Научная статья на тему 'Реализация корпоративной социальной политики в системе высшего образования: обобщение опыта РУДН им. П. Лумумбы'

Реализация корпоративной социальной политики в системе высшего образования: обобщение опыта РУДН им. П. Лумумбы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
корпоративная социальная политика / социальная ответственность / меры социальной поддержки / социальная политика вуза / международные рейтинги университетов / социология управления / corporate social policy / social responsibility / social support measures / university social policy / international university rankings / sociology of management

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стенько Ирина Александровна

Предметом исследования данной работы является реализуемая в РУДН им. П. Лумумбы система социальной политики, которая, кроме прочего, позволила вузу в июне 2024 г. улучшить свой рейтинг в ежегодно публикуемом агентством Quacquarelli Symonds списке наиболее эффективных высших учебных заведений мира. Цель работы – обобщение и систематизация отечественных и зарубежных теорий социологии управления, концептуально-методологические положения которых составляют основу изучения социальных отношений в ключевых сферах жизнедеятельности общества, а, в прикладном плане, применяются для интеграции инструментов социальной политики в работу вузов. В исследовании использованы общенаучные и специальные методы: обобщение и классификация, дедукция и индукция, анализ административно-нормативных документов. Новизна работы заключается в проведении анализа арсенала имеющихся у РУДН инструментов социальной поддержки. Практическая значимость работы сводится к предоставлению возможностей для российских вузов по использованию материалов исследования в реализации собственной социальной политики с прицелом на обеспечение непрерывного развития высшего образования, повышение качества образовательных услуг и стимулирование экспорта отечественного образования за рубеж в текущих, вызванных внешними геополитическими факторами, невыгодных конкурентных условиях деятельности российских вузов на глобальном рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Стенько Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CORPORATE SOCIAL POLICY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM: CONSOLIDATED EXPERIENCE OF RUDN UNIVERSITY NAMED AFTER P. LUMUMBA

The subject of research in this article is the system of social responsibility policy implemented at the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) named after P. Lumumba. Among other things such strategy allowed the RUDN University to improve significantly its ranking (by 26 points) in the list of the most effective universities from 105 countries published in June 2024 by the Quacquarelli Symonds agency. The purpose of this paper is to summarize the key domestic and foreign theories of the social sciences, which conceptual and methodological provisions serve as the basis for the study of social relations in key spheres of society, and, in practical terms, for the integration of social policy instruments into the work of higher education institutions. In terms of procedures and methods, this work is based on the study of administrative and regulatory documents concerning the social responsibility policy of the RUDN University and available in open access on the Internet. The novelty of the study lies in conducting of a full and comprehensive analysis of the multidirectional toolkit used by the RUDN University to implement social responsibility strategies and increase the efficiency of its educational competences. Practical significance of the article allows various Russian universities to use this research materials in the elaboration, development and realisation of their own social policies aimed at ensuring rapid accessibility and continuous development of higher education in the Russian Federation, improving the quality of educational services and expanding the export of domestic education abroad in the current period of caused by external geopolitical factors unfavorable competitive conditions for Russian universities on the global education market.

Текст научной работы на тему «Реализация корпоративной социальной политики в системе высшего образования: обобщение опыта РУДН им. П. Лумумбы»

Реализация корпоративной социальной политики в системе высшего образования: обобщение опыта РУДН им. П. Лумумбы

Стенько Ирина Александровна,

независимый исследователь, директор центра дошкольного образования «Бэби-Клуб» E-mail: irinastenkosocial@mail.ru

