Научная статья на тему 'Реализация личностно-центрированного подхода в процессе обучения иностранному языку в военном вузе'

Реализация личностно-центрированного подхода в процессе обучения иностранному языку в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическое мировоззрение / личностно-центрированный подход / иностранный язык / интенсификация обучения / фасилитация / humanistic outlook / person-centered approach / foreign language / learning intensification / facilitation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростислав Николаевич Каплун

Рассмотрены три основных вида течений (мировоззрений) на человеческую природу и на процесс становления личности человека: социодинамическое мировоззрение; психодинамическое мировоззрение; гуманистическое мировоззрение. Описан ряд особенностей гуманистической направленности в образовании, которые должны учитываться в образовательном процессе. Указан ряд инновационных направлений педагогической практики и теории. Личностно-центрированный подход в обучении рассматривается как яркий пример гуманистического мировоззрения. Описана организация обучения, основанного на личностно-центрированном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of a person-centered approach in the process of teaching a foreign language in a military university

Three main types of currents on human nature and on the process of becoming a person’s personality are considered: sociodynamic outlook; psychodynamic outlook; humanistic outlook. A number of features of the humanistic orientation in education are described, which should be taken into account in the educational process. A number of innovative areas of pedagogical practice and theory are indicated. The person-centered approach to learning is seen as a prime example of a humanistic outlook. The organization of training based on the personality-centered approach is described.

Текст научной работы на тему «Реализация личностно-центрированного подхода в процессе обучения иностранному языку в военном вузе»

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-242-247 EDN: https://elibrary.ru/xheivo NIION: 2015-0066-2/24-987 MOSURED: 77/27-011-2024-02-186

Реализация личностно-центрированного подхода в процессе обучения иностранному языку в военном вузе

Ростислав Николаевич Каплун

Филиал Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого,

Серпухов, Россия, rostislav-kaplun@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены три основных вида течений (мировоззрений) на человеческую природу и на процесс становления личности человека: социодинамическое мировоззрение; психодинамическое мировоззрение; гуманистическое мировоззрение. Описан ряд особенностей гуманистической направленности в образовании, которые должны учитываться в образовательном процессе. Указан ряд инновационных направлений педагогической практики и теории. Личностно-центрированный подход в обучении рассматривается как яркий пример гуманистического мировоззрения. Описана организация обучения, основанного на личностно-центрированном подходе.

Ключевые слова: гуманистическое мировоззрение, личностно-центрированный подход, иностранный язык, интенсификация обучения, фасилитация

Для цитирования: Каплун Р. Н. Реализация личностно-центрированного подхода в процессе обучения иностранному языку в военном вузе // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 242-247. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2024-2-242-247. EDN: XHEIVO.

Original article

Implementation of a person-centered approach in the process of teaching a foreign language in a military university

Rostislav N. Kaplun

Branch of the Military Academy of Strategic Missile Forces named after Peter the Great, Serpukhov, Russia,

rostislav-kaplun@mail.ru

Abstract. Three main types of currents on human nature and on the process of becoming a person's personality are considered: sociodynamic outlook; psychodynamic outlook; humanistic outlook. A number of features of the humanistic orientation in education are described, which should be taken into account in the educational process. A number of innovative areas of pedagogical practice and theory are indicated. The person-centered approach to learning is seen as a prime example of a humanistic outlook. The organization of training based on the personality-centered approach is described.

Keywords: humanistic outlook, person-centered approach, foreign language, learning intensification, facilitation

For citation: Kaplun R. N. Implementation of a person-centered approach in the process of teaching a foreign language in a military university. Bulletin of economic security. 2024;(2):242-7. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-242-247. EDN: XHEIVO.

