Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ НАГЛЯДНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕННИСОМ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ НАГЛЯДНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕННИСОМ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО ВОСПРИЯТИЯ / УЧЕБНО'-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ВОСПИТАННИКАМИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ТЕННИСЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калина Ирина Геннадьевна, Тагирова Наталия Петровна, Волкова Кадрия Рафиковна, Казакова Наталия Александровна

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, призванного обосновать эффективность применения на начальном этапе тренировочного процесса глухих и слабо слышащих теннисистов широкого круга методов наглядного представления учебного материала, включая цифровые средства визуализации изучаемых технических элементов тенниса. Такой подход обеспечивает более быстрое формирование у воспитанников, депривированных по слуху, правильного зрительного образа осваиваемых движений, более прочное их овладение и в целом эффективность учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки. Использованные в исследовании научные методы (педагогические наблюдения, эксперимент, тестирование физической подготовленности) позволяют заключить, что у теннисистов экспериментальной группы значительно усовершенствовалась техника подач, а ее точность - в среднем на 8%. Улучшились показатели и в большинстве физических качеств: сила в среднем на 11,5% у девочек и на 14,8% у мальчиков; быстрота на 4,9% у девочек и на 3,4% у мальчиков; гибкость на 18,6% у девочек и на 10,3% у мальчиков; координационные способности по результатам челночного бега - на 4,3% у девочек и на 3,2% у мальчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калина Ирина Геннадьевна, Тагирова Наталия Петровна, Волкова Кадрия Рафиковна, Казакова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE VISUAL PERCEPTION METHODS AT TENNIS LESSONS WITH DEAF AND HARD OF HEARING CHILDREN

The article reviews the results of the pedagogical experiment aimed at substantiating the effectiveness of a wide range of visual presentation of scientific materials (including digital research tools) of tennis practical elements under study at the initial stage of the training process of deaf and hard of hearing tennis players. This approach ensures the hearing deprived players of a faster adaptation of a correct visual image of movements being mastered, a stronger learning and, in general, the effectiveness of the educational and experimental process based on the initial training. The scientific methods used in the study (pedagogical observations, experiment, physical fitness testing) allow us to conclude that the technique of serve has improved significantly, and the accuracy has improved by an average of 8%. Most physical properties indicators have improved either: strength by an average of 11.5% for girls and by 14.8% for boys; speed by 4.9% for girls and by 3.4% for boys; flexibility by 18.6% for girls and by 10.3% for boys; coordination abilities based on the results of shuttle running by 4.3% for girls and by 3.2% for boys.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ НАГЛЯДНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕННИСОМ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ»

УДК 796.342

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ НАГЛЯДНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕННИСОМ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ

Ирина Геннадьевна Калина, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнин-ский институт Казанского федерального университета, Набережные челны; Наталия Петровна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, Кадрия Рафиковна Волкова, кандидат филологических наук, доцент, Казанский федеральный университет, Казань; Наталия Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский институт - филиал Российского университета дружбы народов; Сочи

Аннотация

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, призванного обосновать эффективность применения на начальном этапе тренировочного процесса глухих и слабо слышащих теннисистов широкого круга методов наглядного представления учебного материала, включая цифровые средства визуализации изучаемых технических элементов тенниса. Такой подход обеспечивает более быстрое формирование у воспитанников, депривированных по слуху, правильного зрительного образа осваиваемых движений, более прочное их овладение и в целом эффективность учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки. Использованные в исследовании научные методы (педагогические наблюдения, эксперимент, тестирование физической подготовленности) позволяют заключить, что у теннисистов экспериментальной группы значительно усовершенствовалась техника подач, а ее точность - в среднем на 8%. Улучшились показатели и в большинстве физических качеств: сила в среднем на 11,5% у девочек и на 14,8% у мальчиков; быстрота на 4,9% у девочек и на 3,4% у мальчиков; гибкость на 18,6% у девочек и на 10,3% у мальчиков; координационные способности по результатам челночного бега - на 4,3% у девочек и на 3,2% у мальчиков.

Ключевые слова: методы наглядного восприятия, учебно--тренировочный процесс со слабослышащими воспитанниками, визуализация технических приемов в теннисе, цифровые технологии в спорте.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p232-236

IMPLEMENTATION OF THE VISUAL PERCEPTION METHODS AT TENNIS LESSONS WITH DEAF AND HARD OF HEARING CHILDREN

Irina Gennadyevna Kalina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kazan Federal University Naberezhnye Chelny Institute, Natalia Petrovna Tagirova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kadriya Rafikovna Volkova, the candidate of philological sciences, docent, Kazan Federal University, Natalia Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sochi Institute, branch of RUDN University, Peoples' Friendship University of Russia, Sochi Institute

