Научная статья на тему 'Концепция стратегии развития регионального вуза, основанная на запросах субъектов образовательного пространства'

Концепция стратегии развития регионального вуза, основанная на запросах субъектов образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА / ПОТРЕБНОСТИ КОНКРЕТНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелова Галина Григорьевна, Шибанова Елена Климентьевна, Степанов Владимир Алексеевич

В статье обсуждаются актуальные направления стратегии развития регионального вуза. Отличительная особенность излагаемой концепции заключается в том, что формулирование этих направлений исходит не из директивных указаний вышестоящих органов, т.е. по принципу «сверху», а опирается на мнения, запросы и потребности самих субъектов образовательного пространства вузов. Авторами сформулированы выводы на основе проведенного социально-психологического исследования и представляются показатели «привлекательности», позволяющие сформулировать направления развития образовательного пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция стратегии развития регионального вуза, основанная на запросах субъектов образовательного пространства»

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

УДК 378.1 DOI: 10.12737/14291

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА, ОСНОВАННАЯ НА ЗАПРОСАХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА1

Горелова Г.Г., Шибанова Е.К., Степанов В.А.2

В статье обсуждаются актуальные направления стратегии развития регионального вуза. Отличительная особенность излагаемой концепции заключается в том, что формулирование этих направлений исходит не из директивных указаний вышестоящих органов, т.е. по принципу «сверху», а опирается на мнения, запросы и потребности самих субъектов образовательного пространства вузов. Авторами сформулированы выводы на основе проведенного социально-психологического исследования и представляются показатели «привлекательности», позволяющие сформулировать направления развития образовательного пространства вуза.

Ключевые слова: концепция, направления стратегии развития регионального вуза, потребности конкретных субъектов образовательного пространства.

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT STRATEGY OF REGIONAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTE, BASED ON INQURIES OF THE SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE

The work is carried out in the framework of the implementation of the state task of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration on the research project "Assessment of the state of the regional educational systems and their comparison” Order №01-2686 from 22.06.2015 .

GORELOVA G.G. - Doctor of Psycological Sciences, Professor of the Department of Political Science, History and Philosophy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Chelyabinsk branch (Russian Federation, Chelyabinsk), e-mail: gal.gorelowa2015@yandex.ru

SHIBANOVA E.K. - Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Political Science, History and Philosophy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Chelyabinsk branch (Russian Federation, Chelyabinsk), e-mail: shiban@is74.ru

STEPANOV V.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of General Psychology, South Ural State University (Russian Federation, Chelyabinsk), e-mail: ggorelova@yandex.ru

The article discusses current trends in the development strategy of the regional university. A distinctive feature of the presented concept is that the formulation of these trends does not come from the directives of higher authorities, i.e., according to the “above" principle, but is based on the opinions, needs and requirements of the subjects of educational space of universities. The authors draw conclusions on the basis of the social and psychological research, and presents indicators of "attractiveness", allowing to formulate the direction of the development of educational space of the university.

Keywords: concept, direction of the development strategy of regional university, needs of some subjects of educational space.

1 Работа выполнена в рамках исполнения Государственного задания Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по теме НИР «Проведение оценки состояния региональных систем образования и их сопоставление» Приказ №01-2686 от 22.06.2015 г.

Горелова Галина Григорьевна - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Челябинский филиал, профессор кафедры политологии, истории и философии, доктор психологических наук, профессор (Российская Федерация, г.Челябинск) e-mail: gal.gorelowa2015@yandex.ru Шибанова Елена Климентьевна - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Челябинский филиал, доцент кафедры политологии, истории и философии, кандидат педагогических наук, доцент (Российская Федерация, г.Челябинск) e-mail: shiban@is74.ru Степанов Владимир Алексеевич - Южно-Уральский государственный университет, доцент кафедры общей психологии, кандидат педагогических наук, доцент (Российская Федерация, г. Челябинск) e-mail:

ggorelova@yandex.ru

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

25

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

В условиях рыночной экономики региональный вуз, особенно тот, в котором образовательная деятельность в основном строится и финансируется на контрактной основе, есть по сути учреждение, которое может развиваться только тогда, когда оно отвечает запросам социума. Привлекательность высшего учебного заведения как критерий успешности его функционирования в современных социально-психологических реалиях развития общества определяется уровнем удовлетворенности соответствующих потребностей субъектов образовательного пространства1.

Рассматривая основные расчетно-аналитические и экспертные методики построения сценариев управления вузами на уровне региона как важное средство по достижению системы определенных целей, на базе которых из современного состояния система высшего профессионального образования (ВПО) региона переходит в более качественное, с новыми характеристиками функционирования вузов в регионе, состояние, важно уделить внимание эффективности процессов применения ресурсов в системе ВПО, а также процессов рационализации вузовской структуры2.

