УСИЛЕНИЕ РОЛИ РЕГИОНА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ВЕКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Ю. Н. БОЖКО
В современных условиях хозяйствования именно региональное развитие выступает ключевым объектом государственной экономической политики, которая осуществляется на четырех уровнях управления (федеральном, региональном, межрегиональном и местном), причем усиление роли региона в социально-экономическом развитии национальной экономики предопределяет необходимость совершенствования именно региональной политики, чему и посвящено данное исследование.
Ключевые слова: развитие, региональное развитие, регион, региональная политика.
В последнее время большинство специалистов в области региональной экономики, а также руководители федеральных и региональных органов власти сходятся в одном: регионами России необходимо считать субъекты Федерации. Таким образом, наиболее полным можно считать определение, приведенное А. Гавриловым «регион -это территория в границах субъекта Российской Федерации, характеризующаяся: комплексно-
стью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления» [1].
Следовательно, регион представляет собой территориальную часть страны со схожими природно-климатическими условиями, характерным направлением развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов и соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
Будучи подсистемой социально-экономического комплекса страны, экономике региона присущи многие черты системы, но при этом проблемы региона не являются унифицированным зеркальным отражением проблем общей системы. Отсюда вытекает необходимость исследования закономерностей регионального развития.
Н. А. Косолапов рассматривает развитие как долго- и сверхдолговременное явление по его становлению и функциональной продолжительности; закономерное по причинам, движущим силам, природе и характеру, путям и способам его материализации, четко направленное (во времени, пространстве, характере и содержании происхо-
дящих преобразований); и по всем этим причинам необратимое изменение материальных и идеальных объектов [3].
Развитие любого объекта - это особый вид изменений, отличающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового. Соответственно, развитие региона можно представить как комплексный процесс изменений его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к их качественным преобразованиям и, в конечном счете, к изменениям условий жизни человека [6].
Чаще всего термин «развитие» употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, территории. При этом, в каждом случае, под развитием понимается определенное изменение характеристик объекта, которое может проявляться как в количественном, так и качественном выражении. Следует отметить, что развитие всегда направлено на достижение стратегической цели. В свою очередь, положительная направленность развития характеризует его как прогресс, а отрицательная - свидетельствует о регрессе, деградации экономики.
Региональное развитие направлено на увеличение совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, способствующих гармоничному развитию индивида, общества и государства в целом.
Региональное развитие чаще всего трактуется как определенный режим функционирования ре-
гиональной подсистемы, направленный на повышение параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона.
Следует отметить, что региональное развитие, как и любой другой сложный социально -экономический процесс, не может осуществляться в строго заданной форме; регулярно возникают различные спады и подъемы, периоды накоплений и реализации накопленных резервов развития. В этой связи параметры устойчивости как позитивной динамики, конечно, могут быть выражены соответствующими долгосрочными динамическими рядами фактических и прогнозных характеристик региональной системы, однако параметры роста могут быть недостаточными с точки зрения характеристики полноты использования экономического потенциала региона, использования его конкурентных преимуществ.
Социальная ориентация является наиболее очевидным признаком регионального развития, оценивая степень влияния количественных параметров регионального развития на уровень и качество жизни населения: динамику уровня потребления социальных благ, уровень рождаемости и детской смертности, параметры физического и духовного здоровья, образования, а также продолжительность жизни.
Следует отметить, что социальная ориентация развития напрямую зависит от наличия природных, экономических и других ресурсов территории. Рост экономического потенциала является важным условием развития. Социально-экономическое развитие регионов - это объективный процесс, который происходит как в самом регионе, так и в стране в целом, под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов.
В отечественной литературе региональное развитие долгое время рассматривались с точки зрения материального подхода. Так, строительство новых объектов считалось основным фактором в развитии региона. На сегодняшний день ситуация изменилась, и материальный подход сменил нематериальный. Концепция регионального развития, ориентированная на знание и инновации, доминирует не только в научной, но и в практической сфере во все возрастающем числе стран. В соответствии с нематериальным подходом регионы рассматриваются как составные части пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. «Регионы, которые
благодаря своей более высокой конкурентоспособности - могут привлечь значительную долю отечественного и зарубежного рынка. Таким образом, регионы можно в принципе рассматривать как острова инноваций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сети» [4].
На сегодняшний день существует множество теорий экономического развития. Базовые, фундаментальные подходы различаются поведенческими гипотезами, используя разный категории аппарат, различным образом объясняя процесс развития и давая различные руководящие указания. В свою очередь, теории, используемые девелоперами (economic developers - люди, профессионально занимающиеся вопросами экономического развития, в том числе разрабатывающие и реализующие планы развития), явно или неявно формируют представление об экономическом развитии, определяя парадигмы и интересующий их круг вопросов. Степень теоретического понимания целей, факторов и движущих сил развития определяет, насколько будет успешным девелопер в развитии региона. При выборе вектора регионального развития следует учитывать особенности его текущего этапа; уровень рисков и угроз, а также факторы и движущие силы такого развития.
