Научная статья на тему 'Реализация модели адаптивного развития образовательного учреждения'

Реализация модели адаптивного развития образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Васильева Ольга Сергеевна

Определен комплекс элементов, формирующих модель адаптивного развития высшего учебного заведения. Проиллюстрирован процесс реализации данных элементов на примере реализации данной модели в практической деятельности Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Васильева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ADAPTIVE DEVELOPMENT MODELS

The paper determines the complex of elements that form an adaptive development model of a higher education institution. It illustrates the process of the implementation of these elements. The authors reveal its realization in practice by Stavropol Affiliate of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Реализация модели адаптивного развития образовательного учреждения»

Захарова Е. Н., Васильева О. С.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ АДАПТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

12.3. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ АДАПТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Захарова Елена Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления

Место работы: Адыгейский государственный университет, г. Майкоп.

zahar-e@yandex.ru

Васильева Ольга Сергеевна, преподаватель

Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ставропольский филиал, г. Ставрополь

7soln@rambler.ru

Аннотация: Определен комплекс элементов, формирующих модель адаптивного развития высшего учебного заведения. Проиллюстрирован процесс реализации данных элементов на примере реализации данной модели в практической деятельности Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, высшее учебное заведение, адаптивная модель, региональное образовательное пространство

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ADAPTIVE DEVELOPMENT MODELS

Zakharova Elena N., Doctor of Economics, Professor of Economics and Management Department, Professor Work place: Adyghe State University, Maikop

zahar-e@yandex.ru

Vasilyeva Olga S., Lecturer

Work place: Stavropol Affiliate of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol

7soln@rambler.ru

Annotation: The paper determines the complex of elements that form an adaptive development model of a higher education institution. It illustrates the process of the implementation of these elements. The authors reveal its realization in practice by Stavropol Affiliate of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Keywords: the educational services market, a higher educational institution, an adaptive model, the regional educational space

Цель адаптивного похода к обеспечению развития высшего учебного заведения состоит в своевременном устранении или минимизации воздействия негативного характера, оказываемого различными возмущениями, формируемыми как во внешней, так и во внутренней среде вуза. При этом, чем меньший интервал времени заложен в цикл адаптивного управления, тем более устойчива система [1].

Адаптивная модель развития образовательной организации, в этой связи, основывается на качественно ином, по сравнению со сложившейся практикой, подходе к формированию ее взаимодействия с имманентно нестабильной внешней средой.

Среди важнейших задач, на решение которых ориентирована адаптивная модель, необходимо указать на обеспечение максимально продуктивного использования потенциала вуза, нацеленного на формирование системы его конкурентных преимуществ.

Для реализации адаптивности ключевое значение имеет осуществление функций информационного обеспечения системы управления образовательной организации, анализа и диагностики, а также прогнозирования потребностей и возможностей образовательной среды и самого вуза, построения и развития образа объекта управления, самоконтроля эффективности управленческих воздействий и взаимодействий. При этом данные функции должны работать в режиме мониторинга, постоянного пополнения информации об объекте. Активная составляющая адаптивного управления реализуется функциями планирования распределения заданий, выдачи поручений, мотивации персонала с учетом индивидуальных особенностей и т.д [2].

Отправным пунктом реализации модели адаптивного развития образовательной организации является формирование информационной базы, позволяющей определить комплекс мероприятий по реализации адаптивного потенциала образовательной организации. Процесс формирования и реализации данной модели будет проиллюстрирован на примере Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Основным механизмом получения информации о рынке образовательных услуг является конъюнктурный анализ. Основные мероприятия в рамках изучения и анализа конъюнктуры рынка образовательных услуг в деятельности филиала сводятся к следующим мероприятиям:

1. Анализ и сегментация рынка.

2. Изучение информации о потенциальных потребителях образовательных программ, реализуемых филиалом.

3. Внутренний анализ.

4. Исследование данных о конкурентах.

5. Анализ тенденций развития отрасли.

