Научная статья на тему 'Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи'

Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая модель / формирование / ответственность / молодежь / учащиеся / оружие / условия / pedagogical model / formation / responsibility / youth / students / weapons / conditions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павел Игоревич Дубенский

Актуальность статьи обусловлена имеющимися противоречиями между возрастанием случаев среди подростков и молодежи применения различного оружия, угроз в его использовании и неготовностью общества, системы образования минимизировать, профилактировать данный риск. Формирование модели ответственного отношения к оружию, его применению учащейся молодежью характеризуется длительным по времени, противоречивым, многофакторным процессом, имеющим актуальность не только в рамках сегодняшнего дня, но и в стратегическом плане. Данный процесс связан с ракурсом оценки подходов к реализации ключевых условий формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи. Цель исследования связана с выявлением и обоснованием организационно-педагогических условий процесса формирования ответственного отношения к обращению с оружием у учащейся молодежи. Задачи исследования: раскрыть сущность понятия «оружие»; рассмотреть проблему «дети и оружие» в рамках историко-педагогического аспекта; дать характеристику теоретическим подходам к проблеме формирования ответственного отношения у учащейся молодежи к оружию; выделить условия реализации формирования ответственного отношения к оружию и его применению у учащейся молодежи; определить содержание работы по формированию ответственности по отношению к оружию у учащейся молодежи. Практическая значимость исследования связана с разработанной и представленной программой формирования у учащейся молодежи ответственного отношения к оружию, в которой представлены условия ее реализации, диагностический инструментарий, педагогические средства и приемы, методические находки, ресурсное обеспечение. Данная разработка способствуют повышению результативности воспитательной работы, социально-педагогической деятельности в образовательных организациях различного типа и уровня. Представленные в исследовании материалы могут быть применены при содержательном наполнении программ, курсов подготовки и повышения квалификации педагогических работников системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Павел Игоревич Дубенский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of a model for the formation of a responsible attitude to weapons among students

The relevance of the article is due to the existing contradictions between the increase in cases among adolescents and young people of the use of various weapons, threats in their use and the unwillingness of society, the education system to minimize and prevent this risk. The formation of a model of responsible attitude to weapons and their use by students is characterized by a long-term, contradictory, multifactorial process within the framework of the content, which is relevant not only within the framework of today, but also in strategic terms. This process is associated with the perspective of evaluating approaches to the formation of a meaningful component for the implementation of key conditions. The purpose of the study is to identify and substantiate the organizational and pedagogical conditions of the process of forming a responsible attitude to the handling of weapons among students. Research objectives are to reveal the essence of the concept of “weapons”; to consider the problem of “children and weapons” within the historical and pedagogical aspect; to characterize theoretical approaches to the problem of forming a responsible attitude among students to weapons; to highlight the conditions for the implementation of the formation of a responsible attitude to weapons and its use among students; to determine the content of work on the formation of responsibility young students have a gun. The practical significance of the study is related to the developed and presented program for the formation of a responsible attitude to weapons among young students, the conditions for its implementation, diagnostic tools, pedagogical tools and techniques, methodological findings, resource support contribute to improving the effectiveness of educational work, socio-pedagogical activities in educational organizations of various types and levels. The materials presented in the study can be used for the content of programs, training courses, advanced training of teachers, specialists in the system of additional education, assistants in educational work.

Текст научной работы на тему «Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи»

Научная статья УДК 37.01

DOI: 10.20323/2658_428X_2023_1_18_194 EDN: CQMQRS

Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи

Павел Игоревич Дубенский

Аспирант, Костромской государственный университет, г. Кострома dybenskiy83@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6072-5412

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена имеющимися противоречиями между возрастанием случаев среди подростков и молодежи применения различного оружия, угроз в его использовании и неготовностью общества, системы образования минимизировать, профилактировать данный риск. Формирование модели ответственного отношения к оружию, его применению учащейся молодежью характеризуется длительным по времени, противоречивым, многофакторным процессом, имеющим актуальность не только в рамках сегодняшнего дня, но и в стратегическом плане. Данный процесс связан с ракурсом оценки подходов к реализации ключевых условий формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи.

Цель исследования связана с выявлением и обоснованием организационно-педагогических условий процесса формирования ответственного отношения к обращению с оружием у учащейся молодежи.

