Научная статья на тему 'К вопросу о роли государства в развитии экономических отношений регионов'

К вопросу о роли государства в развитии экономических отношений регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1193
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / GOVERNMENT REGULATION / REGIONAL POLICY / ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS / REGIONAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чермошенцева Ю. И.

В данной статье анализируется роль государственной политики в развитии регионов на разных этапах становления экономических отношений. Выявляется характер вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов в настоящее время. Определяется эффективность государственной политики в процессе решения региональных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ISSUE OF STATE ROLE IN DEVELOPING ECONOMIC RELATIONS AMONG REGIONS

This paper analyzes the role of the public policy in developing the regions at different stages of formation of the economic relations. The character of the state interference in the economical activity of subjects at the present time is revealed. The efficiency of the public policy when solving the regional problems is defined

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли государства в развитии экономических отношений регионов»

К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РЕГИОНОВ

Ю. И. ЧЕРМОШЕНЦЕВА

В данной статье анализируется роль государственной политики в развитии регионов на разных этапах становления экономических отношений. Выявляется характер вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов в настоящее время. Определяется эффективность государственной политики в процессе решения региональных проблем.

Ключевые слова: государственное регулирование, региональная политика, экономическое развитие регионов, региональные проблемы.

В современном мире государственное регулирование стало необходимым условием эффективного функционирования экономической системы, однако, на протяжении нескольких десятилетий ведутся споры о роли государственного управления в социальном и экономическом развитии страны и регионов в частности. Некоторые ученые рассматривают ослабление государственного регулирования как начало безвластия в экономической сфере, а другие - как способ развития и процветания. Как показывает практика, ни одна из приведенных мер не способствовала установлению оптимального режима хозяйствования. Государственная экономическая политика в период командно-административной системы в начале 1990-х гг. предполагала постановку целей социально-экономического развития и определение показателей, характеризующих положение производственной сферы. При переходе к новому этапу развития произошло существенное ослабление роли государственного регулирования жизни страны. Это привело к тому, что российская экономика оказалась в кризисной ситуации и по своему развитию стала схожей с экономикой, существовавшей несколько десятилетий назад, и приравнивалась к ней по показателям объема производства, уровню и качеству жизни населения, а также эффективности управления.

Ф. Шамхалов в своей книге «Государство и экономика. Власть и бизнес» придерживается точки зрения, что современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных признаков высокоразвитого демократического

общества. Свое практическое воплощение это взаимодействие находит в самых различных формах и направлениях. Опыт всех индустриально развитых стран показывает, что ныне действующая система взаимоотношений между экономической системой и государством прошла длительный и сложный путь становления и развития. Если на начальной стадии формирования частнопредпринимательской капиталистической системы хозяйствования главную свою задачу зарождавшийся предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и свободного рынка, то на протяжении всего XX в. имела место тенденция к постоянному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в социальной и экономической сферах. Фактом, интегрально присущим современному высокоорганизованному обществу, стало то, что экономика и государство не отрицают, а дополняют друг друга [6].

Актуальной задачей современного экономического развития является реализация политики государства в условиях процесса глобализации. Необходимо правильно оценить состояние социально-экономического развития и применить наиболее эффективные способы решения возникающих проблем.

В. М. Юрьев в своей монографии говорит о том, что по своей природе глобализация не является простым, гладким и бесконфликтным процессом, так как он затрагивает и задевает всех: индивидов, малые и большие сообщества, государства и регионы, народы и цивилизации. За теми или иными путями и методами решения глобальных проблем стоят разнообразные интересы

абсолютно каждого субъекта экономики и всех ее уровней [7].

Современный этап развития экономики характеризуется быстрыми темпами роста региональных проблем. Своеобразные характеристики нашей страны представлены обширностью территории, многообразием регионов, состоянием экономического и социального развития. Это предполагает проведение наиболее эффективной политики государства, направленной на уменьшение диспропорций в национальной экономике, устранение крупных проблем в регионах, ведущих к дестабилизации экономических отношений. Необходимо также создать такие условия, которые бы способствовали поддержанию стабильности в развитии регионов.

Академик А. Г. Гранберг утверждает, что переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими переходными процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, радикальное изменение структуры собственности и, соответственно, распределение доходов, трансформация унитарного государства в федеративное и расширение экономических прав регионов [2].