Мировая психолого-педагогическая наука имеет множество перспективных подходов в обучении. Одним из самых перспективных и интересных для рассмотрения является личностно-центрированный подход. Данный подход в образовании относится к современному гуманистическому направлению. Истоки данного направления уходят корнями в философию и культуру древнего Востока, хотя есть мнение, что гуманистические идеи

© Каплун Р. Н., 2024

возникли позднее, в эпоху Возрождения. Такие великие ученые умы как Ф. Лесгафт, И. П. Павлов, К. Д. Ушин-ский, П. Ф. Каптерев и прочие оказали большое влияние и внесли огромный вклад в развитие и становление гуманистического мировоззрения и гуманистических идей в 19 веке. Как мы видим, идеи гуманистической направленности волновали умы выдающихся ученых в разные времена и исторические эпохи. На сегодняшний день

психолого-педагогическая наука насчитывает три основных вида течений (мировоззрений) на человеческую природу и на процесс становления личности человека:

- социодинамическое мировоззрение;

- психодинамическое мировоззрение;

- гуманистическое мировоззрение.

Социодинамическое мировоззрение основывается на психолого-педагогических концепциях, в основе которых лежит принятие и осознание основной и главенствующей роли социума в формировании человека. Следует отметить тот факт, что врожденные качества человека не рассматриваются в качестве главных факторов этого процесса. В XX веке появились новые концепции, относящиеся к социодинамическому течению в мировой психолого-педагогической науке:

- бихевиоризм: название данной концепции произошло от английского слова «behavior» что значит «поведение». Суть данной концепции заложена в ее названии, так как поведение человека является предметом изучения и анализа. Обучение в рамках данной концепции представляет собой процесс развития соответствующего (нужного) поведения, где формирование навыков происходит через выработку приобретенных рефлексов. Согласно данной концепции, учитель (преподаватель) должен так управлять окружающей средой, чтобы вызывать у обучаемых желаемые поведенческие изменения;

- социально-когнитивная теория: данная теория была разработана и сформулирована в Канаде в конце 1980-х годов. Некоторые ученые до сих пор считают, что данная теория относится к бихевиоризму, хотя это не так. Данная теория предлагает совершенно новое представление о личности, принципиально отличающееся от идей бихевиоризма. Эта теория непосредственно акцентирует свое внимание на следующей идее - поведение, личностные факторы и среда взаимодействуют друг с другом и взаимовлияют друг на друга в процессе формирования личности. Среда влияет на личность в той же степени, в какой личность оказывает влияние на среду. Личность формирует среду и наоборот;

- необихевиоризм: данная концепция в психолого-педагогической науке возникла в США в 30-е годы XX века. Данный термин образован от греческого слова «neоs» - «новый» и английского слова «behaviour» -«поведение». Эта концепция была основана в качестве средства переосмысливания главных идей классического бихевиоризма. Бихевиоризм рассматривает и исследует только внешне наблюдаемое поведение человека в то время, как необихевиоризм не только исследует внешне наблюдаемое поведение человека, но обращает свое внимание на присутствие так называемых «промежуточных переменных» - внутренние мотивы личности, которые служат соединяющим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями.

Гуманистическое мировоззрение (течение) - это педагогическое направление, которое ориентируется на

личность обучаемого, на его индивидуальные способности и интересы. Данное направление рассматривает обучаемого в качестве активной и сознательной стороны учебного процесса и определяет в качестве своей главной задачи развитие и формирование активной и свободной личности, проявляющей способности к самореализации и саморазвитию. Гуманистическое направление в педагогике в корне отличается от традиционной системы обучения, в которой во главу угла ставились авторитарность; опора на выполнение конкретных задач; стремление оказать прямое воздействие на обучаемого посредством различных факторов; недооценивание свободы личности. Гуманистическое мировоззрение - это такой тип мировоззрения, который допускает наличие у личности права на свободу, выбор, развитие и саморазвитие, выражение своих лучших качеств и способностей.

Учебный процесс в рамках гуманистической педагогики призван создать такие условия, при которых обучаемый свободно и беспрепятственно может показывать и реализовывать свои способности и наклонности. При этом обучаемый волен допускать ошибки и недочеты, искать и находить лучшее решение путем проб и ошибок, озадачиваться вопросами творческого поиска. Роль педагога при всем при этом заключается в том, чтобы оказывать обучаемому максимальную помощь и поддержку, выступать в роли не только преподавателя, а также наставника (ментора), поддерживать мотивацию на высоком уровне. Преподаватель должен принимать обучаемого таким какой он есть, не обращать внимания на недостатки и недочеты, не наказывать за них, а делать акцент на способностях и положительных качествах обучаемого, проявлять во взаимоотношениях с обучаемым искренние человеческие качества и быть примером как на занятиях, так и вне стен учебного заведения.