Задачи исследования: раскрыть сущность понятия «оружие»; рассмотреть проблему «дети и оружие» в рамках историко-педагогического аспекта; дать характеристику теоретическим подходам к проблеме формирования ответственного отношения у учащейся молодежи к оружию; выделить условия реализации формирования ответственного отношения к оружию и его применению у учащейся молодежи; определить содержание работы по формированию ответственности по отношению к оружию у учащейся молодежи.

Практическая значимость исследования связана с разработанной и представленной программой формирования у учащейся молодежи ответственного отношения к оружию, в которой представлены условия ее реализации, диагностический инструментарий, педагогические средства и приемы, методические находки, ресурсное обеспечение. Данная разработка способствуют повышению результативности воспитательной работы, социально-педагогической деятельности в образовательных организациях различного типа и уровня.

Представленные в исследовании материалы могут быть применены при содержательном наполнении программ, курсов подготовки и повышения квалификации педагогических работников системы образования.

Ключевые слова: педагогическая модель; формирование; ответственность; молодежь; учащиеся; оружие; условия

© Дубенский П. И., 2023

194

П. И. Дубенский

Для цитирования: Дубенский П. И. Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи // Социально-политические исследования. 2023. № 1 (18). С. 194-207. http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_1_18_194. https://elibrary.ru/CQMQRS.

Original article

Implementation of a model for the formation of a responsible attitude to

weapons among students

Pavel I. Dubenskij

Post-graduate student, Kostroma state university, Kostroma dybenskiy83@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6072-5412

Abstract. The relevance of the article is due to the existing contradictions between the increase in cases among adolescents and young people of the use of various weapons, threats in their use and the unwillingness of society, the education system to minimize and prevent this risk. The formation of a model of responsible attitude to weapons and their use by students is characterized by a long-term, contradictory, multifactorial process within the framework of the content, which is relevant not only within the framework of today, but also in strategic terms. This process is associated with the perspective of evaluating approaches to the formation of a meaningful component for the implementation of key conditions.

The purpose of the study is to identify and substantiate the organizational and pedagogical conditions of the process of forming a responsible attitude to the handling of weapons among students.

Research objectives are to reveal the essence of the concept of "weapons"; to consider the problem of "children and weapons" within the historical and pedagogical aspect; to characterize theoretical approaches to the problem of forming a responsible attitude among students to weapons; to highlight the conditions for the implementation of the formation of a responsible attitude to weapons and its use among students; to determine the content of work on the formation of responsibility young students have a gun.

The practical significance of the study is related to the developed and presented program for the formation of a responsible attitude to weapons among young students, the conditions for its implementation, diagnostic tools, pedagogical tools and techniques, methodological findings, resource support contribute to improving the effectiveness of educational work, socio-pedagogical activities in educational organizations of various types and levels.

The materials presented in the study can be used for the content of programs, training courses, advanced training of teachers, specialists in the system of additional education, assistants in educational work.

Keywords: pedagogical model; formation; responsibility; youth; students; weapons; conditions

For citation: Dubenskij P. I. Implementation of a model for the formation of a responsible attitude to weapons among students. Social and political researches.

Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи

195

2023;1(18):194-207. (1п Russ).

http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_1_18_194. https://elibrary.ru/CQMQRS.

Введение

Актуальность проблемы исследования определяется сложными и противоречивыми процессами, которые в последнее время протекают во всех сферах жизни российского общества, в том числе в воспитании, образовании и социализации подрастающего поколения. При нестабильности социально-экономической и политической ситуации одной из уязвимых категорий населения, наиболее подверженной негативным факторам, являются дети и молодежь. Особенностью данных категорий граждан является активное включение как в позитивные процессы, так и в деструктивные, готовность к позитивному восприятию социальной деятельности или критическая, непримиримая оценка деятельности государственных, социальных институтов. Данные аспекты требуют рассмотрения теоретических и практических подходов, оценки традиционных и инновационных педагогических, воспитательных практик по формированию ответственного отношения у детей и молодёжи к оружию и его применению.

Решение проблемы включенности учащейся молодежи в негативные, асоциальные процессы, связано с формированием ответственной позиции, готовностью противостоять деструктивному влиянию.