Предметом исследования данной работы является реализуемая в РУДН им. П. Лумумбы система социальной политики, которая, кроме прочего, позволила вузу в июне 2024 г. улучшить свой рейтинг в ежегодно публикуемом агентством Quacquarelli Symonds списке наиболее эффективных высших учебных заведений мира. Цель работы - обобщение и систематизация отечественных и зарубежных теорий социологии управления, концептуально-методологические положения которых составляют основу изучения социальных отношений в ключевых сферах жизнедеятельности общества, а, в прикладном плане, применяются для интеграции инструментов социальной политики в работу вузов. В исследовании использованы общенаучные и специальные методы: обобщение и классификация, дедукция и индукция, анализ административно-нормативных документов. Новизна работы заключается в проведении анализа арсенала имеющихся у РУДН инструментов социальной поддержки. Практическая значимость работы сводится к предоставлению возможностей для российских вузов по использованию материалов исследования в реализации собственной социальной политики с прицелом на обеспечение непрерывного развития высшего образования, повышение качества образовательных услуг и стимулирование экспорта отечественного образования за рубеж в текущих, вызванных внешними геополитическими факторами, невыгодных конкурентных условиях деятельности российских вузов на глобальном рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: корпоративная социальная политика, социальная ответственность, меры социальной поддержки, социальная политика вуза, международные рейтинги университетов, социология управления.

ЕпСД

Введение

В июне 2024 г. одно из трех наиболее авторитетных в глобальной сфере высшего образования рейтинговое агентство Quacquarelli Symonds (QS) опубликовало очередной ранжированный список лучших университетов мира. В обновленный рейтинг QS вошли более 1500 вузов из 105 стран [1]. В Топ-10 нового рейтинга включены вузы из таких государств, как США (Массачусетский технологический институт, первое место рейтинга), Великобритания (Имперский колледж Лондона, второе место), Швейцария (Высшая техническая школа Цюриха, седьмое место) и Сингапур (Национальный университет Сингапура, восьмое место). В данном списке в текущем году фигурируют 47 российских вузов - на один меньше, чем годом ранее. Наиболее высокие показатели в рейтинге QS исторически сохранил за собой МГУ им.М.В.Ломоносова, хотя и снизил позицию с 75-го места двумя годами ранее и 87-го места в прошлом году до нынешнего 94-го места.

Важно отметить, что в рассматриваемом ранжировании серьезно усилили позиции МГТУ им. Н.Э. Баумана (на 22 строчки - с 319-го в прошлом году на 298-е место) и, особенно, РУДН им. П. Лумумбы (на 26 строчек - с 342-го на 316-е место). При анализе такого достаточно впечатляющего прогресса РУДН в рейтинге QS целесообразно учитывать тот факт, что наряду с наиболее «традиционными» характеристиками эффективности высших школ (прежде всего, цити-руемость научных публикаций и академическая репутация) агентство Quacquarelli Symonds в своей методологии уделяет серьезное внимание экологической и социальной ответственности вузов, причислив с 2024 г. этот показатель к девяти основным критериям оценки университетов [2]. Как следствие, РУДН удалось продемонстрировать весомый прирост рейтинга, в том числе по причине того, что в фокусе управленческой стратегии университета традиционное ведущее место занимает задача развития корпоративной социальной политики в отношении как учащихся, так и, в первую очередь, сотрудников и профессорско-преподавательского состава.

В данной статье рассмотрены ключевые отечественные и зарубежные теории социологии управления, лежащие в основе исследования социальных отношений в различных сферах жизнедеятельности человека. Проводится анализ при-

кладного применения выявленных таким образом концептуальных и методологических положений в целях интеграции инструментов социальной политики в работу высших учебных заведений. В фокусе отдельного внимания - изучение и детализация опыта РУДН им. П. Лумумбы в развитии собственной социальной стратегии, ключевые аспекты которой могут быть использованы в деятельности других российских вузов, в том числе в целях повышения их показателей в международных и национальных рейтингах.

Теоретические основы корпоративной социальной политики в вузах

К наиболее значимым разработчикам теоретической основы социального управления как самостоятельного направления научного знания принято относить таких зарубежных ученых, как М. Вебер,

3. Дюркгейм, Г. Зиммель, В. Парето, Г. Спенсер,

A. Щюц и др. [3, 4]. Отдельное выдающееся место в этом ряду занимают американские социологи XX века Р. Мертон и Т. Парсонс, внесшие основополагающий вклад в современную теорию социального управления. В этом контексте, в частности, Т. Парсонс подчеркивает, что удовлетворение потребностей человека должно находиться в основе деятельности любых социальных институтов, вплоть до государства. Для решения этой задачи должны повсеместно создаваться различные социальные структуры (организации, учреждения), наделенные специальным и четко определенным функционалом и - через созданный таким образом инструментарий - решающие задачи удовлетворения потребностей индивидов [5].

