РЕАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРОГРАММ ЗОЖ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИИ
© Авдеева М.Л.*
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», г. Липецк
В статье рассматривается понятие «здоровый образ жизни», аспекты реализации корпоративных программ ЗОЖ и связанные с этим выгоды для работника, работодателей и государства; рассмотрены действующие на ОАО «НЛМК» корпоративные программы ЗОЖ, направленные на развитие корпоративной социальной ответственности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, корпоративные программы ЗОЖ.
В центре внимания социальной политики любого государства всегда были и остаются вопросы, связанные со здоровьем населения: его сохранение и укрепление, рост продолжительности жизни и сокращение смертности. Известно, что здоровье человека зависит не только, и не столько от развития медицинской помощи, сколько от множества других факторов - это и генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям, и состояние окружающей среды, и образ жизни. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), вклад медицинской помощи в здоровье составляет 10 %, наследственных факторов и внешней среды по 20 %, тогда как 50 % - это здоровый образ жизни. В большинстве стран мира уже давно осознали, что болезни дешевле предотвратить, чем лечить. В отличие от технологий современного здравоохранения здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) не предполагает высоких затрат и дает более очевидный эффект, особенно в долгосрочной перспективе.
В разных странах мира накоплен широкий арсенал инструментов, содействующих формированию у населения здоровых привычек. В первую очередь, это меры, ориентированные на четыре основных аспекта нездорового образа жизни: курение, чрезмерное употребление алкогольных напитков, неправильное питание и недостаточная физическая активность. Анализ российской ситуации показывает, что, несмотря на радикально изменившееся в последние годы отношение государства к проблеме ЗОЖ, поведение населения весьма инертно: Россия остается в числе самых курящих стран мира, «северная модель» употребления алкоголя по-прежнему доминирует, физическая активность россиян крайне низка, а тип питания далек от рационального. Принятые в последние годы меры политики ЗОЖ в основном носят ограничительный (запретительный) характер, тогда как меры, мотивирую-
* Экономист 2 категории Финансово-экономического бюро Административно-социального управления.
26
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
щие людей к здоровому поведению, пока еще разработаны достаточно слабо и медленно внедряются на практике [1].
Помимо государства, политику ЗОЖ могут проводить и предприятия. Для работодателей затраты на программы здоровья - это инвестиции, ведь «на выходе» они получают здоровую рабочую силу, растет продуктивность работников, повышается уровень их лояльности и мотивации. Программы здоровья на рабочем месте имеют давнюю историю - они появились не сразу в том виде, как известны теперь во всем мире. Все начиналось еще в 1920-е годы с производственной медицины, которая концентрировала внимание только на последствиях аварий, травмах и увечьях, полученных на предприятиях. Позже в 1960-1970-е гг., когда стали обращать внимание на любые заболевания, связанные с работой, в том числе - на развитие хронических болезней, наступил черед профилактики и лечения профессиональных заболеваний. В 1990-е годы специалисты в области производственной медицины осознали связь между заболеваниями работников и их продуктивностью и начали привлекать руководство корпораций к совместному решению задачи создания более эффективного производства, основанного на здоровье сотрудников. Теперь речь идет об осознанном управлении здоровьем и продуктивностью работников [2].
Под корпоративными программами ЗОЖ понимают организованные и финансируемые работодателями программы, направленные на поддержку здоровья работников (и иногда членов их семей), посредством стимулирования и поддержания поведения, снижающего риски здоровью, улучшающие качество жизни, повышающие работоспособность и приносящие выгоды самой организации. Забота о состоянии здоровья работников является неотъемлемым элементом политики безопасности на некоторых предприятиях в силу специфики их деятельности (производство, логистика), но в последнее время она стала широко распространяться и в других организациях. Это связано с увеличением доказательной базы, свидетельствующей о выгодах, приносимых корпоративными программами ЗОЖ, в т.ч. неденежных.
Выгоды для работника выражаются в улучшении здоровья, росте продолжительности жизни и производительности труда, продвижении по карьерной лестнице, повышении благосостояния, росте удовлетворенностью жизнью и работой, сокращении затрат на лечение.
Выгодами для работодателей являются здоровая рабочая сила, сокращение пропусков работы по болезни, снижение текучести кадров, рост производительности труда, укрепление репутации организации на рынке, улучшении климата внутри компании.
Выгоды для государства заключаются в экономическом росте (ВВП), уменьшении расходов, связанных медицинской помощью и инвалидностью, сокращении уровня смертности, повышении конкурентоспособности предприятий.
Управление в социальных и экономических системах
27
ОАО «НЛМК» является градообразующим предприятием и занимает активную социальную позицию. В тесном контакте с местными властями активно участвует в улучшении условий жизни в Липецке и Липецкой области. Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья сотрудников и жителей регионов ОАО «НЛМК» рассматривает в числе приоритетных направлений социальной ответственности.
Основными корпоративными программами ЗОЖ, действующими на предприятии, являются:
1. Обеспечение безопасности работников на производстве, что подразумевает подготовку, принятие и реализацию решений по сохранению здоровья и жизни людей в процессе их производственной деятельности.
С этой целью на предприятии создана и функционирует Система управления охраной труда и промышленной безопасностью, которая учитывает все требования российского законодательства, а также международных нормативов. В соответствии с «Нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам ОАО «НЛМК», предприятие бесплатно и своевременно обеспечивает работников качественной сертифицированной спецодеждой и спецобувью, другими видами средств индивидуальной защиты, соответствующими ГОСТу.