Методы исследования

Для достижения поставленных целей и решения намеченных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: теоретические (анализ юридической, социологической, педагогической, психологической литературы по изучаемой проблеме, моделирование), эмпирические (анкетирование, тестирование, обобщение педагогического опыта, анализ продуктов деятельности, наблюдение, изучение документации) и опытно-экспериментальная работа.

Результаты исследования

Проблема формирования ответственного отношения к чему-либо на разных этапах становления и развития личности находится в поле зрения представителей различных социально-экономических и гуманитарных наук. Её решение во многом зависит от оценки понимания смысла термина «ответственность». В большинстве исследований данное понятие представлено трактовкой «нести ответственность, иметь высокое чувство долга, серьезное отношение к своим обязанностям», во-вторых, исполнение обязанностей, следование правилам в какой-нибудь деятельности [Ожегов, 1990].

В рамках деятельностного подхода структурный компонент включает понимание субъекта (кто отвечает), объекта (за что, во имя чего,

196

П. И. Дубенский

как отвечает) и предел, меру ответственности. Стратегический потенциал данного вопроса связан с пониманием формирования понятия «ответственность» как черты личности, которая складывается в процессе совместной деятельности (не любой, а позволяющей реализовать творческий потенциал индивида в созидании гуманных общественных отношений и утверждении принципов социальной справедливости) в результате чего происходит интери-оризация социальных ценностей [Карпенко, 1985].

Педагогическая наука данный феномен рассматривает через условия отражения воспитательного потенциала образовательного процесса, рассматривает данную категорию как фактор зрелости, готовности к выполнению требований общества, государства: способность личности «понимать соответствие результатов своей деятельности поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности к общему делу; способность личности понимать и следовать юридическим и нравственным нормам, определяющим обязанности ее перед государством, обществом, определенным сообществом» [Рудь, 2021, с. 257].

В педагогической науке проблема ответственного отношения к оружию не рассматривается в широком ракурсе. Отдельные вопросы культуры обращения с оружием, психологические и педагогические

последствия его применения выделены в исследованиях В. Н. Ви-тольник, А. Л. Попова [Витольник, Попов, 2018], Э. В. Солоницкой [Солоницкая, 2016] и других учёных. Рассмотрение особенностей социального становления, рисков, факторов, предопределяющих преступное поведение молодежи, представлено отечественными и зарубежными психологами, педагогами через призму возможности предупреждения, преодоления (А. Г. Асмолов [Асмолов, 2020], Б. С. Волков [Волков, 2001], А. В. Мудрик [Мудрик, 2010], С. Д. Поляков [Поляков, 2008] и др.).

В рамках анализа теоретических подходов термин «ответственное отношение» рассматривается нами как сложное личностное образование, включающее эмоционально-волевой, мотивационно-

ценностный, интеллектуальный и рефлексивный компоненты. Формирование ответственного отношения затруднено [Прядеин, 2012], данный процесс носит длительный характер и не завершается определенным возрастным этапом.

Период молодости в рамках законодательного регулирования охватывает граждан на этапе от 14 до 35 лет. Молодость как определенный этап жизненного цикла определяет также социально-правовой статус человека, демонстрирует отношение к видам деятельности. Выделение учащейся молодежи в особую группу вызва-

Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи

197

но, прежде всего, обобщенностью, связанной с получением образования, как основного вида деятельности. Создание системы нравственных и смысловых ориентиров молодежи, формирование у неё готовности противостоять негативным вызовам, явлениям - одна из ключевых целей, поставленных перед политикой в области образования. Феномен ответственности связан с целостностью системы, выстраиванием её на четких методологических подходах (системном, лич-ностно-ориентированном, деятель-ностном) [Гузанов, 2010].

Выделение отдельного направления в педагогической деятельности по формированию ответственного отношения к оружию связано:

- с расширением потенциала включения учащейся молодежи в процессы направленные на построение эффективной модели их социального развития;

- получением позитивного опыта взаимодействия;

- усилением личностного и группового компонента в мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

На уровне законодательства термин «оружие» рассматривается как устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. При этом в рамках существующих классификаций можно выделить огнестрельное, метательное, холодное, газовое, сигнальное, пневматическое и нестандартное

оружие, предметы для поражения. Негативные факторы в данном процессе связаны не с оружием как таковым, а с адекватностью, целью его применения, оценкой рисков.

