Научная статья на тему 'Реализация механизма инициативного бюджетирования на муниципальном уровне: основные направления совершенствования и развития'

Реализация механизма инициативного бюджетирования на муниципальном уровне: основные направления совершенствования и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / народовластие / местное самоуправление / участие населения в осуществлении местного самоуправления / местный бюджет / инициативное бюджетирование / инициативные проекты / оптимальное расходование бюджетных средств / контроль / Constitution of the Russian Federation / democracy / democracy / local government / local government system / public power / control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Михайлович Будаев

В настоящее время в Российской Федерации сформирована и функционирует необходимая правовая база инициативного бюджетирования как способа вовлечения жителей муниципальных образований в решение локальных вопросов и контроля за расходами бюджета. Федеральный законодатель разумно ограничил пределы правового регулирования только установлением общих начал реализации местных проектов. Ключевое значение в регулировании данного института передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований, правовые акты которых принимаются с начала 2000-х годов. Все это позволило сформировать обширные региональные и муниципальные практики реализации инициативного бюджетирования, которые включают такие основные модели организации инициативного бюджетирования, как софинансирование локальных проектов из средств бюджетов субъектов РФ или финансовое обеспечение инициативного бюджетирования только из местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андрей Михайлович Будаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the mechanism of initiative budgeting at the municipal level: main directions for improvement and development

Currently, the necessary legal framework for initiative budgeting has been formed and is functioning in the Russian Federation as a way to involve residents of municipalities in solving local issues and monitoring budget expenditures. The federal legislator wisely limited the scope of legal regulation only by establishing general principles for the implementation of local projects. The key role in the regulation of this institution has been transferred to the level of constituent entities of the Russian Federation and municipalities, the legal acts of which have been adopted since the early 2000s. All this has made it possible to form extensive regional and municipal practices for the implementation of initiative budgeting, which include such basic models of organizing initiative budgeting as co-financing of local projects from the budgets of constituent entities of the Russian Federation or financial support for initiative budgeting only from local budgets.

Текст научной работы на тему «Реализация механизма инициативного бюджетирования на муниципальном уровне: основные направления совершенствования и развития»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 52 — 60. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):52 — 60.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.553

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-52-60 NIION: 2007-0062-1/24-007

EDN: https://elibrary.ru/CIWUFL MOSURED: 77/27-004-2024-01-207

Реализация механизма инициативного бюджетирования на муниципальном уровне: основные направления совершенствования и развития

Андрей Михайлович Будаев

Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва, Россия, ambudaev@msal.ru

Аннотация. В настоящее время в Российской Федерации сформирована и функционирует необходимая правовая база инициативного бюджетирования как способа вовлечения жителей муниципальных образований в решение локальных вопросов и контроля за расходами бюджета. Федеральный законодатель разумно ограничил пределы правового регулирования только установлением общих начал реализации местных проектов. Ключевое значение в регулировании данного института передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований, правовые акты которых принимаются с начала 2000-х годов. Все это позволило сформировать обширные региональные и муниципальные практики реализации инициативного бюджетирования, которые включают такие основные модели организации инициативного бюджетирования, как софинансирование локальных проектов из средств бюджетов субъектов РФ или финансовое обеспечение инициативного бюджетирования только из местных бюджетов.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, народовластие, местное самоуправление, участие населения в осуществлении местного самоуправления, местный бюджет, инициативное бюджетирование, инициативные проекты, оптимальное расходование бюджетных средств, контроль

Для цитирования: Будаев А.М. Реализация механизма инициативного бюджетирования на муниципальном уровне: основные направления совершенствования и развития // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 52 — 60. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-52-60. EDN: https://elibrary.ru/CIWUFL.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Implementation of the mechanism of initiative budgeting at the municipal level: main directions for improvement and development

Andrey M. Budaev

Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

Moscow, Russia, ambudaev@msal.ru

Abstract. Currently, the necessary legal framework for initiative budgeting has been formed and is functioning in the Russian Federation as a way to involve residents of municipalities in solving local issues and monitoring budget expenditures. The federal legislator wisely limited the scope of legal regulation only by establishing general principles for the implementation of local projects. The key role in the regulation of this institution has been transferred to the level of constituent entities of the Russian Federation and municipalities, the legal acts of which have been adopted since the early 2000s. All this has made it possible to form extensive regional and municipal practices for the implementation of initiative budgeting, which include such basic models of organizing initiative budgeting as co-financing of local projects from the budgets of constituent entities of the Russian Federation or financial support for initiative budgeting only from local budgets.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, democracy, democracy, local government, local government system, public power, control

For citation: Budaev A.M. Implementation of the mechanism of initiative budgeting at the municipal level: main directions for improvement and development // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):52 — 60. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-52-60. EDN: https://elibrary.ru/CIWUFL.