2. Уплата страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (в размере 5,1 % от фонда оплаты труда).
Работники в рамках обязательного страхования получают амбулаторное и стационарное лечение в объеме, установленном региональной программой обязательного медицинского страхования. За счет средств ОАО «НЛМК» работники проходят обязательные и внеочередные медицинские осмотры (обследования) в рабочее время в соответствии с утвержденным графиком.
3. Страхование риска работников по договору добровольного медицинского страхования через страховую компанию «Шанс».
Сотрудники получают доврачебную помощь, консультационные услуги, проходят лечение заболеваний в специализированных клиниках и восстановительное лечение в лечебно-оздоровительных комплексах «Парус» и «Су-хоборье» [4].
4. Организация качественного питания работников.
Предприятие обеспечивает в пунктах общественного питания столовых ОАО «НЛМК» широкий ассортимент блюд, высокое качество приготовления, соблюдение правил торговли и культуры обслуживания. При отсутствии в структурных подразделениях комбината пунктов общественного питания или невозможности по условиям производства пользоваться их услугами, предприятие оборудует места для приема пищи, а именно выделяет помещение, холодильное оборудование, обеденные столы, стулья, создает безопасные условия для пользования электроприборами [5].
28
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
4. Поддержка спортивно-массового движения и всех связанных с этим инициатив.
Компания оказывает помощь спортивным детским и юношеским школам и секциям, спортивным клубам и спортсменам. Средства выделяются на содержание спортивных комплексов и сооружений (стадионов, Дворцов спорта, спортивных залов и т.п.), приобретение спортивного оборудования.
ОАО «НЛМК» полностью финансирует Спортивный клуб «Липецкий металлург», в котором занимается более 200 юных спортсменов, 33 профессиональных спортсменов и тренеров. СК «Липецкий металлург» создает необходимые условия для занятий спортом работникам комбината и членам их семей, а также всем желающим жителям Липецка. В черте города находится один из самых современных в России стрелково-стендовый комплекс спортклуба, пулевой тир и физкультурно-оздоровительный комплекс «Новолипецкий» для занятий летними и зимними видами спорта. Работники комбината на льготных условиях могут получать спортивно-оздоровительные услуги во Дворце спорта «Нептун» и Спортивном комплексе «СпортПарк». На комбинате ежегодно проводится Спартакиада среди подразделений ОАО «НЛМК» - мероприятие, направленное на формирование у работников приверженности к здоровому образу жизни. В 2015 году в программу Спартакиады входит проведение соревнований по десяти видам спорта: футбол, мини-футбол, баскетбол, волейбол, стендовая стрельба, шахматы, настольный теннис, лыжи, гиревой спорт и дартс. Такие виды спорта как легкая атлетика, плавание, пулевая стрельба, гимнастика и другие будут организованы в соответствии с нормативами всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, поэтапное внедрение которого проходит в стране в соответствии с Указом Президента России, спортивные результаты работников будут включены в общий зачет спартакиады.
5. Организация занятий в школах здоровья НП «Новолипецкий медицинский центр».
Занятия в школах здоровья проводятся для часто болеющих работников комбината (4 и более листков нетрудоспособности в течение календарного года) по следующим направлениям: остеохондроз, артериальная гипертензия, заболевания органов дыхания, а также занятия по лечебной физкультуре.
6. Популяризация ЗОЖ сотрудниками предприятия.
Сами работники ОАО «НЛМК» проявляют интерес к спорту и активному образу жизни. За каждым подразделением закреплен ответственный по спорту, который изучает информацию о спортивных увлечениях сотрудников, привлекает к участию в Спартакиаде в составе команды, организует тренировочный процесс. В начале 2015 года инициативная группа работников НЛМК-ИТ на корпоративном портале начала вести блог любителей активного отдыха. Действующий с апреля 2015 г. проект «Новолипчанка» также популяризирует среди сотрудниц ОАО «НЛМК» здоровый образ
Управление в социальных и экономических системах
29
жизни и регулярные занятия спортом при активной поддержке корпоративных и региональных СМИ.
Внедрение корпоративных программ ЗОЖ, их совершенствование и оценка решают приоритетную стратегическую цель социальной политики ОАО «НЛМК», а именно развитие и совершенствование человеческого капитала Компании, способного к эффективной и высокопроизводительной работе, обеспечивающего рост эффективности Компании. Проводя социальную политику в регионе присутствия, ОАО «НЛМК» в партнёрстве с государством и обществом принимает активное участие в повышении качества жизни людей и способствует стабильному социально-экономическому развитию города Липецка и Липецкой области.
Список литературы:
1. AIPM&IFPMA (Москва, 2013-2014). Рекомендации к разработке и внедрению корпоративных программ по поддержке здорового образа жизни сотрудников предприятий. Обобщенный анализ вторичных данных, результатов личных интервью с руководителями предприятий и фокус-групп с работниками. - С. 6.
2. ВОЗ/ВЭФ (2008). Профилактика неинфекционных болезней на рабочих местах с помощью рациона питания и физической активности: Доклад ВОЗ/Всемирного экономического форума о совместном мероприятии.
3. Работа в ОАО «НЛМК». Основные сведения для нового работника. -Липецк: ООО «Новолипецкий печатный дом», 2014. - С. 111, 123.
4. Коллективный договор ОАО «НЛМК» на 2014-2016 гг. - С. 39.
5. Корпоративный портал группы НЛМК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://home.nlmk.ru/.