Научная статья на тему 'Оценка адаптивного потенциала субъекта рынка услуг высшего образования'

Оценка адаптивного потенциала субъекта рынка услуг высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / АДАПТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВУЗОВ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / ADAPTIVE OPERATING MODEL / ADAPTIVE CAPACITY / INDICATORS OF THE UNIVERSITIES DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Ольга Сергеевна

В статье рассмотрены особенности адаптивной модели образовательного учреждения, позволяющей вузам оперативно реагировать на изменение характеристик внешней среды. Начальным этапом реализации такой модели функционирования образовательной организации является оценка степени ее адаптивного потенциала. В статье оценка уровня адаптивного потенциала произведена на примере Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discloses the peculiarities of adaptive model of educational institutions. They provide universities to react quickly to environment changes. The assessment of the adaptive capacity degree is the initial stage of the implementation of such educational institution model. The author presents the information based on Stavropol Affiliate of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Оценка адаптивного потенциала субъекта рынка услуг высшего образования»

УДК 33:378 ББК 65.497.4 В19

О.С. Васильева

Преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: (905)430-04-57, e-mail: 7soln@rambler.ru.

ОЦЕНКА АДАПТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА РЫНКА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассмотрены особенности адаптивной модели образовательного учреждения, позволяющей вузам оперативно реагировать на изменение характеристик внешней среды. Начальным этапом реализации такой модели функционирования образовательной организации является оценка степени ее адаптивного потенциала. В статье оценка уровня адаптивного потенциала произведена на примере Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, адаптивная модель функционирования, адаптивный потенциал, показатели развития вузов.

O.S. Vasileva

Lecturer of State and Municipal Administration Department, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Stavropol branch), Stavropol. Ph.: (905)430-04-57, e-mail: 7sokn@rambler.ru.

ADAPTIVE POTENTIAL EVALUATION OF HIGHER EDUCATION MARKET SERVICES

Abstract. The paper discloses the peculiarities of adaptive model of educational institutions. They provide universities to react quickly to environment changes. The assessment of the adaptive capacity degree is the initial stage of the implementation of such educational institution model. The author presents the information based on Stavropol Affiliate of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

Keywords: market of educational services, adaptive operating model, adaptive capacity, indicators of the universities development.

Современное развитие отечественного рынка образовательных услуг поставило перед его субъектами целый ряд проблем, имеющих как теоретическое, так и организационно-методическое значение, и связанных с необходимостью адаптации вузов к изменяющимся условиям их функционирования. Данная ситуация предполагает необходимость формирования адаптивных моделей, нацеленных на обеспечение устойчивого развития образовательного учреждения в условиях все более нестабильной внешней среды.

Отметим, что адаптация в рамках данного подхода рассматривается в качестве совокупности последовательных и целенаправленных решений и действий, направленных на достижение устойчивого состояния высшего учебного заведения при наличии непредвиденных изменений важнейших параметров внешней среды на основе изменения алгоритмов его деятельности, увеличения степени гибкости и адаптационного потенциала [1].

Что касается адаптивной модели организации функционирования образователь-

ного учреждения, то необходимо отметить, что ее использование обеспечивает более успешное преодоление кризисных ситуаций, возникающих вследствие трансформации внешней среды. Для адаптивной структуры характерны многообразие формирующих ее элементов, гибкость внутриорга-низационных связей, децентрализация процесса разработки и принятия решений, а также ориентация на учет тенденций изменения внешней среды. Именно поэтому адаптивная модель деятельности образовательной организации намного реже нуждается во внешней корректировке и способствует более успешному достижению целей, стоящих перед вузом.

К основным особенностям адаптивной модели образовательного учреждения относится следующее:

— стратегия высшего учебного заведения выступает в качестве интегративно-го элемента его деятельности;

— у сотрудников вуза, функционирующего в рамках адаптивной модели, существует постоянная готовность к изменениям трансформационного характера;

— в адаптивной структуре отсутствует четкое разграничение обязанностей работников, характерных для конкретной должностной единицы;

— в случае изменения задач, стоящих перед адаптивной образовательной структурой, происходит корректировка должностных обязанностей ее работников;

— взаимодействию между иерархическими уровнями вуза присущ консультативный характер;

— взаимодействие сотрудников вуза происходит по горизонтальному признаку;

— групповое взаимодействие работников и их групповая ответственность играют ключевую роль в процессе организации деятельности высшего учебного заведения.

