Научная статья на тему 'ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ИНИЦИАТИВНЫЙ ПРОЕКТ / ИНИЦИАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ПАРТИСИПАТОРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПАРТИСИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пятковская Юлия Валерьевна, Васильева Наталья Викторовна

Инициативное бюджетирование, являясь одной из форм участия населения в решении вопросов местного значения, в последние годы приобретает в России широкое распространение. Для развития процессов широкой реализации инициативных проектов требуется построение эффективной системы правового регулирования. Целью настоящей работы является выявление с помощью метода сравнительного исследования положительного опыта правового регулирования субъектами Российской Федерации, входящими в Сибирский Федеральный округ, вопросов, связанных с реализацией инициативного бюджетирования. Для выявления пределов регионального правового регулирования автором статьи анализируются изменения, произошедшие в федеральном законодательстве (Бюджетном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), легализующие понятия «инициативный проект», «инициативное бюджетирование». Анализ региональных нормативных актов показал отсутствие единообразных подходов к правовому регулирования данной сферы, что обусловлено предоставленными субъектам Российской Федерации довольно широкими полномочиями. Проведенное исследование позволило выявить преобладание в региональной нормативной практике подзаконного регулирования вопросов инициативного бюджетирования. При этом, как правило, мероприятия инициативного бюджетирования включаются в региональные государственные программы. Комплексные законодательные акты в обозначенной сфере единичны и нередко их нормы выходят за пределы нормотворческой компетенции субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пятковская Юлия Валерьевна, Васильева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIATIVE BUDGETING IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Initiative budgeting as one of the forms of public participation in solving issues of foreign importance, has become widespread in Russia in recent years. To develop the processes of implementing initiative projects, it is necessary to build a powerful system of legal regulation. This research used the method of comparative research to identify positive experience of legal regulation by the constituent entities of the Russian Federation that are part of the Siberian Federal District and issues related to the implementation of initiative budgeting. To identify the limits of regional legal regulation, we analyzed the changes in federal legislation (the Budget Code of the Russian Federation, the Federal Law "On the General Principles of Organizing Local Self-Government in the Russian Federation"), that legalized the concepts of "initiative project" and "initiative budgeting". An analysis of regional regulations showed the lack of uniform approaches to the legal regulation of this sphere, which is due to broad powers granted to the constituent entities of the Russian Federation. The study revealed the predominance of subordinate regulation of issues of initiative budgeting in the regional normative practice. At the same time, as a rule, initiative budgeting activities are included in regional state programs. Comprehensive legislative acts in the designated area are single and often their norms go beyond the rule-making competence of the constituent entity of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Научная статья УДК 342.7, 347.73 EDN WTZTWN

Б01 10.17150/2411-6262.2022.13(3).40 ¡1

Ю.В. Пятковская © Н.В. Васильева ©

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: Ю.В. Пятковская, julart@yandex.ru

АННОТАЦИЯ. Инициативное бюджетирование, являясь одной из форм участия населения в решении вопросов местного значения, в последние годы приобретает в России широкое распространение. Для развития процессов широкой реализации инициативных проектов требуется построение эффективной системы правового регулирования. Целью настоящей работы является выявление с помощью метода сравнительного исследования положительного опыта правового регулирования субъектами Российской Федерации, входящими в Сибирский Федеральный округ, вопросов, связанных с реализацией инициативного бюджетирования. Для выявления пределов регионального правового регулирования автором статьи анализируются изменения, произошедшие в федеральном законодательстве (Бюджетном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), легализующие понятия «инициативный проект», «инициативное бюджетирование». Анализ региональных нормативных актов показал отсутствие единообразных подходов к правовому регулирования данной сферы, что обусловлено предоставленными субъектам Российской Федерации довольно широкими полномочиями. Проведенное исследование позволило выявить преобладание в региональной нормативной практике подзаконного регулирования вопросов инициативного бюджетирования. При этом, как правило, мероприятия инициативного бюджетирования включаются в региональные государственные программы. Комплексные законодательные акты в обозначенной сфере единичны и нередко их нормы выходят за пределы нормотворческой компетенции субъекта Российской Федерации. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Инициативное бюджетирование, инициативный проект, инициативные платежи, партисипаторное финансирование, партисипаторное бюджетирование, бюджетное регулирование.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 8 июля 2022 г.; дата принятия к печати 29 июля 2022 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2022 г.