Abstract

The article reviews the results of the pedagogical experiment aimed at substantiating the effectiveness of a wide range of visual presentation of scientific materials (including digital research tools) of tennis practical elements under study at the initial stage of the training process of deaf and hard of hearing tennis players. This approach ensures the hearing deprived players of a faster adaptation of a correct visual image of movements being mastered, a stronger learning and, in general, the effectiveness of the educational and experimental process based on the initial training. The scientific methods used in the study (pedagogical observations, experiment, physical fitness testing) allow us to conclude that the technique of serve has improved significantly, and the accuracy has improved by an average of 8%. Most physical properties indicators have improved either: strength by an average of 11.5% for girls and by 14.8% for boys; speed by 4.9% for girls and by 3.4% for boys; flexibility by 18.6% for girls and by 10.3% for boys; coordination abilities based on the results of shuttle running by 4.3% for girls and by 3.2% for boys.

Keywords: visual perception methods, educational and training process with hearing-impaired pupils, visualization of techniques in tennis, digital technologies in sports.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время по-прежнему актуальной остается необходимость методического обеспечения процесса физической реабилитации глухих и слабослышащих детей средствами физической культуры и спорта [1, 2]. Многочисленными исследованиями установлено, что различные нарушения слуха создают у детей вторичные отклонения в физическом и психическом развитии, мешают становлению речевых механизмов, познанию окружающего мира, формированию адекватной самооценки, а занятия физическими упражнениями являются одним из основных путей коррекции этих нарушений [3, 4].

Особенностью физкультурно-спортивной работы со слабослышащими учащимися является то, что применяемые в ней педагогические технологии опираются на активизацию других сенсорных систем, таких как: зрение, двигательные, осязательные, вибраци-онно-тактильные ощущения. И методам наглядного восприятия здесь отводится приоритетная роль, поскольку мышление воспитанников со слуховыми проблемами носит больше наглядно-образный характер, и они лучше воспринимают информацию, полученную через зрительный анализатор [5-8].

Целью исследования, проведенного в группе начальной подготовки в течение одного учебного года, было теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность применения в тренировочном процессе глухих и слабослышащих теннисистов методов наглядного представления учебного материала, включая цифровые средства визуализации изучаемых технических элементов тенниса.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методами исследования послужили анализ научных и методических источников, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, тестирование уровня физической подготовленности теннисистов, депривированных по слуху.

В констатирующей части исследования был проведен тщательный анализ научных и методических первоисточников, в ходе которого установлены особенности физического развития слабослышащих детей [1, 3] и зависящее от этого организационно-методическое сопровождение тренировочного процесса с юными теннисистами [2, 4].

Вся многогранность технологий визуализации учебной информации в тренировочном процессе проявилась при освоении сложно-координационных движений и технических элементов тенниса. В отношении развития других физических способностей -быстроты, выносливости, гибкости, силы - существенных отклонений от традиционных методик в нашем эксперименте не предусматривалось. В рамках общей физической и технической подготовки были использованы как упражнения общего воздействия (ходьба, бег, спортивные игры, гимнастические упражнения, упражнения с отягощениями, подвижные игры и др.), так и упражнения с различными техническими приемами соревновательных действий теннисистов.

Реализация наглядности в работе со слабослышащим теннисистами на этапе начальной подготовки обеспечивалась следующими методами:

- непосредственной демонстрацией упражнений самим тренером или кем-то из воспитанников, владеющих безошибочным показом, при сопровождении максимально образными пояснениями со стороны педагога; демонстрацией отдельных фаз движения и в различных плоскостях - фронтальной, сагиттальной, со спины (так создаются предпосылки для лучшего зрительного запоминания). Далее изучаемое движение уже осваивается обучающимися и закрепляться посредством многократных повторений каждой из его деталей до тех пор, пока они не будут выполняться автоматизировано;

- второй прием визуализации - опосредованная наглядность, которая обеспечивалась иллюстрационным материалом (фотоматериалами, рисунками, кинограммами разучиваемых движений), а также современными цифровыми технологиями (в этой части применялись мультимедийные презентации, текстовые материалы, видеоролики, разме-

щенные на сайте спортивной школы в электронном курсе по теннису, разработанному специально для начинающих);

- в развитии физических качеств эффективно использовалась звуковая сигнализация (свистком), сопровождаемая визуальными знаками - сигналами флажками или же-стовым движением руки тренера. В качестве зрительных ориентиров в различных упражнениях призваны служить различные способы разметки на полу или стенах спортзала (круги, линии, конусы, кегли, указывающие направление движений);

- еще один действенный прием визуализации - тактильный. Так, например, при обучении удару ракеткой по мячу может осуществляться контактное направляющее управление рукой спортсмена тренером, стоящим рядом или за его спиной. Этот способ обучения обеспечивает формирование правильного двигательного образа изучаемого технического элемента.

