Научная статья на тему 'Реализация корпоративной социальной ответственности в социально-экономическом развитии региона'

Реализация корпоративной социальной ответственности в социально-экономическом развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2937
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОМПАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулькова В.Ю., Сафин И.Х.

В статье рассмотрены теоретические основы корпоративной социальной ответственности (КСО). Проведено исследование реализации направлений КСО в крупнейшей компании мезоуровня. Сделан вывод о том, что достойной перспективой для российского бизнеса может стать появление национальной стратегии реализации социальной ответственности и разработка централизованного стандарта отчетности, которые помогут компаниям работать на благо Отечества и вносить свой вклад в развитие гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация корпоративной социальной ответственности в социально-экономическом развитии региона»

СОЦИАЛЬНАЯСФЕРА

36 (177) - 2012

УДК 332.14

реализация корпоративной

социальной ответственности в социально-экономическом развитии

региона

В. Ю. КУЛЬКОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента E-mail: kulkova77@mail. ru

и. х. сафин,

аспирант кафедры менеджмента E-mail: ilnur_s. h@mail. ru Университет управления «ТИСБИ»

В статье рассмотрены теоретические основы корпоративной социальной ответственности (КСО). Проведено исследование реализации направлений КСО в крупнейшей компании мезоуровня. Сделан вывод о том, что достойной перспективой для российского бизнеса могут стать появление национальной стратегии реализации социальной ответственности и разработка централизованного стандарта отчетности, которые помогут компаниям работать на благо Отечества и вносить свой вклад в развитие гражданского общества.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальная инфраструктура, компания, социальная отчетность, капитализация.

Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) является в настоящее время одной из самых обсуждаемых в публичном дискурсе и профессиональных деловых кругах мира. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к транспорен-тности в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, просто невозможно. Поэтому интеграция концептуальных основ корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится имманентным трендом ведущих отечественных компаний.

Ценность КСО заключается в минимизации компаниями негативных последствий своей производственной деятельности, в решении проблем глобального и местного развития, в формировании атмосферы предсказуемости, доверия и общих ценностей в обществе. Однако компании, как правило, не имея достаточного опыта реализации корпоративных социальных программ, осуществляют их бессистемно, «по образу и подобию» своих более опытных коллег, не учитывая целого ряда факторов.

Как и любой другой вид деятельности, корпоративная социальная ответственность формируется в рамках процедурного подхода, проходя через этапы планирования, анализа, корректировки и контроля. КСО основывается на методологических принципах, образующих определенный научный базис. К сожалению, научный базис редко учитывается в практике российских компаний. Целью данной статьи явилась презентация результатов анализа разработанных в теории и реализуемых на практике направлений и форм реализации КСО. Реализация поставленной цели предполагает проведение методологического уточнения сущности КСО и эмпирическое исследование направлений и форм реализации КСО - кейс конкретного хозяйствующего субъекта.

Корпоративная социальная ответственность бизнеса: сущность, направления и формы

Понятие корпоративной социальной ответственности бизнеса (КСО) впервые ввел в научный оборот Д. Карнеги. В то же время последующая методологическая разработка концепции корпоративной социальной ответственности уходит истоками к Римскому клубу, когда в докладе «Пределы роста» (1972 г.) в острой форме был поставлен вопрос об ответственности промышленников за экологические последствия развития технологий, которые в течение всего истекшего века были и остаются сегодня одной из основных причин высокой смертности и снижения продолжительности жизни людей. Как вызов на необходимость реальных действий, жесткого правового регулирования экологической и социальной ответственности бизнеса, ее финансового, материального, идеологического обеспечения возникает концепция триединства человека, природы и экономики.

Указанная концепция - Triple Bottom Line (TBL или 3BL) - это концепция триединства «люди (человеческий капитал) - планеты (природный капитал) -прибыль («профит» - выгода)» [13]. Триединый итог состоит из «социальных, экономических (финансовых) и экологических» факторов, которые формируются во всех секторах национального хозяйства - государственном, частном (коммерческом) и некоммерческом. В коммерческом секторе, представленном бизнес-структурами, коммерческими предприятиями, предпринимательским сообществом и корпорациями, развитие концепция TBL проявляется в приверженности корпоративной социальной ответственности. В 1981 г. Freer Spreckley первым сформулировал триединый итог [14] в коммерческом секторе. Он утверждал, что предприятия должны измерять и сообщать о социальных, экологических и финансовых показателях своей производственно-хозяйственной деятельности.

