Научная статья на тему 'Концептуальный подход в освоении современного вузовского курса "естественнонаучная картина мира"'

Концептуальный подход в освоении современного вузовского курса "естественнонаучная картина мира" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА / ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / GLOBAL REPRESENTATIONS / CONCEPTUAL APPROACH / NATURAL SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD / MATERIAL OBJECTS / INFORMATION PICTURE OF THE WORLD / PHYSICAL LAWS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зеленев Вячеслав Михайлович

В работе представлены результаты разработки концептуального подхода, применяемого для освоения современного вузовского курса «Естественнонаучная картина мира». Акцентированы направления внедрения этого подхода в образовательный процесс. Показано, что он обеспечивает более глубокое понимание основ курса, существенное повышение его эффективности. Представлены преференции использования разработанных учебных пособий в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зеленев Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual approach in mastering the modern university course "The natural science picture of the world"

The paper presents the results of the development of the conceptual approach applied to mastering the modern university course "The Natural Science Picture of the World". The directions of introduction of this approach in the educational process are emphasized. It is shown that it provides a deeper understanding of the fundamentals of the course, a significant increase in its effectiveness. Preferences of the use of the developed teaching aids in the educational process are presented.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход в освоении современного вузовского курса "естественнонаучная картина мира"»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 78-88.

УДК 371 В. м. зеленев, и. А. мигЕЛь, А. и. кустов

Концептуальный подход в освоении современного вузовского курса «Естественнонаучная картина мира»

В работе представлены результаты разработки концептуального подхода, применяемого для освоения современного вузовского курса «Естественнонаучная картина мира». Акцентированы направления внедрения этого подхода в образовательный процесс. Показано, что он обеспечивает более глубокое понимание основ курса, существенное повышение его эффективности. Представлены преференции использования разработанных учебных пособий в образовательном процессе.

Ключевые слова: глобальные представления, концептуальный подход, естественнонаучная картина мира, материальные объекты, информационная картина мира, физические закономерности

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 78-88.

V. M. zelenev, i. A. Miguel, A. i. Kustov

The conceptual approach in mastering the modern university course "The natural science picture ofthe world"

The paper presents the results of the development of the conceptual approach applied to mastering the modern university course "The Natural Science Picture of the World". The directions of introduction of this approach in the educational process are emphasized. It is shown that it provides a deeper understanding of the fundamentals of the course, a significant increase in its effectiveness. Preferences of the use of the developed teaching aids in the educational process are presented.

Keywords: global representations, conceptual approach, natural scientific picture of the world, material objects, information picture of the world, physical laws

Введение

/"") стественнонаучная картина мира (ЕНКМ) -^ дисциплина, позволяющая формировать глобальные представления о современном материальном мире. Её следует отнести к наиболее востребованным дисциплинам, позволяющим получать при относительно минимальных материальных и энергетических затратах максимальное количество информации об окружающем мире. Данный факт обусловлен одной из базовых современных научных концепций, утверждающей, что эволюционируют, прежде всего, открытые системы. Именно им удается регулировать свою энтропию. Глубокое понимание смысла данной концепции имеет важное значение в быстро усложняющемся мире, так как позволяет выделять наиболее фундаментальные

представления, наблюдать их проявления в конкретных областях. Для каждой из материальных систем, в конечном итоге, решается задача развития в пространстве и времени с максимальной экономией энергии и материи, в том числе для отдельных индивидуумов или их коллективов. Поэтому, проблема быстрого и эффективного освоения курса ЕНКМ, является одной из актуальных проблем современного образования. Она наглядно демонстрирует проявление одного из базовых принципов современного мира - принципа обратной связи в действии, от конкретных представлений к глобальным, и, наоборот. Успешное решение данной проблемы может быть достигнуто на примере концептуального подхода, фактически являющегося одной из фундаментальных концепций современной НКМ.