Потребностно-мотивационная сфера субъектов рынка, в том числе рынка образовательных услуг, несомненно, базируется на утилитарно-прагматических потребностях и мотивах-стимулах, таких как престижность, доходность и востребованность на рынке труда получаемой в вузе специальности, размер оплаты за обучение, место нахождения вуза, наличие общежития и т.п.

Функционирование вуза можно рассмотреть и как полисубъектную деятельность, где в качестве объединенного субъекта выступают студенты, преподаватели, работодатели, абитуриенты и родители. У каждой из этих социальных групп своя мотивация и свои потребности, реализуемые в различных аспектах образовательной деятельности. Отнесем эту мотивацию к процессуальной группе мотивов, на наличие которой в любом виде деятельности обращают внимание в своих концепциях мотивации А.Н. Леонтьев3 и Х. Хекхаузен4. В числе этих мотивов исследователь трудовой мотивации И.Г. Кокурина выделяет преобразовательный, коммуникативный, кооперативный, конкурентный мотивы и мотив достижения5. Пространство мотивационного поля потребителей образовательных услуг может явиться индикатором их запросов и может быть положено в основу стратегии развития регионального вуза6.

Потребность, как известно, всегда опредмечена. Предметом удовлетворения потребности субъекта становятся различные аспекты образовательной деятельности.

В исследовании мы исходили из того, что степень удовлетворенности и может служить индикатором запроса на совершенствование деятельности вуза и указывать направление развития образовательного пространства7.

Исследование проводилось в Челябинском филиале РАНХ и ГС, Троицком филиале Челябинского госуниверситета и Челябинском филиале Университета РАО, организующих

1 Shibanova E.K., Nechaeva S.V. Higher education as a basis of sustainable development of Russia //1st Conference "Science progress in European countries: new concepts and modern solutions"// European Applied Sciences. - 2013. - №1. - Т.2. - С. 170-185.

2 Диброва Ж.Н. Региональные механизмы сценарного управления высшими учебными заведениями / Сб. тр. 4й Междунар. науч.- практ. конф., «Актуальные вопросы развития современного общества» апреля 2014 г. в 4-х томах. Том 2 / Юго-Западный гос. ун-т. - Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2014. - С.45-49.

3 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. - М.: Политиздат, 1975. - С. 104.

4 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2013. - 860 с.

5 Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 12.

6 Долгих Г.И. Системообразующая роль учебно-профессиональной деятельности в структуре интересов и склонностей студентов / Вестник Южно-Уральского государственного ун-та. Серия «Психология». - 2013. -№3.- С. 42-45.

7 Морозова Н.В. Подходы к оценке эффективности реализации региональных стратегий социальноэкономического развития / Н.В. Морозова, Н.В. Бондаренко // Вестник Чувашского университета. - № 3. -2014. - С. 178-182.

26

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

образовательную деятельность в основном на контрактной основе. Период проведения исследования - май-июль 2015 года. Исследованием охвачено 360 человек. В их числе руководители, преподаватели, студенты, работодатели, родители, выпускники и абитуриенты упомянутых выше вузов.

На первом этапе исследования методом устного опроса выделялись аспекты образовательной деятельности, ценностные для каждого из упомянутых субъектов.

Для преподавателей вуза это оказались: уровень взаимодействия с руководством вуза, привлекательность процесса образовательной деятельности, социальная среда вуза, реализация индивидуальных возможностей и признание достижений, а также оснащение образовательного процесса.

Работодателям были важны: уровень подготовки выпускника вуза, вовлеченность в процесс профессиональной подготовки, формы сотрудничества с вузом.

Родители акцентируют внимание на привлекательности вуза, выборе специальности и формы обучения в вузе, организации учебного процесса.

В поле зрения студентов привлекательность вуза, содержание образовательных программ вуза, обеспечение учебного процесса, организация учебного процесса, социальная среда, удовлетворенность от конечных ожиданий обучения в вузе.

Абитуриентов привлекают имидж вуза, качество информации и уровень взаимодействия при приеме в вуз, организация досуга и отдыха.