© Будаев А.М., 2024

На современном этапе мирового социально-экономического развития перед каждым государством с особой остротой стоит вопрос выбора оптимального направления использования имеющихся материальных и финансовых ресурсов, природных богатств и человеческого капитала. Опыт преодоления мировых финансовых кризисов, функционирования системы публичного управления в условиях неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуры свидетельствует о необходимости мобилизации внутреннего потенциала, опоры на национального производителя и кадры. По справедливому замечанию Президента РФ, России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие. Устойчивая экономика — это главная гарантия и демократического общества, и основа основ сильного и уважаемого в мире государ-ства1. Особая роль в достижении поставленных целей принадлежит местному самоуправлению, так как реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан — муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо ежедневно обеспечивать безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, создавать рабочие места, оказывать транспортные, бытовые, коммунальные услуги [2].

Неотъемлемым элементом функционирования любого муниципального образования является наличие сбалансированного бюджета. Именно обладание определенными финансовыми ресурсами позволяет как органам местного самоуправления, так и населению проводить социально-экономическую политику, направленную на всестороннее удовлетворение интересов жителей муниципального образования, безусловное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, практическую реализацию принципа социального государства. Действующие Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., конституции и

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим» // Российская газета. 2000. 11 июля.

уставы субъектов Федерации и иные нормативные правовые акты2 детально регулируют закрепленное ч. 1 ст. 132 Конституции РФ право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Вместе с тем большее значение в современных условиях общественно-политического развития приобретает не только самостоятельность органов местного самоуправления в бюджетной сфере, закрепленная на конституционном уровне, но и обязательное участие в данной деятельности жителей муниципальных образований, местного сообщества через наличие такой процедуры, как публичные слушания.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 131-Ф3 на публичные слушания в муниципальном образовании в обязательном порядке выносятся проект местного бюджета и отчет о его исполнении, что позволяет жителям обсудить показатели местного бюджета, высказать свои замечания и предложения. Данная информация одновременно размещается в сети Интернет на официальных порталах органов местного самоуправления, позволяя любому заинтересованному лицу получить сведения об имеющихся финансовых ресурсах, что свидетельствует о фактическом достижении определенного уровня открытости государства. В связи с этим полагаем, что сегодня востребованы иные механизмы участия граждан в осуществлении публичного управления, позволяющие не только информировать, но и вовлекать жителей в непосредственный процесс принятия управленческих решений.

Мировой тенденцией становится внедрение особого механизма участия граждан в осуществ-

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2023 г.) // СЗ

РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2023 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; гл. 5 «Бюджетно-финансовая система» Устава г. Москвы от 28 июня 1995 г. (в ред. от 28 декабря 2022 г.) // Ведомости Московской городской Думы. 2001. № 8. Ст. 130; гл. 4 «Экономическая основа местного самоуправления» Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (в ред. от 15 марта 2023 г.) // Ведомости Московской городской Думы. 2002. № 12. Ст. 276; Решение муниципального Собрания Савеловское в г. Москве от 17 мая 2012 г. № 6/3 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе во внутригородском муниципальном образовании Савеловское в городе Москве» // Савеловский посад. 2012. Май.

лении местного самоуправления, получившего название «гражданский бюджет». В современной практике для обозначения данного механизма используются также такие термины, как партисипаторный бюджет, инициативное бюджетирование и др. Как отмечает Л. Панцевич, данный механизм был впервые применен в 1989 г. в бразильском городе Порту-Алегри и вскоре распространился по всему миру: жители городов Испании, Великобритании, США, Польши участвуют в эксперименте по самоуправлению. Смысл данной процедуры не только в том, чтобы граждане знали и контролировали, на что расходуются деньги, но и в том, чтобы вернуть прямую демократию в городское управление. Гражданский бюджет — это механизм распределения власти: городская администрация должна согласиться предоставить жителям города возможность выбирать как использовать весь городской бюджет или его часть. Например, удачный эксперимент был проведен в польском городе Лодзь. Из общегородского бюджета в целях реализации новой процедуры было выделено 0,5% денежных средств, что составило почти 5 млн евро. Механизм реализации инициативы включал в себя три этапа: подача заявки при помощи специалистов городской администрации; рассмотрение заявки на проект городской администрацией; оформление проекта и вынесение на публичное голосование. Обзор выигравших проектов показал, что большинство из них затрагивало те аспекты городской жизни, которые давно не финансировались и игнорировались местной администрацией3.