Рассмотрим оптимальные направления решения данной проблемы в рамках концептуаль-

ного подхода. Могут быть выбраны, по крайней мере, 2 направления внедрения инновационных технологий в образовательный процесс - изучение примеров проявления в конкретных науках универсальных, всеобщих закономерностей, и обратное, когда набор конкретных закономерностей данной дисциплины рассматривается как проявление универсальных, глобальных закономерностей. Оба этих направления связаны с такими важными понятиями современной ЕНКМ, как миниатюризация, глобализация, принцип аналогии. Именно они подчеркивают глубокую взаимосвязь материальных процессов, захватывающих огромные пространства, с изменением характера их временного протекания, именно они подтверждают универсальность естественнонаучных закономерностей на различных структурных уровнях, именно они анализируют поведение материи с единых позиций.

На наш взгляд, глобальное понимание протекающих процессов, подтверждение их единства, аналогий совершения и выстраивание элементов курса с этих позиций обеспечит применение концептуального подхода.

Цель работы: на основе положений концептуального подхода разработать современный курс ЕНКМ для вуза и оценить для студентов различных профилей эффективность применения такого подхода в образовательном процессе.

_1. Материалы и методы исследований

В последние десятилетия наблюдается трансформация представлений о мире - все более значимыми становятся представления информационной картины мира. В конечном счете, её основой являются материальные объекты, для которых физические закономерности являются наиболее значимыми. Следовательно, задача их проявления в окружающем нас материальном мире, их изучения и фиксация остается одной из наиболее актуальных. Они составляют объемный кластер представлений и закономерностей и в области термодинамики, и в области электромагнетизма, и в области механики, и в области оптики и проч.).

Являясь фундаментальными, эти представления и закономерности, не меняются сами по себе, а лишь уточняют и дополняют фундаментальность глобальной естественнонаучной картины мира. Понимание роли физических закономерностей в развитии материального мира позволяют человечеству увеличить время существования за счет повышения вариативности развития. Настоящая проблема рассматривалась нами и ранее, неоднократно [1-3].

Со временем, в связи со стремительным накоплением массивов информации, её актуальность не снижается. Этому способствует и развитие технологических дисциплин, существенно расширяющих возможности дальнейших исследований материи. Поэтому, было решено сосредоточиться на тех направлениях, которые входят в число наиболее быстро развивающихся. Они связаны с проявлением классических фундаментальных закономерностей, например, связанные с законами сохранения. Именно эти направления позволяют существенно расширить представления о мире, например те, что связаны с различными типами теле- и микроскопии.

В настоящее время складывается глобальная "оптика изображений", которая имеет общие принципы формирования и анализа, применяемого для получения изображений, вне зависимости от природы излучения. Отдельное внимание уделяется использованию моделирующих математически различные объекты природы информационных технологий, что в конечном итоге, позволяет получать объективную информацию о строении и свойствах реальных объектов.

Окружающая нас материя это по сути, зафиксированная в различных видах информация. Но, её анализ, объективная трактовка, прочтение, могут быть реализованы лишь при применении различных, взаимодополняющих методов. Главное внимание при этом, следует уделить современному концептуальному подходу, опирающемуся на концепции глобального эволюционизма, системного подхода, синергетики, его проявлению в окружающем мире. Два характерных примера проявления этого подхода демонстрируются на рис.1. Если рассматривать стаю воробьев как при-

Рис.1 Проявление концептуальногоа подхода к различным материальным (биологическим) объектам: а) стая воробьев; б) березовая роща

мер открытой материальной системы, то к ней применимы (рис.1а) как все базовые физические закономерности, так и все концепции ЕНКМ. Стая в целом постоянно эволюционирует. При этом эволюционируют с той или иной различной «скоростью» и отдельные её особи. При этом проявляется и связанный с регуляцией уровня энтропии статистический подход. Для коллектива энтропия существенно ниже у коллектива, чем для отдельной особи. Не менее наглядно проявляется и концепция системного подхода. Согласно ей в стае существует определенный ие-

рархический тип, привязка к погоде, к сезону и времени суток, к территории, и проч. Аналогично проявляется концептуальный подход и для березовой рощи (рис.1б). Для неё уровень энтропии также снижается, при «совместном проживании». В целом же, проявляются и эволюционизм, и системный подход, и синергетика.