Для второго этапа исследования - оценивания уровня реализованности запросов - каждый из аспектов образовательной деятельности детализировался в диапазоне от 3 до 8 показателей. При этом мы исходили из положения об индивидуальной природе потребностей, что проявляется в избирательном отношении к определенным аспектам совместной деятельности, ее организации и содержанию. Респонденты, в качестве которых на этом этапе выступали преподаватели, студенты, родители, выпускники и абитуриенты Челябинского филиала РАНХ и ГС, оценивали по привычной для них пятибалльной шкале уровень привлекательности вуза по каждому из ниже приведенных показателей:

5 баллов - высокий уровень;

4 балла - уровень выше среднего;

3 балла - средний уровень;

2 балла - низкий уровень;

1 балл - неудовлетворительная оценка.

Ранжирование оценок дает представление о том, какой аспект деятельности наиболее значим для респондентов, каков вектор направленности запросов и соответственно, в каком направлении необходимо оптимизировать дальнейшее развитие вуза, чтобы удовлетворить потребности субъектов.

Проведем анализ результатов опроса по каждой категории субъектов образовательной деятельности в вузе.

1. Результаты опроса ППС.

Первое место в ранжировании значимости определилось для аспекта «Социальная среда», и наиболее высокие оценки (средний балл = 5) были по показателям «межличностные отношения» и «рабочая среда».

На втором месте оказался аспект «Реализация индивидуальных возможностей и признание достижений», который включал в себя при опросе следующие критерии:

- возможность самореализации;

- обучение педагогическим новациям;

- применение методов учета мнений преподавателей по различным вопросам;

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

27

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

- социальная и материальная поддержка;

- реакция на жалобы, претензии и предложения;

- мотивация и поощрение преподавателей;

- обеспечение возможности участия преподавателей в улучшении деятельности вуза.

Третье ранговое место преподаватели отвели такому аспекту совместной деятельности в вузе,

как «Уровень взаимодействия с руководством вуза», когда оценивались следующие показатели:

- обоснованность решений со стороны администрации вуза;

- эффективность обмена информацией;

- продуктивность реагирования руководства вуза на запросы НПР;

- оценка администрацией повышения научно-педагогической и др. профессиональной квалификации;

- доступность руководства вуза для преподавателей.

Тот факт, что преподаватели вуза проявили меньшую заинтересованность в аспектах «Привлекательность образовательной деятельности» и «Оснащение образовательного процесса», может означать, что их потребности в этих сферах достаточно полно удовлетворяются. Весьма возможно, что лично для них эти показатели рутинны, само собой разумеются и не являются решающим фактором для того, чтобы они были достаточно довольны конкретным образовательным учреждением.

Результаты опроса преподавателей по оценке привлекательности для них различных аспектов деятельности в вузе представлены в таблице 1.

Таблица 1/ Table 1

Результаты опроса преподавателей

Results of the teachers' survey

Аспект деятельности Средний балл Ранг

Уровень взаимодействия с руководством вуза 3,00 3

Привлекательность образовательной деятельности 2,80 5

Социальная среда вуза 4,40 1

Реализация индивидуальных возможностей и признание достижений 3,29 2

Оснащение образовательного процесса 2,83 4

2. Результаты опроса работодателей

Работодатели на первое место ставят уровень подготовки выпускника по следующим показателям: подготовка вузом специалистов по требуемым специальностям, практические навыки выпускников, полученные в вузе, теоретическая подготовка выпускников, формирование вузом личностных качеств выпускника (ответственность, активность, трудолюбие, желание дальнейшего развития и т.п.), подготовка высококвалифицированных специалистов.

Достаточно высоко (на 3-4 балла) оценивается: соответствие знаний выпускников современным требованиям менеджмента, управления. Привлекают такие направления совместной деятельности, как переподготовка и повышение квалификации кадров организации, проектирование программы целевого обучения студентов, возможность разработки дипломного проекта по теме, заказанной органом управления, рецензирование дипломных проектов выпускников вуза, возможность трудоустройства студентов во время учебы, участие в социально-

28

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

культурных мероприятиях, научно-исследовательская деятельность вуза по вопросам, интересующим органы управления.

Менее высоко работодатели оценили, а стало быть, хотят усовершенствовать: руководство практикой выпускников, соотношение цены и качества проведения НИР по заказу организации, привлечение к НИР выпускников вуза, работающих в органах управления, предоставление ресурсов вуза для социальных нужд (таблица 2).

Таблица 2 /Table 2

Результаты опроса работодателей Results of the employers' survey

Аспект деятельности Средний балл Ранг

Уровень подготовки выпускника вуза 4,67 1

Вовлеченность в процесс профессиональной подготовки 3,00 2

Формы сотрудничества с вузом 2,86 3

3. Результаты опроса родителей

Как выяснилось в результате опроса, большинство родителей вдумчиво подходят к оценке таких аспектов деятельности вуза, как «Выбор специальности и формы обучения в вузе» и «Организация учебного процесса». Для родителей показателями «привлекательности» вуза выступали: наличие в процессе подготовки множества форм обучения, наличие перспективных специальностей/направлений подготовки, качество предоставляемого образования, уровень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса, трудоустройство выпускников вуза, профессионализм преподавателей, инфраструктура вуза.

