Территория науки, 2013, № 2
Список литературы
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А.Козырева и Н.Ф.Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2004, 187 с.
2. Кустов А.И., Тарлавский В.И., Мигель И.А. Повышение эффективности проведения занятий по физике с использованием информационных технологий // Образовательные технологии - науч.-технич. журн. №2. (24).2007. Воронеж. С.19-23.
3. Кустов А.И., Мигель И.А., Зеленев В.М. Физика - базовая составляющая инженерного образования // Сб. материалов X Международной конференции “Физика в системе современного образования (ФССО-09)”, Санкт-Петербург., 2009. Т.1, 493 С. (С.185-187).
4. Кустов А.И., Мигель И.А., Сергуткин Д.В. Трансформация методологии преподавания технических и базовых естественнонаучных дисциплин... // Сб. трудов XII Царскосельских чтений (Межд. Науч. конференции). апр. 2008, Т.Ш, С-Пб., С.58-60.
5. Кустов А.И., Меркулов С.А., Щербинин И.А. Разработка элементов инновационных учебно-методических комплексов с применением ИТ / Тезисы докладов V Региональной науч.- практ. конференции “Информационные технологии в образовательном процессе педагогического ВУЗа и школы”. -Воронеж: 2011.-144 с (с.49-52).
Михайловская Г.Н., Занин А.Н
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Воронежский экономико-правовой институт, Российский государственный социальный университет
Ключевые слова: образование, модернизация, концепция.
Аннотация: в статье рассматриваются концептуальные основы модернизации профессионального образования.
Keywords: education, modernization, concept.
Abstract: The article discusses the conceptual basis for modernization of vocational education.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года (см. бюллетень Министерства образования, 2002, № 2, с.7, далее Концепция) в своей основе базировалась на более активной роли в
47
Территория науки, 2013, № 2
общественном развитии не просто «человеческого», а прежде всего «молодежного» капитала. Высокий уровень культуры, степень научнопрофессиональной подготовки, моральные и компетентные качества, способность к непрерывному повышению образовательного уровня и другие параметры будущих специалистов становятся объективной необходимостью современного инновационного пути развития нашего общества. На таком (инновационном) этапе развития образование также должно быть инновационным, способным подготовить выпускника не только с глубокими системными профессиональными знаниями, но и подготовить специалиста творческого, неординарно мыслящего, умеющего ориентироваться в новых процессах и явлениях современной рыночной экономики. В связи с этим, на наш взгляд, для подготовки такого (элитного) специалиста объективной необходимостью является реформирование системы образования, которое одновременно способно будет решать и многочисленные проблемы молодежи. Необходимость реформирования образования связана как с внутренними, так и с внешними факторами. Среди факторов внешнего порядка отметим международные интеграционные процессы, которые в перспективе будут еще больше усиливаться. В таких условиях будет преобладать международное образование, которое кроме чисто профессиональных знаний потребует очень высокого уровня знаний иностранных языков, международной грамотности, высшей степени компетенции, в том числе, и культурной.
К факторам внутренней среды можно отнести: разбалансированность между спросом и предложением по очень большому количеству профессий за счет высокой структурной безработицы; несоответствие профиля и уровня подготовки специалистов в вузах современным потребностям рыночной экономики и потребностям работодателей; отсутствие концепции развития высшего образования на длительный период; остаточный принцип финансирования и многое другое. Можно констатировать, что современная система образования не в полной мере выполняет свои функции, не готовит специалистов, адекватных требованиям рынка, потребностям работодателей, инновационной экономики, не решает многие актуальнейшие проблемы современной молодежи и, естественно, нуждается в существенной корректировке. Озабоченность данной проблемой просматривается и на государственном уровне, например, в материалах различного уровня неоднократно отмечалась необходимость «создания механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования как основы для
48
Территория науки, 2013, № 2
прорывного инновационного развития страны»;... «нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы»;. «необходимы качественно новые учебные заведения и центры подготовки, на самом современном уровне». [www.President.kremlin. ru].
Широта рассматриваемой проблемы не позволяет осветить все ее аспекты, поэтому остановимся на некоторых вопросах реализации Концепции по нашему региону. Прежде всего, отметим, что по результатам социологического опроса населения на вопрос «удовлетворенность качеством образования», проведенного в 2008 и 2010 г.г., Воронежская область занимает 19 место в рейтинге регионов по этому показателю и который выше среднего показателя по РФ.
На совместном заседании Госсовета РФ и Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию российской экономики (31.08.2010г) приоритетной была проблема развития профессионального образования. Что касается изменений в системе профобразования по Воронежской области, то в докладе руководителя департамента образования, науки и молодежной политики отмечено, что эти изменения «пока остаются формальными и внутрисистемными,. не вызывающими массового интереса и активного участия в них представителей реальной экономики». И тем не менее программа Концепции реализуется. Особое внимание уделяется образовательным программам среднего профессионального образования (СПО). СПО предполагает два вида образовательных программ: подготовка специалистов среднего звена; подготовка
квалифицированных рабочих - эта программа особенно актуальна в силу значительной разбалансированности между спросом и предложением по очень большому кругу рабочих профессий. На дальнейшую реализацию Концепции направлена принятая целевая Федеральная программа развития образования на 2011-2015г.г. Мероприятия этой целевой программы осуществлялись на основании конкурсного отбора региональных программ развития образования. Аналогичная целевая областная программа «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 г.г.» принята у нас, где определены условия и механизмы качественных изменений в образовании.
Список литературы
1. Мещеряков Д.А., Чарахчян К.К. Государственное регулирование структурных преобразований экономики России // Территория науки. 2006. № 1. С. 36-43.
49