Подтверждением фундаментальности физических закономерностей в природе является, например, проявление законов сохранения на Мегауровне (например, момента импульса) (рис.2). На рисунке представлены

КОСМИЧЕСКАЯ ШКАЛА ВРЕМЕНИ И ЭВОЛЮЦИИ ВСЕЛЕННОЙ

Нейтроны и протоны формируют «кварковый суп»

Рекомбинация: формирование атомов

Первые звезды: их свет выбивает ^которые электроны из атомов

ПЕРЕВЕДЕНО ДЛЯ САЙТА SPACEGID.COM

(Уран) (Сатурн) (Плутон) (Уран) (Сатурн) (Уран) (Сатурн)

Титания Рея Харон Ариэль Тефия Миранда Мимас

Оберон Япет Умбриэль Диона Энцелад Протей Нереида

(Уран) (Сатурн) (Уран) (Сатурн) (Сатурн) (Нептун) (Нептун)

% * %

Марс Ганимед Титан Меркурий Каллисто Ио Луна Европа Тритон Плутон

(Юпитер) (Сатурн) (Юпитер) (Юпитер) (Земля) (Юпитер) (Нептун)

Рис. 2 Объекты нашей Вселенной и Солнечной системы, в полной мере подчиняющиеся законам сохранения. а) Этапы развития Вселенной; б) Сравнительные размеры планет и спутников Солнечной системы; в) Структура располонения планет Солнечной системы

объекты нашей Вселенной, сравниваются размеры планет и спутников Солнечной системы, демонстрируется структура расположения её планет.

Как и Земля, каждый из этих объектов, участвует в двух видах движения - вокруг некоего внешнего центра и вокруг собственной оси. Этот закон не менее широко проявляется и на Макроуровне - в различных приборах и устройствах, созданных человеком. При этом, были использованы для получения новой информации специальные устройства (космические корабли, телескопы), как побочный продукт исследований материального мира. Они разработаны на основе широкого набора физических закономерностей. Результатом технологического применения физических закономерностей могут быть изображения или модулированные (закодированные, тем или иным образом) сигналы. Для получения информации

в дальних мирах, новой для ЕНКМ, необходимы специальные устройства - телескопы. Как и для любых объектов материального мира для них проявляется закон двойственности - в частности, чем более мелкие, слабые объекты наблюдаются, тем меньше угол раскрытия и площадь наблюдений. Изменение условий исследований связаны с фундаментальными физическими принципами - уменьшением искажения сигнала и поглощения (телескоп Хаббла, рис.За) или увеличение апертуры прибора, что приводит к повышению его разрешающей способности. Такие приборы (рис.3б) позволяют получать новую информацию на более масштабном структурном уровне, визуализировать элементы поверхности нашей планеты. Они обеспечивают получение сведений о фрактальном строении многих материальных объектах природы, таких например, как горные массивы (рис.4).

Рис. 3 а) Космический телескоп «Хаббл» — автоматическая обсерватория на орбите вокруг Земли (названная в честь Эдвина Хаббла); б)Телескоп в Звенигородской обсерватории

Рис. 4 Структура горных фракталов, сочетающая в определенной пропорции степени упорядочения материи (а - Северная Америка, регион Гранд-каньона; б-Китай, горы Ганьсу)

Другое перспективное направление дополнения представлений ЕНКМ за счет применения физических закономерностей - реализация различных типов микроскопии (оптической, акустической, электронной, рентгеновской и проч.). Суть их, в облучении объекта исследований и в

получении информации о нем путем анализа амплитуды и фазы отраженного сигнала.

