Научная статья на тему 'Реализация медиасценария в современном медиаперфомансе (на примере свадьбы)'

Реализация медиасценария в современном медиаперфомансе (на примере свадьбы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
336
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАДЕБНЫЙ ПЕРФОМАНС / МЕДИАПРЕЗЕНТАЦИЯ / МЕДИАСЦЕ-НАРИЙ / МЕДИАСЮЖЕТ / МЕДИАСМЫСЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Желтухина М.Р., Доброниченко Е.В.

В исследовании авторы установили, что медиапрезентация свадебного перфоманса поливариантное моделирование реальных свадебных событий, определяющее эффективность СМИ. Медиасценарий, располагаясь между медиасюжетом и медиасмыслом, выступает связующим звеном: единичные ситуация и событие в СМИ соотносятся с типовой ситуацией, представленной в СМИ, и смысл медиатекста прочитывается как смысл медиатекстовой ситуации. Медиасценарии современного медиаперфоманса неоднородны и представлены событийными, метафорическими и этическими разновидностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация медиасценария в современном медиаперфомансе (на примере свадьбы)»

М. Желтухина, Е. Доброниченко

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕДИАСЦЕНАРИЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПЕРФОМАНСЕ (на примере свадьбы)

Публичная коммуникация занимает особое место в жизни современного человека в информационном обществе, понимается как коммуникация перед другим человеком или группой, возможно с их участием. Перфоманс как процессуальный вид публичной коммуникации (дискурсивной практики) обладает особой энергетичностью и напоминает театральную форму исполнения, целью которой является воплощение некой идеи (в процессе создания определенного смыслового пространства), что часто достигается выходом перфомансера за пределы неких норм. Перфоманс включает как элементы режиссуры, так и импровизации.

Процессуальность предполагает ритуализованность и динамичность развития события. Ритуализация общения направлена на развлечение адресанта при достижении желаемого результата и на развлечение адресата, участвующего в театрализованном ритуале. Вслед за В.И. Карасиком, к важнейшим признакам ритуальной коммуникации мы относим высокую символическую нагруженность, содержательную рекурсивность и жесткую формальную фиксацию. Тот факт, что практически все атрибуты ритуального действия (предметы, цвета, пища и т.д.) маркируются повышенной семиотической нагруженностью, подтверждает значимость символической функции ритуала. Социокультурное значение ритуала ярко проявляется в современном мире благодаря процессам глобализации, приводящим к обогащению культуры новыми ценностями и мировоззренческими смыслами.

Известно, что один и тот же концепт может интерпретироваться в сознании на основе актуализации предметного или динамического начала. Например, свадьба, будучи ритуалом, представляет собой в большей степени общественно значимое событие, нежели образ, может рассматриваться как процесс, как ряд ярких эмоциональных образов или последовательность событий (сватовство, объявление о помолвке, бракосочетание, медовый месяц). Г.Г. Почепцов относит свадьбу к перфомансной коммуникации как сообщение, расположенное в пространстве, ритуал, который вносит изменения в статус участников (невеста и жених становятся мужем и женой) и имеет следующую модель, предложенную Р. Шехнером1:

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 1 -> ПЕрфомаНС -> ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 2.

Будучи сюжетной основой медиатекста, свадьба превращает его в перфо-мансное коммуникативное событие (медиаперфоманс). В современном ме-диадискурсе часто встречаются такие понятия, как перфоманс, перфомансная

коммуникация, перфомансный дискурс2'3,4,5. Становясь частью медиадискурса, свадебный перфоманс трансформируется в свадебный медиаперфоманс по предлагаемой нами модели:

ПЕРФОМАНС -> МЕДИАТЕКСТ -> МЕДИАПЕРФОМАНС.

По сути свадебный перфоманс репрезентируется в медиаперфомансе. Традиционно под репрезентацией понимают создание образа чего-либо, дающего определенное представление об объекте, представление объекта, но не прямое, коим выступает презентация, а опосредованное, т. е. посредством каких-либо идей или образов. Наиболее общее определение может быть зафиксировано как «представление одного в другом и посредством другого»6. Зачастую граница между презентативностью и репрезентативностью размыта. Рассматривая в данном случае представление свадебного ритуала в СМИ, правомерно говорить о медиапрезентации ритуала.