Деятельность вузов при обеспечении социальной ответственности представляется обоснованным рассматривать в рамках пласта научных работ по корпоративной социальной политике, исследование которой находится в фокусе внимания как иностранных специалистов, так российских ученых. Значительный вклад в развитие представлений о корпоративной социальной политике внесли такие западные исследователи, как:

4. Бернард, Дж. Марч, Э. Мейо, А. Файоль, Ф. Рот-лисбергер, Г. Саймон, Л. Урвик, У. Эшби и другие. В отечественной социологии данной теме уделено внимание в трудах Е.М. Бабосова, Д.М. Гвиши-ани, В.Н. Иванова, H.A. Крутикова, Н.И. Лапина,

B.Г. Подмаркова, О.И. Шкаратана [6]. Обобщая их работы, можно констатировать, что в широком смысле термин социальной политики подразумевает под собой деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, связанная с удовлетворением потребностей граждан и осуществляемая через социальную сферу. В то же время В.И. Жуков предлагает понимать под корпоративной социальной политикой регулируемую государством, но разрабатываемую и реализуемую зарегистрированными в уста-

новленном законом порядке юридическими лицами систему управленческих воздействий, которые главным образом направлены на оптимизацию взаимодействия общества и отдельно рассматриваемого предприятия, а также обеспечение социальных гарантий внутри предприятия [7].

Социальная политика в учреждениях высшей школы в качестве объектов своей деятельности определяет студентов, преподавателей и сотрудников вуза, которым оказывается различная адресная или комплексная социальная поддержка. Таким образом, государство (если вуз является государственным), а также непосредственно администрация образовательного учреждения (особенно, если вуз частный) в рамках собственной стратегии развития реализует социально-экономическую помощь, предоставляет социально-бытовые, медико-социальные, правовые и другие услуги учащимся и работникам [8].

В случае с педагогическим составом и административными сотрудниками вуза (которые в данной работе, а также в контексте проблемы повышения эффективности образовательного учреждения рассматриваются как основной объект реализации социальной поддержки со стороны вуза), по мнению Ю.Н. Исайчевой, соцполитика учреждения высшего образования должна быть нацелена на формирование условий для обеспечения граждан работой, охрану наемного труда, обеспечение прожиточного минимума для работников, заботу об образовании, семье и здравоохранении [9].

М.Г. Масилова в своих исследованиях приходит к выводу, что предназначение корпоративной социальной политики в вузе не ограничивается исключительно оказанием социальной поддержки сотрудникам через развитие системы социальных льгот и гарантий. Не менее важно в этом плане и такое направление, как создание условий для самообеспечения сотрудников, стимулирование для них возможностей для самостоятельного решения своих социальных проблем. В связи с этим социальная политика в вузе должна быть сфокусирована не только на удовлетворении нужд работника, которые появились в результате его жизни и трудовой деятельности, но и на формировании у него соответствующих социальных потребностей. К ним в первую очередь стоит относить стремление к самореализации научно-педагогического и личностного потенциала, потребность в развитии активной жизненной позиции, заинтересованность в постоянном повышении и поддержании своего социального статуса, а также регулярно повышающиеся требования при определении оптимальной планки индивидуального благосостояния [10].

Следуя этой логике, корпоративную социальную политику в вузе можно четко отделить от, на первый взгляд, дублирующей ее по функционалу кадровой политики. Корпоративная социальная

политика должна обязательно предусматривать пути и механизмы реализации сотрудником своих способностей, запросов и компетенций. В то же время кадровая политика преимущественно концентрируется на задачах определения наиболее эффективного и рационального задействования работников для достижения целевых показателей эффективности высшего учебного заведения. Если не уделять достаточно внимания проблеме формирования благоприятных социальных условий в трудовом коллективе, его участники не смогут полноценно решать прямые профессиональные задачи. Как следствие, чем благоприятнее условия для реализации человеком его способностей, тем больше отдача от его труда, тем эффективнее его работа, а значит больше возможностей для экономического, социального, психологического и нравственного роста [10].