Примеры получения информации с помощью микроскопических методов демонстрируются на рис. 5 и 6. Известно, что АМД-методы [4,5] позволяют рассчитывать значения скорости акустиче-

ских волн (АВ) в твердотельных материалах (см. рис.6). Этот физический параметр тесно связан с такими важными характеристиками объектов исследования как упругие модули, коэффициент поглощения акустических волн, степень анизотропности структуры, а также с величинами, характеризующими внешние воздействия на материал [5].

В соответствии с базовыми концепциями ЕНКМ любое изменение состояния систем приводит к изменению в них соотношения порядок-беспорядок. При этом, с изменением параметров систем изменяются и характеризующие их аттракторы. Если параметры систем достигают определенных значений, то происходит качественная перестройка таких систем. Устойчивый фокус может смениться предельным циклом. Значения таких параметров называются бифуркационными, а сама перестройка — бифуркацией.

Установление в результате той или иной последовательности бифуркаций хаотического поведения в динамической системе принято называть сценарием или картиной развития хаоса. Рассмотрим, как же образом можно определить

границу между регулярной структурой со сложной динамикой, и хаосом? Критерием может служить устойчивость системы к малым возмущениям.

Если такая устойчивость отсутствует, необходимо использовать статистические методы, так как детерминированное описание на больших временных интервалах теряет смысл. Предложенный подход приводит к необходимости определения хаотического поведения через чувствительную зависимость системы к начальным условиям, к использованию показателей Ляпунова и в качестве критериев динамического хаоса -энтропии[6]. Аттрактор называется странным, если он имеет фрактальную структуру.

Фрактал (лат. /гае^-дроблёный, разбитый) - математическое множество, обладающее свойством самоподобия и представляющий собой объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого. Иначе говоря, это есть целое, которое имеет ту же форму, что и одна или более его частей). Повторяющиеся конечное число раз самоподобные фигуры называются предфракталами.

а)

б)

в)

г)

Рис. 5 а) Рентгеновская фотография железной руды: а - силикат железа; б - магнетит (280х); б) Акустическое изображение микроструктуры стали (масштаб 25 мкм/дел); в) Эритроциты человека (электронная микроскопия; 25х20 мкм2); г) Нитевидный кристалл SnO2

а) б) в) г)

Рис.6 Примеры характерных для твердотельных материалов интерференционных кривых V(Z) (а - твердотельный кристалл; б - теоретическая криваяV(Z), в,г - эксперимент для ст. 30ХГСМЛ, трансформация V(Z)-кривой после цементации при 9400С, 2 часа (ив = 3,18 .103 м/с, ДZN = 14,68 мкм, (Д^%)тах= 37%, масштаб по вертикали 1 дел.= 0,25 В, по горизонтали - 1 дел.=12,2 мкм)

Другие характерные примеры проявления концепций системного подхода и синергетики на различных структурных уровнях материи представлены на рис. 7-9 и говорят сами за себя.

И, наконец, на рис.10 представлены примеры проявления системного подхода на микроуровне (для биологического объекта - б, д) и на макроуровне - (а) - строение глаз насекомого

(пчелы); (в) - некоторая городская структура; (г) - рост кристаллов воды; (д) - быстроменяющиеся системы - сегрегации водяной среды. Кроме того, на рис. 11 демонстрируется пример информационной концепции, проявленной ещё на заре Человечества. Уже тогда наблюдалось свойство эмерджентности материи, элементы которой, будучи сложенными в определенном порядке,

или даже без него, порождали дополнительную информацию.

На рис.12 - сосуществование в одной океанской среде различных материальных образований - кораллов, рыб, и проч. (принцип дифференциации материи, согласно которому в одинаковой, в данном случае жидкой среде,

формируются существенно различные живые организмы, как по строению, так и по принадлежности, по режиму питания, по цвету и проч.). Рисунок 13 демонстрирует пример кратковременной, короткоживущей, самоорганизующейся системы - атмосферного электричества, подчиняющегося статистическим закономерностям.