Процессуальный, событийный аспект изучения медиаперфоманса невольно обращает исследователей (А.П. Бабушкин, В.В. Богуславская, А. Вежбицкая, О.П. Воробьева, Х. Гейвин, С.В. Иванова, М.Р. Желтухина, Е.В. Зеленева, В.И. Ка-расик, В.В. Красных, В.А. Марьянчик, В.А. Маслова, И.В. Рогозина, А.П. Чудинов, К. Шайтер и др.) к основной когнитивной структуре, типизирующей образ события в сознании адресанта и адресата, — к сценарию. Медиасценарий понимается нами как некая цепочка событий, эпизодов одного события, действий, которые, разворачиваясь в некотором пространстве и времени и предполагая достижение некоторой цели, продуцируются и ретранслируются в СМИ. Сценарий моделируется в виде совокупности событийных пропозиций и связан с фреймом, концептом, стереотипом.

Понятия фрейм и сценарий в научной литературе сближаются. Термины могут употребляться в качестве синонимов для обозначения ситуации как последовательности действий. Однако в ряде работ данные единицы различаются, сценарий рассматривается как более общее понятие, как система / ряд фреймов, ситуаций78910 и др. Мы придерживаемся именно этой точки зрения, представляя сценарий, как структуру более сложную, чем фрейм, как совокупность фреймов.

В неразрывности формы и содержания медиатекста раскрывается лингвистическая интерпретация медиасценария адресанта. Медиасценарий в современном медиаперфомансе реализуется в медиатексте с помощью вербальных маркеров (темпорального, локального, ролевого, поведенческого), которые помогают создать образ сцен (участников, времени, места) и их последовательности. Анализ медиатекста в событийном аспекте предполагает моделирование и интерпретацию медиасценария.

Медиакоммуникация осуществляется по модели, где основными компонентами выступают интенция адресанта, порождающего и направляющего сообщение адресату по определенному информационному каналу, реакция

адресата на воспринятое и интерпретированное им сообщение. Проанализируем медиасценарий с позиции адресанта, преобразующего реальную действительность в медиатекст.

Вслед за И.В. Рогозиной11, мы представляем перевод действительности в вербальную форму следующей последовательностью действий субъекта:

1) выбор фрагмента реальности,

2) выбор события,

3) соотнесение события с возможными сценариями,

4) выбор аспектов события,

5) выбор языковых средств.

Нельзя не согласиться с тем, что, прежде всего, автор медиатекста решает, какой фрагмент действительности и какое событие осветить, иначе говоря, выбирает объект. Так, например, за последнее время объектами интереса многих журналистов были британский принц Уильям и его невеста Кейт Миддлтон. Сюжетной основой многочисленных медиатекстов стали: предложение принца невесте, их предсвадебное турне по стране, выпуск серии юбилейных монет с их изображением и т.п.1213. С позиции адресанта медиасценарий принимает следующий вид:

1) выбор фрагмента реальности (планируемая свадьба британского принца Уильяма и Кейт Миддлтон),

2) выбор события (предсвадебное турне по стране),

3) соотнесение события с возможными сценариями и

4) выбор аспектов события (особенность предсвадебного турне — посещение шотландского университета Сэйнт-Эндрюс, где Уильям и Кейт ранее вместе учились и познакомились; рассуждения о начале особенных романтических отношений принца и Кейт, которые и должны в скором будущем привести к особенной королевской свадьбе),

5) выбор языковых средств (метафоры, эпитеты, сравнения, контекстуальные синонимы и др.: пара — будущая королевская чета; принц и невеста; жених и невеста; девушка из хорошей семьи и будущий король; принц — бывший студент и будущий монарх; наследник монаршего трона; Кейт — молодая, неопытная Кейт; Кэтрин; будущая герцогиня, невеста наследного принца; университет — альма-матер, родные стены; поездка — их первый официальный визит в качестве жениха и невесты; экспрессивное средство, заставляющее поверить в настоящую любовь этой пары — прямая речь продавщицы одного из местных магазинчиков и т.д.).