Достаточно высок запрос на: наличие гибких учебных программ с учетом современных требований к специалистам, возможность множественной специализации в рамках традиционных специальностей, взаимодействие с вузом до поступления, доступность компьютерных технологий, использование в образовательном процессе новейших технологий и методов обучения, организация научно-исследовательской работы студентов.

Такие показатели привлекательности вуза оценивались родителями как важные, но не главные: рекламно-информационная деятельность вуза, публикации о вузе в СМИ, имидж вуза, информация об учебных, научных и внеучебных мероприятиях.

Следует особо отметить, что в данной категории респондентов отсутствуют низкие оценки (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3/ Table 3

Результаты опроса родителей Results of the parents' survey

Аспект деятельности Средний балл Ранг

Привлекательность вуза 3,80 3

Выбор специальности и формы обучения в вузе 4,50 1

Организация учебного процесса 4,38 2

4. Результаты опроса студентов

Студенты приоритетно выделяют один показатель, который всей совокупностью опрошенных студентов оценивается высшим баллом = 5 (компьютерное обеспечение учебного процесса и доступность компьютерной техники).

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

29

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

Судя по высоким оценкам, студенты ценят: обеспеченность учебно-методической литературой, учебные помещения, доступность преподавателей и консультаций, сотрудничество и взаимопонимание с преподавателями.

В сфере запросов студентов: социальная поддержка студенчества, межличностные отношения в группе, удовлетворенность качеством полученного образования, взаимодействие с вузом до поступления, профессиональный профиль и конечные цели образования, квалификация профессорско-преподавательского состава. Студенты обращают внимание на соотношение цена/качество образования (при обучении на платной основе), содержание образования, уровень учебной нагрузки, организацию внеучебной деятельности. Они обращают внимание на помещения для самостоятельной работы, библиотечное обслуживание, организацию питания, методы и технологии обучения, проведение практик и стажировок, процедуры текущего контроля, итоговых зачетов и экзаменов, подготовку и защиту выпускных работ, расписание занятий, наличие гарантий поступления на работу по специальности (таблица 4).

Таблица 4 /Table 4

Результаты опроса студентов Results of the students' survey

Аспект деятельности Средний балл Ранг

Привлекательность вуза 3,75 5

Содержание образовательных программ вуза 4,00 3,5

Обеспечение учебного процесса 4,34 1

Организация учебного процесса 4,12 2

Социальная среда 3,60 6

Удовлетворенность от конечных ожиданий обучения в вузе 4,00 3,5

5. Результаты опроса абитуриентов

Уточним, что в данной группе определилось 2 показателя, которые всей совокупностью опрошенных оценены в 5 баллов. Речь идет о выраженной потребности абитуриентов вуза в наличии спортивных комплексов, здоровьесберегающих программ, организации досуга и культурной среды. Столь же высоко оцениваются имидж вуза, статистические показатели трудоустройства выпускников, возможность заниматься творческой деятельностью.

Выражен запрос на рекламно-информационную деятельность вуза, которая оценивается достаточно высоко, публикации о вузе в СМИ, условия получения образования (бюджетное, коммерческое), возможность получения дополнительной квалификации, взаимодействие с вузом до поступления (таблица 5).

Таблица 5/ Table 5

Результаты опроса абитуриентов Results of the entrants' survey

Аспект деятельности Средний балл Ранг

Привлекательность вуза 4,08 2

Качество информации и уровень взаимодействия при приеме в вуз 3,63 3

Организация досуга и отдыха 4,56 1

30

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

Исходя из проведенного исследования, мы посчитали важным, что концепция стратегии развития регионального вуза наряду с федеральными нормативными показателями «эффективности» вуза должна основываться и на запросах субъектов образовательного пространства. То есть должны присутствовать и показатели «привлекательности», оцененные самими субъектами образовательного процесса. Каждый нормативный показатель «эффективности» вуза был дополнен показателями «привлекательности». Это те показатели, которые были выделены в результате опроса и экспертных оценок. В частности:

1. Общие сведения об образовательной организации были дополнены показателями:

- наличие стратегических целей;

- образовательная политика;

- образовательная деятельность по повышению квалификации;

- инновационные подразделения.