Анализ специальной литературы свидетельствует о повышенном внимании со стороны представителей всех уровней власти, научной общественности к проблеме целевого расходования имеющихся ограниченных финансовых ресурсов, вовлечении граждан в механизм принятия бюджетных решений. Интересен опыт Южной Кореи, где начиная с 2003 г. внедряют систему БОР (бюджетирования, ориентированного на результат) в сфере управления публичными финансами, направленную на повышение результативности расходов в сфере государственного и местного управления. Одним из итогов внедрения системы стало установление обратной связи с институтами гражданского общества, СМИ по вопросу предоставления информации об имеющихся бюджетных ресурсах. Особое внимание

3 Панцевич Л. Дайте нам порулить: как работает гражданский бюджет в польских городах // URL: www. urbanurban.ru.

общественности вызывали факты нецелевого расходования денежных средств, что потребовало создания центра по борьбе с растратой бюджетных средств, который через интернет и по телефону получает жалобы граждан по поводу бюджетных злоупотреблений [4].

В связи с проводимым исследованием вызывает интерес опыт создания и функционирования гражданского бюджета на постсоветском пространстве. В частности, еще с 2011 г. во многих муниципальных образованиях Республики Казахстан формируется гражданский бюджет. Суть его заключается в упрощении финансовой информации, предоставлении дополнительных материалов, способных разъяснить специальные бюджетные показатели всем жителям населенных пунктов. Вместе с этим, наряду с предоставлением необходимой информации, формирование гражданского бюджета города Астаны на период 2023—2025 гг. увязывается со стратегической целью — реализацией проекта «Астана-2050 — Глобальный город»4. Данная стратегия предполагает достижение таких характеристик города, как: Астана — транзитный узел Нового шелкового пути — мост между Европой и Азией; Астана — открытый и привлекательный город для амбициозных предпринимателей, для мобильных талантов и квалифицированных профессионалов, международных и некоммерческих организаций.

В Российской Федерации на современном этапе также реализуется комплекс мер, направленных на вовлечение граждан в процесс принятия финансовых решений на всех уровнях публичного управления. Так, в 2013 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г.5 В разд. VII «Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов» Программы предусматривался комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов государственной (муниципальной) власти, принимающих уча-

4 Гражданский бюджет на 2023—2025 годы г. Астаны / / URL: https: / / www. gov. kz/memleket / entities / astana-usbp/documents/detaiIs/393964?lang=ru (дата обращения: 04.02.2024).

5 Гаспоряжение Правительства ГФ от 30 декабря 2013 г.

№ 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» // СЗ ГФ. 2014. № 2 (ч. II). Ст. 219.

стие в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности, повышение качества их работы и системы управления общественными финансами в целом, а также обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов. Данное направление работы получило свое продолжение и в 2019 г. принимается распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции повышения бюджетных расходов в 2019—2024 годах»6. Этот документ также содержит положения, направленные на повышение открытости и подконтрольности бюджетных расходов, активного вовлечения в бюджетный процесс институтов гражданского общества.

Наряду с изданием указанных документов на федеральном уровне, активная деятельность по вовлечению граждан в принятие решений о расходовании бюджетных средств в субъектах РФ и муниципальных образованиях развивается еще с середины 2000-х годов. В Российской Федерации этот механизм вовлечения жителей в управление получил название «инициативное бюджетирование». Фактически первым подобным событием становится проект «Программа поддержки местных инициатив» Всемирного банка в восточных районах Ставропольского края. Далее подобные мероприятия реализуются в Красноярском крае (2007 г., широкомасштабный опрос населения с целью определения приоритетов расходования средств муниципальных бюджетов), Кировской области (2010 г., «Проект по поддержке местных инициатив в Кировской области»), Иркутской области (2011 г., проект «Народные инициативы»), Тамбовской области, Тульской области (2012 г., «Народный бюджет», «Народная инициатива»), других регионах.