2. Результаты исследований и их обсуждение

Результаты проведенных исследований, направленных на внедрение концептуального подхода в курс ЕНКМ для студентов различных профилей доказывают его высокую эффективность. Новый подход обеспечивает живой интерес студентов и магистрантов к дисциплине ЕНКМ, к пониманию реальных связей между любыми материальными объектами. Предложенный подход стимулирует «открытие» реальных взаимосвязей и взаимозависимостей материальных тел и полей. Например, для студентов гуманитарного, психологического, филологиче-

ского профилей становятся более понятными процессы, протекавшие в человеческом обществе в течение столетий и продолжающие свое развитие в настоящее время. Косвенным результатом проведенных исследований следует считать повышение успеваемости по такой сложной дисциплине как ЕНКМ на 22-30%.

_3. Выводы

Направленные на внедрение концептуального подхода в ЕНКМ исследования необходимо продолжить; следует распространить полученный опыт на другие дисциплины естественнонаучного цикла; имеет смысл развивать образова-

I ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА VII VIII

1 1 Н 1.0t ВОДОРОД (Н) атомный номар обозначение 4.00 2 Не ГЕЛИЙ

(I Itl IV V VI 1—e Ci^ УГЛЕРОД ЗТ0МИ4» ЫДССл □ &-эпеиемты □ d-эпементы □ p-inouoMTbi □ f-элеиемты

2 2 Li 3 е.» литий Be 4 ».»i БЕРИЛЛИЙ «л 5 В БОР 12.01 6 С УГЛЕРОД 14,01 7 N АЗОТ 18.00 О КИСЛОРОД 19.00 9 F ФТОР то,. 10 Ne НЕОН

3 3 Na " 22,99 НАГКИИ Mg1'24.31 МАГНИЙ 26.9В 13 AI АЛЮМИНИИ ге.оэ 1 Si КРЕМНИЙ 15 О 30,97 Г ФОСФОР 16 С згм Л СЕРА 35.45 17 CI ХЛОР 39.95 А Г АРГОН

4 4 иг 19 IV 39,10 КАЛИЙ Ca и.» КАЛЬЦИЙ SC "44.« СКАНДИЙ Ti 47,90 ТИТАН V 50,94 ВАНАДИЙ С Г 52,00 ХРОМ М 11 Л 54.94 МАРГАНЕЦ Fe 26 55.85 ЖЕЛЕЗО СО 27 58.« КОБАЛЬТ Ni 2ви,о НИКЕЛЬ

5 63.55 CU МЕДЬ J¡> 7 „ 65.38 /Л\ ЦИНК 69.7231 Ga ГАЛЛИЙ 72.59 32 Ge ГЕРМАНИЙ 74.,2 33 AS МЫШЬЯК 78.Ж 34 Se СЕЛЕН 79.90 3 5 В Г БРОМ аз.&о 1С Г КРИПТОН

5 6 Rb J' РУБИДИЙ с. 38 ДГ 87,62 СТРОНЦИЙ V 39 I 88,91 ИТТРИЙ •у- 40 JL.Y 91.22 ЦИРКОНИЙ Nb " 92,91 НИОБИЙ МО"" 9594 МОЛИБДЕН ТС 98.9, ТЕХНЕЦИЙ Rll 101,07 РУТЕНИЙ Rh 102.91 РОДИЙ Pd 10«.42 ПАЛЛАДИЙ

7 107.t?4' Ag СЕРЕБРО 112.41 Cd КАДМИЙ 114.82 Itl ИНДИЙ 118.59 Sil ОЛОВО 121.75 Sb СУРЬМА 127.60 Те ТЕЛЛУР 63 | 126.94 1 ИОД 131.30 Хс КСЕНОН

6 8 CS 132,91 ЦЕЗИИ Bil 137.33 БАРИИ La 138,91 ЛАНТОН Hf 178.49 ГАФНИЙ Та 180.95 ТАНТАЛ W 1В3.35 ВОЛЬФРАМ Re i86.2t РЕНИЙ OS 190.20 ОСМИЙ 1Г " 192,22 ИРИДИЙ Pt 195.09 ПЛАТИНА

