МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Поэтому можно сказать, что 1930-е - 1941 гг. вписаны кровью в историю нашего государства. Именно в эти годы осуществлялось уничтожение кулачества как класса и фактическое прикрепление сельского и городского населения к месту их жительства (в т.ч. путем издания положений о паспортном контроле, о трудовых книжках и т.д.); формировались печально известные суды-«двойки», чьи полномочия, наряду с полномочиями «троек», значительно расширились; складывалась система транспортных судов; вводились уголовные наказания за новые составы преступлений (спекуляцию, измену родине); проводились громкие, показательные судебные процессы над «врагами народа»; возник ГУЛАГ.
Список использованной литературы:
1. Конституция СССР 1924 г. [Электронный ресурс] Исторический факультет Московского государственного университета. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm#7 (дата обращения: 7.02.2015).
2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена резолюцией II Съезда Советов СССР от 31 января 1924 г.). [Электронный ресурс] http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm
3. Цечоев В.К. История органов и учреждений юстиции России: учебник для магистров/ В.К. Цечоев. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.
© Ю.О. Борозинец, 2015
УДК 34
В.А. Зиборов
студент 4 курса кафедры государственного и муниципального управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса
Г. Владивосток, Российская Федерация
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сегодня для Российской Федерации сложились непростые экономические и политические условия. Помимо угроз геополитического и военного характера, одной из реальных проблем, являющихся серьезным барьером для проведения государственных преобразований и нарушающих права и законные интересы как физических, так и юридических лиц, является проблема коррупции. Безусловно, что проблема коррупции появилась не вчера, она имеет весьма давнюю историю, что еще больше осложняет пути ее решения.
Коррупция - представляет собой «совокупность составов таких правонарушений, которые предусмотрены в законодательстве Российской Федерации, в связи с исполнением лицами, которые замещают государственные должности, своих должностных полномочий и (или) связанных с ними возможностей для того, чтобы в противоправном порядке удовлетворять корыстную или иную личную заинтересованность, совершать иные незаконные действия (бездействия), а также в противоправном порядке предоставлять преимущества физическим и юридическим лицам.
Существует множество причин, которые в той или иной степени объясняют тревожную ситуацию с коррупцией, которая сложилась сегодня в российских органах государственной власти. Представляется, что наиболее серьезными из них являются следующие:
Во-первых, это слабость верховной государственной власти, которая сопряжена с противоречиями между властью исполнительной и властью законодательной, между федеральным центром и субъектами федерации;
Во-вторых, это отсутствие собственно национальной стратегии по экономическому развитию страны;
В-третьих, это вседозволенность и всеобъемлющее распространение бюрократии.
67
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Следует отметить, что в рамках отечественной правовой системы отсутствует единая отрасль законодательства по противодействию коррупции. Те нормы права, которые направлены на борьбу с коррупцией, находятся сегодня в различных отраслях права и расположены в нормативных правовых актах различного уровня.
Так, в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Предлагается несколько уровней источников права, которые содержат правовые нормы по противодействию коррупции. Это: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, акты иных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты. Следует отметить, что роль этих источников права в правовом регулировании отношений по борьбе с коррупцией далеко не равнозначна. Это, по справедливому замечанию, связано с тем, что сама иерархия нормативно-правовых актов в российском законодательстве зависит не только от субъекта, в котором он был принят, но также и от того, какие методы правового регулирования предусмотрены в том или ином правовом акте.
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации не дает законодательного определения самого понятия коррупции или как таковых преступлений коррупционной направленности.
Данное определение приведено в п. «а» ст. 1 Федерального закона № 273 «О противодействии коррупции». Указанный закон относит к коррупции: злоупотребление служебным положением - ст. 285 УК РФ, получение взятки - ст. 290 УК РФ, дачу взятки - ст. 291 УК РФ, злоупотребление полномочиями - ст. 201 и ст. 202 УК РФ, коммерческий подкуп - ст. 204 УК РФ либо другое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, действия которого будут противоречить законным интересам общества и государства и будут преследовать цель получить выгоду в виде денег, ценностей, другого имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.