Особенности реализации социальной политики в вузе

На указанной основе, а также по итогам анализа социальных практик различных российских вузов очевидным становится вывод о том, что поэтапная работа по созданию системы управления корпоративной социальной политикой является неотъемлемой составной частью управления высшим учебным заведением [11].

Опираясь на общеуправленческую концепцию К.Э. Лайкама, можно прийти к заключению, что разработка и реализация социальных программ в вузах должна представлять из себя детальный, тщательно проработанный, поэтапный процесс. Вузовские социальные программы, в том числе учитывая преимущественно творческий и креативный характер личности основной части персонала, целесообразно максимально ориентировать на решение социальных проблем, связанных как с материальными, так и социально-статусными потребностями отдельных категорий сотрудников или штата работников в целом. Социальная политика будет тем эффективнее, чем полнее в ней будут учитываться жизненные и социально значимые потребности сотрудников вуза [12].

Первоочередное значение при разработке (а в дальнейшем и при реализации) в вузе социальной политики имеет ее нормативно-регуляционный аспект, то есть формирование всеобъемлющей системы специализированных локальных нормативно-правовых актов. Основополагающим документом в этом контексте способен, например, стать Коллективный договор или Социальный кодекс вуза. Его подготовка администрацией учреждения и последующее принятие собранием всех работников можно рассматривать через призму социального партнерства как важный способ интеграции и взаимовыгодной корректировки приоритетов руководства вуза и ключевых интересов сотрудников, а также как будущую базу для раз-

йпсд

решения способных возникнуть в перспективе противоречий путем компромиссного достижения согласия, стимулирования настроя на взаимопомощь и взаимную ответственность [10].

Ввиду выявленного разнообразия форм социальных потребностей членов трудового коллектива вуза не менее важной задачей является определение оптимальных механизмов реализации корпоративной социальной политики. Как представляется, в каждом учебном заведении высшей школы - в зависимости от его объективных особенностей (бюджет организации, организационно-штатная структура, число сотрудников и так далее) - целесообразно создавать самостоятельное профильное подразделение (департамент/управление/отдел) социальной политики. Эти оргштат-ные структуры должны тесно взаимодействовать со специализированными государственными органами и отраслевыми профессиональными союзами. Также логичной выглядит прицельная кадровая работа администрации по набору в социальные подразделения специально подготовленных специалистов-менеджеров по управлению соответствующими программами, обладающих знаниями международных и национальных практик такой деятельности.

Отдельные направления реализации социальной политики в РУДН

Концепция «Социальной ответственности» значится среди официальных жизненных ценностей РУДН им. П. Лумумбы, отражающих специфику и стратегию развития университета. В ряду выделенных в Концепции профильных задач фигурируют обязательства перед обществом в целом и коллективом преподавателей, сотрудников и обучающихся, нацеленность на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, направленность на здоровье и благополучие людей, приверженность общечеловеческим моральным принципам инклю-зивности, а также помощь социально незащищенным группам и забота об окружающей среде [12].

Главными основополагающими документами, регулирующими социальную корпоративную политику РУДН, являются Устав РуДн и Коллективный договор ФГАОУ ВО «РУДН» на 2022-2025 гг. Кроме того, к ним относится регулярно дорабатываемое Положение о работе Комиссии по социальной поддержке обучающихся и сотрудников РУДН, а также текущие приказы и распоряжения руководства университета [13, 14].

В соответсвии с данной нормативной базой в вузе действуют различные программы материальной и нематериальной поддержки сотрудников. Так, предоставляется частичная компенсация медицинских услуг клинико-диагностического центра (КДЦ). Согласно пункту 4.3.11. Коллективного договора на 2022-2025 годы, университет возмещает 20% от стоимости медицинских услуг КДЦ,

оплаченных работниками - членами Профсоюза РУДН, но не более 10 тысяч рублей в год; работникам, имеющим почётное звание «Ветеран РУДН», Профсоюз возмещает 25% от стоимости оплаченных ими медицинских услуг, но не более 15 тысяч рублей в год.