Естественно, для того чтобы событие могло попасть в СМИ, субъекту медиатекста нужно определить, в чем его особенность, для этого автор соотносит событие с возможными сценариями, а затем отбирает наиболее интересные аспекты. Например, особенностью предсвадебного турне принца Уильяма и его невесты Кейт Миддлтон стало посещение ими шотландского университета

Сэйнт-Эндрюс, где они ранее вместе учились и познакомились. Это и отличает данную пару от многих других, а приезд в университет становится для автора медиатекста отправной точкой для дальнейших рассуждений о начале особенных романтических отношений принца и Кейт, которые и должны в скором будущем привести к особенной королевской свадьбе:

(1) Британский принц Уильям и его невеста Кейт Миддлтон отправились в предсвадебное турне по стране. Спустив на воду спасательную шлюпку в Уэльсе, они посетили шотландский университет Сэйнт-Эндрюс, где и познакомились 8 лет назад.

Журналисты отслеживают каждый жест будущей королевской четы. С одной стороны проверяют — не подведет ли корону молодая неопытная Кейт. С другой — монаршая свадьба и всё, что с ней связано, — это грамотный и изящный способ пополнить кризисный британский бюджет.

Бывший студент и будущий монарх возвращается в альма-матер — университет Сэйнт-Эндрюс, чтобы поздравить родные стены с 6-вековым юбилеем. Принцу Уильяму — наследнику монаршего трона — профессура оказывает все причитающиеся почести, но, как и по всей стране, взгляды жителей шотландского городка Файф прикованы к его спутнице. Свадьба назначена на 29 апреля, а эта поездка — их первый официальный визит в качестве жениха и невесты.

Кейт Миддлтон, которую после объявления помолвки все чаще называют Кэтрин, своего принца встретила именно здесь, в Сэйнт-Эндрюс. Они вместе изучали историю искусства и жили по соседству. Где точно познакомились девушка из хорошей семьи и будущий король — неизвестно, но владельцы местных магазинчиков наперебой рассказывают приезжим, что случилось это именно в их заведении ,..14.

Создание образа события в тексте предполагает апелляцию к тому или иному сценарию, включенному в картину мира адресанта/адресата. Сценарий помогает установить причинно-следственные связи, стереотипизировать отдельные сцены, создать фрейм и вербализировать социальное событие. Сценарий, сигналы которого включены в текст, можно рассматривать как интерпретацию события. Маркерами сценария служат единицы различных лек-сико-семантических групп. Одно и то же реальное событие всегда может быть представлено в разных информационных образах. Главную роль при этом играет сценарий, с которым соотносит событие в тексте автор и с которым соотносит событие в сознании адресат. Сценарии, заложенные, закодированные в тексте, обнаруживаются посредством экспликации топика(-ов) текста в заглавии, в ключевых словах. Однако в медиатексте ситуации или события отражаются через призму индивидуального восприятия его автора и в зависимости от его коммуникативно-прагматических интенций. Нередко в свадебном медиаперфомансе мы имеем дело с сюжетными трансформациями, из-за которых со-

бытие искажается, порой, настолько, что можно говорить о создании образа «псевдособытия». Выделяются три основных типа медийной репрезентации

онтологической реальности: отражение, реконструкция, миф15. В свадебном медиаперфомансе нами выделены все перечисленные типы медиапрезента-ции реальности, которые проиллюстрированы ниже примерами медиатекстов о свадьбе Аллы Пугачевой и Максима Галкина.

1. Отражение предполагает наиболее точное, максимально приближенное к реальности воспроизведение событий. Примером отражения могут служить новостные медиатексты, в которых максимально объективно и достоверно освещаются те или иные события, связанные со свадьбой. Для данного типа медиапрезентации характерно фактическое отсутствие аналитически-коммен-тирующего и оценочного компонентов. Наличие цитатной речи, ссылок на источник информации также является особенностью такого рода медиатекстов. Например,

(1) Алла Пугачева и Максим Галкин. 10 лет вместе

10 лет совместной жизни — это знаменательное событие. Называется эта годовщина «розовая свадьба». В соответствии с этим, символом юлея является роза. А она всегда символизировала сильное чувство и страсть. / По традиции, в день розовой свадьбы принято дарить букеты роз, к праздничному столу подавать жареную птицу под розовым соусом, а в бокалы наливать исключительно розовое вино или шампанское. / Сегодня весь дом Аллы Пугачевой и Максима Галкина утопает в цветах. Первые букеты друзья стали присылать еще со вчерашнего дня. С каждым часом букетов становится все больше и больше. Но распределение цветов — это приятные хлопоты. А вечером поздравить Аллу и Максима придут самые близкие и верные друзья, которые не раз поднимут бокалы за самую крепкую пару страны16.