В настоящее время резко возросло внимание к изучению процесса регионального развития. Поэтому современная социально-экономическая политика направлена на то, чтобы организовать взаимосвязь и экономическое взаимодействие регионов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование народного хозяйства, определить специализацию отраслей и в целом предотвратить обособление, полную самообеспеченность и замкнутость регионов [1].

Наша страна чрезвычайно богата различными географическими, природными, климатическими, социальными и экономическими ресурсами, включенными в процесс производства, обеспечивающими оптимальное благосостояние и уровень жизни населения. Рациональное их использование должно определить направления совершенствования социально-экономического развития регионов.

На данном этапе развития роль регионов во всех сферах экономической жизни возрастает. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, проведении на своей территории эффективной экономической политики, налаживании взаимоотношений с федеральными органами власти, с соседними регионами, муниципалитетами. Субъекты Федерации ответственны перед на-

селением за решение проблем обеспечения необходимыми условиями для нормальной жизнедеятельности и удовлетворения социально-экономических потребностей.

По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности. К наиболее значимым региональным интересам относятся:

- соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;

- наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);

- потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;

- наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

- природоресурсный и экологический потенциал региона;

- стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации [3].

В свою очередь ослабление политики, проводимой государством по отношению к некоторым регионам, отрицательным образом сказывается на их развитии. Необходимо оптимальное сочетание имеющихся возможностей самостоятельного экономического развития регионов с условиями государственного управления. Таким образом, для закрепления результатов проводимой политики нужно также сконцентрировать внимание на реализации приоритетных национальных проектов. Управление государством напрямую зависит от положения внутри регионов. Поэтому благосостояние регионов и страны в целом видится как общество, в котором:

- экономика стабильно развивается;

- обеспечиваются условия для реализации профессиональных знаний и интересов граждан;

- создана среда для культурного развития и полноценного отдыха жителей;

- населению оказываются качественные коммунальные и социальные услуги;

- благоприятная экологическая обстановка;

- сформирована эффективная система социальной и правовой защиты;

- растет уровень жизни населения.

Эффективность государственного регулирования экономики региона строится, прежде всего, на выявлении и изучении проблем, взаимозависимости проводимой на региональном уровне экономической политики с использованием необходимых инструментов и методов. При этом осуществляется осмысление тенденций регионального развития и происходит сопоставление их с ис-

торическим этапом, определяется роль регионального хозяйства в процессе воспроизводства всей страны, изучается специфика конкретных регионов, их специализация и взаимосвязь с другими регионами.

Как отмечают современные ученые Г. Г. Фетисов и В. П. Орешин, государственное воздействие на развитие экономики региона носит двойственный характер. С одной стороны, речь идет о воздействии государства на ход воспроизводственного процесса, которое реализуется путем составления документов, ориентирующих участников воспроизводственного процесса в регионе относительно возможных макроэкономических перспектив развития, что позволяет последним выбирать верную стратегию и тактику своих действий. С другой стороны, речь идет о наборе активных методов воздействия государства на ход воспроизводственного процесса, что связано с использованием таких инструментов, как система налогообложения, государственный бюджет, прямые инвестиции государства в развитие экономики региона, действия государственных органов по регулированию занятости в стране и ее регионах, действия государства по регулированию денежного обращения и кредита [5].

Региональная политика выступает фундаментом системы государственного управления в развитии регионов. Она определяется как совокупность целей и задач органов государственной власти, направленных на регулирование экономического, социального и политического развития регионов, а также способов их реализации. Именно региональная политика должна быть направлена на изучение и устранение проблем, возникающих на уровне местного самоуправления, ведь благосостояние субъектов Федерации напрямую зависит от эффективности социально-экономического развития муниципальных образований. Обеспечение достойного качества жизни в регионах, стабилизация уровня благосостояния населения, выравнивание диспропорций в социальном положении выступают основными задачами при осуществлении региональной политики.

Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что огромное количество регионов нуждается в помощи со стороны государства не только для того, чтобы осуществить процесс стабилизации имеющейся социально-экономической среды. Речь идет о некоторых регионах нашей страны, которые находятся в депрессивном состоянии и не способны выйти из него, прибегая только к собственным усилиям и средствам. Большое внимание уделяется оживлению и восстановлению

регионов, ориентированных на производство сельскохозяйственной продукции. Модернизируется оборудование, вводятся в эксплуатацию новые производственные мощности. В настоящее время продуктивным стал процесс осуществления проектов по организации семейных сельскохозяйственных предприятий. Функционирование таких предприятий показало результат, который отразился на положительной динамике экономического состояния многих регионов. Также необходимо отметить, что в неблагоприятном положении находятся районы Севера и районы с экстремальными природными условиями. Прежде всего, страдают малочисленные народы, населяющие эти территории. Здесь важна государственная экономическая политика, проводимая в целях обеспечения необходимыми условиями для нормальной жизнедеятельности населения и реализации трудоспособности и производительности труда. Для этого проводятся также мероприятия по освоению уникальных природных ресурсов, являющихся богатством нашей страны, и использование которых увеличивает масштабы развития не только экономики отдельных регионов, но и страны в целом.

Огромную роль в развитии экономики регионов играет разработка и реализация целевых программ и проведение прогнозов территориального развития. Целевые программы являются формой государственного регулирования, так же как и прогнозы регионального развития. Прогнозы включают в себя экономические, научно-технические, организационные мероприятия, обеспечивающие решение определенных территориальных проблем, например, вовлечение в хозяйственный оборот новых эффективных природных ресурсов, или же решение иных, важных для государства в данный период времени проблем [4].

Региональная экономическая политика выступает частью государственной экономической политики. Так как основными задачами региональной политики являются обеспечение достойного уровня благосостояния населения регионов и устранение контрастов в социальных условиях, то решение поставленных задач должно осуществляться с помощью вмешательства государства, благодаря его централизованной структуре и особенностям территориального устройства.

Как отмечает Т. Г. Морозова, усилия федеральных властей по созданию условий для максимально полного использования возможностей роста благосостояния населения и экономического роста на базе роста конкурентоспособности в регионах должны основываться на реализации

механизмов партнерства между уровнями государственной власти и сконцентрированы на следующих направлениях:

- содействие процессу разработки на уровне субъектов Федерации программ социальноэкономического развития (разработка нового типового макета программ, методических рекомендаций по их составлению), способствующих в том числе решению задач федеральной программы социально-экономического развития;

- содействие внедрению в регионах системы программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результат, встраивание регионов в систему достижения целей исполнительной власти (правительства);

- разработка с участием федеральных властей моделей законов и нормативных актов для регионов и муниципальных образований, направленных на создание в регионах и муниципалитетах благоприятного предпринимательского климата;

- изучение и распространение лучшей региональной практики по стимулированию экономического роста на региональном и муниципальном уровнях;

- разработка и внедрение дополнительных мер поддержки инвестиций в отдельных регионах путем создания технико-внедренческих зон с федеральным участием [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие регионов немыслимо без вмешательства государства. Регулирование социальноэкономического положения субъектов Федерации обеспечивает стабильность и выравнивает благосостояние общества. В этом мы убедились, проанализировав десятилетний период преобразований, когда, с одной стороны, чрезмерное вмешательство в экономику регионов привело к тотальному контролю над производством и социальной сферой жизни населения, неспособностью к самостоятельному решению возникающих проблем.

С другой стороны, невмешательство государства, отказ от поддержки регионов способствовало процессу дезинтеграции тенденций развития, спаду производства и понижению уровня благосостояния населения. В настоящий момент реализуется государственная политика, необходимая для поддержания оптимального состояния социальноэкономического развития субъектов Федерации.

Литература

1. Голосов О. В. Региональное развитие как приоритетное направление современной социально-экономической политики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. Вып. 3. С. 76-78.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для студентов вузов. М., 2000. С. 421-422.

3. Региональная экономика и управление / Коваленко Е. Г. [и др.]. СПб., 2008. С. 88.

4. Морозова Т. Г. Государственная экономическая политика: учеб. пособие. М., 2006. С. 52, 166-167.

5. Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: учебник. М., 2008. С. 4.

6. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика. Власть и бизнес. М., 2005. С. 6.

7. Юрьев В. М., Козлова Г. В. Державная экономическая политика России в глобализирующемся мире: монограф. Тамбов, 2009. С. 10.

* * *

ON ISSUE OF STATE ROLE IN DEVELOPING ECONOMIC RELATIONS AMONG REGIONS

Yu. I. Chermoshentseva

This paper analyzes the role of the public policy in developing the regions at different stages of formation of the economic relations. The character of the state interference in the economical activity of subjects at the present time is revealed. The efficiency of the public policy when solving the regional problems is defined.

Key words: government regulation, regional policy, economic development of regions, regional problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.