Проблематика инициативного бюджетирования обсуждается на полях многочисленных дискуссионных площадок. Так, например, еще в 2014 г. в Правительстве РФ состоялся круглый стол «Гражданские инициативы и вовлеченность граждан в открытый бюджет», в рамках которого рассматривались проекты, связанные с вовлечением граждан в обсуждение и принятие решений по вопросам местных бюджетов. Цель данных проектов — объединение усилий городских и сельских администраций, граждан, коммерческих и некоммерческих организаций и дру-

6 Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения бюджетных расходов в 2019—2024 годах» // СЗ РФ. 2019. № 6. Ст. 542.

гих заинтересованных сторон для определения приоритетов в решении локальных проблем. Два основных типа проектов гражданского участия в управлении бюджетом на современном этапе — экстрабюджетирование (софинансирование гражданами и предпринимателями проектов) и партисипаторный бюджет (выбор гражданами приоритетов для финансирования)7. С учетом накопленного опыта научные дискуссии и широкое обсуждение лучших практик инициативного бюджетирования происходит и в наши дни. В рамках первого Всероссийского муниципального форума «Малая родина — сила России», который состоялся 15—16 января 2024 г. в Москве, Центром инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России и Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления была организована секция «Инициативное бюджетирование: диалог власти и граждан» для обсуждения лучших практик и перспективных направлений развития участия граждан в бюджетном процессе8.

Своеобразной точкой отсчета, обобщившей накопленный в субъектах РФ и муниципальных образованиях опыт инициативного бюджетирования, стал 2020 г., когда в Федеральный закон № 131-ФЗ была введена ст. 26.1 «Инициативные проекты»9. По сути, данная норма охватила все применяемые в субъектах РФ практики инициативного бюджетирования, среди которых такие, как программы поддержки местных инициатив; партисипаторное бюджетирование; смежные практики, предполагающие разные вариации участия граждан и источников финансирования отобранных для реализации проектов. При разработке и принятии указанной законодательной новеллы были учтены предложения, замечания, рекомендации, прозвучавшие в ходе как парламентских слушаний, так и на полях науч-

7 Инициативное бюджетирование в России. Вып. 2017 // URL: http://ppmi24.ru/uploads/Docs/1572945707-0bwmCc. pdf (дата обращения: 04.02.2024).

8 «Инициативное бюджетирование: диалог власти и граждан» — состоялась секция Всероссийского муниципального форума // Режим доступа: https^/моифи-нансы.рф/article/iniciativnoe-byudzhetirovanie-dialog-vlasti-i-grazhdan-sostoyalas-sekciya-v-ramkah-vseros-sijskogo-municipalnogo-foruma/ (дата обращения:04.02.2024).

9 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об об-

щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4762.

ных изданий10. В итоге текст действующей редакции ст. 26.1 предусматривает, что доминирующий объем правового регулирования реализации указанных проектов осуществляется на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, что позволяет учитывать особенности осуществления местного самоуправления на разных территориях.

По данным мониторинга, проведенного в рамках анализа развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2022 г., была выявлена положительная динамика показателей, связанных с участием граждан в принятии бюджетных решений в Российской Федерации, в частности:

■ увеличилось количество практик инициативного бюджетирования;

■ расширились направления реализуемых проектов;

■ объемы финансирования проектов инициативного бюджетирования выросли почти на 10%;

■ большее число регионов и крупных муниципалитетов начали реализовывать проекты инициативного бюджетирования на регулярной основе;

■ количество благополучателей проектов инициативного бюджетирования состави-

10 Круглый стол «Инициативное бюджетирование как важный фактор социально-экономического развития субъектов Госсийской Федерации» // URL: http:// council.gov.ru/media/files/1h99uVOK05ia7rkZfgAAP f5A6vATScwA.pdf (дата обращения: 04.02.2024); Замминистра финансов Алексей Лавров принял участие в круглом столе Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на тему: «Инициативное бюджетирование как механизм поддержки местных инициатив и участия населения в решении вопросов местного значения» // URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=36454-zamministra_finansov_aleksei_lavrov_prinyal_uchastie_v_ kruglom_stole_komiteta_gosdumy_po_federativnomu_ ustroistvu_i_voprosam_mestnogo_samoupravleniya_na_temu_ initsiativnoe_byudzhetirovanie_kak_mekhanizm_ pod-derzhki_mestnyk h_initsiativ_i_uchastiya_naseleniya_v_ reshenii_voprosov_mestnogo_znacheniya (дата обращения: 04.02.2024); Совещание по вопросу «О законодательном регулировании инициативного бюджетирования» // URL: http://budget.council.gov.ru/activity/ activities/other_activities/94339 (дата обращения: 04.02.2024); Кискин Е. Перспективы законодательного регулирования инициативного бюджетирования в Госсии (между догматикой и прагматикой) // Федерализм. 2018. № 4. С. 87—100.