(2) Свадьба Пугачевой и Галкина состоится 24 декабря / На торжестве будут присутствовать только близкие и родственники пары.

Ряд СМИ сегодня заявили о скором бракосочетании певицы Аллы Пугачевой и шоумена Максима Галкина. Как пишет «Комсомольская правда», торжество произойдет накануне католического Рождества, 24 декабря. / На церемонии будут присутствовать только родственники и самые близкие друзья пары, среди которых модельер Валентин Юдашкин, певцы Николай Басков и Александр Буйнов. Сама пара комментариев по этому поводу не дает. / Сотрудники приглашенного на свадьбу Валентина Юдашкина заявляют, что ничего о свадьбе не знают. Алла Пугачева на все подобные слухи, возникавшие ранее, каждый раз говорила, что «разочарована в институте брака». «Поэтому предпочитаю быть за мужчиной, а не за мужем», — всегда заявляла она17.

2. РЕКОНСТРУКЦИЯ. Большей репрезентативностью в медиадискурсе обладает реконструкция, которую мы скорее назвали бы трансформацией, ко-

торая допускает большую свободу интерпретации со стороны СМИ, реальное событие заново «конструируется» в медиапространстве на основе тех или иных идейных установок. Отличительным признаком медиатрансформации является присутствие аналитически-комментирующей и идеологически-оценочной части. Преобладание данного типа медиапрезентации вполне понятно. На это еще указывал Т.А. ван Дейк: «События и явления не обладают значением сами по себе, эти значения конструируются при сообщении о событиях на основе взаимодействия многих социально-идеологических факторов — классовой принадлежности, гендера, расы, культуры, политических убеждений и т.д.»18. Например,

(3) Пугачева берет за себя Галкина

Этот слух близок к истине как никогда. 2011-й близится к финалу, но рано, ох как рано подводить светские итоги года. / Ведь нет еще главного выхода главного действующего лица светской тусовки — еще не показала нам себя во всей своей красе Алла Борисовна Пугачева. А хороша она будет как никогда. И не позже нынешней субботы, кануна католического Рождества. Именно в этот день Примадонна наденет свадебный наряд. Во всяком случае, про это говорит сейчас вся светская тусовка, выспрашивая друг у друга: а кто, собственно, приглашен? /Да, она собирается замуж в пятый раз. А что такого? / Регистрации отношений, уже давно ставших в глазах россиян вполне законными, между Пугачевой и Галкиным ждали давно. Во всяком случае, журналисты. Особенно глянцевых изданий: ведь Алла Борисовна в фате — это такие «продажные» обложки! Хочет ли замуж Пугачева? Ну так не родилась еще на свет женщина, которой не был бы к лицу свадебный наряд! Хотел ли получить штамп в паспорте Максим Галкин? Почему нет? Ведь другой претендентки на его руку и сердце пока не наблюдается. Ни разу за все время, пока пресса обсасывала роман Примадонны с Припародистом, не появлялась даже мельком новость, что у Галкина якобы есть еще кака-ято зазноба. Любовь? Лебединая верность? Ну... естественно! А раз так, то, как говорится, если красть, то миллион, если спать, то с королевой... Ну а жениться, то на Пугачевой, конечно. / Но, как известно, для некоего действия — чтобы Галкину с Пугачевой и дальше не жить гражданским браком? как-никак уж более десяти лет вместе! — нужен некий толчок, то бишь информационный повод. Что могло послужить поводом для внезапного факта обоюдного окольцовывания? Рассмотрим те обстоятельства, что могли повлиять на решения Пугачевой сказать «да». / Обстоятельство первое — в конце декабря подводятся итоги лотереи: кому быть певцом года. / Напомним читателям прошлый год: декабрь 2010-го, «Золотой граммофон», Киркоров наотмашь бьет по лицу и ниже помощника режиссера Марину Ябло-кову, далее скандал с угрозами посадить поп-короля на нары, его публичное признание себя «неадекватом», путешествие в Израиль в психиатрическую