Развитие мировой экономики в конце прошлого столетия позволяет сделать вывод о том, что парадигма регионального развития в мире постоянно меняется. С одной стороны, ряд стран делают попытку модернизации традиционных механизмов регионального развития, оттягивая возникновение модернизационного периода развития. С другой стороны, происходит постоянная модернизация теории и развития практики региональной политики. В последние годы обострилась проблема конкурентоспособности экономик на мировом уровне, что выдвинуло потребность в дальнейшем научном обосновании достижения целей повышения конкурентоспособности территорий.
В результате первостепенной целью повышения конкурентоспособности национальной экономики является повышение конкурентоспособности бизнеса и повышение роли регионов в этом процессе.
Таким образом, любая экономическая или социальная проблема, возникающая в стране в ходе реформ, тесно связана с воздействием тех или иных региональных факторов и условий, а следовательно развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Забота о про-
странственной организации хозяйства страны является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом его самосохранения [2].
В современных условиях внимание ученых экономистов перемещается с вопросов размещения на проблемы социально-экономического развития регионов. Для России особое значение уделяется региональному регулированию, способствующее эффективному социально-экономическому развитию территорий и размещению производительных сил.
Государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране, но в разных формах. Частые же споры о том, существует или нет региональная политика, объясняются тем, что осознанную и действенную региональную политику нередко трудно идентифицировать в разноаспектной и слабо скоординированной деятельности различных государственных институтов, оказывающих влияние на региональное развитие.
Региональная политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как страны в целом, так и регионов.
Г. Г. Фетисов и В. П. Орешин определяют региональную политику как составную часть общенациональной политики, нацеленной на устранение несоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических показателей и пропорций в региональном развитии [5].
В России региональная политика реализуется на трех уровнях: государственная стратегия регионального развития; политика регионов (субъектов Федерации); локальная политика местного самоуправления. Основной задачей региональной экономики является постановка и разработка новых теоретических проблем, необходимых для практического решения современных задач планирования и территориальной организации хозяйства страны.
Следует отметить, что специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора экономических рычагов и стимулов. Социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реализации экономических реформ, но и обусловливают минимальные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильно-
сти, надежности социально-экономической и политической систем Российской Федерации.
Указанные подходы к определению главных целей региональной экономической политики применимы и для России. Однако специфика России требует принципиально важного дополнения: одной из главных целей региональной экономической политики в Российской Федерации является укрепление целостности экономики, государства и общества.
Основным способом реализации региональной экономической политики является распределение промышленной деятельности между регионами так, чтобы обеспечить занятость трудовых или капитальных ресурсов в районах и нежелательной перегрузки благополучных районов, следовательно, особое значение в региональной политике придается возрождению районов, находящихся в промышленном упадке, стимулируя развитие новых производств.
Региональная политика выступает фундаментом системы государственного управления в развитии регионов. Она определяется как совокупность целей и задач органов государственной власти, направленных на регулирование экономического, социального и политического развития регионов, а также способов их реализации. Именно региональная политика должна быть направлена на изучение и устранение проблем, возникающих на уровне местного самоуправления, ведь благосостояние субъектов Федерации напрямую зависит от эффективности социально-экономического развития муниципальных образований. Обеспечение достойного качества жизни в регионах, стабилизация уровня благосостояния населения, выравнивание диспропорций в социальном положении выступают основными задачами при осуществлении региональной политики.
При этом следует отметить, что при проведении региональной политики необходимо учитывать национальный фактор, т. е. полиэтничность -один из основных признаков любого российского региона.
Особенностью нашей страны является большие масштабы территории, региональное многообразие, а также состояние национальной экономики, а следовательно, со стороны государства требуется проведение более активной, по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.
Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что огромное количество регионов нуждается в помощи со стороны государства не только для того, чтобы осуществить процесс стабилизации имеющейся социально- экономической среды. Речь идет о некоторых регионах нашей страны, которые находятся в депрессивном состоянии и не способны выйти из него, прибегая только к собственным усилиям и средствам.
Государственная политика в области регионального развития с использованием экономического механизма осуществляется на четырех уровнях управления: федеральном, региональном, межрегиональном и местном. Региональные органы управления основное внимание уделяют использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, решению экологических и социальных проблемам. При этом, целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора экономических рычагов и стимулов определяется спецификой регионов.