Другим примером служит частичная компенсация услуг физкультурно-оздоровительного комплекса РУДН (ФОК). Речь идет о возмещении 20% от стоимости услуг ФОК, оплаченных работниками - членами Профсоюза РУДН, но не более 10 тысяч рублей в год. Работникам, имеющим почётное звание «Ветеран РУДН», возмещается 25% от стоимости оплаченных ими услуг, но не более 15 тысяч рублей в год.

В этом же ряду - скидка на обучение в Автошколе РУДН. Всем сотрудникам предоставляется скидка в размере 10%, а членам Профсоюза -дополнительная скидка 10% (совокупно 20%) [15].

Дополнительные расширенные меры социальной поддержки в соответствии с отдельными приказами университета установлены для таких категорий работников, как сотрудники, обладающие статусом родителя из многодетной семьи или воспитывающие ребенка-инвалида.

Также в рамках социальной поддержки сотрудников с детьми в вузе с 2023 г. действует игровая комната для кратковременного пребывания (до 3,5 часов в день) детей работников. Кроме того, университет предоставляет частичную компенсацию оплаты летнего отдыха несовершеннолетних родственников сотрудников - членов Профсоюза [15].

Отдельного анализа заслуживают разнонаправленные программы социальной поддержки студентов, обучающихся по очной форме. Эти меры не ограничиваются «классическими» выплатами стипендий и материальной помощи [16], но зачастую носят также нефинансовый характер. Например, студенты, являющиеся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [17].

При предоставлении обучающимся академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на весь период данных отпусков выплачивается государственная социальная стипендия (для детей-сирот сохраняется полное государственное обеспечение), а находящимся в отпуске по беременности и родам - дополнительные пособия в размере государственной академической стипендии, установленной в Университете.

В рамках программы «Доступная среда» обучающиеся из числа детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства обеспечивают-

ся техническими средствами, необходимыми для освоения образовательных программ.

Для студентов также организуются бесплатные экскурсии по Москве, Подмосковью и городам «Золотого кольца» России, в Парк Патриот [17].

Реализация всех направлений социальной политики РУДН осуществляется двумя самостоятельными подразделениями в структуре вуза -Управлением социального развития во взаимодействии и Профсоюзным комитетом университета.

Заключение

Продолжающиеся с 2022 г. геополитические процессы в мире и связанные с ними комплексные политико-экономические ограничения оказывают серьезное негативное воздействие на развитие российского высшего образования. К настоящему времени де-факто прекращено сотрудничество отечественных вузов с зарубежными университетами, международными рейтинговыми агентствами и образовательными электронными платформами. Как подчеркивают Ю.Н. Эбзеева и Л.Н. Гишкаева, для укрепления фундамента высшего образования и повышения конкурентоспособности России на мировой арене в данной ситуации необходимо направить силы на поиск новых векторов развития в разных сферах жизнедеятельности вузов и повышения конкурентоспособности российского образования, учитывая существующие возможности и в целях привлечения новых [18]. В этом контексте, как показывают последние успешные (вопреки сдерживающим внешним факторам) рейтинги РУДН им. П. Лумумбы в международных системах ранжирования, важную роль играет планомерное развитие корпоративной социальной политики в высшей школе. Накопленный в РУДН им.П.Лумумбы и обобщенный в данной работе опыт реализации принципов социальной ответственности вузов может быть использован другими российскими образовательными учреждениями в целях обеспечения доступного и непрерывного высшего образования в России, повышения качества образовательных услуг и стимулирования экспорта отечественного образования за рубеж.

Литература

1. Международный рейтинг лучших университетов на 2025 г., составленный агентством Quac-quarelli Symonds [электронный ресурс] // topuni-versities.com 2024. - URL: https://www.topuniver-sities.com/university-rankings/ (дата обращения: 10.07.2024).