Концепция TBL расширяет границы ответственности компаний: с ответственности перед акционерами до ответственности компании перед всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). В этом случае круг «заинтересованных сторон» формируется из всех тех, на кого оказывают влияние результаты действий предприятий. Таким образом, хозяйствующий субъект должен быть использован в качестве средства для координации интересов заинтересованных сторон, а не максимизации акционером (владельцем) прибыли.

В современной мировой научной литературе и научной практике распространение получает понимание корпоративной социальной ответственности как модели стратегической деятельности, в соответствии с которой предприятия (организации, хозяйствующие субъекты) учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на стейкхолдеров: заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Эта ответственность выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры по повышению качества жизни работников и их семей, развитию местного сообщества и общества в целом. Другими словами, это добровольное принятие компаниями обязательств (не предписываемых законами) - социальных, этических, природных, инвестиционных и иных - в областях, традиционно отнесенных к ведению государства. Тем самым КСО является формой реализации частно-государственного партнерства.

В разработке ценностных ориентиров для идентификации приверженности компаний корпоративной социальной ответственности отмечены различные международные организации: ООН, UNIDO, London Benchmarking Group, Международный комитет по КСО (МК КСО - IC CRS) и др.

В рамках Глобального договора ООН выделены области и принципы КСО, содержание которых раскрывается в табл. 1.

Как видно, при выделении ценностных ориентиров и утверждении принципов в рамках Глобального договора ООН закладывается методологический базис современной концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса. На верификацию данного вывода работает использование принципов Глобального договора ООН в методологических подходах к оценке КСО.

Так, на 10 принципах Глобального договора ООН и подходе TBL основан инструмент REAP (Responsible Entrepreneurs Achievement Programme) [12]. REAP разработан UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) - Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию для поддержки малых и средних предприятий, которые хотят оценить свою деятельность в области КСО. Вместе с тем инструмент REAP также может быть полезен для международных компаний,

Таблица 1

Области и принципы реализации корпоративной социальной ответственности в Глобальном договоре ООН

Ценностная область Принцип

Права человека Деловые круги должны поддерживать и уважать подход, предусматривающий защиту международных прав человека в их сферах влияния

Деловые круги не должны быть причастными к нарушениям прав человека

Трудовые отношения Деловые круги должны поддерживать свободу ассоциаций и эффективное признание права на коллективный договор

Деловые круги должны поддерживать ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда

Деловые круги должны поддерживать эффективную ликвидацию детского труда

Деловые круги должны поддерживать ликвидацию дискриминации при найме на работу и в профессиональной деятельности

Окружающая среда Деловые круги должны поддерживать осторожный подход к экологическим вопросам

Деловые круги должны поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий

Борьба с коррупцией Деловые круги должны поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий

Деловые круги должны бороться со всеми проявлениями коррупции, включая вымогательство и взяточничество

которые планируют внедрить систему социальной ответственности. Инструмент включает детализированную оценку и описание различных аспектов социальной ответственности, сочетающих финансовые, экологические и социальные показатели деятельности предприятия.

London Benchmarking Group (LBG) - организация, являющаяся представителем некоммерческого сектора в Великобритании, активно развивающая и исследующая практики реализации КСО. Она разработала дескриптивную модель политики участия бизнеса в жизни общества [15]. Разработанная модель политики участия бизнеса в жизни общества графически представлена в виде пирамиды и отображает иерархию технологий реализации КСО. В основании модели-пирамиды LBG положена предпринимательская деятельность как детерми-

нантная технология участия бизнеса в обществе, приносящая пользу обществу через производство и продажу товаров, через удовлетворение потребностей населения.

Справедливости ради отметим, что методологическое обоснование имманентности общественной пользы предпринимательской деятельности дается еще в трудах основателя классической экономической школы А. Смита в контексте закона «невидимой руки». Следующий уровень участия бизнеса в жизни общества и технология КСО - это коммерческие инициативы, под которыми понимаются вписывающиеся в стратегию корпоративного развития коммерческие проекты бизнес-структур, но с детерминирующим социальным эффектом, распространяющимся на местное сообщество. Третьим уровнем участия бизнеса в жизни общества и технологией КСО являются инвестиции в общество, которые представляют собой целевые долгосрочные программы, направленные на решение одной или нескольких важных общественных проблем, выбранных бизнес-структурой в качестве приоритетных.