ло около трети всего населения Российской Федерации.

Все большую популярность набирает такой способ софинансирования инициативных проектов, как «инициативные платежи». Более того, «инициативные платежи» начинают применять и при софинансировании проектов, реализуемых в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». На реализацию проектов инициативного бюджетирования было внесено свыше 3,0 млрд руб. инициативных платежей от граждан и юридических лиц. Особого внимания заслуживают темпы развития школьного и молодежного инициативного бюджетирования, которые беспрецедентны, а заинтересованность данными разновидностями практик инициативного бюджетирования растет день ото дня. В 19 субъектах Российской Федерации в 2022 г. было реализовано 819 проектов инициативного бюджетирования для молодежи и школьников. Наряду с этим тема развития инициативного бюджетирования вошла в повестку нескольких последних заседаний Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ. Не стало исключением и заседание, состоявшееся 20 апреля 2023 г., по итогам которого рекомендации о включении в государственные программы субъектов РФ и муниципальные программы мероприятия по реализации проектов инициативного бюджетирования были включены в Перечень поручений Президента РФ от 4 июня 2023 г. № ПР-1111.

Международное сотрудничество в сфере инициативного бюджетирования также вышло на новый уровень. Российской Федерацией оказывалось содействие в организации панели «Инициативное бюджетирование как фактор экономического развития регионов Республики Узбекистан» на II Экономическом форуме в Самарканде. Были продолжены работы по анализу опыта развития инициативного бюджетирования в Республике Узбекистан и обучению сотрудников органов государственной власти, курирующих данную сферу. Значительный объем консультационной поддержки по развертыванию инициативного бюджетирования был оказан сотрудникам Министерства финансов Республики Армения11.

11 Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований // URL: https:// asmobel.ru/media/site_platform_media/2023/10/3/ doklad-minfina-rf-2023.pdf (дата обращения: 05.02.2024).

Имеющиеся практики реализации инициативных проектов свидетельствуют о применении двух основных подходов:

■ софинансирование на конкурсной основе решения локальных проблем из средств бюджета субъекта РФ. При этом предусматриваются минимальные пороговые значения финансового участия населения, юридических лиц муниципальных образований (например, Красноярский край);

■ финансирование на конкурсной основе решения локальных проблем из средств бюджета муниципального образования (например, Самарская область).

Интересен опыт реализации инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях Самарской области. Нормативная основа данного механизма участия жителей в решении вопросов местной жизни представлена такими актами, как:

■ закон Самарской области от 29 декабря 2020 г. №148-ГД «Об основах инициативного бюджетирования в Самарской облас-ти»12, где закреплены элементы инициативного бюджетирования в Самарской области. Это общественные проекты развития территорий муниципальных образований в Самарской области; инициативные проекты; решения, принятые на местных референдумах (сходах) об использованиях средств самообложения граждан;

■ постановление Правительства Самарской области от 12 июля 2017 г. № 441 «О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года»13 содержит раздел по развитию инициативного бюджетирования с указанием на муниципальные практики инициативного бюджетирования: «инициативное бюджетирование будет способствовать обеспечению оптимального выбора приоритетов расходования бюджетных средств на региональном и муниципальном уровне для решения проблем местного значения»;

12 Закон Самарской области от 29 декабря 2020 г. № 148-ГД «Об основах инициативного бюджетирования в Самарской области» // URL: https://pravo.samregion.ru/ zakony/zakon-samarskoj-oblasti-ot-29-12-2020-№148-gd-ob-osnovah-inicziativnogo-byudzhetirovaniya-v-samar-skoj-oblasti/ (дата обращения: 05.02.2024).

13 Постановление Правительства Самарской области

от 12 июля 2017 г. № 441 «О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года» (ред. от 28 июня 2022 г.) // Волжская коммуна. 2017. 19 июля.