9 19Ь9Г?3 AU ЗОЛОТО 200,59 Г1£ PTvfE 204,37 XI ТАЛЛИЙ 207.20 РЬ СВИНЕЦ 208.98 33 Bl ВИСМУТ |!09) М РО ПОЛОНИЙ (210| 85 At АСТАТ [222J в6 Rn РАДОН

7 10 Fr [223) ФРАНЦИИ Ra 226.03 РАДИЙ АС 69 [227] АКТИНИЙ Rf 12611 РЕЗЕРФОРДИЙ ПК 105 UD i26i] ДУБНИЙ с„ 106 Sg [263] СиЕОРГИЙ Bh [262] бОРИЙ HS lua р»з]; Mt1ÜJ рм] ХАССИЙ МЕЙТНЕРИЙ Ds ,lü ,271, ДАРКШТАДГИЙ

* ЛАНТАНОИДЫ

г- 58 СС 140.12 ЦЕРИЙ ,> 59 Г Г 140.97 ГРАИОДУШ 60 Nd 144.24 нюдим 61 Pill (145] С 62 L- 63 Sm 150,40 Lu 151,96 едмдрмй доогсм « . 64 Cd 157,25 ГАДОЛИНИЙ г. 65 IJ] 158.91 .ч 6в IK тмлрож II 67 НО 164.93 гольмий 68 LT 5 67.26 69 1П1 168.93 ... 7° 71 YD 173,04 Lu 174.97 ИТТЕКИЙ МОГШИЙ

•* АКТИНОИДЫ

т. 90 1 П 232.04 91 Ра 231.04 ПРОТОАКТДОСЙ 92 L 23ВГ03 V 93 Np 237,OS непттиий Pu ^ [244] лm 95 [2431 гуцггонии 1 tMtfvuHi» „ 96 < 111 [2471 „, 97 Вк 1747] , г 98 IIJ1I ^ 99 ES ÍJ54] э^ныпйжи „ 100 Ь m ¡257] оегмий 101 Md [258] МЕ1ЗДЕЛНИЙ 102 I 103 (No) (255) (Li*) I2561 мовелий [лотненй

Рис.8 Пример проявления концепции системного подхода -расположение элемента в таблице Менделеева определяется строением его атома и задает набор свойств

а)

СЕЙСМИЧЕСКИЕ ПОЯСА

ГРАНИЦЫ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ ВУЛКАНЫ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Н=1 Зоны разделения ■»—Зоны сближения • Действующие Сейсмические Эпицентры

Разломы а-*- Зоны надвигов * Потухшие лояса щ катастрофических

землетрясений

в)

б)

г)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.9 Пример проявления концепции глобального эволюционизма на мегауровне: а) схематичное строение Пангеи; б) расположение материков Земли 195 и 65 млн. лет назад; в) современное расположение материков Земли и зоны нестабильности (сейсмические пояса); г) модель осуществления сейсмической активности в литосфере

тельные направления, связанные с конкретными подтверждениями проявления концептуального подхода в различных естественнонаучных дисциплинах, придав исследованиям более системный характер.

Заключение

Признать полезными инновационные исследования, направленные на трансформацию образовательного процесса по дисциплине ЕНКМс использованием концептуального подхода. Изложить материал в соответствии с предложенным подходом в виде учебного пособия.