На вершине пирамиды - модели участия бизнеса в жизни общества. Позиционируется благотворительная деятельность компании - как технология оказания помощи со стороны бизнес-сообщества различным стейкхолдерам (некоммерческим организациям, больницам и другим социальным учреждениям). Подход разработчиков модели LBG к позиционированию предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение потребителей, в качестве технологии КСО находит отражение в разработках международного комитета по КСО.

Создание международного комитета по КСО имеет свою историю становления, начинающуюся в 2007 г. Тогда в России по инициативе Всероссийской организации качества Центр экспертных программ ВОК создал Стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность. Требования», содержащий легко проверяемые и четкие требования ко всем составляющим корпоративной социальной ответственности. На ежегодном конгрессе Европейской организации качества в 2010 г. руководство украинской и русской делегаций заявило о стандарте CSR/КСО-2008, причем сразу же интерес к нему проявили делегации Чехии, Франции, Испании и Австрии. В итоговой резолюции конгресса было одобрено создание рабочей группы во главе с представителем России Ю. А. Гусаковым, инициирована подготовка пред-

ложений о продвижении стандарта в практику европейских стран. Ввиду этого в 2010 г. создан Международный комитет по КСО (МК КСО - IC CRS). Абсолютно соответствуют требованиям утвержденного стандарта ISO 26000:2010 положения стандарта CSR/KC0-2008. В 2011 г. Международным комитетом по КСО было принято решение о введении в стандарт CSR/KC0-2008 дополнительного модуля «Удовлетворение интересов потребителей».

Таким образом, вариация представленных подходов к выделению ценностных ориентиров КСО является вполне закономерной и демонстрирует формирование методологического базиса, отражающего международные различия условий ведения бизнеса: традиции и культуру, ментальность страны. Вместе с тем очерчивается круг основных обязанностей социально ответственных компаний. Они прежде всего касаются человеческого капитала, ведь люди - это то, без чего не может существовать ни одна компания. Забота о своих работниках, выражающаяся в достойной заработной плате, дополнительных социальных выплатах, постоянном повышении уровня квалификации, хороших условиях труда (следствием чего является сокращение травматизма), снижает уровень текучести кадров, а значит, и напряженность в коллективе.

Следует отметить, что компания должна также заботиться об окружающей среде и местном сообществе. Последнее выражается не только в благотворительности и соглашениях с местными властями, но и в уплате налогов. Так как ценности, видение и цели социальной ответственности, которые в прошлом веке были в России неотъемлемой частью традиций меценатства, в настоящее время утрачены, то основной движущей силой является именно отчетность. А это и лежит в основе развития КСО в стране. Таким образом, в дальнейшем будут происходить формирование и становление этих важнейших составляющих КСО.

Обобщая представленные подходы, можно выделить следующие основные направления реализации КСО:

1) институционализация;

2) развитие персонала;

3) безопасные условия труда и охрана здоровья;

4) ресурсосбережение и природоохранная деятельность;

5) социально ответственная реструктуризация;

6) добросовестная деловая практика;

7) развитие местного сообщества.

Характеристика КСО по выделенным предметным систематикам (направлениям) в контексте целевых установок и инструментария приведена в табл. 2.

По направленности политики реализации КСО компании можно разделить на две составляющие, обусловливающие соответствующие формы КСО:

1) внутренняя социальная политика предприятия, которая осуществляется для сотрудников предприятия, ее основное отличие - ограниченность рамками одной компании. Внутренняя социальная политика предприятия является проявлением интернальной формы корпоративной социальной ответственности (или интернальной КСО). Интернальная КСО включает следующие мероприятия: всемерное содействие повышению образования и квалификации сотрудников; развитие системы корпоративных университетов; программ переподготовки и непрерывного обучения; обеспечение на современном уровне безопасности труда; стабильную выплату заработной платы, адекватной квалификации сотрудников; дополнительное медицинское страхование; помощь работникам в критических ситуациях;

2) внешняя социальная политика, которая проводится для общества на территории нахождения той или иной компании, соответствует экс-тернальной форме корпоративной социальной ответственности (или экстернальной КСО). Экстернальная КСО во многом определяется традициями и культурой, ментальностью страны. К компонентам внешней КСО относятся: спонсорство и корпоративная благотворительность; экологическая деятельность; взаимодействие с местным сообществом; готовность участвовать в решении кризисных ситуаций на территории своей деятельности; выпуск качественной продукции -ответственность перед потребителями; содействие развитию некоммерческого сектора и гражданской экспертизы, транспарентности в обществе.

