Научная статья на тему 'Реализация механизма социально-экономического развития региона. Опыт Новгородской области'

Реализация механизма социально-экономического развития региона. Опыт Новгородской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / REGIONAL GOVERNMENT / REGIONAL DEVELOPMENT / POTENTIAL / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Большаков Сергей Николаевич, Хусаинов Уел Галимович

В статье анализируются проблемы регионального управления и выбор стратегий социально-экономического развития на основе оценки потенциалов региона. Дается возможная классификация потенциалов регионального развития. Характеризуются проблемы регионального социально-экономического развития. Раскрывается сущность системы управления регионом как объекта управления и субъекта самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Большаков Сергей Николаевич, Хусаинов Уел Галимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF THE MECHANISM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION. THE EXPERIENCE OF THE NOVGOROD REGION

In article problems of regional government and a choice of strategy of social and economic development on a basis to an estimation of potentials of region are analyzed. Possible classification of potentials of regional development is given. Problems of regional social and economic development are characterized. The essence of a control system of region on as object of management and subject of self-management reveals.

Текст научной работы на тему «Реализация механизма социально-экономического развития региона. Опыт Новгородской области»

БОЛЬШАКОВ С.Н., ХУСАИНОВ У.Г.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА. ОПЫТ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье анализируются проблемы регионального управления и выбор стратегий социально-экономического развития на основе оценки потенциалов региона. Дается возможная классификация потенциалов регионального развития. Характеризуются проблемы регионального социально-экономического развития. Раскрывается сущность системы управления регионом как объекта управления и субъекта самоуправления.

BOLISHAKOV^К, HUSAINOV U.G.

THE REALIZATION OF THE MECHANISM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION. THE EXPERIENCE OF THE

NOVGOROD REGION

In article problems of regional government and a choice of strategy of social and economic development on a basis to an estimation of potentials of region are analyzed. Possible classification of potentials of regional development is given. Problems of regional social and economic development are characterized. The essence of a control system of region on as object of management and subject of self-management reveals.

Ключевые слова: регион, региональное управление, региональное развитие, потенциал, социально-экономическое развитие.

Keywords: region, regional government, regional development, potential, social and economic development.

Диверсифицированное территориальное управление экономическими и социальными процессами представляло и продолжает представлять неотъемлемую составную часть государственного, общественного управления.

Стратегические приоритеты территориального народно-хозяйственного комплекса Новгородской области отражают доминирующие направления развития экономики промышленных отраслей.

Существующие практики управления ярко демонстрируют, что хозяйство региона необходимо рассматривать в качестве подсистемы национальной экономики, на основе инновационного сценария обновления темпов экономического роста, с учетом специфики региональных условий.

Субъект Федерации, обладая признаками системы, в частности, свойством целостности, и большими полномочиями в экономической, бюджетно-финансовой и правовой сферах, является основным субъектом национальной экономики, непосредственно реализующим социально-экономическую политику государства. Региональному управлению присущи три аспекта: взаимоотношения с центром, органами местного самоуправления и, собственно, ре-

гиональное управление, направленное на комплексное развитие субъекта Федерации.

Происходящая регионализация экономики привела к тому, что структура производства и его специализация имеют четко выраженный региональный характер. На это оказывают существенное влияние территориальные различия природно-климатических условий, неравномерность распределения природных ресурсов, сложившаяся система расселения, традиции хозяйственного уклада.

Поскольку характеристики развития могут значительно различаться по территории государства, то при переходе к региональному уровню цели устойчивого развития конкретизируются. Эти различия должны учитываться системой регионального управления. Развитие региона следует рассматривать как развитие сложной кибернетической системы, которое должно быть управляемым. Управление осуществляется в соответствии с критериями, устанавливаемыми региональной политикой, составляющими которой являются экономическая, социальная, демографическая, экологическая, научно-инновационная политика. Очевиден сложнейший комплекс задач, решение которых невозможно без использования принципов системного подхода к анализу больших кибернетических систем.