Исходя из достаточно проблемной маркетинговой ситуации в регионе, руководством филиала для достижения поставленных целей взята на вооружение стратегия «фирменного товара». Во многом это обусловлено тем, что контингент обучающихся в филиале студентов включает в себя, в том числе, руководителей различного уровня, государственных гражданских служащих, сотрудников силовых ведомств, поэтому данный элемент маркетинговой стратегии требует постоянной поддержки качества реализуемых программ, с привлечением лучших специалистов.

Основной упор маркетинговой стратегии сделан на лозунг «Наш диплом открывает двери любого работодателя». Также руководством филиала принимаются постоянные меры поддержки бренда Академии не только через рекламные, но и через вспомогательные мероприятия, построенные, в том числе, и на принципах «скрытого маркетинга». К ним относятся мероприятия научного характера (конференции, семинары, круглые столы, форумы), в которых филиал выступает в роли организатора или ведущего партнера; участие в федеральных и региональных программах; участие в культурно-массовых мероприятиях.

Исходя из результатов проведенного маркетингового анализа, который включает изучение спроса, платежеспособности определенной аудитории потребителей образовательных услуг, факторов развития отрасли, стратегия филиала предполагает работу со следующими основными целевыми рынками:

- система государственной и муниципальной службы на территории Ставропольского края и республик СКФО (государственные и муниципальные служащие, претенденты на замещение вакантных должностей);

- средние образовательные учреждения (выпускники средних образовательных школ Ставропольского края и республик СКФО);

- родители абитуриентов - выпускников средних школ;

- средние специальные образовательные учреждения (выпускники средних специальных учреждений, которым получение высшего образования необходимо для занятия руководящих должностей);

- бизнес-аудитория (руководители и специалисты промышленных и торговых предприятий Ставропольского края; главы крестьянских фермерских хозяйств, индивидуальные предприниматели; руководители некоммерческих организаций, осуществляющие приносящую доход деятельность).

Ставропольский филиал РАНХ и ГС занимает устойчивое место на рынке труда, как в самом Ставропольском крае, так и в Северо-Кавказском федеральном округе в целом. Отметим, что в последние три года наметилась тенденция к росту заинтересованности работодателей в привлечении выпускников филиала к трудовой деятельности. Данная ситуация обусловлена следующими ключевыми обстоятельствами:

1) работодатели заинтересованы в сотрудниках, получивших качественное образование, отвечающее современным требованиям;

2) диплом выпускника РАНХ и ГС отвечает запросам работодателей о приоритете приема сотрудников, получивших образование в престижном государственном вузе;

3) многие выпускники, прежде всего заочной формы обучения, на момент окончания освоения образовательной программы уже работают по специальности и высшее образование по выбранной специальности или профилю подготовки необходимо им для занятия определенных должностей или подтверждения своего профессионального уровня; в выпускниках филиала заинтересованы работодатели не только Ставропольского края, но и практических всех субъектов, входящих в состав СКФО.

Также необходимо отметить, что с 2011 года филиал сотрудничает с федеральными, региональными и муниципальными органами власти, организациями всех форм собственности по вопросам участия в профессиональной подготовке студентов, организации их практик и стажировок. Кроме того, филиал на постоянной основе осуществляет анкетирование потенциальных работодателей по вопросам приобретения студентами необходимых основных и дополнительных профессиональных компетенций, которые помогут успешно справляться с профессиональными задачами в условиях современного развития государственного управления, реформы государственной и муниципальной службы и тенденций развития рынка.

Ставропольский филиал РАНХ и ГС, разрабатывая общие образовательные программы по направлениям подготовки, ориентировался на потребности работодателей организаций различных организационно-правовых форм и студентов. Был создан механизм, позволяющий непрерывно отслеживать изменения

конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей к качеству образования.