■ муниципальные правовые акты, например, постановление Администрации городского округа Отрадный Самарской области от 18 октября 2021 г. №1689 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и объединений, благотворительной деятельности, добровольчества в городском округе Отрадный Самарской области на 2022—2024 годы»14.

В городском округе Отрадный Самарской области в рамках муниципальной программы, направленной на поддержку местных инициатив, проводится городской конкурс социальных проектов и идей «Отрадный — территория развития». Ежегодно для проведения конкурса выделяется 1 млн руб. В 2023 г. проводился также дополнительный конкурс, участие в котором принимали только зарегистрированные в Минюсте России некоммерческие организации, предусматривающий дополнительное финансирование проектов победителей из бюджета Самарской области в размере 671 тыс. руб. Победителями конкурса в 2023 г. стали такие проекты местных инициатив, как:

■ «Возраст — спорту не помеха» Отрадненс-кой общественной организации «Союз пенсионеров России». Проект направлен на оздоровление и вовлечение членов организации в культурно-массовые и спортивные мероприятия;

■ «С днем рождения, малыш!» региональной общественной организации помощи, поддержки и содействия многодетным семьям по Самарской области «Источник жизни». По проекту осуществится поощрение рожениц и новорожденных памятными медалями и открытками главы городского округа Отрадный с целью укрепления института семьи;

■ фестиваль «Золотой дуб» городского казачьего общества «Отрадненское». На выделенные средства пошьют костюмы для фольклорного ансамбля «Заряница» для выступления на городских и областных мероприятиях;

14 Постановление Администрации городского округа Отрадный Самарской области от 18 октября 2021 г. № 1689 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и объединений, благотворительной деятельности, добровольчества в городском округе Отрадный Самарской области на 2022—2024 годы» (ред. от 21 сентября 2023 г.) // Рабочая трибуна. 2021. 27 октября.

■ «Славные традиции комсомола — нашему поколению» региональной молодежной общественной организации «Зеленая планета»;

■ «Игры разума» Отрадненского благотворительного фонда «Все вместе!», направленный на приобретение развивающих игр, которые будут использоваться на площадках в городском парке, на благотворительных ярмарках и мероприятиях.

■ «Центр технической поддержки» Отрад-ненской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Средства будут использованы для покупки садового инвентаря для безвозмездного проката;

■ «Мой дом» Отрадненского благотворительного фонда «Все вместе!». Планируется приобрести мебель и необходимое оборудование для создания ресурсного центра «Мой дом»15.

Оригинальные решения реализации инициативного бюджетирования применяются в Красноярском крае, где разработана и действует Программа поддержки местных инициатив Красноярского края (ППМИ). Данная Программа — практика инициативного бюджетирования, в основе которой лежат непосредственное вовлечение граждан в вопросы местного значения, определение приоритетных направлений расходования части бюджетных средств, а также последующий контроль за их реализацией. В Красноярском крае Программа поддержки местных инициатив является частью государственной программы «Содействие развитию местного са-моуправления»16. Программу реализуют Министерство финансов Красноярского края и ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» с 2016 г. В Красноярском крае создан Проектный центр инициативного бюджетирования, в который входят Министерство финансов Красноярского края и ККГБУ ДПО «Ин-

15 Определены победители дополнительного конкурса соцпроектов в Отрадном // URL: https://vestnikotrad-nogo.ru/article/7114 (дата обращения: 05.02.2024).

16 Постановление Правительства Красноярского края

от 30 сентября 2013 г. № 517-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления» (ред. от 10 октября 2023 г.) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2013. № 45 (620).

ститут государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края». Система сопровождения, созданная Проектным центром, включает в себя комплексное обучение, информационную, методическую и консультационную поддержку на всех этапах реализации программы. Цель ППМИ — решение проблем местного уровня за счет эффективного вовлечения всех заинтересованных сторон: населения, бизнеса, органов местного самоуправления; мобилизация и эффективное использование денежных средств. Участниками конкурсного отбора ППМИ являются городские округа, муниципальные округа, муниципальные районы края, поселения, входящие в состав муниципальных районов края, выдвигающие инициативные проекты. Проекты-победители определяются по итогам конкурсного отбора.

