Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ ОБУЧЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ'

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ ОБУЧЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП / ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / КРАСНЫЙ УРОВЕНЬ / ЮНЫЕ ТЕННИСИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова Мария Евгеньевна

Цель исследования - тестирование и сравнительный анализ физического развития юных теннисистов 5-7 лет, занимающихся в различных организациях и по различным методикам обучения и участвующих в педагогическом эксперименте. Использованы общепринятые методы оценки физической подготовленности детей, занимающихся теннисом на начальном этапе обучения - проведено тестирование детей по шести контрольным испытаниям (n=40). Выявлено, что у детей, занимающихся в спортивном клубе по методике, адаптированной к требованиям международной программы обучения юных теннисистов «Теннис 10с» на красном уровне за период педагогического эксперимента произошли большие положительные сдвиги в показателях тестирования, по сравнению с детьми, занимающимися теннисом в ДЮСШ по общепринятым в России методикам обучения. Предложенная методика обучения позволяет за меньший промежуток времени добиться более значительных результатов, как в освоении юными теннисистами основ техники тенниса, так и в физическом развитии занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FITNESS ASSESSMENT OF YOUNG TENNIS PLAYERS INVOLVED IN VARIOUS INITIAL TRAINING PROGRAMS

The research objective is to test and compare the physical development of young tennis players aged 5-7 years old, trained in various organizations and in various teaching methods and participating in a pedagogical experiment. Generally accepted methods of assessing the physical fitness of children trained in tennis at the initial stage of education were used - children were tested for six control tests (n = 40). It was revealed that children trained in the sports club according to the methodology adapted to the requirements of the international training program for young tennis players "Tennis 10s" at the red level during the pedagogical experiment had great positive changes in testing indicators, compared with children involved in tennis at the Sports School according to educational methods generally accepted in Russia. The proposed training methodology allows for a shorter period of time to achieve more significant results, both in the mastery of the basics of tennis technology by young tennis players, and in the physical development of those involved.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ ОБУЧЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ»

страхующий должен быть рядом на расстоянии вытянутой руки для мгновенной поддержки в случае падения.

Чаще всего способы страховки в дисциплинах чирлидинга встречаются - за кисти рук, предплечье, плечо, талию, голень. Страхующий (споттер) всегда должен быть расположен в непосредственной близости от спортсмена, которого он страхует, особое внимание уделяя области головы, шеи и плеч.

Результаты исследования могут быть использованы тренерами и другими специалистами в чир спорте для проведения различных мероприятий, которые направлены на снижение травматизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа спортивной подготовки в вузе на примере секции чир спорта / К.О. Борисова, М.М. Соловьев, Р.Г. Тихонов, М.В. Купреев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 24-26.

2. Петрушенко, А.В. Трудность элементов прыжковой акробатики в чирлидинге / А.В. Петрушенко // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 62.

3. Соловьев, М.М. Содержание соревновательных программ групповых дисциплин в чирлидинге / М.М. Соловьев, Р.Г. Тихонов, М.В. Купреев, Е.С. Бокулева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. № 12 (190). - С. 231-234.

REFERENCES:

1. Borisova, K.O., Solovev M.M., Tikhonov R.G., Kupreev M.V. (2021), "Program of sports training in higher education institution on the example of the section of cheerleading (cheer sport)", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 192, No. 11, pp. 24-26.

2. Petrushenko, A.V. (2020), "Difficulty of elements of jump acrobatics in cheerleading", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 62.

3. Solovev M.M., Tikhonov R.G., Kupreev M.V., Bokuleva E.S. (2020), "Content of competitive programs of group disciplines in Cheerleading", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 190, No. 12, pp. 231-234.

Контактная информация: speedy-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2021

УДК 796.342

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ ОБУЧЕНИЯ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Мария Евгеньевна Степанова, старший преподаватель, Российский государственный

университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва

Аннотация

Цель исследования - тестирование и сравнительный анализ физического развития юных теннисистов 5-7 лет, занимающихся в различных организациях и по различным методикам обучения и участвующих в педагогическом эксперименте. Использованы общепринятые методы оценки физической подготовленности детей, занимающихся теннисом на начальном этапе обучения - проведено тестирование детей по шести контрольным испытаниям (n=40). Выявлено, что у детей, занимающихся в спортивном клубе по методике, адаптированной к требованиям международной программы обучения юных теннисистов «Теннис 10с» на красном уровне за период педагогического эксперимента произошли большие положительные сдвиги в показателях тестирования, по сравнению с детьми, занимающимися теннисом в ДЮСШ по общепринятым в России методикам обучения. Предложенная методика обучения позволяет за меньший промежуток времени добиться более значительных результатов, как в освоении юными теннисистами основ техники тенниса, так и в физическом развитии занимающихся.