Гуманистическое направление в педагогике делает возможность развитие системы образования, выявление всех ее противоречий, дает стимул для поиска наиболее оптимальных путей решения проблем. Данное направление озвучивает мысль об уходе от уже устаревшего типа взаимодействия «субъект - объект» и переходу к типу взаимодействия «субъект - субъект». Гуманистическая направленность в образовании имеет ряд особенностей, которые должны учитываться в образовательном процессе:

- преподаватель должен создать стимулирующую и мотивирующую учебно-образовательную среду;

- преподавателю во время учебно-педагогического процесса следует поощрять разумные инициативы и предложения обучаемых;

- преподаватель должен поставить себе цель установить в учебной группе эмоционально и психологически здоровые взаимоотношения между обучаемыми;

- для того, чтобы учебно-воспитательный процесс реализовывался полноценно необходимо разработать такие учебно-образовательные программы и подобрать такой дидактический материал, которые в полной мере

будут способны развить творческие, умственные способности обучаемых;

- во время учебно-образовательного процесса преподавателю следует выслушивать мнения обучаемых, организовывать и принимать участие в совместных обсуждениях различных проблем учебно-познавательного процесса;

- преподавателю следует отказаться от использования отметок (оценок), так как они представляют собой своего рода форму психологического и морального давления на обучаемых.

Современная гуманистическая педагогика имеет ряд инновационных направлений педагогической практики и теории:

1) гуманистическая педагогика - это «педагогика содействия», где основной целью является намерение заинтересовать обучаемого в добровольном сотрудничестве с преподавателем в рамках его обучения и воспитания;

2) гуманистическая педагогика - это «педагогика диалога», которая рассматривает развитие человека исключительно в рамках диалогического общения, которое основано на равенстве и партнерстве между участниками, взаимоуважении и взаимодоверии между ними;

3) гуманистическая педагогика - это «педагогика достижений», которая ориентируется на создание учебно-педагогического процесса, в котором каждое достижение обучаемого является своего рода очередной ступенью на пути к общему успеху.

На сегодняшний день в отечественной системе образования понятие гуманизма обретает новое понимание, которое является сложным и гибким; идет становление новой технологии и новой культурной среды образования; большое внимание акцентируется на самообучении и самообразовании. Организация учебно-воспитательного процесса на базе гуманистического направления и гуманистической педагогики в наше время приобретает весьма актуальное значение и большую важность. Основой гуманистической педагогики является гуманистическое мировоззрение, главной и непреложной ценностью которого является сам человек как таковой, его личность, индивидуальность, свобода его личного выбора и возможности для его умственного, духовного развития. Учебно-образовательный и воспитательный процессы, основанные на принципах гуманистической педагогики, опираются на личность обучаемого, строятся на конструктивной работе педагога и обучаемого, во время которой педагог должен стараться поощрять инициативу обучаемых и уметь создать такие педагогические условия, которые будут способствовать личному и творческому развитию обучаемых.

Личностно-центрированный подход в обучении представляет собой яркий пример гуманистического мировоззрения и вызывает интерес для нашего дальнейшего исследования. Личностно-центрированный подход является главным систематическим подходом гумани-

стического мировоззрения и направленности и представляет собой абсолютную альтернативу остальным образовательным парадигмам. Личностно-центрирован-ный подход «представляет собой наиболее бескомпромиссную и целостную альтернативу социодинамической и психодинамической парадигмам в образовании» [3]. В рамках данного подхода особая роль отводится развитию личности, которая является ядром своего развития, включая различные источники и ресурсы для роста. Для того, чтобы иметь возможность управлять процессом своего становления, личность должна обладать определенными умениями. У каждой личности есть большой диапазон средств для того, чтобы адекватно себя воспринимать, переосмысливать собственное «Я», менять свое поведение в зависимости от различных внешних факторов.