Намного большая динамичность адаптивных структур, объясняемая отсутствием процедуры жесткого согласования принимаемых решений, позволяет им более оперативно реагировать на изменение характеристик внешней среды. Высшие учебные заведения, организующие свою деятельность в рамках адаптивной модели, могут намного быстрее переориентироваться на решение наиболее актуальных в текущий момент времени задач.

При этом начальным этапом реализации адаптивной модели функционирования образовательной организации является оценка степени ее адаптивного потенциала, отражающего наличие условий для ее эффективного функционирования в рамках одной из моделей, присущих современному этапу развития субъектов отечественного рынка услуг высшего образования.

В этой связи отметим, что функционирование большинства субъектов отечественного рынка услуг высшего образования происходит в рамках нескольких ключевых институционально-организационных моделей, определяющих как целевую направленность деятельности вузов, так и специфику образовательного продукта, с которым они выходят на данный рынок. В качестве данных моделей можно отметить модель классического университета, модель инновационного высшего учебного заведения, модель предпринимательского вуза и кластерно-сетевую модель вуза.

Оценка уровня адаптивного потенциала будет произведена на примере Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ставропольский филиал был создан в 2000 г. по ходатайству Губернатора и Правительства Ставропольского края как подразделение Северо-Кавказской академии государственной службы. В 2010 г. филиал стал составной частью вновь созданного федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Вхождение в состав вновь созданного учебного заведения инновационного типа дало филиалу новый импульс к осмыслению своего места и роли в образовательном пространстве региона, а его коллектив получил широкий доступ к современным образовательным технологиям, методикам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие общекультурных и социально-личностных компетенций студентов и слушателей, в связи с чем у образовательного учреждения появилась реальная возможность формировать и раз-

вивать новые подходы к оценке и перспективам своих возможностей и планировать свои достижения на перспективу.

Миссия филиала состоит в содействии в получении качественного профессионального образования, его доступности, инновационности, эффективности, а также активной экспертной и консультативной поддержке деятельности органов государственного и муниципального управления. В свою очередь, основными целями филиала определены создание условий для непрерывного образования, соответствующего направлению и динамике развития российской системы образования и социально-экономическому развитию региона, и подготовка высококвалифицированных специалистов и управленческих кадров нового типа с активной гражданской позицией, высокими нравственными и профессиональными качествами.

В настоящее время филиал реализует несколько направлений деятельности: программы высшего и дополнительного профессионального образования, международная деятельность, информационные технологии в образовательном процессе, формирование социального имиджа филиала на рынке образовательных услуг, продвижение бренда Президентской академии.

Ставропольский филиал РАНХ и ГС имеет обоснованную и последовательную программу развития, разработанную в соответствии с миссией и программой развития Академии. Программа развития включает в себя пакет проектов по основном направлениям деятельности (в сферах образовательной деятельности и организации учебного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности, системы управления филиалом, экономической и финансовой деятельности, развития ресурсной базы, информатизации образования и науки, международной деятельности и взаимодействия с сетью Академии).

Количество студентов, обучающихся в филиале по программам бакалавриата и специалитета, в настоящее время составляет 930 человек, из которых 231 человек получает образование по очной форме обучения, а 699 человек — по заочной форме обучения. В филиале проходят обучение 11 иностранных граждан.

Величина среднего балла студентов, принятых на первый курс очной формы обучения по результатам ЕГЭ по программам бакалавриата, составляет 60,39 единиц.

В Ставропольском филиале РАНХ и ГС за время его функционирования сформировался высококвалифицированный научно-педагогический кадровый состав, определяющий в решающей мере повышение качества подготовки и востребованности конкурентоспособных специалистов в России и за рубежом.

Численность профессорско-преподавательского персонала филиала составляет 43 человека, из них штатных работников — 33, внешних совместителей — 10. Численность ППС с ученой степенью кандидата наук составляет 81,6%, с ученой степенью доктора наук — 12,2%. Молодые преподаватели в возрасте до 35 лет составляют 14% от общей численности профессорско-преподавательского состава.

В состав внешних совместителей входят специалисты-практики (сотрудники правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, представители бизнес-структур).