Оружие признается как источник повышенной опасности, что накладывает на граждан личную ответственность за его хранение и применение. Историко-педагогический анализ проблемы «Дети и оружие» показал, что в каждом государстве, в различные исторические периоды формировалась собственная модель обращения с оружием. Владение оружием, умелое его применение рассматривалось как фактор взросления, ответственности за себя и близких, обет мужественности, доблести, чести.

Приобщение к оружию, его использованию осуществлялось в рамках игровых практик, через конкретные формы деятельности, погружение в военную среду. Разделение ролевых функций между мужчиной и женщиной определило и вариативность получения опыта, нацеленность на результат. В частности, в сознании большинства народов являлось и по сей день актуально понимание, что для мальчика игрушкой является оружие, сами игры имитируют сражения, а занятия с оружием связаны с вариацией использования различных техник боя. При этом в отечественном опыте акцент также делается на выработке дисциплинированности, ответственности человека при обращении с оружием.

198

П. И. Дубенский

Оценка рисков приобретения, применения оружия на современном этапе рассматривается нами в контексте проблемы «шутинга» (скулшутинг), феномена «колумбай-на» и распространения в молодежной среде интернет-сообществ деструктивной направленности. Феномен вооруженных нападений подростками и юношами на образовательные организации рассматривается как проявление особой субкультурной среды, в которой культивируется идея насилия, величия сильных над слабым. Подражание деструктивным моделям поведения связано с психотравмирующей ситуацией, пережитой подростком ранее. Массовые убийства в образовательных организациях привели исследователей к необходимости рассмотрения данного негативного явления не только с позиции самого нападавшего, но и со стороны факторов, способствующих данному агрессивному поведению.

Применение оружия, насилия по отношению к слабому человеку, по дискриминационным показаниям культивируется и в ряде закрытых интернет-сообществ («Маньяки», «Культ убийств»). Участниками таких групп являются молодые люди, формирующие жизненную позицию, исходя из своего представления о «чистоте расы, мира, общества». Трагедии, случившиеся в последнее время, указывают на необходимость определения педагогических условий, разработки комплексных программ по формирова-

нию у учащейся молодежи ответственности по отношению к применению оружия.

В педагогике условия рассматриваются «... как обстоятельства, обуславливающие появление / развитие того или иного процесса» [Новиков, 2013, с. 60]; «... совокупность внешних обстоятельств ее субъектов, способствующих или препятствующих ее успешности» [Мудрик, 2010, с. 398]. Данный подход, в большей степени предопределяет возможность педагогического влияния, создания среды нацеленной на формирование ответственности у учащейся молодежи по отношению к оружию.

В ходе оценки ключевых факторов, способствующих формированию ответственности у данной социально-демографической группы нами, был выделен ряд условий:

- создание многослойной специфической предметно-пространственной среды;

- организация насыщенной нравственно-правовой практики;

- налаживание непрерывного мониторинга изменений в волевой, эмоционально-ценностной, действенно-практической сферах развития личности.

Интегрирующим понятием при рассмотрении первого условия выступает «молодежная среда» как социально-политическое пространство социального взаимодействия молодежи между собой, с обществом, государственными структурами; факторы, связанные с саморе-

Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи

199

ализацией данной социально-демографической группы (учеба, досуг, здоровье, творчество и иное). Среда жизнедеятельности учащейся молодежи нами рассматривается через призму поведенческой, событийной, культурной (субкультурной), информационной, предметно-пространственной составляющих (Н. Е. Шуркова), одна из которых, выступает как системообразующая. Одной из сторон данного процесса является педагогически организованное, специально сконструированное пространство бытия, «территория», где на учащегося объективно действуют факторы (источники), субъекты воспитания, где становится возможной деятельность, цель которой - становление личности.

В целях нашего исследования феномен «среда» рассматривается как специально продуманная, организованная модель, имеющая с позиции содержательного компонента множественный, целесообразно определенный характер.