Главной целью процесса воспитания и профессионального образования в высших военных образовательных организациях является формирование такой личности, которая бы являлась высококвалифицированным, компетентным специалистом, умеющим эффективно работать, постоянно расти и совершенствоваться в профессиональном плане, обладающим высокими профессиональными и моральными качествами. О. Н. Крутова писала: «Личность не растворима в обстоятельствах, не является их простым следствием. У личности наличествуют собственные константы - устойчивая духовная структура, уровень ее развития. В них причина того, что сама личность задает и уровень, и характер собственного становления» [1]. Направленность личностно-цен-трированного подхода в полной мере объясняет суть современного образовательного процесса, так как данная направленность характеризуется наличием существенных отличий от многих классических подходов в структуре процессов обучения и воспитания. Направленность личностно-центрированного подхода заключается в восприятии образования как непрерывного процесса развития индивидуальных качеств обучаемого, присущих только ему личностных структур. Так как процессы обучения и воспитания являются непрерывными и должны быть неотделимы от процессов самообучения и самовоспитания, то все эти моменты подразумевают под собой тот момент, что структура содержания образования должна раскрываться в сторону развития личностных особенностей обучаемых, их интересов, мотиваций, надежд и желаний.

Система образования является целенаправленным процессом, целью которого ставится овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками для их эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов. Однако здесь стоит отметить, что концепция личностно-центрированного подхода рассматривает образование в более широком смысле - как процесс формирования личности, обретения своего собственного «я», развития в духовном плане. Особое место уделяется процессу самореализации.

Особую актуальность вышеуказанный процесс приобретает для курсантов и выпускников высших учебных заведений Министерства обороны РФ, в которых процессы обучения и воспитания весьма специфичны и с самого начала подразумевают внутренний динамизм личности. Если мы станем рассматривать личность в правовом аспекте, прежде всего стоит подчеркнуть, что современная личность является:

1) субъектом правовых отношений;

2) человеком, который должен уметь принимать решения, брать ответственность, не боятся этого делать и нести определенную долю ответственности;

3) гражданином, который должен уважать идеи, свободы и ценности других людей.

Любой современный, прогрессивный педагог, преподающий иностранный язык в высшем военном учебном заведении, определенно ставит своей целью развитие профессиональных и личностных качеств у своих обучаемых курсантов. Для того, чтобы добиться поставленных целей преподаватель должен применять личностно-центрированный подход в своем учебно-образовательном и воспитательном процессах. Так как в нашей статье рассматривается роль и возможности личностно-центрированного подхода в рамках обучения иностранному языку, то нам хотелось бы рассмотреть влияние личностно-центрированно-го подхода на степень развития личности обучаемых курсантов.

Применение личностно-центрированного подхода в рамках занятий по иностранному языку позволяет не только эффективно овладевать новой профессиональной лексикой, но и положительно влияет на персональное (личностное) развитие курсантов. Как отмечал основоположник личностно-центрированного подхода Карл Рэнсом Роджерс, основная идея его концептуальной теории заключается в том, что каждый человек имеет различные стремления, в основе которых лежат естественные желания быть ответственной и самостоятельной личностью с попытками самоактуализации. Как показали дальнейшие исследования работ К. Роджерса, обучение в рамках личностно-центрированного подхода способствует повышению самооценки обучаемых, в процессе обучения происходит развитие познавательных способностей, наблюдается улучшение здоровья, заметно повышаются посещаемость занятий и успеваемость обучаемых [4].

В рамках данного подхода преподаватель не должен преподносить обучаемым исключительно статичные знания, преподаватель должен поставить перед собой цель «заставить» обучаемых внутренне меняться и адаптироваться к внешним условиям. Преподаватель находится в постоянном и непрерывном процессе поиска и переосмысления новых знаний. Обучаемый предстает центральной и ключевой фигурой личностно-центриро-ванного подхода. Помимо основной аудиторной учебной деятельности акцент делается и на самостоятельную подготовку обучаемых. Обучение, в первую очередь,

предстает осмысленным процессом. Обучаемый должен относиться к учению как к одному из главных событий в своей жизни. По трактовке К. Роджерса в процессе обучения человеку предоставляется возможность свободно выбирать различные и разнообразные формы деятельности. Важным элементом также является использование преподавателем личного опыта каждого обучаемого в учебной деятельности.