В современных условиях первостепенной целью для России становится повышение конкурентоспособности национальной экономики с опорой на повышение конкурентоспособности бизнеса и повышение роли регионов в этом процессе. Конкурентные преимущества любого крупного государства объективно проявляются и в условиях относительно закрытой экономики. Рост экономической самостоятельности регионов - еще один из доводов в пользу необходимости более тесной кооперации федерального центра и регионов в процессе выработки экономической политики. Только таким образом можно соответствовать вызовам растущей конкуренции.
Однако, несмотря на усилия государственных органов власти, в последние годы снижаются конкурентные позиции российской экономики. Происходит снижение уровня использования конкурентных преимуществ регионов в целях повышения конкурентоспособности государства. Например, наибольшая часть авто- и железнодорожных маршрутов в РФ, связывающих между собой различные части страны, а также с Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, приходится на московский транспортный узел, однако, с целью разгрузки московского транспортного узла не используются возможности крупных железнодорожных узлов, находящихся в достаточной близости от него (Кочетовский в Тамбовской области и др.), портов Северо-Запада, Каспийского и Черного морей.
Россия с ее огромной территорией и гигантскими нерыночными искажениями в пространст-
венном развитии является страной, где пространственные факторы приобрели наибольшую роль по сравнению со всеми другими странами мира для успеха или неудачи дальнейшего развития экономики государства в целом. Кроме того, российским регионам характерна высокая степень дифференциации по уровню их социально-экономического развития, которая, несмотря на политику выравнивания, проводимую федеральными и региональными органами государственной власти, не только не снижается, но и возрастает.
Следует отметить, что наша страна чрезвычайно богата различными природными и экономическими ресурсами, включенными в процесс производства, рациональное использование которых должно определять вектор совершенствования социально-экономического развития регионов.
На данном этапе развития роль регионов во всех сферах экономической жизни страны возрастает. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, проведении на своей территории эффективной экономической политики, налаживании взаимоотношений с федеральными органами власти, с соседними регионами, муниципалитетами. Субъекты Федерации ответственны перед населением за решение проблем обеспечения необходимыми условиями для нормальной жизнедеятельности и удовлетворения социальноэкономических потребностей.
В свою очередь ослабление политики, проводимой государством по отношению к некоторым регионам, отрицательным образом сказывается на их развитии. Необходимо оптимальное сочетание имеющихся возможностей самостоятельного экономического развития регионов с условиями государственного управления. Таким образом, для закрепления результатов проводимой политики нужно также сконцентрировать внимание на реализации приоритетных национальных проектов. Управление государством напрямую зависит от положения внутри регионов. Поэтому благосостояние регионов и страны в целом видится как общество, в котором экономика стабильно развивается; обеспечиваются условия для реализации профессиональных знаний и интересов граждан; создана среда для культурного развития и полноценного отдыха жителей; населению оказываются качественные коммунальные и социальные услуги; благоприятная экологическая обстановка; сформирована эффективная система социальной и правовой защиты; растет уровень жизни населения.
Таким образом, развитие регионов невозможно без вмешательства государства. Регулирование социально экономического положения субъектов
Федерации обеспечивает стабильность и выравнивает благосостояние общества. В этом можно убедиться, проанализировав десятилетний период преобразований, когда, с одной стороны, чрезмерное вмешательство в экономику регионов привело к тотальному контролю над производством и социальной сферой жизни населения, неспособностью к самостоятельному решению возникающих проблем. С другой стороны, невмешательство государства, отказ от поддержки регионов способствовало процессу дезинтеграции тенденций развития, спаду производства и понижению уровня благосостояния населения. Реализуемая в настоящий момент государственная политика направлена на поддержание оптимального состояния социально-экономического развития субъектов Федерации.
Государственная политика стабилизации социально-экономического положения регионов должна строиться на взаимодействии федеральных и региональных органов власти. При этом необходимо учитывать роль регионов при разработке и проведении социально-экономической политики, разработке целевых программ, финансируемых из областного бюджета.
Литература
1. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. URL: http://polbu.ru
2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2003. С. 349.
3. Косолапов Н. Система, структура и процесс развития современных международных отношений. М., 1984.
4. Куклински Э. Региональное развитие - начало поворотного этапа // Региональное сотрудничество и развитие. 1997. № 6.
5. Фетисов Г. Г., Орешин А. П. Региональная экономика и управление. М., 2008. С. 190.
6. Худеева В. В. Модернизация федеральной политики регионального развития как детерминант конкурентоспособности территорий: дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2011.
* * *
STRENGTHENING OF THE ROLE OF THE REGION IN SOCIAL
AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMY AS THE VECTOR OF IMPROVEMENT OF REGIONAL POLICY
Yu. N. Bozhko
In modem conditions of managing the regional development acts as key object of the state economic policy which is carried out at four levels of management (federal, regional, interregional and local), and strengthening of a role of the region in social and economic development of national economy predetermines need of improvement of regional policy to which this research is devoted.
Key words: development, regional development, region, regional policy.