клинику, долгое перетирание в прессе всех сопутствующих обстоятельств, тяжелое примирение сторон, и ...Киркоров становится певцом года! Впервые за долгие годы вытеснив с этой позиции Саму! Парадокс? Шок? Прикол? Насмешка? Неважно. Что бы это ни было — Пугачевой оно понравиться не могло. / Вернемся в наши дни. Ноябрь 2011-го. «Золотой граммофон». Киркоров наотмашь... сообщает стране, что у него в Америке родилась дочь. Взрыв обывательского интереса, лихорадочные поиски в прессе кандидата на роль матери, шокирующее признание Фила, что ребенок рожден суррогатным способом, памперсный торт в подарок, походы под телекамеру счастливого отца по магазинам детских товаров в поисках рождественских игрушек для месячного ребенка, и Филипп становится... Минуточку! Один раз — это случайность, два — уже закономерность. А значит... «И тут выхожу я, вся в белом!» — могла бы прикинуть Примадонна, если бы хотела перебить поп-королю весь пиар. / Но не исключено, что по столь мизерному поводу — уж настоялась она в первых строчках этих опросов за свои сорок славных лет — Пугачева не стала бы париться в ресторане под фотоблики с фатой на многострадальной голове. Что она, Арлекин, что ли, в конце концов? / Не исключено, что подвигло ее на это... Помните, было время, когда людям не рекомендовали ходить на крестный ход? Особенно молодежи? Что для этого делали? Правильно, транслировали на ТВ сольный концерт Пугачевой. И большинство — разумеется, те, что не были, говоря нынешним языком, «церковным электоратом», а были просто любопытствующими и сочувствующими, — в церкви не ходили. Они смотрели концерт, потому как в другое время увидеть Пугачеву по ТВ возможности не имелось. А видеомагнитофоны тогда были большой редкостью. Алла Борисовна больше не поет, это верно. Но медийным лицом от этого она быть не перестала. А что у нас в смысле «ходов» планируется на субботу? Митинг оппозиции? Конечно, те, кто туда собирается, не поменяют место сбора и не пойдут вместо протестов глазеть на брачащуюся Пугачеву. Но те, кто любит не столько ходить, сколько смотреть новости да по поводу их судачить, вполне могут переключить свое внимание с протестующих на счастливых. Особенно если последние — такие яркие медийные персоны, как Пугачева и Галкин. / А кто бы мог предложить Пугачевой такой политический пиар-ход? А, скажем, новый возможный кандидат в президенты — Прохоров. Они, помнится, уже пытались присесть рядом на одном политическом поле. / Кстати, а уж не за Прохорова ли Примадонна выходит замуж? Ведь он буквально на днях клятвенно пообещал всей стране жениться. Бред? Возможно, но ни одна, даже самая нелепая версия не может быть исключена, когда речь идет о политике и пиаре. / Но, так или иначе, слух о том, что Пугачева таки выходит замуж или скорее берет за себя мужем Максима Галкина, близок к истине как никогда. Бомонд закупает ювелирку и закладывает денежки в конвертики,

как говорят, Алла Борисовна предпочитает именно такие подарки. / Ну а чисто по-человечески, если в субботу распишутся, — совет им да любовь! Только пусть Киркорова на свадьбу не забудут позвать. Все-таки он Борисовне — венчанный муж. И в Московской Патриархии еще ни разу не подтвердили уверения Пугачевой, что ей якобы давали разрешение развенчаться19.