Анализ правовой нормы показывает, что приведенный в ней перечень конкретных преступлений, которые относятся к коррупционным, не является исчерпывающим. В УК РФ содержатся и другие разновидности общественно опасных деяний, имеющих коррупционную направленность, и ответственность за которые предусмотрена в различных разделах и главах УК РФ.
Эффективное решение такой сложной задачи, как противодействие коррупции, возможно только при участии гражданских институтов. В частности, для расследования преступлений коррупционной направленности большое значение имеет сотрудничество Следственного комитета Российской Федерации с различного рода общественными объединениями.
Следует признать, что потенциал взаимодействия СК РФ и общественных структур с целью противодействия коррупции в нашей стране не только не исчерпан, но и используется крайне неэффективно. Тогда как по оценкам специалистов, ряд проблем, которые возникают при реализации мер антикоррупционной политики, обусловлен как раз недооценкой возможностей общественных организаций и настороженным отношением к деятельности таких организаций со стороны органов власти. Ведь среди общественников работают не только люди с нравственными принципами: иногда целью общественников становится, например, само-пиар. Эти факторы также необходимо учитывать при осуществлении взаимодействия государственных органов с общественными организациями.
Представляется, что основным направлением сотрудничества Следственного комитета РФ с общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в области противодействия коррупции должна стать именно профилактика последней. Для этого необходимо формировать негативное отношение общественности к явлениям коррупции в органах государственной власти.
По справедливому замечанию, одной из важных проблем является противодействие коррупции именно на местах, в регионах страны. Зачастую, люди в далеких от центра регионах, являются свидетелями вопиющих фактов коррупции, но при этом они даже не знают, куда им обратиться. Следствием таких
68
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
пробелов как раз и являются мифы о том, что уровень коррупции в стране зашкаливает, что с данной проблемой бороться невозможно.
Антикоррупционная политика представляет собой разработку и осуществление на постоянной основе разносторонних и последовательных мер государства и общества, основанных на принятых данным государством основ конституционного строя, с целью минимизировать причины и условия, которые порождают коррупцию в разных сферах жизни.
Антикоррупционная политика РФ состоит из элементов, которые можно выделить по следующим критериям: 1) длительность антикоррупционных мероприятий; стадии антикоррупционной политики; 3) направления законодательства в области противодействия коррупции.
По первому критерию антикоррупционная политика РФ представлена разовыми и постоянными мерами. Разовые меры осуществляются в разных сегментах государственной и общественной жизни. К таким разовым мерам в современной России представляется возможным отнести такие как: принятие закона о лоббировании в целях для того, чтобы обеспечить прозрачность системы отстаивания интересов в законодательных органах; введение кодифицированной (нормированной) системы процедур по подготовке и принятию административных решений, либо иной административной деятельности, которая связана с отношениями госслужащих с физическими и юридическими лицами; ликвидация института так называемых «уполномоченных банков». Иными словами, разовая мера исчерпывает себя сразу после того, как она реализуется. Вместе с тем, изучение эффективности таких мер определяет содержание мер постоянных и способствует обогащению опыта по реализации мер антикоррупционной политики
Постоянные меры включают в себя:
- разработку антикоррупционной программы, в которой прописываются основные направления политики на данный период;
- осуществление контроля за тем, как реализуются антикоррупционная программа и планы;
- деятельность конкретного, специально созданного антикоррупционного органа, который будет нацелен на противодействие коррупции - в данном случае это СК РФ;
- деятельность правоохранительных органов, направленную на выявление, пресечение и расследование фактов коррупции и другие.
Справедливости ради следует отметить, что в Национальном плане противодействия коррупции весьма большое количество мероприятий отведено СК РФ. Среди таких направлений деятельности СК РФ, которые касаются реализации антикоррупционной политики, является как раз аккредитация общественных организаций в качестве экспертов, которые проводят антикоррупционную экспертизу.