Обязательными условиями участия в ППМИ являются выдвижение и выбор гражданами приоритетных инициатив для проектов и их софи-нансирование из различных источников:

■ не менее 5% — местный бюджет;

■ не менее 3% — население;

■ не менее 7% — иные источники (местный бюджет, население, юридические лица и индивидуальные предприниматели).

ППМИ помогает:

■ возрождать инициативы и вовлекать население в решение местных проблем;

■ оперативно выявлять и решать наиболее острые социальные проблемы местного уровня, являющиеся реальным приоритетом населения;

■ восстанавливать объекты социальной и инженерной инфраструктуры;

■ повышать эффективность бюджетных расходов за счет усиления общественного контроля;

■ привлекать для решения этих проблем все доступные имеющиеся местные ресурсы17.

Нормативной основой Программы являются следующие документы:

■ постановление Правительства Красноярского края от 19 апреля 2023 г. № 314-п «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Красноярского края на осуществление расходов, направленных на реализацию мероприя-

17 Программа поддержки местных инициатив Красноярского края // URL: http://ppmi24.ru/page/short_info (дата обращения:05.02.2024).

тий по поддержке местных инициатив, на 2023 год»18;

■ постановление Правительства Красноярского края от 31 декабря 2019 г. № 793-п «Об утверждении Порядка предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Красноярского края на осуществление расходов, направленных на реализацию поддержки местных инициатив» (ред. от 1 ноября 2023 г.)19;

■ муниципальные правовые акты, среди которых такие, как, например, решение Красноярского городского Совета депутатов от 16 июня 2021 г. № 548 «Об инициативных проектах в городе Красноярске»20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика реализации инициативного бюджетирования на территории Красноярского края свидетельствует, что данная форма решения местных задач находит поддержку и у должностных лиц муниципальных образований края, и у жителей. Например, поселения Богучанского района Красноярского края в 2023 г. подали 12 заявок на участие в реализации своих инициатив по благоустройству общественных пространств. Это проекты по обновлению военных и исторических мемориалов, аллей трудовой славы, по обустройству безопасных пешеходных зон, возведение детских и спортивных площадок, освещение улиц. На выделенные краевым правительством средства поселок Ангарский облагородит территорию, прилегающую к памятнику погибшим воинам, поселок Говорково благоустроит

18 Постановление Правительства Красноярского края от 19 апреля 2023 г. № 314-п «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Красноярского края на осуществление расходов, направленных на реализацию мероприятий по поддержке местных инициатив, на 2023 год» (ред. от 23 мая 2023 г.) // URL: http://www.zakon.krskstate.ru/dat/bin/docs_attach/ 166723_314_p.pdf (дата обращения: 05.02.2024).

19 Постановление Правительства Красноярского края от 31 декабря 2019 г. № 793-п «Об утверждении Порядка предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Красноярского края на осуществление расходов, направленных на реализацию поддержки местных инициатив» (ред. от 1 ноября 2023 г.) // URL: http://www.krskstate.ru/docs/0Zdoc/99145 (дата обращения: 05.02.2024).

20 Решение Красноярского городского Совета депута-

тов от 16 июня 2021 г. № 548 «Об инициативных про-

ектах в городе Красноярске» // Городские новости. 2021. 30 июня.

игровые площадки, в селе Чунояр преобразится Дом культуры, поселок Новохайский оборудует безопасную пешеходную зону, в поселках Крас-ногорьевский, Шиверский, Хребтовый появятся уличные спортивные площадки — хоккейная коробка, скейт-островок и волейбольная площадка соответственно21. Выступая на форуме местных сообществ «Радиус доверия» в г. Зеленогор-ске, председатель Законодательного Собрания Красноярского края А.И. Додатко отметил: «Важно, что все это происходит при активном участии граждан... Сама географическая специфика региона, огромная его протяженность показывают, что традиционный патернализм в отношениях населения и власти не всегда подходит. У людей должна быть возможность самим

22

что-то решать на своей земле»22.

