскую программу, а с сентября 2019 года кафедра экономики исключена из структуры филиала. В связи с этим в штате практически не осталось научно-педагогических работников, имеющих направление образования и уровень квалификации необходимые для реализации модели формирования предпринимательских компетенций.
Резюмируя результаты оценки в целом, можно сделать вывод, что в филиале ДВФУ в г. Уссурийске (Школе педагогики) в настоящее время не уделяется должного внимания развитию организационно-педагогических условий реализации модели формирования предпринимательских компетенций обучающихся. В итоге уровень интеграции предлагаемой модели в образовательный процесс филиала можно охарактеризовать как низший, что не обеспечивает возможности формирования предпринимательских компетенций.
Таким образом, в данной работе авторами актуализирована необходимость формирования предпринимательских компетенций будущих педагогов, предложена структурно-содержательная модель данного образовательного процесса и выделены её ключевые организационно-педагогические условия, а также проведена оценка уровня реализации предлагаемой модели на примере филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики).
В заключение следует отметить, что становление инновационной экономики и необходимость развития предпринимательства в России, требуют как от системы российского педагогического образования в целом, так и непосредственно от
руководства педагогических вузов осуществления практических шагов по созданию и развитию условий эффективной реализации модели формирования предпринимательских компетенций обучающихся. Нужно сделать всё, чтобы предпринимательская инициатива находила отражение у молодых людей, особенно у тех, кто получил высшее образование.
Библиография
1. Мухина Д. В., Потенко Т. А., Исакова В. В. Модель формирования предпринимательских компетенций в педагогическом образовании // Современный ученый. 2019. №4. С. 205-208.
2. Владимир Путин: «К 2020 году доля в ВВП малого бизнеса вырастет в 2,5 раза». [Электронный ресурс]. URL: https://360tv.ru/news/dengi/vladimir-putin-k-2020-godu-dolja-v-vvp-malogo-biznesa-vyrastet-v-25-raza-18240/ (Дата обращения 30.09.2019).
3. Ферейра Р., Лизунков В. Г., Полицинская Е. В. Формирование предпринимательских компетенций выпускника вуза в условиях перехода к университетам третьего поколения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 6. С. 195-211. DOI: 10.15293/2226-3365.1706.12.
4. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5-17.
5. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. 2017. №3. С. 248-276.
6. Любаненко А. В. Предпринимательское образование как фактор развития экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 5 (91). С. 43-48.
7. Клюев А. К., Яшин А. А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 22-33.
8. Гончарова Е. Б., Шеина А. В. Проблема формирования предпринимательских компетенций в образовательном процессе технического вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-3. С. 520-522.
9. Сальникова Т. С. Проблемы предпринимательства в сфере образования: монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. И. К. Ларионова. Москва: Дашков и К°, 2017. 198 с.
10. Серебренникова Е. А. Проблема формирования понятия «предпринимательская компетенция» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 3. С. 144-151.
11. Гавриленко Ю. М., Дудко А. В. Понятие «предпринимательская компетентность»: педагогический контекст и региональные аспекты // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-1. С. 74-82.
12. Волошина Т. А. Особенности обучения предпринимательству студентов направления «Педагогическое образование» // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 3 (23). С. 84-95.
13. Потенко Т. А., Мухина Д. В., Асатрян Г. Р. Организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений // Педагогика и просвещение. 2019. № 3. С. 16-25. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.3.30376. [Электронный ресурс]. URL:
https ://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 30376 (Дата обращения 30.09.2019).
14. Дьяков И. И., Жуплей И. В., Асатрян Г. Р., Исакова В. В. Оценка уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования: теоретические и практические аспекты // Современное образование. 2018. № 4. С.182-198. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.28231. [Электронный ресурс]. URL: http://enotabene.ru/pp/article_28231.html (Дата обращения 30.09.2019).
15. Программа развития Школы педагогики ДВФУ на 2014 - 2020 годы. [Электронный ресурс]. URL:
https ://www.dvfu.ru/upload/medialibrar■y/daa/Программа%20развития%20ШП%20ДВФ y%202014-2020.pdf (Дата обращения 14.09.2019).
16. Экономика и управление на предприятии. Программа профессиональной переподготовки. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL:
https ://www.dvfu.ru/schools/school_of_education/additional-education/professional-retraining/economy-and-management.php?m = distance-learnmg (Дата обращения 14.09.2019
Рецензия на статью
В связи с политикой двойного слепого рецензирования, данные о рецензенте не указываются.
Предметом исследования статьи «Реализация модели формирования предпринимательских компетенций в современном педагогическом образовании: теоретические и практические аспекты» выступает процесс формирования предпринимательских компетенций будущего педагога. В статье представлен теоретический анализ формирования готовности педагогов к предпринимательской деятельности. Обращается внимание на то, что «готовность педагогов к предпринимательской деятельности как таковой не является основной целью», но «современный педагог должен обладать инициативностью, способностью принимать решения и налаживать деловые коммуникации, проектным и стратегическим мышлением, профессиональной мобильностью». Обозначенные качества создают основу предпринимательской компетентности, в этом видится актуальность представленного исследования. Методология исследования построена на совокупности теоретических методов - анализ, систематизация и моделирование. В качестве методологического базиса выступают компетентностный, системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы, а также инновационные практики формирования предпринимательских компетенций обучающихся. Данная методология вполне отвечает целям исследования и направлена на систематизацию научно-теоретических и методических аспектов формирования предпринимательских компетенций будущего педагога. Научную новизну работы характеризует структурно-содержательная модель формирования предпринимательских компетенций будущих педагогов, содержащая целевой, содержательный и результативный блоки. В работе представлена структура предпринимательской компетенции, включающая мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты. Заслуживают внимание выделенные автором организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций: социализация и самореализация студентов в современных условиях; содержательное наполнение основных образовательных программ дисциплинами и видами деятельности по формированию предпринимательских компетенций; дополнительные образовательные программы, тренинги и мастер-классы предпринимательской направленности; повышение предпринимательской компетентности профессорско-преподавательского состава и работников образовательных организаций,
участвующих в реализации программ; участие студентов в бизнес-проектах и грантах в сфере образования. Стиль работы научный. Во ведении автор проводит подробный анализ актуальности формирования предпринимательских компетенций. В основной части представлено описание структурно-содержательной модели формирования предпринимательских компетенций будущих педагогов, дается характеристика компонентного состава компетенции. Заслуживает внимания практический опыт формирования предпринимательских компетенций будущих педагогов, содержащийся в статье. Библиография содержит 16 позиций, среди которых имеются монография, сборники конференций и статьи в журналах ВАК. Все ссылки оформлены по ГОСТу. На каждый источник в тексте представлена ссылка. Статья может представлять интерес специалистам по направлению 13.00.08 - теория и методика профессионального образования