3. МИФ представляет собой целенаправленно созданный, часто весьма отдаленный от реальной действительности, образ события. Данный тип медиа-презентации осуществляется в медиадискурсе, когда СМИ освещают случаи, не имевшие под собой реальной основы событий. Например,

(4) Пугачева и Галкин хотят назвать ребенка Владимиром / О планах молодоженов рассказал юморист Владимир Винокур / Елена СТРЕЛЬНИКОВА

Вполне естественно, что артисты, став недавно супругами, планируют рождение ребенка. Владимиру Винокуру, давнему другу звездной пары, вдвойне приятно, что малыша хотят назвать Вовочкой — если, конечно, будет сын. Как сообщил юморист «Аргументам недели», полностью тайна откроется общественности в марте, но выбор имени — дело решенное. / Алла Борисовна не раз говорила, что не против еще раз стать мамой, но до сих пор это желание не реализовалось. С другой стороны, примадонна, видимо, не теряет надежды, потому что не так давно приводила в пример женщину из Украины, которая в свои 66 лет родила здорового ребенка. Это отличный пример, но тут, как говорится, возможны варианты. Ведь Пугачева и Галкин могут заключить договор с суррогатной матерью или попросту усыновить малыша из Дома ребенка20.

(5) Алла Пугачева назовет сына Филиппом

Совсем недавно сыграли свадьбу примадонна отечественной эстрады Алла Пугачева и популярный телеведущий Максим Галкин. Новоиспеченные супруги на протяжении нескольких лет проживали в гражданском браке, и лишь теперь решились официально заключить свой союз торжественным бракосочетанием. / Однако уже сегодня появилась информация о том, что Алла Пугачева очень хочет родить мальчика, имя для которого уже придумано — его назовут Филиппом, в честь бывшего супруга. Данный факт весьма взбудораживает общественность, которая совсем недавно была поражена свадьбой Максима и Аллы, а теперь еще и столь нескромным фактом. Напомним, что разница в возрасте между Максимом и Аллой около 20 лет, и этот факт весьма пугает многих россиян, интересующихся жизнью пары./ СМИ пытаются выведать от Аллы и Максима хоть какиенибудь факты, о которых ранее не заявлялось в прессе, однако молодожены тщательно скрывают подробности новой семейной жизни. Как счастью для Пугачевой и Галкина, журналистам редко удается выведать какие-либо тонкости из их жизни, тем самым оставаясь спокойными и не опровергая всевозможные сплетни. /Однако информация о потенциальном сыне примадонны является

следствием многих «пыток» журналистов, задающих одни и те же вопросы, на которые Алла Пугачева все же ответила. Алла Борисовна посчитала необходимым назвать сына Филиппом, однако при этом спросить разрешения у супруга, который и станет отцом возможного ребенка. / Весьма интересно будет звучать новая пара детей Филипп Галкин и Алла Киркорова, которая кстати уже рождена и получает воспитание звездного отца. / Нам остается лишь следить за жизнью одной из популярных звездных пар, которая вполне возможно когда-нибудь заявит о том, что у них появится ребенок21.

Наличие в медиадискурсе такого рода текстов подтверждает тот факт, что миф прочно вошел в нашу жизнь, а СМИ охотно его порождают и культивируют. А.Ф. Лосев справедливо писал о неразрывности мифа с культурой «вплоть до ее социальных корней»: «Нужно быть очень плохим идеалистом, чтобы отрывать миф от самой гущи исторического процесса и проповедовать либеральный дуализм: реальная жизнь сама по себе, а миф — сам по себе»22. В основном, подобные сообщения нужны только для того, чтобы привлечь внимание публики и оказать определённое идеологическое воздействие ради достижения тех или иных целей. В данном случае исходное событие перестает быть собственно освещаемым фактом, а становится материалом для создания нового текста. Формально сохраняя основные элементы (действующие лица, событие, место и пр.), автор вырывает реальную картину действительности из собственно событийного контекста и встраивает в иной контекст посредством подмены фактологического описания мифологической интерпретацией.

Следует отметить, что весьма сложно определить принадлежность меди-атекста к первому или третьему типу, так как мы не имеем прямого доступа к той событийной действительности, которая воплощается в тексте, мы сами неизбежно оказываемся в роли реципиента, воспринимающего эту действительность через призму текстовой информации. Адекватность текста событию можно выявить, лишь сопоставив максимально возможное количество текстов, сообщающих о данном событии. Любой дискурс априори предполагает наличие определенной внеязыковой действительности, которая преломляется в тексте под определенным углом зрения. Адресант медиатекста в соответствии с целью интерпретации либо мифологизации моделирует ситуацию таким образом, чтобы она казалась иной, чем в действительности, а его персонаж(и) раскрыли лишь ту сторону своей личности, которая должна быть воспринята адресатом.