Ключевые слова: начальный этап, оценка физической подготовленности, красный уровень, юные теннисисты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p306-309

PHYSICAL FITNESS ASSESSMENT OF YOUNG TENNIS PLAYERS INVOLVED IN VARIOUS INITIAL TRAINING PROGRAMS

Maria Evgenyevna Stepanova, senior lecturer, Russian State University of Physical Education,

Sport, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The research objective is to test and compare the physical development of young tennis players aged 5-7 years old, trained in various organizations and in various teaching methods and participating in a pedagogical experiment. Generally accepted methods of assessing the physical fitness of children trained in tennis at the initial stage of education were used - children were tested for six control tests (n = 40). It was revealed that children trained in the sports club according to the methodology adapted to the requirements of the international training program for young tennis players "Tennis 10s" at the red level during the pedagogical experiment had great positive changes in testing indicators, compared with children involved in tennis at the Sports School according to educational methods generally accepted in Russia. The proposed training methodology allows for a shorter period of time to achieve more significant results, both in the mastery of the basics of tennis technology by young tennis players, and in the physical development of those involved.

Keywords: initial stage, physical fitness assessment, red level, young tennis players.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение детей 5-7 лет игре в теннис на начальном этапе имеет свои организационные и методические особенности, связанные не только с инвентарем и условиями проведения, но также и с физическим развитием ребенка и формирующимися психическими процессами [1, 2]. Учитывая это, Международная теннисная федерация (ITF) ввела новые правила детского тенниса для возрастной категории занимающихся 10 лет и младше, которые обозначены в специально разработанной программе обучения «Tennis 10s» [4], где особое место отводится физической подготовке начинающих обучение юных спортсменов.

Целью исследования явилось апробирование в педагогическом эксперименте специально разработанной методики обучения детей 5-7 лет, направленной на формирование основ техники выполнения базовых ударов в теннисе, а также их физическое развитие.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу содержания экспериментальной программы были положены понятные, легкодоступные для освоения техники базовых ударов в теннисе, упражнения с футбольным и теннисным мячами, фитболом, теннисными тренажерами, которые были подобраны с учетом возрастных особенностей детей, а также подвижные игры и эстафеты для развития физических качеств юных спортсменов [3]. Предложенные в программе упражнения на освоение двигательных умений и навыков игры в теннис опосредованно влияли на физическое развитие детей.

В экспериментальную группу вошли дети 5-7 лет (12 девочек и 8 мальчиков), занимающиеся в спортивном клубе «Мир Тенниса» (г. Москва) по разработанной методике с содержанием, адаптированным к красному уровню программы «Теннис 10с». Дети занимались 2 раза в неделю по 90 минут.

Контрольную группу составили дети 6-7 лет (15 девочек и 5 мальчиков), занимающиеся в ДЮСШ по традиционным методикам. Занятия проводились 3 раза в неделю по 90 минут каждое. До и после педагогического эксперимента испытуемые тестировались с помощью общепринятых для тенниса контрольных упражнений по физической подготов-

ке [1]:

1. Прыжок в длину с места толчком с двух ног (3 попытки). В протокол заносился лучший результат.

2. Метание теннисного мяча на дальность. Давалось 3 попытки. Лучший результат заносился в протокол.

3. Метание теннисного мяча на точность движением подачи по двум мишеням, которые были расположены на красном корте до сетки и за сеткой. Давалось по 5 попыток для каждой мишени. В протокол заносился лучший результат из пяти попыток, выполненных на каждой дистанции.

4. Бег на 18 м с высокого старта. Фиксировалось время пробегания.

5. Челночный бег 30 м. Фиксировалось время пробегания.

6. Модифицированный бег «Веер» 30 м (5 отрезков по 3 м с возвратом в исходное положение). Фиксировалось время пробегания.

Полученные результаты эксперимента были обработаны с помощью методов математической статистики, а затем проанализированы и обобщены.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Начальное тестирование уровня физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп, определенного показателями выполнения тестов и контрольных испытаний, было проведено в сентябре 2018 г. Итоговые тесты и контрольные испытания, проведенные по завершению эксперимента в июне 2019 г., позволили оценить не только сдвиги в физической подготовленности, но и способности детей к освоению базовых технических приемов в теннисе. Сравнительный анализ полученных результатов тестирования физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп показал, что у детей экспериментальной группы после эксперимента произошли достоверно большие сдвиги в итоговых результатах по сравнению с детьми контрольной группы. Так, у девочек экспериментальной группы наибольший прирост, по сравнению с девочками контрольной группы (таблица 1), наблюдался в прыжке в длину с места (р<0,05), метании теннисного мяча на точность (до сетки, р<0,01), в беге с высокого старта (р<0,01), веерном беге (р<0,01).