Работодатели влияют на качество образования в Ставропольском филиале РАНХ и ГС, участвуя в:

- реализации образовательных программ на этапе разработки учебных планов и в процессе формирования профессиональных компетенций;

- утверждении общих образовательных программ в качестве экспертов;

- формировании soft skills (мягких навыков) таких, как умение работать в команде, лидерские качества, способность вести деловые переговоры, проводить презентации;

- разработке практической направленности научно-исследовательских работ преподавателей, студентов и выпускников;

- проведении конференций, круглых столов, семинаров;

- внутренней оценке фактических результатов обучения студентов по дисциплинам профессионального цикла.

В течение 2015-2016 годов в механизм вовлечения работодателей в образовательный процесс планируется включить ряд новых элементов: участие работодателей в государственной аккредитации программ и Ставропольского филиала РАНХ и ГС в качестве экспертов; участие в независимой внешней оценке программ в качестве экспертов, работе коллегиальных органов агентств по внешней оценке качества образования, профессиональной адаптации выпускников-бакалавров

Внедрение в образовательный процесс и управление его качеством механизма участия работодателей позволяет обеспечить достижение следующих положительных результатов:

- выпускные квалификационные работы выполняются на основе реальных заданий предприятий и организаций;

- обеспечивается внедрение результатов выполненных работ;

- учитываются потребности и нужды предприятий и организаций при введении новых дисциплин общих образовательных программ;

- актуализируется содержание программ производственной и преддипломной практики;

- работодатели участвуют в процессе обновления и развития образовательных ресурсов;

- проходят переподготовку и повышение квалификации специалисты предприятий, учреждений и организаций работодателей-партнеров.

Еще одной важнейшей чертой реализации адаптивного механизма филиала центрального вуза является его интеграция в образовательное пространство региона, в котором он располагается.

В настоящее время происходит формирование региональных систем высшего образования как новых субъектов в образовательном пространстве государства. Регион на данной основе приобретает способность реализовывать высокий уровень самообеспечения научными и образовательными услугами в системе единого образовательного пространства страны, способности интеграции в мировое образовательное пространство с сохранением самобытности социокультурных составляющих регионального характера [3].

Кроме того, в современных условиях актуализируются региональные аспекты развития системы высшего образования, способствующие духовно-нравственному становлению личности, формированию гражданской позиции, этнорегиональной идентификации как необходимой составляющей ее мировоззренческого потенциала и условия интеграции в российскую и мировую культуру [4].

В современных условиях образовательное пространство Ставропольского края как практически лю-

Захарова Е. Н., Васильева О. С.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ АДАПТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

бого из российских регионов еще нельзя считать единым, поскольку его субъекты во многом разобщены и придерживаются скорее корпоративных, чем общих интересов. Тем не менее, организовать их сотрудничество вполне возможно, если оно основано не на администрировании, а на сочетании взаимных интересов. Именно этот фактор способствует созданию региональных моделей единого образовательного пространства с пока еще неполными, но уже просматривающимися контурами [5].

При этом системообразующим фактором формирования образовательного пространства региона является совместная образовательная деятельность субъектов сферы высшего образования. Создание регио-

нальных образовательных программ и регионального компонента базисных планов позволяет корректировать учебные планы региональных вузов, внедрять новые предметы, вносить изменения в учебные программы с учетом специфики регионального развития.

Одним из важнейших направлений обеспечения формирования адаптивной модели деятельности Ставропольского филиала РАНХ и ГС является разработка комплексной программы управления качеством образовательной деятельности, базирующаяся на принципе комплементарной реализации педагогического и административного проектирования.

С этой целью была разработана обобщенная карта процессов ведения качества образования филиала (рисунок 1).

Уровень 1. Ответственность директора Ставропольского филиала

РАНХпГС

1.1.Стратегия II 1.2.Планированне 1.3. Распределение 1.4. Анализ

планирование в Системы качества полномочии Системы со

развитии ооразовательного качества и о н

филиала учреждения улучшение й

Уровень 2. Лицензирование, аттестация, аккредитация н гъ

(м р Уровень 3. Научно-образовательная деятельность

о 3.1. Разработка 3.2 Библиотечно- 3.3. Прием 3.4. Реализация к

X ооразовательных информаиионное студентов ООП СР

Я программ ооеспечение V:

ег ги 3.5. Научная 3.7. Из дате льс кая 3.8 Воспитательная 3.9 ж X

& 32 я деятельность деятельность работа Дополнительное Я

й Б ооразование.