в)

г) Д)

Рис.10 Проявление концепций системного подхода и синергетики для материальных объектов различного масштабного уровня: а), б) — строение глаз насекомого (пчелы); в) закономерное строение городской среды; г) системное строение гроздьев рябины и рост кристаллов воды на них (переход молекул из газовой фазы в твердое состояние); д) быстроменяющееся распределение молекул воды по скоростям и по энергиям (жидкая и газообразная среды)

Рис.11 Примеры проявления информационной концепции материальных объектов (сложение полной, эмерджентной картины из отдельных, определенным образом расположенных,

материальных элементов)

Рис.12 Примеры организации различных материальных объектов в одинаковой среде

Рис.13 Пример

кратковременной

(короткоживущей),

самоорганизующейся

системы -

атмосферного

электричества,

подчиняющегося

статистическим

закономерностям

ЛИТЕРАТУРА

1. Мигель И.А., Зеленев В.М., Кустов А.И. // Физика в системе современного образования (ФССО-2015): Материалы XIII Межд. Конф., Санкт-Петербург, Т.2. - СПб.: изд. ООО «Фора-принт», 2015. 393 с. (С.14-17).

2. Мигель И.А., Зеленев В.М., Кустов А.И. // Моделирование структур, строение вещества, нанотехнологии: Сб. материалов III Международной научн. конфер. - Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. университета им. Л.Н.Толстого, 2016. 312 с. (с.287-292).

3. Мигель И.А., Батвинкина ЛА., Кустов А.И. // Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы II Межд. научн.-метод. конфер. (г.Москва, Ч.2., 2016 г.). - Изд-во «Onebook.ru», 2016. 312 с. (С. 287-292).

4. Кустов А.И., Мигель И.А. // Материаловедение, 2010. №2 (155). С.9-14.

5. Кустов А.И., Мигель И.А. // Фундументальные проблемы современного материаловедения, 2014. Т.11. №4/2. С. 592-598.

6. Лоскутов А. // Успехи физ. наук, 2007, т.177, N0 9, с.989-1015.

7. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. Москва - Ижевск, 2002., 656 стр.

8. Кустов А.И., Мигель И.А., Добрачёва А.Н. Естественнонаучная картина мира (Учебное пособие для студентов физ.- мат. факультета и факультетов не физ.-мат. профилей., п/р проф. В.М. Зеленева),- Воронеж: изд. «Ритм», 2017, Ч. 1. 292 с.

9. Кустов А.И., Мигель И.А., Добрачёва А.Н. Естественнонаучная картина мира (Учебное пособие для студентов физ.- мат. факультета и факультетов не физ.-мат. профилей., п/р проф. В.М. Зеленева). Воронеж: изд. «Ритм», 2018. Ч. 2. 308 с.

10. Зеленев В.М., Кустов А.И., Мигель И.А. Физические закономерности и их роль в становлении современной естественнонаучной картины мира // Физика в системе современного образования (ФССО-2017): Материалы XIV Междунар. научн. конф.; Донской гос. техн. университет. Ростов-Дон: ДГТУ, 2017. - 538 с. (С. 476-480).

11. Добрачева А.Н., Кустов А.И., Мигель И.А. Комплексное освоение физических представлений в современном образовательном процессе // Физика в системе современного образования (ФССО-2017): Материалы XIV Междунар. научн. конф.; Донской гос. техн. университет. Ростов-Дон: ДГТУ, 2017. 538 с.(С. 419-424).

12. Зеленев В.М., Кустов А.И., Мигель И.А. Роль естественнонаучных представлений в системе высшего образования и методы их эффективного освоения // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Подготовка учителя физики и естествознания в условиях модернизации педагогического образования" (15-17 ноября 2017 года), г. Коломна., С. 45-46.

13. Добрачева А.Н., Зеленев В.М., Кустов А.И., Мигель И.А. Разработка учебных пособий для дисциплин технологического цикла на основе современных инновационных представлений // Материалы ХХШ-ей Международной конференции «Современное технологическое образование» / под. Ред. Хотунцева Ю.Л. Москва, МПГУ, окт. 2017 - 294 с. (С. 261-269).