Original article

Yu.V. Pyatkovskaya © N.V. Vasiljeva ©

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: Yu.V. Pyatkovskaya, julart@yandex.ru

INITIATIVE BUDGETING IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT:

ABSTRACT. Initiative budgeting as one of the forms of public participation in solving issues of foreign importance, has become widespread in Russia in recent years. To develop the processes of implementing initiative projects, it is necessary to build a powerful system of legal regulation. This research used the method of comparative research to identify positive experience of legal regulation by the constituent entities of the Russian Federation that are part of the Siberian Federal District and issues re-

ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

© Пятковская Ю.В, Васильева Н.В., 2022

lated to the implementation of initiative budgeting. To identify the limits of regional legal regulation, we analyzed the changes in federal legislation (the Budget Code of the Russian Federation, the Federal Law "On the General Principles of Organizing Local Self-Government in the Russian Federation"), that legalized the concepts of "initiative project" and "initiative budgeting". An analysis of regional regulations showed the lack of uniform approaches to the legal regulation of this sphere, which is due to broad powers granted to the constituent entities of the Russian Federation. The study revealed the predominance of subordinate regulation of issues of initiative budgeting in the regional normative practice. At the same time, as a rule, initiative budgeting activities are included in regional state programs. Comprehensive legislative acts in the designated area are single and often their norms go beyond the rule-making competence of the constituent entity of the Russian Federation. KEYWORDS. Initiative budgeting, initiative project, initiative payments, participatory financing, participatory budgeting, budget regulation.

ARTICLE INFO. Received July 8, 2022; accepted July 29, 2022; available online August 31, 2022.

Вопросам участия населения в публичной финансовой деятельности уделяется в последние десятилетия немало внимания со стороны органов государственной власти и научного сообщества [1; 2]. Одной из таких форм активности населения является так называемое инициативное бюджетирование. Нередко в науке [3] инициативное бюджетирование относят к особому типу бюджетирования, предполагающему участие населения в бюджетном процессе1. Особую актуальность инициативное бюджетирование приобретает в условиях имеющейся асимметрии в системе государственного управления доходами и расходами бюджетов [4] как способ компенсировать бюджетные ресурсы [5; 6] и повысить эффективность бюджетных расходов [7]. Институт инициативного бюджетирования успешно развивается и реализуется уже 30 лет более чем в 80 странах мира2.

В России механизмы инициативного бюджетирования применяются второе десятилетие, пройдя трансформацию в два этапа (2007—2015 гг. и с 2015 г.) [8]. Значимость для Российской Федерации механизмов инициативного бюджетирования, вовлечения институтов гражданского общества в бюджетный процесс подчеркивается в различных программных документах. Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»3 одними из основных направлений повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами являются:

— расширение охвата и развития практик инициативного бюджетирования с целью вовлечения граждан в бюджетный процесс;

— обеспечение функционирования единой цифровой площадки, посвященной вопросам развития и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации;

1 Можно говорить об участии граждан в бюджетном процессе лишь условно. В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации физические лица не являются участниками бюджетного процесса.

2 Минфин обеспечит внедрение и единую методологию применения подписанных Президентом законов об инициативном бюджетировании // Министерство финансов РФ. М., 2022. URL: https:// minfin.gov.ru/ru/press-center/?id 4=37129-minfin obespechit vnedrenie i yedinuyu metodologiyu primeneniya podpisannykh prezidentom zakonov ob initsiativnom byudzhetirovanii.

3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» : Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апр. 2014 г. № 320 : (ред. от 25 сент. 2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18, ч. III. Ст. 2166.

— оказание методической поддержки финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в развитии и реализации практик инициативного бюджетирования, а также в расширении типологии данного инструмента.