2. Методологические разъяснения по рейтингу лучших университетов на 2025 г., составленные агентством Quacquarelli Symonds [электронный ресурс] // qs.com 2024. - URL: https://sup-port.qs.com/hc/en-gb/articles/4405955370898-

QS-World-University-Rankings/ (дата обращения: 10.07.2024).

3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; под ред. Ю. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. -805 с.

4. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой: учеб. по-соб. для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 240 с.

5. Parsons T. Essays on Sociological theory / T. Parsons. - N. Y., 1964.

6. Долгорукова И.В. Корпоративная социальная политика современных российских предприятий: модели и практики. - М., 2011. - 329 с.

7. Жуков В.И. Социальное развитие России: историко-социологическая компаративистика: в 3 т. М.: РГСУ, 2012. - 895 с.

8. Абросимов В.Н. Профессиональные качества преподавателя высшей школы // Стандарты и мониторинг образования. 2001. № 6. С. 6164.

9. Исайчева Ю.Н. Социальная политика социального государства; под общ. ред. З.Х. Сара-лиевой. - H. Новгород, 2002.

10. Масилова М.Г. Корпоративная социальная политика управления вузом как фактор эффективности управления персоналом. - Новосибирск. 2006. С. 46-73.

11. Лайкам К.Э. Модели социальной политики // Общество и экономика. 2000. № 8. С. 19-26.

12. Жизненные ценности РУДН им. П. Лумумбы [электронный ресурс] // rudn.ru 2024. - URL: https://vote.rudn.ru/media/main_page_docu-ments/Жизненные_ценности_РУДН.pdf/ (дата обращения: 10.07.2024).

13. Коллективный договор ФГАОУ ВО «РУДН» на 2022-2025 гг. [электронный ресурс] // rudn. ru 2024. - URL: https://www.rudn.ru/sveden/ files/Kollektivnyy_dogovor_FGAOU_VO_RUDN_ na_2022-2025_gody.pdf/ (дата обращения: 10.07.2024).

14. Положение о работе Комиссии по социальной поддержке обучающихся и сотрудников РУДН [электронный ресурс] // studylib.ru 2024. -URL: https://studylib.ru/doc/2442936/polozhenie-o-rabote-komissii-po-social._noj-podderzhke-obucha.../ (дата обращения: 10.07.2024).

15. Список отдельных социальных льгот для членов Профсоюза РУДН [электронный ресурс] // profkomrudn.ru 2024. - URL: https://www. profkomrudn.ru/privileges/ (дата обращения: 10.07.2024).

16. Перечень стипендий РУДН [электронный ресурс] // rudn.ru 2024. - URL: https://www.rudn.ru/ sveden/files/Perecheny_stipendiy_RUDN_2023_. docx (дата обращения: 10.07.2024).

17. Сведения о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий и мер социальной поддержки в РУДН [электронный ресурс] // rudn.ru 2024. - URL: https://www.rudn.ru/sveden/ grants/ (дата обращения: 10.07.2024).

18. Эбзеева Ю.Н., Гишкаева Л.Н. Повышение конкурентоспособности образования России на международном уровне // Logos et Praxis. 2023. Т. 22. № 1. С. 62-72. DOI: https://doi. org/10.15688/lp.jvolsu.2023.1.8.

IMPLEMENTATION OF CORPORATE SOCIAL POLICY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM: CONSOLIDATED EXPERIENCE OF RUDN UNIVERSITY NAMED AFTER P. LUMUMBA

Stenko I.A.

Preschool Education Center Baby Club

The subject of research in this article is the system of social responsibility policy implemented at the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) named after P. Lumumba. Among other things such strategy allowed the RUDN University to improve significantly its ranking (by 26 points) in the list of the most effective universities from 105 countries published in June 2024 by the Quac-quarelli Symonds agency. The purpose of this paper is to summarize the key domestic and foreign theories of the social sciences, which conceptual and methodological provisions serve as the basis for the study of social relations in key spheres of society, and, in practical terms, for the integration of social policy instruments into the work of higher education institutions. In terms of procedures and methods, this work is based on the study of administrative and regulatory documents concerning the social responsibility policy of the RUDN University and available in open access on the Internet. The novelty of the study lies in conducting of a full and comprehensive analysis of the multidirectional toolkit used by the RUDN University to implement social responsibility strategies and increase the efficiency of its educational competences. Practical significance of the article allows various Russian universities to use this research materials in the elaboration, development and realisation of their own social policies aimed at ensuring rapid accessibility and continuous development of higher education in the Russian Federation, improving the quality of educational services and expanding the export of domestic education abroad in the current period of caused by external geopolitical factors unfavorable competitive conditions for Russian universities on the global education market.