При рассмотрении и оценке содержательного компонента исследования нами был сделан акцент на многослойности процесса формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи. Первый слой (микроуровень) объединяет ресурсы. Пример - ресурсы Ченцовского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Культурно -

образовательный центр деревни Ченцы Красносельского района и Иконниковская средняя школа

Красносельского района Костромской области. Молодёжь и учащиеся образовательной организации являются участниками юнармей-ского сообщества. Пространствен-но-средовой компонент связан с созданием условий по реализации потенциала молодых людей через участие в программах «Твой выбор», «Домашняя академия», «Кулинария», в уроках мужества, встречах с авторитетными для молодежи людьми, включением в коллективно-творческую деятельность.

Второй слой конструируемой среды соответствует мезоуровню, связанному с определенной ди-станцированностью между участниками взаимодействия. На данном этапе аккумулируются ресурсы образовательных организаций, занимающихся военно-профессиональной подготовкой, гражданско-патриотическим воспитанием (Кадетская школа-интернат «Костромской кадетский корпус», Костромской колледж бытового сервиса, Военная академия РХБза-щиты имени маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, Институт педагогики и психологии Костромского государственного университета). Акцент делается на создание системы партнерских отношений, совместное использование ресурсов организаций, проведение общих мероприятий («Память в акциях», «Юнармейское лето», «Великие Российские имена», «День Героев», «Сила духа» и др.).

200

П. И. Дубенский

Третий слой (макроуровень) связан с опосредованным влиянием, оказываемым общественными объединениями, организациями в рамках сетевого принципа в совместной деятельности. Организаторами и участниками выступают представители Ассоциация военно-патриотических клубов ДОСААФ по Костромской области, общественная организация «Ветераны войны и военной травмы», региональные объединения страйкболь-ных клубов и юнармейских организаций Костромской области, Молодежный комплекс «Пале» г. Костромы и другие заинтересованные учреждения и организации.

Второе условие формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи направлено на организацию насыщенной нравственно-правовой практики. В философской науке термин «практика» соотносится с действием, деятельностью и имеет ряд ключевых признаков:

«а) структурой, которая включает потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность, средства, с чьей помощью достигается ожидаемый результат;

б) формами: материальное производство, социальное действие, научный эксперимент;

в) видами: производственная, социальная, общественно-полезная, разговорная, духовно-нравственная, правовая, социально-политическая, бытовая, врачебная, педагогическая, хозяйственная, культурная и иная;

г) функции в отношении познания (базисная, детерминирующая, критериальная, целеполагающая), познания в отношении практики (информационно-отражающая, регулятивная, прогностическая)» [Алексеева, 2000, с. 302-303], в отношении субъекта (развивающая, образовательная, социализирующая, ценностно-ориентирующая, мотивирующая).

В рамках реализации акцент был сделан на нравственно-правовых практиках. Примерами организации практик могут служить традиционные занятия в «Школе выживания», в основе которых нацеленность на формирование жизнестойкости, личной безопасности, сохранение здоровья работоспособности в сложных условиях; реализация программы «Маршрут успеха», целью которой является включение учащейся молодежи в развитие навыков регулирования взаимоотношений в повседневной жизни. Для этого предусматривается: работа с диаграммами из цикла «Я имею право»; анализ практических примеров «Истории...»; открытая дискуссия «Кто отвечает за что?!»; подготовка, обсуждение в малой группе и выступление перед обучающимися с сообщением «Мои права - мои обязанности», «Право и ответственность»; подготовка социальной рекламы по проблемам профилактики аддитивного поведения, пропаганды здорового образа жизни и многое другое.

Через организацию проектной деятельности организуется процесс по

Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи

201

налаживанию межгруппового и межличностного взаимодействия, формируются жизненно значимые стратегические позиции, расширяется личностный потенциал учащейся молодёжи. Вариантом данного направления является проект «Твоя безопасность в твоих руках», где в совместной модели взаимодействия сами ребята формируют для сверстников сложные ситуации и содействуют отработке выхода из них. Содержание проекта включает в себя информационные занятия, практикумы, ролевые игры, акции, беседы, тренинги и другие формы работы.