О необходимости развития механизмов инициативного бюджетирования упоминается также в Плане деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2021—2026 гг., утвержденном Минфином России 15 ноября 2021 г.4, а также в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.5

Широкое распространение в России практик инициативного бюджетирования иллюстрируют следующие данные — на территории 73 субъектов Российской Федерации заявлено о реализации 22,5 тыс. проектов инициативного бюджетирования, суммарное финансирование которых составило 31,8 млрд р., что более чем на 30 % выше уровня 2019 г.6 Причем в период пандемии коронавирусной инфекции в 2020—2021 гг. уровень охвата регионов России, развивающих практики инициативного бюджетирования, увеличился и составил более 86 %7.

На сегодняшний день в организации процессов инициативного бюджетирования на субфедеральном уровне сделано немало — созданы необходимые нормативная правовая и методическая базы.

Развитие практик реализации инициативного бюджетирования напрямую связано с построением эффективной системы правового регулирования обозначенной сферы [9]. В 2020 г. в федеральные законы внесены поправки, призванные легализовать практики инициативного бюджетирования8. Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации стали употребляться новые категории «инициативные платежи», «инициативные проекты». Следует обратить внимание, что законодатель отказывается от использования доктринальной категории «инициативное бюджетирование», которая однако присутствовала в первоначальном (внесенном в Государственную Думу Российской Федерации) законопроекте (например, «предлагалось понятие проект «инициативного бюджетирования»9) и активно употребляется в сопровождающих данный законопроект документах10. Причиной этого послужили вполне обоснованные замечания Министерства финансов Российской Федерации11 и иных субъектов, сводящиеся к необходимости оперирования в законопроекте категориями, предусмотренными бюджетным законодательством Российской Федерации. Как совершенно справедливо подчеркивает С.В. Рыбакова, применение термина «бюджетирование» («инициативное бюджетирование»)

4 План деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2021—2026 годы : утв. Министерством финансов Российской Федерации России 15 нояб. 2021 г. // СПС «Консультант-Плюс». Документ опубликован не был.

5 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

6 Там же. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/7id 4=134362.

7 Количество регионов, участвующих в реализации практик инициативного бюджетирования, в период пандемии выросло // Минфин России. М., 2022. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-cen-ter/?id 4=37531-sergei romanov kolichestvo regionov uchastvuyushchikh v ryealizatsii praktik initsiativnogo byudzhetirovaniya v period pandemii vyroslo.

8 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 20 июля 2020 г. № 216-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

9 Пакет документов при внесении законопроекта N° 893063-7. URL: file:///C:/Users/ttt/Down-loads/157180989-157181087%20(1).pdf.

10 Официальный отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект № 893061-7. URL: file:///C:/Users/ttt/Downloads/%D0%9E%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%B-B%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D0%B7%D1%8B%D0%B2.pdf.

11 О развитии нормативно-правового регулирования Инициативного бюджетирования в России // Минфин России. М., 2022. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/7id 4=36960-zammin-istra aleksei lavrov prinyal uchastie v soveshchanii komiteta soveta federatsii.

может быть уместно для характеристики «неформальных аспектов бюджетного процесса (технических, технологических, интеллектуальных и т.п.) как собирательное понятие» и вполне допустимо в актах стратегического планирования и в научной деятельности, но не в нормативных правовых актах [10].

В целом, указанные изменения позволяют активным заинтересованным гражданам в соответствующей правовой форме направлять денежные средства на реализацию с помощью органов публичной власти разнообразных проектов и контролировать данный процесс.

Особо следует подчеркнуть, что легальная категория «инициативный проект» увязывается с реализацией мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления (ст. 26.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»12). Иными словами, практика инициативного бюджетирования нормативно урегулирована только для муниципального уровня, что вполне логично и разумно с учетом сложившейся системы распределения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти.

При этом Федеральным законом о местном самоуправлении определены общие требования к инициативной группе, состав сведений, содержащихся в инициативном проекте, императивно, исчерпывающим перечнем урегулированы основания отказа местной администраций в поддержке инициативного проекта, а также установлено обязательное рассмотрение инициативного проекта на сходе, собрании или конференции граждан до момента его внесения в местную администрацию, обязательное опубликование инициативного проекта и размещение его на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Наряду с этим, муниципальным нормативным правовым актом устанавливаются порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора. Указанные вопросы в отношении проектов, финансируемых за счет межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Таким образом, Федеральным законом о местном самоуправлении публичным органам субфедерального уровня предоставлены довольно широкие полномочия по организации инициативного бюджетирования на своей территории. При отсутствии единой императивно-установленной методики реализации инициативных проектов это позволяет им реализовывать самые разнообразные практики, что несомненно необходимо в условиях неравномерного социально-экономического развития регионов и их спецификой [11].