Исходя из вышеперечисленного, процесс обучения представляет собой «сплав» двух деятельностей - преподавателя и обучаемого. Преподаватель прилагает усилия, чтобы создать благоприятные условия для процесса обучения и эффективной подачи новых знаний, а обучаемые нацелены исключительно на усвоение полученных знаний и их дальнейшего использования. Процесс обучения, центрированный на личности обучаемых, представляет собой такой вид обучения, при котором создаются условия, необходимые для того, чтобы обучаемый проявил свои различные личностные функции -от самореализации до персональной мотивации. Лич-ностно-центрированный подход в обучении, как и любой другой подход, ставит перед преподавателем свои задачи и цели. Одной из самых главных целей, стоящих перед педагогом, является непосредственное содействие обучаемому в процессе его обучения. Педагог при всем этом выстраивает такие отношения со своими обучаемыми, при которых происходит переоценка как самих целей в обучении, так и самого учебного процесса. Основная задача состоит в том, чтобы процесс обучения «перестроить» в процесс обучения, в котором каждый отдельно взятый обучаемый проявляет свою персональную активность. Субъектом обучения признается непосредственно сам обучаемый. Преподаватель планирует и выстраивает образовательный процесс, опираясь на личный индивидуальный опыт, присущий каждому обучаемому. Педагог создает положительные условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого обучаемого.

Организация обучения, основанного на личност-но-центрированном подходе, должна осуществляться с учетом личностных особенностей каждого обучаемого. Это очень трудоемкий и сложный процесс, так как любой обучаемый является сложной и по своему яркой личностью. Преподавателю следует брать во внимание индивидуальные качества обучаемых, их мотивы, интересы. Исходя из опыта работы в высшем военном учебном заведении и проанализировав процесс обучения в некоторых других военных учебных заведениях, мы пришли к выводу, что личностно-центрированному подходу уделяется явно недостаточное внимание. Относится это и к обучению иностранному языку. Высшая военная школа пока не оценила главные достоинства личностно-центрированного подхода - результативность, актуальность, эффективность. Причиной тому, по нашему субъективному мнению, является закостенелый консерватизм действующих преподавателей, работающих в ВУЗах. Преподавателю проще всего идти по

проторенной дорожке, нежели чем внести что-то новое в учебный процесс. Однако есть мнение, что главной причиной, мешающей массовому внедрению личност-но-центрированного подхода в обучении, является его нетехнологичность.

Успешное применение личностно-центрирован-ного подхода в процессе обучения зависит от нескольких факторов. Следует создать определенные условия в образовательной среде ВУЗа - от психолого-педагогических до дидактически-организационных. Личност-но-центрированное обучение основывается не столько на личностных качествах преподавателя, его знаниях и кругозоре, сколько на личностных отношениях между обучаемым и преподавателем. Педагог и обучаемый психологически должны подходить друг другу. Процесс обучения с использованием личностно-центрированно-го подхода будет наиболее эффективным, когда педагог будет работать над своей аутентичностью, эмпатией. Обучаемому крайне важно и необходимо чувствовать поддержку и сопереживание со стороны преподавателя. К. Роджерс в своей работе писал: «помочь людям быть личностями - это значительно важнее, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка» [5].

Другим условием для эффективного применения личностно-центрированного подхода в обучении выступает отношение непосредственно к обучаемому. Обучаемый предстает как субъект процесса обучения, которому дается определенная свобода при выборе форм и средств познавательной деятельности. Третье условие эффективного применения данного подхода состоит в том, чтобы организовать образовательную среду (активную, творческую), которая будет стимулировать обучаемого к осуществлению своей самостоятельной познавательной деятельности.