Поиск и отработка оптимально-приемлемой модели поведения реализуются в рамках нравственных и социальных проб, где субъект погружается в ситуацию выбора. Варианты мероприятий разнообразны («В ловушке», «Быть лучше или жить лучше», «Ищу героя» и др.), и акцент сделан на формировании ответственного поведения, уважительного отношения к традициям, истории, культуре, ценностным ориентирам страны. Пиковой точкой в организации работы по формированию ответственного отношения у учащейся молодежи к оружию является «Юнармейская зарница», которая способствует конкретизации накопленных знаний, умений и навыков по вопросам гражданственности и зако-нопослушания, выстраиванию их в четкую систему, расширение опыта преодоления трудностей.

Налаживание непрерывного мониторинга изменений в волевой,

эмоционально-ценностной, действенно-практической сферах развития личности, рассматривается нами как третье условие. Оно позволяет оценить применяемые в ходе работы средства, является отражением реализуемой деятельности с учетом особенностей каждого молодого человека.

Под термином «мониторинг» принято понимать «.. системную диагностику качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития <...> системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, средства, условия и результаты обучения, воспитания, саморазвития личности и коллектива» [Ожегов, 1990, с. 76; Мардаха-ев, 2002, с. 69].

Система мониторинга строится в рамках алгоритма и включает в себя звенья диагностики: предварительная, входная, выборочная, комплексная, имеющая целью определение успешности проводимой работы, выявление недостатков, обобщение опыта, связанного с внедрением новых форм, средств, приемов, технологий, содержания, их оценка для дальнейшего планирования деятельности. Для сбора данных применялись известные в социологии, педагогике, психологии методы: наблюдение, анализ документов, опросные методы. Мониторинговая работа позволила не только отслеживать результат, но и вносить необходимые корректиров-

202

П. И. Дубенский

ки в планы исследования в ход опытно-экспериментальной работы.

В ходе опытно-экспериментальной работы при реализации педагогического эксперимента (констатирующего и формирующего) нами проверялась успешность формирования у учащейся молодежи ответственного отношения к оружию и обращению с ним. В качестве возможности для решения проблемы нами рассматривалась включенность учащихся в деятельность общественных организаций, в частности, во всероссийское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ», призванное направить активность юношества в просоциальное русло. Получению объективной информации способствовал анализ программных документов, оценка их деятельности в средствах массовой информации, беседы с педагогами и учащимися.

В результате мониторинга было определено, что данное движение интересно для ребят, формирует важные социально-значимые компетенции, в том числе представление об успехе, успешности, взрослости, гражданственности и иное. В рамках логики исследования ключевой акцент был сделан на понимание, осведомленность ребят об оружии, условиях его использования. В опросе принимали участие ребята, являющиеся участниками юнармейского движения. Ребята отметили, необходимость владения мужчинами огнестрельным оружием (33 %), при этом выделили клю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чевую проблему - большое количество оружия у граждан несет определенную опасность (28 %). Потребность формирования ответственного отношения к оружию, по мнению молодежи, связана с защитой себя и близких.

Комплексные диагностические процедуры показали, что юнармей-цам ближе цели, связанные с решением повседневных задач, активная позиция рассматривается как возможный потенциал, имеющий длительную перспективу.

В рамках формирующей фазы опытно-экспериментальной работы была представлена программа, включающая в себя: серию тренингов («Модификации поведения», «Как достичь взаимопонимания» и др.), образовательные квесты («Города герои», «Символы эпохи»), исторические реконструкции, мероприятия для ветеранов, тружеников тыла и многое другое.

Ключевым компонентом формирующего этапа исследования стало применение технологий развития критического мышления, коллективной творческой деятельности, групповой работы, исследовательского поиска, создания ситуации успеха, что стимулировало позицию активного субъекта преобразований на основе принципов свободы выбора, содержательной про-блемности, адресной поддержки, диалогического взаимодействия, разноуровнего общения.

Методическое обеспечение работы связано с созданием специа-

Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи

203

лизированных материалов, которое включает информационную (кейсы, рабочие тетради, альбомы, программированные пособия и др.), инструментально-методическую (схемы, карты, презентации, макеты, тренажеры, муляжи и т. п.), рефлексивную (карточки, сигнальные модели, уроки рисования «Твои открытия», «Теперь твой черёд» и др.) составляющие.

По мере реализации опытно-экспериментальной работы показана значительная позитивная динамика формирования ответственного отношения у учащейся молодежи к оружию.