Для уяснения сложившейся системы регионального правового регулирования представляется целесообразным исследование региональных нормативно-правовых автор субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа (далее по тексту — СФО).

Анализ нормотворческой практики субфедерального уровня в сфере регулирования вопросов реализации инициативного бюджетирования выявил отсутствие единых подходов в данном вопросе [12]. При этом субфедеральное регулирование включает в себя два уровня: законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации; муниципальные нормативные правовые акты. В рамках настоящей работы рассмотрим только первый их них.

12 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3 : (ред. от 30 дек. 2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N° 40. Ст. 3822. Далее по тексту — Федеральный закон о местном самоуправлении.

По данным Министерства финансов Российской Федерации в 9 из 10 субъектов Российской Федерации в составе СФО своими нормативными правовыми актами утвердили мероприятия по развитию инициативного бюджетирования13. При этом лишь в одном субъекте Российской Федерации — Кемеровской области действует специальный законодательный акт, посвященный вопросам инициативного бюджетирования — Закон Кемеровской области «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Кемеровской области — Кузбассе»14. Указанным законом определены цели, задачи и принципы инициативного бюджетирования, урегулированы вопросы рассмотрения проектов инициативного бюджетирования, урегулированы порядок проведения конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования областной комиссией, финансирование указанных проектов, особенности распределения субсидий на проекты инициативного бюджетирования местным бюджетам из областного бюджета, а также отдельные вопросы деятельности уполномоченного исполнительного органа государственной власти Кемеровской области — Кузбасса по реализации инициативного бюджетирования. Урегулирование данных вопросов именно законодательным актом подчеркивает особую их значимость для области, что является несомненно положительным фактом.

Вместе с тем, анализируя указанный закон, необходимо отметить некоторое его несоответствие текущему федеральному законодательству. Прежде всего обращает на себя внимание использование в указанном законе категории «инициативное бюджетирование», определяемой как форма участия населения муниципальных образований Кемеровской области в решении вопросов местного значения посредством определения направлений расходования бюджетных средств. Поскольку данный термин не применяется и не раскрывается в федеральном законодательстве его использование и определение в законе субъекта является превышением его нормотворческой компетенции (ст. 76 Конституции Российской Федерации). Также необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом о местном самоуправлении) понятия «проект инициативного бюджетирования», «уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кемеровской области — Кузбасса по реализации инициативного бюджетирования в Кемеровской области».

В трех субъектах Российской Федерации СФО в законодательных актах упоминается о инициативных проектах. Так, Законом Иркутской области «Об основах назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Иркутской области»15 урегулирован порядок назначения и проведения опроса граждан муниципалитета по вопросам поддержки инициативных проектов. В Красноярском крае реализация инициативных проектов законодательно определена в качестве направления государственной поддержки развития местного самоуправления16. При этом установлено, что в Красноярском крае реализуется

13 Перечень субъектов Российской Федерации, утвердивших в составе нормативных правовых актов мероприятия по развитию инициативного бюджетирования // Минфин России. М., 2022. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id 4=134939.

14 О реализации проектов инициативного бюджетирования в Кемеровской области — Кузбассе : Закон Кемеров. обл. от 14 нояб. 2018 г. № 90-ОЗ : (ред. от 28 мая 2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

15 Об основах назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Иркутской области : Закон Иркут. обл. от 2 марта 2016 г. № 7-ОЗ : (ред. от 13 июля 2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

16 О государственной поддержке развития местного самоуправления Красноярского края : Закон Краснояр. края от 7 июля 2016 г. № 10-4831 : (ред. от 18 марта 2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

поддержка инициативных проектов на основе конкурсного отбора путем предоставления субсидий или иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований. Кроме того, указанным законом на органы государственной власти края, краевые учреждения в пределах их компетенции возлагается обязанность оказывать методическую и консультативную помощь в реализации инициатив населения. Похожие нормы содержатся в Законе Томской области «О межбюджетных отношениях в Томской области»17, которым установлено, что в составе областного бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам муниципальных образований Томской области на финансовую поддержку инициативных проектов, выдвигаемых муниципальными образованиями Томской области, распределяемые на конкурсной основе.