Для того, чтобы все вышеперечисленные условия успешно реализовывались в масштабе высшего военного образования, необходимо, чтобы в рамках каждой отдельно взятой кафедры был сформирован коллектив преподавателей с ярким творческим потенциалом; педагоги должны быть не просто участвовать в образовательном процессе, а быть крайне заинтересованы в его успешности и эффективности, переживать за результаты своей деятельности; современный педагог одной из главных целей своей профессиональной деятельности должен ставить вопрос успешной самореализации, воплощение на практике своих педагогических идей. Преподаватели должны «болеть» одной общей идеей, быть не просто коллегами, а единомышленниками, «единым организмом». Учебно-педагогический и образовательный процессы должны быть построены таким образом, чтобы предоставлять педагогу свободу при выборе содержания и целей процесса обучения, при выборе критериев оценивания успеваемости обучаемых. Психологические особенности личности преподавателя также играют большую роль и должны учитываться в образовательной среде кафедры (факультета, вуза). Личност-

но-центрированный подход дает педагогу возможность творчески самовыражаться, построить свою авторскую педагогическую концепцию [6].

Самым первым условием для успешной реализации личностно-центрированного подхода является положительное отношение к обучаемым, принятие их такими какие они есть, оказание им всесторонней помощи. Преподаватель должен проявлять настоящий интерес к проблемам обучаемых; стараться внимательно слушать и слышать их мнение, оценки, суждения; относиться к их пожеланиям с уважением и вниманием; выстроить для обучаемых атмосферу комфорта (эмоционального). Преподавателю в рамках данной педагогической концепции не стоит навязывать обучаемому различные правила и нормы; преподавателю следует создавать такие учебно-педагогические условия, при которых обучаемый должен почувствовать свободу своего выбора, что, в свою очередь, приведет к проявлению самостоятельности при принятии решений и принятии ответственности на себя за результаты и последствия принятых решений. При правильной реализации личностно-центрированного подхода во время обучения психическое состояние обучаемых претерпевает изменения в лучшую сторону, они начинают лучше и более открыто взаимодействовать друг с другом, в коллективе и с преподавателем. Обучаемые более эффективно интегрируются в учебный процесс в рамках данного подхода. Следовательно, организация учебного процесса должна реализовываться с расчетом на то, что обучаемый свободно бы озвучивал свои персональные мотивы, мысли, рассуждения, выводы.

Личностно-центрированный подход утверждает, что обучаемый является краеугольным камнем процесса обучения и может быть назван субъектом учебно-образовательной деятельности. Предоставление преподавателем некоторой самостоятельности в плане выбора форм и методов обучения может стать залогом положительной реализации личностно-центрированного подхода. На сегодняшний день педагогической науке известно множество методов, средств и приемов обучения -пассивные, активные, интерактивные и прочее. На наш взгляд, интерактивные методы обучения лучше всего могут раскрыть идеи личностно-центрированного подхода в обучении, особенно при изучении иностранного языка. Интерактивные методы обучения наиболее полно отражают основную идею личностно-центрированного подхода - направлять обучаемых, их деятельность, на достижение поставленных целей, мотивировать их интерес, любознательность, их желание активно работать на занятии. Главное преимущество этих методов обучения заключено в том, что обучение представляет собой симбиоз деятельностей педагога и обучаемого, который направлен на достижение положительного результата. Преподаватель и обучаемый постоянно находятся во взаимодействии друг с другом. Одна из целей ЛЦП «заключается в фасилитации личностного роста не в изоляции от внешнего мира, не в обстановке социальной

депривации, а в условиях живои и конкретной микро- и макросреды» [2].

Во время планирования и подготовки к занятиям, педагог должен выбирать такие методы и формы обучения, которые будут способствовать самостоятельному учению и несению за него обучаемым определенной доли ответственности. Среди таких форм обучения мы можем выделить групповую работу, ролевую и деловую игры, создание проекта, моделирование проблемной ситуации. Каждое занятие при всем этом должно стать личностно-ориентированным. На каждом занятии, где задействованы интерактивные методы обучения, основная роль отводится самим обучаемым. Преподаватель использует такие педагогические приемы, чтобы научить обучаемых самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность. Интерес самих обучаемых выступает в роли главного мотивирующего к учебе фактора. Преподаватель больше не выступает в роли главного источника знаний, но выполняет функцию фасилитато-ра (помощника в обучении). Здесь стоит отметить одну важную деталь, которая может являться существенным минусом обучения, основанного на личностно-центри-рованном подходе - в ходе такого обучения преподаватель может потерять управление учебным процессом, может ошибиться при подборе учебного материала и его объеме.