Заключение

Процесс формирования ответственности предполагает определённую степень осознания требований, предъявляемых к личности со стороны общества, ближайшего окружения и осуществляется в рамках конкретных организационно-педагогических условий.

В формате оценки эффективности формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи нами выделены условия по созданию многослойной специальной предметно-пространственной среды (когда первый слой объединяет ресурсы организаций и учреждений, на базе которых функ-

ционирует юнармейское сообщество, второй - аккумулирует ресурсы организаций при дискретных контактах, третий - строится на взаимодействии с социальными партнерами на региональном уровне); по организации насыщенной нравственно-правовой помощи, подразумевающей погружение учащихся в преобразовательную деятельность, обеспечивающую присвоение и трансляцию норм и правил социально одобряемого поведения (отработка действий и навыков в ходе решения дилемм типа: Имею право, Кто ответит за это? Твоя безопасность в твоих руках и др.); по налаживанию непрерывного мониторинга, предполагающего замеры пошаговых изменений в опыте молодых людей для последующей коррекции педагогических действий.

Построение комплексной модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи позволяет минимизировать риски и преодолеть существующие барьеры, адекватно активизировать имеющиеся ресурсы и содержательно акцентировать внимание на актуальных потребностях учащейся молодежи при формировании ответственного отношения к оружию и его применению.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. Москва : Юрайт, 2020. 150 с.

2. Витольник В. Н. Культура обращения с огнестрельным оружием: педагогический аспект / В. Н. Витольник, А. А. Попов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59. С. 95-99.

204

П. И. Дубенский

3. Волков Б. С. Психология ранней юности. Москва : ТЦ «Сфера», 2001. 96 с.

4. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В .А. Сластенина и И. А. Колесниковой. Москва : Изд. центр «Академия», 2005. 336 с.

5. Гузанов А. Н. Педагогические основы формирования ответственного отношения к обучению у курсантов военного вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. №1. С. 131-135.

6. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко. Москва : Политиздат, 1985. 431с.

7 Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. Москва : Проспект, 2000. 400 с.

8. Лаврентьева О. А. Особенности формирования социальной ответственности в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинентика. 2015. №4, С. 33-36.

9. Лукашкова И. Л. Феномен Скулшутинга: причины и профилактика / И. Л. Лукашкова, А. А. Ященко // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021 №2(12), С.337-341.

10. Мудрик А. В. Социализация человека. Москва : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 624 с.

11. Новиков А. М. Педагогика. Словарь: системы основных понятий. Москва : Изд. центр ИЭТ, 2013. 268 с.

12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Dictionary of the Russian language Москва : Русский язык, 1990. 921с.

13. Поляков С. Д. Опыт психологической характеристики современной юности // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. Т. 14. С. 47-49.

14. Прядеин В. П. Понятие ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Педагогика. Самоопределение человека и этические ценности глазами психологов, педагогов, социологов. 2012. №1. С.32-44.

15. Рудь С. А. Понятие «ответственное отношение к учению» и его характеристика // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 282-290.

16. Словарь по социальной педагогике / Авт.- сост. Л. В. Мардахаев. Москва : Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.

17. Солоницкая Э. В. Формирование у обучающихся образовательных учреждений системы МВД России модели правомерного применения огнестрельного оружия / Э. В. Солоницкая, И. Е. Лапшин // Философия права. 2016. №2. С. 121125.

18. Malkki L. Political Elements in Post-Columbine School Shootings in Europe and North America // Terrorism and Political Violence. 2014. Vol. 26 (1). P. 185-210.

19. Rankin N. Taking Parenting Public: The Case for a New Social Movement. -Rowman and Littlefield, 2002. - 295 p.

20. Silver N.C., Witt L.A. The effects of social responsibility and satisfaction on extra role be behaviors // Basic and Applied Social Psychology. 2008. № 15. P. 16-18.

Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи

205

References list

1. Asmolov A.G. Rebenok v kul'ture vzroslyh = Child in adult culture / A. G. As-molov, N.A. Pasternak. Moskva : Jurajt, 2020. 150 s.

2. Vitol'nik V. N. Kul'tura obrashhenija s ognestrel'nym oruzhiem: pedagogicheskij aspekt = Firearms culture: pedagogical aspect / V. N. Vitol'nik, A. A. Popov // Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2018. №59. S. 95-99.