Несмотря на то, что в настоящий момент практика КСО является предметом горячих дискуссий, Россия уже вступила на траекторию реализации социальной ответственности, по которой она будет идти и дальше [1]. Сторонники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование КСО, причем корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем

Таблица 2

Характеристика корпоративной социальной ответственности

Направление Целевая установка Инструментарий

Институцио-нализация Официальное принятие принципов КСО Разработка концепции КСО на предприятии. Подготовка нефинансовых отчетов. Сертификация на соответствие стандартам КСО

Развитие персонала Стратегия развития персонала в целях привлечения и удержания талантливых работников Социальные программы по развитию сотрудников по следующим направлениям деятельности: 1) применение мотивационных схем оплаты труда; 2) профессиональное развитие и обучение; 3) создание всех необходимых условий для досуга и отдыха работников; 4) предоставление работникам социального пакета; 5) поддержание в фирме внутренних коммуникаций; 6) при принятии управленческих решений максимальное участие работников; 7) внедрение адаптационной программы для «новичка» для наиболее комфортного вхождения в должность

Безопасные условия труда и охрана здоровья Создание и поддержание по отношению к законодательно закрепленным положениям дополнительных норм условий безопасности на рабочих местах и охраны здоровья Социальные программы охватывают следующие сферы деятельности: 1) медицинское обслуживание работников на предприятии; 2) техника безопасности и охрана труда; 3) поддержание детства и материнства; 4) создание эргономичных рабочих мест; 5) профилактика профессиональных заболеваний

Ресурсосбережение и природоохранная деятельность Инициатива бизнеса по уменьшению вредного влияния на окружающую среду Социальные программы по следующим направлениям: 1) утилизация отходов или повторное их использование; 2) экономное использование природных ресурсов; 3) предотвращение загрязнений окружающей среды; 4) организация экологически безопасного процесса производства; 5) организация экологически безопасных перевозок. Компании также проводят акции по озеленению, «субботники» и др.

Социально ответственная реструктуризация Соблюдение интересов работников в тесном сотрудничестве с объединением работодателей и региональными, местными, а в исключительных случаях даже и с федеральными органами власти Информационные кампании, которые освещают предстоящие структурные изменения, мероприятия по профессиональной подготовке. Содействие в трудоустройстве. Осуществляются компенсационные выплаты работникам, которые попали под программу сокращения

Добросовестная деловая практика Содействие принятию и распространению добросовестной деловой практики среди бизнес-партнеров, поставщиков и клиентов фирмы Программы социальной активности, направленные на распространение добросовестной деловой практики, проявляются в проводимой фирмой политике информационной открытости по отношению к собственникам, бизнес-партнерам, поставщикам, клиентам и другим заинтересованным сторонам, в организации программ содействия малому бизнесу, крупными фирмами, в программах по добровольному ограничению сфер ведения бизнеса, в программах по сотрудничеству с органами государственного управления, общественными организациями, профессиональными объединениями и ассоциациями потребителей

Развитие местного сообщества Вклад в развитие общества на добровольных началах Фирмы оказываются вовлечены в жизнь местного общества путем реализации следующих программ: 1) оказание поддержки детству и юношеству; 2) поддержка социально незащищенных слоев населения; 3) поддержка развития и сохранения жилищно-коммунального хозяйства и объектов исторического и культурного значения; 4) спонсирование местных образовательных, спортивных и культурных мероприятий и организаций; 5) поддержка кампаний и исследований, которые являются социально значимыми; 6) участие в благотворительных акциях

собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. Критики приводят аргументы, что КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса: одни утверждают, что это не что иное, как приукрашивание действительности, другие говорят, что это попытка подменить роль правительства в качестве контролера мощными мультинациональ-ными корпорациями.

Вторичный анализ публичного дискурса [2] показывает, что еще одной проблемой отечественного бизнеса в реализации концепции КСО является отсутствие прозрачности и регламентированности взаимоотношений внутри фирмы. Нередко все попытки привести отчетность к международным стандартам, сделать фирму прозрачной «терпят фиаско» из-за нечестности топ-менеджмента. Несмотря на то, что информация о фирме открыта для публичного доступа, менеджмент зачастую не следует нормам этики бизнеса и ключевым правилам корпоративного управления, в действительности происходит только симуляция прозрачности фирмы.