Вопросы, связанные с формированием и реализацией инициативных процессов, регулируются субъектами Российской Федерации также подзаконными актами. Так, в Кемеровской области в целях развития механизмов инициативного бюджетирования и определения наиболее значимых проблем муниципальных образований подзаконным нормативным актом оформлено решение о создании конкурсной комиссию по проведению конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования «Твой Кузбасс — твоя инициатива», утвержден ее состав, а также утвержден порядок проведении этого конкурсного отбора18. Вопросы проведения конкурсного отбора также урегулированы в Республике Алтай19, Новосибирской области20, Омской области21.

В Иркутской области действует постановление Правительства области «О предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софи-нансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий перечня проектов народных инициатив»22. Аналогичные нормативные правовые акты приняты в Красноярском крае23.Кеме-

17 О межбюджетных отношениях в Томской области : Закон Томской обл. от 13 авг. 2007 г. № 170-03 : (ред. от 9 нояб. 2020) // Собрание законодательства Томской области. 2007. № 8.

18 Об областной конкурсной комиссии, порядке рассмотрения и проведении конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования «Твой Кузбасс — твоя инициатива» в Кемеровской области — Кузбассе : Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 дек.2018 г. № 565 : (ред. от 19 апр. 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

19 Об утверждении Правил проведения конкурсного отбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на территории Республики Алтай в рамках реализации проекта «Инициативы граждан» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай : Постановление Правительства Республики Алтай от 8 апр. 2020 г. № 127 : (ред. от 19 мая 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

20 О реализации на территории Новосибирской области инициативных проектов : Постановление Правительства Новосибирской области от 6 июня 2017 г. № 201-п : (ред. от 20 апреля 2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

21 О конкурсном отборе инициативных проектов на территории Омской области : Постановление Правительства Омской области от 7 апр. 2021 г. № 133-п : (ред. от 6 апр. 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

22 О предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинанси-рования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий перечня проектов народных инициатив : Постановление Правительства Иркутской области от 14 февр. 2019 г. № 108-пп : (ред. от 16 мая 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

23 Об утверждении Порядка предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Красноярского края на осуществление расходов, направленных на реализацию мероприятий по поддержке местных инициатив : Постановление Правительства Краснояр. края от 31 дек. 2019 г. 793-п : (ред. от 28 дек. 2021) // Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края. URL: http://www.zakon.krskstate.ru.

ровской области24, Омской области25. Наличие блока таких региональных актов свидетельствует о большом значении бюджетного регулирования в процессе реализации инициативных проектов. В условиях перманентного бюджетного дефицита местных бюджетов межбюджетные трансферты из региональных бюджетов являются гарантией реализации инициатив граждан, проживающих в муниципалитетах.

В большинстве субъектов Российской Федерации СФО мероприятия по развитию инициативного бюджетирования включены в документы программного характера. При этом нередко в рамках программ, направленных на управление публичными финансами (например, в Алтайском крае26, Республике Тыва27, Ке-меровской28, Новосибирской29 и Томской областях30) предусматривается реализация мероприятий, направленных на развитие и расширение инициативного бюджетирования.

В Иркутской области программой «Экономическое развитие и инновационная экономика»31, предусмотрено, что в ходе реализации основного мероприятия подпрограммы «Обеспечение эффективного управления экономическим развитием Иркутской области» предполагается участие муниципальных образований Иркутской области в мероприятиях, направленных на предоставление субсидии на реализацию мероприятий перечня проектов народных инициатив, что, как предполагается, будет стимулировать инициативы в развитии экономического потенциала муниципальных образований Иркутской области, повышения инвестиционной привлекательности и доходности территорий муниципальных образований Иркутской области, формирования в муниципальных образованиях комфортных условий для проживания людей и укрепления сотрудничества и взаимодействия

24 Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Кемеровской области — Кузбасса на реализацию проектов инициативного бюджетирования «Твой Кузбасс — твоя инициатива» в Кемеровской области — Кузбассе» : Постановление Коллегии Администрации Кемеров. обл. от 11 дек. 2018 г. № 566 : (ред. от 19 апр. 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