На основе сравнительного анализа параметров деятельности Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы как с точки зрения исследования тренда их динамики, так и в контексте сопоставления с аналогичными параметрами однотипных учреждений высшего образования (в нашем случае — филиалов многопрофильных центральных вузов, расположенных в г. Ставрополе), представляется возможным определить степень адаптивности высшего учебного заведения к развитию в рамках одной из ключевых моделей развития отечественных организаций высшего образования.

С этой целью предлагается выделить несколько ключевых показателей развития вузов, в определенной степени характеризующих уровень их образовательной (модель классического университета), исследовательской (модель инновационного вуза), предпринимательской (модель предпринимательского вуза) деятельности, а также уровень развития инфраструктуры (модель кластерно-сетевого вуза). При этом отметим, что с данной целью были

Таблица 1

Ключевые параметры деятельности филиалов многопрофильных центральных вузов, расположенных в Ставрополе [2]

Показатель мипп МГГУ ЮРГИ МГУПИ РГСУ РАНХ и ГС Средняя величина

Усредненный минимальный балл ЕГЭ студентов — 61,1 33,5 48,8 45,8 35,0 44,84

Удельный вес НПР, имеющих ученую степень, % 100,0 75,3 71,4 81,4 68,1 83,8 80,00

иощии объем г1Иилг% тыс. р. Доля доходов от НИОКР в их общей величине, % 4 ( (,1) 4,5 4ооо,о 22,7 4,6 — 11оо,о 2,4 5У, < 0,2 Пои,00 5,73

Поступления от приносящей доход деятельности на 1 НПР, тыс. р. 1180,6 37,1 1102,0 425,7 698,9 1147,3 765,27

Доходы из всех источников на 1 студента, тыс. р. 275,3 19,3 229,9 112,2 108,2 114,9 143,30

Число компьютеров на 1 студента, шт. 0,78 0,16 0,46 0,16 0,14 0,33 0,34

Численность приведенного контингента, тыс. чел. 38,6 895,9 78,2 603,1 463,4 287,7 394,48

СИ СИ 2

со м N

в

■я в

й

I

N3 М N3

Таблица 2

Параметры для оценки уровня адаптационного потенциала Ставропольского филиала РАНХ и ГС [3]

л

■е

1

Показатель

РАНХ и ГС 2014 г.

РАНХ и ГС 2013 г.

Средний показатель по филиалам

Усредненный минимальный балл ЕГЭ студентов (01)

35,0

34,3

44,84

1,02

0,78

Удельный вес НПР, имеющих ученую степень, % (02)

83,8

44,4

80,00

1,89

1,05

N

В *

и

я >

3

Общий объем НИОКР, тыс. р. (03)

59,7

248

1150,55

0,24

0,05

Доля доходов от НИОКР в их общей величине, % (04)

0,2

0,9

5,73

0,22

0,03

Поступления от приносящей доход деятельности на 1 НПР, тыс. р. (05)

1147,3

932,1

765,27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,23

1,50

Доходы из всех источников на 1 студента, тыс. р. (06)

114,9

140,4

143,30

0,82

0,80

Число компьютеров на 1 студента, шт. (07)

0,33

0,28

0,34

1,18

0,97

Численность приведенного контингента, тыс. чел. (08)

287,7

258,8

394,48

1,11

0,73

отобрано ограниченное число параметров, используемых в процессе проведения Мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и доступных для осуществления анализа по всем рассматриваемым филиалам.

В этой связи для оценки образовательной деятельности предлагается использовать такие показатели, как усредненный по реализуемым направлениям минимальный балл ЕГЭ студентов, принятых в вуз, и удельный вес научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, среди всех НПР вуза; для оценки исследовательской деятельности вуза — общий объем НИОКР и удельный вес доходов от НИОКР в общей величине доходов филиала; для оценки предпринимательской деятельности — поступления из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного научно-педагогического работника и доходы филиала из всех источников в расчете на одного студента; для оценки уровня сетевого взаимодействия — количество персональных компьютеров в расчете на одного студента и численность приведенного контингента.

На первом этапе осуществляемого анализа рассчитаем средние значения указанных показателей для филиалов многопрофильных центральных вузов, расположенных в Ставрополе. Расчет производился для тех филиалов, в отношении которых имеется полный набор рассматриваемых параметров по результатам Мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования за 2014 г.:

— Ставропольский филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права» (МИПП);

— Ставропольский филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»;

— Ставропольский филиал частного учреждения высшего образования «Южно-Российский гуманитарный институт» (ЮРГИ);

— Филиал Московского государственного университета приборостроения и информатики в г. Ставрополе (МГУПИ);

— Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государствен-

ный социальный университет» в г. Ставрополе (РГСУ);

— Ставропольский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХ и ГС).