с- С. Я 2 факультативы

Е5 1> 3.10 3.11 3.12. Подготовка

ю 11нновационная Международная вып\гскников

I о деятельность деятельность (компетентности«!!

подход)

- Уровень 4. Вспомогательные процессы

4.1. Менеджмент 4.2. Управление 4.3. Взаимосвязь с 4.4.

персонала ооразовательнои средой раоотодателями Взаимосвязь со школьннкамн

4.5. Ориентация 4.6. Бухгалтерско- 4.7. Обеспечение

на рынок труда информационное обеспечение научно- ооразовательную деятельность безопасности жизнедеятельности

Рисунок 1. Обобщенная карта процессов Ставропольского филиала РАНХ и ГС

Касаясь вышеприведенной схемы, отметим, что при процессном подходе каждая структурная единица образовательного учреждения обеспечивает реализацию (а зачастую и принятие) управленческих решений, касающихся конкретных процессов, в выполнении которых она участвует. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности данной единицы имеют смысл лишь в контексте определенного процесса, реализуемого в образовательной организации.

Все используемые элементы контроля качества подготовки специалистов и условий реализации образовательного процесса объединены в систему внутривузов-ских проверок качества образовательного процесса.

В целях реализации внутривузовской системы оценки качества, а также реализации федеральных государственных образовательных стандартов по вопросам оценки качества образования обучающимся пред-

ставляется возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. С этой целью в 2013 году в филиале введен независимый контроль качества образовательного процесса, осуществляемый студентами, позволяющий постоянно повышать качество образовательного процесса в вузе, выявлять положительные и отрицательные тенденции деятельности профессорско-преподавательского состава на различных этапах реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Произведенный анализ процесса формирования адаптивной модели функционирования субъекта рынка услуг высшего образования позволяет констатировать, что центральным элементом управляемой подсистемы в адаптивной организации становится ее че-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ловеческий капитал. При этом определяющими для развития адаптивных образовательных организаций являются профессиональные, интеллектуальные, личностные способности персонала, а также его готовность к обучению и саморазвитию.

Управление персоналом адаптивной образовательной организации основывается на концепции интра-пренерства, базовыми принципами которой выступают стимулирование творческой и управленческой активности в рамках образовательной организации, которая приобретает черты сообщества новаторов и творцов, чему, в частности, способствует расширение делегирования полномочий в области разработки и принятия управленческих решений на уровень филиала.

Творческая атмосфера, ориентированность на поиск новых возможностей, коллективное самообучение, реализация принципов доверия и партнерства побуждают сотрудников к сотрудничеству. Одной из ключевых особенностей, присущих интрапренерству, можно назвать ориентацию на формирование демократичного механизма управления, интеграцию организационной стратегии и новаторских инициатив.

Таким образом, реализация адаптивной модели развития субъекта рынка услуг высшего образования позволяет задействовать наиболее развитые элементы потенциала конкретного образовательного учреждения и на данной основе противостоять как конкурентному давлению, так и действию внешних по отношению к образовательной сфере негативных факторов.

Список литературы:

1. Биктяков К. С. Повышение адаптивности системы управления персоналом хозяйствующих субъектов // Управление персоналом. - 2008, № 11. - С. 85.

2. Моисеев А. Система стратегического управления: ключевые свойства, функции, субъекты // Управление школой. -2011, № 3. - С. 36.

3. Платанова Р. И. Регионализация вузовского образования в системе единого педагогического пространства // Наука и образование. - 2012, № 4. - С. 70.

4. Щербина Е. Н., Пивненко П. П. Этнорегиональная основа организации процесса подготовки учителя начальной школы // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. - 2006, вып. 1. - С. 37.

5. Загвязинский В. И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. - 1999, № 5. - С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.