25 Об утверждении Правил предоставления и методики распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование инициативных проектов : Постановление Правительства Омской обл. от 10 нояб. 2021 г. № 500-п : (ред. от 6 апр. 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

26 Об утверждении государственной программы Алтайского края «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» : Постановление Правительства Алтайского края от 29 окт. 2019 г. № 423 : (ред. от 6 мая 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

27 Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Повышение эффективности управления общественными финансами Республики Тыва на 2021—2023 годы» : Постановление Правительства Республики Тыва от 18 сент. 2020 г. № 461 : (ред. от 6 июня 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

28 Об утверждении государственной программы Кемеровской области — Кузбасса «Управление государственными финансами Кузбасса на 2014—2024 годы» : Постановление Коллегии Администрации Кемеров. обл. от 8 окт. 2013 г. № 421 : (ред. от 10 марта 2022) // Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области : сайт. URL: http://www.zakon.kemobl.ru.

29 О государственной программе Новосибирской области «Управление финансами в Новосибирской области» : Постановление Правительства Новосиб. обл. от 26 дек. 2018 г. № 567-пм : (ред. от 29 марта 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru.

30 Об утверждении государственной программы «Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области» : Постановление Администрации Томской обл. от 20 сент. 2019 г. № 329а : (ред. от 22 февр. 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.

31 Об утверждении государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019—2024 годы : Постановление Правительства Иркут. обл. от 12 нояб. 2018 г. № 828-пп : (ред. от 20 июня 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти Иркутской области. Примечательно, что программой отдельно предусматривается поддержка общественных инициатив, направленных на развитие туризма в Иркутской области.

В Красноярском крае — в рамках программы «Содействие развитию местного самоуправления»32 отдельной подпрограммой утверждена «Поддержка местных инициатив», задачами которой является обеспечение участия населения в выявлении и определении степени приоритетности проблем местного значения и развития общественной инфраструктуры населенных пунктов Красноярского края.

В Республике Алтай мероприятия по реализации инициативных проектов предусмотрены в двух программах — «Развитие образования»33 и «Формирование современной городской среды»34.

Необходимо подчеркнуть, что ключевую роль в определении методологии и стратегии развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации играют финансовые органы [13]. Так, Особую роль в формировании практики инициативного бюджетирования законодатель отводит Министерству финансов Российской Федерации, наделяя его полномочиями по оказанию региональным и муниципальным финансовым органам методологической поддержки в части реализации местных инициатив с участием граждан, а также по планированию и исполнению расходов субфедеральных бюджетов в целях реализации инициативных проектов. Анализируя успешные региональные практики, указанный органа осуществляет их типологизацию и излагает переработанный материал в соответствующих методических документах35. Таким образом, принятые новации призваны сформировать единые подходы к методическому обеспечению практик инициативного бюджетирования.

Подводя итог, следует отметить начавшийся процесс формирования комплекса региональных правовых актов, направленных на формирование и стимулировании на уровне муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации практик инициативного бюджетирования, методологом которых выступает Министерство финансов Российской Федерации. С учетом положений федерального законодательства указанными нормативными правовыми актами целесообразно урегулировать прежде всего саму возможность субъекта Российской Федерации организовывать (стимулировать) реализацию инициативных проектов, их конкурсный отбор, а также предоставление тех в тех или иных формах межбюджетных трансфертов денежных средств на софинансирование гражданских инициатив.

32 Об утверждении государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления» : Постановление Правительства Краснояр. края от 30 сент. 2013 г. № 517-п (с послед. изм. от 17 мая 2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края. URL: http://www.zakon.krskstate.ru.

33 Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Развитие образования: постановление Правительства Республики Алтай от 5 июля 2018 г. № 213 : (ред. от 20 июня 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

34 Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Формирование современной городской среды» : Постановление Правительства Республики Алтай от 29 авг. 2017 г. № 217 : (ред. от 11 марта 2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

35 Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации : утв. Минфином России : (ред. от 22 дек. 2021) // СПС «Консуль-тантПллюс». Документ опубликован не был; Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях // Минфин России. М., 2022. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/Doklad o luch-shikh praktikakh initsiativnogo budzhetirovaniya 2021.pdf.