Таблица 1 - Величины прироста показателей физической подготовленности юных теннисистов контрольной и экспериментальной групп, зафиксированные после проведения педагогического эксперимента (девочки, Х±а)_

№ Контрольные Девочки р

тесты КГ (п = 15) ЭГ (п = 12)

1 Прыжок в длину с места с двух ног (см) +8,6 +14,67 <0,05

2 Метание теннисного мяча на дальность (м) +2,01 +1,94 <0,01

3 Метание теннисного мяча на точность (кол-во

попаданий из 5 раз): до сетки +1,4 +1,5 <0,01

- за сетку +1,8 +1,34 <0,01

4 Бег с высокого старта 18 м (с) -0,43 -0,61 <0,01

5 Челночный бег 4 х 8 м (с) -2,24 -1,02 <0,01

6 Веерный бег 30 м (с) -1,26 -1,31 <0,01

У мальчиков экспериментальной группы наибольший прирост, по сравнению с мальчиками контрольной группы (таблица 2), произошел в тестах: прыжке в длину с места (р<0,01), метании теннисного мяча на дальность (р<0,01), метании теннисного мяча на точность (до сетки, р<0,01), беге с высокого старта на 18 м (р>0,05), веерном беге 30 м (р<0,01).

ВЫВОДЫ

Проведенное итоговое тестирование уровня физической подготовленности детей 5-7 лет контрольной и экспериментальной групп позволило объективно оценить эффек-

тивность педагогических воздействий в период педагогического эксперимента. Необходимо отметить, что дети экспериментальной группы, занимаясь два раза в неделю по 90 минут, по сравнению с детьми контрольной группы, которые занимались 3 раза в неделю по 90 минут, показали более лучшие результаты практически во всех тестах. Реализация разработанной методики в педагогическом эксперименте с участием детей, занимающихся в спортивном клубе, показала, что подобранные упражнения являются доступными в освоении, дети с интересом занимаются теннисом, при более меньшем количестве занятий, по сравнению с контрольной группой, они быстрее осваивают технику основных ударов - удара справа с отскока, удара слева с отскока, подачи.

Таблица 2 - Величины прироста показателей физической подготовленности юных теннисистов контрольной и экспериментальной групп, зафиксированные после проведения педагогичен_

№ Контрольные Мальчики р

тесты КГ (n = 5) ЭГ (n = 8)

1 Прыжок в длину с места с двух ног (см) +6,0 +15,0 <0,01

2 Метание теннисного мяча на дальность (м) +0,84 +1,66 <0,01

3 Метание теннисного мяча на точность (кол-во

попаданий из 5 раз): до сетки +1,6 +1,88 <0,01

- за сетку +2,0 +1,0 <0,05

4 Бег с высокого старта 18 м (с) -0,35 -1,09 >0,05

5 Челночный бег 4 х 8 м (с) -1,38 -1,19 <0,01

6 Веерный бег 30 м (с) -1,19 -1,34 <0,01

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, Т.С. Организационно-методические основы подготовки юных теннисистов : учебное пособие / Т.С. Иванова. - Москва : Физическая культура, 2007. - 117 с.

2. Скородумова, А.П. Особенности физической подготовленности теннисистов 6-8 лет / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, О.В. Кузнецов // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 5. - С. 32-36.

3. Степанова, М.Е. Оценка уровня сформированности базовых умений и навыков у юных теннисистов / М.Е. Степанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2018. - № 3. - С. 24.

4. Tennis 10s : The Official Program of International Tennis Association : Manual. - London : ITF, 2011. - 98 p.

REFERENCES

1. Ivanova, T.S. (2007), Organizational and methodological bases of training of young tennis players, textbook, Physical culture, Moscow.

2. Skorodumova, A.P., Baranov I.S., and Kuznetsov O.V. (2018) "Features of physical fitness of tennis players 6-8 years old", Bulletin of Sports Science, No. 5, pp. 32-36.

3. Stepanova, M.E. (2018), "Assessment of level of formation of basic skills at young tennis players", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 24.

4. Tennis 10s (2011), The Official Program of International Tennis Association, Manual, ITF, London.

Контактная информация: stepanovam@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2021

УДК 796.015

ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА ЮНЫМИ СПРИНТЕРАМИ РОССИИ

Иван Игоревич Столов, ассистент, Московский городской педагогический университет; Алина Радиковна Хаматова, преподаватель, Московский государственный технический университет имени Баумана; Андрей Витальевич Чесно, преподаватель, Лю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.