Так, в апреле 2015 года из 225 тысяч зарегистрированных некоммерческих организаций только 276 в качестве уставной цели определили такую цель как противодействие коррупции, 315 организаций были аккредитованы как независимые эксперты по проведению антикоррупционной экспертизы в области нормативных актов и их проектов. Следует также отметить и активность региональных отделений Ассоциации юристов России: в 42 субъектах страны отделения Ассоциации аккредитованы сегодня в как независимые эксперты.
Вся информация о деятельности указанных организаций размещена на сайте Министерства юстиции, равно как и список 138 организаций, которые оказывают юридическую помощь населению бесплатно.
Следственный комитет РФ координирует исполнение программы, разработанной для антикоррупционного просвещения на 2014-2016 годы. Приоритетными направлениями данной программы являются развитие правового образования населения, повышение правовой культуры граждан, правовое просвещение граждан и формирование антикоррупционного стандарта поведения.
Одним из важных направлений в области сотрудничества СК РФ и общественных организаций по антикоррупционной политике является мониторинг общественного мнения на предмет формирования негативного отношения к коррупции в органах государственной власти.
Отвечая на вопросы о том, как они оценивают уровень коррумпированности различных областей жизни в стране, граждане России практически единогласно признали, что повсеместно видят значительный рост уровня коррупции. Все те области, в которых граждане, по идее, должны искать защиты от противоправных действий - правоохранительные органы, суды; которые по сути своей должны
69
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
обеспечивать уровень качества жизни граждан - исполнительная и законодательная власть, сфера здравоохранения и образования; а так же бизнес, политические партии и армия, по мнению российских граждан, поражены коррупцией.
Таким образом, вопросам сотрудничества СК РФ с общественными организациями в плане борьбы с коррупцией уделяется пристальное внимание, работа по выявлению и расследованию преступлений указанной категории дел является одним из приоритетных направлений в деятельности Следственного комитета Российской Федерации.
© В. А. Зиборов, 2015
УДК 346.62
М.А. Зинковский
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института, адвокат Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ «БелГУ» Г.Белгород, Российская Федерация
ВИДОВОЕ КРЕДИТОВАНИЕ - АНТИКРИЗИСНАЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ МЕРА1
Аннотация
Статья посвящена видовому кредитованию. Предлагается ввести в нормы гражданского права градации условий кредитных договоров в зависимости от субъекта гражданского права. Делается вывод о том, что законодательные изменения позволят минимизировать последствия национального экономического кризиса.
Ключевые слова
Кредитный договор; юридические лица; физические лица; национальный экономический кризис;
денежные обязательства.
Долговой банковский рынок после наступления кризиса значительно вырос. В законодательной ветви власти обсуждается вопрос о практической целесообразности осуществления института несостоятельности (банкротства) обычных граждан - физических лиц, которые не имеют предпринимательского статуса. Названная мера имеет как плюсы, так и минусы. Однозначно можно утверждать, что банкротство физических лиц не имеет четких гражданско-правовых и финансовых прогнозов.
Представляется возможным указать на альтернативные гражданско-правовые меры в борьбе с национальным экономическим кризисом. Одной из таких мер будет являться введение в гражданском законодательстве РФ видов кредитных договоров в зависимости от статуса субъекта гражданского права.
Ст. 819 - 821 Гражданского кодекса РФ содержат общие положения о кредитном договоре. Определенным шагом в борьбе с национальным экономическим кризисом будет введение в Гражданском кодексе РФ статей, регулирующих раздельное кредитование для следующих категорий субъектов гражданского права:
1. Граждане - физические лица.
2. Коммерческие юридические лица.
3. Некоммерческие юридические лица.
1 Материал является результатом научного исследования Зинковского М.А. в рамках работы над Грантом Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс - МК - 2014. МК-1571.2014.6). Тема гранта: «Проблемы гражданско-правового регулирования оборота безналичных денежных средств в условиях национального экономического кризиса».
70