Список использованной литературы

1. Беликов Е.Г. Развитие принципа демократизма в финансовом праве в условиях формирования социального государства / Е.Г. Беликов. — EDN TPJBOH // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 4. — С. 11-15.

2. Смирнов Д.А. Финансово-правовое регулирование инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации / Д.А. Смирнов. — DOI 10.24412/1608-8794-2021-1-148155. — EDN HETMME // Правовая политика и правовая жизнь. — 2021. — № 1. — С. 148-155.

3. Файберг Т.В. Развитие теории бюджетирования в сфере государственных (муниципальных) финансов / Т.В. Файберг. — DOI 10.17150/2411-6262.2019.10(3).10. — EDN RJPIWW // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 3. — URL: http://brj-bguep.ru/ reader/article.aspx?id=23268.

4. Хохлова Н.С. Асимметрия в системе государственного управления доходами и расходами бюджетов / Н.С. Хохлова, Г.В. Иванько. — DOI 10.17150/2500-2759.2017.27(3).380-388. — EDN ZHTQBB // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — Т. 27, № 3. — С. 380-388.

5. Бауэр В.П. Перспективы компенсации муниципальных налогов средствами инициативного бюджетирования / В.П. Бауэр. — EDN YVTMFF // Налоги. — 2018. — № 3. — С. 3-7.

6. Миронова С.М. Правовое обеспечение финансового участия населения в реализации проектов инициативного бюджетирования / С.М. Миронова. — EDN JJECFC // Вестник Сургутского государственного университета. — 2019. — № 2 (24). — С. 85-90.

7. Беленчук А.А. Инициативное бюджетирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов / А.А. Беленчук, В.В. Вагин, И.Е. Шульгаю — EDN ZCSSBP // Финансы. — 2017. — № 8. — С. 10-21.

8. Филиппова Н.А. Инициативное бюджетирование как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления: региональные стратегии / Н.А. Филиппова. — EDN ZYIQXH // Вестник Сургутского государственного университета. — 2019. — № 2 (24). — С. 102-109.

9. Березина Е.А. Критерии оценки эффективности правового регулирования как правовой технологии / Е.А. Березина. — DOI 10.17150/1819-0928.2021.22(2).84-95. — EDN MUPVWU // Академический юридический журнал. — 2021. — № 2 (84). — С. 84-95.

10. Рыбакова С.В. Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права / С.В. Рыбакова. — DOI 10.18572/1813-1220-2022-5-12-18. — EDN WZNZYT // Финансовое право. — 2022. — № 5. — С. 12-18.

11. Белостоцкий А.А. Практика реализации инициативного бюджетирования на региональном уровне / А.А. Белостоцкий. — EDN XVAZTF // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы пути и их решения : материалы 8-ой Междунар. науч.-практ. конф., Курск, 30 июня 2018 г. — Курск, 2018. — С. 59-65.

12. Яговкина В.А. Инициативное бюджетирование в нормативных актах субъектов Российской Федерации / В.А. Яговкина. — EDN XTLAKT // Общественные финансы. — 2018. — № 36. — С. 45-55.

13. Вагин В.В. Программы (концепции) развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации / В.В. Вагин. — EDN GYNPVC // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2020. — Т. 7, № 2. — С. 76-104.

References

1. Belikov E.G. Development of the Democracy Principle in the Financial Law under Formation of Social State. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = State Power and Local Self-Government, 2016, no. 4, pp. 11-15. (In Russian). EDN: TPJBOH.

2. Smirnov D.A. Financial and Legal Regulation of Initiative Budgeting in the Constituent Entities of the Russian Federation. Pravovaja politika i pravovaja zhizn' = Legal Policy and Legal Life, 2021, no. 1, pp. 148-155. (In Russian). EDN: HETMME. DOI: 10.24412/16088794-2021-1-148-155.

3. Faiberg T.V. Development of Theory of Budgeting in the Sphere of Governmental (Municipal) Finance. Baikal Research Journal, 2019, vol. 10, no. 3. (In Russian). EDN: RJPIWW. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(3).10.