Результаты параметров по каждому из указанных вузов, а также их средние значения приведены в таблице 1.

Следующим этапом проводимого анализа является соотнесение результатов функционирования рассматриваемого образовательного учреждения со средним результатом по группе выделенных вузов, а также определение направления динамики изменения этих параметров в вузе, являющемся объектом анализа (таблица 2).

На основе вышеприведенных данных представляется возможным определить степень адаптивного потенциала для развития Ставропольского филиала РАНХ и ГС в рамках моделей развития организации высшего образования. Для этого предлагается использовать формулу:

А = (Яп_* 1к-)/п, (1)

где — значение Ьго показателя рассматриваемой образовательной организации в текущем периоде, 010 — значение Ьго показателя рассматриваемой образовательной организации в предыдущем периоде, 01 — среднее значение Ьго показа-

ср

теля по анализируемым образовательным организациям в текущем периоде, п — количество рассматриваемых показателей.

Тогда адаптивный потенциал Ставропольского филиала РАНХ и ГС для реализации модели классического университета составит:

Акл = (Яп * +* / 2 =

Q\0 Я\ср 020 62 ср

= (0,80 + 1,98)/2 = 1,39.

Отметим, что значение показателя, превышающее единицу, свидетельствует о наличии у образовательной организации адаптивного потенциала для развития в рамках конкретной рассматриваемой модели.

Проведем аналогичную оценку адаптивного потенциала для развития Ставропольского филиала РАНХ и ГС в рамках

трех других моделей развития организа- зяйства и государственной службы обла-ции высшего образования: дает необходимым потенциалом для раз-

0Л О,, О., вития в рамках моделей классического и

/|Ш. - , 31 * ^13 . ^41 * ^41 ч / о _ V "

лип — у -г ) i — предпринимательского вузов. Достаточно

Изо ¡¿Ъср И40 развит адаптивный потенциала филиала и

= (0,01 + 0,01) / 2 = 0,01; для развития в рамках модели кластерно-

О О О О сетевого вуза, что вполне объяснимо самой

Апр = * 51 + * 61 ) / 2 = организационной природой филиала. В то

650 65ф ббо ббф же время уровень адаптивного потенциа-

— (1 84 + 0 66) /2 — 1 25" ла для Развития в Римках инновационного

' ' ' вуза у Ставропольского филиала РАНХ и

Асет — f^71 * + * ^81 \ / 2 — ГС крайне незначителен. На основе вы-

Q Q Q Q шесказанного можно сделать вывод о при-

70 1ср 80 icp оритетности реализации адаптивной мо-

= (1,14 + 0,81) / 2 = 0,98. дели предпринимательско-сетевого вуза,

Таким образом, мы можем констати- основанного на реализации компетент-

ровать тот факт, что Ставропольский фи- ностного подхода к организации образова-

лиал Российской академии народного хо- тельного процесса [4, 5].

Примечания:

1. Рожков М.Н. Адаптация и адаптивность как основные категории адаптивного управления социально-экономическими системами // Вестник УМО. Экономика, статистика и информатика. 2010. № 2. С. 52.

2. Составлено по результатам Мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования.

3. Рассчитано автором по результатам Мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования.

4. Захарова Е.Н., Гисина О.Г. Особенности формирования конкурентоспособности вуза как субъекта рынка образовательных услуг // Бизнес в законе. 2013. № 2. С. 185-189.

5. Захарова Е.Н. О компетентностном подходе в образовательной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика. 2012. Вып. 1. С. 51-56.

References:

1. Rozhkov M.N. Adaptation and adaptability as the main categories of adaptive management of social and economic systems // Economics, Statistics and Informatics. Bulletin of UMO. 2010. № 2. P. 52.

2. Composed the results of monitoring the activities of educational institutions of higher education.

3.Calculated by the author on the results of the monitoring activities of educational institutions of higher education.

4. Zakharova E.N., Gisina O.G.Features of formation of competitiveness of the university as a subject of the education market // Business in Law. 2013. № 2. Pp. 185-189.

5. Zakharova E.N. On the competence approach in educational activity. // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy. 2012. Issue 1. Pp. 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.