Итак, медиасценарий, располагаясь между медиасюжетом и медиасмыс-лом, выступает связующим звеном: единичные ситуация и событие в СМИ соотносятся с типовой ситуацией, представленной в СМИ, на основе чего выводится смысл медиатекста как смысл медиатекстовой ситуации. Выбранный сценарий, определяемая им модель ситуации или события диктуется целями адресанта медиатекста. К основным способам актуализации адресантом сценарной осно-

вы медиатекста, презентирующего тот или иной перфоманс, относятся сюжетные анонсы, кульминации, ключевые слова, метафоры, прецедентные феномены и др. Сложность лингвистического анализа медиасценариев современного медиаперфоманса объясняется схожестью сценария с айсбергом, так как большая часть информации о нем не вербализируется в медиатексте, а хранится в памяти адресанта и адресата в качестве фоновых знаний. В связи с этим характерной чертой медиасценария является его гипотетичность воссоздания на базе языкового материала путем домысливания его составных элементов, выраженных лексическими, грамматическими, стилистическими средствами. Ме-диасценарии современного медиаперфоманса неоднородны и представлены событийными, метафорическими и этическими разновидностями. В результате исследования нами было установлено, что медиапрезентация свадебного пер-фоманса является поливариантной деятельностью моделирования реальных свадебных событий и определяет эффективность СМИ.

1 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. — М.; К., 2001. С. 335.

2 Желтухина М.Р. Вербальное медиавоздействие на политическое сознание в кризисной ситуации // Вестник ЦМО МГУ. 2011, № 3.

3 Желтухина М.Р. Роль информации в медиадискурсе // Вестник ЦМО МГУ.

— 2010. — № 3.

4 Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: дисс. ... д-ра филол. наук. — М., 2004.

5 Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: монография. — М.-Волгоград, 2003.

6 Mitchell W.J.T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Représentation. — Chicago, 1994. С. 5.

7 Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979

8 Болдырев Н.Н. Фреймовая семантика как метод когнитивного анализа языковых единиц // Проблемы современной филологии. Вып. 1. — Мичуринск: МГПИ, 2000.

9 Чудинов А.П. Политическая лингвистика. — М., 2008

10 Зеленева Е.В. Специфика описания сценария ритуализованной деятельности человека // Международный конгресс по когнитивной лингвистике. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2006

11 Рогозина И.В. Медиакартина мира: когнитивно-семиотический аспект: монография. — М.-Барнаул, 2003. С. 151-152.

12 Полякова А. Королевская свадьба: принц Уильям сдался. URL: http:// www.newsinfo.ru/articles/2010-11-17/item/743178/;

13 Раскольникова И. Британский монетный двор изуродовал будущих монархов. URL: http://www.newsinfo.ru/articles/2010-12-30/moneti/745955/

14 ***Невеста принца Уильяма прошла испытание этикетом. URL:http:// news.mail.ru/society/5408062/

15 Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. — М., 2008. С. 75.

16 ***Алла Пугачева и Максим Галкин. 10 лет вместе. URL:http:// allapugacheva.pro/news/alla-pugacheva-i-maksim-galkin-10-let-vmeste

17 ***СМИ: Свадьба Пугачевой и Галкина состоится 24 декабря. URL:http:// www.stav.aif.ru/culture/news/51079

18 Van Dijk T.A. Ideology: Multidisciplinary Approach. — London, 1998. С. 61.

19 Федоткина Т. Пугачева берет за себя Галкина. URL: http://www.mk.ru/ social/article/2011/12/22/655962-pugacheva-beret-za-sebya-galkina-.html

20 Стрельникова Е. Пугачева и Галкин хотят назвать ребенка Владимиром.

URL:http://kp.ru/daily/25833/2807680/

21 ***Алла Пугачева назовет сына Филлипом. URL: http://apinews.ru/ culture/336-alla-pugacheva-nazovet-syna-fillipom.html

22 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. — М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.