Развитие современного образования, его технологизация и информатизация расширяют возможности применения современных электронных средств, обеспечивающих наглядность учебного материала. В рамках нашего эксперимента активно применялся «Цифровой образовательный курс для начинающих теннисистов», размещенный на сайте спортивной школы и обеспечивающий наглядность большого количества информации, необходимой при практическом обучении основам техники тенниса.

В нем представлены детализированные кинограммы подач и ударов по мячу, сопровождаемые необходимыми текстовыми пояснениями, в том числе правильной терминологией их названий, а также средства контроля физической и технической подготовленности обучающихся с оценками по возрастам и ссылки на доступную учебно -методическую литературу по теннису в информационном пространстве Интернета. Включены мультимедийные презентации и видеоматериалы с упражнениями, применяемыми на различных этапах освоения движений, с указаниями на возможные ошибки при их выполнении.

Развитие точности теннисных подач и ударов в рамках эксперимента осуществлялось посредством подводящих упражнений, формирующих правильную структуру движения; подготовительных упражнений, направленных на развитие необходимых для этого физических способностей; «мишенного метода» - выполнения многократных ударов мячом в стену с нанесенной на неё разметкой круга на высоте 1,5-2 м или в специально обозначенные участки на теннисной площадке (что позволяет отрабатывать «точно-адресные» удары). В этой части тренировочного процесса методы наглядного представления изучаемых двигательных действий применялись особенно активно.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

Длительность эксперимента (один учебный год) и применяемые методы позволили достичь положительной динамики в физической и технической подготовленности юных теннисистов. При оценке быстроты использовался бег на дистанцию 30 м, гибкости -наклон из положения сидя, силы - отжимания у девочек (сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамьи) и подтягивание из виса на высокой перекладине у мальчиков, для оценки координационных способностей - тест на способность к динамическому равновесию (повороты на гимнастической скамье) и тест на удержание статического равновесия (проба Ромберга 2), для оценки сочетания скоростно-силовых качеств, быстроты и координации - прыжок в длину с места и челночный бег 6х8 м.

В таблице представлены средние результаты выполнения теннисистами экспериментальной группы нормативов общей физической подготовленности в начале и в конце исследования.

Результаты оценивались по шкале, предусмотренной для обучающихся 9-10-летнего возраста школы тенниса без учета поражений слухового аппарата. Поэтому у участников эксперимента они имеют в среднем более низкую оценку, чем у слышащих

воспитанников данного возраста. Однако нас интересовал не столько уровень этих результатов, сколько динамика их изменений за период эксперимента, которая отразилась в следующем:

- показатели быстроты в беге на 30 м улучшились у девочек в среднем на 4,9%, у мальчиков на 3,4%;

- результаты челночного бега 6х8 м улучшились у девочек в среднем на 4,3%, у мальчиков на 3,2%;

- показатели силы (в «подтягиваниях» и «отжиманиях») увеличились у девочек в среднем на 11,5%, у мальчиков на 14,8%;

- показатели гибкости (наклон из положения сидя) увеличились у девочек в среднем на 18,6%, у мальчиков на 10,3%;

- прыжок в длину с места увеличился незначительно - у девочек в среднем 1,8%, у мальчиков на 1,7%.

Таблица - Результаты выполнения теннисистами экспериментальной группы нормативов физической подготовленности_

Средний результат выполнения нормативов девочками и мальчиками

Бег 30 м (сек) Челночный бег 6х8 м(сек) Отжим. и подтягивания (кол-во раз) Наклон из положения сидя (см) Прыжок в длину с места (см)

Мал Дев Мал Дев Мал Дев Мал Дев Мал Дев

До эксп. 5,9 6,1 15,9 16,1 2,7 5,2 3,9 4,3 151,2 143,6

После эксп. 5,7 5,8 15,4 15,6 3,1 5,8 4,3 5,1 153,8 146,2

Оценка способности к статическому равновесию, проведенная с использованием «Пробы Ромберга 2», показала позитивное влияние тренировочных воздействий: улучшить свои результаты в данном тесте с оценки «удовлетворительно» на «хорошо» смогли 33% протестированных, с оценки «неудовлетворительно» на «удовлетворительно» ещё 40%. Оценка способности к динамическому равновесию с использованием двигательного теста «Повороты на гимнастической скамье» выявила, что только 3 из 15 протестированных к концу эксперимента не улучшили своих результатов в данном упражнении.

Оценка техники и точности подач в нашем эксперименте проводилась с помощью теста: 20 подач в две выделенные на поле соперника зоны (по 10 ударов в каждую зону). Их результативность оценивалась по динамике точности. Отмечено, что техника подач за этот период заметно усовершенствовалась практически у всех обучающихся, а их точность повысилась в среднем на 8%.