Основанием для реализации вышеописанной стратегии выступают следующие контраргументы против КСО:

1) нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям;

2) расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. Причем эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции;

3) недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо - их социальную вовлеченность. До

тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными; 4) недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях, формирующие так называемый третий сектор народного хозяйства.

Из всего вышесказанного следует, что максимальная прозрачность и добровольные обязательства, взятые на себя компанией в социальной сфере, приводят к улучшению конкурентоспособности компаний, что в свою очередь значительно влияет на развитие и рост компаний на мировом рынке.

Таким образом, для улучшения политики КСО необходимо наладить систему подготовки социальной отчетности, которая недостаточно распространена в России из-за элементарного недостатка опыта и специалистов. Также необходимо повышать компетенции профессионалов в этой сфере, в том числе через подготовку специальных образовательных программ по эмпирической реализации КСО. Значительно помогут процессу становления и развития социальной ответственности в России одобрение и поддержка государства. При этом нужны компании-локомотивы, отрабатывающие методологию КСО в российской практике.

Эмпирическое исследование реализации КСО

Эмпирическое исследование реализации КСО предполагает общую характеристику направлений и форм реализации социальной ответственности бизнеса.

Основываясь на принципе информационной доступности, объектом исследования выступила одна из наиболее крупных и активно развивающихся организаций масложирового сектора в Российской Федерации - ОАО «Казанский жировой комбинат» (далее - ОАО «КЖК»). Предприятие имеет циклическую производственную цепочку по переработке

растительных масел и выпуску достаточно богатого ассортимента масложировой продукции. Кроме того, выбор объекта исследования обусловлен аналитическими перспективами исследования, а именно: компания ведет активную политику в области КСО; компания составляет внутренний отчет в области устойчивого развития, который частично раскрывается для населения, что свидетельствует об транспорентности (открытости) компании, а также о ее стремлении соответствовать международным стандартам в области КСО. Таким образом, компания заявляет о себе как о социально ответственной и активно стремится к реализации принципов КСО в своей деятельности.

В настоящее время предприятие имеет статус современной динамично развивающейся маслопере-рабатывающей организации в Российской Федерации, которая имеет возможность выпускать 81 тыс. т растительного масла, 82 тыс. т майонеза, а также 12 тыс. т соусов в год. Мощность производственных линий по выпуску майонеза аналогична производительности ведущих организаций России.

В процессе своего организационного и производственного развития ОАО «КЖК» постоянно совершенствуется, происходят реконструкция предприятия и его техническое переоснащение, ведется внедрение передовых технологий по производству продукции, соответствующих перспективным тенденциям развития сектора.

Ключевым элементом политики предприятия в области маркетинга можно считать распространение продукции посредством розничных сетей. Руководство ОАО «КЖК» уделяет достаточно большое внимание анализу рынка и организации сети дилеров. Руководствуясь опытом крупнейших мировых компаний, руководство ОАО «КЖК» создало свой институт по обучению торговых представителей по Российской Федерации.

Политика в области маркетинга направлена на закрепление лидирующих позиций в масложировом секторе. Для этого была создана продукция под марками «Мг. Шссо» и «Ласка», которые по праву являются эталоном высокого качества и широко распространены в розничной торговле. Ценовая политика ОАО «КЖК» адаптивна к рыночным колебаниям за счет работы в разных ценовых категориях и с разными видами контрагентов и потребителей.

Руководством ОАО «КЖК» также организовываются и реализуются акции стимулирующего характера. Это позволяет осуществлять стреми-

тельное проникновение продукции на рынок и удерживать сильные позиции на нем.

В настоящее время компания ОАО «КЖК» осуществляет реализацию КСО по направлениям внешней и внутренней социальной политики. Ключевым направлением в социальной ответственности ОАО «КЖК» является реализация интернальной КСО, которая обеспечивает главным образом укрепление как формальных, так и неформальных связей между работниками рассматриваемого предприятия и его руководством, а также развитие человеческого капитала в контексте здоровья и образования сотрудников.