1. Miguel I.A., Zelenev V.M., Kustov A.I. // Physics in the system of modern education (FSSO-2015): Materials XIII Int. Conf., St. Petersburg, T.2. - St. Petersburg: ed. Fora-print LLC, 2015. 393 p. (pp.14-17). (in Russian)

2. Miguel I.A, Zelenev V.M., Kustov A.I. // Modeling of structures, structure of matter, nanotechnology: Sat. materials of III International Scientific. Confer. - Tula: Publishing house Tul. Gos. ped. University of. L.N. Tolstoy, 2016. 312 p. (p. 287-292). (in Russian)

3. Miguel I.A., Batvinkina L.A., Kustov A.I. // Physico-mathematical and technological education: problems and development prospects. Materials II Int. scientific-method. Confer. (Moscow, Part 2., 2016). - Publishing house «Onebook.ru», 2016. 312 p. (pp. 287-292). (in Russian)

4. Kustov A.I., Miguel I.A. / / Materials Science, 2010. № 2 (155). pp.9-14. (in Russian)

5. Kustov A.I., Miguel I.A. // Fundamental Problems of Modern Materials Science, 2014. V.11. № 4/2. pp. 592-598. (in Russian)

6. Loskutov A. // Successes of physical Sciences, 2007, V.177, No 9, pp.989-1015. (in Russian)

7. Mandelbrot B. Fractal geometry of nature. Moscow - Izhevsk, 2002., 656 p. (in Russian)

8. Kustov A.I, Miguel I.A., Dobracheva A.N. The natural-scientific picture of the world (textbook for students of the Faculty of Physics and Mathematics, not phys.-m., Prof. VM Zelenev), - Voronezh: ed. "Rhythm", 2017, Part 1. 292 p. (in Russian)

9. Kustov A.I., Miguel I.A., Dobracheva A.N. A natural scientific picture of the world (textbook for students of the Faculty of Physics and Mathematics, not of the Physics Department of Profiles, Prof. VM Zelenev). Voronezh: ed. "Rhythm", 2018. Part 2. 308 p.

10. Zelenev V.M., Kustov A.I., Miguel I.A. Physical regularities and their role in the formation of the modern natural science picture of the world // Physics in the system of modern education (FSS0-2017): Materials XIV International. scientific. conf .; The Don state. tech. university. Rostov-Don: DGTU, 2017. - 538 p. (pp. 476-480). (in Russian)

11. Dobracheva A.N., Kustov A.I., Miguel I.A. Integrated Development of Physical Representations in the Modern Educational Process // Physics in the Modern Education System (FSS0-2017): Proceedings of XIV International. scientific. conf .; The Don state. tech. university. Rostov-Don: DGTU, 2017. 538 pp. (pPp. 419-424). (in Russian)

12. Zelenev V.M., Kustov A.I., Miguel I.A. The role of natural-scientific ideas in the system of higher education and methods for their effective development // All-Russian scientific-practical conference with international participation "Preparation of the teacher of physics and natural science in the conditions of the modernization of pedagogical education" (November 15-17, 2017), Kolomna., pp. 45-46. (in Russian)

13. Dobracheva A.N., Zelenev V.M., Kustov A.I., Miguel I.A. Development of teaching aids for the disciplines of the technological cycle on the basis of modern innovative ideas. Proceedings of the XXIII International Conference "Modern technological education" / under. Ed. Hotuntseva Yu.L. Moscow, MPGU, Oct. 2017 - 294 p. (pp. 261-269). (in Russian)

REFERENCES

Информация об авторах Зеленев Вячеслав Михайлович

(Россия, Воронеж) Профессор, доктор физико-математических наук Профессор кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет

Information about the authors

Zelenev Vyacheslav Mikhailovich

(Russia, Voronezh) Professor,

Doctor of Physical and Mathematical Sciences Professor of the Department of Technological and Natural Science Disciplines Voronezh State Pedagogical University

Мигель И.А.

(Россия, Воронеж) Кандидат физико-математических наук, доцент Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Кустов Александр Игоревич

(Россия, Воронеж) Доцент, кандидат технических наук Доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

Miguel I.A.

(Russia, Voronezh) PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor. The Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin

Kustov Alexander Igorevich

(Russia, Voronezh) Associate Professor, PhD in Technical Sciences The senior lecturer of faculty of technological and natural-science disciplines Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.