Педагогические наблюдения, проведенные в рамках эксперимента, позволяют заключить, что расширенное применение методов наглядного представления учебного материала проявилось и в более быстром формировании у слабослышащих воспитанников правильного зрительного образа осваиваемых движений, более прочном их овладении, а также позволило повысить двигательную плотность занятий за счет экономии времени на подробное объяснение и дополнительную демонстрацию технических элементов тенниса (как это обычно проводится в работе с депривированными по слуху обучающимися). Данная задача решалась применением цифрового учебного курса для начинающих теннисистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов Г.Н. Педагогический контроль физической подготовленности и морфофунк-циональных показателей слабовидящих и слабослышащих младших школьников / Г.Н. Германов, И.В. Кулькова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 79-85.

2. Топчин И.Ю. Методика подготовки глухих и слабослышащих учащихся к выполнению комплекса "Готов к труду и обороне"/ И.Ю. Топчин, Н.И. Федорова, Л.В. Виноградова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 5 (207). - С.406-409.

3. Колесников, И.В. Особенности физического развития, физической подготовленности и координационных способностей детей с нарушением слуха / И.В. Колесников // ЗНАНИО.РУ :[сайт] — URL: https://znanio.ru/media/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-fizicheskoj-podgotovlennosti-

i-koordinatsionnyh-sposobnostej-detej-s-narusheniem-sluha-2736031 (дата обращения: 01.12.2022).

4. Козырева А.В. Развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста, де-привированных по слуху с использованием подвижных игр / А.В. Козырева, Л.Д. Цатурян, Л.Р. Ма-кина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2020. - № 2 (32). - 137-144.

5. Калина, И.Г. Роль визуальных представлений при обучении двигательным действиям / И.Г. Калина // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы VI международной научно-практической конференции, Чебоксары. - 2016. - С. 346-350.

6. Москвин, Н.Г. Методы визуализации в каратэ / Н.Г. Москвин, И.Г Калина // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (57). - С. 76-77.

7. Жалилов, А.В. Методика занятий борьбой самбо с детьми 12-14 лет, имеющими нарушения слуха / А.В. Жалилов, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 5 (147). - С. 45-50.

8. Aidarov, R.A. Didactic approaches to the projection of teaching facilities: the state of the problem and the ways of solution / R.A. Aidarov // Modern journal of language teaching methods. - 2017. - Vol. 7. - № 9.1. - P. 164.

REFERENCES

1. Germanov, G.N., Kulkova, I.V. (2013), "Pedagogical control of physical fitness and morpho-functional indicators of visually impaired and hearing impaired younger schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (100), pp. 79-85.

2. Topchin, I.Yu., Fedorova, N.I. and Vinogradova, L.V. (2022), "Methodology for preparing deaf and hard of hearing students for the implementation of the complex Ready for work and defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.5 (207), pp. 406-409.

3. Kolesnikov, I.V. (2021), "Features of physical development, physical fitness and coordination abilities of children with hearing impairment", available at: https://znanio.ru/media/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-fizicheskoj-podgotovlennosti-i-koordinatsionnyh-sposobnostej-detej-s-narusheniem-sluha-2736031 (accessed: 01.12.2022).

4. Kozyreva, A.V., Tsaturyan, L.D. and Makina, L.R. (2020), "Development of physical qualities in children of middle school age, hearing-deprived using outdoor games", Physical education and sports training, No. 2 (32), pp. 137-144.

5. Kalina, I.G. (2016). "The role of visual representations in teaching motor actions", Actual problems of physical culture and sports, University Press, Cheboksary, pp. 346-350.

6. Moskvin, N.G. and Kalina, I.G. (2016), "Visualization methods in karate", Physical culture and health, No.2 (57), pp. 76-77.

7. Zhalilov, A.V., Makhov A.S. (2017), "Methods of practicing sambo wrestling with children aged 12-14 with hearing impairments", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.5 (147), pp. 45-50.

8. Aidarov, R.A. (2017). "Didactic approaches to the projection of teaching facilities: the state of the problem and the ways of solution", Modern journal of language teaching methods, Vol. 7, No. 9.1, pp. 164.

Контактная информация: KalinaIrinaGenn@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.01.2023

УДК 796.332

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУТБОЛА В КАРЕЛИИ В 1919-1929 ГГ

Елена Александровна Калинина, доктор исторических наук, профессор, Алина Юрьевна Смирнова, студентка, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Аннотация

На основе архивных, документальных материалов и периодической печати авторы рассматривают проблемы становления карельского футбола в 1919-1929 гг. В статье анализируются вопросы строительства спортивных площадок, создания футбольных команд в Петрозаводске и в районах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.