С позиции методологии системного анализа любая региональная система имеет внутреннюю иерархическую структуру, каждый элемент которой отличается природным и социально-экономическим своеобразием, особым местом в структуре управления, обладает всеми признаками, присущими системам вообще.

Вместе с тем, комплексное образование предполагает наличие не только внутренних, но и внешних связей и отношений. Поэтому исследование региональных воспроизводственных процессов необходимо проводить в тесной увязке с окружающей природной средой, в координации с развитием смежных региональных систем и, следовательно, цели развития региона должны определяться с учетом условий и факторов внешней среды.

На основе проведенного анализа и исходя из тенденций в области развития государственной системы в России и особенностей Новгородской области эффективным для развития решением могло бы стать выделение в региональной политике приоритетного направления - создания объективной системы сбора информации об управляемом объекте (Новгородская область), как механизма обеспечения эффективности регионального управления. Предусмотреть создание условий и развертывания новых социальных технологий в области третичных и четвертичных видов деятельности, способных обеспечить Новгородской области уверенное развитие в условиях рыночной экономики и изменяющегося мира.

По мнению авторов, систематизация сбора и аналитической обработки информации должна развертываться с учетом возникших специфических требований и перспектив, к которым можно отнести следующие:

❖ переход от преимущественно отраслевого типа управления (управление объектом) к преимущественно проблемно-целевому и программно-целевому управлению (управление процессом);

❖ формирование системы сбора, обработки, анализа, распространения и хранения социально-экономической, социологической и другой информации, необходимой для деятельности органов власти и управления. Создание соответствующих баз данных (социальный процесс, политический процесс, кадровый потенциал);

❖ организация экспертных оценок и диагностики социально-экономического развития территории;

❖ методологическая, методическая, математическая, информационная поддержка и экспертиза региональных, федеральных программ комплексного развития, проектов и решений;

❖ эксплуатация отдельных информационно-моделирующих систем по наиболее сложным региональным комплексам и проблемам. Аналитическая группировка информации для принятия стратегических решений руководством области, муниципальных образований;

❖ координация исследований и разработок, выполняемых временными научно-исследовательскими коллективами и другими субъектами.

❖ организация исследований по разработке проблем государственного и муниципального управления территорией;

❖ организация собственной (территориальной) научно-методической и учебной базы подготовки и переподготовки аппарата управления и специалистов, увязанной с местным хозяйственным, политическим процессом, а также с экономическими, психологическими, культурными особенностями территории;

❖ разработка, анализ, экспертиза программ обеспечения режима развития кадрового (интеллектуального) потенциала региона; экспертная оценка профессиональных качеств служащих государственных и муниципальных органов власти и управления.

Регион, как сложная система, состоит из элементов и связей между ними. К числу основных элементов этой территориальной системы относят: социальную общность людей, население территории, объединенное многочисленными связями (производственными, культурными, дружескими и т.д.), едиными целями и задачами. Элементы территориальной системы (региона) находятся в органическом единстве. Пространственную общность Новгородской области обеспечивает территория, взаимосвязь элементов - потенциалов, производственная (связь, коммуникации, транспорт) и социальная инфраструктура (народное образование, здравоохранение, наука, физическая культура, спорт и т. д.). Каждая территориальная система, любая ее подсистема имеет свои элементы, блоки подсистемы и связи между ними, свои специфические цели, задачи, потребности и интересы. Каждый уровень управления обладает своими особенностями, способами и методами воздействия. С точки зрения системного подхода к управлению, на наш взгляд, регион следует рассматривать с двух сторон: как объект государственного управле-

ния, и с учетом экономической самостоятельности, как субъект самоуправления. Регион в лице высших органов власти является субъектом РФ и объектом государственного управления и одновременно это - самоуправляющаяся система.