Следует указать, что педагог и обучаемые являются «субъектами» процесса обучения, если он выстраивается с применением личностно-центрированного подхода. Процесс обучения в рамках личностно-центрированно-го подхода может быть реализован педагогом с помощью специально разработанной им личной авторской методики. Это очень трудоемкий и энергозатратный процесс, потому что создание такого рода новой методики требует от преподавателя полное понимание и оценивание своих личных возможностей и в то же время должен быть произведен учет возможностей обучаемых с дальнейшем анализом полученных результатов. Преподаватель должен будет создать свой уникальный подход беря во внимание те условия, в которых он функционирует.

Успешная реализация учебного процесса зависит от исполнения требований, которые предъявляет к нему личностно-центрированный подход. Этими требованиями являются:

- знакомство и усвоение новых научных знаний;

- помощь в выборе ценностей, которые будут являться личными ориентирами для человека;

- развитие творческого потенциала;

- формирование личности.

Все эти составляющие требования должны учитываться преподавателем при составлении образовательной программы для каждой учебной группы. Программа

должна учитывать разные факторы (личные способности, мотивы обучаемых) для того, чтобы быть эффективной и успешной в своей реализации.

Список источников

1. Крутова О. Н. Установка на личность в процессе моделирования гуманистической воспитательной системы // Моделирование воспитательных систем: теория - практике : сб. науч. ст. ; под ред. Л. И. Новиковой. М. : Изд-во РОУ 1995. С. 32-39.

2. Подлиняев О. Л., Федотова Е. Л., Косогова А. С. Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике : учебное пособие. Иркутск : ИГПУ, 1997. 72 с.

3. Подлиняев О. Л. Становление личности. Актуальные концепции : монография. Иркутск : Изд-во ИрГ-ПУ 1997. 133 с.

4. Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная психотерапия. М. : Рефл-бук, 1993. 320 с.

5. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80' s. Columbus Toronto-London-Sydney : Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983. 312 p.

6. Erofeeva M. A., Belinskaya D. B., Kidinov A. V., Burovkina L. A., Pakhomov R. V., Medzhidova K. O., Tenyuckova G. G. Subcultura e educagao de jovens. Revista on line de Política e Gestao Educacional, Araraquara, v. 25, n. esp.6, 2021. P. 3736-3752. DOI: 10.22633/rpge. v25iesp.6.16133 Disponível em: https://periodicos.fclar. unesp.br/rpge/article/view/16133. Acesso em: 27 jan. 2022.

References

1. Krutova O. N. Setting on the personality in the process of modeling the humanistic educational system // Modeling of educational systems: theory - practice : Sat. scientific Art. ; ed. L. I. Novikova. M. : Publishing House of ROU, 1995. Р. 32-39.

2. Podlinyaev O. L., Fedotova E. L., Kosogova A. S. Some approaches to the problem of personality formation in pedagogy : textbook. allowance. Irkutsk : IGPU, 1997. 72 p.

3. Podlinyaev O. L. Formation of personality. Actual concepts: monograph. Irkutsk: Izd-vo IRGPU, 1997. 133 p.

4. Rogers K. R. Client-centered psychotherapy. M. : Refl-book, 1993. 320 p.

5. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80' s. Columbus Toronto-London-Sydney : Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983. 312 p.

6. Erofeeva M. A., Belinskaya D. B., Kidinov A. V., Burovkina L. A., Pakhomov R. V., Medzhidova K. O., Tenyuckova G. G. Subcultura e educagao de jovens. Revista on line de Política e Gestao Educacional, Araraquara, v. 25, n. esp.6, 2021. P. 3736-3752. DOI: 10.22633/rpge. v25iesp.6.16133 Disponível em: https://periodicos.fclar. unesp.br/rpge/article/view/16133. Acesso em: 27 jan. 2022.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 11.01.2024.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 20.11.2023; accepted for publication 11.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.