В свою очередь, подобный механизм реализации местных инициатив имеет свои особенности и на территории Забайкальского края. В связи с этим интересное исследование о перспективах развития и вовлечения жителей Забайкальского края в проекты, связанные с инициативным бюджетированием, провели К.И. Галынис, Ж.Б. Тумунбаярова, О.А. Баранова. В своей работе они приходят к выводу, что степень вовлеченности жителей в местные проекты зависит от уровня социально-экономического развития и расположения муниципального образования на территории Забайкальского края. Так, жители муниципальных образований, где высоки показатели занятости и имеется достаточное количество стабильно работающих предприятий, организаций и учреждений, что, безусловно, оказывает влияние на уровень социально-экономического развития территории, в меньшей степени заинтересованы в реализации местных инициатив. С другой стороны, жители отдаленных муниципальных образований края, где имеются проблемы с развитием инфраструктуры, напротив, проявляют большую заинтересованность в решении локальных проблем, но в то же время

21 Местные инициативы в действии — Новости и объявления — Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) — Муниципальное образование Богучанский район Красноярского края // URL: https://boguchan-sky-raion.ru/programma-podderzhki-mestnyih-initsiativ-ppmi/media/2023/3/24/mestnyie-initsiativyi-v-dejstvii/ (дата обращения: 05.02.2024).

22 Красноярский край в 2023 г. направит 304 млн руб. на поддержку местных инициатив в муниципалитетах // URL: https://www.interfax-russia.ru/siberia/ main/krasnoyarskiy-kray-v-2023g-napravit-304-mln-rub-na-podderzhku-mestnyh-iniciativ-v-municipalitetah (дата обращения: 05.02.2024).

имеют недостаточно информации о возможных направлениях преодоления возникающих трудностей местной жизни [1].

Проведенный анализ развития инициативного бюджетирования позволяет резюмировать следующее. В настоящее время в Российской Федерации сформирована и функционирует необходимая правовая база инициативного бюджетирования как способа вовлечения жителей муниципальных образований в решение локальных вопросов и контроля за расходами бюджета. Федеральный законодатель разумно ограничил пределы правового регулирования только установлением общих начал реализации местных проектов. Ключевое значение в регулировании данного института передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований, правовые акты которых принимаются с начала 2000-х годов. Все это позволило сформировать к настоящему времени обширные региональные и муниципальные практики реализации инициативного бюджетирования, которые включают такие основные модели организации инициативного бюджетирования, как софинансирование локальных проектов из средств бюджетов субъектов РФ или финансовое обеспечение инициативного бюджетирования только из местных бюджетов. Среди субъектов РФ выделились регионы, которые по итогам 2023 г. стали лидерами развития инициативного бюджетирования, например, Самарская область. Вместе с тем в иных субъектах РФ имеются трудности реализации местных проектов, обусловленные географическими, климатическими особенностями муниципальных образований, не всегда жители обладают всей необходимой информацией о способах реализации своих инициатив, имеющиеся ресурсы минимальны. Все это свидетельствует о необходимости

дальнейшего развития научно-методического сопровождения института инициативного бюджетирования, в связи с этим возрастает роль общероссийских и региональных межмуниципальных союзов и ассоциаций, научных и образовательных центров и учреждений.

Список источников

1. Галынис К.И., Тумунбаярова Ж.Б., Баранова ОЛ. Перспективы вовлеченности населения Забайкальского края в практики инициативного бюджетирования // Вестник ЗабГУ. 2020. Т. 26. № 4. С. 83—93.

2. Гильченко Л. Местное самоуправление: долгое возвращение. М., 1998. 109 с.

3. Кискин Е. Перспективы законодательного регулирования инициативного бюджетирования в России (между догматикой и прагматикой) // Федерализм. 2018. № 4. С. 87—100.

4. Парк Н., Чои Ч.-Ю. Заставляя бюджетную реформу работать: опыт Кореи / / Бюджет. 2014. № 3. С. 97.

References

1. Galynis K.I., Tumunbayarova Zh.B., Baranova OA. Prospects for the involvement of the population of the Trans-Baikal Territory in the practice of initiative budgeting / / Bulletin of ZabSU. 2020. T. 26. No. 4. pp. 83—93.

2. Gilchenko L. Local government: a long return. M., 1998. 109 p.

3. Kiskin E. Prospects for legislative regulation of initiative budgeting in Russia (between dogmatics and pragmatics) // Federalism. 2018. No. 4. pp. 87—100.

4. Park N., Choi Ch.-Yu. Making budget reform work: the Korean experience // Budget. 2014. No. 3. р. 97.

Информация об авторе

А.М. Будаев — доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

A.M. Budaev — Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 06.02.2024; одобрена после рецензирования 27.02.2024; принята к публикации 18.03.2024.

The article was submitted 06.02.2024; approved after reviewing 27.02.2024; accepted for publication 18.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.