Рассмотрим конкретные проекты по реализации интернальной КСО ОАО «КЖК». К ним можно отнести, в частности:

• наличие социального пакета и достойного уровня оплаты труда. На данном предприятии каждый сотрудник гарантированно обеспечен: заработной платой, которая соответствует среднему уровню оплаты в Республике Татарстан, которая, как правило, ежегодно пересматривается в сторону увеличения. В данной ситуации пересматривается объем доплат, надбавок, единовременных премий, премий по результатам работы;

• условия труда. Рабочие места высшего и среднего состава ОАО «КЖК» обеспечены персональной компьютерной техникой с доступом в Интернет, а также телефонной связью, которая дает возможность провести междугородные переговоры для эффективного выполнения работниками своих обязанностей. Положительным фактом является создание внутреннего канала коммуникаций: внутренняя телефонная и интернет-связь, которая помогает увеличить скорость взаимодействия сотрудников между собой;

• организация питания. Питанию на предприятии уделяется значительное внимание. Питание доступно по ценам для работников. Руководство компании проводит постоянный контроль за ассортиментом и качеством блюд;

• развитие спортивной инфраструктуры. Спортивный зал на территории завода оснащен современным спортивным инвентарем для игры в волейбол, бильярд, настольный теннис. Работники ОАО «КЖК» имеют возможность принимать постоянное участие в соревнованиях по разным видам спорта;

• бесплатный транспорт до места работы. Руководство предприятия заботится о комфортной доставке работников до места работы и обратно. На работу персонал предприятия ОАО «КЖК» добирается на служебных автобусах;

• бесплатное медицинское обслуживание. На предприятии работает медицинский пункт, где оказывается любая необходимая медицинская помощь, что в значительной степени снижает заболеваемость или последствия возможных несчастных случаев. Кроме того, медицинский персонал имеет достаточно высокую квалификацию, что позволяет оказывать медицинские услуги на высоком профессиональном уровне;

• развитие персонала и повышение профессионально-квалификационного уровня работников. Руководство ОАО «КЖК» стремится к тому, чтобы работа на предприятии приносила не только материальный доход, но и удовлетворяла все нематериальные потребности работников, например, потребности в карьерном и профессиональном росте. Профессиональной подготовке и переподготовке кадров также уделяется много внимания. Ключевое направление - качественная организация процесса самообучения;

• детский отдых. Один раз в год дети сотрудников компаний ОАО «КЖК» получают возможность съездить в летний оздоровительный лагерь. Зимой же компания устраивает для детей в возрасте от 7 до 17 лет познавательный отдых;

• корпоративные праздники. Корпоративные праздники стали для компании ОАО «КЖК» доброй традицией, работающей на образование сплоченного коллектива;

• конкурсы профмастерства (КП). В 2011 г. восьмой раз руководство ОАО «КЖК» провело конкурс на звание «Лучший по профессии». Мастерство участников конкурса оценивается по уровню их теоретической подготовки и практических навыков, знанию правил безопасности труда, четкости, скорости и качеству выполнения работ;

• в рамках реализации экстернальной формы КСО ежегодно компанией реализуются до нескольких десятков социально ориентированных программ, направленных на разнообразные группы стейкхолдеров. ОАО «КЖК» вместе с другими предприятиями является спонсором

ежегодных праздничных мероприятий для детей из детских домов и приютов. Учитывая существующие в мире опыт и технологии работы с детьми из неблагополучных семей, компания поддержала проекты, направленные на обеспечение полноценного и здорового отдыха детей, создание условий для занятий спортом, развития творческого потенциала, оказания психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На средства компании оборудованы специальные палаты в детских отделениях районных больниц, скомплектованы детские игровые комнаты, организованы занятия с детьми воспитателей, психологов, врачей.

Более 80 детей из группы риска по социальному сиротству прошли реабилитацию в специальных группах и кружках при помощи социальных психологов и педагогов, которые организовали консультации и дополнительные занятия с детьми.

Также компания ОАО «КЖК» активно способствует информационному продвижению собственной практики социальной ответственности в казанских СМИ. РЯ-специалисты компании информируют средства массовой информации о социальной деятельности через рассылку пресс-релизов, а также постоянно приглашают представителей СМИ на все социальные мероприятия. В связи с этим РЯ-специалистам компании было интересно выяснить, появился ли интерес у СМИ г. Казани к данным проектам или их интересуют только темы, касающиеся вопросов развития компании и производственной деятельности.