Как субъект самоуправления, регион обладает следующими институциональными признаками:

❖ самостоятельностью по разработке регионального законодательства, разработке, утверждению и исполнению регионального (областного) бюджета;

❖ правом установления региональных налогов и сборов, выпуска займов под гарантии регионального бюджета;

❖ регулированием на территории региона цен и тарифов на производимую продукцию и услуги предприятий, находящихся в областной собственности;

❖ осуществлением всех полномочий собственника в отношении объектов, находящихся в областной собственности;

❖ утверждением программ и планов социально-экономического развития;

❖ самостоятельным утверждением схемы управления территорией региона, образованием и упразднением органов управления региона;

❖ ответственностью за принимаемые решения;

❖ собственными материальными и финансовыми ресурсами;

❖ ограниченностью и целостностью территории.

Как объект государственного управления, регион представляет собой сложную открытую систему, для которой характерны полиструктурность, многокомпонентность, многоуровневость и многоцелевой характер развития.

Авторами предлагается аналитическая модель региона как объекта государственного управления и субъекта самоуправления (2) (см. рис. 1):

Для усиления влияния субъекта на объект управления необходимо, чтобы между ними существовали такие отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уровнях управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее важные отношения управления основаны на оценке системы потенциалов региона, включающей в себя три важнейших блока: блок базовых ресурсных потенциалов территории, блок обеспечивающих потенциалов социально-экономического развития региона и блок готовности региона к социально-экономическим преобразованиям.

Социально-экономическим приоритетом при разработке стратегических целей развития и механизма их реализации является ориентация на эффективное использование совокупностей потенциалов: природно-ресурсного и экологического потенциалов региона, имеющихся материальных, трудовых, интеллектуальных ресурсов, инфраструктуры, внутри- и межрегиональных связей, общественно-политической ситуации.

Основой для перспективного развития региона является ресурсный потенциал. Однако природные ресурсы являются необходимым, но не непременным условием экономического развития региона. Методологический

подход к оценке ресурсного потенциала региона можно представить в виде следующей пошаговой последовательности:

определение составляющих ресурсного потенциала региона; выбор составляющих ресурсного потенциала региона для целей анализа;

анализ выбранных составляющих ресурсного потенциала региона; оценка соотношения между используемыми ресурсами и результатами по отраслям промышленности региона.

го

х

о Е

= а о » X о

11 ТЗ

о

13

&>

Рис. 1. Регион как объект государственного управления и субъект самоуправления

Формирование стратегического плана территориального социально-экономического развития должно производиться в следующей логической последовательности:

❖ обоснование стратегической целевой ориентации социально-экономического развития региона;

❖ стратегический анализ внутренних исходных экономических и социальных условий и внешних факторов, влияющих на развития региона;

❖ прогнозирование социальных и экономических показателей развития региона;

❖ формулирование основной стратегической цели социально-экономического развития региона;

❖ создание стратегического плана социально-экономического развития региона;

❖ определение обобщающей и индивидуальных стратегий и их реализация в рамках стратегического плана социально-экономического развития региона;

❖ контроль за процессом реализации стратегий и, в целом, выполнением стратегического плана социально-экономического развития региона.

Таким образом, механизм территориального стратегического планирования регионального развития представляет собой функционирующий и взаимодействующий комплекс элементов в целях достижения необходимых ориентиров результативности и эффективности в стратегическом периоде времени. Элементным составом в процессе стратегического планирования территориального развития выступают не только обобщающая и функциональные стратегии, но и процедуры, правила, последовательность, этапность реализации стратегического плана, а также методы, способы планирования реальности достижения поставленной или необходимой эффективности использования всех видов ресурсов региона (трудовых, природных, материально-технических, информационных) и меры организационного, экономического, финансового, инновационного, маркетингового характера.

_Литература_

1. Попадюк Н.К. Социальные модели регионов России в контексте ускоренного развития: контуры целевых установок и технологии их реализации // Социальные модели регионов России и инновационный фактор их устойчивого развития. Сборник материалов. - М., 2007. - С.105-108.

2. Большаков С.Н. Институциональные преобразования и проблемы устойчивого развития экономики. Региональные аспекты. - СПб., СПбГУ. Изд-во «РозаМира», 2010. - С.104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.