3. Volkov B.S. Psihologija rannej junosti = Psychology of early youth/ Moskva : TC «Sfera», 2001. 96 s.

4. Vospitatel'naja dejatel'nost' pedagoga = Educational activities of the teacher / pod obshh. red. V .A. Slastenina i I. A. Kolesnikovoj. Moskva: Izd. centr «Akademija», 2005. 336 s.

5. Guzanov A. N. Pedagogicheskie osnovy formirovanija otvetstvennogo otnosheni-ja k obucheniju u kursantov voennogo vuza = Pedagogical foundations of the formation of a responsible attitude to training among cadets of a military university // Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinet-ika. 2009. №1. S. 131-135.

6. Kratkij psihologicheskij slovar' = Brief psychological dictionary / sost. L. A. Karpenko. Moskva : Politizdat, 1985. 431s.

7 Kratkij filosofskij slovar' = Brief philosophical dictionary / Pod red. A. P. Ale-kseeva. Moskva : «Prospekt», 2000. 400 s.

8. Lavrent'eva O. A. Osobennosti formirovanija social'noj otvetstvennosti v po-drostkovom vozraste = Features of the formation of social responsibility in adolescence // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinentika. 2015. №4, S. 33-36.

9. Lukashkova I. L. Fenomen Skulshutinga: prichiny i profilaktika = Schoolshooting phenomenon: reasons and prevention / I.L. Lukashkova, A. A. Jashhenko // Uchenye zapiski Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2021 №2(12), S.337-341.

10. Mudrik A.V. Socializacija cheloveka = Socialization of man. Moskva: MPSI; Voronezh: MODJeK, 2010. 624 s.

11. Novikov A.M. Pedagogika. Slovar': sistemy osnovnyh ponjatij = Pedagogy. Dictionary: systems of basic concepts. Moskva: Izd. centr IJeT, 2013. 268 s.

12. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka = Dictionary of the Russian language. Moskva : Russkij jazyk, 1990. 921s.

13. Poljakov S.D. Opyt psihologicheskoj harakteristiki sovremennoj junosti = Experience of psychological characterization of modern youth // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. 2008. T. 14. S. 47-49.

14. Pijadein VP. Ponjatie otvetstvennosti, ispolnitel'nosti, voli kak ob#ekty psi-hologo-pedagogicheskogo issledovanija = The concept of responsibility, execution, will as objects of psychological and pedagogical research // Pedagogika. Samoopredelenie cheloveka i jeticheskie cennosti glazami psihologov, pedagogov, sociologov. 2012. №1. S. 32-44.

15. Rud' S. A. Ponjatie «otvetstvennoe otnoshenie k ucheniju» i ego harakteristika = The concept of "responsible attitude to teaching" and its characteristics // Molodoj uchenyj. 2021. № 17 (359). S. 282-290.

206

n. H. ffy6encKuu

16. Slovar' po social'noj pedagogike = Dictionary on Social Pedagogy / avt.- sost. L. V Mardahaev. Moskva : Izd. centr «Akademija», 2002. 368 s.

17. Solonickaja Je.V Formirovanie u obuchajushhihsja obrazovatel'nyh uchrezhdenij sistemy MVD Rossii modeli pravomernogo primenenija ognestrel'nogo oruzhija = Formation of a model of legitimate use of firearms among students of educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia / Je. V. Solonickaja, I. E. Lapshin // Filosofija prava. 2016. №2. S. 121-125.

18. Malkki L. Political Elements in Post-Columbine School Shootings in Europe and North America // Terrorism and Political Violence. 2014. Vol. 26 (1). P. 185-210.

19. Rankin N. Taking Parenting Public: The Case for a New Social Movement. Rowman and Littlefield, 2002. 295 p.

20. Silver N.C., Witt L.A. The effects of social responsibility and satisfaction on extra role be behaviors // Basic and Applied Social Psychology. 2008. № 15. P. 16-18.

Статья поступила в редакцию 04.01.2023; одобрена после рецензирования 02.02.2023; принята к публикации 16.02.2023.

The article was submitted on 04.01.2023; approved after reviewing 02.02.2023; accepted for publication on 16.02.2023

Реализация модели формирования ответственного отношения к оружию у учащейся молодежи

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.