Для выявления уровня интереса СМИ к социальной ответственности компании ОАО «КЖК» был проведен контент-анализ СМИ, по результатам которого было выявлено, что в казанских СМИ всего за 2011 г. было опубликовано 19 материалов о различных сферах деятельности ОАО «КЖК».

По результатам анализа выяснилось, что доминирующее количество публикаций с упоминанием о деятельности ОАО «КЖК» посвящено стратегии развития компании в области производства, технической и финансово-экономической политике. На втором месте находятся материалы, содержащие информацию о реализации КСО компании.

Результаты проведенного контент-анализа дают полные основания для вывода: в казанских СМИ ОАО «КЖК» упоминается достаточно часто, что является свидетельством налаженной системы вза-

имодействия РЯ-отдела с представителями местных СМИ. Однако прослеживается достаточно низкий интерес к деятельности компании в редакциях радиостанций. Социальная ответственность компании освещается на недостаточном уровне, а следовательно, необходимо усилить коммуникационный канал, предпринять меры по налаживанию новых связей с представителями местных СМИ.

Проведенный анализ реализации интерналь-ной и экстеранальной форм КСО ОАО «КЖК» дает основания для следующего вывода: компания достаточно активно занимается социальной деятельностью на территории Республики Татарстан, а также стимулирует лояльность сотрудников пос-редствам продуманной кадровой политики. Таким образом, компания позиционируется в качестве социально ответственного хозяйствующего субъекта общества.

Представители российского бизнеса в большинстве своем разделяют мнение зарубежных коллег о необходимости ведения взвешенной и последовательной социальной политики и подготовки социальной отчетности как эффективного инструмента взаимодействия компаний и повышения капитализации компаний [9]. А это значит, что российские предприятия будут осваивать и развивать этот инструмент. Чем крупнее бизнес, чем многостороннее и разнообразнее его влияние на общество, тем важнее независимая оценка информации, представленной в отчетности. Необходимо осмыслить зарубежный опыт и создать очаги его эффективного применения, это позволит поддержать общую положительную динамику, в первую очередь по возрождению ценностей КСО. Социальная отчетность крупной компании должна быть выполнена в соответствии с ведущими мировыми стандартами и требует обязательного независимого аудита, ведь ее показатели оказывают существенное влияние на капитализацию бренда, являются индикатором привлекательности компании.

Таким образом, стратегической задачей на среднесрочную перспективу для российского бизнеса становятся качественная проработка международных стандартов и превращение их в эффективный инструмент диалога с внешним миром. В долгосрочном периоде перспективой может стать появление национальной стратегии реализации КСО бизнеса и разработка централизованного национального

стандарта отчетности в России. Но есть и еще один важный аспект реализации КСО и предъявления ее результатов - это реальные возможности компании работать на благо общества и вносить свой вклад в формирование ценностей и развитие гражданского государства.

Список литературы

1. Веселова О. Ботагоз Буралкиева: «Быть соответственным с экономической точки зрения». URL: http://www. kapital. kz/biznes/rinki/botagoz-buralkieva-bit-socotvetstvennim-s-ekonomicheskoie-tochki-zreniya. html.

2. Данилова Е. КСО как благотворительность -это прошлое. Аналитика // ЗАО ПАКК. 2008. № 9. С.14-21.

3. Куринько Р. Н. Осваиваем КСО: просто о сложном. Киев, 2011.

4. ОАО «Казанский жировой комбинат». Внутренний отчет об устойчивом развитии за период 2009-2011 гг.

5. ОАО «Казанский жировой комбинат». Ежеквартальные отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг за период 2009-2011 гг.

6. ОАО «Казанский жировой комбинат». Обзор корпоративных социальных программ за период 2009-2011 гг. и на перспективу.

7. ОАО «Казанский жировой комбинат». Консолидированная финансовая отчетность по состоянию на 31 декабря 2009-2011 гг.

8. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика // под общ. ред. В. С. Комаровского, Н. А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2011.

9. URL: http://www. csrjournal. com/lib/ networkoverview/174-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost-v-rossii. html.

10. URL: http://www. csrforum. ru.

11. URL: http://www. amr. ru.

12. URL: http://www.unido.org/index.php?id= o42159.

13. Sustainability - From Principie To Practice. 2008. Goethe-Institus.

14. Freer Spreckley. 1981. Social Audit - A Management Tool for Co-operative Working.

15. Companies in Communities. CAF, Kings Hill, Kent, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.