4. Khokhlova N.S., Ivanko G.V. Asymmetry in the System of State Management of Revenues and Expenditures of Budgets. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2017, vol. 27, no. 3, pp. 380-388. (In Russian). EDN: ZHTQBB. DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(3).380-388.

5. Bauer V.P. Prospects of Municipal Tax Recovery by Means of Initiative Budgeting. Nalogi = Tax, 2018, no. 3, pp. 3-7. (In Russian). EDN: YVTMFF.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mironova S.M. Legal Support of Financial Participation of Population in Implementation of Participatory Budgeting Projects. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta = The Surgut State University Bulletin, 2019, no. 2, pp. 85-90. (In Russian). EDN: JJECFC.

7. Belenchuk A.A., Vagin V.V., Shulga I.E. Initatiive Budgeting as a Tool for Improving the Efficiency of Budget Spending. Finansy = Finance, 2017, no. 8, pp. 10-21. (In Russian). EDN: ZCSSBP.

8. Filippova N.A. Participatory Budgeting as Form of Public Participation in Implementation of Local Self-Government: Regional Strategy. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta = The Surgut State University Bulletin, 2019, no. 2, pp. 102-109. (In Russian). EDN: ZYIQXH.

9. Berezina E.A. Criteria of the Evaluation of the Effectiveness of Legal Regulation as a Tecnology of Law. Akademicheskii yuridicheskii zhurnal = Academic Law Journal, 2021, no. 2, pp. 84-95. (In Russian). EDN: MUPVWU. DOI: 10.17150/1819-0928.2021.22(2).84-95.

10. Rybakova S.V. Participatory Budgeting as a New Budget Law Category. Finansovoe pravo = Financial Law, 2022, no. 5, pp. 12-18. (In Russian). EDN: WZNZYT. DOI: 10.18572/1813-1220-2022-5-12-18.

11. Belostotsky A.A. The Practice of Implementing Initiative Budgeting at the Regional Level. Management of Social and Economic Development of Regions: Problems of the Path and their Solutions. Materials of the 8th International Scientific and Practical Conference, Kursk, June 30, 2018. Kursk, 2018, pp. 59-65. (In Russian). EDN: XVAZTF.

12. Yagovkina V.A. Initiative Budgeting in the Regulations of the Subjects of the Russian Federation. Obshchestvennye finansy = Public Finance, 2018, no. 36, pp. 45-55. (In Russian). EDN: XTLAKT.

13. Vagin V.V. Programs (Concepts) of Development of Initiative Budgeting in the Constituent Entities of the Russian Federation. Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee = Russian Regions: a Sight into the Future, 2020, vol. 7, no. 2, pp. 76-104. (In Russian). EDN: GYNPVC.

Информация об авторах

Пятковская Юлия Валерьевна — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры предпринимательского и финансового права, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, julart@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4971-7761, SPIN-код: 6542-4326, Scopus Author ID: 57205212019, ResearcherID: ABH-9005-2020.

Васильева Наталья Викторовна — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры предпринимательского и финансового права, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, nativi@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6522-6383, SPIN-код: 3563-1619, Scopus Author ID: 57205210628, ResearcherID: ABH-8728-2020.

Authors

Yulia V. Pyatkovskaya — D.Sc. in Law, Associate Professor, Professor at the Department of Business and Financial Law, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, julart@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4971-7761, SPIN-Code: 6542-4326, Scopus Author ID: 57205212019, ResearcherID: ABH-9005-2020.

Natalya V. Vasiljeva — D.Sc. in Law, Associate Professor, Professor at the Department of Business and Financial Law, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, nativi@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6522-6383, SPIN-Code: 3563-1619, Scopus Author ID: 57205210628, ResearcherID: ABH-8728-2020.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Пятковская Ю.В. Инициативное бюджетирование в Сибирском федеральном округе: сравнительно-правовое исследование / Ю.В. Пятковская, Н.В. Васильева — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).40. — EDN WTZTWN // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 3.

For Citation

Pyatkovskaya Yu.V., Vasiljeva N.V. Initiative Budgeting in the Siberian Federal District: Comparative Legal Analysis. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 3. (In Russian). EDN: WTZTWN. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.