Keywords: corporate social policy, social responsibility, social support measures, university social policy, international university rankings, sociology of management.

References

1. Quacquarelli Symonds World University Rankings 2025 [electronic resource] // topuniversities.com 2024. - URL: https:// www.topuniversities.com/university-rankings/ (accessed on 10.07.2024).

2. Methodological explanations for the Quacquarelli Symonds World University Rankings 2025 [electronic resource] // qs.com 2024. - URL: https://support.qs.com/hc/en-gb/ articles/4405955370898-QS-World-University-Rankings/ (accessed on 10.07.2024).

3. Weber M. Selected Works / M. Weber; edited by Yu. Davydov. -M.: Progress, 1990. - 805 p.

4. Kovalev V.N. Sociology of social sphere management: a teaching aid for universities. - M.: Academichesky Proekt, 2003. -240 p.

5. Parsons T. Essays on Sociological theory / T. Parsons. - N. Y., 1964.

6. Dolgorukova I.V. Corporate social policy of modern Russian enterprises: models and practices. - M., 2011. - 329 p.

7. Zhukov V.I. Social development of Russia: historical and sociological comparative studies: in 3 volumes. M.: RSSU, 2012. -895 p.

8. Abrosimov V.N. Professional qualities of a higher education teacher // Standards and monitoring of education. 2001. No. 6. P. 61-64.

9. Isaycheva Yu.N. Social policy of the social state; under the general editorship of Z. Kh. Saralieva. - N. Novgorod, 2002.

10. Masilova M.G. Corporate social policy of university management as a factor in the effectiveness of personnel management. - Novosibirsk. 2006. P. 46-73.

11. Laikam K.E. Models of social policy // Society and Economy. 2000. No. 8. P. 19-26.

12. Life values of RUDN University named after P. Lumumba [electronic resource] // rudn.ru 2024. - URL: https://vote.rudn.ru/me-dia/main_page_documents/Wu3HHbiej4eHHOCTb_PyflH.pdf/ (date of access: 10.07.2024).

13. Collective agreement of FGAOU VO "RUDN" for 2022-2025. [electronic resource] // rudn.ru 2024. - URL: https://www.rudn. ru/sveden/files/Kollektivnyy_dogovor_FGAOU_VO_RUDN_ na_2022-2025_gody.pdf/ (date of access: 10.07.2024).

14. Regulations on the work of the Commission for Social Support of Students and Employees of RUDN [electronic resource] // study-lib.ru 2024. - URL: https://studylib.ru/doc/2442936/polozhenie-

o-rabote-komissii-po-social._noj-podderzhke-obucha.../ (date of access: 10.07.2024).

15. List of individual social benefits for members of the RUDN Trade Union [electronic resource] // profkomrudn.ru 2024. -URL: https://www.profkomrudn.ru/privileges/ (date of access: 10.07.2024).

16. List of RUDN University scholarships [electronic resource] // rudn.ru 2024. - URL: https://www.rudn.ru/sveden/files/Pereche-ny_stipendiy_RUDN_2023_.docx (date of access: 10.07.2024).

17. Information on the availability and conditions for providing students with scholarships and social support measures at RUDN [electronic resource] // rudn.ru 2024. - URL: https://www.rudn. ru/sveden/grants/ (date of access: 10.07.2024).

18. Ebzeeva Yu.N., Gishkaeva L.N. Improving the competitiveness of Russian education at the international level // Logos et Praxis. 2023. Vol. 22. No. 1. P. 62-72. DOI: https://doi.org/10.15688/ lp.jvolsu.2023.1.8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.