2. В фокусе развития образовательной деятельности должны быть:

- доступность преподавателей и индивидуальных консультаций;

- уровень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса, отвечающий современным стандартам;

- широкий спектр различных видов внеучебной деятельности;

- реализация принципа сотрудничества и взаимопонимания в межличностном взаимодействии студентов с преподавателями;

- создание спортивных комплексов и здоровьесберегающих программ.

Выделены следующие обобщенные показатели привлекательности вуза:

1. Показатель системы управления вузом

2. Показатель человеческого капитала вуза

3. Показатель востребованных образовательных программ

4. Показатель эффективных образовательных технологий вуза

5. Показатель объективной системы оценки результативности образовательной деятельности.

6. Показатель выстраивания взаимовыгодных отношений с разными категориями стейкхолдеров.

7. Показатель состава производственной структуры вуза с учетом выявленных потребностей локальных рынков труда и образовательных услуг вуза.

8. Показатель организации студенческого досуга.

Библиография/ References:

1. Диброва Ж.Н. Региональные механизмы сценарного управления высшими учебными заведениями // Сб. тр. 4-й Междунар. науч.-практ. конф., «Актуальные вопросы развития современного общества» апреля 2014 г. в 4-х томах, Том 2 / Юго-Западный гос. ун-т. - Курск: ЮгоЗападный гос. ун-т, 2014. - С. 45-49.

2. Долгих Г.И. Системообразующая роль учебно-профессиональной деятельности в структуре интересов и склонностей студентов / Вестник Южно-Уральского государственного ун-та. Серия «Психология». - 2013. - № 3. - С. 42-45.

3. Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 12.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. - М.: Политиздат, 1975. - С. 104.

5. Морозова Н.В. Подходы к оценке эффективности реализации региональных стратегий социально-экономического развития // Вестник Чувашского университета. - № 3. - 2014. - С. 178-182.

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2013. - 860 с.

Среднерусский вестник общественных наук • том 10 • №5 • 2015

31

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ

7. Shibanova E.K., Nechaeva S.V. Higher education as a basis of sustainable development of Russia //1st Conference "Science progress in European countries: new concepts and modern solutions"// European Applied Sciences. - 2013. - №1. - Т.2. - С. 170-185.

8. Шедий М.В. Ценности как фактор развития корпоративной культуры государственной службы: автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06. - Курск, 2004.

1. Dibrova, Zh.N. (2014) Regional'nye mehanizmy scenarnogo upravlenija vysshimi uchebnymi zavedenijami [Regional mechanisms for scenario management of higher education institution] // Sb. tr. 4-oj Mezhdunar. nauch.- prakt. konf., «Aktual'nye voprosy razvitija sovremennogo obshhestva» aprelja 2014 g. v 4-h tomah, Tom 2 / Jugo-Zapadnyj gos. un-t. - Kursk: Jugo-Zapadnyj gos. un-t. - P.45-49. (In Russ.)

2. Dolgih, G.I. (2013) Sistemoobrazujushhaja rol' uchebno-professional'noj dejatel'nosti v strukture interesov i sklonnostej studentov [The role of educational and professional activity in the structure of interests and aptitudes of students] / Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo un-ta. Serija «Psihologija». - № 3. - P. 42-45. (In Russ.)

3. Kokurina, I.G. (1990) Metodika izuchenija trudovoj motivacii [Methodology of the study of work motivation]. - M.: Izd-vo MGU. - P. 12. (In Russ.)

4. Leont'ev, A.N. (1975) Dejatel'nost'. Soznanie, Lichnost' [Activity. Consciousness, Personality]. - M.: Politizdat. - P. 104. (In Russ.)

5. Morozova, N.V. (2014) Podhody k ocenke jeffektivnosti realizacii regional'nyh strategij social'no-jekonomicheskogo razvitija [Approaches to evaluating the effectiveness of the implementation of regional strategies of socio-economic development] // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - № 3. - P. 178-182. (In Russ.)

6. Hekhauzen, H. (2013) Motivacija i dejatel'nost' [Motivation and activity]. - SPb.: Piter; M.: Smysl. -860 p. (In Russ.)

7. Shibanova, E.K., Nechaeva, S.V. (2013) Higher education as a basis of sustainable development of Russia //1st Conference "Science progress in European countries: new concepts and modern solutions"// European Applied Sciences. - №1. - Т.2. - С. 170-185. (In Russ.)

8. Shedii, M.V. (2004) Tsennosti kak faktor razvitiia korporativnoi kul'tury gosudarstvennoi sluzhby [Values as a factor in the development of corporate culture of public service]. Avtoref. dis. ... kand. sots. nauk : 22.00.06. - Kursk. 2004. (In Russ.)

32

Central Russian Journal of Social Sciences • volum 10 • issue 5 • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.